«СЛАВА И НАДЕЖДА СОВЕТСКОГО И РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«СЛАВА И НАДЕЖДА СОВЕТСКОГО И РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА»

Воронин Д.О. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»,ЕАО г. Биробиджан
Царева Н.Я. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»,
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Оглавление 

Введение 3

Проблема (Краткая оценка сегодняшнего автопрома в РФ) 3

Надежда и причина возможного возрождения российского автопрома. 3

Почему я выбрал именно эту тему. 3

Актуальность работы: 3

Цель работы: 4

Задачи: 4

Основная часть 4

Глава I - Исторический экскурс 4

Довоенныйпериод 4

ПериодВОВ 5

Послевоенныйпериод 5

Глава II - Исследование наиболее известных советских автомобилей. 6

ГАЗ-М20 «Победа» 6

ЗАЗ-965 7

ГАЗ-21 «Волга» 8

ВАЗ 2101 9

ВАЗ 2121 «Нива» 9

ЗИЛ 118 «Юность» 10

Вывод исследования наиболее известных советских автомобилей: 10

Глава III - Оценка советских автомобилей на международных выставках. 11

Глава IV - Экспорт и импорт автомобилей в СССР 12

Глава V - Производство, тех. обслуживание и ремонт техники в ЕАО 13

Заключение 14

Выводы: 14

Список использованных источников и литературы 15

Интернет ресурсы 15

Литературные ресурсы 15

Введение Проблема (Краткая оценка сегодняшнего автопрома в РФ)

Отечественный автомобиль… Об этом можно слагать целые легенды…Наши отцы, деды безусловно помнят те прелестные моменты советского автопрома: советские автомобили были ничуть не хуже иностранных аналогов.

Но вот, СССР «развалился», и в автомобильной промышленности начался период застоя. По объективным оценкам автомобильная промышленность РФ отстает от среднемирового уровня на 10 — 15 лет.

Отставание по технологии, низкое непостоянное качество сборки и комплектующих — болезнь всех без исключения автозаводов России.

Надежда и причина возможного возрождения российского автопрома.

Президент России В. Путин поручил кабинету министров до 1 марта разработать и утвердить стратегию развития автопрома до 2025 года, в рамках импортозамещения. Также в 2016 году планируется увеличить объем господдержки с 43 до 50 миллиардов рублей.

Отметим, что государство вынуждено стимулировать производство автомобилей на российских предприятиях в связи с резко ухудшившейся ситуацией на авторынке на фоне уменьшения спроса из-за падения рубля (подорожали импортные комплектующие и др.).

Т.е. можно сказать что нынешняя политическая ситуация возможно пойдет на пользу всей отечественной продукции, в том числе и автопрому. (ценить опыт прошлого)1

Почему я выбрал именно эту тему.

Эту тему для научной работы я выбрал не спроста. Я сам увлекаюсь советскими и российскими автомобилями и у меня даже есть коллекция машин, которая включает в себя 76 модель.

Актуальность работы: в условиях экономического кризиса в России, в порядке импортозамещения и неконкурентоспособности отечественного автопрома эта работа представляет собой особую актуальность.

Цель работы: Установление динамики развития, роста, спада и возрождения советского и российского автопрома.

Задачи:
  1. Проследить хронологию развития автопрома в СССР в 20х – 80х годах XX века.

  2. Рассмотреть модельный ряд, наиболее известных и передовых советских автомобилей.

  3. Проанализировать уступал ли советский автопром зарубежным аналогам.

  4. Выявить оценку советского автопрома на мировом рынке.

  5. Узнать какие предприятия занимались выпуском, обслуживанием и ремонтом техники в ЕАО.

Основная часть Глава I - Исторический экскурс Довоенныйпериод

Первый в нашей стране завод был основан в 1916г. получил название Автомобильного Московского Общества (АМО). До революции удалось собрать около 1000 машин Фиат 15 Тер. Создать свои производственные мощности не удалось.

Автомобильная промышленность Советского Союза стартовала 7 ноября 1924 г. (1-й автомобиль - АМО-Ф15)

В 1931—1933гг в СССР действовали 4 завода:

  • АМО(Автомобильное Московское Общество) (позже ЗиС(Завод Имени Сталина), ЗиЛ(Завод Имени Лихачёва)) выпускало грузовики (ам. фирма Autocar) в г.Москве.

