ТАГИЛЬСКИЙ МЕЧ ПОБЕДЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТАГИЛЬСКИЙ МЕЧ ПОБЕДЫ

Дьяков В.А. 1
1
Никитина С.Б. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение.

В 2015 году мы празднуем 70 - летие Победы в Великой Отечественной войне.

Эта Победа и на полях сражения, и в глубоком тылу досталась нашей стране дорогой ценой: кровью и потом, тяжёлой изматывающей работой, лишениями миллионов людей.

Нижний Тагил, хоть и находился далеко за линией фронта, занимает особое место. Здесь, на Среднем Урале, был создан мощный военный арсенал, создавалось оружие Победы.

В годы войны понятие фронт имело условное значение. В нижнем Тагиле не рвались бомбы и снаряды, но жизнь города была подчинена главному принципу "Всё для фронта - всё для Победы". Каждый третий танк, идущий в бой, каждый восьмой снаряд, выпущенный по врагу, тысячи знаменитых "катюш" были изготовлены умелыми руками мастеров из Нижнего Тагила.

В Нижний Тагил были эвакуированы 40 заводов, учреждений и научных организаций они и сыграли существенную роль в создании военного хозяйства. Период военного времени значительно способствовал интенсивному развитию в Нижнем Тагиле промышленности разных отраслей. Уже в конце июля 1941 года в город начали прибывать эшелоны с эвакуированным населением из прифронтовой полосы. Нижний Тагил стал крупным тыловым центром. Десятки предприятий, с оккупированных фашистами территорий, размещались на промышленных площадках Тагила.

Цель: изучить работу промышленных предприятий Нижнего Тагила в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Прочитать литературу посвященную Нижнему Тагилу в годы Великой Отечественной войны.

2. Посетить музей Нижнего Тагила и изучить архивные материалы

3. Изготовить макеты военной техники выпускаемой в Нижнем Тагиле в годы Великой Отечественной войны.

Глава 1. Промышленные предприятия Нижнего Тагила в 1941 году.

Известие о начале войны пришла в Нижний Тагил Ближе к 10 часам утра, а после обеда оно прозвучало по радио и всколыхнуло весь город. Митинги и собрания проходили на всех предприятиях, учреждениях, в городском парке и площадях...

В резолюции митинга трудящихся завода им. Куйбышева говорилось: "В эти суровые дни у нас нет больше мирных профессий. Мы все работаем на оборону нашей любимой Родины. Выполнив план по чугуну, стали, прокату, мы глубоко понимаем, что нас это не может удовлетворить. Мы обязаны давать столько металла, сколько потребует от нас партия и правительство. Мы берём на себя обязательство ежесуточно перевыполнять план, закончить досрочно годовую программу" [9, с. 119]

Эвакуация предприятий и населения из прифронтовой полосы началась в первые месяцы войны. Сначала в области, а затем в Нижнем Тагиле начали размещать промышленные предприятия. Одни предприятия размещались на родственных по профилю предприятий; другие вынуждены были осваивать мало приспособленные к промышленному производству площади; третьи располагались на пустотах и сами возводили цеха и административно-управленческие корпуса. Слияние промышленного потенциала Нижнего Тагила и предприятия, прибывших по эвакуации, позволило в кратчайший срок создать крупнейший в стране военно-промышленный комплекс, в котором предприятия были связаны в единую хозяйственную и технологическую цепочку. (схема1.)

Классификация предприятия Нижнего Тагила в годы Великой Отечественной войны.

Предприятия нашего города – это мощная цепь, в которой каждый завод или комбинат являлся важным звеном в выпуске сырья, деталей или готовой продукции. Высокогорский железный рудник — обеспечение металлургических заводов рудой; Новотагильский металлургический завод — выплавка броневой стали и прокат броневого листа; завод № 563 — катки для танков; завод № 767 — детали минных взрывателей; Уралвагонзавод — танки Т-34 и авиабомбы; завод им. В.В.Куйбышева — прокат броневого листа. Объединившись, эти предприятия представляли собой мощный комплекс, который был нацелен на одно: выдать фронту больше металла, чугуна и готовой оборонной продукции. В этой цепи одно предприятие обеспечивало сырьем другое предприятие, чтобы в дальнейшем осуществить поставку деталей на конечный пункт производства.

