НОВОЕ О СТАРОМ: СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ КЫШТЫМСКОГО КИНОТЕАТРА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НОВОЕ О СТАРОМ: СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ КЫШТЫМСКОГО КИНОТЕАТРА

Казанцева М.А. 1
1
Заварзина С.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Пока мы думали над темой для данной работы, на глаза попалась афиша нашего кинотеатра «40 лет Октября». И тогда у нас появилась идея – изучить историю кыштымского «старого-нового» кинотеатра.

Актуальность данной проблемы несомненна. Ведь 2016 год в нашей стране объявлен годом Кино. Для города Кыштыма этот факт оказался символичен, так как после долгого простоя и ремонта вновь открылся кинотеатр «40 лет Октября». Это событие произошло в конце 2015 года. Мы сегодня также как когда-то наши бабушки и дедушки имеем возможность, не выезжая из города посмотреть любимые фильмы.

Целью исследовательской работы является изучение истории кыштымского кинотеатра «40 лет Октября»

Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать старую фотографию кинотеатра «40 лет Октября».

  2. Изучить историю кинотеатра.

  3. Изучить типовой архитектурный проект, в рамках которого построен кинотеатр в городе Кыштыме.

  4. Познакомиться с архитектурным стилем советский классицизм.

Объект исследования – кинотеатр города Кыштыма.

Предмет исследования – особенности архитектурного стиля кинотеатра города Кыштыма.

Методы исследования:

  1. Поиск информации;

  2. Анализ информации печатных источников и сети Интернет;

  3. Анализ фотографий;

  4. Изучение литературы;

  5. Беседа с С.А. Бызгу.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1957 по 2016 годы.

Практическая значимость исследования: данный материал может быть использован при подготовке классных часов, внеклассных мероприятий. Главным итогом работы должно стать повышение интереса школьников к истории малой родины, к достопримечательностям родного города.

Новизна работы состоит в том, что в работе собран обобщающий материал об истории создания кыштымского кинотеатра.

Гипотеза работы: после реставрации, длившейся более десяти лет, кинотеатр вновь обрёл черты советского классицизма.

1 Анализ предмета исследования

Описание фотоснимка.

  • Фотография сделана в центре города Кыштыма в ноябре 1958 года, сразу после открытия кинотеатра (Приложение 1, 2).

  • На ней изображено здание кинотеатра, выполненное в стиле советского классицизма

  • Авторы снимка, предположительно, Н. Молоков и /или В. Казаков.

  • Фото выполнено в черно-белом варианте, размещено на обложке книги М. Аношкина «Про город Кыштым» и в газете «Кыштымский рабочий» (лето 1959 года) [2].

  • Сохранность: фотография имеет небольшие потертости, но в целом архитектурные детали прослеживаются хорошо.

На фотографии широкая лестница, разделенная двумя продольными клумбами, ведет к просторному портику, который поддерживается колоннами в ионическом ордере: капители, украшенные волютами (завитками), прямо указывают на это. По обеим сторонам колонн располагаются сдвоенные барочные пилястры, имитирующие такие же колонны. Пилястры украшены ромбами. Над портиком возвышается фронтон, который украшен сквозной аркой. На верху фронтона водружен красный флаг – жизнеутверждающий символ победы советской власти (Приложение 10).

Кинотеатр «40 лет Октября» расположен в промышленной зоне города – в районе машиностроительного завода. Его здания мы видим слева от кинотеатра. Вдали фотограф сумел захватить часть демидовской усадьбы – Белого дома.

2 Советский классицизм

Советский классицизм, который иногда называют "сталинским классицизмом" занял лидирующие позиции в архитектуре СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов.

Со строгим классицизмом это направление роднит создание городских ансамблей, использование античных ордеров, элементов античного орнамента, который преимущественно состоял из орудий сельскохозяйственного и промышленного труда, фигур трудящихся, декор с геральдическими композициями.