  • НАЗ(Нижегородский Автомобильный Завод) (позже ЗиМ(Завод Имени Молотова), ГАЗ(Горьковский Автомобильный Завод)) производило легковые и грузовые автомобили (ам. фирмы Ford Motor) в г.Горьком.

  • ЯГАЗ(Ярославский Государственный Автомобильный Завод) (позже ЯАЗ Ярославский Автомобильный Завод) выпускало грузовые автомобили в г.Ярославле.

  • КИМ (Московский автомобильный завод имени КИМ) (позже МЗМА(Московский Завод Малолитражных Автомобилей), АЗЛК(Автомобильный Завод Имени Ленинского Комсомола)) производило легковые автомобили в г.Москве.

В 1938г. СССР занял 1 место в Европе и 2 в мире по количеству произведённых грузовиков.

До ВОВ произведено около 1 млн автомобилей.2

ПериодВОВ

Во время ВОВ многие автозаводы были эвакуированы в тыл. В годы войны также собирали зарубежные автомобили из машино-комплектов, поставлявшихся по ленд-лизу.

Автомобили (грузовики ГАЗ-АА(1,5т) и ЗИС-5(3т).)

заменяли поезда по бездорожью, на них перебрасывали пехоту, перевозили больных и раненых, доставляли горючее, боеприпасы и т.п., они несли на себе различные устройства слежения и артиллерии. Грамотно сконструированные, легко обсуживающиеся советские машины были надежнее германских, более приспособлены к морозам и к разным сортам горючего.

ВОВ в то же время убедительно доказала, какое значение имеет автомобиль как массовый вид транспорта.3

Послевоенныйпериод

1945 г. вышло постановление ГКО СССР "О восстановлении и развитии автопрома".

В 1950-1960-е годы продолжали работать 4 завода-ветерана и создавались новые (МАЗ, УАЗ, УралАЗ и т.д.).

По выпуску автомобилей наши заводы в 1949 г. превзошли количественно и качественно производство довоенного периода. Так если:

В 1939 г. - 4 завода изготовляли машины 22 моделей и модификаций, то уже

В 1954 г. 12 заводов, 43 моделей и модификаций.

Глава II - Исследование наиболее известных советских автомобилей.

Изучая историю, я знал, что в той модели политической системы невозможно было приобретение иномарок, у меня возник вопрос. Может быть советские автомобили не представляли ценности и ездили на них вынужденно? Мне захотелось в этом разобраться. Я исследовал недостатки и преимущества наиболее известных советских автомобилей.

ГАЗ-М20 «Победа»

ГАЗ-М20 не был создан методом прямого копирования, а являлся квинтэссенцией технических идей. Однако значительную роль в создании «Победы» сыграл немецкий Opel Kapitan – именно его конструктивные особенности во многом были адаптированы для создания новой отечественной модели. Несмотря на значительно меньшие габариты и мощности, у нашей «Победы» намного лучшая комфортабельная оснастка (радиоприёмник, отопитель и т.п.)4

Тех. характеристики

ГАЗ-М20 «Победа»

Opel Kapitan

Годы выпуска:

1946-1958

1938-1953

Кузов:

Фастбек

Седан

Число дверей:

4

4

Число мест:

5

5

Длина, мм:

4665

4715

Ширина, мм:

1695

1720

Высота, мм:

1640

1625

Снаряженная масса, кг:

1460

1240

Мощность, л.с.:

52

58

Коробка передач:

механическая

механическая

Привод:

задний

задний

Максимальная скорость км/ч

105

133

Разгон до 100 км/ч (с):

46

26

ЗАЗ-965

Во второй половине 50-х годов в СССР вновь стал вопрос о создании дешевого автомобиля способного перевезти четырех человек. Прототипом оказался Fiat 600 (обр.1955г.), компактный хэтчбек заднемоторной и заднеприводной компоновки.

