ТЕНДЕНЦИИ ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ С. БАКЛАШИ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТЕНДЕНЦИИ ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ С. БАКЛАШИ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бааль Д.А. 1
1Структурное подразделение МБОУШР "Шелеховский лицей" - СОШ с. Баклаши
Меновщикова О.А. 1
1МБОУШР "Шелеховский лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Для планирования развития территории и социальной сферы, в том числе сферы образования, необходимо определение будущего планируемых процессов. Прогнозирование — один из составных элементов планирования. Оно позволяет выявить закономерности тенденций социального развития, возможные изменения в их развитии. Прогнозы играют важную роль в обосновании долгосрочных планов (1).

Особое место в общей системе прогнозирования занимает прогнозирование численности населения, поскольку это дает возможность определить величину трудовых ресурсов общества, а также демографические исследования служат для разработки мероприятий демографической политики (5). Численность населения — это один из демографических показателей. В общем случае — это число людей в определенной их совокупности, проживающих на определенной территории, данная величина постоянно изменяется вследствие рождения, смертей, миграции, измеряется и оценивается по состоянию на определенный момент времени (3).

Прогноз динамики численности населения будет точным лишь в том случае, когда самым тщательным образом определены и проанализированы тенденции развития процессов в прошлом и правильно использованы данные и методы статистического обобщения, которыми располагает современная наука. План развития определённой территории и прогноз численности населения должны быть согласованы (4).

Цель исследовательской работы – выявить основные тенденции динамики численности учащихся школы с. Баклаши с учётом прогноза на ближайшую перспективу, и факторы, оказывающие влияние на динамику данного показателя.

Актуальность работы обусловлена тем, чтов настоящеевремяна территории села активно идёт процесс субурбанизации, что влечёт за собой приток населения, имеющего детей школьного возраста, увеличивается показатель рождаемости на территории села, что, в свою очередь, приводит к увеличению численности учеников школы в условиях крайне ограниченного по площади здания школы. Таким образом, необходимо дать прогноз тенденций изменения динамики численности учащихся школы, оценить факторы, которые оказывают влияние на динамику данного показателя. Это стало возможным благодаря использованию элементов математической статистики в демографических исследованиях.

Практической значимостью работы является получение наиболее точных результатов прогноза динамики численности учеников нашей школы вследствие выбора математической модели, показывающей оптимальные результаты. Результаты проведённых исследований могут быть использованы администрацией школы, Управлением образования администрации Шелеховского муниципального района при прогнозировании мероприятий по дальнейшему развитию инфраструктуры школы с. Баклаши и увеличения площади здания на перспективу.

2. Характеристика Баклашинского сельского поселения и история школы с. Баклаши

Село Баклаши́ (Окининское, Акинино, Окинино-Баклаши, Акинино-Баклаши) — посёлок в Шелеховском районеИркутской области, расположен в 22 км от г. Иркутска и в 3 км от г. Шелехова, является одним из самых крупных селений Шелеховского района. Село Баклаши основано во второй половине XVII века как сторожевое зимовье под названием Окининское, охранявшее Иркутск с юга. Затем зимовье-сторожка положило начало пригородному селу, названному Окинино-Баклаши (в некоторых источниках — Акинино-Баклаши). Окининское произошло от названия реки Оки — притока Ангары. Такое название реке буряты дали от слова «аха» — «старший», поскольку Ока является самой большой из рек, стекающих с Восточных Саян в Ангару. Добавление Баклаши сделано в связи с тем, что население этого села занималось изготовлением баклуш — березовых болванок для токарной выделки деревянной посуды и других предметов для города, поскольку со всех сторон Окининское окружал хороший березовый лес. В конце 1960-х в названии села осталось только одно слово — Баклаши.

8 апреля 1998 года решением Шелеховской Думы утверждено Баклашинское внутримуниципальное образование, в состав которого вошли поселения Баклаши, Введенщина, Пионерск, а с 2013 года – п. Чистые Ключи.

Долгое время в селе функционировал совхоз «Ангарский», основными направлениями в работе которого были овощеводство, производство молока и работа овцеводческой бригады. Продукцию поставляли в г. Иркутск, г. Шелехов. В 1995 сельскохозяйственное предприятие перестало существовать.

