КРУГОСВЕТКА И УЧИТЕЛЬСТВО В ЕГО ЖИЗНИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КРУГОСВЕТКА И УЧИТЕЛЬСТВО В ЕГО ЖИЗНИ

Васильева Т.В. 1
1МОУ "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Афанасьева В.Г. 1
1МОУ "Моркинская средняя общеобразовтельная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
I.Введение

Есть такая книга Ю.А.Сенкевича и А.В.Шумилова «Их позвал горизонт», о путешественниках, но мне хочется добавить к названию книги фразу, не только путешественников, но и увлеченных своей профессией людей, каким являлся Петухов Сергей Якимович.

Цель работы: знакомство с биографией Петухова С.Я. и сравнение: Петухов - отставной моряк и Петухов - учитель Моркинской школы.

Задачи:

  1. найти архивный материал о детских и юношеских годах и последних лет жизни Петухова С.Я.;

  2. изучить информацию сайтов Интернет-сети о фрегате «Диана» середина 19века;

  3. поездка в село Чкарино Советского района с целью сбора материала о Петухове С.Я.;

  4. встретиться со старожилами Морков;

  5. составить схему «Петухов – пример для подражания» и альбом «Кругосветка и учительство в жизни Петухова С.Я.»;

Методы исследования:

  • изучение школьного краеведческого материала, архива музея истории школы;

  • встреча и беседа с сотрудниками отдела ЗАГС и статистического отдела Администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район»;

  • поиск материала в Государственном казенном учреждении «Государственный архив Республики Марий Эл»;

  • экскурсия в Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Моркинский районный музей»;

  • просмотр источников Интернет-сети;

  • работа с периодической печатью в Центре национальной и краеведческой литературы Муниципального бюджетного учреждения культуры «Моркинская центральная библиотека»;

Исследования проводились теоретическим и практическим путем, то есть первоначальное источников, запись бесед при встречах, а затем анализ собранного материала и обработка материала (составление схемы) и подведение итогов исследовательской работы.

Материал о Петухове Сергее Якимовиче хранится в музее истории школы, но только скупые строки о нем и я взялась за поиск материала о Петухове. Считаю, что материал изучен не в полной мере, в ходе исследования появляется что-то новое и интересное, то есть непочатый край работы.

Данная тема актуальна, так как, имея свой школьный музей, хотелось бы дополнить его материалом об учителях 19 века, которые несли светоч знаний среди населения.

Новизной моей работы является то, что дается сравнение деятельности Петухова как учителя и как мореплавателя, как чиновника и душевного человека.

Объектом моего исследования является образование и наука, а предмет – творческий путь Петухова Сергея Якимовича.

Написать эту работу мне помогли книги Ю.А.Сенкевича и А.В. Шумилова «Их позвал горизонт» и пятитомник И.П. Магидовича «Очерки по истории географических открытий», где описаны кругосветные путешествия и биография путешественников. О кругосветном путешествии Лесовского и крушении фрегата «Диана» я нашла источники в Интернет - сети. В результате, я узнала о моряках - путешественниках 19 века.

Я считаю, что велика значимость моего исследования, так как всесторонне развитые, воспитанные и увлеченные люди - предмет для подражания.

II. Кругосветка и учительство в жизни Петухова

Петухова Сергея Якимовича по праву можно назвать «Человек-легенда» [12а] (приложение 1). Скудные строки о детских и юношеских года Петухова, только то, что он родился и вырос в марийской деревне Чкарино Ронгинской волости, ныне село Чкарино Советского района. В селе Чкарино знают о нем, несмотря на то, что прошло более ста лет. Бережно хранит материал о Петухове Ягодарова Елизавета Петровна, заведующая библиотекой села Чкарино Советского района, а при встрече поделится информацией о своем земляке [12б] (приложение 2). В этом, 2016году будет 130лет со дня смерти Сергея Якимовича. Так чем он прославил наши марийские земли?

