ХРАНИМ ИСТОРИЮ СЕМЬИ, ПРЕУМНОЖАЯ СЛАВУ ПРЕДКОВ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ХРАНИМ ИСТОРИЮ СЕМЬИ, ПРЕУМНОЖАЯ СЛАВУ ПРЕДКОВ.

Павленко И.А. 1
1МКОУ СОШ № 17
Малахова Г.Г. 1
1село Сухая Буйвола, улица Красная, 15
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Актуальность проблемы.

Корни родословной глубоки,

Я мечтаю знать о них побольше,

Времена те были далеки,

Хочется, чтоб помнили их дольше!

Помнить всё и знать родной свой род

Я считаю, что обязан каждый,

Может это приведёт народ

В век неравнодушия однажды!

Каждый человек рождается, растет, стареет, умирает, но, проживая жизнь, оставляет после себя след. Продолжение каждого из нас - это дети. Дети – самое дорогое, что есть в жизни. У детей рождаются свои дети, у тех – свои. И если человек даже не совершил никаких открытий, просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих самых близких.

В доме моей бабушки в гостиной на стене висят фотографии членов нашей семьи(Приложение 1. Фото 1). Несколько фотографий очень старые, они относятся к началу прошлого века, и люди на них мне не знакомы. У неё хранятся сотни фотографий в альбомах и коробках. Кто они, как их зовут, где и когда родились, чем занимались, кем они мне доводятся? Бабушка часто рассказывала мне о прадедах и даже прапрадедах, и однажды поделилась своей мечтой создать семейное дерево и родословную -историю рода.

С этого момента меня заинтересовала история моих предков, мне захотелось узнать, откуда мои корни.На мой взгляд, семья – это важнейшая часть общества, основа и опора государства. Я живу в великой стране и будущее ее мне небезразлично.

Мы провели небольшое исследование среди своих одноклассников. Анкетирование показало, чтобольшинство ребят не знают имён своих дедушек и бабушек (Приложение 5.Социологическое исследование). Я была очень удивлена результатами опроса, ведь большинство дедушек живут рядом с нами в одном селе, и даже на одной улице, а у многих и прабабушки живы! Я считаю, что стыдно не знать имен своих самых близких родственников! Таких людей на Руси называли «Иванами, не помнящими родства» и всегда относились к ним с презрением. Я поняла, что мои одноклассники еще не задумывались над этой проблемой.

Знать свое прошлое – долг каждого человека. В этом нам помогают фотографии семейного альбома и рассказы родных, а также архивные документы. Уверена, что данная тема будет актуальна всегда и для всех, кто интересуется историей своей семьи. Вот поэтому мне захотелось больше узнать об истории нашей семьи. Наступило время, когда я могу воспринимать исторические события, анализировать факты, изучать и понимать документальный материал.

Объект исследования: семейный альбом, документы, рассказы и воспоминания родственников.

Предмет исследования: семья Павленко и Малаховых.

Цель исследовательской работы - изучение истории своей семьи и внесение результатов исследования в генеалогическое древо (родословную), чтобы показать необходимость и значимость семьи в жизни человека, укрепить базовые семейные ценности и традиции.

Задачи:

- собрать информацию о членах семей, входящих в генеалогическое древо;

- расширить объём поиска родственников и биографических данных о них;

- рассказать о наиболее ярких представителях семьи, определить какой вклад они внесли в историю России;

- выяснить, как отразились исторические события на их судьбах;

- заинтересовать одноклассников этой темой.

Гипотеза:предполагаю, чтобиография отдельной семьи тесно связана с историей России, с ее героическими и трагическими событиями.

Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу - составление родословной моей семьи.

Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться, и мы не будем «Иванами, не помнящими родства».

Сроки проведения: октябрь 2015 г.–февраль 2016г.

Место проведения исследования: село Сухая Буйвола, Петровского района, Ставропольского края.

Основная часть.

  1. Обзор основных источников информации.

В данном разделе нашей исследовательской работы мы постарались собрать информацию ороде, родословной, о науке генеалогии. А также собрали сведения о моих близких родственниках.

  1.  
    1. Родословие и наука генеалогия.

Слово «род» в словаре русского языка означает ряд поколений, происходящих от одного предка.Таким образом, родословная – это перечень поколений одного рода.