В итоге, Fiat 600 был значительно переработан на МЗМА, однако серийное производство «ЗАЗ-965» было освоено в г. Запорожье. Отечественный автомобиль стал мощнее, длиннее, шире и выше своего зарубежного прототипа. Небольшой и недорогой автомобиль быстро заслужил любовь покупателей, в том числе и зарубежных. 5

Тех. характеристики

ЗАЗ-965

Fiat 600

Годы выпуска:

1960-1969

1955-1960

Кузов:

Седан

Хетчбэк

Число дверей:

2

2

Число мест:

4

4

Длина, мм:

3330

3213

Ширина, мм:

1395

1392

Высота, мм:

1450

1341

Снаряженная масса, кг:

650

583

Мощность, л.с.:

23(27)

22

Коробка передач:

механическая

механическая

Привод:

задний

задний

Максимальная скорость км/ч

90

97

ГАЗ-21 «Волга»

Первый автомобиль, имевший серийную модификацию с правым рулём – это ГАЗ 21 «Волга». Её называли танк на колёсах, а о «неубиваимости» 21-й слагали легенды… Говорят, однажды московские дипломаты так лихо рассекали по набережной Каира, что их «Волга» свалилась в Нил. Бедняжку вытащили на берег, завели с полуоборота — и, к восторгу собравшейся толпы, покатили дальше!

ГАЗ-21 «Волга» стилистически стал сильно напоминатьFord Mainline, однако копией его не являлся. Кроме того, у западных моделей были позаимствованы лишь некоторые удачные технические решения, в создании которых у наших специалистов не было опыта. 21-ая «Волга» была меньше и уступала в мощности своему прототипу, но была комфортабельней и прилично быстрее (30км). 6

Тех. характеристики

Волга ГАЗ-21

FordMainline

Годы выпуска:

1956-1970

1949-1956

Кузов:

Седан

Седан

Число дверей:

4

4

Число мест:

5

5

Длина, мм:

4830

5042

Ширина, мм:

1800

1900

Высота, мм:

1610

1630

Снаряженная масса, кг:

1450

1508

Мощность, л.с.:

75

113

Коробка передач:

автоматическая

автоматическая

Привод:

задний

задний

Максимальная скорость км/ч

130

100

Разгон до 100 км/ч (с):

30

------

ВАЗ 2101

ВАЗ 2101 является лицензионной копией итальянского Fiat 124 (обр.1966г). Единственное отличие «Жигулей» от Fiat более приспособленная к условиям отечественных реалий ходовая конструкция.

С появлением этой модели в Советском Союзе строится новый завод, развивается автомобильная инфраструктура для населения. Для советских же автовладельцев того времени ВАЗ-2101 стал настоящим технологическим прорывом в направлении комфорта, как ездового, так и эксплуатационного. «Копейка» стала поистине народным автомобилем.

Fiat 124 - 1966 -1976 гг.

ВАЗ-2101 и все его последующие модификации - 1970 - 2012гг.7

ВАЗ 2121 «Нива»

Первая самостоятельная (без опоры на фиатовскую базу) разработка тольяттинских инженеров. Приводятся цифры, что в первый же год ВАЗ 2121 «Нива» захватила до 40% европейского рынка внедорожников

Занятный факт: в конце 80-х45 «Нив» закупила дирекция строительства Евротоннеля под Ла-Маншем.Особенно нашу ласточку полюбили жители гористых и пересечённых местностей (Австрия, Исландия, Греция). Любопытно, что в СССР «Нива» особой популярностью не пользовалась: для настоящей грязи — «паркетная», для семейного городского авто — маловместительная.8

ЗИЛ 118 «Юность»

Сегодня о нем мало кто знает, но этот автомобиль был поистине уникален. Во-первых, этот шедевр машиностроения был создан молодыми специалистами-энтузиастами по собственной инициативе, в свободное от работы время и не имеет аналогов в мире. Во-вторых, автомобиль «Юность» был одобрен высшим руководством и Совмине СССР и ЗИЛ 118 даже хотели поставить на серийное производство, но «лишних» 10-12млн.руб. в стране не нашлось.

В 1967г. «Юность» получила на Международной автобусной неделе в Ницце 12 наград в различных номинациях, в том числе: Гран-при президента Франции, Кубок Оргкомитета, Серебряную медаль фр. федерации кузовостроения и т.д.