Глава 2. Уральский танковый завода им. Коминтерна № 183.

Мы, тагильчане, любим свой город и гордимся им. Нижний Тагил — удивительный город с уникальным историческим и культурным прошлым. Город всегда был и остается стальной опорой России, её оборонным щитом.

Я посетив библиотеки, поработав с архивными материалами, могу рассказать следующее о предприятиях города. (фото.1,2)

Фото. 1 Фото.2

Знаем и понимаем, какова была роль наших промышленных предприятий в суровые годы Великой Отечественной войны. Ведь именно у нас, в Нижнем Тагиле, на площадке Уральского вагоностроительного завода, был образован крупнейший танковый завод мира.

Уральский вагоностроительный завод был выбран в качестве базы для производства самых массовых средних танков, т.к. имел огромные механосборочные цеха. В результате слияния воедино 13-ти эвакуированных предприятий на Уральском вагоностроительном заводе был образован крупнейший танковый завод мира.

Основным, ведущим изделием завода, являлся танк «Т-34». Из старых производств, ранее существовавших на Уралвагонзаводе, были оставлены и получили свое дальнейшее развитие производства предметов боеприпасов и вооружения: орудийные передки, корпуса фугасных и химических авиабомб.

2.1.Производство танка Т-34.

На основании правительственного Постановления №667/СГКО от 12 сентября 1941 года директор завода Ю.Е. Максарев отдал приказ о свертывании Харьковского завода и немедленной эвакуации его в глубокий тыл. Первый эшелон покинул территорию завода 19 сентября 1941 года и направился на Уралвагонзавод в г. Нижний Тагил Свердловской области. Он увозил конструкторов танкового КБ, чертежно-техническую документацию танка и наиболее ценное оборудование.[16, с.4]

Эвакуированный в Нижний Тагил Харьковский завод и местный Уралвагонзавод были объединены в одно предприятие, которое стало называться Уральский танковый завод №183. На этом заводе была сохранена нумерация цехов и отделов, принятая еще до войны в Харькове. Танковое конструкторское бюро по-прежнему именовалось «отдел 520». Главным конструктором, как и в Харькове, был А.А. Морозов.

8 декабря 1941 года Уральским танковым заводом был выпущен первый танк Т-34, а в апреле 1942 года завод превзошел довоенный уровень выпуска этих боевых машин.

Военная обстановка и потеря по разным причинам многих заводов-поставщиков комплектующих узлов и материалов создавали огромные трудности в условиях непрерывного наращивания выпуска танков. Не хватало резины, цветных металлов, электрооборудования и др.

Чтобы ни в коем случае не остановить выпуск танков, в конструкторском бюро была объявлена мобилизация всех сил на борьбу за экономию цветных металлов, резины, броневой стали, проводов, за дальнейшее отехнологичивание машины. Были пересмотрены абсолютно все детали танка, конструкторы применяли вместо бронзы чугун, заменяли клепку сваркой, переводили штампованные детали на литье, отменяли промежуточные детали. В результате этой работы конструкторам удалось совсем отменить 765 наименований деталей, что значительно упростило процесс изготовления машины и явилось весомым вкладом в организацию массового производства танков.

Конструкторское бюро под руководством А.А. Морозова - головного КБ по танку Т-34 - провело титаническую работу по упрощению конструкции. Улучшилась ходовая часть, воздухоочистители двигателя, передаточные механизмы, появились более совершенные смотровые приборы и прицелы.

До конца войны "Уралвагонзавод" выпустил 25266 машин. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера нашего завода.(таб.1) (фото. 3, 4, 5, 6)

Таблица 1. Производство танков на Уральском Танковом заводе № 183 за 1941 — 1945 гг.

Фото. 3 Сборка танка Т-34

Фото. 4 Конвейер сборки танков Т-34

Фото.5 Бригада сборщиков танка в цехе Уральского танкового завода.

