«ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ВРАЩАТЕЛЬНЫХ ГОЛОВОЛОМОК НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ВРАЩАТЕЛЬНЫХ ГОЛОВОЛОМОК НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Кушнерева Д.И. 1
1МБОУ "Целинная СОШ" Ключевского района Алтайского края
Карпучева И.В. 1
1МБОУ "Целинная СОШ" Ключевского района Алтайского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность работы:

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также является одним из симптомов других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим различные аспекты, при доминировании эмоционального.

В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Степень изученности темы:

Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых: как в отечественной психологии (Н.А. Аминов, В.М. Астапов, В.А. Бакеев, В.К. Вилюнас, Ю.М. Забродин, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитов, О.Г. Мельниченко и др.), так и за рубежом (Х. Айзенк, Р. Кеттелл, Е. Левитт, О. Маурер, У. Морган, К. Спенс, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд, К. Эликсон и др.).

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека (Г.Ш. Габдреева, Х. Граф, Н.В. Имедадзе, У. Морган, Дж. Саразон, Дж. Тэйлор и др.). Это обуславливает необходимость создания эффективных методов коррекции высокой тревожности еще в дошкольном возрасте. Если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте (Макшанцева, 1998), то тема работы, связанная с разработкой и изучением эффективности интегративной игровой коррекции личностных проблем дошкольников, в частности тревожности, стоит в ряду особо актуальных.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребёнка. Учебно-воспитательный процесс становиться всё больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь страдает эмоциональная сфера, т.е. человек, реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность. Проблема детской тревожности - одна из главных проблем современной школы.

Объект исследования: проявление школьной тревожности в процессе обучения детей среднего школьного возраста.

Предмет исследования: вращательные головоломки.

Цель работы: исследование позитивного влияния вращательных головоломок на уровень школьной тревожности в условиях образовательного процесса.

Задачи работы:

  1. изучить феномен тревожности в психологии;

  2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;

  3. изучить позитивное влияние вращательных головоломок на уровень школьной тревожности у учащихся.

  4. провести диагностику тревожности детей среднего школьного возраста;

  5. определить влияния вращательных головоломок на уровень школьной тревожности учащихся.

  6. совместно с педагогом-психологом школы разработать рекомендации и советы по проведению профилактической и психокоррекционной работе по преодолению школьной тревожности.

В процессе работы были использованы следующие методы научного исследования:

  1. изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;

  2. экспериментальное исследование тревожности у детей среднего школьного возраста с помощью методики определения уровня тревожности Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин;

  3. наблюдение;

  4. беседа (блиц-опрос).

Гипотеза работы: использование вращательных головоломок оказывает позитивное влияние на снижение уровня школьной тревожности у учащихся.

При написании работы были использованы публикации журналов:

«Школьный психолог» «Квант», «Юный Техник», «Наука и Жизнь»1.

Глава 1. Теория

1.1Понятие «тревожность» и причины ее возникновения

Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Любая нестабильность, нарушение привычного хода событий может привести к развитию тревожности.

Термин «тревожность» нередко используют и для обозначения более широкого круга переживаний, возникающих независимо от конкретной ситуации.

В психологии различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность).

В данной работе нами использована методика Ч. Спилбергера, адаптированная Ханиным. Методика представляет из себя два опросника: Шкала ситуативной тревожности (СТ) и Шкала личной тревожности (ЛТ). (Приложение А)

В чем причины школьной тревожности? Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю очередь – особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на «отлично»).

1.2 Теоретическое обоснование феномена Школьная тревожность

Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.

Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Известный психолог А. Прихожан считает, что тревожность чаще проявляется именно у первоклассников. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.

1.3Позитивное влияние кубика Рубика

Сегодня на первый план вышли электронные, компьютерные головоломки, игры, но тактильное взаимодействие с предметом не может заменить никакой компьютер. Человек продолжает испытывать постоянный сенсорный голод, голод прикосновений, только не замечает этого.

Математические игры и головоломки всегда были популярны, как, впрочем, и все игры. Наиболее приближенными к математике являются головоломки, но много головоломок образовалось из когда-то существовавших (а некоторые из ещё существующих) игр. Большинство таких основополагающих игр было придумано древнегреческими математиками.

Математические головоломки бывают самые разные: вращательные (кубик Рубика), «Волшебные кольца», «Игры с дыркой» (пятнашки), решётчатые и многие другие.

Вращательными называются головоломки, суть которых заключается в поворотах рядов кубиков (и не только кубиков), из которых они состоят.

