ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Аникеева В.А. 1
1
Еремина Е.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 ЧАСТЬ. Вступление

Одной из характерных особенностей нашего времени является быстрое развитие средств массовой коммуникации.

Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации - устным словом. С появлением бумаги, изобретением наборного шрифта и печатного станка, а затем типографской машины, распространение печатного слова приобрело массовый характер. С возникновением в 20 веке электронных средств связи характер СМИ - а фактически жизни в целом - изменился коренным образом. Немалую роль здесь играет такое явление, как глобальная сеть Интернет, о разностороннем влиянии которого сейчас идет очень много споров.

Безусловно, Интернет – величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачок в будущее, дало стимул к прогрессу. Интернет упрощает нашу жизнь, открывает перед нами большие возможности!

В настоящее время мало кто не знает, что такое Интернет. Интернет – это глобальная сеть, объединяющая компьютеры всего мира и позволяющая им обмениваться информацией на разных языках или в разных форматах. Первые впечатления об Интернете зачастую оказываются положительными, - конечно, ведь это знакомство с поисковой системой, познавательными и образовательными сайтами и web-страницами, это огромное подспорье в учебе и работе, это доступ к рекламе и многим преимуществам, которые предоставляет всем это замечательное открытие.

Проблемное обоснование

В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учёбу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном. Хорошо это или плохо? Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают?

Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.

Т.о. проблема использования детьми и подростками интернета, особенно использование его в качестве коммуникационной среды для образования, самообразования и проведения досуга становится все более острой. Именно эту проблему я считаю № 1 в среде молодежи, в среде моих сверстников, особенно в среде подростков.

Актуальность

Интернет, несмотря на все величие, несет обществу множество проблем, одной из которых является его влияние на психику человека. До сих пор ученые – психологи не могут до конца выяснить влияние виртуального мира на нашу психику. Поэтому, считаю эту тему актуальной и в свете современного времени она заслуживает особого внимания, т.к наиболее подвержены Интернет - зависимости и влиянию новых компьютерных технологий дети и подростки. Немаловажным является установление причин возникновения интернет – зависимости и степень значимости в этом ракурсе образовательного процесса с точки зрения профилактики и помощи интернет зависимым детям.

Гипотеза исследования.

Интернет- зависимости патологически подвержено все молодое поколение, но среди учащихся существуют определенные группы риска – старшеклассники, в большей степени подверженные интернет -зависимости, которые предпочитают виртуальную жизнь реальной.

Цель:

Выявить и изучить особенности интернет – зависимости у детей старшего школьного возраста. Установить влияние отдельных составляющих Интернета на психику подростка.

Задачи

  • Провести изучение и теоретический анализ литературы по данной проблеме.

  • Проанализировать результаты исследования, определить наличие проблемы Интернет зависимости у учащихся школы.

  • Выявить причины возникновения интернет-зависимости.

  • Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на подрастающее поколение.

  • Выработать практические рекомендации по профилактике и предупреждению интернет- зависимости у подростка.

Объект исследования: интернет – зависимость подростка

( учащихся 9-10 классов).

Предмет исследования: особенности интернет – зависимости у детей

старшего школьного возраста.

Область исследования: социология.

Методы исследования:

  • Теоретический анализ научных источников.

  • Метод анкетирования.

  • Метод социологического опроса.

  • Метод тестирования.

  • Метод статистической обработки результатов.

Практическая направленность:

  • Полученные результаты расширяют научное значение о сущности и тенденции влияния интернет – зависимости на психофизическое состояние организма подростка.

  • Сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы в деятельности структур школы, СМИ, на классных часах и родительских классных собраниях.

Научная новизна работы:

  • Определены основные причины и симптомы интернет – зависимости у подростков.

  • Раскрыты особенности влияния интернет – зависимости на психофизическое состояние подростка.

  • Проанализирована специфика негативного и позитивного влияния интернета на психофизическое состояние подростка.

  • Разработаны практические рекомендации по профилактике интернет – зависимости у подростка.

Этапы работы:

  1. Подготовительный ( поисковый).

  • Определение темы исследовательской работы.

  • Постановка проблемы исследования, цели, задач исследования.