Существует даже особая наука, генеалогия, которая изучает происхождение, историю, родственные связи семьи.(Василевская В.С. – Моя родословная: Для учащихся начальной школы. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2008 г., ISBN 1587-4, с. 4-9)

Генеалогия (от греч.genea- «семья» и logos- «знание») – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родословных связей, составлением генеалогических древ. В более широком смысле, генеалогия – наука о родственных связях вообще.(Детская энциклопедия «Я познаю мир. История» М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г)

В России родословные – росписи - появились в конце 15 века. При царе Петре Великом была создана специальная Герольдмейстерская контора, которая просуществовала до 1917 года. Она должна была следить за достоверностью всех данных, чтобы не присваивались незаконно родословные.(Голубева Т. С. Царские династии.- М.:ООО «Издательство «РОМЭН-ПРЕСС», 2002 г.)

Фамилии своего рода - живая история. В прошлом родословные были только убогатых и знатных людей. А простому народу «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей гордятся своими предками, трудом которых создано богатство Родины. (Семенов И.С.– Европейские династии. Полный генеалогический справочник. - М.: Энциклопедия, Инфра-М, 2006 г., ISBN -2, -3, с.93-95)

В древности знание родословной было жизненно необходимо и спасало род от вымирания. Ухристиансчитается, что ангелы-хранители – это предки, о которых мы знаем. Поэтому чем больше мы знаем своих прародителей, тем больше у нас ангелов-хранителей.(Полная энциклопедия школьника. Издательская группа «Весть» 2005 г.)

  1.  
    1. Ородовом дереве.

С давних времен пришло к нам поверье о том, что жизнь всех людей на Земле - прошлых и современных поколений - образовывает исполинское Дерево Рода. Наши предки верили, что Дерево человеческого рода также начало разрастаться от первых людей - Адама и Евы. Они стали его первым ростками. (http:// www. genealogia.ru)

Большое и могущественное теперь это дерево. Свой маленький листочек на нем имеет любой из нас. Наверное, сегодня очень тяжело было бы изобразить дерево всего рода человеческого так, что вспомнить на нем всех людей, все поколения. Но дерево своей семьи, рода, семьи можно создать. (http:// www. genealogia.ru)

Чаще всего изображают дерево рода или семьи в виде дуба. Это также не случайно. О том, что дуб - всем деревьям дерево, что онпризнак силы, святости, высочайшего почета разные народы знали с глубокой давности.Из народных пересказов и легенд также можно узнать, что дуб вообще считается священным деревом славян, которое дает силу, мудрость, считается опорой всего света.

И так же, как старые дубы берегут память о прошлом, так и дерево рода тоже оберегает ее, становится опорой для воспитания в почете к дедам, прадедам грядущих поколений.

На каждом родословном дереве, которое еще иногда называют генеалогическим, можно прочитать не только судьбу одной семьи, а настоящую книгу жизни, историю целой наций. Так как каждая семья - это частичка общества, которая отображает все процессы, которые в нем происходят.(Семенов И.С.– Европейские династии. Полный генеалогический справочник. - М.: Энциклопедия, Инфра-М, 2006 г., ISBN -2, -3, с.93-95)

К сожалению, было время, когда к памяти рода относились не почтительно в нашей стране. Поэтому сегодня много кто не знает и не помнит ни имен своих прадедов и прабабушек, ни того, как они жилы, кем были. Немало горьких вех нашей истории также обозначились на родословных деревьях семей. Одним пришлось пережить потерю близких во времена сталинских репрессий. У других выкосил родных голод 1932-1933 лет. Для третьих горьким временами потерь стали войны: Великая Отечественная, в Афганистане, Чечне. Когда случалась такая беда, гибли люди, каждый раз засыхали веточки на чих-то родословных деревьях. Не могли они дать больше зеленых побегов, которые бы разрастались и разрастались, делали дерево более богатым и более сильным.(Семенов И.С.– Европейские династии. Полный генеалогический справочник. - М.: Энциклопедия, Инфра-М, 2006 г., ISBN -2, -3, с.93-95)

Широкое и развесистое дерево у тех семей, где такую память издавна уважают, где из поколения в поколение передаются семейные реликвии, рассказы о жизни и поступках дедов и прадедов, старые, пожелтевшие от времени, фотоснимки. Такие вещи имеют особое значение.

Есть народное выражение: помнить до седьмого колена. Колено - это одно поколение рода(Приложение 7. Инфограмма). О том, кто помнит о своих предках до седьмого колена, можно сказать, что он знает свой род очень хорошо. Ведь каждый человек - это первое колено, его родители - второе колено, дедушка и бабушка - третье колено, прадеды и прабабушки – четвертое. Знать род до седьмого колена, значит, знать далеких своих предков, из которых начинается родословное дерево.(http:// www. wikipedia. ru)

Многие сибирские народы могут перечислить в своих родословных до 18-20 поколений. И если считать время одного поколения 25-30 лет, то родословные предания охватывают, по меньшей мере, 500-600 лет. Бурятские бабушки и дедушки, например, были обязаны передать детям знания родословного древа и связанные с ним легенды, предания и сказания о богатырях рода. А на семейных и общественных празднествах и торжествах, в присутствии многочисленных гостей, приезжавших иногда и за 100 верст, детям устраивали испытания. Пяти,-шестилетние малыши перечисляли своих предков, начиная с основателя рода и кончая самим собой. Чтобы проверить твердость знания, слушатели спрашивали с середины генеалогии, а потом вверх и вниз(http:// www. wikipedia. ru).