Фото. 6 Танковый поток из Нижнего Тагила. 1942 г.

Уральский танковый завод в 1943 г. сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Из более 200 необходимых для комплектования корпуса танков, он произвел 145. Добровольцами на фронт весной 1943 г. ушли 185 заводчан. Всего на полях сражений Великой Отечественной войны воевало более шести тысяч уралвагонзаводцев, из них 3111 человек отдали свои жизни за Родину. [9, с.60-68]

Рассмотрев в музеях макеты танка и чертежи я создал свою модель. (фото.7,8)

Фото. 7 Фото. 8

Уральский танковый завод № 183 за заслуги в создании танков в годы Великой Отечественной войны был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1942 год), Красного Знамени (1943), Отечественной войны I степени (1945). 28 тысяч танкостроителей награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

2.2. Другая продукция завода.

Помимо танков Т-34, на заводе было выпущено 63 тысячи артпередков (фото. 9), сотни тысяч авиабомб (фото. 10, 11), снарядов и направляющих для самоходных ракетных зенитных установок («катюш»). Для двух авиационных заводов, эвакуированных из Москвы и Ленинграда, УТЗ поставил около четырех тысяч бронекорпусов самолетов ИЛ-2. Каждый девятый легендарный штурмовик имел бронекорпус УТЗ. [9, с.68-71]

Фото. 9 Конвейер сборки артиллерийских передков Фото. 10

Фото. 11 Цех сборки авиационных бомб

Глава 3. Нижнетагильский завод № 767 Химической промышленности.

Еще один Нижнетагильский завод, который был важным звеном в выпуске сырья, это завод № 767 Химической промышленности, в то время единственный в Свердловской области, выпускал детали для минных взрывателей.

Этот завод изготавливал детали для минных взрывателей из тонкого и прочного пластмасса, а именно оболочку взрывателя, предназначенного для приведения в действие боеприпаса.(фото. 12, 13)

В производстве деталей СБ-1 и МП-8 пластические массы являются полноценным заменителем металлов. Поэтому значение производства пластмассовых деталей было чрезвычайно велико для фронта и всего народного хозяйства.[13, с 56]

Фото.12 Конвейер с готовой продукцией Фото. 13 Цех Нижнетагильского завода пластмасс. 1943 г.

Нижнетагильского завода № 56

Глава 4. Высокогорский железный рудник.

Крупнейшим предприятием Нижнего Тагила в годы войны являлся Высокогорский железный рудник.

Всего за военные годы на Высокогорском железном руднике было добыто сырой железной руды более 13 млн.тонн, производство товарной железной руды составило около 8 млн.тонн.(таб.2)

Таблица 2. Производство товарной железной руды на Высокогорском железном руднике за 1941 — 1945 гг.

Делом чести каждого горняка было показать высокопроизводительный труд, настроившись на равномерную и ритмичную работу, чтобы выполнить взятые обязательства и выдать столько руды, сколько необходимо для удовлетворения потребностей металлургических заводов им. В.В.Куйбышева и Новотагильского металлургического завода.[11, с. 43] [9, 37-41]

Глава 5.Новотагильский металлургический завод.

Предприятие в годы войны поставляло около 30 % всей брони, шедшей на производство танков в стране.

Кроме того, первоочередной являлась проблема укомплектования кадрами: продолжалась мобилизация в армию, включая и квалифицированных специалистов. На Новотагильском металлургическом заводе с сентября 1941 года произошел резкий скачек численности рабочих.(таб. 3)

Таблица 3. Изменение численности персонала на Новотагильском металлургическом заводе за годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.)

За годы войны на металлургическом заводе было выплавлено 4 млн. 278 тысяч тонн чугуна, 924 тысячи тонн стали, 532 тысячи тонн проката.(таб.4)[9, с. 47-51]

Таблица 4. Показатели работы Новотагильского металлургического завода за 1941 — 1945 гг.

Глава 6. Завод имени В.В.Куйбышева.