В настоящее время на территории поселения работают 5 фермерских хозяйств, развивается социальная сфера: 2 общеобразовательные школы, школа искусств, 2 детских сада, Дом культуры, 2 фельдшерско-акушерских пункта, почта, две библиотеки. Обслуживает население 27 магазинов.

Поскольку село расположено в непосредственной близости от г. Шелехова, то основная часть сельского населения работает в городе, в связи с чем для территории характерна ежедневная маятниковая миграция. Кроме того, за последнее десятилетие активно протекают процессы субурбанизации – городское население в силу определённых причин (экологическая составляющая, низкий уровень шумового загрязнения, спокойная криминогенная обстановка, возможность развития приусадебного хозяйства) предпочитает сельский образ жизни и начинает осваивать свободные площади для жилищного строительства, а также приобретают вторичное жильё на рынке недвижимости.

Акинино – Баклашинская школа Введенского прихода открыта 1 февраля 1900 года. В 1963 году построено новое типовое здание школы, рассчитанное на 300 учеников. В здании школы 9 основных учебных кабинетов, 1 специализированный кабинет информатики и технологии, 2 кабинета иностранных языков, спортивный и актовый залы.

28 января 2003 года согласно постановлению Губернатора Иркутской области Б.А. Говорина школе присвоено имя земляка - баклашинца, генерала армии дважды Героя Советского Союза А.П. Белобородова.

В 2013 году школы получила статус структурного подразделения МБОУ ШР «Шелеховский лицей»

3. Методика проведения демографических исследований с использованием элементов математической статистики

Для проведения исследований необходимая информация о динамике численности учеников школы за период с 1965 по 2016 г.г. была получена из алфавитных книг школы и книг выдачи аттестатов.

В данной работе рассмотрены возможности пакета Microsoft Excel для решения такого рода задач.

В Excel имеется возможность добавления в диаграмму линий тренда, построенных на основе таблицы данных для исследуемой характеристики процесса. Таким образом, для более детального анализа на каждом графике введён ещё один компонент – линия тренда или тенденции. Основная линия тренда представляет собой один из наиболее простых технических инструментов, используемых в графическом анализе. Несмотря на свою простоту, она представляет большую ценность для анализа происходящих изменений (2).

Один из основополагающих принципов тенденции гласит: тенденция, которая находится в развитии, будет стремиться продолжать своё движение. Из этого следует, что как только тенденция набирает определённый темп и линия тренда располагается под определённым углом, этот угол, как правило, будет оставаться неизменным в процессе дальнейшего развития тенденции (6).

Для таблицы данных, описывающих некоторый процесс и представленных диаграммой, в Excel имеется эффективный инструмент математического анализа, позволяющий:

- строить и добавлять в диаграмму линию тренда, которая с той или иной степенью точности моделирует исследуемый процесс;

- добавлять к диаграмме уравнение построенной линии тренда.

Анализ поведения линии тренда необходимо проводить за большой временной промежуток, в данном случае мы рассматриваем пятидесятилетний отрезок времени, а он является достаточным для проведения исследований.

Достоинством рассмотренного метода математической статистики является возможность прогнозирования поведения исследуемого процесса на произвольное (в пределах здравого смысла) количество шагов вперёд, а также назад.

Таким образом, анализируя линию тренда по исследуемым характеристикам, можно дать прогноз дальнейшей динамики численности учеников нашей школы. В данном случае мы предлагаем прогноз на ближайшие 20 лет (до 2030 года).

Нами выбрана линейная линия тренда, которая хороша при моделировании характеристик, значения которых увеличиваются или убывают с постоянной скоростью. Это наиболее простая в построении модель исследуемого процесса. Она строится в соответствии с уравнением:

y = mx + b, где m - тангенс угла наклона линейной регрессии к оси абсцисс; b - координата точки пересечения линейной регрессии с осью ординат (6).

Достоинствами рассмотренного инструмента математического анализа являются:

- относительная легкость построения на диаграммах линии тренда без создания для нее таблицы данных;

- возможность прогнозирования поведения исследуемого процесса на произвольное (в пределах здравого смысла) количество шагов вперед, а также назад.

4. Тенденции изменения численности учащихся школы с. Баклаши

Динамика показателей численности учеников школы с. Баклаши за период с 1965 по 2015 годы характеризуется нестабильностью: наибольшие значения характерны для начала 1980-х годов и в период, начиная с 2013 года (таблица 1).