И самая знаменитейшая вращательная головоломка нашего времени – кубик Рубика – начала своё победное шествие по свету с 1978 года, когда с ней впервые ознакомились математики на Международном математическом конгрессе в Хельсинки. Лишь несколько кубиков увезли математики с конгресса, но это стало начальным толчком лавинного распространения игрушки по всему миру. (Приложение Б)

По сути дела сборка кубика Рубика нарабатывает психологические подсознательные и рассудочные алгоритмы по выходу из той или иной проблемной ситуации. Потому данная головоломка будет далеко не бесполезной и для взрослого. Ведь помимо того, что это достаточно увлекательное время препровождение, кубик Рубика ещё и снимает определённую психологическую нагрузку.

Специалистами в области человеческой психологии доказано, что нервно-психическое перенапряжение напрямую связано с моторикой кистей и пальцев рук. Именно поэтому человека, который волнуется, зачастую выдаёт не выражение его лица, а как раз, — нервное теребение пальцами и непроизвольные движения руками.

Кстати, в отношении использования кубика Рубика детьми существует мнение, что данная головоломка положительно влияет на развитие многих отделов личности растущего человека.

Во-первых, следует отметить, что Кубик Рубика замечательно подходит для разрабатывания и укрепления суставов кистей рук. Повышается координация и точность движения, что особенно важно в тот период взросления личности, когда уже имеются первичные навыки по «точному» управлению своим телом и когда необходимо закреплять эти навыки, находящиеся больше на уровне подсознания и переводить их в состояние осознанного умения. В данном случае речь идёт о детском возрасте от шести до двенадцати лет.

Более того, начиная где-то со второго класса, в ребёнке по нарастающей происходит развитие аналитического мышления, в котором первичные навыки пространственной геометрии и механики занимают не последнее место.

Это послужило основой для проведения экспериментального исследования, совместно с педагогом-психологом и учителем математики школы, действительно ли использование вращательных головоломок оказывает позитивное влияние на снижение уровня школьной тревожности у учащихся. Так как тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени.

Глава 2. Практика

2.1 Экспериментальное исследование

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяют оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергом2. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л.Ханиным.

Для изучения уровня личностной и ситуативной тревожности и выявления позитивного влияния вращательных головоломок на снижение уровня тревожности было проведено экспериментальное исследование (с согласия родителей) с учащимися 6 класса МБОУ «Целинная СОШ» в количестве 16 человек, в возрасте 11-12 лет.

С участниками был проведен инструктаж по работе с опросниками.

Первый этап диагностирования прошел перед написанием очередной контрольной работы по математике. Все результаты тестирований были систематизированы в таблицы и хранятся у педагога - психолога (Анализ – Приложение В).

Полученные данные позволили нам продолжить наш эксперимент, так как мы убедились в том, что контроль среза знаний действительно является стрессовой ситуацией для учащихся.

Для второго этапа исследований были созданы те же условия. Перед очередным срезом знаний по математике, с учащимися 6 класса было проведено тестирования по той же методике Ч. Спилбергера, адаптированная Ханиным. (Анализ – Приложение В)

Совместно с педагогом - психологом с учащимися была проведена беседа на тему что такое тревожность и в чем она проявляется, указав на то, что по сути дела сборка вращательной головоломки, а именно кубика Рубика, нарабатывает психологические подсознательные и рассудочные алгоритмы по выходу из той или иной проблемной ситуации. Учащимся было предложено просто покрутить вращательные головоломки. (Фото – Приложение Г)

После этого был проведен последний этап нашего исследования, где мы смотрели только ситуативную тревожность. (Анализ – Приложение В)

После проведения данного исследования учащимся предложили ответить на вопрос: Снизился ли у них уровень тревожности после работы с вращательными головоломками?

94 % учащихся из 16 испытуемых дали положительную оценку этой работе.

Гипотеза нашего исследования полностью нашла свое подтверждение.

Заключение

В результате проведенной исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:

Школьная тревожность является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников и младших школьников основными источниками тревожности является семья, то для подростков и старшеклассников такая роль значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы.

В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию.

Для снижения границы повышенной школьной тревожности, следует увеличить эмоциональную поддержку со стороны родителей, учителей, увеличить обучаемость и т.д.

В заключение еще раз подчеркнем, что работа по профилактике и преодолению тревожности у детей должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности.