Для многих решающим шагом к составлению собственной родословной являются заслуги предков, значимость фамилии, стремление более детально выяснить свою причастность к тем или иным семейным династиям. В любом случае, существуют общие правила по составлению родословной. Самое главное - не откладывать дело "в долгий ящик", а приступать к работе, пока живы представители старших поколений вашей семьи. Ведь зачастую только от них можно получить информацию о дальних родственниках.(http:// www. genealogia.ru)

1.3 Краткие очерки жизни моих предков в истории стран.

Моя родословная пока небольшая и о многих я не знаю, но здесь я расположила родственников, о которых собрала сведения. С этими людьми я состою в кровном родстве.

В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. Судьбы многих представителей рода Павленко-Малаховых тесно сплетались с судьбой нашей страны. Каждый из них честно жил и трудился на благо Родины. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений. На этих страницах я расскажу лишь о некоторых своих близких.

Род Павленко-Коровиных.

Мой прадедушка, Коровин Николай Алексеевич, (Приложение 3.Генеалогическая карта) родился в 1928 году в селе Круглолесское Ставропольского края. Его отец Алексей Никифорович был одним из одиннадцати детей, девять из которых – сыновья. Семья Коровиных считалась зажиточной, так как землю наделяли на мужчин. Семья имела быков, лошадей, брички и все - от мала до велика - работали. Когда стали создавать колхозы, Коровиных раскулачили. Все имущество забрали, хотели выселить, но кто-то пожалел многодетное семейство, и они остались в селе. Чтобы не умереть с голоду, иногда детям приходилось просить милостыню. У прабабушки хранится фотография 1931 года, вернее дагерротип, семьи Коровиных(Приложение 1. Фото 2), где прадедушке Коле 3 года. Интересно сравнить, как выглядели люди в то время, время большого голода: худые, изможденные, плохо одетые, угрюмые лица.

Когда началась Великая Отечественная война, прадедушке исполнилось 12 лет. Мать его бросила, и он вынужден был несколько дней идти пешком по оккупированной немцами территории в Минераловодский район к своей тете Анне Никифоровне(Приложение 4. Документы Коровиной А. Н.). Анна Никифоровна приняла его, воспитала, отправила учиться в ремесленное училище, проводила в армию. Баба Нюра всегда была рядом с семьей племянника, и даже помогала нянчить старших братьев моего папы, своих внучатых племянников.

Находясь на службе в армии в г. Махачкала, в 1953 г. прадедушка Коля женился на Шелпаковой Валентине Семеновне. Её судьба - отражение исторических событий страны. Мой прапрадед Шелпаков Семен Семенович(Приложение 1. Фото 3) работал в мостостроительном отряде, строил мосты, и его жена и четверо детей исколесили всю страну, следуя за ним. Во время войны Семен Семенович восстанавливал разрушенные немцами мосты. Семья длительное время жила в освобожденном от фашистов Киеве. Здесь прабабушка видела пленных немцев, грязных, оборванных, в женских платках, голодных. Её мама Арина Акимовна подрабатывала чисткой картошки в столовой, а очистки были платой за работу. Их варили и ели. После войны Шелпаковы перебрались в Астрахань. Прабабушке пришлось с 13 лет работать по чужим документам, так как своих не было. Она тянула невод в рыбацкой артели, разделывала рыбу на рыбзаводе, на несколько месяцев уходила в море на рыболовецком сейнере. В 1947 г. после смерти отца она переехала в г. Махачкалу. Коровины Н.А. и В.С. прожили вместе 57 лет, вырастили троих детей. Они более 40 лет проработали на железной дороге, являются Почетными работниками РЖД.