Здания сталинского классицизма величественны, торжественны. В отделке используется рустированный камень, мрамор, гранит, бронза, лепнина. В этом стиле создавались не только здания органов государственной власти, также строились дворцы культуры, спортивные комплексы, научно-исследовательские институты, медицинские центры, университеты. Архитекторы того времени работали в творческих мастерских, проектных институтах под руководством ведущих мастеров советского зодчества. Проекты сооружений в стиле сталинского классицизма нередко создавались на основе всесоюзных конкурсов. Здания в этом стиле должны были внушать уважение к государству, выражать уверенность, оптимизм, веру в победу советского строя и образа жизни. К этому стилю относится здание театра оперы и балета, кинотеатр «Родина» в Челябинске, кинотеатр «40 лет Октября» в Кыштыме (Приложение 3, рис. 1, 2, 3).

3 Страницы истории старого кинотеатра

В 1957 году страна отмечала сорокалетие Советской власти, а Кыштым – своё 200-летие со дня основания. Накануне юбилея города началось строительство широкоформатного кинотеатра. И название он получил соответствующее – «Имени 40-летия Октября». Кинотеатр «40 лет Октября» на 250 мест был сдан в эксплуатацию в 1958 году. Открытие состоялось 4 ноября в 18 часов пробным сеансом по пригласительным билетам. Ввиду важности этого события, первый показ доверили самому квалифицированному киномеханику Ивану Михайловичу Яшкину.

В фойе кинотеатра были стенды, посвященные актерам кино и театра, выпуску в свет новой кинокартины, буфет. В зале – панорамный экран из специальной светоотражающей ткани закрывался раздвижным занавесом из темно-вишневого бархата, который дистанционно управлялся из аппаратной. Люстры гасились постепенно, чтобы глаза привыкали к полутьме в зрительном зале. Кинопроекторы установлены были последней отечественной модели с полуавтоматическим режимом работы, что облегчало условия труда киномехаников.

Первым был показан фильм «Трудное счастье» с Олегом Ефремовым, Михаилом Козаковым, Евгением Леоновым, Николаем Сличенко. Премьера этого фильма состоялась незадолго до открытия нашего кинотеатра 27 октября 1958 года.

Первым директором кинотеатра «40 лет Октября» стала Зоя Николаевна Репина, которая раньше была директором кинотеатра имени Кирова [3].

Киносеть «Октябрь» объединяла, как сам кинотеатр, так и киноустановки посёлков Каолиновый, Увильды, Слюдорудник, Большие Егусты, Северный. В самом городском кинотеатре ежедневно шло по 5 взрослых киносеансов и один детский. Тогда фильмы демонстрировались не более 3-4 дней, чтобы зал не пустовал. В кино ходили целыми семьями.

Помимо этого Кинотеатр «Октябрь» был центром культуры и большой воспитательной работы. Работали кинолектории, клубы по интересам. Доброй традицией стали сеансы «Дом, в котором я живу». В программе представляли жителей какого-нибудь дома, им был посвящен концерт, демонстрировались музыкальные номера из фильмов «Служебный роман», «Зимний вечер в Гаграх». Затем зрители смотрели фильм. Много интересных тематических бесед проходило здесь уже в более поздний период [3].

Большое внимание уделялось работе с детьми. У администрации кинотеатра была отлажена тесная связь со школами, внешкольными учреждениями, в летнее время - с лагерями отдыха детей, поэтому зрительный зал не пустовал. Проводились фестивали детского кино под названием «Волшебный луч». Билеты распространялись по школам. Для них было специально отведено время для демонстрации фильмов. В кино и дети, и взрослые ходили с удовольствием, даже тогда, когда появились телевизоры.

В девяностых годах начались проблемы в работе кинотеатра. Они коснулись не только Кыштыма, но и охватили всю сферу в целом. Госкино РФ был упразднен, и финансирование кинопроката фактически отдали в руки региональных и местных бюджетов, которые и без того были истощены из-за навалившихся экономических проблем.

Билет в то время стоил 2-3 тысячи - это было ощутимо для семейного бюджета. Репертуар фильмов отставал от репертуара новоиспеченных видеосалонов. Работники киносети придумывали сеансы для молодежи «Для тех, кто не спит», утренние недорогие сеансы «Для вас, ветераны». Загруженность зала составляла 10-15%.

Летом 2004 г. прошли последние киносеансы. После обрушения кровли кинозала здание закрыли на ремонт.