По мнению специалистов феноменальный успех вращательных головоломок, в частности кубика Рубика, с точки зрения психологии, можно объяснить сочетанием нескольких факторов, из которых главный - способность надолго задержать внимание.

Ум нуждается в тренировке, руки - в движении, а человек - в каком-то необременительном занятии, которое позволяет быстро п­ереключиться и отдохнуть, даже если при этом приходится долго неподвижно сидеть.

Ещё одна особенность кубика Рубика в том, что он очень удобен для руки. Его яркие цвета приятны для глаз, он легко меняет конфигурацию. Но внутри к­роется психологическая хитрость - кажущаяся доступность решения. Кубик ловит внимание человека, и при каждой трансформации фигуры создаётся обманное впечатление, что вот ещё немного - и решение будет найдено. А это совсем не так.

(Маргарита Воловикова – доктор психологических наук, профессор Института психологии РАН).3

Практическая значимость работы:

Рекомендации и советы, разработанные совместно с педагогом- психологом школы, по проведению профилактической и коррекционной работе по преодолению школьной тревожности можно использовать учителями – предметниками, как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности. (Приложение Д)

Список использованных источников и литературы

  1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности" / Психологический журнал – 1997, № 2.

  2. Аракелов Н., Шишкова Н. "Тревожность: методы ее диагностики и коррекции" / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.

  3. Дубровский В. Алгоритм волшебного кубика. //Квант, 1982, №7, стр. 22.

  4. Дубровский В. Математика волшебного кубика. //Квант, 1982, №8, стр. 22.

  5. Дубровский В.Кубик в картинках. //Квант, 1983, №9, стр. 33.

  6. Евграфов М. Механика волшебного кубика. //Квант, 1982, №3, стр. 20

  7. Залгаллер В. С. Залгаллер Венгерский шарнирный кубик // Квант. — 1980. — № 12. — С. 17 — 21.

  8. Кубик Рубика – [Электронный ресурс]– режим доступа http://www.superloveradio.ru/new/22558

  9. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.

  10. Методика Ч. Спилбергера, адаптированная Ханиным. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://psycabi.net/testy/179-test-na-trevozhnost-spilbergera-khanina-metodika-otsenki-trevozhnosti-ch-d-spilbergera-i-yu-l-khanina

  11. Михайленко Н. Снова кубик Рубика. //Юный техник, 1983, № 2, стр. 68.

  12. Мыльников М. Всем кубикам кубик // Юный техник. — 1982. — № 7.

  13. Понятие и причины тревожности – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://revolution.allbest.ru/psychology/00369726_0.html

  14. Способ сборки Кубика Рубика. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://speedcubing.com.ua/howto/3x3sch.php

  15. Статьи о кубике Рубика из популярных советских журналов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://dedfoma.ru/kubikrubika/statji.htm

  16. Степень изученности проблемы школьной тревожности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=530661

  17. 20 интересных фактов о Кубике Рубика. - [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.infoniac.ru/news/20-interesnyh-faktov-o-kubike-Rubika.html

  18. 30 лет назад в СССР появился кубик Рубика – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.3vozrast.ru/article/nostalgia/televizor/6765

Приложение А

Методика определения уровня тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин)

Методика диагностики самооценки Спилберга - Ханина является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.

Методика измерения тревожности и как личностного свойства, и как состояния разработана Ч.Д.Спилбергом, была адаптирована в русском переводе Ю.Л.Ханиным. Ниже представлен опросник Спилберга-Ханина, с помощью которого определяются личностная и ситуационная тревожность.Инструкция:

Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и отметьте справа в графах цифры, соответствующие вашему выбору из четырех альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выберите тот ответ, который более всего соответствует вашему мнению.Тест – опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности. Для первой шкалы выбираемые ответы соответствуют четырем альтернативам:

  • «Нет, это не так»;

  • «Пожалуй, так»;

  • «Верно»;

  • «Совершенно верно».

  • Для второй шкалы ответы также соответствуют четырем альтернативам

  • «Никогда»;

  • «Почти никогда»;

  • «Часто»;

  • «Почти всегда».

Шкала ситуационной тревожности

№п/п

Суждение

Выбираемые ответы

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в состояниинапряжения

1

2

3

4

4

Я внутренне спокоен

1

2

3

4

5

Я чувствую себя спокойно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможныенеудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувствовнутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности и напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден, имне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личностной тревожности

№ п/п

Суждение

Выбираемые ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятоенастроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым,как другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности идолго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил, желаниеработать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности к себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критическихситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себянеудачником

1

2

3

4

39

Я уверенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство,когда я думаю о своих делахи заботах

1

2

3

4

Оценка результатов тестирования.

Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных за ответы на суждения по шкалам ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности. Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов. Например, для первого суждения первой альтернативе («Нет, это не так») присвоено 4 балла, второй альтернативе («Пожалуй, так») - 3, третьей альтернативе - 2, четвертой альтернативе - 1 балл, и так далее.

Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. При этом показателями уровней тревожностей будут:

3,5-4,0 балла - очень высокая тревожность

3,0-3,4 балла - высокая тревожность

2,0-2,9 балла - средняя тревожность

1,5-1,9 балла - низкая тревожность

0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.

Следует обращать внимание не только на тех, кто имеет высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (то есть тех, у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи», и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой человек по разным причинам не хочет сообщать.По каждому ученику следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и необходимые рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низко тревожных людей требуются пробуждение активности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Ключ к методике определения ситуационной и личностной тревожности

Номерсуждения

Ситуационная тревожность (ответ)

I

II

III

IV

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

7

1

2

3

4

8

4

3

2

1

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

Номерсуждения

Личностная тревожность (ответ)

I

II

III

IV

21

4

3

2

1

22

1

2

3

4

23

1

2

3

4

24

1

2

3

4

25

1

2

3

4

26

4

3

2

1

27

4

3

2

1

28

1

2

3

4

29

1

2

3

4

30

4

3

2

1

31

1

2

3

4

32

1

2

3

4

33

1

2

3

4

34

1

2

3

4

35

1

2

3

4

36

4

3

2

1

37

1

2

3

4

38

1

2

3

4

39

4

3

2

1

40

1

2

3

4

Показатели уровней тревожностей:

3,5-4,0 балла – очень высокая тревожность

3,0-3,4 балла – высокая тревожность2,0-2,9 балла – средняя тревожность1,5-1,9 балла – низкая тревожность0,0-1,4 балла – очень низкая тревожность.

Приложение Б

Кубик Рубика приучает к последовательной дисциплине мышления, так как в процессе ознакомления с различными схемами сборки, можно прийти к закономерному выводу, что скорейший успех в достижении цели зависит от точного соблюдения последовательности алгоритмов сборки данной головоломки.

Кроме того, просто огромное количество исходных вариантов практически исключает применение шаблонного подхода. То есть, каждая отдельная сборка кубика является по-своему уникальной, что требует от человека, который собирает головоломку совмещать гибкость и скорость мышления с применением чётко выверенных алгоритмов движения.

Рис.1 Кубик Рубика4

Кубик Рубика – это невероятно интересная математическая пространственная (3D+цвета) головоломка, завоевавшая поклонников во всем мире – рис. 1. Каждый пятый житель планеты крутил и вертел эту гениальную игрушку, пытаясь её собрать.

За время существования Кубика Рубика были собраны многие интересные факты5.

1. Рубик хотел создать рабочую модель для объяснения трехмерной геометрии.

Рис.5

2. Ему потребовалось больше месяца, чтобы узнать решение своей головоломки. Твердый кубик Рубика вращался и поворачивался, но при этом не ломался и не распадался на части. Некоторые люди до сих пор пытаются понять, как это происходит.

Рис.6

3. Кубик Рубика был признан Игрушкой года в 1980 и 1981 годах.

Рис.7

4. Больше 350 миллионов кубиков Рубика было продано по всему миру, благодаря чему он стал самой продаваемой игрушкой всех времен.

Рис.8

5. У кубика Рубика 43 252 003 274 489 856 000 возможных конфигураций. С учетом 6 цветных сторон, 21 частей и 54 поверхности, существует более 43 квинтиллионов различных возможных конфигураций.

6. Если бы вы поворачивали кубик Рубика каждую секунду, вам бы потребовалось 1400 триллионов лет, чтобы пройти все конфигурации.

Рис.9

7. Если бы вы начали этот проект во время Большого взрыва, вы бы до сих пор не закончили.

8. Однако лучшие спидкуберы могут собрать кубик меньше, чем за 6 секунд. Спидкуберы - это люди, участвующие в спикубинге – виде спорта, в котором участники занимаются быстрой сборкой кубика Рубика.

Рис.10

9. Нынешний рекорд по спидкубингу принадлежит Мэтсу Волку (Mats Valk) из Нидерландов. Он решил головоломку за 5,55 секунд.

