«ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

Мамлеев М.К. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «385 Красносельского района Санкт-Петербурга (ГБОУ СОШ №385)
Стасюк Т.В. 1
1ГБОУ СОШ №385
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение.

Наша школа является школой информационно-технологического профиля, и знакомство учеников с информатикой происходит уже в 1 классе в рамках внеурочной деятельности. Для учащихся начальной школы предмет называется «Мой друг – компьютер» (Рис.1). С 1 класса учащиеся могут применять полученные знания на практике. Наша школа располагает всеми необходимыми возможностями для обучения этому предмету и овладения учащимися практическими навыками создания проектов, презентаций, совершенствования знаний о современных технологиях, развития проектного мышления [13]. На сегодняшний день информатика – один из самых перспективных предметов в школах. (Рис.2).

Рис 1, 2. Наши уроки информатики.

В нашей школе также реализуется проект «Я счастлив, что я петербуржец!» Мы с классом регулярно ездим на экскурсии и посещаем музеи. Мы очень любим свой родной город – «город музеев», как его называют. С огромным удовольствием мы изучаем Санкт-Петербург самостоятельно – посещаем музеи, изучаем замечательные архитектурные памятники, знакомимся с потрясающей историей города и выдающимися личностями, которые создавали и прославляли Санкт-Петербург. Поэтому возникла идея систематизировать накопленные к сегодняшнему дню знания о городе, изучить современные компьютерные технологии и создать сайт о достопримечательностях нашего города.

Цель проекта:

- развитие информационной компетентности;

- создание web-сайта о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

Задачи проекта:

- подготовка и систематизация фото и видеоматериалов для наполнения сайта, формирование навыков информационно-поисковой деятельности;

- овладение умениями и навыками по работе в базовых компьютерных программах;

- воспитание чувства любви к родному городу, уважения к историческому прошлому России;

- привлечение сверстников к ценностям российской культуры, к процессу изучения культурно-исторического наследия музеев;

- внесение своего вклада в развитие школы.

Продукт проекта: сайт «Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу для начальной школы» по адресу http://mamleevmarat.wix.com/virtual-excursions.

Часто бывает, что посетив музей, мы со временем забываем о его экспонатах и рассказе экскурсовода. После каждой экскурсии была старательно зафиксирована максимально-полная информация о каждом памятном месте Санкт-Петербурга (Рис.3). Самостоятельно используя различные источники (экскурсии, литературу о Санкт-Петербурге [1, 2, 7], настольную игру «Наш город» [3] и интернет [8-12, 14-18]), была собрана информация о каждом посещённом историческом и культурном объекте (Рис.4).

Рис.3 Подготовка материала. Рис.4 Использованные источники.

Глава 1. Подготовительная работа. Сбор и подготовка материалов для наполнения сайта.Работа в программе PowerPoint.

Наполнение сайта - тексты, изображения, видеофайлы – называются контентом (от англ. сontent – содержание). Для обработки и представления многообразной информации была использована программа для создания презентаций Power Point. Все действия со слайдами производятся с помощью верхней панели меню или правой кнопкой мыши. Для дизайна во всех слайдах используется тема Office, цвет темы «Изящная». Создание слайда начинается с размещения набранного текста - содержания экскурсии. Название экскурсии, фамилии архитекторов и художников, другие наиболее значимые факты выделены в тексте жирным шрифтом. Для более наглядного представления в слайд были добавлены фотографии. Программа позволяет красиво сочетать текст и фотографии (Рис.5).

Подготовленные материалы сохраняются в оптимальном формате для представления информации на сайте – в формате PDF. Каждая экскурсия сохраняется отдельным файлом, чтобы на сайте можно было указать путь - ссылку на конкретную экскурсию (Рис.6).

Рис.5 Работа в программе Power Point. Рис. 6 Файл в формате PDF.

На компьютере есть Опция «PrintScreen». Ею очень удобно пользоваться для сохранения изображений с монитора. После нажатия кнопки изображение сохраняется в буфере обмена, после чего его можно вставить в другую программу с помощью нажатия сочетания клавиш Сtrl + V «Вставить».

Глава 2. Создание сайта. Работа на платформе Wix.

  1.  
    1. Алгоритм создания сайта.

Подготовив материалы наполнения сайта, приступаем к созданию виртуального музейного пространства с помощью информационных технологий. В работе было использовано мультимедийное пространство на базе бесплатной платформы создания сайта Wix.

Рассмотрим алгоритм создания сайта.

Создание сайта начинается с регистрации и создания учетной записи. Далее нужно определиться с названием сайта и выбрать шаблон. Сайт был назван «Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу для начальной школы». В качестве шаблона был выбран готовый шаблон «Галерея художника» (Рис. 7).