4 Кинотеатры – близнецы

Работая со статьей в «Кыштымском рабочем» о начале строительства кинотеатра от 19 апреля 1957 года, мы наткнулись на фразу о строительстве в городе Кыштыме типового кинотеатра (Приложение 4), [1]. Сначала словосочетание «типовой кинотеатр» не привлекло нас ничем особенным, и мы продолжили поиски информации.

Из беседы с бывшим архитектором Сергеем Андреевичем Бызгу мы узнали, что кыштымский кинотеатр построен по типовому проекту Зои Брод. Он объяснил, что в нашей стране много одинаковых кинотеатров, которые созданы по одному архитектурному проекту. Теперь мы не только поняли, что значат слова «типовой кинотеатр» из статьи в «Кыштымском рабочем», но и знали автора – оставалось собрать необходимый материал и изучить его…

В 1949 году Союзкинопроект объявил конкурс на создание проекта типового кинотеатра с залом на 330 мест. Разработкой занимались архитекторы Бюро инженерного проектирования Государственных архитектурных мастерских Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР. Первую премию получил проект архитектора Зои Осиповны (Иосифовны) Брод. К тому времени она была признанным специалистом по проектированию киноконцертных зданий (Приложение 5).

Именно ее проект правительственная комиссия нашла наиболее удачным. Небольшое здание, украшенное с фасадной части ионическими колоннами, имеет достаточно простую внутреннюю планировку, представляющую собой осевую анфиладу залов. Наиболее красивой частью в этом проекте является богато украшенное колоннами, зеркалами, лепниной и декоративными элементами фойе (Приложение 6).

Первый кинотеатр по новому проекту было решено построить в молодом тогда городе Жуковском. К тому времени там был маленький кинотеатр, располагавшийся в построенном до войны деревянном здании барачного типа во дворе дома № 8 по улице Пушкина. Строительные работы по возведению нового здания начались в 1949 году рядом с домом № 5 по улице Жуковского, и через год кинотеатр «Родина» открыл свои двери для посетителей.

Клуб «Родина», ставший Домом ученых ЦАГИ, был первым в СССР типовым кинотеатром (Приложение 7).

Большую часть своей истории Дом ученых ЦАГИ был вторым в городе кинотеатром. Здание, построенное в стиле сталинского классицизма с украшениями в виде ионических колонн с капителями, напоминает то ли дворянскую усадьбу пушкинских времен, то ли античный храм. Интересно, что жуковская «Родина» стала первым в стране кинотеатром, построенным в этом стиле.

В журнале «Архитектура СССР» № 1 за 1951 год о детище Зои Брод написано следующее: «Автором, архитектором 3.Брод умело использован прием большого ордера и создано здание красивых пропорций с мастерски выполненными деталями. Большое количество лепных украшений хорошо дополняет художественную композицию интерьеров здания. По планировке, внешней архитектуре и особенно по интерьерам кинотеатр в Жуковском может быть отнесен к числу лучших, построенных за последнее время» [6].

Правда, автор проекта немного отошла от требований Союзкинопроекта — число мест в зрительном зале составляет только 290 вместо требовавшихся 330.

После строительства кинотеатра в Жуковском по всему Советскому Союзу началось возведение его братьев-близнецов. По своим художественным качествам они проще — в отличие от жуковской «Родины» с его десятиколонным портиком, другие кинотеатры имеют только две центральные колонны и украшенный восемью пилястрами фасад. Количество мест в залах колеблется от 290 до 330.

Всего на территории бывшего Советского Союза в период с 1950 по 1960 гг. было построено более 100 типовых кинотеатров. Многие из них, как и их жуковский прототип, назывались «Родина». Увы, не все из них дожили до нашего времени — часть зданий снесли, часть перестроили. Некоторые из этих кинотеатров мы нашли в источниках (Приложение 8, рис.1 – 8), [7].

