ПУШКИН И АНЧАР, ИЛИ А БЫЛА ЛИ ОШИБКА?

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПУШКИН И АНЧАР, ИЛИ А БЫЛА ЛИ ОШИБКА?

Ясинский А.В. 1
1
Шустова Е.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Творчество А.С.Пушкина неиссякаемый кладезь для исследований.............................3-6

II.А.С.Пушкин путешественник……………………………….…......................................6-9

III. Пушкин и анчар, или а была ли ошибка?……………………………………………..10-15

1.История создания стихотворения

2. «В пустыне чахлой и скупой…?»

3. «На почве, зноем раскалённой…?»

4. «Стоит - один во всей вселенной…?»

5. «Сень анчара». Мифы о ядовитости растения

IV. О чём А.С.Пушкин и не подозревал…………………………………………………16-18

V.Список используемой литературы………………………………………………………..19

Приложения.

I. Творчество А.С.Пушкина неиссякаемый кладезь для исследований.

Давайте познакомимся! Я – Ясинский Артём, ученик 6 А класса, средней школы №9. Мне 12 лет. Я как многие мальчишки моего возраста люблю конструировать, играть в подвижные и компьютерные игры и даже… читать.

Научился читать в 6 лет. Первая прочитанная книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», последняя прочитанная на прошлой неделе «Гарри Поттер и кубок огня» Дж.К.Ролинг. Меня интересуют такие предметы как история, биология, география.

Так что всегда найдётся тема для обсуждения с друзьями-товарищами, одноклассниками, родителями. Кроме того, я считаю, что книга является источником знаний. Это источник мудрости, совести, истины, милосердия и доброты. Это интересный, богатый событиями новый мир для читателя. Есть книги, которые не стареют, они всегда наши ровесники, с ними не бывает скучно. Ги де Мопассан сказал: «Жизнь – гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро». Так вот книга помогает мне быстрее подняться на «вершину знаний» и никогда не опускаться.

Предлагаемая исследовательская работа – это возможность реализации описанного выше моего увлечения.

Предыстория исследования такова. Учитель географии порекомендовал прочитать книгу А.А.Сторярова «Занимательная география». Особый интерес у меня вызвал раздел «О Пушкине и о …» и в частности вопрос. Он звучал так:

«В пустыне, чахлой и скупой,

На почве, зноем раскалённой,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мёртвую ветвей

И корни ядом напоила»

Не погрешил ли поэт против истины? Впрямь ли анчар был столь ядовит, как о том писал Пушкин?

С этим вопросом я обратился к своим одноклассникам. Ответы были таковы.

№ вопроса

Предлагаемые вопросы

Ответы одноклассников

1

Известно ли вам растение анчар?

- да, по стихотворению

А.С.Пушкина -80%

- нет – 20%

2

Как вы представляете это растение?

- очень ядовито -80%

- растёт в пустыне – 73%

- создаёт тень в знойный день – 62%

- ничего не знаю – 30%

(См. Приложение №1 Результаты анкетирования, проведённого в классе)

О какой погрешности Пушкина можно говорить?

Кроме того, я попросил своих одноклассников проиллюстрировать первичное восприятие этого растения на основе предложенного Пушкиным описания.

Так предметом моего исследования стал анчар.

Гипотеза исследования

Мог ли А.С.Пушкин ошибаться, описывая это растение?

Цель исследования:

выявить истинные особенности растений рода анчар.

Задачи исследования.

  1. Узнать историю создания стихотворения «Анчар».

  2. Определить: ареал распространения, условия произрастания, свойства и практическое применение данного растения.

  3. Проследить характер визуального восприятия в зависимости от качества информации.

  4. Предоставить результаты своего исследования одноклассникам, членам НОУ, способствовать формированию интереса в изучении литературы, истории, географии и биологии.

С руководителем работы мы определились с выбором конкретных методов исследования (ведь метод – это способ познания) и выбрали наиболее приемлемые:

1.основанные на опыте: изучение справочной, дополнительной литературы, средств массовой информации, наблюдения, консультация учителя русского языка - их называют эмпирическими.

2.обобщение, анализ, классификация1, систематизация2 - теоретические.

Для подтверждения или опровержения предполагаемой гипотезы исследования я составила план работы. (Эта форма работы проводилась совместно с руководителем).

Этап работы

Сроки выполнения

Моя деятельность

1.Подготовительный

Ноябрь 2014

Определения целей, задач, методов исследования. Выдвижение гипотезы. Анкетирование учащихся класса. Сбор информации.