Меню основных команд находится, как и во многих программах, в верхней панели страницы. С левой и правой сторон находятся столбцы с главными инструментами, с помощью которых можно копировать, вставлять, изменять или удалять элементы сайта. В верхней панели есть также кнопка «Помощь», которая ответит на возникшие в процессе работы вопросы и даст пошаговые инструкции.

Находясь в редакторе платформы Wix, есть возможность посмотреть, как выглядит сайт на каждом этапе его создания в браузере на компьютере или мобильном устройстве. Браузер (от англ. browser – посетитель, разглядывающий товары, перелистывающий книги) – это программа для поиска и просмотра информации из интернета, например Google Chrome, Internet Explorer или Mozilla Firefox. Если появляется необходимость что-то подкорректировать и изменить, всегда можно вернуться обратно в редактор. Эти функции закреплены в верхней панели меню.

Затем приступаем к формированию эскиза будущей страницы и дизайну сайта. Фоном для сайта был выбран тот же цвет, что используется в материалах контента. Для оформления главной страницы были отобраны наиболее понравившиеся фотографии с видами Петербурга. В центре была размещена фотография автора сайта «Приметы Санкт-Петербурга», сделанная на конкурс фотографий «Санкт-Петербург глазами ребёнка». Все объекты на странице сайта динамичны, то есть их можно перетаскивать мышкой в любое место. Размер элементов также можно менять. Для того, чтобы сайт выглядел более привлекательным и эффектным, была добавлена анимация фотографий.

Далее следует сформировать структуру сайта, его страницы и навигационное меню. Система навигации на сайте - это набор гиперссылок, созданный для переходов по разделам сайта для поиска конкретной информации. Навигация должна быть простой и понятной, тогда посетителям сайта будет проще и легче найти то, что они ищут. Ссылки должны выделяться в тексте, поэтому они написаны синим цветом и подчеркнуты. Для сайта было разработано навигационное меню трехуровневой структуры (Рис.8).

Рис. 7 Главная страница сайта. Рис.8. Навигационное меню.

Первый уровень отображается в шапке сайта на главной странице. На второй уровень можно попасть, нажав на ссылку «Маршруты виртуальных экскурсий». Третий уровень состоит из множества элементов (модулей) – непосредственно самих виртуальных экскурсий. Элементы, как «кубики», можно постоянно добавлять.

Были разработаны маршруты виртуальных экскурсий. Каждый маршрут охватывает достопримечательности определенного периода и стиля.

  1.  
    1. Первый маршрут «Основание Санкт-Петербурга».

Маршрут связан с историей возникновения города и охватывает временной промежуток с 1703 года до 1725 года. Виртуальные экскурсии предлагают посетить Домик Петра I, Петропавловскую крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Путевой дворец Петра I, Меншиковский дворец в Ораниенбауме, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого и Петровскую Акваторию.

К данному разделу относятся также Кунсткамера, Летний дворец Петра I, Меншиковский дворец, Палаты Кикина, Церковь Святого Пантелеймона, Невский проспект, Музей Артиллерии Санкт-Петербурга. Их планируется посетить и добавить на сайт в ближайшем будущем.

  1.  
    1. Второй маршрут «Петербург XVIII века. Послепетровский период».

Второй маршрут рассказывает о Петербурге послепетровского периода. Произведения стиля русского барокко отличаются многоцветностью, пышностью и изобилием декоративного убранства. Во второй половине XVIII века быстрое развитие города и увеличение численности населения повлекли за собой потребность в простых по форме исполнения архитектурных сооружениях. Тогда стиль барокко вытесняется классицизмом.

На сайте можно посетить и увидеть: Медный всадник на Сенатской площади, Гостиный двор, Гатчинский дворец, Михайловский (Инженерный) замок, Аничков мост и три экскурсии по Михайловскому дворцу (Государственному Русскому музею):

- История основания музея. Главный вестибюль и Белоколонный зал;

- Скульптуры, изображающие правителей Российской империи XVIII века;

- Древняя Русь в русской живописи.

По II маршруту в будущем на сайте появятся: улица Зодчего Росси, Здание Двенадцати коллегий, Собор Смольного Монастыря, Дворец Воронцова, Строгановский дворец, Дворец Бобринских, Академия наук, Академия художеств, Старо-Калинкин мост, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Эрмитажный театр, Мраморный дворец, Памятник Суворову, Таврический дворец, Смольный институт, Троицкий собор Александро-Невской лавры, Никольский морской собор, Армянская церковь, Католический костёл святой Екатерины Александрийской, Лютеранская церковь святых апостолов Петра и Павла, Дворец Разумовского, Ассигнационный банк, Юсуповский (Шуваловский) дворец.