Старейший завод Нижнего Тагила — завод им. В.В.Куйбышева был одним из крупнейших предприятий Демидовых и выполнял полный технологический цикл производства металла. Здесь выжигали древесный уголь, готовили к плавке железную руду, а также выплавляли медь, чугун и железо. С наступлением Великой Отечественной войны листопрокатный цех завода, который ранее специализировался на прокате кровельного железа, был переведен на прокат броневого листа. Кроме броневого, завод выпускал легкие и прочные дюралюминиевые листы для авиации. Война изменила многое в технологии и организации производства, но самоотверженность, патриотизм и веру в Победу советских людей, она изменить не могла. Каждый хотел отдать частичку себя, сделать хоть что-нибудь, что могло приблизить нас к Победе.

В июле 1943 года по решению Государственного Комитета Обороны СССР был организован завод № 563 Министерства резиновой промышленности. Он специализировался на выпуске катков для танков Т-34 и обеспечивал ими завод № 183, на базе которого и был создан.

Каток — это элемент ходовой части танка, предназначенный для поддержания верхней ветви гусеничной ленты и облегчения её натяжения.

В 1943 году, в начале декабря завод за сутки изготавливал 180 катков, а уже 31 декабря было сдано 355 катков.(табл. 5) [9, с.43-47]

Таблица 5. Выпуск главнейших изделий завода № 563 Министерства резиновой промышленности за декабрь 1943 года.

Глава 7. Высокогорский механический завод.

К 1942 году не было в Нижнем Тагиле завода или фабрики, которые не выпускали бы военную продукцию. В те годы Высокогорский механический завод занимал третье место на Урале по выпуску боеприпасов. Этот завод до последнего, а точнее до начала XXI века, был оборонным предприятием. Сейчас Высокогорский механический завод уже не существует, но до сих пор один цех, отданный Химзаводу, выпускает снаряды.

Таким образом, деятельность предприятий Нижнего Тагила: от добычи руды, до выпуска танка, еще раз доказывает то, что они являлись звеньями единой технологической цепи.

Высокогорский механический завод в начале войны также стал «номерным», и в послевоенные годы тагильчане часто по старой памяти называли его «63-м». Построенный еще в 1916 году как сна­рядный завод, Высокогорский механический - в 20-е годы после Гражданской войны поменял свою «про­фессию» и долгое время был вагоноремонтным и даже вагоносборочным, но в 1928 году ему удалось вновь вернуться к «своему делу» - созданию снаря­дов. Один из крупнейших предприятий Наркомата бое­припасов на Урале, механический завод в начале войны принял в свои цеха оборудование и людей с эвакуированного Донецкого завода точного ма­шиностроения и расширил свои производственные площади, включив в свой состав тагильский завод «Механик».[9, с. 70-71] (фото.14)

Фото. 14 Цех готовой продукции Высокогорского механического завода №63. Упаковка снарядов. 1943 г.

В военные годы Высокогорский механический за­вод занимал третье место на Урале по выпуску бое­припасов вслед за невьянским и пермским завода­ми. В 1942 году завод без остановки производства перешел на поточное производтво снарядов, что помогла усовершенствовать технологический процесс, высвободить часть оборудования и рабочей силы и увеличить выпуск продукции. В результате существенно сократился производственный цикл и затраты на транспортировку. Тогда же взамен визуального контроля оплошности металла было введено магнитное дефектоскопирование снарядов. За годы войны заводчане изготовили 7 миллионов снарядов.(фото.15)

Фото. 15 Снарядный цех Высокогорского механического завода. 1942 год.

Глава 8. Нижнетагильский огнеупорный завод.

Значительный вклад в дело Победы внес коллек­тивНижнетагильского огнеупорного завода. Молодое предприятие, построенное в 1940 году, в начале войны не успело набрать проектной мощности. Без огнеупорных изделий не может рабо­тать металлургия. Основным сырьем огнеупорных заводов является специальная глина, которая долж­на выдерживать очень высокие температуры. Так, к примеру, если пробка сталеразливочного ковша не выдержит высокой температуры и разрушится, и тог­да расплавленная сталь 35-40 тонн выльется.