2.Этап реализации

Декабрь 2015

Обработка полученной информации.

3. Аналитический

Январь-февраль 2015

Анализ полученных результатов исследования.

Подтверждение или опровержение предполагаемой гипотезы.

4.Презентация

Весна 2015

Оформление результатов, создание мультимедийной презентации.

II.А.С.Пушкин путешественник.

Даже составив план исследования, я продолжал сомневаться в том, погрешил ли А.С.Пушкин против анчара.

Мы привыкли к тому, что гений русской литературы всё знает. Не случайно выражение в молодёжной среде: « Ты что, Пушкин!» Пришлось разбираться и с этим.

Исследователи подсчитали, что поэт преодолел 45530 км в своих путешествиях! (См. Приложение №2 Карта путешествий А.С.Пушкина) Цифра эта для профессионала-путешественника значительная, почти окружность земного шара! Пржевальский (наш земляк) за свои четыре центральноазиатских странствия покорил 30 тыс. км.

Пушкин о себе мог сказать следующее словами Ивана Петровича Белкина3 «В течение 20 лет сряду я изъездил всю Россию, по всем направлениям». Как подсчитали исследователи, по 120 маршрутам проехал поэт.

Я составил таблицу на основании схемы путешествий А.С. Пушкина по России

Таблица №1.Направления путешествий А.С.Пушкина

по России

Пункты

Расстояние в километрах

Количество поездок по маршруту

Суммарное расстояние

Москва

Петербург

650

32

20800

Петербург

Царское село

25

8

200

Петербург

Михайловское

350

4

1400

Петербург

Екатеринослав

1430

1

1430

Екатеринослав

Кисловодск

760

1

760

Кисловодск

Гурзуф

750

1

750

Гурзуф

Кишинев

480

1

480

Кишинев

Измаил

180

2

360

Кишинев

Одесса

170

5

850

Одесса

Псков

1250

1

1250

Псков

Михайловское

150

1

150

Михайловское

Москва

500

4

2000

Москва

Полотняный завод

150

4

600

Москва

Владикавказ

1500

2

3000

Владикавказ

Тифлис

150

2

300

Тифлис

Арзрум

250

2

500

Петербург

Болдино

1000

6

6000

Петербург

Оренбург-Уральск

1650+200

2

3700

ИТОГО

45 530

В более зрелом возрасте Пушкину довелось много путешествовать: Кавказ — лечение на минеральных водах в нынешнем Пятигорске; Крым — пребывание в Гурзуфе, посещение Бахчисарая — поразили поэта.

Кроме того, проживание в Кишиневе, Одессе, ссылка в Михайловское, путешествие в Арзрум на Кавказ и действующую армию. По территории современной Украины Александр Сергеевич осуществил 19 путешествий с 1820 по 1824 год; по территории России — три длительные поездки: две — на юг и одну на восток — в Приуралье по маршруту Емельяна Пугачёва. Многочисленными были поездки из Петербурга в Москву в свое имение.

В поэтических произведениях Пушкина встречаются около 300 географических названия. Данные своего исследования я привёл в таблице

Таблица №2.Географические названия, встречающиеся в произведениях А.С.Пушкина

Географическое название

Пример произведения

Царское село

«Навис покров угрюмой ночи» (1814)

Г.Луга (Ленинградская обл.)

«Есть в России город Луга» (1817)

Азов

Полтава (1828-29)

Петербург

Капитанская дочка (1836)

Казань

Москва

Борис Годунов (1825)

Кавказ

Кавказ (1829)

Царьград

Песнь о Вещем Олеге (1822)

Арзрум

Новочеркасск

Ставрополь

Калуга

Орёл

Екатериненград

Владикавказ

Белев

Елец

Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г (1829)

Вывод: Пушкин – это целый мир, неиссякаемый кладезь для исследований разных специальностей – не только для литературоведов, но и для историков. В этом мире есть место и для географов, т.к. его жизнь была наполнена вольными и невольными путешествиями.

III. Пушкин и анчар, или а была ли ошибка?

История создания стихотворения.

Стихотворение начато поэтом в конце августа – в начале сентября. Под стихотворением стоит дата окончания – 9 ноября 1828 г. и место написания – Малинники. Здесь, в Тверском поместье Вульфов, Пушкин живёт с октября по декабрь. Возвратившись из своей ссылки, Александр Пушкин понимает, что его мечтам о свободном творчестве не сбыться. Царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым его шагом, его произведения подвергаются жестокой цензуре.