  1.  
    1. Третий маршрут «Санкт-Петербург в XIX веке».

Могущество Российской империи значительно возросло после победного окончания Отечественной войны 1812 года. Именно в начале XIX века возникли парадные ансамбли, украшающие облик центральных площадей и улиц.

Маршрут предлагает посетить и увидеть: Стрелку Васильевского острова, Здание биржи и ростральные колонны, Дворцовую площадь, сфинксов перед Академией художеств, экскурсию в Музей печати «Доходный дом. Музыкальный салон». Вам очень понравятся экскурсии в Русский музей, которые познакомят вас с творчеством К.П. Брюллова, И.К. Айвазовского и В.М. Васнецова. Две экскурсии «Мифы Древней Греции в Русском музее» помогут погрузиться в удивительный и загадочный мир античности. Российский этнографический музей познакомит вас с экспозицией «Русские XIX – начало XX века». Детский исторический музей расскажет, как в XIX веке готовили гимназистов к государственной службе.

В будущем сайт пополнится такими страницами как: Храм Спас-на-крови, Памятник Екатерине II, Памятник Николаю I, Казанский собор, Исаакиевский собор, Благовещенский мост (Николаевский, Лейтенанта Шмидта), Банковский мост, Казармы Павловского полка, Спасо-Преображенский собор, Академический театр комедии, Российская национальная (Публичная) библиотека, Александринский театр.

  1.  
    1. Четвёртый маршрут «Санкт-Петербург познавательный и развлекательный».

Этот маршрут предлагает 16 познавательно-развлекательных экскурсий и поможет ребятам хорошо провести выходные. На сайте представлены: Центральный музей железнодорожного транспорта, Музей печати с экскурсией «Издательство и типография начала XX века», Музей «Гранд Макет Россия», Интерактивный музей занимательной науки "ЛабиринтУм", Музей общественного транспорта (Музей городского электротранспорта), Зоологический музей, Выставка "Самураи. 47 ронинов" в музее Артиллерии, Ботанический сад имени Петра Великого, Театр юного зрителя (спектакли «Все мыши любят сыр», «Белоснежка и семь гномов», «Денискины рассказы»), Планетарий, Санкт-Петербургский Государственный Детский Музыкальный театр «Зазеркалье» (мюзикл «Приключения Незнайки»), Театр ЭСТРАДЫ имени Аркадия Райкина (спектакль «Каштанка»), военно-историческая экскурсия «Ораниенбаумский плацдарм», выставка «Содружество медведей Бадди», выставка живых тропических бабочек и птичек «Troides» и военно-морской молодёжный фестиваль «Морские дьяволы».

  1.  
    1. Работа в редакторе сайта.

Основная работа по созданию сайта состоит в наполнении его содержимым и установке связей. При добавлении на сайт новой экскурсии мы копируем и вставляем фотографию и краткий обзор об экскурсии. Сервис создания сайта Wix при помощи направляющих подсказывает и показывает, как выровнять фотографии и текст, чтобы они красиво располагались на странице друг под другом.

Материалы экскурсии, подготовленные в программе Power Point и сохранённые отдельным файлом в формате PDF, необходимо загрузить в редактор. Выделяем ссылку «Подробнее» и устанавливаем для неё ссылку на файл с экскурсией. Кроме документа, можно установить связь с какой-либо страницей или веб-адресом. Таким образом, нажав на ссылку «Подробнее», можно увидеть более подробную информацию по каждой экскурсии (Рис. 9).

Рис.9. Работа в редакторе сайта.

В процессе работы при добавлении новых материалов рекомендуется периодически сохранять информацию. Сервис позволяет поминутно восстановить процесс сохранения сайта, что даёт возможность вернуться к любой из сохранённых версий.

Нижняя часть страницы сайта называется боттомом (от англ. bottom – дно). Боттом придает странице сайта ощущение законченности. В боттоме сайта указано: «2016 год. Проект НПК. ГБОУ СОШ № 385. Санкт-Петербург. Россия».

На последнем этапе мы тестируем работу сайта, проверяем правильность всех ссылок. После публикации сайт доступен для просмотра пользователями.

Глава 3. Видеопредставление продукта проекта. Работа в программе oCam.

Для доклада на конференции была подготовлена запись видео с экрана. Для этого была использована программа oCam. Программа очень простая: нужно выделить окно записи монитора и нажать на кнопку «Запись». При нажатии на «Остановить запись» файл с видео сохраняется в формате MP4.