С началом войны спрос в металлургии на огне­упорные изделия значительно вырос - это подтол­кнуло к проведению геологических изысканий место­рождений огнеупорной глины на Урале. Возглавил экспедицию член-корреспондент АН СССР, профес­сор А. Белянкин. р результате экспедиция обнаружи­ла несколько месторождений такой глины в районе Серова, Нижнего Тагила, Кыштыма и Челябинска. На заводе в сентябре 1941 года начались лаборатор­ные исследовательские работы по разработке техно­логии. И очень скоро изготовление пробки для ста- леразливочных ковшей было освоено из талькового камня, которым богат Урал. С января 1942 года их опробовали на Новотагильском металлургическом заводе, а с мая приступили к массовому производ­ству.

Освоение нового сырья, разработка новых техно­логий - все это шло параллельно со значительными строительными работами по пуску новых промыш­ленных мощностей на заводе. В 1942 году введены в строй действующих гофманская №3 и периодиче­ская №11 печи, в 1943 году - гофманская №4 и пе­риодическая №12 печи, в 1945-м - газогенераторная станция.

Группа рабочих и инженерно-технических работ­ников завода во главе с инженером Е.С. Чупринко были награждены правительственными наградами. Огнеупорщики стали почти единственными поставщиками огнеупорных шамотных изделий для метал­лургических и машиностроительных предприятий Нижнего Тагила и Свердловской области. Завод обе­спечил своей продукцией 72 предприятия страны.

За годы войны коллектив завода увеличил произ­водство огнеупорных изделий на 210%26.

Энергетики города за время войны увеличили производство электроэнергии на 36% и обеспечили электроэнергией не только предприятия Нижнего Тагила, но и целый ряд крупнейших предприятий об­ласти. [1, с 23]

Глава 9. Институт испытания металлов.

В ряду предприятий Нижнего Тагила, работаю­щих на войну, институт испытания металлов был, наверное, последним, но его значение ставило его в число наиболее важных, значимых в создании тагиль­ского оружия победы. Завершая цепь, он выявлял все недочеты и недостатки в работе всех участников создания оружия и боеприпасов - от металлургов до конструкторов, машиностроителей и сборщиков. И порой именно испытатели, определяя эти узкие ме­ста, ставили задачу совершенствования оружия или боеприпаса. Испытатели оружия и боеприпасов, по сути, были представителями фронта в тылу. Они по­стоянно анализировали состояние и конкурентоспо­собность нашего оружия, ставя задачи перед про­изводителями его по улучшению боевых качеств. И это действительно было так. Прежде чем попасть на фронт, боевые машины, все виды боеприпасов - все, что работало на Победу, проверялось или испытывалось на Старателе. Здесь, как на войне, гремели пушки, взрывались снаряды, били на поражение це­лей, здесь работали люди с военными профессия­ми и военными званиями и иногда погибали, как на фронте от боевых ран.[9. с. 70-73]

Глава 10. Вновь построенные заводы.

Эвакуированное технологическое оборудование монтировалось практически под открытым небом и использование металлических несущих конструкций в значительной мере сокращало сроки возведения промышленных зданий и сооружений.

В июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве на Урале в городе Нижнем Тагиле завода металлоконструкции. Под строительство были выбраны две площадки рядом с Новотагильским металлургическим заводом (НТМЗ): одна – для ЗМК-1, на этом месте и сегодня находится НТЗМК, другая – для ЗМК-2, самостоятельного филиала ЗМК-1, расположенная непосредственно на территории НТМЗ (здесь сегодня стоит управление НТМК).(фото.16) [12, с. 59]

Фото. 16. Строительство ЗМК.

Глава 11. Эвакуированные заводы.

