"ЗАГАДКА" МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"ЗАГАДКА" МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА

Наумова С.А. 1
1МБОУ средняя школа №2 ЗАТО г. Радужный, Владимирская обл.
Николаева Ю.В. 1
1МБОУ средняя школа №2 ЗАТО г. Радужный
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 М.Ю. Лермонтов – очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 27 неполных лет и оставивший огромное количество философских, патриотических стихотворений, о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о любви, о дружбе, о природе, о поиске смысла жизни, о будущем и прошлом, по сей день остается до конца не понятой личностью. В биографии поэта можно наблюдать массу «белых пятен». До сих пор исследователи его творчества пытаются найти «лермонтовский клад» и разгадать загадку, оставленную поэтом в наследство своим потомкам. 

Загадки личности поэта кроются с самого момента его рождения. Взять хотя бы имя. «Ми-ка-эль» с иврита переводится как «кто как Бог». Фамилия поэта, по одной из наиболее распространенных версий, восходит своими корнями к шотландскому барду и предсказателю XIII века Томасу Лермонту, известному как Честный Томас или Томас-Рифмач. Возможно, что такие факты предопределяют загадочную сущность Лермонтова, в творчестве которого, без сомнения, есть много мистических совпадений с судьбой поэта.

Воспитанием Михаила Юрьевича занималась властная и страстно любившая внука бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Его детство протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии, где его, с одной стороны, окружали совершенно фанатичной любовью, заботами и всячески потакали и баловали. С другой стороны, по словам исследователей, светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Именно здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования. Он был одинок и несчастлив. И в этом снова кроется не только парадокс, но и мистические совпадения в судьбе поэта.

Историк Петр Висковатый в своей книге о Лермонтове говорит о том, что мнения современников о характере поэта были кардинально разные и даже неоднозначные: его любили и ненавидели одновременно. Одни пишут о необыкновенной красоте глаз и уме, о живости и веселости. Другие выделяют маленькие злые глаза и маленький рост, некрасивость и мрачность [1].

Достоверно известно, что с детства Лермонтов страдал золотухой. Многие лермонтоведы считают, что за едкостью сатиризма его широко известных эпиграмм как раз и скрывается вся та боль и нереализованность своих скрытых возможностей, которые испытал Лермонтов в виду своей болезненности [3, с.13].

Тем не менее, жизненный девиз Лермонтова «Мне нужно действовать» (из стихотворения «Поэт и время») был не просто красивой фразой. На Кавказе под его командованием «охотники» (так назывался созданный им отряд добровольцев, прототип современных «спецназовцев») ходили в самые опасные вылазки. Многие исследователи считают такое безрассудное и дерзкое поведение поэта протестом современному ему обществу [2, с. 52].

Известно, что царь Николай I не жаловал Лермонтова, относился к нему с опаской. Если гениальность Пушкина Николай признавал, то второй гений России, на его взгляд, в тот момент был не нужен, тем более такой непредсказуемый и мистический. Лермонтоведы говорят об одном значимом произведении поэта, которое многие годы считалось самым антимонархическим во всей русской поэзии – «Предсказание» с авторской пометой «Мечта»: «Настанет год, России черный год, / Когда царей корона упадет…». В нем поэт рисует страшную картину смены власти и революции, в деталях совпадающую с событиями 1917 года. До сих пор исследователи задаются вопросом: была ли это мечта как видение или мечта как желание [4].

Многие исследователи считают, что лермонтовская любовь к женщине также была драматична и полна мистических предзнаменований. Разочарование в возлюбленной рождает у него вопрос в поэтических строчках: «Иль женщин уважать возможно, / Когда мне ангел изменил?» (из стихотворения «К***»). Такая психологическая травма была им пережита несколько раз: в 10 лет к девочке, к Варваре Лопухиной-Бахметьевой и к сестре своего друга Николая Мартынова, от руки которого он погиб на дуэли.

Творчество Лермонтова в полной мере отражает его философское понимание жизни. Это и мотив свободы, и мотив познания и сомнения, существования «лишнего человека» (человека, неугодного обществу); мотив странничества и одиночества; мотив судьбы и смерти. Безусловно, не возможно в одном абзаце отразить всю глубину и сущность художественного наследия великого гения. Возможно лишь подчеркнуть трагизм и мистические закономерности судьбы поэта, оставившего за столь короткую жизнь столь огромный пласт разножанровых произведений.

В литературной жизни России Лермонтов активно работал только четыре года, но в истории русской литературы его произведения составляют золотой фонд золотого века русской литературы. Лермонтов сам стал своеобразным символом трагического одиночества и глубины проявившего так многогранно таланта.

Мужественная вера в лучшее будущее, горячая любовь к народам и природе родной страны, убеждение в том, что люди должны жить в мире и взаимном уважении друг к другу, – вот, что восхищает нас в творчестве поэта. Но в этом и кроется загадка противоречивости между Лермонтовым-лириком и Лермонтовым-личностью. Сквозь огромный пласт литературного наследия поэта красной лентой проходят ключевые слова «рок», «судьба», «смерть», «революция», «одиночество».

Исследователи попытались воссоздать психологический портрет поэта, чтобы объяснить его поведение. Смесь злоязычника, шалуна, повесы, совмещаясь в сознании современников с образом опального поэта и независимого гражданина, создавала противоречивый и неоднозначный внешний облик Лермонтова [5, с. 214]. И вся загадка его существования сложилась в том, что Лермонтов за двадцать семь лет прошел все то, что многие не успевают за всю свою бессмысленно долгую жизнь. Он познал мир, и, кажется, ему открылась истина, а после этого стоит ли жить дальше?…

Список использованной литературы

  1. Висковатый, П.А. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова [электронный ресурс] // Литература и жизнь. – http://dugward.ru/library/lermont/viskovatiy_lerm.html.

  2. Герштейн, Э. Судьба Лермонтова [электронный ресурс]. – М.: Художественная литература, 1986. – http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/ger/ger-001-.htm?cmd=2.

  3. Егорова, Е.Н. Детство и отрочество Лермонтова [текст]. – М.: Московский филиал МОО «Лермонтовское общество», 2014.

  4. Пряхин, Г.В. Поэт и царь [электронный ресурс] // Клайпедская ассоциация российских граждан. – http://www.klaipeda1945.org/tvorchestvo-druzej/poe-t-i-tsar/.

  5. Холондович, Е.Н. Комплексный метод изучения исторических персоналий [текст] // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. – С. 214-216.

Просмотров работы: 1731