В 1828 году против Александра Пушкина возбуждают дело с обвинением в написании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада»: эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар». Поэт использовал рассказы о ядовитом дереве, чтобы создать образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому. С этим преданием Пушкин мог познакомиться, читая журнал Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Оно привлекло Пушкина и своей диковатой поэзией, и возможностью с ее помощью выразить важные и заветные мысли: об отношениях человека и власти, о роли зла в природе и в человеческой жизни.

Итак, перейдём к географическому анализу данного стихотворения.

«В пустыне чахлой и скупой…?!» - читаем мы в первой строфе стихотворения. Ключевое понятие, «субъективный герой» нашего повествования – анчар.

Обратившись к энциклопедическим биологическим справочникам, выяснил: «Анчар (antiaris) – род растения семейства тутовых».4

Я решил определить близких родственников анчара. Данные исследования поместил в раздел «Приложения» (См. Приложение №3. Растения близкие родственники анчара.). Какие они на первый взгляд непохожие!

Используя информацию из Википедии, я рассуждал: « Однодомные, значит, растения, у которых мужские и женские цветки находятся на одном и том же растении (напр., осока, кукуруза, берёза). Используя другие Интернет-ресурсы, определил, что «мужские цветки» - находятся в плоских головчатых соцветиях, а «женские» - одиночные.(См. Приложение № 4. Цветы рода анчар.) После цветения растения образуются гроздья ярких, плодов-ягодок, немного напоминающих увеличенные гроздья смородины. (См. Приложение №5 Плоды растений рода анчар.)

Промежуточный вывод: растения рода анчар принадлежат семейству тутовых. Различают древесные и кустарниковые формы.

«В пустыне чахлой и скупой…?»

Вернёмся к А.С.Пушкину. Он утверждает: «В пустыне чахлой и скупой

На почве зноем раскаленной…»

Может ли анчар произрастать в пустыне? Ведь в Википедии утверждается, что это вечнозелёное растение, - а это признак принадлежности к тропическим лесам. И ещё, одно сомнение, не в пользу нашего гения литературы. «Виды этого рода происходят из Индии, Малайского архипелага. (См. Приложение №6. Выполнение практической работы №1.)

Распространён же анчар в тропических лесах Мадагаскара, Южного Китая, Малайского архипелага, островов Фиджи. (См. Приложение №7. Выполнение практической работы №2). Я составил карты распространения растения и природные зоны мира (стр. 9 атласа 7 кл. «Природные зоны»), пришёл к выводу, что это растение, скорее всего, принадлежит к нескольким природным зонам: переменно влажным, влажным тропическим лесам.

Вывод: не произрастает анчар в пустыне.

«На почве зноем раскалённой….?»

Почвы переменно-влажных и влажных тропических лесов не могут быть растрескавшимися от зноя. Это подтверждается и результатом выполненного мною практической работы (См. Приложение №8. Выполнение практической работы №3.)

Вывод: тип почв означенных территорий и природных зон – красно-жёлтые ферралитные.

Интересный факт: от этого типа почв нельзя ожидать высокого плодородия, т.к. проливные дожди вымывают все питательные вещества из почв. Остаются лишь нерастворимые железосодержащие частицы, они и придают красно-жёлтый цвет почвам. Растениям же остаётся «найти пищу» благодаря высоким температурам. В этих условиях бактерии почвы активны. Они быстро разлагают сухие листья и ветки, которые тут же используются растительностью.«Растения выживают благодаря своим собственным отходам».5

Вывод: формируются красно-жёлтые ферралитные почвы в условиях высоких температур(среднегодовые показатели t+25ºС), и обильного выпадения осадков (от 2000 до 3000 мм в год). (Анализ «Климатической карты мира» и «Климатических поясов и областей мира» стр.6-7 атласа 7 кл.) Не может быть при таких условиях почв «зноем раскалённых».

«…Стоит – один во всей вселенной?!»

Я уже ранее указывал, в каких природных зонах произрастают растения рода анчар. А.С.Пушкин в своём стихотворении утверждает об «одиноком стоянии». В тропиках нет «одиноко произрастающих» деревьев. Буйство всякой растительности (См. Приложение №9. Тропический лес.). Переплетены между собой не только корни, но и стволы деревьев, обвитые многочисленными лианами. Деревья имеют колоссальными размерами: диаметр до 3 м и высотой до 60 м. Так как растениям приходится бороться за свет, в лесе выделяют несколько этажей – ярусов. Верхний – образован вершинами самых высоких деревьев. Ниже сплошной купол деревьев среднего размера. Следующий этаж заселён изолированными деревьями небольшого размера. Затем идут кустарники и заросли.

