ВЫСШЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЫСШЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Говор В.В. 1
1МБОУ "Лицей №9 имени К.Э.Циолковского" города Калуги
Мишина Ю.М. 1
1МБОУ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Введение. География играет особую роль в жизни каждого гражданина, общества и государства в целом. Подразделяясь на различные виды, географическая наука особо выделяет социально-экономическую географию, которая, в свою очередь, состоит из отраслевых блоков: политическая, юридическая, историческая и др., выделенные согласно принципам научной классификации, но существуют и управленческие науки, изучающие процессы управления населением на определенных территориях: государствах, регионах, муниципальных образованиях. Считаем, что в существующую классификацию отраслей географической науки должна быть включена управленческая география, которая является, на наш взгляд, одной из важнейших отраслевых блоков социально-экономической географии. Роль и значение управленческой географии недооценено по ряду объективных и субъективных причин.

Управленческая география, находясь на стыке различных дисциплин, имеет тесные связи со многими общественными науками, в первую очередь – с теорией управления, историей, основами государственного и муниципального управления, региональной экономикой и управлением, туризмом, геополитикой, международным, государственным, муниципальным правом, что сделает её в случае включения в действующую классификацию географических наук, довольно интегрированной в общественную и научную жизнь. В то же время, управленческая география, войдя в систему географических наук, будет иметь целью изучение конкретных социально-экономических территориальных объектов управления и взаимосвязей между элементами систем управления территориальными объектами, историю их возникновения и развития. Управленческой географии, на наш взгляд, необходимо войти не только в систему географических наук, но и следует занять достойное место в системе управленческих наук.

Укрепление межгосударственных, межрегиональных и межмуниципальных отношений, конечно же зависит от внешнеполитических факторов, но тем не менее это должно стать одним из направлений деятельности представителей высших должностей муниципальной и государственной службы.

Материалы и методы исследования. В основу исследования лег сравнительный теоретический анализ, анкетирование, обобщение научной литературы, анализ данных сети Internet.

Гипотеза: в России, как в стране богатой территорией, природными ресурсами, география и географическое образование должны быть наиболее развитыми, чем в странах с меньшей территорией таких, как Франция, Великобритания, Италия и т.д.

Цель – изучить структуру высшего географического образования в России и проблемы его развития и составить путеводитель по ВУЗам России, дающим географическое образование.

Задачи:

  • узнать о процессе становления высшего географического образования в России;

  • Сравнение высшего географического образования в России и странах Европы;

  • Узнать о роли социально-экономических направлений географии в управлении страной;

  • Выяснить, в каких вузах страны можно получить географическое образование социально-географической направленности.

Почему я выбрала данную тему. Ещё будучи в 9 классе, я заинтересовалась социально – экономическим направлением в географии, значением географии в управлении городами, регионами, странами. И решила, что буду обучаться в Калужском Государственном университете имени К.Э. Циолковского, но к сожалению в 2013 году университет отказался от направления подготовки География, направленность «Региональная политика и территориальное проектирование», и в 2016 г. по направлению подготовки Педагогическое образование открывается профиль «География и иностранный (английский) язык» (бакалавриат). Я была вынуждена искать другие университеты Центрального региона, в которых я смогла бы приобрести образование в интересующем меня направлении.

Обзор литературы.

За информацией по интересующей вопросу я обратилась к поисковой системе Интернета. На мой запрос «Высшее географическое образование в России» Яндекс выдал 17 млн. ответов, но в этих статьях говорилось о проблемах образования или истории вопроса. На сайтах ведущих вузов страны я нашла интересующую меня информацию в разделах «Абитуриентам». При сравнении высшего географического образования в России со странами Европы удалось найти только одну статью в издании МГУ «Вестник Московского университета» №1 за 2015 год Алексеевой Н.Н., Климановой О.А., Наумова А.С. «Сравнительный анализ высшего эколого-географического образования в России и странах зарубежной Европы».

Основное содержание.