1.Унтер-офицер с фрегата «Диана»

Просматривая подшивку газет «Марийская правда» в районной библиотеке я обнаружила статью Айплатова о путешествии Петухова. Сергей Якимович- отставной моряк.Айплатов пишет, что в 1853-1855годы Петухов совершил кругосветное плавание на фрегате «Диана». В музее истории школы в тетради прочла, что он плавал под командованием Головнина Василия Михайловича. Меня заинтересовали разные источники о путешествии фрегата «Диана» и я решила обратиться к Интернет-сети.

Просматривая сайты о кругосветном путешествии Головнина, обнаружила, что он плавал на шлюпе «Диана» в 1808-1809 гг., шлюп захватили в плен японцы, и Головнин умер в 1831году. А годы плавания Петухова другие, 1853-1856. Что- то не так. На сайте «История русского флота» нашла данные, подходящие для нашего земляка. Совершив кругосветное путешествие, «4 октября 1853 года «Диана» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, чтобы сменить пришедший в негодность фрегат «Паллада», на котором в Японию был направлен с дипломатической миссией вице-адмирал Е. В. Путятина. Командование фрегатом было возложено на опытного моряка капитан-лейтенанта С. С. Лесовского» [13В].

На сайтах о составе фрегата даются разные сведения. В одних источниках - в составе офицеров фрегата «Диана» были: «семь лейтенантов, в том числе, старший офицер корабля И. И. Бутаков и однокашники по Морскому кадетскому корпусу А. Ф. Можайский и князь А. В. Оболенский; четыре мичмана, в том числе, А. А. Колокольцев и младший брат А. Ф. Можайского; поручик корпуса флотских штурманов Антипенко; подпоручик Пётр Ёлкин; три прапорщика и пять молодых гардемаринов»[13Аб]. В других источниках на фрегате «Диана» было 28унтер-офицеров, 7музыкантов, 332рядовых матроса, 10 нестроевых. В третьих источниках «было 55 матросов, 7офицероав, 3гардемарина,1штурман. Капитан-лейтенант Бурташевич. Матросы: Макаров, Алексей-переводчик, владел айнским языком, штурман А.И.Хлебников, Симанов, Шкаев, Васильев, Семенов»[13Г].

Тем не менее, ясно, что Петухов был в составе офицеров. Его современники отмечали, что Петухов во время кругосветного плавания вел дневник, из которого можно было бы узнать более подробные сведения о путешествии, но, к сожалению, с его смертью и выездом его жены с местожительства, стало неизвестно о судьбе дневника. И тем более о подробном кругосветном плавании Петухова на фрегате «Диана». Интересный факт, ведение дневника доказывает, что Петухов был грамотным и был в группе офицеров. Подтверждение этому, статья Г.Айплатова «Унтер-офицер с фрегата «Диана», где он пишет, что Петухов во время службы на флоте был помощником шкипера, получил чин унтер-офицера.

Далее, на сайте «Диана», нашла, что осенью 1854года фрегат направился к берегам Японии, бросил якорь в заливе Симода, где в результате землетрясения и цунами фрегат получил серьёзные повреждения. На сайте «Фрегат «Диана» в статье Ю. Жукова «Приключения моряков «Дианы» прочитала: «И вдруг около десяти часов утра все находящиеся на корабле почувствовали какие-то странные удары: как будто бы кто-то невидимый и сильный схватил фрегат и потряс его. Люди выскочили на палубу. Им представилось странное зрелище: вода в бухте закипела. Вокруг скалистого острова Инубасири, брошенного среди залива, поднимались грозные мутные волны» [13Аа].

И хотя сами русские моряки находились на краю гибели, они пытались помочь погибающим, бросая им концы, хватая за руки людей, которых проносило мимо борта. Для ремонта фрегата надо было найти более спокойную бухту. И при попытке отбуксировать в Хеду, фрегат был опрокинут неожиданным сильным шквалом и затонул [11] (приложение 3). Ужасы гибели фрегата раскрывает в своих трудах Иван Гончаров «…но такие ужасы, какие испытали наши плаватели с фрегатом «Диана», почти беспримерны в летописях морских действий» [1]. Люди спаслись ценою героических усилий.