Два авиационных завода были эвакуированы в Нижний Тагил осенью 1941 года: один из Москвы - №381 и из Ленинграда №120. И хотя заводы были размещены на заводской территории Уралвагонзавода, официально они не входили в состав завода. В мае 1942 года на заводе №381 был собран само­лет БИ-1. Летом 1943 года заводы уже реэвакуиро­вались: ленинградский в Москву, а московский в Каменск-Уральский. Однако на тагильской земле они сумели выпустить около 3000 бронекорпусов штур­мовика Ил-2. (фото. 17, 18)

Фото. 17, 18 Одноместный штурмовик ИЛ-2 бортовой №381417 изготовлен заводом №381 в Нижнем Тагиле в 1942 году.

Он входил в состав 34 запасного авиаполка штаба военно воздушных сил Московского военного округа. В январе 1944 года, на 11-й день прорыва блокады Ленинграда, погиб при выполнении боевого задания. [9, с. 69]

Фото. 19 Сборка корпусов Ил-2 на авиационном заводе. 1942 г

Заключение.

В трудовую вахту во имя Победы встали все тагильчане: железнодорожники, медики, учителя, строители, учёные, инженеры.

Не зря ходила по фронтам Великой Отечественной войны поговорка: "Мастерами из Тагила фрицам роется могила"

Каждый, кто честно трудился в годы войны, по праву считает себя причастным к народному подвигу, к Великой Победе. Это благодаря им предприятия города 87 раз удостаивались Знамени Государственного Ко­митета Обороны, это им присылались благодарно­сти правительства и ЦК партии. Ордена и медали получили многие тысячи тружеников города Нижне­го Тагила.

А сам город был удостоен ордена Трудового Крас­ного Знамени в 1971 году в ознаменование 250-летия со дня своего основания.

В целом, за период войны Урал стал новейшей индустриальной державой, благодаря которой, можно сказать, была выиграна война.

Газета «Правда» 8 июня 1942 года писала:

«Из поколения в поколение будет передаваться слава как о тех, кто в годину грозных испытаний за­щищал Советскую Родину с оружием в руках, так и о тех, кто ковал это оружие, кто строил танки и само­леты, кто варил сталь для снарядов, кто своими тру­довыми подвигами был достоин воинской доблести бойцов.

Наши дети и внуки с благоговением будут вспоми­нать о героях Великой освободительной Отечествен­ной войны"

Список использованной литературы.

1. Антуфьев А. А. Промышленность Урала накануне и в годы ВОВ. М. 1992.

2. Бубнов В. И . Об источниках по истории заводов и фабрик периода Великой Отечественной войны (1941-1945) // Из истории заводов и фабрик: Сб. ст. Вып. 1. - Свердловск: Кн. изд-во, 1960. - С. 113-118.

3. Васильев А. Ф. Промышленность Урала в годы ВОВ 1941-1945 гг. М.1982.

4. Васютинский В. Ф.Хранители «старого соболя». - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1990. - 416с: ил.

5. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца.XVIII века: Учебное пособие. Екатеринбург, 2007

6. Живые строки войны... / Сост. Левин Ю. А., Лошак В.Г. - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1990. - 288с

7. Кузьмина Г. М., Костромин В. Н. Гордость моя - Вагонка. -Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1986. - Л., 432 с, ил.

8. Марков В. След на земле: в 11-ти т. Т.6. Нижний Тагил: Медиа Принт, 2004.

9. Нижний Тагил 1941-1945. Во имя Победы. Нижний Тагил; ИП Ермаков В.Р., 2010.

10. Печеницина К. Солдаты тыла.//Машиностроитель. - 1999. - 7 мая. - Сб.

11. Пудовкин С.И. Нижний Тагил. Медиа Принт, 2007.

12. Урал-фронту / П. Г. Агарышев, М. Н. Евланова, А. Г. Наумова и др.; под ред. А. В. Митрофановой. - М.:Экономика, 1985. - 344с.

13. Энцеклопедия Урал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Екатеринбург, 1990.

14. Ковалева Т. Детище народное.// Областная газета. - 2003. - 18 февраля. - С.З.

15. Подчивалов Е. Передовая проходила через тыл.//Уральский рабочий. - 2000. - 8 мая. - С.4.

16. Рябоконь Н. «Одежда» для танков./Тагильский рабочий. - 1986. - 26 февраля.-С.4.

.

Просмотров работы: 2442