Я постарался и попытался определить возможных «соседей» анчара. Это могут быть: различные виды лиан, бальсовое дерево, камфорное дерево, габонское красное дерево, кипарис, банан, бамбук, фикус и т.д.

Вывод: являясь растением тропического леса, анчар не может быть «одиноким» с ним соседствует > 4000 видов деревьев.

«Сень анчара». Мифы о ядовитости растения.

Позволю процитировать А.С.Пушкина:

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт – лишь вихрь чёрный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

Этот отрывок я понимаю так. И птицы и звери смогли бы спрятаться в тени анчара в знойную жару, если бы не его ядовитость, причём ужаснейшая. И мои предположения подтверждаются тем, (со слов А.С.)что стекающие атмосферные осадки с листьев растения, смешиваясь с ядом, губительны даже для песка.

Во-первых, настораживает «тенистая сень». Древесные формы этого растения имеют высоту 25-40 м: стройным стволом и округлой небольшой кроной, образующийся на значительной высоте.Листья от 7 до 19 см – яйцевидно-удлинённые. У основания ствола дисковидные корни – подпорки.

Вывод: даже при условии отсутствия ядовитости анчар не может быть сенью отдыха для путника, птиц и зверей. Он у основания ствола образует «ходульные корни». Анчар не является «живительным поставщиком тени», если она и образуется, то только в верхних ярусах произрастания этого дерева.

Во-вторых, так уж ядовит анчар? Хотя, в Европе дерево из далёкой страны прославилось следующим образом. В 18 веке (1783 г) в «Лондонском журнале» некто Форш, служивший хирургом на острове Яве (См. Приложение №10 Портрет Форша) опубликовал материал об анчаре, в котором, в частности говорилось, что добыча древесного яда среди местных туземцев является альтернативой смертной казни. Осуждённый преступник ждёт, когда ветер подует от него к дереву, собирает яд, а потом спешит назад, до того, как ветер изменит своё направление. Но, несмотря на все меры предосторожности, едва ли два человека из 20 возвращаются назад.

Я выяснил, что источником этих лживых обвинений Анчара в ядовитости, выдвинуты Форшем, могут быть «труды» голландского ботаника 17 в. Г. Румпфа (См. Приложение №11 Портрет Г. Румпфа). Он был командирован в колонию, в Макасар6 с целью выяснить, какие растения дают туземцам яд для отравленных стрел. В течение 15 лет Румпф попросту бездельничал, выуживая нужные сведения из всяких россказней, передававшихся из уст в уста в кулуарах местного губернатора, и в результате составил «авторитетный» отчёт о ядовитом дереве. Он писал: «Под самим деревом не растут ни другие деревья, ни кусты, ни трава – не только под его кроной, но и даже на расстоянии брошенного камня: почва там бесплодна, темна, словно обуглена. Ядовитость дерева такова, что садящиеся на его ветви птицы, наглотавшись отравленного воздуха, одурманенные падают на землю и умирают, их перья устилают почву. Всё, чего коснутся его испарения, гибнет, так что все животные его избегают и птицы стараются не летать над ним. Ни один человек не осмелится приблизиться к нему».

Чувствуете, откуда «ветер дует»?

Я лишь могу предположить, что А.С.Пушкин воспользовался в своё время безбожно преувеличенными сведениями и описал это в своём стихотворении «Анчар».

Уже в 1805г знаменитый французский путешественник и естествоиспытатель Лешено де ля Тур опроверг сведения о чрезвычайной ядовитости этого растения. Однажды в ходе своих исследований на о.Ява, в лесу, он обнаружил отличный экземпляр дерева анчар. Оно было столь высоким, что абориген, которому предложили срубить ветви с листвой, стал делать на могучем стволе зарубки, чтобы добраться до кроны. «Едва достигнув высоты 25 футов7, яванец почувствовал себя плохо и вынужден был спуститься. Он опух, чувствовал недомогание в течение нескольких последующих дней: головокружение, тошноту, рвоту. В то же время другой яванец, добравшийся до верхушки дерева, принёс мне то, что я желал. Я не почувствовал – никакого недомогания».Лешено приказал срубить одно из деревьев. Он ходил среди сломанных ветвей, мыл руки, мазал смолой даже лицо, но не испытывал никаких болезненных явлений. Лешено установил, что яд, получаемый из сока анчара смертелен только при попадании в кровь! При опадении на тело яд анчара способен вызвать только нарывы и гнойнички.