  • Поиск и анализ проблемы.

  1. Планирование работы ( аналитический).

  • Определение источников информации.

  • Планирование способов сбора и анализа информации.

  • Планирование итогового результата.

  1. Исследовательский ( практический).

  • Сбор информационных данных.

  • Работа с учащимися школы: анкетирование, тестирование, соц.опрос.

  1. Итоговый ( отчетный).

  • Составление отчета о проделанной работе.

  • Анализ результатов работы.

  • Составление практических рекомендаций.

  1. Презентационный.

  • Подготовка и проведение презентации исследовательской работы.

Срок исследовательской работы: октябрь 2016 г – ноябрь 2016 г.

2 часть. Основная.

Теоретический анализ проблемы Интернет - зависимости

2.1 Интернет – это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети, предоставляющая информационные и коммуникационные свободы пользователям.

В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети. Интернет сегодня не только источник информации, но и удобное, быстрое средство коммуникации, благоприятное пространство для бизнеса, источник общения и развлечений.

До середины 90-х годов Internet использовался в основном для пересылки

электронной почты. Были доступны и другие возможности: телеконференции,

обмен мнений с помощью электронных писем; серверы новостей – рассылка

новостей по темам; файловые серверы – хранилища файлов, которые

пользователь может получить в виде письма, направив специальный запрос.

Пользоваться перечисленными возможностями было не так-то просто, поэтому

до 1993 года Internet использовался в основном лишь в научной среде.

Затем ситуация в корне переменилась. Причиной этому стало появление и

широкое внедрение в сети новой службы – World Wide Web, в буквальном

переводе – «всемирной паутины» (сокращенно ее называют WWW или

Web).

Мировой интернет: общая статистика.

Как техническая система, российский Интернет существовал уже в 1991 году,

ежегодно численность пользователей удваивалась, и в конце первого полугодия

1991-го года аудитория российского Интернета, по данным, СОМСОN, составляла 2,4-3% (1,3-1,6 млн. человек).

Таблица 1.

Страна

% пользователей в стране

Мальта

78.3%

Новая Зеландия

77.6%

Исландия

76.5%

Швеция

75.2%

Гон-Конг

70.7%

Дания

69.5%

США

68.7%

Норвегия

68.2%

Гренландия

66.6%

Нидерланды

66.2%

Южная Корея

65.2%

Швейцария

64.9%

Канада

63.8%

Великобритания

63.1%

Финляндия

62.6%

Япония

60.9%

Германия

57.0%

Россия

15.5%

С 2010 по 2016 год количество россиян, имеющих доступ в интернет, выросло приблизительно в 4 раза.

Общее количество пользователей интернетом в России составляет 15, 5 %. По сравнению с мировыми показателями других стран эта цифра не дает основания говорить об интернет – зависимости граждан России.

Рисунок 2.

Чем же привлекает современное поколение «всемогущий Интернет»?

Факторы, определяющие уникальность Интернета:

  • Отсутствие в сети единого центра управления и границ делает невозможным установление тоталитарного контроля над всей сетью.

  • Свободный доступ к огромному количеству информации представленной в любой из технически существующих форм (текст, графика, аудио, видео), дает возможность реализовать информационные потребности, в том числе и потребность в самообразовании. С другой стороны, актуальной является проблема достоверности информации и возможность оценки пользователем степени достоверности этой информации.

  • Интернет является самым универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки любых видов информации в форме электронной почты, форумов, конференций, досок объявления, рассылок; общения в реальном режиме времени (чаты, ICQ, и др.); Интернет – телефония; видео-конференции и др. При этом исчезает фактор расстояния и границ, что дает безграничное увеличение аудитории общения. Многие средства общения не требуют личного знакомства, что снимает целый ряд психологических барьеров и дает неограниченные возможности самовыражения в диалоге.

Поэтому становится неслучайным и объяснимым развитие такого рода зависимости, особенно у молодого поколения, от переизбытка информации, эмоций, стереотипов посредством Интернета.

Зависимость в медицинском смысле, как пишет В.Д. Менделевия, определяется как ненавязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определенной деятельности.