Подобные тенденции обусловлены тем, что в советское время на территории села отмечалась стабильная социально-экономическая ситуация, имелись места приложения труда, что давало гражданам уверенность в завтрашнем дне, вследствие чего показатели рождаемости в 2,3 раза превышали показатели смертности (по данным ранее проведённых исследований), вследствие чего количество учеников в школе было более 300 (Таблица 2).

Таблица 1

Количество учеников в СОШ с. Баклаши в динамике с 1965 года

Год

Численность учеников начальных классов

Численность учеников 5-9 (8) классов

Численность учеников 10 (9) – 11 (10) классов

Общее количество учеников

1965

75

89

12

176

1970

98

94

9

201

1975

123

110

16

249

1980

165

148

18

331

1985

132

159

11

302

1990

145

151

15

311

1995

131

130

17

278

2000

125

128

14

267

2005

134

121

15

270

2010

148

110

7

265

2015

204

190

0

394

Таблица 2

Численность населения и естественный прирост населения с. Баклаши

Год

Численность населения (тыс. чел)

Естественный прирост

1965

940

23

1980

1327

18

1985

1544

4

1990

1900

13

1995

1937

-15

2000

2112

-13

2005

3004

- 5

2010

3944

6

2015

5 123

50

В период с 1995 по 2010 годы отмечается снижение количества учеников, вследствие того, что на территории села отмечены минимальные (нулевые или отрицательные) показатели естественного прироста. Это обусловлено ухудшением социально-экономической ситуации в стране после распада СССР в период перестройки, и, в частности, с проблемами развития сельского хозяйства как основного места приложения труда сельских жителей. На основании ранее проведённых исследований с 2003 по 2008 годы отмечается незначительный прирост числа жителей с.Балаши, максимальных значений он достигает в 2015 году. Значительные увеличения показателей естественного прироста обусловлены радом причин: механическим увеличением числа жителей преимущественно молодых возрастов за счёт миграций, снижением показателей смертности вследствие проводимой государством политики социального обеспечения граждан пожилых возрастов, увеличения рождаемости как следствие мероприятий демографической политики в стране. Увеличение числа жителей не приводит к увеличению численности учеников в нашей школе. Вероятнее всего, это связано с тем, что родители предпочитали обучать своих детей в других школах города.

С 2013 года отмечается резкое увеличение количества учащихся школы с. Баклаши с 280 до 395 человек, причём преимущественно количество увеличивается за счёт учеников начальной школы. Наряду с этим мы отмечаем снижение количества учеников 10-11 классов и отсутствие классов старшей ступени в течение последних двух лет. В 2015 году впервые за всю историю школы было открыто 3 первых класса.

Данные по ученикам-первоклассникам и прибывшим ученикам за последние три года позволяют сделать следующие выводы:

- родители первоклассников (набор 2015 года) приняли решение обучать своих детей в школе с. Баклаши, а не в школах города. Всего в 2015 году на территории села зарегистрировано 87 первоклассников, из них 72 пришли в первый класс школы с. Баклаши;

- происходит прирост числа учеников за счёт прибывших из других территорий Иркутской области (прибыло 58 учеников), из других регионов РФ (прибыло 18 учеников), мигранты из других государств (Украина, Казахстан) - 5 человек;

- увеличение количества учеников произошло по причине обратного перевода в школу с. Баклаши из других школ города учеников (СОШ № 1 – 16 чел., СОШ № 2 – 18 чел., НШДС № 14 – 11 чел., СОШ № 4 – 6 чел., СОШ № 8 – 3 чел.);

- также увеличение числа школьников произошло по причине увеличения в приёмных семьях опекаемых детей при расформировании детского дома «Ручеёк».

В целях получения прогноза был построен график динамики численности учеников школы, добавлена линейная линия тренда.

На основании этого мы сделаем вывод о прогнозе исследуемых демографических показателей на ближайшую перспективу (таблица 3).

Таблица 3

Прогноз количества учеников школы с. Баклаши на ближайшую перспективу

Демографические показатели

Прогноз на 2020 год

Прогноз на 2030 год

Численность учеников

410 человек

495 человек

Таким образом, на основании полученных данных, мы отмечаем, что показатели численности учеников с. Баклаши в перспективе до 2030 года будут закономерно возрастать.

