ОБРЯДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАХОВ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХОВ НАШЕГО КРАЯ)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРЯДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАХОВ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХОВ НАШЕГО КРАЯ)

Байкадамова А.Д. 1
1МОУ "Новокаолиновая СОШ"
Маканова З.Ш. 1
1МОУ "Новокаолиновая СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последнее время всё больше приходится задумываться о необходимости пополнения знаний о традициях своего народа и возникает желание, сохранить и соблюдать их. Пожилые люди уходят из жизни, унося с собой знания о проведении разных ритуалов и обрядов. Меня заинтересовала именно похоронная обрядность нашего народа. Цель: изучение похоронного обряда казахов. Задачи:

  1. Сделать обзор источников, рассмотреть традиции и обычаи казахов.

  2. Изучить церемониал проведения похоронного обряда у казахов.

  3. Провести встречи и беседы с жителями – казахами, записать и проанализировать их информацию.

  4. Проанализировать материалы о проведении похорон у казахов и сопоставить с данными, полученными от информаторов.

  5. Показать отличительные черты похоронного обряда казахов.

  6. Систематизировать материал и оформить его в школьном архиве.

Объект исследования – казахи нашего поселения, предмет – казахский похоронный обряд. Методы исследования: включённое наблюдение, опрос, беседы, запись и анализ источников и воспоминаний информаторов, оформление и классификация собранного материала в школьном архиве.

Данная проблема актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, патриота, любящего свой край, свой народ, свою страну. Новизна работы заключается в том, что традиции казахов требуют основательного изучения и, материал, собранный в ходе исследования необходим для более глубокого и детального изучения похоронного обряда. Как таковой литературы об обрядах казахского народа на территории Карталинского района нет. Самой полезной и важной является такая важная группа источников, как воспоминания информаторов. Их основное значение состоит в том, что они образно и эмоционально дополняют свидетельства других источников, дают возможность проанализировать материалы сети Интернет и сопоставить с полученными данными.

Глава 1. Из истории заселения казахами нашего края.

На территории ковыльных степей и полупустынь в конце XV начале XVI века возникло Казахское ханство. Оно было недолговечным и распалось на три владения - "жуза": старший - на востоке, средний - в Центральном Казахстане и младший - в его западных областях (приложение № 1). Население ханства стало именоваться казахами. Казахское ханство не могло самостоятельно отразить набеги джунгар. Хан Младшего жуза Абулхайр принес присягу на верность России в 1731 году [4]. Позже его примеру последовал и Средний жуз. В1734 году Оренбургская экспедиция под руководством И.К. Кирилова закладывает Оренбургскую укрепленную линию для прикрытия юго-восточных границ Российского государства от набегов казахов и джунгарских калмыков (приложение № 2). Опорные пункты ставятся по рекам Урал (Яик) и Уй [3]. Присоединение казахских земель к Российской империи было завершено к середине XIX века. Военные конфликты завершились в 1860 году полным присоединением к России Старшего жуза [5]. Этническое единство казахского народа не было утрачено, и его воссоединение в составе Российского государства создало условия для консолидации казахов, которая в 20-30-е годы XX века привела к образованию казахской нации [2].

Жетыруу (“семь родов”) - этническая группа в составе казахов, компактно проживающая в смежных районах Оренбургской и Челябинской областей. Впервые о них пишет А. Левшин: «Малая Орда состояла прежде из сильного племени алчин и семи малых родов, которые Тауке-ханом соединены в поколение семиродцев» [1]. В Челябинской области в основном проживают потомки двух крупных родов - Орта (Среднего) жуза и Киши (Младшего) жуза. Веками казахи этих родов и племён кочевали по берегам Жайыка (Урала), занимались скотоводством.

Глава 2. Казахские обряды

Традиции и обычаи веками складывались из казахского кочевого образа жизни и прошли сквозь время в несколько деформированном состоянии. В казахской культуре образовался своеобразный симбиоз обычаев и традиций. Это рождение ребенка, период беременности и родов, свадьба, послесвадебный период, замужество, воспитание детей на разных этапах развития, обычаи гостеприимства, особенности приема гостей, устройства праздников и поминок, погребально-поминальный обряд и самые разнообразные моменты и сферы жизни. Все они сопровождаются различной обрядовой деятельностью и ритуальным церемониалом. Все обычаи и традиции казахского народа можно условно разделить на обычаи и традиции, связанные со сватовством и свадьбой, с рождением и воспитанием ребенка, обычаи гостеприимства, различные обычаи в быту, и погребально - поминальный обряд.

Глава 3. Из истории похоронной обрядности.

3.1. История и проведение похорон у мусульман.