В настоящее время в психологии чаще используется термин «аддикция». Аддикция — состояние сознания человека, характеризующееся уходом от реальности с помощью искусственных, часто химических средств (никотин, алкоголь, наркотики). Устойчивое их употребление формирует аддиктивное поведение и проявляется в виде курения, алкоголизма, наркомании и т. п. Есть приемлемые обществом формы аддикции: духовные практики, медитации, влюблённость, творчество, трудоголизм, экстремальный спорт, а также социально опасные: игромания, интернет-зависимость, ожирение, токсикомания, наркозависимость и другие. Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Изучением этого явления занимается клиническая психология и социология .

Все виды деятельности, осуществляемые посредством Интернета, такие как общение, познание или игра, обладают свойством захватывать человека

целиком; они не оставляют ему времени и сил на реальную жизнь. В связи с

этим сегодня специалисты интенсивно обсуждают заболевание «интернет-

зависимости» или «интернет-аддикации» (Internet Addiction Disorder).

Термин «Интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder», IAD) ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, характеризующаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. «Рост толерантности» обозначает по сути привыкание и устойчивость к все большим и большим дозам. При пользовании интернетом, конечно, не появляется никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова. Поэтому характер зависимости несколько иной, чем при употреблении алкоголя и наркотиков. «Привычное вещество» имеет свойство встраиваться в обмен веществ человека, поэтому наряду с психологической возникает и физическая (физиологическая) зависимость, то есть потребность, тяга на уровне организма. Так что в случае интернет-зависимости говорить о физической зависимости не приходится. А вот психологический компонент проявляется очень ярко.

Выделяют три формы интернет – зависимости:

1). Зависимость отношений.

2). Зависимость от игр ( в том числе азартных).

3). Зависимость от общения и поиска информационных ресурсов.

История возникновения «Интернет-зависимости».

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line".

Доктор Кимберли Янг, психолог Питтсбургского университета в Бредфорде, директор Центра интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. К. Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (ftp, gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, E-mail, ко второй - информационные протоколы. По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции.

Истинные интернетоманы — люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам, наконец. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

Интеренет – зависимые пользователи с психологическими проблемами могут пойти по « простому » пути, избрав виртуальное общение как основное и усугубив таким образом свои проблемы. Типичная ситуация: подросток не умеет общаться, заводить друзей и испытывает непреодолимую робость в общении со сверстниками. И тут на помощь приходит всесильная Сеть. Всевозможные чаты и форумы – место, где вам всегда рады, где вы с легкостью найдете единомышленников. Из этого можно сделать вывод, что главной причиной, по которой человек начинает погружаться в виртуальный мир - это поиск общественной поддержки. Стремясь к этому, люди начинают участвовать в различных чатах и телеконференциях, чувствуя при этом свою причастность к определенной социальной группе., создания своего виртуального идеала. Меняя свою личность в сети, человек также ищет поддержку у людей и ощущение своей принадлежности к какой либо социальной группе.

Еще одной причиной, по которой, по мнению Янг, люди впадают в зависимость от сети, является возможность свободно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, не боясь осуждения реального общества. Общение в сети позволяет человеку не бояться самовыражения, не получая взамен отвержение и осуждение со стороны общественности во-первых, из-за недосягаемости личности говорящего, во-вторых из-за того, что личность говорящего замаскирована.

У современного человека множество возможности приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место.

Сеть не вызывает физиологической зависимости, а только лишь психологическую.

Т.О. Причины интернет – зависимости:

* доступность разнообразной информации

* широкая интерактивность, постоянное общение

* анонимность передаваемой информации

* проблема свободного времени

* невостребованность собственных возможностей в реальном мире.

* зависимость настроения и жизненных сил от нахождения в Интернете

* утрата контроля над деятельностью, связанная с неосвоенностью новой ситуации.

* недостаток живого человеческого общения.

Согласно исследованиям К. Янг симптомами Интернет – зависимости являются:

- навязчивое желание проверить электронную почту

- длительное просиживание в чатах

- неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в

сети

- жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени

в Интернете

- потеря ощущения времени on- line

- появление усталости, раздражительности, снижение настроения.

- способ уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, тревоги

или подавленности.