  1. Процесс становления высшего географического образования России.

Становление географии как университетской науки в России было признано уставом университетов 1804, по которому на словесных факультетах были учреждены две кафедры: всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского государства.

Однако подготовка специалистов-географов не предусматривалась, учебные

курсы географии были «подсобными» при подготовке историков и филологов. В странах Западной Европы преобладающим направлением в географии было страноведение, в конце 19 в. в Великобритании и Франции издаются капитальные сводки по страноведению, в Германии — по геоморфологии, общей географии, сравнительному землеведению, географии населения. Значительное влияние на развитие географического образования в высшей школе оказал немецкий географ А. Гумбольдт. Французский географ и социолог Э. Реклю организовал в Брюсселе специальное высшее учебное и научное учреждение — географический институт. В США, в отличие от Европы, география развивалась в тесной связи с картографией, особенно в системе военного ведомства. В 1863 в русских университетах были созданы кафедры физической географии, в 1884 — кафедры географии и этнографии. В связи с этим в учебные планы университетов был введён ряд географических дисциплин — общая физическая география, география России, география материков, антропогеография, этнография, история географии и др.

Положение высшего географического образования резко изменилось после Великой Октябрьской революции. В 1918—25 в Петрограде работал Географический институт (ВУЗ), при котором в 1922 был создан научно-исследовательский институт географии, в 1923 такой же научно-исследовательский институт учрежден при Московском университете. К конце 20-х гг. в университетах радикально перестроены учебные планы и программы географических специальностей, особенно экономической географии; введена обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоятельные географические отделения, а затем географические и геолого-географические факультеты университетов. В последующие годы всё более углублялась специализация оканчивающих географические факультеты, возникали новые кафедры. Типовая структура географических факультетов в университетах СССР включала специальности: физическая география, экономическая география, геоморфология, метеорология и климатология, гидрология суши, океанология и картография. В СССР географов готовили университеты и педагогические институты по дневной, вечерней и заочной системам обучения. Крупнейшими центрами географического образования являлись Московский, Ленинградский,

Киевский университеты и педагогические институты. В некоторых университетах имеются геолого- и географо-биологические факультеты. Студенты университетов на первых курсах получали широкую общегеографическую подготовку, на старших курсах изучали цикл специальных (профилирующих) дисциплин, работают в семинарах, проходили специальную практику (геологическую, геодезическую, комплексно-географическую в научно-исследовательских институтах, школах, экспедициях и др.), выполняли и защищали курсовые и дипломные работы по избранной специальности, сдавали государственные экзамены по общественным дисциплинам. Подготовка географов в педагогических институтах строилась без подразделения на узкие специальности. Значительное место отводилось изучению педагогических дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания) и педагогической практике. Многие педагогические институты готовят учителей по двум профилям: географии и биологии (географо-биологические, естественно-географические факультеты), истории и географии и др. В учебных планах всех педагогических институтов также предусмотрена практика полевая на учебных базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций). Срок обучения на географических специальностях 4—5 лет. В 1970 учителей географии готовили 33 университета (18,7 тыс. студентов, ежегодный выпуск около 1,6 тыс. специалистов) и 77 педагогических институтов (40 тыс. студентов, ежегодный выпуск — 6,2 тыс. специалистов, в том числе около 300 с двумя специальностями), приём на географические факультеты (отделения, специальности) около 10 тыс. чел. Значительное место занимали специальные географические дисциплины в учебных планах ряда смежных специальностей в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей, агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних специальных учебных заведениях (топографических, гидрометеорологических, с.-х. и др.). В вузах, а также в АН СССР и в Академии педагогических наук СССР имелась аспирантура, в которой готовили научные и научно-педагогические кадры по географическим наукам. В наше время Российское географическое образование находится в глубоком кризисе: за последние 6 лет количество сдавающих географию и выбирающих географические ВУЗы резко снизилось: в 2009 году только по Калужской области географию сдавали 160 человек, а с 2010 года количество сдавающих резко снизилось до 60, в 2011 году – 25 человек. (Приложение 1)

  1. Сравнение высшего географического образования в России и в странах Европы.

