ЦВЕТ И ЗВУК В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. М. ПРИШВИНА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЦВЕТ И ЗВУК В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. М. ПРИШВИНА

Мелихова Е.Р. 1
1МБОУ "СШ №10" г.Елец
Борбышева Н.Н. 1
1МБОУ СШ №10
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение. Соотношение звуков (гласных) и цвета

С чего начинается научная работа? На наш взгляд, с любопытства, с интереса к той или иной проблеме. Иногда толчок к исследованию дают случайно прочитанные строчки.

А – чёрный; белый – Е; И – красный;

У – зелёный; О – синий;

Тайну их скажу я в свой черёд…

А – бархатный корсет на теле насекомых…

Е – белизна холстов, палаток и тумана…

У – трепетная рябь зелёных волн широких… – так

пишет в своём сонете «Гласные» французский поэт А.Рембо. Что это? Фантазия поэта? Или гласные действительно «окрашены» в восприятии всех носителей языка? Как связаны звук и цвет? И связаны ли они? Возникшие вопросы и дали начало данной работе.

Итак, проблема, поставленная в исследовательской работе, - соотношение звука и цвета в произведениях М.М.Пришвина. Этот вопрос является актуальным, находит отражение в различных источниках, в частности в статье А.П.Журавлёва «Звук и смысл». Были использованы произведения М.М.Пришвина, лингвистические словари. Основная цель – доказать, что в создании художественного произведения принимают участие не только изобразительно-выразительные средства языка (олицетворения, метафоры, сравнения), но и цвет, звук, и всё взаимосвязано.

2. Цвет и звук в произведениях М.М.Пришвина

Цвет и звук (результаты эксперимента)

Что такое звук? «Звук – кратчайшая, далее неделимая единица,

произнесённая за одну артикуляцию», - читаем в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» (Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова; М., «Просвещение», 1976). Может ли звук нести какую-то смысловую нагрузку? Да, в языке есть такое фонетическое явление – соответствие фонетического состава фразы изображаемой картине, например:

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

(Н.А.Некрасов, «Железная дорога»).

Используя ассонанс («у») поэт создаёт определённую звуковую картину. Это явление всем известно. Но французский поэт говорит об окраске, о цвете только одного конкретного звука! Прав ли он или нет?

Мы провели эксперимент, в котором участвовали 15 человек. В анкете был всего один вопрос: вызывают ли гласные звуки ассоциации с каким-либо цветом?

Вот результаты опроса:

«а» - красный (15)

«о» – оранжевый (5), жёлтый (3), голубой, зелёный (4)

«и» - синий(8), сиреневый, зелёный (6)

«ы» - чёрный (7), шоколадный(5)

«э» - зелёный (10), оранжевый(4)

«у» - синий (6), зелёный (4), фиолетовый (3)

При всём разнообразии ответов можно выделить доминирующий цвет. Как видим, совпадений с ощущением французского поэта нет, но так язык-то иной!

Ознакомившись с результатами эксперимента, делаем вывод: ассоциации звука с каким-либо цветом всё-таки есть.

Мы решили пойти дальше и посмотреть: «работает» ли это в поэзии?

С этой целью обратились к творчеству С.Есенина. На наш взгляд, его стихи наполнены и звуком, и цветом. Проанализировав несколько его стихотворений, убедились, что «работает»:

О Русь, малиновое поле,

И синь, упавшая в реку…

Звук «а» (красный) повторяется 6 раз, «и» (синий, сиреневый) 4 раза, «у» (синий, зелёный) – 3 раза.

В поэзии цвет и «окраска» звука совпадают. А в прозе?

Вот тогда мы и решили проверить нашу теорию, обратившись к творчеству М.М.Пришвина. Почему именно этот писатель? Не только потому, что он наш земляк (хотя и поэтому тоже). В своих произведениях Пришвин воспел красоту природы, которая «чувствует» к нему великую благодарность. Именно в природе, по нашему мнению, следует искать цвет и звук.

Роман «Кащеева цепь». Окружающий мир в восприятии ребёнка

Русский писатель Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Соловьёвской волости Елецкого уезда Орловской губернии. Всю жизнь писал о природе, за долгую жизнь, кажется, постиг все её тайны. А искать страсть к природе нужно в детстве.