Теперь экипаж «Дианы» находился в трудном, чтобы не сказать, отчаянном положении: вдали от родины, на чужой земле, в тяжелое, военное время. Но моряки не потеряли присутствия духа. Они решили: во что бы то ни стало добраться до своей родины.

А через многие годы японцы организовали поисковые экспедиции, они намеревались найти и поднять русский фрегат, восстановить его и сделать на корабле музей. Однако «Диану» отыскать не удалось до сего дня. Но японские исследователи продолжают поиски. В память экипажа «Диана» действует открытый в 1969году в Японии музей. В 1978году установлен памятник.

Сегодня на месте гибели корабля, как память, поставлен его якорь[12в] (приложение 4).

О возвращении участников экспедиции домой, нашла на сайте «Фрегат «Диана»: «После гибели «Дианы» экипажу удалось собственными силами по чертежам построить новую шхуну «Хеда», на борту которой был Е. В. Путятин, в мае пришла в Петропавловск.

Для отправки остальных членов экипажа были зафрахтованы два торговых корабля. Капитан-лейтенант С. С. Лесовский с офицерами «Дианы» и 150 матросами пришёл на американской шхуне в Петропавловск, а оттуда в залив Де-Кастри.

На втором корабле к берегам Сибири были отправлены 284 человека под командой лейтенанта Мусина-Пушкина, но 20 июня 1855 г. возле Сахалина их взяли в плен англичане и пароходом отправлены в Англию» [13Б].

И опять вопрос, на каком же корабле Петухов возвратился домой. Думаю, что на втором, с Лесовским: так как Петухов не был в плену, да и начальный выход фрегата «Диана» из Санкт-Петербургы был под командованием Лесовского.

По возвращении с воинской службы Сергей Якимович вновь был приписан в селе Чкарино, где имел свой дом.И опятьна целых десять лет до 1868года из его жизни, после службы на флоте, мы ничего не знаем.

2. Петухов- дядька учеников

А в 1868 году отставной моряк Сергей Якимович Петухов был назначен учителем Моркинского начального училища, в котором он заменил коллежского регистратора Н.М.Царевского. В Морках Сергей Якимович проработал десять лет. Замечу, никто из его предшественников так долго не учительствовал в Морках, таков вывод я сделала из таблицы «Учителя школы в19 веке», находящаяся в архиве музея истории школы.

Петухов был настоящим подвижником, энтузиастом на ниве просвещения. Но не все давалось сразу, так как он был моряком и поэтому не знал основы учительского труда, методику преподавания. Но стремление научиться, труд, воспитание своих детей дали результаты. Уже через год он был подготовленным учителем.Инспектор народных училищ Д.Остроумов, приезжая на проверку в Морки в 1869году был удивлен его знаниям и умениям педагогического труда. Об этом я прочитала в статье Геннадия Айплатова на страницах газеты «Марийская правда».

В чем секрет успеха сельского учителя? Петухов умел вызывать интерес детей к учебе. С этой целью он использовал разнообразные психолого-педагогические и методические приемы, позволяющие оживить процесс обучения и активизировать, как мы сейчас говорим, познавательную деятельность каждого ученика. В статье Айплатова газеты «Марийская правда» было отмечено: «Так, на уроках арифметики учитель стремился к тому, чтобы большая часть предлагаемых ученикам задач была связана с будничными делами их родителей. Спрашивал, чем занимается его отец, старший брат. Ученики отвечали, «работают на делянке и рубят лес», «пережигают уголь» (то есть занимаются смолокурением), «доставляют лесные изделия». Тогда учитель продолжал задавать другие вопросы. В какой срок выполнена та или иная работа? Во что она обошлась? Сколько заработали родители? Так добывались исходные данные для составления и решения задач, имеющих чисто практический характер. Если эти данные не могли быть сообщены самими учениками, то их сообщал учитель или даже кто-либо из присутствовавших на занятии родителей, которые интересовались учебой своих детей, часто посещали школу.