  1. структура высшего географического образования в России, примеры университетов, дающих географическое образование

Когда я стала выбирать ВУЗы в Центральном регионе Российской Федерации, то обнаружила, что в России всего лишь 54 ВУЗа, готовящих по специальности «География». И я решила посмотреть, как дело обстоит в странах зарубежья, и заметила, что в странах Европы управленческая и социально – экономическая география, более развиты, чем физическая география, чего нельзя сказать о нашей стране. Чем же это обусловлено? Как происходит процесс образования в других странах?

Географическое образование в России осваивается на 3 ступенях (на примере Калужского Государственного университета имени К.Э. Циолковского):

Бакалавриат – 4 года обучения (5 лет обучения – специалитет) включает в себя:

  • комплексные экспедиционные и камеральные исследования по проблемам развития городов и территорий различного уровня,

  • проведение географических и экологических экспертиз и диагностики проектов различного типа

Магистратура - 2 года обучения – включает в себя:

  • академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

  • проектные, изыскательские, производственно-экономические, маркетинговые, аналитические, экспертные, консалтинговые отделы, центры, бюро, департаменты и службы организаций;

  • Федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральные агентства по недропользованию, водных ресурсов, лесного хозяйства, Федеральная Служба по надзору в сфере природопользования, другие природоохранные ведомства и учреждения);

  • Федеральные и региональные учреждения Министерств и ведомств РФ, включая подведомственные им Федеральные службы и агентства (Министерства РФ: регионального развития; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий; экономического развития; транспорта; сельского хозяйства;

  • труда и социальной защиты; образования и науки; Федеральное агентство по туризму; Федеральная миграционная служба);

  • органы власти и управления Федеральных округов, субъектов РФ, муниципальных образований;

  • образовательные организации основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также просвещения населения.

Аспирантура – 3-4 года обучения – включает в себя:

решение проблем, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в сфере Наук о Земле.

  1. Сравнение российского географического образования с географическим образованием стран Европы

Подготовка специалистов-географов осуществляется во всех странах мира, где имеются университеты и педагогические институты. Крупными центрами являются старейшие университеты — в Берлине (столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В крупнейших университетах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономическая география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. университеты) преобладает комплексно-географическая (страноведческая) подготовка географов, большое значение имеет научная школа географии населения и хозяйства; в университетах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономической географией видное место занимает океанография. Французская и испанская модели демонстрируют высокую степень унификации подготовки; специализация формируется только на двух последних годах обучения за счет курсов по выбору. Французский географ готовится как специалист

широкого профиля; предусмотрена сдача квалификационного экзамена, что позволяет выпускникам-географам преподавать курс географии и истории в средней школе.

Компания QS представляет ежегодно рейтинги высшего географического образования университетов по отдельным дисциплинам. В этом рейтинге представлены из 50 28 университетов Западной Европы: 18 университетов – британские, 4 из которых занимают первые места. Вообще, в данном рейтинге представлено много англо – язычных стран: США, Канада, Австралия и т.д. Несколько университетов немецких, японских, 1 университет – китайский. Россия не входит в этот рейтинг.

Вот несколько причин:

  • Замкнутость российского образования, его изоляция

  • Оценка таких критериев как: публикационная активность преподавателей, работа иностранных лекторов, трудоустройство выпускников

  • Академические показатели: соотношение преподавателей и студентов и т.д.

Можно сделать вывод о том, что высшее географическое образование англо – саксонских стран становится доминирующим. (Приложение 2.)