В результате работы над проектом были применены на практике современные информационные технологии и создан сайт «Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу для начальной школы». Предлагаем познакомиться с сайтом и совершить виртуальный тур по памятным местам, музейным залам и даже совершить виртуальное путешествие в мир картин. Перелистывая страницы истории, вы узнаете об исторических событиях, которые разворачивались в самом сердце Петербурга, а также об этапах формирования ансамблей центральных площадей и улиц.

На сегодняшний день сайт предлагает посетить 45 виртуальных экскурсий. В будущем планируется его постоянно пополнять, чтобы он стал своеобразной «библиотекой» экскурсий. Планируется сделать маршруты «По местам воинской славы» и «Литературный Петербург».

Увидеть весь сайт целиком можно на странице «Карта сайта» - это многоуровневый список всех разделов и подразделов, размещенный на одной странице. Полный текст «Карты сайта» приведён в Приложении 1.

На сайте представлена страница «Викторина по Санкт-Петербургу». Сто вопросов помогут ребятам проверить свои знания о нашем родном городе. Вопросы викторины можно увидеть в Приложении 2. Также можно обратиться к «Краткому словарю терминов», который приведен в Приложении 3.

На главной странице сайта расположена «Лента истории Санкт-Петербурга» с указанием годов правления императоров и императриц (Рис.10).

В первом уровне навигационного меню есть ссылка на страницу «Обо мне». Здесь можно узнать краткие сведения обо мне, о нашей школе и о сайте (Рис.11).

Рис.10. Страница «Лента истории». Рис.11. Страница «Обо мне».

Заключение.

Актуальность проекта в том, что он позволяет не просто получить конкретные знания по истории и архитектуре Санкт-Петербурга, он позволяет сформировать представление о структурировании информации и сайтостроительстве. Создание сайта – это лучший инструмент формирования практических навыков по работе с информационными технологиями. Подобная работа вызывает огромный интерес и дальнейшее стремление к самостоятельному изучению предмета «Информатика».

Уверен, что созданное руководство по созданию сайта и сам сайт пригодятся моим друзьям и одноклассникам. Данный электронный образовательный ресурс понравится всем, кто любит наш родной город и уважает прошлое наших предков. Проект можно применять на уроках истории Санкт-Петербурга, а также как интерактивный досуг (Рис. 12).

Рис.12. Использование продукта.

Список использованных источников

  1. Гурьева Н.А. Первое знакомство с Петербургом. - СПб.: «Паритет», 2014.- 120 с.

  2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Хрестоматия школьника. –М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 205 с.

  3. Настольная игра для детей от 8 лет и старше «Наш город». Изготовитель: ООО «Новое поколение», 198328, Россия, Санкт-Петербург, улица Доблести, дом 24, корпус 3 новоепоколение.рф www.newg.ru

  4. Платформа создания сайта Wix.

  5. Программа oCam.

  6. Программа создания презентаций Power Point.

  7. Рапопорт А.Д. Санкт-Петербург: Иллюстрированный путеводитель для детей и родителей. – СПб.: Издательство «Фордевинд», 2014. – 128 с.

  8. http://b-a-r-o-c-c-o.ru/russkoe-barokko/putevoy-dvorets-petra-i/

  9. http://gatchinapalace.ru/gatchina/history.php

  10. http://gorod-plus.tv/navi/81.html

  11. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/06/05/viktorina-po-sankt-peterburgu

  12. https://ru.wikipedia.org/

  13. https://sites.google.com/site/school385krs/

  14. http://www.botsad-spb.com/index.php?page=istoriya

  15. http://www.hellopiter.ru/Photo_piter.html

  16. http://www.piter-arch.ru/ru/object/127.html

  17. http://www.tvc.ru/news/show/id/47700#120132

  18. http://www.vesti.ru/doc.html?id=1191144

Приложение 1 «Карта сайта».

  • Главная

  • Полезная информация

  • Официальные символы Санкт-Петербурга

  • Лента истории Санкт-Петербурга

  • Викторина по Санкт-Петербургу

  • Краткий словарь терминов

  • Карта сайта

  • Новости

  • Маршруты

  • Основание Санкт-Петербурга

  • Петровский Петербург. Домик Петра I.

  • Петропавловская крепость.

  • Летний сад.

  • Адмиралтейство.

  • Путевой дворец Петра I.

  • Автобусная экскурсия в Ораниенбаум. Меншиковский дворец.

  • Ботанический сад.

  • Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

  • Петровская Акватория.

  • Петербург XVIII века. Послепетровский период.

  • Медный всадник. Сенатская площадь.

  • Гостиный двор.

  • Михайловский дворец (Государственный Русский музей). История основания музея. Главный вестибюль и Белоколонный зал (Зал 11).