Мальчик с детства впитывал в себя «чудесную музыкальную речь, которая везде и всюду на родине слышится», неброскую прелесть русской природы, понимая, что надо любить каждый цветок, озаряющий мир красотой, каждую птичку, каждый восход, когда первые лучи солнца пролетают над ёлочками и берёзками, каждый закат, когда уставшее солнце медленно опускается к горизонту, будто прощаясь. Об этом пишет М.Пришвин в своём автобиографическом романе «Кащеева цепь».Так просто: жизнь человека есть движение к свету, а слово открывает ему путь. Этот путь начинается для будущего писателя и для героя его произведения Курымушки в Хрущёво, начинается с любви к матери, к людям, его окружавшим, с любопытства. Гусёк, самый бедный мужик в деревне, объяснил мальчику, что каждый муравей, каждая травинка или птица – особенные, как и человек.

Детство кончилось, и Курымушку повезли в Елец, в гимназию. Что увидел мальчик по дороге в город?

«Ехали по большаку. Город показался сначала одним только собором. Эта белая церковь в ясные дни чуть была видна с балкона… Изредка в безлесных полях, как островок, показывалась усадьба с белыми каменными столбиками вместо ворот… Показалась рядом с белым собором синяя церковь. Сказали: «Это старый собор». Покров, Рождество и, наконец, Острог – тоже церковь; среди зелёных садов закраснелись крыши; сказали: «Вот и гимназия». Помещичьи тряские тарантасы обгоняли обозы, а какие-то ловкачи на дрожках на тугих вожжах, в синих поддёвках и серебряных поясах, обгоняли тарантасы» («Кащеева цепь»).

Таким увидел Елец Курымушка: белая церковь, белые каменные столбики, синяя церковь, закрасневшиеся крыши, синие поддёвки, серебряные пояса. Нет полутонов, яркие краски и звуки. Совпадает ли звуковая картина? Повторяются звуки «э» (зелёный), «и» (синий), «а» (красный). Да, совпадает.

Впечатлило героя произведения посещение собора на следующий день. Несколько раз повторяет Пришвин: малиновая дорога уходит к золотым воротам, и на ней батюшка в золотой рясе. Часто повторяется звук «а» (почти у всех участников эксперимента он ассоциируется с красным цветом!) Красный – праздничный цвет. Яркие краски, звуки создают радостное настроение ещё и потому, что рядом мама.

На другой день Курымушка тоже ходил в церковь. Но всё было по-другому. Ни малиновой дороги, ни огней, только чёрные старушки. А самое страшное – уезжала мать. Он видел, как Сокол поднимал её на Чёрнослободскую гору. Берёзки кладбищенской рощи стали желтеть, и «это как-то сошлось с жёлтой холодной вечерней зарёй, и жёлтая заря сошлась с желтобокой холодной антоновкой. Всё деревенское стало неизъяснимо прекрасным и утраченным навсегда».

Праздничные краски (малиновый, золотой) сменяются будничными, грустными (чёрный, жёлтый): о -оранжевый, жёлтый, ы – чёрный, шоколадный.

Так началась гимназическая жизнь мальчика, сложившаяся для него неудачно. И так плохо ему было, что в светлые, золотые сентябрьские дни решился он с приятелями на побег в Азию вслед за перелётными птицами. Из гимназии Курымушку в конце концов исключили. Особенно сильный позор он переживал, когда своей рукой отпарывал блестящие серебряные пуговицы шинели и пришивал на их место обыкновенные чёрные («Кащеева цепь», т.2)

Звук и цвет позвали за собой и привели, как чудесный клубок, к другим произведениям писателя.

Сказка-быль «Кладовая солнца». М.Пришвин – художник

Читая М.Пришвина, начинаешь понимать выражения: «писать книги», «писать картины». В чудесной сказке-были «Кладовая солнца» Пришвин – художник, мастер слова. Вот как описывает автор ягоды: «… ягода-черника, стебелёчек тоненький, по стебельку в разные стороны зелёные маленькие листочки, и у листиков сидят мелким горошком чёрные ягодки с синим пушком… Брусника кровяно-красная ягода, листики тёмно-зелёные… Костяника, красно-рубиновая ягодка кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправе».