Вывод. Ядовит лишь млечный сок анчара, вытекающий в местах повреждения ствола. Сильнейший яд антиарин (от анчара – «антиарис») можно лишь получить, применив перегонку анчарового сока со спиртом. Ветки, листья, цветки анчара – не ядовиты!

Вот так иногда и происходит в научном мире, когда на веру берут непроверенные «истины»! И это чем-то напоминает современную Украину, исследующую «археологические, мифологические и символические артефакты, свидетельствующие о «Богом избранной» Украине».

IV. О чём А.С.Пушкин и не подозревал.

Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар» (1828г) наделено множеством поэтических эпитетов, создающих образ этого растения. «Одинокий анчар», произрастающей в «чахлой и скупой пустыне»; порождён «природой жаждущих степей», имеет «дремучие листья». По причине чрезмерной ядовитости, к нему не приближаются никакие живые существа. Даже физическое образование «ветер», если уж «набежит», то мчится прочь, подозревая о свое приобретённой «тлетворности». Конечно, описывая особенности и свойства анчара, я несколько иронизирую. Меня оправдывает время, я имею взгляды на анчар человека XXI века. А.С.Пушкин жил лишь в 19 в., он невольно стал «рупором антинаучных воззрений» своего времени.

Данное стихотворение имеет аллегорический смысл8. Под образом восточного владыки, напитавшего ядом анчара «свои послушливые стрелы» и разославшего с ними гибель «к соседям в чуждые пределы», поэт подразумевал реакционную политику российского царизма. Об этом я, возможно, напишу, в своей следующей исследовательской работе по литературе.

Общие выводы моей работы

Гипотеза, выдвинутая в моей работе подтвердилась. А.С.Пушкин ошибался описывая это растение:

1. Настоящий анчар не может произрастать «на почве, зноем раскалённой. Это дерево – не обитатель пустынь, оно, напротив, любит тучные почвы влажных тропиков.

2. Ядовитость анчара не столь опасна, как это описано поэтом. Чтобы сделать сок анчара ядовитым, малайцы подмешивают к нему настоящие яды. И птица, и зверь, и человек могут чувствовать себя «под сенью» анчара в полной безопасности.

И в заключении, о чём А.С.Пушкин и не подозревал:

  • о технологии производства яда. (См. Приложение №12. Технология приготовления яда анчара). Местными жителями на коре дерева ножом делается надрез. Собирают сок анчара в бамбуковый контейнер. Его устанавливают на огонь. Происходит процесс дегидратизации. Этот процесс требует огромного терпения и осторожности. Для получения среднего количества яда необходимо его прогревание в течение нескольких недель. Если нагрев будет сильным, ядовитые свойства разрушаться и продукт приобретёт сладковатый вкус, темно-коричневый оттенок. Правильно приготовленный яд должен быть очень горьким, очень вязким, иметь чёрный металлический блеск – так утверждают туземцы.

  • А.С.Пушкин не подозревал ещё и о достоинствах анчара. Кора анчара настолько толстая и эластичная, что местное население использует его для производства ковриков и одежды. (См. Приложение №13 Использование волокон анчара.)

Сначала подбирается кусок коры нужного размера и отрезается от дерева. Затем кору размягчают путём поколачивания деревянными молоточками, одновременно растягивая её до нужной длины. Когда кора полностью отделилась от остатков внутренней древесины, и приобрело необходимые размеры, её погружают в воду сроком на 1 месяц. После этого кору моют, выколачивают ещё раз: избавляются от остатков жидкости, клейковины и яда. Теперь кора становится похожа на белую полотняную мягкую ткань, из которой делают штаны и рубашки, а также мелкие и удобные коврики-циновки, которые не теряют своей мягкости и эластичности десятки лет.

И последнее моё исследование «Изменение визуального восприятия в зависимости от качества используемой информации» в рамках предложенной работы.

Я проводил его в несколько этапов.

1 этап

Предложил учащимся моего класса запечатлеть на бумаге образ анчара, воспетый Пушкиным.

Получил образы (См. Приложение №14. Рисунок моих одноклассников, который «пестрит пушкинскими эпитетами»).

2 этап

Предложил учащимся класса зарисовать анчар, после их ознакомления с результатами моей работы

Рисунки получились разными. (См. Приложение №15.Рисунки анчара моими одноклассниками, после ознакомления с результатами исследования) Но объединяет одно: анчар – высокое дерево тропических лесов.