Увы, на Родине автомобиль оценили лишь на уровне одобрительного похлопывания по плечу… Интересный факт: в 1970г. Генри Форд II (внук основателя бренда) увидев «Юность» был в восторге и даже хотел приобрести лицензию на производство микроавтобуса под маркой «Форд». Но ему было отказано, т.к. «Автоэкспорт» все ещё не терял надежды самостоятельно выйти на международные рынки. А также именно на базе этого автомобиля был создан первый в СССР реанимобиль.9

Вывод исследования наиболее известных советских автомобилей:Неприхотливые, выносливые, обладающие высокой проходимостью, простые в обслуживании и ремонте, советские автомобили

снискали добрую славу. И в тоже время они не были полностью скопированы с иностранных аналогов. А некоторые наши автомобили были сделаны абсолютно своими силами, порой и по собственной инициативе без какой-либо финансовой поддержки и в свободное (т.е. личное) от работы время. Минусы (по сравнению с аналогами) тоже были: малый пробег, небольшая скорость и мощность и т.п. Но их всё равно ценили, и ценили не только в СССР, но и в зарубежных странах

Глава III - Оценка советских автомобилей на международных выставках.

В первые послевоенные годы советские автомобили приобрели широкое международное признание. Они были представлены на многих международных выставках и ярмарках.

Название автомобиля

Название выставки, год и место её проведения

Награды

ГАЗ-М20 «Победа»

Всемирная автомобильная выставка в г.Брюсселе-1947

Золотая медаль и диплом

ГАЗ-21

Всемирная автомобильная выставка в г.Брюсселе-1958

Была признана лучшим автомобилем на континенте, награждена золотой медалью и дипломом

Москвич-407

Всемирная автомобильная выставка в г.Брюсселе-1958

Золотая медаль и диплом

БелАЗ-540

(БелАЗ-548А)

Международная автомобильная выставка в г.Лейпциг-1965 (1967)

Золотая медаль и диплом

(1000-ая золотая медаль и диплом)

Международная автомобильная выставка в г.Пловдиве-1966

Золотая медаль и диплом

ВАЗ-2121 «Нива»

Международная выставка в г.Брно-1978

Золотая медаль и диплом

52-ая Международная ярмарка в г.Познани-1980

Лучший внедорожник, награждена золотой медалью и дипломом

Глава IV - Экспорт и импорт автомобилей в СССР

Исследуя, я был поражён огромным количеством произведённых автомобилей. Но просто так машину было приобрести нельзя. Заводы СССР не могли удовлетворить спрос населения. Даже накопив или заработав на машину за ней все равно надо было годами выстаивать очередь.

  1. Производство автомобилей в СССР в 1924-1991гг.

Тип транспорта:

Всего произведено, штук:

Легковые автомобили

28.736.000

Грузовые автомобили

25.200.000

Автобусы

2.153.000

Итого:

56.089.000

Суммарный экспорт и импорт автомобилей в СССР в 1924-1991гг.

Тип транспорта:

Экспорт, штук:

Импорт, штук:

Легковые автомобили:

7.006.000

50.000

Грузовые автомобили:

1.280.000

280.000

Автобусы:

60.000

230.000

Итого:

8.346.000

560.000

Ну и конечно же, советские автомобили были популярны не только в СССР, но и в дружественных странах. Приоритетом было получение валюты, а не «деревянных» рублей с внутреннего рынка. Главными покупателями былине только социалистические страны, но и капиталистические. В Европу авто продавались таким странам как Австрия, Дания, Норвегия, Финляндия, Франция, Англия, ФРГ. Египет, Сирия, Афганистан, Иран, Нигерия также были среди партнеров СССР. По информации 1967г. наши автомобили использовались в 67 странах мира.

СССР не только торговал автомобилями, но и гарантировал и обслуживание. На 1967 г действовало 1623 мастерских и СТО, и эта цифра постоянно увеличивалась. Также помощь оказывалась в обучении в СССР иностранных механиков по уходу за советскими автомобилями. 10

Глава V - Производство, тех. обслуживание и ремонт техники в ЕАО

50-60-е годы отмечены подъемом сельского хозяйства в ЕАО.

1960 г. Биробиджанский обозный завод реконструирован в завод "Дальсельмаш". Именно этот завод стал одним из крупнейших предприятий сельскохозяйственного машиностроения в ЕАО. Это был единственный на Дальнем Востоке завод, который выпускал самоходные комбайны на гусеничном ходу. Комбайн СКГ-4 получил в 1966 г. высокую оценку на международной выставке сельскохозяйственных машин в г. Москве, завод был награжден Почетным дипломом Всесоюзной торговой палаты. Продукция завода "Дальсельмаш" поставлялась во многие края и области страны, а также экспортировалась в Чехословакию, Болгарию, Венгрию, на Кубу и даже в Италию.