У М.Пришвина цвет часто передаётся через описание конкретных предметов: «горошком чёрные ягоды», «рубинчики в зелёной оправе». Тетерев Косач расцветает в лучах восходящего солнца: «гребешок загорелся огненным цветком», особенно красив «радужный, раскинутый лирой хвост».

«красный». «кроваво-красный», «красно-рубиновый». «огненный», «радужный» - в этих определениях звук «а» повторяется часто, девять раз. У большинства участников эксперимента этот звук ассоциируется с красным цветом. Так что совпадение звука и цвета в прозе, на наш взгляд, есть.

Синий цвет «Фацелии»

«…в хаосе цветов и звуков роскошного луга синей фацелии один солнечный лучик попал на венчик крохотной гвоздики, и она вспыхнула рубиновым огнём и привлекла моё родственное внимание ко всему миру цветов и звуков» - читаем мы в поэме «Фацелия». Нельзя пройти мимо этого удивительного произведения. Завораживает само название. Фацелия – синяя медоносная трава. Как будто прилетели синие птицы из далёкой страны, ночевали и оставили синее поле, синие пёрышки. В романе «Кащеева цепь» умирающий отец дарит маленькому Курымушке рисунок с изображением голубых бобров. Голубой цвет – и мечта, и загадка, и даже что-то пугающее. Синий же – цвет надежды и чего-то несбыточного. Снова удивительное совпадение цвета и звука: звук

«и», повторяющийся многократно, воспринимался участниками эксперимента синим, сиреневым.

В «Фацелии» Пришвин, как и в других произведениях, передаёт цвет через конкретные предметы: «лимонница, жёлтая бабочка, сидит на бруснике», «чёрная бабочка, с тонкой белой каймой, монашенка»; «в ранней иве… выбиваются мельчайшие жёлтые цветочки, составляющие в целом как бы жёлтого, только что выбившегося из личной скорлупы цыплёнка».

«Монашенка», «лимонница», «цыплёнок», «скорлупа» - все эти слова «усиливают» цвет, делая его более ярким.

Глаза матери-земли

Произведения писателя, как видим, наполнены «разноцветными» звуками и…водой.

«Весна воды», в лесах «реки с чёрной водой и жёлтыми цветами»; в полях «реки текут голубые и цветы возле них разные» (повторяющиеся звуки «и», «у», «о» у участников эксперимента вызывали ассоциации с синим, зелёным цветом). По ручьям и рекам М.Пришвин идёт к своему океану.

Такое внимание к воде далеко не случайно. Озеро – глаза матери-земли. Мы говорим: глаза – зеркало души. У земли тоже есть душа, которая отражается в воде.

В рассказе «Голубая стрекоза» герои, повествователь и раненый юноша,

не могут в темноте разглядеть летающую стрекозу. Но её видят глаза ручья: отражение стрекозы в воде увидели и люди. Она дарит надежду умирающему юноше и спасает его.

Таким образом, мы видим, что в произведениях М.М.Пришвина всё связано, всё живёт в удивительной гармонии: цвет, звук, смысл.

3. Заключение. Великий дар – Слово

Каков же практический результат нашей работы? Мы не ставили цель глубоко проанализировать творчество М.М.Пришвина. Читая произведения писателя, мы убедились: в творениях великих мастеров слова все взаимосвязано – и цвет, и звук, и смысл. Главное же открытие в другом. Мы владеем великим даром – Словом. Жизнь – это «движение к свету, а свет открывается через слово.

Произведения М.М.Пришвина несут этот свет, помогают понять мир природы и полюбить человека.

Библиография

  1. Журавлёв А.П. Звук и смысл. М.: 1981.

  2. Ирзабеков В. Тайна русского слова. М.: Данииловский благовестник. 2013. 3. Пришвин М.М.Собрание сочинений в восьми томах. М.: «Художественная литература».1982.

4. Пришвина В.Д. О Михаиле Михайловиче Пришвине. М.: 1980.

5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: «Просвещение», 1976.

12

Просмотров работы: 858