3 этап

Предложил учащимся сравнить рисунки с фото анчара.

Высказывания 99% учащихся класса: «Мы его всё равно представляли не так!»

Вывод: Предлагаемая информация для создания образа должна быть:

  • полной, требующей всестороннего изучения;

  • иметь научный характер;

  • основываться на обобщении всех видов опыта.

И тогда создаваемые нами образы станут похожими на реальные. Обращаясь к современной действительности: не будут западные политики создавать из России «образ злого врага».

Список используемой литературы

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т.Т.10.Железное дерево-Излучение.- М.: Большая Российская энциклопедия,2008. с.354-355.

  2. Высочина Е.И.Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений.-М.:Просвещение,1989.

  3. Петров С.М. А.С.Пушкин.Очерк жизни и творчества.-М.:Просвещение,1973.

  4. Пушкин А.С.Стихотворения.- М.Худ. лит-ра.,1983.

  5. Столяров А.А.Занимательная география в вопросах и ответах.-Йошкар-Ола,2004.

  6. Энциклопедия для детей. Т.2.Биология. – М.:Аванта+,1995.с.

  7. botanicka. ru.

  8. portitravi. ru. anchar htmi

  9. live. 1001 chudo. ru. Indonesia

  10. foruniktassika. neentry. php

  11. www.ru. wikipedia. org. Анчар.

Приложение № 1

Вопросы анкеты.

Результаты анкетирования.

№ вопроса

Предлагаемые вопросы

Ответы одноклассников

1

Известно ли вам растение анчар?

- да, по стихотворению

А.С.Пушкина -80%

- нет – 20%

2

Как вы представляете это растение?

- очень ядовито -80%

- растёт в пустыне – 73%

- создаёт тень в знойный день – 62%

- ничего не знаю – 30%

Приложение № 2

Карта путешествий А.С.Пушкина

(Данные Интернета www. index. php karta)

Приложение №3

Близкие родственники анчара.

(Данные Интернета my-cv-r-239)

Растения, похожие на анчар, есть в парках нашей страны. К их числу относится сумах ядовитый. Его разводят в парках ради красоты: он очень живопи­сен осенью, когда его тройственно сложные листья делаются ярко красными и оранжевыми, а плоды свисают беловатыми кистями, вроде винограда. Сок этого растения содержит яд. Если вы подержите в ру­ках листья сумаха, то на коже появится сыпь, по­высится температура. Известны даже случаи смер­ти при отравлении сумахом.

Другое анчароподобное растение — ясенец. Его называют «неопалимой купиной». Это растение тоже очень красиво; оно пахнет одуряюще. Прикоснове­ние к нему может вызвать трудно излечимые раны.

Ясенец водится в горных местах Кавказа и Тянь- Шаня, в окрестностях Алма-Аты.

Приложение №4

Цветы и плоды растений

рода анчар. (Данные Интернета:

dlya-togo-chtoby-povysit-

yadovitost-soka-anchara)

Приложение №5

Плоды растений рода анчар.

(Данные Интернета: Image Cache)

Приложение № 9

Тропический лес.

(Данные Интернета

dd82803a3f0612123371b162e

Приложение № 10

Портрет английского хирурга Форша

(Данные Интернета MUNGO-PARK)

Приложение № 11

Портрет голландского ботаника Г.Румпфа

(Данные Интернета labsonthegopo)

Приложение № 12

Технология приготовления

яда анчара. (Данные Интернета

m1fa693ae. Anchar5)

Приложение №13

Использование волокон анчара.

(Данные Интернета3db996917159f3f5c09bdaed58

c97ce5d655c6a1d415b4c8d4fcad5b51d9ad6d)

1 БРЭ. «Классификация – это деление на группы по определённому признаку».

2 Из методической литературы. «Систематизация - это приведение в систему чего-нибудь».

3 Повести И.П.Белкина –автором данного произведения является А.С.Пушкин.

4 Долгое время это растение ботаники относили к семейству крапивных. Это ещё одно из заблуждений об этом растении. 7

5 Стр.195 –«Почвы тропического леса». Большая энциклопедия природы для детей».М.,1994.

6 Мною было обнаружено, что колония Голландии Макассар (Makassar, Mangkasar), главный город Нидерланд. колонии на острове Целебес, на реке Гоа, Индия

7 Фут –это английская и сраро русская мера длины, равная 30,48 см.

8 Аллегория – это художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. (Википедия)

35

Просмотров работы: 958