Если мы посмотрим на некоторые сравнения, то можем заметить, что принципиальное различие заключается в соотношении семинары/лекции. В России высока доля пассивного изучения выбранных предметов. В странах Европы лекции достаточно редкое явление в образовательном процессе: студент может прослушать от 3 до 8 лекций за весь цикл обучения. Высшее географическое образование в Европе основано на самостоятельном изучении географических дисциплин. Совершенно различны подходы к практикам. В России огромны полевые сезоны: от 2 до 10 месяцев. Также в России не развиты программы обмена. (Приложение 3.)

А теперь обратимся к подробной характеристике.

Великобритания. Курс географии читается в Оксфорде с 1886 г., в Кембридже — с 1888 г. До конца ХХ в. география в этой стране рассматривалась как комплексная область, интегрирующая природную и социальную ветви; тематика исследований определялась интересами и возможностями университетов. В наше время география и науки об окружающей среде преподаются в 80 университетах Великобритании, где преподаются более 1400 соответствующих программ; общее число студентов географов и экологов в стране превышает 30 тыс., еще 3000 человек учатся в магистратуре и аспирантуре.

У университетов Великобритании сложная организационная структура: в составе факультетов существуют географические школы и департаменты. Также структурные научно-исследовательские единицы представлены институтами, центрами, лабораториями. Например, на факультете географии в Кембридже существует несколько междисциплинарных исследовательских групп (“Население, здоровье и история”, “Экологические системы и процессы” и др.) с участием преподавателей, научных сотрудников,

докторантов; на их семинары приглашают студентов.

Выпускникам различных программ бакалавриата присваиваются степени бакалавра наук и искусств.

Так, в Школе археологии, географии и окружающей среды Университета Рединга реализуются 5 программ: по физической географии, социальной географии, комплексная программа по обоим направлениям, программа по устойчивому развитию и программа по окружающей среде.

В Университетском колледже Лондона существуют международные программы подготовки бакалавров по географии, предусматривающие обучение на последнем году во многих университетах мира (от Франции и Швеции до Австралии и Сингапура). В бакалавриате студенты получают широкую междисциплинарную подготовку и одновременно овладевают специальными знаниями в области географии и экологии.

Для 1-го курса типичны такие физико – географические дисциплины как: «Изменение окружающей среды», «Экологические системы и процессы», «Глобальная география», социальная экология. На 2-м и 3-м курсах лекции сочетаются с семинарами, возрастает число дисциплин по выбору, но и остаются и обязательные. Специализация определяется возможностью индивидуального выбора нескольких модулей со 2-го курса. В ряде университетов на основе полученных на 1-м курсе навыков и компетенций второкурсники выполняют проект с использованием полевых, лабораторных и компьютерных методов. К каникулам приурочены недельные полевые практики, письменные работы по ним учитываются в годовой аттестации. На 2-м курсе возможен выбор таких дисциплин: «Методы социальной географии», «Методы физической географии», «География развития» , «География городов», «Политическая география и геополитика», «Экологический структуры и процессы» и др. Можно заметить, что уже на 2-м курсе может определиться с направленностью своего образования: будет ли это физическая или социально – экономическая география – решать ему. На 3-м курсе основное время выделяется на подготовку диссертации, также студенты изучают несколько курсов по выбору и могут принять участие в программах обмена с другими университетами. Одна из важнейших форм учебной деятельности — письменные работы. Также на 3-м курсе студентов привлекают к участию в полевых занятиях за рубежом: в Берлине или Греции. (Приложение 4.)

Италия. География как самостоятельное направление существует в итальянских университетах с 70-х гг. XIX в. В то время в Италии был очень

велик разрыв между социальной и физической географией. Этому во многом

способствовала популярность работ П. Видаля де ла Бланша и других французских географов, которые уделяли гораздо большее внимание проблемам общества, нежели особенностям природы. Положение стало меняться со сменой парадигм в мировой географической науке в 70-е гг. ХХ в.В это время в Италии, вслед за другими странами, получили распространение новые направления географических исследований: количественная география, марксистская география, география восприятия (когнитивная география), гуманитарная география. В Италии, как в одной из первых стран, была создана образовательная программа, ориентированная на изучение проблем здоровья населения и организации здравоохранения – медицинская география.