В 1967 г. на территории области действовали: 21 совхоз, птицефабрика, 5 крупных колхозов, опытные сельскохозяйственная и мелиоративная станции, 2 рыболовецких колхоза. Они получали новые трактора, комбайны, уборочную технику и другие сельскохозяйственные машины. 5 объединений и отделений "Сельхозтехника" обслуживали данную технику.

Недавно в рамках создания этого проекта я побывал в гостях у бывшего директора (1985 по 1990гг) предприятия "Сельхозтехника" Петра Михайловича Варвенко.

Что включает в себя техобслуживание. Техническое обслуживание автомобилей включает в себя ежедневное обслуживание (ЕО), техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2) (которые проводились принудительно через определённый пробег) и сезонное техническое обслуживание (СТО), проводимое 2 раза в год. А ещё существует текущий ремонт (ТР), проводимый как правило, по потребности. 11

Рассмотрим один из сотен случаев. В поле сломался трактор. Через диспетчера это докладывают директору предприятия "Сельхозтехника. Он в свою очередь отправляет в это поле бригаду. Эта бригада приезжает на место поломки, оценивает её. Если она легкого типа, ремонтируют её на месте, а вот если поломка сложного типа, то трактор доставляют на предприятие и там уже проводят сложный или капитальный (полная разборка двигателя) ремонт. И стоит помнить, что только за день похожих случаев было не меньше десятка. Но нужно сказать, что вся эта деятельность была возможна при хорошо развитой экономике страны.

Без рабочих этой СТО вся сельхоз техника в ЕАО заглохла бы в поле или в другом месте, а вместе с ней "заглохли" бы и совхозы, и колхозы. А без них вся область перестала бы развиваться.

Заключение Выводы:
  1. По итогам моей исследовательской работы я сделал вывод, что нынешняя ситуация с развитием автопрома в РФ- критическая, но есть надежды на его возрождение.

  2. Я проследил хронологию развития автопрома в СССР в 20х – 80х годах XX века.

  3. Также рассмотрел модельный ряд, наиболее известных и передовых советских автомобилей.

  4. Ещё я сделал вывод, что советский автопром не уступал зарубежным аналогам, а если кое-где и уступал, то нагонял в других качествах

  5. Проанализировав ситуацию с экспортом, делаю вывод, что советский автопром ценили на мировом рынке.

  6. Ну а в заключение я узнал какие предприятия занимались выпуском, обслуживанием и ремонтом техники в ЕАО.

Список использованных источников и литературы Интернет ресурсы

http://www.tks.ru/reviews/2004/07/08/03/

http://ustroistvo-avtomobilya.ru/istoriya/avtomobili-v-dni-velikoj-otechestvennoj-vojny/

http://visualhistory.livejournal.com/tag/

http://ic.pics.livejournal.com/gloriaputina/30544598/190483/190483_original.jpg

http://www.myshared.ru/slide/377525/

Официальный сайт журнала «Горная промышленность

Литературные ресурсы

Журнал «Реальность против мифов»

Документ под названием «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта в СССР»)

Журналы «Автолегенды СССР»

1 https://lenta.ru/news/2016/01/18/auto/

2 http://xn--80abwll.xn--p1ai/amo_f-15.php

3 http://ustroistvo-avtomobilya.ru/istoriya/avtomobili-v-dni-velikoj-otechestvennoj-vojny/

4 http://www.kolesa.ru/article/istoriya-otechestvennogo-avtoproma-gorditsya-nechem-2012-11-15

5 http://www.kolesa.ru/article/istoriya-otechestvennogo-avtoproma-gorditsya-nechem-2012-11-15

6 http://batona.net/60503-covetskie-avtomobili-stavshie-populyarnymi-na-zapade-6-foto.html

7 http://www.kolesa.ru/article/istoriya-otechestvennogo-avtoproma-gorditsya-nechem-2012-11-15

8 http://batona.net/60503-covetskie-avtomobili-stavshie-populyarnymi-na-zapade-6-foto.html

9 Журналы «Автолегенды СССР»

10 http://ic.pics.livejournal.com/gloriaputina/30544598/190483/190483_original.jpg

11 Документ под названием «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта в СССР»)

16

Просмотров работы: 801