Павленко Петр Яковлевич родился в г. Астрахань в 1917 г. В 1936-1938гг. он служил в армии. В 1938 г. он женился на Свиридовой Анне Прокофьевне(Приложение 1. Фото 4), в этом же году его мобилизовали для участия в боевых действиях на реке Халхин-Гол. В конце 1940 г. прадедушка участвовал в войне с Финляндией. Великую Отечественную войну он прошел от первого дня до последнего, подвозил артиллерийские снаряды на боевые позиции. Он участвовал в Сталинградской битве, освобождал Прагу, Берлин, за что награжден несколькими орденами и медалями. К сожалению, многие документы и награды утеряны, сохранилась только Книжка красноармейца и орденская книжка. (Приложение4.Документы Павленко П.Я.) Не сохранились и устные рассказы о войне, потому что прадед не любил об этом говорить. Прадед умер в 1990 г.

Его супруга Анна Прокофьевна рассказывала, что и ей пришлось пережить ужасы войны. В январе 1942 г. у неё родилась дочь Нина. В это время на крыше роддома стояли зенитки, прикрывавшие небо Астрахани от немецких самолетов. Стены больницы содрогались при артобстреле, а бедные матери закрывали новорожденных детей своими телами. Всю войну она проработала на кирпичном заводе, выполняла тяжелую мужскую работу. Прабабушку наградили нагрудным знаком «Труженик тыла 1941-1945г.». Она умерла в 2002 г.

Моя бабушка Павленко Надежда Николаевна(Приложение 1.Фото5) – учитель английского языка, 33 года проработала в школе, 13 лет из них была заместителем директора по учебной работе в моей школе. Она Почётный работник общего образования, ветеран труда РФ.

Дедушка Павленко Анатолий Петрович – был водителем с 40-летним стажем. Он работал на скорой помощи, городских автобусах, грузовиках и большегрузных многотонных самосвалах Белаз, Юклид(Приложение1.Фото 6). А еще он был мастером на все руки - умел работать на токарном станке, владел сварочным аппаратом, собирал автомобильные двигатели и мн. др. Его не стало в 2013 г.

Род Малаховых – Шулениных.

Малахов Федор Исаевич (1910-1982гг.) - участник ВОВ, воевал под Прагой, был ранен в 1943 г. и его комиссовали. Всю оставшуюся жизнь он работал в колхозе трактористом. В 1933 г. женился на Кияшкиной Антонине Михайловне. У них родилось четверо детей – дочь и три сына (Приложение 1. Фото7). Антонина Михайловна не работала, была домохозяйкой. В 1985 г. она умерла.

Ткаченко Евдокия Михайловна (27.04.1925-29.11.2012 гг.) тоже перенесла тяготы войны. В 16 лет она вместе с другими жителями нашего района копала окопы для наших солдат, пережила оккупацию. Её тоже наградили нагрудным знаком «Труженик тыла 1941-1945гг.». В 1950 г. она вышла замуж за Ткаченко А.Д.(Приложение 1. Фото 8).У них родилось двое детей – сын и дочь. В 1954 г. её мужа не стало, он погиб от удара током, когда ему было 25 лет. После смерти мужа Евдокия Михайловна воспитывала детей одна, работала дояркой и разнорабочей в колхозе до 1980 г., до самой пенсии(Приложение 1. Фото 9).

Трудовая биография Малахова Якова Федоровича, моего деда, началась в колхозе и закончилась в Сухобуйволинском СМУ. Он работал трактористом: пахал землю, убирал урожай, возил удобрения, сено, солому и мн. др. Бабушка Валентина Александровна(Приложение 1. Фото 10)тоже много лет отдала колхозу, работала дояркой, потом перешла в лесхоз. Бабушка - ветеран труда. Они вырастили троих детей, сейчас оба на пенсии.

  1.  
    1. Моя семья и наши традиции.

Моя семья(Приложение 1.Фото 11) считается многодетной, нас пятеро: папа, Анатолий Анатольевич, мама, Ольга Яковлевна, старшая сестра Анна, младший брат Дима и я. Мой папа проходил военную службу в Президентском полку, обеспечивал правительственную связь. Во время службы находился в длительной командировке в Чечне, принимал участие в боевых операциях. Имеет нагрудный знак «Участник боевых действий»(Приложение 1.Фото12,13,14,). После армии он заключил контракт и служил водителем-механиком в г. Буденновске. Здесь ему пришлось участвовать в событиях в г. Цхинвал. Сейчас он работает сварщиком в местном газовом участке. Мама – воспитатель детского сада, сейчас она в отпуске по уходу за ребенком. Сестра учится в 5 классе, отличница, я учусь во 2 классе тоже на отлично, а братику скоро исполнится 2 года.