Ученики младших классов -как марийцы, так и русские -обучались счету «по бабкам». А те, кто впервые пришел в школу и не знал ни слова по - русски, учились читать по буквам и слогам, распевая медленно простые народные марийские песни» [7].

Таким образом, в классе во время учебы он был учителем, а во внеклассное время дядькою учеников.

Справедливость требует сказать, что Сергей Якимович был одним из замечательных воспитателей. Он каждого вновь поступившего в школу мальчика тщательно осматривал; собственноручно мыл им руки, если они были грязные, причесывал им волосы и стриг их, когда было нужно; живущих в общежитии мальчиков почти еженедельно мыл в бане, вместе с женой готовили им завтрак, обед и ужин.

Во внеклассное время Петухов Сергей Якимович почти всегда был с детьми и нередко он участвовал с ними в играх, перед масленицей устраивал снежную горку. С мальчиками проводил занятия маршировки по улицам села. Особый интерес у учащихся, а также всех местных жителей, вызывал его рассказ о кругосветном путешествии на фрегате «Диана». Так ненавязчиво Петухов воспитывал детишек. В результате в школе всегда было много детей. «Учащихся при нем было всегда достаточное количество: в 10-летнюю его службу обучалось 439 мальчиков и 70девочек» [5]. Этот факт говорит о том, что Петухов пользовался популярностью не только среди учеников, но и среди родителей.

Большее количество детей Моркинского училища, воспитанники Сергея Якимовича, ежегодно поступали в Казанский учительский институт, мужскую и женскую гимназии, учительскую семинарию, в Ардинское двухклассное училище для получения педагогического образования.

Для улучшения условий учебы Петухов внимание обращал на благоустройство училища и уют в классе. В то время, когда начинал работать Петухов, здание училища было ветхим и тесным. Он стал настойчиво ходатайствовать перед сельским обществом о строительстве нового учебного здания. Общество изыскало средства и выделило 800 рублей на строительство, бесплатно был выдан необходимый строительный материал. Благодаря стараниям Петухова 31 октября 1871года дети справили новоселье. Это здание стояло напротив церкви до середины 80годов 20столетия [12г] (приложение 5). За вековое существование в этом здании было земское училище, затем - восьмилетняя школа. А сегодня на месте школы красуется двухэтажное каменное здание, где разместились районный отдел образования и Россельхозбанк.

Моркинское училище пользовалось большим расположением у местного населения за правильную постановку школьного обучения и за старания Петухова Сергея Якимовича. Училище заметно выделялось своею развитостью.

Изучив творческий путь Сергея Якимовича, хочу отметить его работоспособность. Во время «ваканта» (каникул) Сергей Якимович делался из учителя хлебопашцем: покупал землю, сам производил пашню, сеял, жал, молотил и таким образом действительно трудился в поте лица и питался от дел рук своих, надо было кормить свою большую семью, да и часто деньги тратил на обучение детей в школе.

В статье «Исторический очерк Моркинского начального, народного училища», напечатанной в книге «Материалы к истории народного образования в Царевококшайском уезде Казанской губернии (1890)» я прочитала, что Петухов Сергей Якимович за свое усердие к своим обязанностям, трудолюбие довольно часто получал денежные награды от земства или министерства.

Питомцы училища всегда с теплотой отзывались о своем любимом учителе.

3. Его помнят благодарные потомки

Проработав в Морках 10 лет, Петухов, чувствуя приближение старости, в 1878 году стал проситься о переводе его на свою родину, в село Чкарино прихода села Ронги. К тому же, у него были малолетние дети. В семье подрастало пять сыновей: Григорий, Терентий, Александр, Степан, Егор. О детях Петухова поведала Ягодарова Елизавета Петровна во время поездки нашего руководителя музея школы в село Чкарино. Среди них, Александр работал в Моркинской волости.

Начальство просьбу Петухова удовлетворила, и в 1879году он был переведен в Ронгинское училище, расположенное в пяти верстах от села Чкарино, а работавшая в этом училище после окончания Казанской земской школы «девица из дворян» Александра Соловьева была переведена в Морки. По возвращении из Морков, семья поселилась в Чкарино, где был его дом, им был взят земельный участок на долю детей. В Ронгинском училище он состоял на службе до 1886года.