В настоящее время обучение по географическим специальностям в рамках трехлетних программ очного обучения ведется всего в 5 университетах Италии: Сапиенца (направление “Географические науки”), Габриэле д’Аннунцио (направление “Территориальный анализ”); Флорентийском (направление “География человека и организация территории”); Миланском (направление “Гуманитарные науки, изучающие окружающую среду, территорию и ландшафт”) и Генуэзском (направление “Географические науки: территория, туризм, культурный ландшафт”). Докторантура по специальности “Физическая и экономическая география” сохранилась только в Университете Падуи, где есть три подразделения, в той или иной степени относящихся к географии: 1) наук о земле, 2) исторических, географических наук и изучения античности, 3) изучения территории, сельскохозяйственных и лесохозяйственных систем. Но в этом университете нет географического бакалавриата, а единственная географическая программа в магистратуре — “Местное развитие”.

Выводы по сравнению:

— Россия, как и ведущие европейские страны (Великобритания, Германия, Франция), имеет сложившуюся систему высшего географического образования, выстроенную на классических традициях, что составляет ее несомненное достоинство и хорошую базу для дальнейшего развития. Вместе с тем для российских вузов — по сравнению со многими рассмотренными зарубежными университетами — характерны бόльший консерватизм форм преподавания (преобладание лекций) и пока еще слабая восприимчивость к запросам общества и потребностям студентов.

Заключение. Безусловно, каждая страна нуждается в хороших управленческих кадрах и в их большом количестве. Как нам уже известно, в странах Европы существуют университеты с факультетами социальной и экономической географии. Развитие высшего географического образования в странах зависит от востребования географических кадров.

Таким образом, в небольших странах Западной Европы физическая география, как правило, практически не востребована по причине недостатка природных ресурсов. Но в этих же странах широко развита социально – экономическая география. В России же всё наоборот. Из – за огромной территории нашей страны мы должны уделять огромное внимание подготовке специалистов в сфере физической географии, но не забывать о социально – экономической. По моему мнению, необходимо развивать высшее географическое образование, привлекать выпускников в географические ВУЗы, предоставить места работы после окончания университета в зависимости от направленности обучения.

Также нужно преподавать географию и в университетах, подготавливающих работников высших органов власти, ведь география очень важна и в этой сфере..

Самым ярким примером неразумного использования земель, принадлежащих России стала продажа Аляски императором Александром II в 1867 г. за 7,2 млн долларов. В то время не были разведаны месторождения полезных ископаемых (например, золота (с тех пор с Аляски вывезено более 1000 т золота), сделавших эту землю значительно дороже цены продажи. Из-за неразвитости Российского географического образования Россия потеряла столь ценные земли для своего развития.

Также в 1956 году между Н.С. Хрущевым и Итиро Коно – членом японской делегации состоялась встреча, в которой решался вопрос о передаче Малой Курильской гряды. Хрущев обещал возвратить Японии эти земли, не осознавая их значения. Этот пример подтверждает то, что знание географии очень важно не только в освоении новых земель и разумном использовании природных ресурсов, но и в управлении страной.

География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики.

Качественная система географического образования и просвещения необходима любому государству, стремящемуся к интенсивному развитию национальной науки, культуры, экономики и к достойной роли в мировой политике и экономике.

Список литературы:

  1. Большая Советская энциклопедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/78467/Географическое

  2. «Вестник Московского университета» - научный журнал/ 2015 год январь – февраль

  3. «Единый государственный экзамен в Калужской области в 2013 году: итоги и результаты» - статистический сборник http://ege.kaluga.ru/index.php?option=com_phocadownload&view=category&id=16&Itemid=57

  4. «Наши Курилы и японские притязания»/ Южно – Сахалинск/ Сахалинское книжное издательство - 2003 год.

Приложение

Приложение 1.

Приложение 2.

14

Приложение 3.

Приложение 4.

20

Просмотров работы: 2119