Наша семья дружная и крепкая. Мы часто встречаемся, помогаем друг другу, и очень счастливы вместе. У нас есть свои устоявшиеся традиции. Дни рождения мы встречаем с конкурсами, играми, призами. А в новогоднюю ночь, как только часы пробьют 12, самый младший в семье бежит к входной двери и открывает её, чтобы выпустить старый год и впустить новый. Новый год мы отмечаем вместе с бабушками у нас дома. Бывает всегда шумно и весело, особенно, когда начинается просмотр подарков. Еще одна традиция - поездки на море летом. Мы постоянно ходим в гости к бабушкам. В семье моего дедушки Толи, когда родные приезжают в гости, бабушка печет семейные пироги с рыбой. За накрытым столом всегда поминают умерших родственников и поют старинную песню «Баллада о матросе». (Приложение 6.Текст песни, аудиозапись)

Традиций в нашей семье много, кое-что пытаемся перенять от старших поколений. Мы не только бережно храним фотографии, документы наших предков, а также вещи: книга «Домоводство» 1958г. выпуска, портняжные ножницы, которым больше 100 лет(Приложение 1.Фото 15), вязаная руками прапрабабушки занавеска, старинные иконы. Мы пишем новую историю семьи в Родовой книге.

Моя семья – это частичка большого рода, и счастье в том, что я знаю, откуда я и кто я. Моя семья – это мое богатство. Давно уже нет многих моих старших родственников. Но я знаю, что когда-нибудь через много-много лет они встретят меня в том, другом мире. И я скажу, что история нашей семьи и ее традиции хранятся у моих детей и внуков. Я верю, что эта связующая нас нить не оборвется никогда.

2) Методика проведения исследований.

2.1.Этапы работы.

Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:

Первый этап – теоретический - заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы, сбор информации о представителях рода Павленко и Малаховых, обработка результатов.

Второй этап – практический - заключался в оформлении альбома своих родственников – я составляла отдельную страницу на каждого родственника, где записывала основные сведения о его жизни, составление генеалогического древа, подведение итогов.

Для графического изображения родословной, я выбрала данную схему, она мне, показалась, простой и наглядной.(Приложение 2. Семейное дерево Павленко. Семейное дерево Малаховых).

2.2 Первый этап – теоретический.

В ходе изучения литературы мы узнали, что такое родословная, род, наука генеалогия, генеалогическое дерево.

Из сети Интернет узнали о Дереве человеческого рода, что оно начало разрастаться от первых людей - Адама и Евы. Они стали его первым ростками. В древности знание родословной было жизненно необходимо... и спасало род от вымирания.

Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько возможно, восстановили родословную своей семьи(Приложение 1.Фото 17). Для этого мы собрали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.

2.3 Второй этап – практический.

Для того, чтобы выяснить, как мои одноклассники знают своих старшее поколение, мы с учительницей разработали анкету и предложили ребятам ответить на вопросы.

Анкетирование показало(Приложение 5. Таблица), что из 15 учащихся только 2 знают полное имя одного из дедушек, 6- назвали только имя, а остальные 6 - написали, что не знают. 7 человек смогли назвать имя одной из своих прабабушек, 8 – не смогли.Но 13 человек считают предложенный тест приятной неожиданностью, а 2 - трудной, но интересной задачей. Я уверена, что мои одноклассники,как и я прежде, просто не задумывались над этой проблемой.

Исследовательская работа помогла нам сделать генеалогическое дерево рода Павленко и рода Малаховых (Приложение 1.Фото 16).

  1. Заключение.

Работа над составлением своей родословной мне понравилась.Я познакомилась с новыми понятиями, научилась разбираться в родственных связях, составлять графическое изображение генеалогического древа, работать с документами.К моей работе присоединились прабабушка, бабушка, мама и папа, сестра дедушки, учительница Малахова Галина Григорьевна, которая является моим научным руководителем. Они мне очень помогли.

В результате проведённых исследований я собрала много интересной информации о моих родственниках ближних и дальних. На семейном дереве 43 человека. Здесь переплелись несколько фамилий: Павленко, Коровины. Шелпаковы, Свиридовы, Малаховы, Шуленины, Ткаченко, Новиковы - и это только самые близкие родственники.

Судьба каждого из них отражается как в зеркале в истории страны. Если бы не эта работа, то, никогда бы не узнала всего этого. Я думаю, что проделанная мною работа, будет первым вкладом в дальнейший сбор информации и продолжение написания родословной нашей фамилии и Родовой книги в будущем.

В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась, что биографиямоей семьи тесно связана с историей России, с ее героическими и трагическими событиями.

Главным смыслом моей работы я считаю то, что я задумалась, кто я и зачем пришла в этот мир, ведь мои корни уходят глубоко в прошлое и, наверное, очень важно знать свою историю рода. Наши предки живут, в наших сердцах, пока мы их помним.(Приложение 8. Стихотворение)

3.1.Выводы.