  • Михайловский дворец (Государственный Русский музей). Скульптуры, изображающие правителей Российской империи XVIII века. «Пётр I» Б.К. Рострелли, «Анна Иоанновна с арапчонком» Б.К. Рострелли, «Екатерина II – законодательница» Ф.И. Шубин, «Портрет Павла I» Ф.И. Шубин.

  • Гатчинский дворец.

  • Михайловский замок.

  • Памятник Петру I перед Михайловским замком.

  • Аничков мост.

  • Михайловский дворец (Государственный Русский музей). Летопись. Древняя Русь в русской живописи.

  • Санкт-Петербург в XIX веке

  • Стрелка Васильевского острова. Здание биржи и ростральные колонны.

  • Дворцовая площадь.

  • Сфинксы перед Академией художеств.

  • Детский исторический музей. Экскурсия «Традиции старой гимназии».

  • Михайловский дворец (Государственный Русский музей). Биография и творчество К.П. Брюллова.

  • Михайловский дворец (Государственный Русский музей). Творчество И.К. Айвазовского.

  • Михайловский дворец (Государственный Русский музей). Творчество В.М. Васнецова.

  • Музей печати. Экскурсия «Доходный дом. Музыкальный салон».

  • Российский этнографический музей. Экспозиция «Русские XIX – начало XX века».

  • Памятник И.А. Крылову.

  • Мифы Древней Греции в Русском музее. Занятие 1.

  • Мифы Древней Греции в Русском музее. Занятие 2.

  • Санкт-Петербург развлекательный и познавательный

  • Центральный музей железнодорожного транспорта.

  • Музей печати. Экскурсия «Издательство и типография начала XX века».

  • Музей «ГрандМакет Россия».

  • Интерактивный музей занимательной науки "ЛабиринтУм".

  • Музей общественного транспорта (Музей городского электротранспорта).

  • Зоологический музей.

  • Выставка "Самураи. 47 ронинов" в музее Артиллерии Санкт-Петербурга.

  • Ботанический сад Петра Великого.

  • Театр юного зрителя. Спектакли «Все мыши любят сыр», «Белоснежка и семь гномов», «Денискины рассказы».

  • Планетарий.

  • Санкт-Петербургский Государственный Детский Музыкальный театр «Зазеркалье» мюзикл «Приключения Незнайки».

  • Театр ЭСТРАДЫ имени Аркадия Райкина. Спектакль «Каштанка».

  • Военно-историческая экскурсия «Ораниенбаумский плацдарм».

  • Выставка "Содружество медведей Бадди".

  • Выставка живых тропических бабочек и птичек Troides.

  • Военно-морской молодежный фестиваль «Морские дьяволы».

  • Обо мне

  • Карта сайта.

  • Контакты.

Приложение 2 «Викторина по Санкт-Петербургу».

  1. Назовите год и день рождения Санкт-Петербурга. (27 Мая 1703 года)

  2. Какой домик является ровесником Санкт-Петербурга? (Домик Петра I)

  3. Назовите основателя нашего города. (Император Пётр I)

  4. На каком острове находиться Петропавловская крепость? (На Заячьем острове)

  5. Как называется самая главная река города? (Нева)

  6. В честь кого назван Санкт-Петербург? (В честь апостола Петра - небесного покровителя Петра I)

  7. Как называется главная площадь Петербурга? (Дворцовая площадь)

  8. Назовите первый музей города. (Кунсткамера)

  9. Как называется главная улица города? (Невский проспект)

  10. Назовите архитектора Зимнего дворца. (Бартоломео Франческо Растрелли)

  11. Назовите самый большой дворец нашего города. (Зимний дворец)

  12. Назовите самый большой собор Санкт-Петербурга. (Исаакиевский собор)

  13. Назовите корабль российского флота, ставший музеем. (Крейсер «Аврора»)

  14. Как называют колонны на Стрелки Васильевского острова? (Ростральные колонны)

  15. Почему ростральные колонны называются ростральными? (Их украшают ростры - носы кораблей)

  16. Что венчает шпиль Адмиралтейства? (Кораблик-флюгер)

  17. Что означает слово «флюгер»? (Направление ветра)

  18. На шпиле какого собора вознёсся ангел? (На шпиле Петропавловского собора)

  19. Что украшает Александрийскую колонну? (Ангел)

  20. На какой площади стоит Александрийская колонна? (На Дворцовой)

  21. Почему на гербе города два якоря? (Санкт-Петербург - крупнейший речной и морской порт)

  22. Куда отправляются «Метеоры» от Дворцовой пристани? (В город фонтанов Петродворец)

  23. Что украшает Аничков мост? (4 скульптуры “Укротители коней”)

  24. Самый большой мост в Санкт-Петербурге? (Дворцовый мост)

  25. Какой мост самый широкий? (Синий, его ширина почти 100 метров)

  26. Сколько в городе железнодорожных вокзалов? (5 вокзалов: Московский, Витебский, Финлянский, Балтийский, Варшавский.)

