МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА РФ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА РФ

Пшеничникова Н.П. 1
1МБОУ КСОШ № 19 г.Пятигорска
Мовсесян А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение казачья средняя общеобразовательная школа №19
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Молодежная политика РФ

Выполнила:

Пшеничникова Надежда Павловна

учащаяся __9 Б__ класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение казачья средняя общеобразовательная школа № 19, г. Пятигорска

Руководитель:

Мовсесян Армен Ваганович

учитель истории и обществознания

МБОУ КСОШ № 19, г. Пятигорск,

поселок Горячеводский

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Концепция государственной молодежной политики в РФ……………...6

1.1. Государство и молодежь…………………………………………………..6

1.2. Цели и задачи государственной муниципальной молодежной политики и ее принципы……………………………………………………….…...................10

Заключение…………………………………………………………………….…....14

Список литературы……………………………………………………….………...18

Введение

Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи, что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.

Естественно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.

Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача обеспечения ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах.

Поэтому необходимость особой политики в отношении молодежи определяется самой спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

В России в последние годы возросло внимание общественности к проблемам молодежи. Нынешнее положение большей части молодых россиян вызывает серьезную тревогу. В молодежной среде продолжается социальное расслоение. Возникают трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы. Утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании – все это ведет к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России.1

Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Сегодня молодежь испытывает на себе все трудности современного периода трансформации социально-экономических систем. Чтобы они выросли здоровыми, грамотными и успешными людьми, им необходима поддержка – методическая, организационная, материальная, моральная.

Признанной формой организации взаимодействия поколений стала сегодня молодежная политика. Причем ее результативность прямо связана со способностью осуществлять ее как многосубъектную, с использованием на всех уровнях управления механизмов социального партнерства, а также широким привлечением к ее выработке и реализации самой молодежи.2

Предметом изучения являются процессы реализации молодежной политики в РФ. Целью работы является выявить особенности молодежной политики на региональном уровне. Поставленная цель предполагает следующие задачи:

- изучить понятие и сущность молодежной политики;

- раскрыть функции региональной молодежной политики;

Работа состоит из введения, одной главы и заключения.

Глава 1. Концепция государственной молодежной политики в РФ.

1.1. Государство и молодежь.

Молодежь является социальной категорией в обществе, определяющей его будущее. Именно в молодые годы у каждого человека формируется его мировоззрение и моделируется собственная жизнь: определяются важнейшие жизненные цели и ценности, выбираются направления и средства их реализации, устанавливается отношение к себе и миру, обществу и государству. И от того, каким будет каждый из этих выборов, непосредственно зависит и то, какой будет сегодняшняя молодежь, которой предстоит созидать человека, общество и государство как ближайшего, так и отдаленного будущего. А это значит, что вектор социального прогресса всегда определяется в настоящем, и находится в руках тех, кто молод сегодня. Это обстоятельство делает вопрос о молодежи вопросом стратегического характера. Вполне естественно, что каждый молодой человек нуждается в определенных условиях для своего духовного становления и социальной самореализации. Тем, каковы эти условия и наличествуют ли они в повседневной жизненной реальности, прежде всего и задаются ключевые духовные и социальные параметры молодежной среды, устанавливаются соответствующие им типы организации жизни молодых, формируется определенный общественный и государственный «заказ на молодежь». В силу ряда характерных особенностей отечественного национального менталитета и происходящих в стране социально-экономических преобразований, далеко не всегда и далеко не каждый молодой человек способен самостоятельно обеспечить надлежащие условия для собственного становления и развития без соответствующей этому политики государства. Таким образом, вопрос об особых условиях для молодежи является основообразующим для того, какой будет сегодняшняя молодежь, и, соответственно - ближайшие поколения граждан и общество в целом.3

В этой связи, учитывая исключительную значимость вопроса о молодежи для судеб народа и страны, необходимо считать постоянный и всесторонний интерес, внимание, заботу и поддержку государства по отношению к молодежи одной из приоритетных задач в сфере государственной социальной политики. Именно такой подход является залогом общественного процветания и прогресса.

Однако осуществление такого подхода на практике всегда носило проблемный и двойственный характер. С одной стороны государство всегда сознавало его очевидность и безусловную правильность, так как от этого зависели стабильность, процветание и могущество самого государства. Поэтому в любой исторический период, когда само государство было достаточно сильно, оно о молодежи заботилось, обращая особое внимание на ее воспитание и образование, или, по крайней мере, эти заботу и внимание декларируя. С другой стороны, в обществе всегда доминировало неприязненно-подозрительное отношение к молодежи и некоторое раздражение по поводу протекционистской политики государства по отношению к ней, что не могло не сказываться на реальном отношении государства к молодежным проблемам. Начиная с 1992 года, молодежь оказалась в чрезвычайно сложном и новом для себя положении. В условиях начавшегося перехода к экономической модели свободного рынка и «шоковой» терапии, все существовавшие ранее системы и механизмы защиты и реализации интересов и прав молодежи вместо их адаптации к изменившимся условиям были практически полностью разрушены. Вместе со страной, партией и комсомолом исчезли традиционные источники идеологии и технологии политики государства по отношению к молодежи. Были разорваны межнациональные и международные связи. В новых суверенных государствах перестала действовать нормативно-правовая база СССР по молодежным вопросам. Катастрофически были ослаблены система молодежного туризма, система воспитания и отдыха детей, подростков и молодежи, система социализации юношества, уменьшилась социальная защищенность и поддержка различными институтами власти талантливой молодежи. Прекратилось строительство молодежных жилищных комплексов, распалась сеть культурных и спортивных учреждений для детей и молодежи.