В ходе работы мы сделали следующие выводы:

1. Семья – это важнейшая часть общества.

2. Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей.

3. Судьба каждого из моей семьи отражается, как в зеркале, в истории страны.

4.Человек, незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек.

5.Знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

6. Мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должна сохранить и преумножить заслуги моего рода.

7. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.

Я узнала много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение.

3.2 Результаты работы.

Своей работой я заинтересовала одноклассников.Ребятарасспросили своих близких о прадедушках и прабабушках. Научились составлять генеалогическое дерево семьи. На классных часах и уроках окружающего мира дети делились своими сведениями.

Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.

IV.Библиографический список.

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003 г.

  2. Василевская В.С. – Моя родословная: Для учащихся начальной школы. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2008 г., ISBN 1587-4, с. 4-9

  3. Голубева Т. С. Царские династии-М. ООО «Издательство «РОМЭН-ПРЕСС», 2002 г.

  4. Детская энциклопедия «Я познаю мир. История» М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997

  5. Полная энциклопедия школьника. Издательская группа «Весть» 2005 г.

  6. Поглазова О.В. Учебник «Окружающий мир», 2 класс, 2012 г.

  7. Самсонов В.К. – Твоя родословная, Солон-Пресс, 2004 г., ISBN, с. 5

  8. Семенов И.С.– Европейские династии. Полный генеалогический справочник. - М.: Энциклопедия, Инфра-М, 2006 г., ISBN -2, -3, с.93-95

  9. ШирокорадА. Б. Судьба династии.-М.: АСТ: Астрель, 2009 г.

  10. http:// www. wikipedia. ru

  11. http:// www. genealogia.ru

  12. dedrodoved.web-box.ru

V. Приложения.

Приложение 1.

Фото 1.

Фото 2. Коровины 1931 г. Фото 3. Шелпаков С.С.

Фото 4. Павленко П.Я. и А.П. 1938 г. Фото 5. Павленко Н.Н

Фото 6. Павленко А.П. Фото 7. Малаховы Ф.И. и А.М

Фото 8. Ткаченко А.Д. Фото 9. Ткаченко Е.М.

Фото 10. Малахова В.А. Фото 11. Моя семья.

Фото 12. В БТРе. Фото 13. В Ханкале (Чечня).

Фото 14. Нагрудный знак. Фото 15. Семейные реликвии.

Фото 16. Создаю семейное дерево. Фото 17. Беседа с прабабушкой Коровиной В.С.

Семейс

Приложение 2. Генеалогическое дерево рода Павленко-Малаховых.

Павленко О.В.

(Ободовская)

1978

Павленко Н.Н.

(Авилова)

1965

Это я

Павленко Д.А.

2014

Павленко И.А.

2007

ПавленкоА.А.

2004

 

 

Павленко

О.А

2001

 

 

Павленко А.А.

1983

Павленко А.А.

1977

ПавленкоА.А.

1974

 

 

Павленко О.Я.

(Малахова)

1985

 

 

Шелпакова А.А.

1909-1966

Шелпаков С.С.

1907-1947

Коровин В.Н.

1959

Коровина М.Н

(Широбокова)

1965

Коровина В.С. (Шелпакова)

1933

Павленко П.Я.

1917-1990

Павленко А.П.

(Свиридова)

1919-2002

1919-2002

(Коровина)Веснина А.Н.

1903-1989

1903

Коровина П.М.

1910-1998

Коровин А.Н.

1907-1954

Коровин Н.А

1928-2011

Павленко (Коровина) Н.Н.

1954

1954

Павленко А.П.

1950-2013

Павленко П.П.

1946-1990

Павленко А.П.

1948-1985

(Павленко) ШелпаковаН.П.

1941

(Павленко) Скачкова П.П.

1951

 

 

Приложение 2. Генеалогическое дерево рода Павленко- Малаховых.

Малахов Ф.И.

1910-1982

алахов

Малахов Я.Ф.

1949

Малахова

Е.А.

2014

Малахова

Н.И.

(Грицай)

1989

Малахов

А.Я.

1976

Новиков

А.Н.

1992

Новиков

Н.Н.

1971

Ткаченко А.Д.

1929-1954

Ткаченко Е.М

(Шуленина)

1925-2012

Шуленин В.А.

1951

Малахова В.А.

(Шуленина)

1953

Малахов А.Ф.

1933

Малахов И.Ф

1939

Гончаренко

Е.Ф.

(Малахова)

1955

Малахова

Т.Я.

(Новикова)

1973

Малахова А.М.