Сергей Якимович Петухов умер в 1886году, оставив после себя добрую память в сердцах своих учеников и благодарных земляков [8] (приложение 6). Очень тепло и с любовью отзывалась о Петухове С.Я. и его детях Антонина Егоровна Мурзаева, дочь Егора и внучка Сергея Якимовича [10,12д] (приложение 7).

Уместны здесь слова Гончарова «И этого всего потом из памяти и сердца нельзя выжить во всю жизнь; и не надо…»[1].

III.Заключение

Поставленные цель и задачи были выполнены. Более подробное исследование проведено о педагогическом творчестве Петухова в 60-70годе 19столетия в Морках. Пришла к мысли и разрешила его, что же соединяло Петухова как моряка и как учителя. Он, вышедший из народа, любил до конца жизни свою среду: плавание-это свобода и труд, учительство-это любовь и труд. Через увиденное и прошедшее в странствиях, он старался передать детям, а это любовь, внимание, терпимость, труд. Поэтому дети его любили, тянулись к нему, подражали ему. Пример тому, младший сын Егор, пошел по его стопам, стал моряком. Егор - унтер офицер 2статьи, служил в должности фельдфебеля 4 роты на крейсере «Аврора». Об этом свидетельствует Рапорт командира роты крейсера «Аврора» лейтенанта Шанявского командиру 1ранга крейсера «Аврора» от 26ноября 1911года [9, 12е] (приложение 8).Ксерокопия рапорта для музея истории школы передала Ягодарова Елизавета Петровна. А дети, его воспитанники, многие стали учителями.

Я думаю, награды зря не дают, а он был награжден 1885году серебряной медалью.

Вывод: Петухов-мореплаватель и Петухов-педагог: Он -учитель; Он -воспитатель; Он -хозяйственник; Он -семьянин; Петухов –труженик; Петухов-пример для подражания [14] (приложение 9);

Задачи: Хотелось бы узнать более подробно из его биографии о детских и юношеских годах, год его рождения и о его родителях встретиться с земляками Петухова С.Я.. Остались неясные моменты по вопросам его путешествия.

Список литературы и источников

  1. Гончаров И.А. Фрегат «Паллада» («Через 20ле») - М.: Гос. Изд. географической литературы, т.1, 1957, 656с.

  2. Магидович И. П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5-ти т. Т.4.Георгафические открытия и исследования нового времени (19-начало 20в.).-3-е изд., перераб. И доп.-М.: Просвещение, 1985.- 335 с., ил., карт.

  3. Сенкевич Ю.А., Шумилов А.В. Их позвал горизонт. - М.: Мысль, 1987. - 213с., ил., карт.

  4. Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник.- М.: Воениздат. 1997.- Т.1.- с.238-312с. – (Корабли и суда Российского флота) .-10000кз.

  5. Государственный архив Республики Марий Эл. Фонд 97, опись 1,дело 49

  6. Материалы к истории народного образования в Царевококшайском уезде Казанской губернии. –Казань,1890.-с74-75, 93-99.

  7. Вырезка из газеты «Марийская правда», статья Г.Айплатова «Унтер-офицер с фрегата «Диана» от 07.10.1991.

  8. Воспоминания о Петухове С.Я.;

  9. Ксерокопия рапорта командира роты крейсера «Аврора» лейтенанта Шанявского командиру 1ранга крейсера «Аврора» от 26ноября 1911года;

  10. Ксерокопия письма Мурзаевой А.Е., внучки С.Я. Петухова;

  11. Рисунки фрегата «Диана» с Интернет-сети;

  12. Фотографии:

а/ фото 1: портрет Петухова С.Я.;

б/фото 2: Ягодарова Елизавета Петровна, заведующая библиотекой в селе Чкарино Советского района;

в/ фото 3: якорь фрегата «Диана» в Японии;

г/ фото 4: школа, построенная на средства Петухова С.Я.;