Выяснив, что наш кинотеатр имеет огромное количество близнецов, у нас возник еще один вопрос: почему строили именно кинотеатры…

Ещё в 1920-е годы кино было провозглашено «важнейшим из искусств». После войны число киноустановок в стране сократилось в 2,7 раза: разрушено более 600 городских кинотеатров, полностью уничтожено 7,5 тысяч стационарных и передвижных киноустановок. Необходимо было массовое строительство. Но на сей раз применялся системный подход: сразу после войны был создан Государственный институт по проектированию кинотеатров (Гипрокино), а в Госплане разработали теорию ступенчатого построения сетей учреждений обслуживания, на которой было основано типовое проектирование массовых общественных зданий.

Массовое строительство кинотеатров началось в конце 1940-х гг. Строилось много "клубов с колоннами" на 200—300 мест.

Когда же в 1957 г., на рубеже пятилеток, подвели предварительные итоги, результаты оказались катастрофическими: маленькие ("карликовые") кинотеатры были дороги для строительства, дороги для эксплуатации и совершенно не решали проблему нехватки зрительских мест. Отсюда был сделан единственно возможный вывод: необходима постройка больших кинотеатров; в прессе появились заметки о скором появлении "кинотеатров-великанов". Массовая гигантомания 1960-х–1970-х гг. вскоре заставила забыть о небольших типовых кинотеатрах [8]. Но маленькие уже построенные кинотеатры на 300 мест еще долго радовали зрителей.

5 Реставрация кыштымского кинотеатра

В 2006 году здание бывшего кинотеатра и земельный участок под ним приобрёл предприниматель из Златоуста Сергей Мунтян. К сожалению, восстановление кинотеатра началось только в 2013 году. Ремонтные работы по восстановлению кинотеатра в Кыштыме вел златоустовский завод строительных конструкций «Сервис».

Незадолго до технического открытия Сергей Мунтян рассказывал газете «Кыштымский рабочий» о новой жизни кинотеатра: «В первую очередь были капитально отремонтированы полы на втором этаже, а также укреплены все несущие конструкции. В задней части здания, со стороны улицы Дзержинского, возведён пристрой из металлоконструкций. В нём разместятся два зрительных зала – на 120 и 90 мест. А недавно фасад кинотеатра украсился витражной входной группой» [4].

Техническое открытие кинотеатра состоялось 25 декабря 2015 года. Первыми фильмами, которые были показаны в отреставрированном кинотеатре «Звездные войны» и «Маленький принц».

Как и было установлено договором, кинотеатр «Октябрь» сохранил свой профиль - учреждение досуга. Помимо двух кинозалов, на втором этаже здания есть кафе. Предприниматель надеется, что кыштымский кинотеатр «40 лет Октября» будет рентабельным, комфортным и востребованным современным центром отдыха.

В заключении, вернемся к гипотезе: после реставрации, длившейся более десяти лет, кинотеатр вновь обрёл черты советского классицизма. Наша гипотеза оказалась не полностью подтвержденной, так как черты советского классицизма были сохранены только в старой части здания. Пристрой, возведенный за основной частью здания, не соответствует этому архитектурному стилю. (Приложение 9, рис.1, 2)

Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

Кинотеатр в городе Кыштыме был построен в 1958 году. Это событие посвятили 40-летию Октябрьской революции и 200-летию со дня основания Кыштыма.

Здание кинотеатра выполнено в стиле «советский классицизм». На это указывает наличие портика с колоннами и пилястрами в ионическом ордере, фронтон с аркой.

Кыштымский кинотеатр создан по типовому проекту З.О. Брод от 1949 года. Цель проекта – строительство малых кинотеатров. Всего было 100 таких сооружений. Этот типовой проект реализовывался в течении 1950-х годов, а в начале 1960-х был взят курс на большие многозальные кинотеатры.

Кроме того, мы выяснили, что строительство новых кинотеатров было необходимо, так как в годы войны большое количество старых разрушено. Телевизоры только входили в дома советских людей и были не у всех. Кино же являлось одним из важнейших видов искусств и выполняло идеологические и воспитательные функции.

Мы сравнили фотографии кинотеатра г. Кыштыма в советское время и в наши дни. После многолетней реставрации здание кинотеатра изменилось, но незначительно. Колонны, поддерживающие портик, были реконструированы: им придан вид пилястр (пилястры сохранены неизменными). Кроме того, колонны на современной фотографии не отличить от пилястр, и портик застеклен. Фронтон также почти не изменился: застекленная арка создает гармоничный облик фасада здания.