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу

проведения большего количества времени за компьютером;- ощущение эмоционального подъема во время работы с Интернетом ;- ощущение состояния депрессии без компьютера.

Интернет-зависимые игнорирует повседневные жизненные заботы, так же как и интересы близких. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его использование Интернета.

Интернет-зависимые начинают лгать о количестве времени, проведенного

в Интернете.

Риск для здоровья при использовании Интернета минимален, но заметен. У человека возникает тенденция засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. Бессонные ночи, употребление кофе и других тонизирующих средств способствую появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека. После этого вероятность какого-либо заболевания резко повышается.

Основные типы интернет-зависимости, согласно исследованиям К.Янг

  1. Пристрастие к виртуальным знакомствам – преобладающее виртуальное общение в чатах, форумах и тп.

  2. Навязчивая потребность в Сети – совершение покупок в интернет-магазинах и участие в виртуальных аукционах, конкурсах лотереях.

  3. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, беспорядочный поиск информации.

  4. «Гейм-зависимость» – пристрастие к компьютерным играм

  5. «Как показывают исследования, в большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния . На самом деле интернет таит в себе массу негативного воздействия на психику и поведение подростка.

2.2. Как показало анкетирование, подростки нашей школы, отмечают следующие негативные воздействия на психику и поведение подростка:

  • Интернет дает иллюзию вседозволенности.

  • В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы обучающие начинающих террористов, расистские и экстремистские сайты.

  • В Интернете есть хакеры (уничтожающие все на своем пути ради удовлетворения своего ущемленного самолюбия, они не могут создать, могут только разрушить.)

  • Огромное количество интерактивных компьютерных игр, за частую основанных на негативном воздействии на психику ребенка.

  • Эго – распад: «Я виртуальное» и «Я реальное». Такое раздвоение личности приводит к психологическому разладу, к нервным срывам и беспричинной агрессии подростка.

  • Негативная информация.

  • Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма (высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека)

Исходя из вышеперечисленных ответов, можно сформулировать последствия: разрушение реальной личности, психические заболевания, а может быть, наоборот – это новая ступень развития интеллекта.

- Компьютер может стать причиной долговременных нарушений психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдаются эмоциональная незрелость, безответственность.

- У подростков, «живущие » в Сети появляются проблемы с общением. Ведь навыки, приобретенные в виртуальном мире, в обычной не годятся.

- Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся к делу сайты, часами болтают в чатах беседуют с знакомыми и играют в игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.

- Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.

Конечно, интернет сегодня все шире становится неизбежной частью нашей жизни, ведь возможности интернета практически безграничны.

Поэтому стоит обратить внимание и на положительные черты интернета, способные позитивно повлиять на психику и поведение подростка.

По результатам анкетирования среди подростков школы, можно сделать вывод о положительных аспектах влияния интернета на современную жизнь:

  • Способ показать, проявить себя( разместив свою собственную страничку, написанные программы и прочее).

  • Через Интернет можно найти друзей, родственников, с которыми давно оборвана связь.

  • Получение электронной почты.

  • Благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все, некоторое время назад интересовавшие его вопросы.

  • Общение самыми различными способами.

  • Улучшение качества жизни людей, в том числе и подростков, с ограниченными возможностями (миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями).

  • В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, с очень интересной, за частую, редкой информацией, так необходимой в процессе учебы.

  • Интернет дает возможность многому научиться, получить профессию, либо поднять свои навыки на иной уровень.

  • Юные интернет – пользователи осваивают азы новых технологий, тем самым повышают уровень своей коммуникационной грамотности.

2.3. Результаты практической части исследовательской работы.

Выборка исследования:

Исследования проводились на базе МКОУ «Покровская СОШ Родинского района » Алтайского края. В эксперименте принимали участие ученики 7-11 классов в количестве 21 человек. Из них 13 девочек и 8 мальчиков.

В социологическом опросе приняло участи 8 учителей школы.

Результаты анкетирования учащихся.

Известно, что подростковый период – время стрессов. Подросток испытывает стресс везде: в школе, в семье, с друзьями. Что делать с эти чувством неудовлетворенности, где найти выход своим эмоциям?