В последние часы жизни умирающего рядом с ним находились его родственники, близкие люди. Перед смертью мужчина должен был отдать необходимые распоряжения, назначить наследника, разделить имущество. Жена вместе с детьми и другими женщинами находится в юрте умирающего супруга. Но пока не стали заметными очевидные признаки приближающейся смерти, плача женщин почти не было слышно. Жена должна была сидеть совершенно тихо и не плакать. Плач над умирающим не одобряется и шариатом. Жена и близкие родственницы неистовствовали: рвали на себе волосы, царапали лицо, грудь, выкрикивали бессвязные слова. Вдова начинала причитать только после того, как утихнет первый взрыв эмоций. Мужчины вели себя иначе. Первый заметивший признаки смерти мужчина должен был прочесть молитву — одну из сур Корана, обычно Йа син («Действительно, Мы оживим мертвых...»), остальные следовали его примеру [7].

Первый этап похоронного обряда связан с подготовкой умершего к похоронам. В него входит обмывание тела умершего при участии 5-7 человек. В обряде обмывания не могли принимать участие дети умершего. Во время обмывания родственник умершего лил воду на тело умершего от головы к ногам, остальные участники обмывания, обмотав руки кусками белой ткани и, стоя по обе стороны, обтирали покойного. Сначала обмывали голову, рот, нос, правую кисть руки, затем левую кисть, правую ступню, левую ступню, правую лопатку, левую лопатку и все тело. Куски ткани или специальные мешочки – рукавицы для обмывания закапывали вблизи от могилы, поскольку они считались ритуально нечистыми, возможным объектом магического нанесения вреда со стороны умершего. Обмывание заканчивалось, когда родственник покойного, ливший воду, считал тело ритуально чистым.

После обмывания тело обряжали в акырет, который мулла выкраивал из белой материи, потому как шариатом запрещено было усопших хоронить в одежде [9]. Акырет обычно должны готовить родственники. Одетое в акырет тело клали на табыт, который обычно хранился в мечети. Покойника на табыт мог положить любой из мужчин, покойницу должен был класть или брат или отец или дядя по матери, но не муж, который после смерти жены считался посторонним. Если никого из родственников не было, покойницу укладывал на табыт пожилой мужчина. Одетого в акырет, покойного обворачивали в ковер, перевязывая в трех местах. После облачения проходил обряд чтения молитвы.

Для совершения мусульманской панихиды (жаназа) тело, как правило, выносили на улицу, на тихое место, освещенное солнцем, или в этом же помещении, в котором одевали и обряжали покойного. «Жаназа» - одна из последних почестей, оказываемых умершему. После панихиды (жаназа), которую служил имам-мулла, тело перевозили на кладбище [9].

Второй этап похоронного обряда – это погребальная церемония. Следуя предписаниям ислама, на кладбище идут только мужчины, женщины не принимают участия в церемонии погребения независимо от того, хоронят мужчину или женщину. Тем не менее, для XIX века есть свидетельства об участии казахских вдов в церемонии погребения мужа: «...потом несут его к могиле, в сопровождении плачущих жен и шеста с черным платком». Сходные сведения можно обнаружить в работах А.И. Левшина, В.В. Радлова и М. Лаврова: «…везут его на верблюде к могиле в сопровождении родственников и плачущих женщин, с навязанным на длинном шесте черным платком вместо знамени»; «...женщины с воем и криками... провожают усопшего до самой могилы»; «Женщины идут сзади покойника, оглашая воздух, плачем и воплями...». Во время похорон султана Дарма - Сырыма его тело, водруженное на верблюда, до самой могилы сопровождали «жены, дочери и служительницы, певшие печальные песни» [6] .

Среди мусульман широко распространены представления, связанные с магической силой могильной земли. Землю разводили в воде и пили, считалось, что это способствует «успокоению сердца». Родственники умершего незаметно брали с могилы немного земли и ссыпали ее на чадру овдовевшей, чтобы она «остыла», перестала истязать себя, стала безразличной и охладевшей ко всему. По традиционным представлениям казахов, схожими функциями «успокоения» обладала вода, оставшаяся после обмывания покойного. Во время выноса тела исступленным горем женщинам старухи брызгали в лицо холодной водой из чашечек и приговаривали: «Учук, учук». «Учук» у казахов — это название всякой незначительной болезни, которая лечится опрыскиванием холодной водой. По - видимому, тоска по умершему рассматривалась как разновидность болезни, но излечимой. На кладбище умершего клали на южную сторону могильной ямы. Четверо мулл располагались по краям могилы, пятый – становился у головы покойного. Затем развязывали ковер, 3 человека, представлявшие разные родовые группы, спускались в могилу и принимали тело, опускаемое на полотенце, которые ими забирались. Имам читал при этом молитву «положение в могилу» - кабыр садака (буквально «милостыня могиле»), затем муллы по очереди произносили соответствующие суры Корана.

У казахов было известно два варианта погребения: север - юг, запад - восток. Перед прочтением заупокойной молитвы (жаназа) всем почетным гостям предписывались дорогие подарки (жол), а также деньги. Помимо подарков, присутствовавшим раздавали и лоскутки ткани (жыртыс) в качестве подарка покойного за участие в его проводах на тот свет [9].