  27. Как называется самый старый вокзал нашего города? (Витебский вокзал)

  28. Самая первая станция метрополитена? (Площадь Восстания)

  29. Самый любимый архитектор Петра первого? (Доменико Трезини)

  30. Что охраняют львы-грифоны? (Здание банка)

  31. Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)

  32. На скольких островах стоит наш город? (На 42 островах)

  33. Как называется район Морского порта в нашем городе? (Гавань)

  34. С чего началось строительство Васильевского острова? (В 1722 году Здание 12 коллегий)

  35. Что находится сейчас в здании 12 коллегий? (Университет)

  36. Самый лучший друг Петра Первого? (Князь А. Мешьшиков)

  37. Из какой страны к нам привезли сказочных существ – Сфинксов? (Из Египта)

  38. Как петербуржцы узнают, что наступил полдень? (По выстрелу пушки Петропавловской крепости)

  39. Раньше этот сад называли «Зверинцем», а сейчас? (Зоопарк)

  40. Сколько раз менялось имя нашего города? (Трижды: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград)

  41. Как совершить путешествие к звёздам, не покидая Санкт-Петербург? (Надо посетить Планетарий)

  42. В каком музее вам расскажут всё о животном мире? (В Зоологическом)

  43. Где в Петербурге можно увидеть царство растений? (В Ботаническом саду)

  44. Как называются предметы, которые хранятся в музее? (Экспонаты)

  45. Здание какого музея состоит из двух корпусов, соединённых башней? (Кунсткамера)

  46. О чем можно узнать, посетив Этнографический музей? (О жизни разных народов)

  47. Какой необычный экспонат находится в башне Кунсткамеры? (Глобус)

  48. В каком здании расположен Военно-морской музей? (В здании Биржи)

  49. В каком музее главные экспонаты – картины? (В Русском музее)

  50. Какой из этих музеев не находится на стрелке Васильевского острова: Кунсткамера, Зоологический, Русский, Военно-морской? (Зоологический)

  51. Как называется главный детский театр? (ТЮЗ им.А.Брянцева)

  52. В Летнем саду есть памятник баснописцу, которого окружают звери и птицы. Кто же этот человек? (Иван Андреевич Крылов, скульптор П.Клодт)

  53. Назовите самый большой музей русского искусства в Санкт-Петербурга? (Государственный Русский музей)

  54. Где в Петербурге улицы называются линиями? (На Васильевском острове)

  55. Сколько лет нашему городу? (313 лет)

  56. У Санкт-Петербурга есть свои ключи, которые хранятся в специальном ларце, на бархатной подушечке. Где находится это ларец с ключами от города? (В Петропавловской крепости)

  57. Как называется городской аэропорт? (Пулково)

  58. Какой герой С.Я.Маршака жил на улице Бассейной? (Человек рассеяный)

  59. На каком острове был построен домик Петра Первого? (Домик был построен за три дня на Берёзовом острове, который был рядом с Заячьим)

  60. Как называется главный храм (собор) города? (Исаакиевский собор)

  61. Какова высота Исаакиевского собора? (Его высота более ста метров)

  62. На какой площади находится Исаакиевский собор? (На Исаакиевская площади)

  63. Где жили первые строители Петропавловской крепости? (В шалашах и землянках)

  64. Как называется первая площадь города? (Троицкая площадь)

  65. Какой собор находится на Троицкой площади? (Троицкий собор)

  66. Внутри крепости Санкт-Петербург царь Пётр построил церковь. В честь каких святых она была названа? (В честь святых Петра и Павла)

  67. Кто был самым первым архитектором Санкт-Петербурга? (Доменико Трезини)

  68. Кто архитектор здания Адмиралтейства? (Андриян Захаров)

  69. Кем считается Ангел, расположенный на колокольне Петропавловского собора? (этот Ангел считается хранителем Санкт-Петербурга)

  70. На каком мосту расположены львы «Грифоны» с золотыми крыльями? (На Банковском мосту)

  71. Из какого озера вытекает и куда впадает Нева? (Из Ладожского озера в Финский залив)

  72. У платья два рукава, а у Невы? (5 рукавов: Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Малая Невка, Средняя Невка. Рукав – это отделившееся русло реки, обычно вновь впадающее в ту же реку ниже по течению. Кисть из рукавов реки называется дельта.)