10. Он побил рекорд австралийца Феликса Земдегса (Feliks Zemdegs) который составил 5,66 секунд.

11. Некоторые спидкуберы больше заботятся о стиле исполнения, чем просто скорости.

12. Хотя этому конкурсанту потребовалось 25 секунд, чтобы собрать кубик Рубика, он делал это, одновременно отжимаясь одной рукой.

13. Другому участнику потребовалось 28,80 секунд, чтобы найти решение с завязанными глазами.

14. Трехлетний ребенок из Китая собрал кубик меньше, чем за 2 минуты.

15. Лего-робот, работающий на смартфоне, может собрать кубик Рубика быстрее человека. Робот, названный "CubeStormer 3" решил головоломку за 3,253 секунды.

16. Любая комбинация кубика Рубика решается за 20 или меньше движений.

Рис.11

Кубик Рубика: рекорды

17. Самый большой кубик Рубика размером 3 метра и весом 500 кг находится в городе Ноксвилл, в штате Теннесси США.

Рис.12

18. Самый маленький кубик Рубика шириной 10 мм был сделан российским программистом Евгением Григорьевым. Это полностью функциональный кубик, который можно собирать, как обычный кубик.

Рис.13

19. Самым дорогим кубиком стал «Кубик-шедевр» созданный Diamond Cutters International в 1995 году. Кубик был выполнен из 22,5 карат аметиста, 34 карата рубинов, 34 карата изумрудов и 18-каратного золота, и оценивался в 1,5 миллиона долларов.

Рис.14

20. «Если вы любопытны, вы найдёте головоломки вокруг вас. Если вы решительны, вы их решите», - говорил Эрне Рубик.

Кубик Рубика — лидер по количеству продаж среди игрушек: за все время было продано 350 млн. кубиков Рубика. Алгоритм, собирающий кубик Рубика за минимальное число ходов, называется «алгоритмом Бога». С помощью больших по объёму расчётов на компьютере математик Томас Рокицки доказал достаточность 22 ходов для сборки кубика рубика. Люди, увлекающиеся скоростной сборкой кубика Рубика , называются спидкуберами.

Спидкубинг (от англ. speedcubing) - новое увлечение, недавно пришедшее в Россию, заключающееся в сборке кубика на скорость.

Можно сказать, что к настоящему моменту мировой и, в частности, русский спидкубинг довольно-таки развиты: регулярно устраиваются открытые чемпионаты, в которых могут принять участие все желающие, количество куберов растет потрясающими темпами, разрабатываются все более совершенные алгоритмы сборки кубика, позволяя спидкуберам достигать немыслимых результатов, о которых еще пару лет назад никто даже и не мечтал.

Рис.15 Спидкубинг6

Аудитория спидкуберов в большинстве своем состоит из молодежи в возрасте 15-20 лет, однако четких ограничений в данном увлечении нет: можно найти людей от мала до велика!

По этому поводу можно сказать, что спидкубинг является звеном, объединяющим людей из разных поколений. Этот фактор является ключевым во многих движениях, но для спидкубинга он особенно выражен.

Спидкубинг является довольно зрелищным видом спорта, приковывающим внимание людей в любом месте и в любое время. Любой кубер поймет о чем сейчас идет речь - сборка за считанные секунды "непокоримого" кубика Рубика (именно такое впечатление сложилось у людей за многие годы существования головоломки) буквально заставляет людей поверить в чудо.

В последние годы движение спидкуберов стало настолько масштабным, что при поддержке общественных организаций и различных дистрибьютеров головоломок проводятся чемпионаты по спидкубингу, собираются сотни людей со всего мира!

На таких мероприятиях участники порой показывают просто феноменальные результаты.

Рис.16 Сборка кубика на время7

Все участники подтверждают, что главное на победа, а участие. Соревнования по спидкубингу - это прежде всего возможность встретиться со старыми друзьями, а так же завести новые знакомства.

Главное - атмосфера, которую, без преувеличения, можно назвать уникальной.

Приложение В

Анализ первого этапа исследования показал, что уровень личностной и ситуативной тревожности среди испытуемых распределился следующим образом:

Низкий уровень тревожности – 0 человек (0%);

Средний уровень тревожности – 2 человека (12, 5%);

Высокий уровень тревожности – 14 человека (87,5%).

Анализ второго этапа тестирования:

Низкий уровень тревожности – 0 человека (0%);

Средний уровень тревожности – 7 человека (44%);

Высокий уровень тревожности – 9 человека (56%).