5. Тенденции развития школы с. Баклаши с позиций прогноза динамики численности учеников

В результате проведённых исследований мы сделали вывод о том, что численность учеников школы на ближайшую перспективу закономерно возрастает, что, в свою очередь, должно сказаться на многочисленных аспектах развития школы в дальнейшем.

Во-первых, проектная мощность школы не рассчитана на увеличение контингента учеников. Это приводит к тому, что с 2013 года в школе открыто обучение в 2 смены, что противоречит проводимой Министерством образования и науки Российской Федерации политики на снижение в школах количества обучающихся в 2 смены.

Во-вторых, увеличение количества учеников приводит к увеличению наполняемости классов (средняя наполняемость в 2015 году составила 24 человека), вследствие чего происходит нарушение требований Санитарных норм и правил, где сказано, что «количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося. Площадь учебных кабинетов принимается из расчета не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося». По факту, в среднем площадь классных комнат составляет 38 м2, следовательно, на одного ученика приходится всего 1,4 м2, что в 1,7 раза меньше нормативных значений.

В – третьих, увеличение количества учеников приводит к увеличению классов – комплектов, что требует увеличения количества учителей, особенно учителей начальных классов. В связи с дефицитом педагогических кадров на рынке труда, привлечение специалистов является проблемой, для молодых специалистов на территории села не созданы условия по предоставлению жилья.

Таким образом, в настоящее время и на ближайшую перспективу в условиях стабильного увеличения количества учеников необходимы ряд изменений:

  1. Необходимо расширение площадей здания школы за счёт пристроя к существующему зданию.

  2. В случае сохранения образовательного процесса в неизменных условиях необходимо совместно с Управлением образования решить вопрос о перераспределении учеников в другие близлежащие школы (с. Введенщина, школы № 2, № 4и № 6).

  3. Администрации Шелеховского района при формировании перечня закреплённых за школами территорий отнести район ДЛП «Солнечный» (находится на въезде в с. Баклаши со стороны г. Шелехова), численность которого постоянно увеличивается, к школам г. Шелехова.

Полученные данные говорят о том, что необходим комплексный подход к решению проблемы увеличения количества учеников школы с. Баклаши в будущем.

6. Заключение

В предложенной работе проведены исследования динамики количества учеников школы с. Баклаши за период с 1965 года с использованием элементов математической статистики.

Выявлены основные тенденции динамики количества учеников школы с учётом прогноза на ближайшую перспективу, и факторы, которые оказывают влияние на динамику данного показателя.

В ходе проведения исследований сделан вывод о том, что для исследуемого показателя полиномиальная линия тренда наиболее точно описывает характер прогноза, так как только для неё характерны коэффициенты аппроксимации, максимально приближенные к единице, что говорит о наибольшей достоверности результатов прогноза на период до 2030 года.

Результаты проведённых исследований могут быть использованы администрацией школы, Управлением образования администрации Шелеховского муниципального района при прогнозировании мероприятий по дальнейшему развитию инфраструктуры школы с. Баклаши и увеличения площади здания на перспективу.

Перспективным направлением данной работы может являться создание математической модели и прогноза динамики численности учеников для всех школ города и района.

Таким образом, работа по предложенной методике всегда необходима как начальный этап при оценке перспективы развития инфраструктуры школы, а также для прогнозирования социально-экономического развития территории.

Список литературы

  1. Архангельский В.Н. Воспроизводство населения России. — М., 2010.

  1. Абасов И.С. Справочник по математике. М.: Просвещение, 2014.

  1. Вопросы воспроизводства населения и демографической политики. /Отв. ред. В.А. Борисов. — М., 2012.

  1. Демографы думают, спорят, советуют. / Ред.-сост. Г.П. Киселева. — М., 2013.

  1. Ковалёв С.А. Географическое изучение населения, его потребления и общественного обслуживания// Перспективы географии. Вопросы географии, № 100. М.: Мысль, 2010.

  1. Прохоров Н.Р. Применение методов математической статистки в демографических исследованиях //Наука, № 12, 2010.

  1. Современная демография. Под ред. А.Я. Кваши и В.А. Ионцева. — М., 2005.

Просмотров работы: 697