ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК С НЕОБЫЧНОЙ СУДЬБОЙ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК С НЕОБЫЧНОЙ СУДЬБОЙ

Сазонова М.О. 1
1МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
Владимирова И.Н. 1
1МБОУ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Я никогда не видела войны

И ужаса её не представляю,

Но то, что наш мир хочет тишины,

Сегодня очень ясно понимаю.

М.А. Аралова

Мне бы хотелось сегодня рассказать о своем прадеде, Степанове Викторе Андреевиче. Историю о нем мы собирали чуть ли не по строчкам: рассказы и воспоминания родственников, архивные фотографии и документы от разных людей, имевших отношение к нашей семье, цитаты из краеведческого альманаха «Коркина слобода», документы с сайтов о воинах ВОв, семейные материалы и фото. И большое желание сохранить и передать память о нашем герое.

Мой прадед очень любил сказки, и на стареньком полотне, которое висело дома над диваном,насчитал их ровно 33. И каждый раз, когда внуки приезжали в гости, прадед находил для них много загадок и рассказывал сказки. Делал это так вдохновенно и интересно, что моя мама, будучи совсем малышкой, считала, что дед Витя – знаменитый детский писатель-сказочник. Но жизнь Виктора была далека от сказки…

Родился Витя в ноябре 1923 года в бедной крестьянской семье, которая воспитывала семерых деток. Мать его Варвара Алексеевна, по воспоминаниям родственников, была отличной хозяйкой, каких теперь не водится: все подворье на ней, да дети малые. А какие она пекла вкусные и ароматные калачи!

Отец, Андрей Григорьевич, умер совсем молодым сорока лет, на глазах 14-летнего Виктора. Холодным зимним утром они вдвоем поехали за дровами в лес за родное село Лариха Ишимского района Омской области (а теперь Тюменской). Зимой день короткий, уже темнело. Нарубив лес бревнами по 2 метра и сложив его на сани, отец с сыном отправились домой. По дороге ослабла подпруга, и сани встали. Отец спрыгнул с повозки, чтобы подтянуть ее, и внезапно его сердце остановилось. Подросток не сразу и понял, что отца больше нет. Справившись с эмоциями и наладив сани, Витя затащил тяжелое тело отца на груду бревен. Ночь. Темно и морозно, а до дома еще было далеко, тогда он повернул лошадь в ближайшую деревню. Но не сразу приняли его на ночлег, люди были весьма суеверны в те времена.

К этому времени прадед окончил 6 классов, и он вынужден идти работать, чтобы помогать матери.

Декабрь 41 года! Виктор, как и 10 тысяч его сверстников из Омской и других областей Сибири, добровольцем вступил в состав 229-ой стрелковой дивизии, формировавшийся в г. Ишиме.

Ишимская девушка Тамара, уходившая на фронт 17 лет в те же дни с 229-ой дивизией санинструктором, позже в 1975 году напишет в своих воспоминаниях:

«… Многолюдно на улицах, ведущих к райвоенкомату. Туда спешат все: степенные мужчины и женщины, юноши и девушки. Коммунисты и комсомольцы. Это добровольцы, желающие выехать на фронт в составе своей сибирской дивизии. Чем ближе к военкомату, тем больше людей. Слышатся обсуждения последних событий с фронта.…Доносятся реплики с медкомиссии.… В стороне – подводы – это приехала сельская молодежь. Звучат баян, песни, смех молодежи и плач матерей… Город живет и трудится, помогает фронту, пополняет ряды защитников Родины. Концерт в Доме Красной Армии. Звонко запевает Малышкина: «Среди лесов дремучих, Среди лесных полян…». Рота девушек подхватывает: «Клянемся землякам: покуда сердце бьется, пощады нет врагам». Мелодии песен летят ввысь, заполняют город, зовут на битву с врагом. Плакаты на зданиях и заборах вопрошают: «Чем ты помог фронту?», «Родина-мать зовет!» - призывает другой. Суровый облик матери с листком боевой присяги и поднятой рукой врезается в память, щемящей болью отзывается в сердцах…»

Пройдя военную подготовку в составе 811-ого стрелкового полка, мой прадед уже в коне лета был отправлен на Сталинградский фронт. Август! В Сталинградской мясорубке 229-ая ишимская дивизия в полноте узнала мощь вражеской армии. Степь утонула в дыму и пыли от канонады, пылающих трав и нескошенной пшеницы. Но не удалось фашистам с ходу, одним ударом, окружить наши войска в большой излучине Дона, и захват Сталинграда стал неосуществленным пунктом немецкого командования.

В окружении на правом берегу Дона осталось 4 дивизии, в том числе и 229-ая. Из 10 тысяч солдат этой стрелковой дивизии на левый берег Дона прибились лишь около 750 человек. После войны Виктор Андреевич так не и смог зайти в реку и искупаться. «Кровавая река» навсегда осталась жутким воспоминанием. Уже в сентябре 42 года мой прадед был взят в плен итальянцами, как и тысячи других солдат, сражавшихся за нашу Родину. Держали их в загоне из жердей под открытым небом, раз в день кормили баландой из капустных листьев. Летом жара и жажда, осенью - проливные дожди и снег… Прадед заболел, и хронический бронхит сопровождал его всю жизнь… Через полгода он с товарищами сумел сбежать из плена. При побеге скрывались в погребах у местных жителей, которых Виктор Андреевич всегда вспоминал с благодарностью.