  73. Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)

  74. Как Фонтанка получил своё имя? (Из неё поступала вода для фонтанов Летнего сада)

  75. Для чего разводят мосты? (Чтобы могли пройти большие корабли)

  76. Сколько ключей от нашего города хранятся в ларце, в Петропавловском соборе? (2 ключа)

  77. Какой мост в Санкт-Петербурге самый длинный? (Мост Александра Невского через Неву. Его длина 629 метров)

  78. Какой мост в Санкт-Петербурге носит необычное название? (Поцелуев мост, соединяющий берега Мойки. Своим именем он обязан трактиру купца Поцелуева, что не мешает влюбленным целоваться на этом мосту и оставлять на его ограде символы вечной любви – замки. Ключи от замков при этом кидают в реку.)

  79. Какой мост в Санкт-Петербурге не разводится? (Большой Обуховский мост, именуемый Вантовым)

  80. Что является центром ансамбля стрелки Васильевского острова? (Биржа)

  81. Кто является архитектором здания Биржи? (Тома Де Томон)

  82. Сколько колонн украшает Васильевский остров? (Две)

  83. Ростральные колонны украшают 4 скульптуры рек. Назовите их. (Днепр, Волга, Волхов, Нева)

  84. Какую роль выполняли ростральные колонны раньше? (Служили маяком для кораблей)

  85. Кто украшает ростры на Ростральных колоннах? (Морские коньки, крокодилы, водяные, девы с дельфинами)

  86. Сколько дней и ночей наш город был в блокадном кольце? (900 дней и 900 ночей)

  87. Когда мы отмечаем День снятие блокады? (27 января)

  88. Какого числа мы празднуем День Победы? (9 Мая)

  89. Какое явление природы бывает только в Санкт-Петербурге и прославило его? (Белые ночи)

  90. Назовите самый старый вид общественного транспорта в нашем городе? (Трамвай)

  91. Какое произведение композитор Дмитрий Шостакович посвятил её жителям блокадного Ленинграда (Седьмую (Ленинградскую) симфонию)

  92. Отгадайте загадку: «Послушай, мой зодчий! –

Сказала царица. –

Ведь Санкт-Петербург –

Это все же столица!

В роскошном дворце я хочу поселиться,

Чтоб там на балах, на пирах веселиться.

Да теплый построй, чтоб не мерзнуть в метели!»

И взялся за дело великий Растрелли.

(Зимний дворец)

  1. Отгадайте загадку: Как прежде, Михайловской площадь зовут.

На площади музы поклонников ждут.

История, Живопись, Пенье, Балет

И Музыка…В центре – великий Поэт.

(Площадь Искусств)

  1. Отгадайте загадку: Храм распахнул колоннаду дугой.

Вознесся над куполом крест золотой.

Взят пудостский камень для стен и колонн

(для храма впервые использован он).

На Невском, где все изумляет наш взор,

Воздвиг Воронихин прекрасный собор.

(Казанский собор)

  1. Отгадайте загадку: Библиотека. Театр. Павильон.

Вся площадь задумана Росси.

Лишь на царицу и девять персон

Он не рассчитывал вовсе.

(Площадь Островского)

  1. Отгадайте загадку: Собор этот выше других и старей.

Здесь усыпальница русских царей.

Издалека виден шпиль золотой,

Высится он над стеной крепостной.

Ангел под самыми облаками

Город Петра осеняет крылами.

(Петропавловский собор)

  1. Отгадайте загадку: Царь на коне сидит легко.

Палаш, кираса, шпоры…

На двух копытах замер конь –

Две точки лишь опоры.

Теперь прошу ответить мне:

А что за царь-то на коне?

(Памятник Николаю I)

  1. Отгадайте загадку: Собору огромному равного нет.

Его возводили почти сорок лет!

Какой многотрудной должна быть работа,

Чтоб встали вокруг сто двенадцать колонн

И купол в лучах засверкал позолотой!

(Исаакиевский собор)

  1. Отгадайте загадку: Красивый мост, любимый нами,

Известен четырьмя конями.

Но имя носит он не Клодта,

А подполковника, чья рота

Здесь мост срубила из осины –

Сперва был мост из древесины.

(Аничков мост)

100.Как называется самый крупный музей в Санкт-Петербурге? (Эрмитаж) [11].

Приложение 3 «Краткий словарь терминов».

Амфитеатр – в античности открытое круглое, полукруглое или эллиптическое в плане сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами. Позже – места в зрительном зале, расположенные за партером.

Ансамбль – совокупность зданий, образующих единую архитектурную композицию.

Антаблемент – верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах.

Анфилада - ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), расположенных на одной оси, что создаёт сквозную перспективу.

Апартаменты – роскошно отделанные комнаты.

Апсида (абсида) – примыкающий к основному объёму здания пониженный выступ полукругло, гранёной либо сложной формы.