Участие в виртуальном мире позволяет подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире. Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции отделения от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем –то своим. Интернет в этом плане особенно заманчив: он удовлетворяет потребности в лидерстве и стимулирует предприимчивость. Подросток пытается жить в другом мире – виртуальном, где все возможно, где все дозволено, где он сам устанавливает правила общения, игры.

Поэтому проведенное нами анкетирование показало следующие результаты:

  1. Какой из 3 предметов ( ПК, мобильный телефон или телевизор) наиболее необходим для вашей жизни?

Телефон – 25, ПК – 40, телевизор- 5 человек.

Диаграммы в % соотношении.

2.Знакомы ли вы с Интернетом?

Да – 58. Нет – 12 чел.

  1. С какой целью вы используете Интернет?

Для поиска информации – 21,

Для отдыха – 15 человек

Для общения – 20

Для учебы – 6

Для развлечения – 21

  1. Сколько времени вы проводите в сети – Интернет?

30 мин – 3 чел, 1 час – 8 чел, 2 часа – 7 чел, 3 часа – 2 чел, более 4 часов – 1 чел.

  1. Как часто вы предпочитаете развлечения интернета и компьютерные игры общению с друзьями?

Часто – 15, редко – 2, выбираю общение с друзьями – 4 чел.

  1. Какие сайты вы чаще всего посещаете?

Социальные – 15, развлекательные – 4, познавательные – 5, информационные – 15, тематические – 6.

Вывод: Анализ анкетирования подростков показал, что 83 % учащихся являются активными пользователями интернет – ресурсов, используя их с целью поиска информации, для учебы, а также для общения с друзьями, поэтому наиболее популярными сайтами среди подростков являются социальные и информационные. При этом проводят в интернете от 1 часа до более 4 часов в день 46 % опрошенных, которых можно назвать «тяжелыми» пользователями. Остальные учащиеся проводят в интернете не более 2 часов в день, относясь к группе «обычных пользователей Интернетом».

2.4. Результаты тестирования учащихся:

В 1996 году доктор Янг разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от сети интернет. Это тест мы предложили учащимся нашей школы.

  1. Есть ли у вас непреодолимое желание через небольшие промежутки времени снова и снова проверять свой e-mail или заходить в социальную сеть?

Да – 19, нет – 0, не всегда – 2 человек.

  1. Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в сети?

Да – 15, нет – 3, редко – 3человек.

  1. Как часто вы замечаете слова «еще пару минут…….», когда находитесь в сети за игрой?

Часто – 21, редко – 0, никогда не замечал – 0, всегда замечаю – 5 человек.

  1. Как часто вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, когда кто-то беспокоит вас, когда вы в сети Интернет?

Часто – 15, редко – 3, никогда – 0, всегда – 3 человека.

  1. Страдает ли ваша учеба в школе или личная жизнь из –за Интернета?

Да – 16, нет – 3, не очень – 2 человек.

  1. Находитесь ли вы в он- лайн больше, чем предполагали?

Да – 21, нет – 0, редко – 0 человек.

  1. Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или плохого настроения?

Да – 14, нет – 5, редко – 2 человек.

Вывод:

Т.о предложенные формы социологического исследования позволили сделать вывод:

Значительная часть опрошенных учащихся школы являются «скрытыми интернетоманами».

Редко используют Интернет - 21 % опрошенных.

Обычные пользователи сети Интернет – 17 % опрошенных,

Чрезмерно используют сеть Интернет – 46 % опрошенных.

Главная причина таковых результатов:

Чтобы выявить значение интернета для учеников, учителя, школы сегодня, с точки зрения учебного процесса, мы провели социологический опрос учителей нашей школы.

  1.  
    1. Результаты соц.опроса учителей школы: Диаграмма.

1.Как часто Вы используете Интернет?

Ежедневно-8чел, Часто-0 чел, по мере необходимости-0чел.

2.С какой целью Вы используете Интернет?..

Для получения информации-8 чел, Для работы (подготовка к урокам, заполнение сетевого города)-4, Для общения 4 чел, Для развлечения-0 чел.

3.Какие сайты Вы чаще всего посещаете?