Все та же широкая лестница, разделенная продольными клумбами, ведет к новому кинотеатру «Октябрь» (Приложение 9, рис.1).

Но если обойти кинотеатр вокруг, то мы увидим пристрой, не соответствующий основному архитектурному стилю (Приложение 9, рис.2).

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтверждена не полностью: после реставрации кинотеатра черты советского классицизма сохранены только в старой части здания.

Мы очень рады, что у нас в городе снова функционирует кинотеатр. Он, по-прежнему, выполняет важную воспитательную функцию, отвлекая молодежь от экрана компьютера.

Нас очень заинтересовал архитектурный проект, который мы рассмотрели. Хочется узнать, что стало с другими кинотеатрами-близнецами кыштымского, тем более, что некоторые из них находятся в Челябинской области.

Список источников

  1. Абрамов В. Здесь будет кинотеатр. // Кыштымский рабочий.-1957. - 19 апреля.

  2. Аношкин М. Про Кыштым, Южноуральское книжное издательство, 1968.

  3. Скороходова Л.А. Кинотеатр «40 лет Октября» // Историческая азбука Кыштыма. Часть 2. – с.8

  4. Красникова Н. Конец антракта. // Кыштымский рабочий. – 2015. – 1 декабря.

  5. Светлов М. Все – кончено! Все – начато! Ай-да в кино! // Кыштымский рабочий. – 2016. – 17 февраля.

  6. http://www.mosoblpress.ru/43/158912/

  7. http://brachka.livejournal.com/55631.html

  8. http://test.russiancinema.ru/index.php?dept_id=15&e_dept_id=6&text_element_id=47

  9. http://adminkgo.ru/kyshtym/news/detail_news.php?ID=15808

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Рис. 1 Театр оперы и балета им. Глинки г. Челябинск

Рис.2 Кинотеатр «Родина» г. Челябинск

Рис.3 Кинотеатр «40 лет Октября» г. Кыштым

Приложение 4

Приложение 5

Зоя Осиповна (Иосифовна) Брод (1907-1972). Советский архитектор. После окончания в 1930 году Ленинградского Высшего художественно-технического института работала в ленинградском отделении института Проектгражданстрой. С 1933 года жила и работала в Москве. Совместно со своим мужем Александром Федоровичем Хряковым (1903-1976) принимала участие в проектировании неосуществленного Дворца съездов. Среди ее работ наиболее известны планировка центральной части разрушенного войной Сталинграда, большой зал библиотеки имени Ленина и проект типовых кинотеатров

Приложение 7

Кинотеатр в г. Жуковский

Приложение 6

План типового кинотеатра

Приложение 8

Рис. 1 г. Копейск Челябинская область

Рис. 2 г. Сатка Челябинская область

Рис. 3 г. Лида Белоруссия

Рис. 4 г. Медвежьегорск Карелия

Рис.5 г. Улан-Удэ Бурятия

Рис.6 г. Пермь

Рис. 7 г. Тарту Эстония

Рис. 8 г. Алатырь Чувашия

г. Бийск Алтайский край

г. Гаврилов-Ям Ярославская область

г. Красный Луч Луганская область

Приложение 9

Рис. 1 Кинотеатр «Октябрь» г. Кыштыма после реставрации (фасад здания)

Рис. 2 Кинотеатр «Октябрь» г. Кыштыма после реставрации (пристрой)

Приложение 10

Глоссарий

  1. Волюты – архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.

  2. Ионический ордер – архитектурный стиль, отличительной чертой которого является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют.

  3. Капитель – верхняя часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны.

  4. Колонна – столб, часто цилиндрической формы, деревянный, каменный или металлический. Колонна также может не поддерживать какой-либо массивный строительный элемент, а служить декоративным или триумфальным украшением, например, со статуей на вершине или просто стоять перед фасадом, держа только отрезки антаблемента, но не неся всю его нагрузку.

  5. Пилястра – вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны.

  6. Портик – крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие ее. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной (или глухой, или имеющей двери и окна). Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

  7. Фронтон – завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Просмотров работы: 640