Со слов моего деда, Леонида: "Будучи мальчишкой, часто спрашивал папу о шраме на спине справа, на что он отшучивался, якобы ему в детстве неправильно прививку поставили...". Младший сын Виктора, Борис, пишет: «Он боялся уколов. Сколько помню, он только таблетками лечился. Что с ними делали в плену?.. У него под лопаткой был огромный глубокий шрам от уколов, палец можно было вложить туда».

Сохранилась фотография, где прадед Виктор после ранения в Ульяновске в госпитале находился, ему тогда 19 лет было. Своим внукам прапрабабушка Варвара рассказывала о сыночке Витеньке: «На руках и ногах у него шрамы были от цепей после побега из плена. Из-за контузии несколько месяцев не мог разговаривать». После выписки прадед вернулся в свой полк на битву с врагом. Некоторое время служил ординарцем у майора Ковалёва. В семейном альбоме долго хранилась фотография Ковалёва с подписью: «На память честному воину Степанову Виктору Андреевичу».

С января 1943 года в составе 350-ой дивизии продолжает сражаться на Харьковском направлении (Степной фронт). Так записано в его красноармейской книжке. Затем с июля 1943 года - Белорусское направление (Первый Украинский фронт). Август 1944 - 291 стрелковая дивизия, март 1945 - 240-й армейский запасной стрелковый полк. Получил вторую контузию и ранение. В приказе о награждении первой медалью за отвагу значится: «в борьбе с немецким захватчиком 27 января 45 года при взятии города Баутен Первого Украинского фронта уничтожил гранатами ручной пулемет противника и взял в плен двух гитлеровцев».

Закончил прадед войну в г. Бреслау (Чехословакия). Вернулся домой только в декабре 46 года. Виктор Андреевич награждён второй медалью " За отвагу", медалью "За победу над Германией", орденом «Красная звезда». В его наградном листе написано: «Младший сержант Степанов показал себя дисциплинированным воином. Требователен к себе и подчиненным. Приказы командира выполняет точно и в срок. Физически здоров и вынослив. Предан делу Ленина – Сталина – Социалистической Родине».

После войны вся страна восстанавливала силы. И прадед мой работал в колхозе плотником, электриком. Виктор Андреевич женился на молодой учительнице, Нине Тимофеевне. Родили и подняли дочь и двух сыновей. Очень любил слесарничать: вся мебель в доме была сделана его руками: овальный стол, табуретки, большой добротный комод с ящичками, диван на пружинах…Дом ставили своими силами.

Трофеев с войны было немного: гармошка-тальяночка, кинжал немецкий и ложка алюминиевая, с которой он не мог расстаться. На праздниках Виктор любил наигрывать «Подгорную» на тальяночке, а, как известно, на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию. Это довольно сложно. По воспоминаниям его сыновей, меха старушки-тальяночки он часто бережно и трепетно подклеивал.

Сказать по правде, Виктор Андреевич никогда не любил рассказывать о войне. Даже в школе, когда приглашали ветеранов поделиться фронтовыми историями, он ничего не рассказывал, и неохотно соглашался идти на такие мероприятия. Видимо, тяжело было вспоминать все те фронтовые будни. Его дети дают лишь отрывочные воспоминания рассказов о подвигах отца. Однако я благодарю всех, кто отозвался и рассказал о моем прадеде!

Каким помнят его односельчане и родственники? Простой, лёгок на подъём, общительный, на все руки мастер, отзывчивый, парень-рубаха, хозяйственный, добрый.

Мой прадед не дожил до наших дней. Но он положил начало большому роду: 6 внуков, 9 правнуков и 2 праправнучки. Семейное исследование начато несколько лет назад моей мамой. К сбору и поиску информации подключились все: дальние родственники из Санкт-Петербурга, Амурской области, Сахалина, Калмыкии. Благодаря социальным сетям мы познакомились с большим количеством родни. Виктор Андреевич, кажется спустя столько лет, продолжает объединять семью, не давая памяти исчезнуть. Он умер в 1984 году. Моей маме было всего 3 года. Но и этого короткого отрезка ее жизни хватило на то, чтобы уловить его жизнелюбие, открытость, умение радоваться каждому светлому дню, любить людей. Нет! Тяжелое детство и жестокая война не сделали его сердце черствым. Его светящиеся глаза и широкая улыбка говорили о счастливом безоблачном будущем, как и в любой из 33 сказок на том тканом полотне над стареньким диваном, его внуков ждала счастливая развязка.

Спасибо прадеду за Победу! Спасибо за такую жизнь! Мне вспомнились строчки из одного стихотворения:

Я никогда не видела войны

И ужаса её не представляю,

Но то, что наш мир хочет тишины,

Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо Вам, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки.

На вашу долю всё это пришлось –

Тревоги, голод и разлуки.

Страшнее слова нету, чем война,

Которая уносит всё святое.

Когда зловеще давит тишина,

Когда не возвратился друг из боя…

Спасибо Вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля цветущие ромашек.

Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Просмотров работы: 460