(Кияшкина)

1911-1985

 

Приложение 3. Генеалогическая карточка Коровина Н.А.

  1. Фамилия, имя, отчество: Коровин Николай Алексеевич

  2. Дата и место рождения: 28 мая 1928г. (восстановлена со слов в связи утратой документов во время оккупации), Ставропольский край, Александровский район, село Круглолесское

  3. Дата и место смерти: 27 января 2011г., село сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края

  4. Национальность: русский

  5. Фамилия, имя, отчество отца: Коровин Алексей Никифорович

  6. Фамилия, имя, отчество матери: Коровина Пелагея Михайловна

  7. Фамилия, имя, отчество братьев, сестер: Коровина Раиса Алексеевна, Горло Владимир

  8. Образование, что закончил: Среднее. Минераловодское Железнодорожное училище №1 (1.09.1944 г.- 31 июля 1946 г.)

9.Место работы: вагонное депо г. Махачкала, северо-Кавказской ЖД., осмотрщик подвижного состава, слесарь-ремонтник

10.Награды, звания: Почетный работник РЖД, ветеран РЖД

11.Фамилия, имя, отчество супруга: Коровина Валентина Семеновна

12.Фамилия, имя, отчество детей:

дочь Павленко Надежда Николаевна 1954 г. р.

сын Коровин Владимир Николаевич 1959 г. р.

дочьШиробокова Марина Николаевна 1965 г. р.

13.Хобби: рыбалка, охота, мотоцикл

14. Источники информации: документы, интервьюирование

15. Дата заполнения: 08.02.2016 г.

Приложение 4. Документы.

  1. Документы Коровиной А.Н.

  1. Документы Павленко П.Я.

Приложение 5. Социологическое исследование.

Тест «МОЯ СЕМЬЯ»

1. Знаешь ли ты полное имя, отчество, фамилию одного из твоих дедушек?

а) Конечно, знаю. Его зовут ... б) Кажется, знаю. Его зовут ... в) Не знаю.

2.А знаешь ли ты, как звали хотя бы одну из твоих прабабушек?

а) Знаю. Ее звали ... б) Кажется, знаю. Ее звали ... в) Не знаю.

3. Интересовался ли ты тем, откуда произошла твоя фамилия?

а) Да, я узнал. б)Интересовался, но ничего не выяснил. в)Нет.

4. Можешь ли ты назвать ваши семейные праздники?

а) Да. Это... б) Надо подумать. Кажется, это ... в) Не могу.

5. Есть ли в твоей семье какие-либо реликвии, памятные для вас всех вещи, которые вы бережете и передаете из поколения в поколение?

а) Да, есть. Это ... б) Наверное, есть. По-моему, это ... в) Не знаю.

6.Этот тест оказался для тебя

а) приятной неожиданностью б)трудной, но интересной задачей в) пустой тратой времени.

Ответам на вопросы соответствуют: а) - 10 баллов, б) - 5 баллов, в) - 0 баллов. Оцени свои ответы на полях листка, подсчитай общее количество баллов. Если ты набрал от 0 до 20 баллов - к сожалению, тебя можно назвать «Иваном, не помнящим родства», если от 21 до 40 баллов - хорошо, что ты интересуешься историей своей семьи, но тебе не хватает целеустремленности, если от 41 до 60 баллов - ПРЕКРАСНО, НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ НА ДОСТИГНУТОМ!

Результаты тестирования «Моя семья»

учащихся 2 класса МКОУ СОШ №17

села Сухая Буйвола

Тестирование проводилось 05.02.2016 г., в нем приняли участие 15 учащихся 2 класса.

Цель исследования: выявить, насколько хорошо одноклассники знают историю своей семьи, её традиции, интересует ли их данная проблема, определить пути её решения.

Задачи:

1. Показать необходимость знания своей родословной.

2. Заинтересовать других этой проблемой.

Вопросы/ответы

а

б

в

итого

1

Знаешь ли ты полное имя, отчество, фамилию одного из твоих дедушек?

Конечно, знаю. Его зовут …

А1.Назвали ФИО -3

А2.Назвали ИФ – 3

А3.Назвали только имя- 1

Кажется, знаю. Его зовут – 2

Не знаю-6

А-7(47%)

А1-3(20%)

А2-3(20%)

А3-1(7%)

Б-2(13%)

В-6(40%)

2

А знаешь ли ты, как звали хотя бы одну из твоих прабабушек?

Знаю. Ее звали ...

Имя - 7

Кажется, знаю. Ее звали - 2

Не знаю-6

А-7(47%)

Б-2(13%)

В-6(40%)

3

Интересовался ли ты тем, откуда произошла твоя фамилия?