Непосредственным участникам похоронной процессии «жыртыс» давали на кладбище, где и разрезами отрезы ткани на небольшие кусочки. Казахи, как и другие народы Средней Азии, стремились похоронить человека на его родовом кладбище, рядом с родственниками и предками.

3.2. Проведение обряда похорон казахов в нашем поселении.

Байкадамова Раиса Биймурзовна (приложение № 3), 1962 года рождения, уроженка города Лисаковск, Костанайской области.

>

Жексембаева Алия Базылбековна (приложение № 4), 1953 года рождения. Уроженка города Лисаковск, Костанайская область.

Утеуленов Мендубай Тулегенович (приложение № 5), 1956 года рождения. Уроженец п. Путь - Октября, Кизильского района. С 1981 года житель с. Кизил -

Чилик.

Утеуленов Кумар Мендубаевич (приложение № 6), 1978 года рождения. Уроженец п. Заря, Кизильского района, с 2000 года житель п. Новокаолиновый.

Джумасаева Марзия Нагиевна (приложение № 7), 1949 года рождения, уроженка п. Новокаолиновый. Мы придерживаемся обрядов, не изменяем их. Обряды переходят из поколения в поколение.

Байкадамова Клайкан (приложение № 8) 1952 года рождения, уроженка п. Кизил-Чилик, с 2000 года проживает в п. Новокалиновый.

Заключение

Для достижения цели я использовала разные методы исследования, которые дали возможность рассмотреть этапы похоронного обряда, сравнить проведение церемониала похорон у казахов нашего поселения и жителей казахов Казахстана. Мною опрошено 6 информаторов разных возрастов: 38 лет, 54 года, 60 лет, 63 – 64 года, 67 лет. Информация, полученная от них, была сопоставлена с материалами, полученными в сети Интернет.

В ходе проведённого исследования, я сделала следующие выводы:

  1. Проанализировав сведения, полученные из материалов сети Интернет, я получила следующее:

  1. характеристику этапов проведения похоронного обряда у казахов

  2. в 19 веке в обрядовой деятельности похорон на кладбище участвовали женщины

  3. раньше участникам похоронной процессии «жыртыс» давали на кладбище, а сейчас этот ритуал проводят дома женщины после выноса покойного.

2. В казахской культуре много разных традиций, которые сопровождаются различной обрядовой деятельностью и ритуальным церемониалом.

3. У казахов было известно два варианта погребения: север - юг, запад – восток, в настоящее время хоронят в направлении запад – восток.

4. Одежда для погребения изготавливается из белой ткани (раньше использовали марлю), муллой кроется полностью одеяние для покойного, «прошивают» узкими лоскутками ткани через небольшие дырочки.

5. Похоронная обрядность казахов нашего поселения и жителей Казахстана различается в подготовке погребального одеяния: в Казахстане – одеяние состоит из чулок, сорочки, косынки (у женщин); простыни, в которую заворачивают на угол (пеленают) покойного. В нашем поселении: одеяние состоит для женщин из косынки, передника, нагрудника, сорочки, для мужчин – сорочки. У мужчин две простыни, у женщин – одна. После облачения в простыни, покойных завязывают в трёх местах: в районе головы, пояса и ног. В ходе работы мы сделали записи информаторов, систематизировали собранный материал и оформили в школьном архиве.

Литература

  1. Гиттис М.С. Карталинский район. Тетрадь юного краеведа. – Челябинск: АБРИС, 2007.

  2. История и культура народов Южного Урала. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области/ Е.И. Артюшкина, В.М. Кузнецов, А.П. Моисеев, М.С. Салмина; под редакцией В.М. Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010. – 112 с.

  3. Краеведение. Челябинская область. 8 класс: учебник для основной школы/ под редакцией В.М. Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010. – 128 с.

  4. Моисеев А.П. Потомки белых лебедей. Казахи // Южноуральская панорама. – 2009. – 7 мая. - № 79 (1959). – (Урал – наш общий дом).

  5. Энциклопедия для детей. Страны, народы и цивилизации. Т.13, 2005.

  6. Электронный ресурс. Левшин А.И. Описание киргиз - казачьих, или киргиз-кайсацких , орд и степей. Часть 2. Издание 1832 года.

  7. http://www.bilu.kz/pochorony.php

  8. http://kazakh.orgfree.com/index.php?dn=article&to=art&id=80&p=3

  9. http://www.mosritual.ru/glavnoe-menju/tradicii-i-obrjady/musulmanskij-obrjad

Приложения

Приложение № 1. Карта расселения жузов в Казахском ханстве.

Приложение № 2. Оренбургская пограничная линия, XVIII век

Приложение № 3. Байкадамова Раиса Биймурзовна

Приложение № 4. Жексембаева Алия Базылбековна

Приложение № 5. Утеуленов Мендубай Тулегенович

Приложение № 6. Утеуленов Кумар Мендубаевич

Приложение № 7. Джумасаева Марзия Нагиевна

Приложение № 8. Байкадамова Кляйкан

Просмотров работы: 2491