В зоне повышенной тревожности находится 9 учащихся.

Анализ заключительного этапа тестирования:

Низкий уровень тревожности – 0 человека (0%);

Средний уровень тревожности – 10 человека (62,5%);

Высокий уровень тревожности – 6 человека (37,5%).

Мы видим, что уровень тревожности снизился.

Приложение Г

Приложение Д

Профилактическая и коррекционная работа по преодолению школьной тревожности.

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.

Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в возникновении и закреплении тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют на формирование у ребенка чувства защищенности и уверенности в себе. Второй блок: влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное самочувствие детей разного возраста. Третий блок: значение развития у детей и подростков чувства уверенности в собственных силах.

Основная задача такой работы – помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении принадлежит им.

Психологическое просвещение педагогов. Здесь, прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую ребенку чувство ответственности, восприимчивость и т.п. Педагоги должны объективно оценивать роль четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа – общего уважения к ребенку как личности) в профилактике и преодолении тревожности. Особое внимание педагогов следует обратить на формирование правильного отношения учащихся к ошибкам. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – одна из основных форм школьной и тестовой тревожности.

На психолого-педагогических консилиумах обсуждаются и разрабатываются рекомендации по работе с тревожными детьми, примером которых могут служить следующие:

Серьезные, эмоционально затратные разговоры с ребенком проводить наедине, а не публично. Не тревожиться самому, не передавать личную тревогу обучающимся. Учить детей адекватному восприятию действительности, нивелировать тревогу по поводу событий, ещё не случившихся. Уметь аргументировать оценку и отметку. Уметь самому признавать право на ошибку. Учить детей рефлексии.

Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности (индивидуальное или групповое консультирование).

Непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. При проведении профилактики эта работа должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода; при коррекции, помимо этого, работа должна быть ориентирована на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка или подростка. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных ситуациях. Необходимы подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности различных ситуаций посредством предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями, обсуждение возможных трудностей и обучение конструктивным способам их решения. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций, например репетицию экзамена.

Психолого-профилактическими аспектами решения проблемы школьной тревожности предусматривается:

1. Выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождение таких учащихся от экзаменов и выполнения наиболее трудных заданий;

2.Участие школьного психолога в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям;

3. Помощь психолога учителям в реализации той части коррекционных программ для учащихся группы риска, которая может быть обеспечена в стенах школы;

Воспитательные и учебно-информационные аспекты проблемы школьной тревожности связаны с решением следующих задач:

1. Воспитание у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, формирование установок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам;

2. Воспитание у них привычки заботиться о своём психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;

3. Формирование у школьников потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы;

4. Формирование у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуации;

5. Развитие у школьников самообладания, а также умений и навыков психофизической саморегуляции, которые дадут возможность ученику чувствовать себя увереннее при ответах учителю, выполнении контрольных работ и сдаче экзаменов;

6. Обучение психологическим навыкам эффективного преодоления деструктивных состояний – дистресса, депрессии, дисфории.

Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и требует от педагога проявления особого педагогического такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности.

Считаем необходимым, с целью формирования безопасного образовательного пространства, с учётом здоровье сберегающих технологий и коррекции отрицательных, дестабилизирующих эмоциональное здоровье участников образовательного процесса факторов, проведение специальных мероприятий (тренинги эмоциональной устойчивости, психологическая разгрузка и проч.) для участников образовательного процесса.

1Статьи о кубике Рубика из популярных советских журналов – Заголовок с экрана - [Электронный ресурс] – Режим доступа http://dedfoma.ru/kubikrubika

2 Методика Ч. Спилбергера, адаптированная Ханиным. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://psycabi.net/testy/179-test-na-trevozhnost-spilbergera-khanina-metodika-otsenki-trevozhnosti-ch-d-spilbergera-i-yu-l-khanina

3 30 лет назад в СССР появился кубик Рубика – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.3vozrast.ru/article/nostalgia/televizor/6765

4 Кубик Рубика– Заголовок с экрана - [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.superloveradio.ru/new/22558

5 20 интересных фактов о кубикеРубика- [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.infoniac.ru/news/20-interesnyh-faktov-o-kubike-Rubika.html

6Спидкубинг[Электронный ресурс] – Режим доступа http://kyrort.in.ua/extrim.php?id=14

7 Сборка кубика на время[Электронный ресурс] – Режим доступаhttp://showyou.com/bas01

Просмотров работы: 1857