Да, я узнал-8

Интересовался, но ничего не выяснил -1

Нет- 6

А-8(53%)

Б-1(7%)

В-6(40%)

4

Можешь ли ты назвать ваши семейные праздники?

Да. Это...

Новый год- 2

Дни рождения -9

Надо подумать. Кажется, это… Новый год- 1

Дни рождения-1.

Не могу-2

А-11(73%)

Б-2(13%)

В-2(13%)

5

Есть ли в твоей семье какие-либо реликвии, памятные для вас всех вещи, которые вы бережете и передаете из поколения в поколение?

Да, есть. Это ...

Предметы, фотоальбомы-7

Наверное, есть. По-моему, это ...

Ничего не назвали-2

Не знаю-6

А-7(47%)

Б-2(13%)

В-6(40%)

6

Этот тест оказался для тебя

приятной неожиданностью-13

трудной, но интересной задачей-2

пустой тратой времени-0

А-15(87%)

Б-2(13%)

Результаты:

- 47% одноклассников считают, что они знают своих близких родственников, но назвать полное имя дедушек смогли только 20 % всех опрошенных, 40% не смогли ответить на вопрос;

-53% не знают имени прабабушки;

-60% интересовались историей происхождения своей фамилии;

-87% назвали Новый год и дни рождения семейными праздниками;

-в 60% семей хранятся фотоальбомы и другие вещи (ваза, ракушка, книги);

-для 87% одноклассников этот тест оказался приятной неожиданностью, для 13%- трудной, но интересной задачей.

Выводы:

- большинство одноклассников плохо знают историю своей семьи, близких родственников, особенно старшее поколение;

- практически все одноклассники не задумывались над этой проблемой раньше, но всем она интересна;

-все осознают важность и значимость изучения родословной каждым человеком.

-53% не знают имени прабабушки;

-60% интересовались историей происхождения своей фамилии;

-87% назвали Новый год и дни рождения семейными праздниками;

-в 60% семей хранятся фотоальбомы и другие вещи (ваза, ракушка, книги);

-для 87% одноклассников этот тест оказался приятной неожиданностью, для 13%- трудной, но интересной задачей.

Выводы:

- большинство одноклассников плохо знают историю своей семьи, близких родственников, особенно старшее поколение;

- практически все одноклассники не задумывались над этой проблемой раньше, но всем она интересна;

-все осознают важность и значимость изучения родословной каждым человеком.

12.02.2016.

Приложение 6. Текст семейной песни.

Баллада о матросе.

Авторы слов и музыки неизвестны

Свеча горит полночным светом,

Матросы все спокойно спят,

Корабль мчится полным ходом,

Машина тихо стучит так.

Один матрос, он всех моложе,

Склонивши голову на грудь,

С тоской по Родине далекой

Не может, бедный, он уснуть.

Ох, мать, ты мать родная,

Зачем на свет ты родила,

Судьбой несчастной наградила,

Костюм матроса мне дала?

Тельняшка грудь мою спаяла,

Шинель на плечи налегла,

Фуражка, лента, клеш, кокарда

Мою свободу отняла.

Костюм матроса презирают,

Нигде прохода не дают,

И нами тюрьмы заполняют,

Под суд военный отдают.

Попал он в плен, его раздели,

Над ним раздался плеток свист,

И расстрелять его хотели

За то, что был он коммунист.

«Ты - коммунист, не веришь в Бога,

Я расстрелять тебя хотел,

Но вижу, лет тебе немного

И пожалеть тебя хочу».

Матрос тут громко рассмеялся:

«Меня запугивать не вам,

За бедняков я, братья, дрался,

И клялся мстить я богачам!»

Пришел приказ, его - к расстрелу,

Его от пленных отвели,

Договорить ему не дали,

Полковник дал команду «Пли!"

Приложение 7. Инфограмма

Приложение 8. Стихотворение. И. Уколовой «Родословная»

Родные люди, родственники, род

От них произошел большой народ.

Детей родили, городили города

И край родимый полюбили навсегда.

Имели родословную свою

И защищали Родину в бою.

Родней богаты.Родич-брат и сват.

Родоначальник - предок-дед Игнат.

Был и Иван, не помнящий родства-

Отродье на века о нем молва.

Родник - источник жизни и начало всех начал,

Живой водою душу исцелял.

Твой дом, село и улица твоя,

Поселок, город, целая Земля.

Народ один и Родина одна,

Ты будешь жив, пока жива она!

Мы все одною с ней судьбой живем.

Земля родная - наш большой и светлый дом.

Просмотров работы: 3702