Социальные-0 чел, Развлекательные-0 чел, Познавательные-4 чел, Информационные- 2 чел., Тематические-8 чел.

4. Как Вы считаете, Интернет – это «благо» или «зло» для учеников?

Благо-0 чел, Зло-0 чел, И благо и Зло-8 чел.

Вывод: Анализ результатов социологического опроса учителей школы показал, что и среди учителей интернет пользуется большой популярностью, но в отличие от учащихся школы, интернет необходим им преимущественно для работы, для получения необходимой информации, поэтому наиболее популярными сайтами среди учителей являются информационные и познавательные.

Для учащихся, по мнению учителей, интернет – это очень важный и неотъемлемый информационный ресурс, необходимый, прежде всего для учебного процесса, для развития коммуникационных умений, навыков работы с ИКТ. Только в этом случае интернет будет приносить пользу ученику и создавать позитивные условия его обучения. В остальных случаях подростку необходима помощь и контроль учителя, родителя в поисках оптимального варианта использования интернета.

  1. Часть. Заключительная часть.

Вывод. Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и того больше… Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ — работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

В нашем исследовании нами была сделана попытка выявить наиболее подверженные компьютерной зависимости группы подростков.

Результаты исследования показали:

  1. В зону риска среди подростков 15-16 лет нашей школы попадают 46 % опрошенных.

  2. Гипотеза оказалось верной: у детей среднего и старшего школьного возраста существует Интернет-зависимость и игровая зависимость.

  3. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека.

  4. Я считаю, что говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.

  5. На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.

  6. Зачастую Интернет–зависимость – это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Мне кажется, что в таких случаях Интернет хотя бы частично помогает человеку.

  7. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.

  8. Говорят, что Интернет – благо «нового поколения», я согласна с этим и надеюсь, что новое поколение воспользуется Интернетом во благо.

Результаты исследования показывают, что школьники достаточно адекватно воспринимают возможности Интернета как источника информации в первую очередь. Но однако, не принятия учениками отрицательных сторон Интернета и компьютера могут привести к негативному влиянию на психическое и физическое здоровье личности.

Можно ли помочь этим молодым людям? Лечение компьютерной и интернет-зависимости разной степени может проводиться различными методами. Но, перед тем как принять окончательное решение о лечении человека от компьютерной зависимости, надо понять, почему он предпочитает жить в придуманном мире, а не в реальном, что заставляет его так поступать. А когда причины известны, то и методы должны выбираться в соответствии с ними, для того чтобы эти причины устранить. Чаще всего это неуверенность в себе и своих возможностях, неумение общаться с другими людьми, внутренние и внешние конфликты, которые подросток не может или не хочет решать.

Итак, можно сделать вывод:

человек, попадающий под зависимость от Интернета должен обладать определенными чертами характера, а именно слабой волей, страхом перед мнением общественности, стремлением к одобрению, повышенная чувствительность к критике и неодобрению. Человек, находящийся в группе риска боится брать на себя ответственность за свои поступки, он не может делать выбор.

Исходя из этого, мы разработали практические рекомендации по профилактике интернет – зависимости, опираясь на многочисленные литературные источники:

  1. Установить предел времени, которое можно проводить в Интернете,

  2. Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете,

  3. Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета,

  4. Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься своим хобби.

  5. Вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение.

Используемая литература

  1. http://www.membrana.ru

  2. http://med.rax.su

  3. http://www.imago.spb.ru/soulbody/articles/article3-print.htm

  4. http://flogiston.ru/

  5. Бурова (Лоскутова) В.А. Кибераддикты среди нас // Газета «Известия», С.

4. №2 (2).  2001.

  1. http://www.computeraddiction.com

  2. http://www.rusmedserv.com/

  3. http://www.cnews.ru/reviews/

  4. http://www.newizv.ru/

  5. http://www.mk.ru/

11).Здоровье школьника (№2, февраль 2008).

12). Здоровье школьника (№5, декабря 2008).

13). ИКТ (№19, октябрь 2008).

14). ИКТ (№4, февраль 2009).

15). ИКТ (№7, март 2009).

16). Школьный психолог (№12, март 2004).

Просмотров работы: 59210