д/ фото 5: Антонина Егоровна Мурзаева, внучка С.Я. Петухова;

е/ фото 6: Егор Петухов, сын С.Я. Петухова;

13. Сайты Интернет-сети:

А/«Фрегат «Диана»:

а/ статьи Ю. Жукова «Приключения моряков «Дианы». №337, Январь 1941;

б/ «Диана (фрегат, 1852)»;

Б/Плавание Лесовского на фрегате "Диана" (1853-1854) и гибель "Дианы" (1855);

В/«История русского флота»:

а/ «Гибель фрегата «Диана»;

Г/«История фрегата «Диана»;

14. Схема «Петухов-пример для подражания»;

Приложение

Приложение 1

Фото 1: Петухов Сергей Якимович

Фотография ксерокопирована Афанасьевой Валентиной Георгиевной, учителем истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл в июле 2009года

Ксерокопия фотографии находится в музее истории школы МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 2

Фото 2: Ягодарова Елизавета Петровна. Село Чкарино Советского района. 2014г.

Фотография ксерокопирована Афанасьевой Валентиной Георгиевной, учителем истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл в июле 2014года

Фотография находится в музее истории школы МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 3

Фрегат «Диана»

Крушение фрегата «Диана» у берегов Японии

Рисунки сохранены с Интернет-сети Васильевой Татьяной, обучающейся 9 «а» класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» в феврале 2016года

Приложение 4

Фото 3: Якорь фрегата «Диана» в порту Хеда

Фотография сохранена с Интернет-сети Васильевой Татьяной, обучающейся 9 «а» класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» в феврале 2016года

Приложение 6

Воспоминания о Петухове Сергее Якимовиче

Илиодор Александрович Износков, исследователь этнографии марийского народа, посетивший Моркинское училище в 1872году, писал: «Справедливость требует сказать, что Сергей Якимович был одним из замечательных воспитателей. Ведя ежедневные занятия с многолюдным классом… Петухов и в свободное от классных занятий время постоянно возился с большинством из этих учеников и превращался на время из учителя в самого внимательного и заботливого дядьку».

Ксенофонт Преображенский и Александра Соловьева, учителя Моркинского училища, хорошо знавшие Сергея Якимовича, вспоминали: «Каждого вновь поступившего мальчика он тщательно осматривал, собственноручно мыл им руки, если они были в ненадлежащем состоянии, причесывал им волосы и стриг их, когда это было нужно».

Д.Остроумов, инспектор народных училищво время первого знакомства с учителем С.Я.Петуховым в18687году нашел, что «учитель, отставной моряк Сергей Петухов вовсе не был знаком ни с новыми упрощенными методами первоначального обучения, ни с приемами ведения занятий одновременно со всеми учениками школы». А через год Он «нашел учителя неузнаваемым».

Воспоминания собраны из источников: газета «Марийская правда» за 1991 год, книга «Материалы к истории народного образования в Царевококшайском уезде Казанской губернии(1890)» Васильевой Татьяной, обучающейся 9 «а» класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» в феврале 2016года

Приложение 7

Фото 5: Мурзаева Антонина Сергеевна

Письмо о своем роде

Ксерокопировано Васильевой Татьяной, обучающейся 9 «а» класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» в феврале 2016года

Ксерокопии фотографии и письма находятся в музее истории школы МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 8

Фото 6: Петухов Егор Сергеевич (первый слева), сын Сергея Якимовича. Май 1890г.

Рапорт командира роты крейсера «Аврора» лейтенанта Шанявского командиру 1ранга крейсера «Аврора» от 26ноября 1911года

Фотография и рапорт ксерокопированы Афанасьевой Валентиной Георгиевной, учителем истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл в июле 2014года

Ксерокопии фотографии и рапорта находятся в музее истории школы МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 9

Петухов-пример для подражания

педагог

учитель семьянин

воспитательхозяйственник

Петухов С.Я.

мореплавательтруженик

пример для подражания

Схема составлена Васильевой Татьяной, обучающейся 9 «а» класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл 12.02.2016г.

23

Просмотров работы: 500