Арка – криволинейное перекрытие пролёта между двумя опорами – колоннами, столбами и т.п.

Аркада – ряд одинаковых по величине и очертанию арок, опирающихся на столбы или колонны.

Аттик – верхняя декоративная часть фасадной стены над венчающим карнизом. Часто украшена рельефами или скульптурами.

Балкон – открытая, выступающая из плоскости фасада здания площадка. Состоит из выносной площадки, поддерживающих её частей и ограждения – перил.

Барабан – цилиндр или многогранник, завершающий объём здания и обычно увенчанный куполом.

Барельеф – скульптурное украшение или орнамент на плоскости, когда изображение выступает из стены менее чем наполовину толщины изображенного предмета.

Башня – очень высокое, обычно квадратное или круглое сооружение, предназначенное для наблюдения и защиты.

Бельэтаж – второй, парадный (обычно с более высокими комнатами) этаж здания. В театре бельэтаж – первый ярус балконов над партером.

Бык – промежуточная опора моста.

Витраж – заполнение проёма орнаментальной или сюжетной композицией из разноцветных стёкол.

Галерея – крытое светлое помещение, длина которого значительно превышает ширину. Галереи иногда соединяют отдельные части здания.

Горельеф – скульптурное украшение или орнамент на плоскости, когда изображение выступает из стены более чем наполовину толщины изображённого предмета.

Декор – сочетание элементов, украшающих фасад здания или внутреннее помещение (интерьер). Может быть живописным, скульптурным и архитектурным.

Интерьер – внутреннее пространство здания, отдельного помещения или группы помещений (например, квартиры).

Карниз – протяжённый выступ, завершающий стену либо членящий ее на ярусы или этажи. А также – венчающая часть антаблемента.

Колокольня – башнеобразное сооружение, иногда в несколько ярусов, для подвески колоколов; стоит отдельно от храма или является его частью.

Колонна – архитектурно обработанный круглый в сечении столб, несущая часть конструкции.

Колоннада – ряд колонн, поддерживающих перекрытие.

Консоль – выступающий из стены камень, имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, ещё более выступающую вперёд (например: карниз, балкон, стенной вертикальный уступ).

Крепость – укреплённый пункт, подготовленный к длительной осаде. Чаще всего возводился на возвышенности, окружался частоколом и рвом с водой.

Кровля – верхний слой крыши. Существуют кровли деревянные, черепичные и из кровельного железа, из листовой меди и других материалов.

Купол – свод, внутренняя поверхность которого представляет собой полушарие или близкую к нему форму.

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

Лоджия – помещение, у которого вместо наружной стены открытая колоннада или аркада.

Лучковой фронтон – сегментообразный фронтон, напоминающий по очертаниям натянутый лук.

Ниша – углубление в стене здания или сооружения для установки статуй, ваз и т.п. или для пластической обработки стены.

Ордер архитектурный – вид архитектурной композиции, состоящий из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей. Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера, получившие название от греческих племён и областей: дорический, ионический, коринфский.

Панно - часть поверхности, заключённая в рамку и заполненная резьбой, лепкой или живописью.

Першпектива – это устаревшее название слова «перспектива». Так, в XVIII веке в российских городах называли городские виды, главные улицы (в Петербурге – Невская першпектива). Другое название – першпект (проспект).

Пилястра (пилястр) – вертикальный прямоугольный выступ на плоскости стены, состоящий из тех же частей, что и колонна.

Плафон – потолок или часть его, украшенная живописью или рельефом.

Полуколонна – колонна, наполовину утопленная в стене.

Портик – колоннада, расположенная у стены здания, несущее перекрытие.

Постамент – возвышенное основание колонны, монумента, статуи либо вазона.

Притолока – перекладина над дверью.

Пьедестал – архитектурно-декоративное подножие, основание колонны или скульптуры.

Рельеф – скульптурное изображение на плоскости, по отношению к которой оно может быть выпуклым (барельеф и горельеф) и углублённым.

Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада.

Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены или опоры какого-либо сооружения. Купол и арка – виды свода.

Ставня – деревянный заслон окна.

Терраса – открытая с тёх сторон (с XIX века чаще застеклённая) летняя неотапливаемая пристройка к зданию, перекрытая крышей на столбах и сообщающаяся с ним дверью Террасами называют также части так называемых террасных зданий, уступами спускающихся по склону.

Усыпальница – склеп для захоронения лиц, объединённых родством.

Фасад – наружная сторона здания.

Флигель – жилое либо хозяйственное строение при главном здании, примыкающее к нему или возведённое поблизости.

Фронтон – треугольное, образованное двумя скатами и карнизом завершение фасада здания, колоннады или портика [3].

28

Просмотров работы: 2267