Таким образом, начавшиеся экономические, политические и социальные реформы на значительный период времени практически полностью вытеснили молодежь и ее проблемы из сферы внимания общества и государства, что повлекло за собой существенное обострение всех основных проблем молодежи, существовавших ранее и появление новых. Это проблемы общих жизненных ориентиров и жизненного пути, самоутверждения и самореализации, делового и социального поведения, взаимосвязей с обществом и государством, защиты прав и стартовых возможностей. Наиболее остры в этом ряду такие проблемы, как образование, занятость, семья, жилье. Отсутствуют или неэффективны системы воспитания, социальной помощи, правовой защиты, информационного обеспечения. Отсутствуют или слабы государственные и общественные механизмы контроля ситуации в молодежной среде и решения проблем молодежи ее собственными силами.4 Наиболее проблемными возрастными сегментами в общей массе молодежи представляются диапазоны в 14-17 лет (старшие школьники, учащиеся училищ и техникумов, незанятая молодежь этого возраста) и 22-27 лет (студенты старших курсов, аспиранты, молодые специалисты, рабочая молодежь). Среди больших социальных слоев - студенчество, старшеклассники, сельская молодежь, военнослужащие. К этой же группе относятся и такие специфические социальные группы, как несовершеннолетние преступники, беспризорные подростки, выпускники детских домов, молодые наркоманы.

Сегодняшняя ситуация в молодежной среде носит двойственный характер. С одной стороны наблюдается существенное изменение самосознания значительной части молодежи. Она все больше осознает свою роль и значимость для общества, считая особое к себе отношение безусловной обязанностью государства, хотя особо на него не рассчитывает, и полагается в основном на собственные силы. С другой стороны, в условиях сильнейшего социального расслоения немалая часть молодежи является наиболее криминогенной средой. Криминальный мир и нелегальный бизнес активно втягивают молодежь в асоциальную и преступную деятельность. Кроме того, в молодежной среде уже сформировались апатичность и бездеятельность, социальное иждивенчество. Молодежь находится в ситуации вынужденной самостоятельности, а ее общественные объединения, призванные отстаивать интересы молодежи - слабы, разрозненны, непредставительны, а потому - не являются реальной силой. При этом существуют еще два больших социальных слоя молодежи. Первый из них - это молодежь, обладающая очень высоким коэффициентом инертности в мышлении и поведении, совершенно не готовая и плохо приспособленная к самостоятельному определению собственных жизненных перспектив и направленным на это практическим действиям. Второй - это та часть молодежи, которая в силу особых условий (состояния здоровья, низкого жизненного старта, неблагополучной семьи, криминального опыта и прочих причин) оказалась в положении, не позволяющем в полной мере задействовать собственные силы и ресурсы для продуктивных действий по устройству собственной жизни.5

1.2. Цели и задачи государственной муниципальной молодежной политики и ее принципы.

Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.

Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.6

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

- создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;

- воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;

- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;

- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

- недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

- создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

- реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи. Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

Задачей государственной молодежной политики является поддержка семей, предприятий и учреждений некоммерческих организаций, общественных объединений и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению развитию.

Принципы деятельности органов исполнительной власти государства по реализации ГМП основываются на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий достойной жизни и свободного развития человека и гражданина. Реализация этих положений в отношении молодежи обеспечивается на следующих принципах:

1. Принцип ответственности - государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного наследия.

2. Принцип преемственности - государственная молодёжная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством, прихода либо ухода тех или иных политических деятелей, должностных лиц органов государственной власти. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.7

3. Принцип приоритетности - меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи и ее объединений, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений3 как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе.8

4. Принцип участия - молодежь - не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований. Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные детские общественные объединения - активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

5. Принципы деятельности.

Принцип деятельности органов исполнительной власти государства по реализации ГМП:

- соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации;

- осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

- осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

- сочетания государственных, общественных интересов и прав личностей в формировании и реализации государственной молодежной политики;

- привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;

- предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по общению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество, которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

- приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.9

Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном.

Основные мероприятия государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой «Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального обслуживания молодежи.

Также в программе «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.10

Заключение

Огромный творческий и физический потенциал, заложенный в молодежи, является одним из основных источников нынешних и будущих преобразований. Именно молодым строить новую Россию. Поэтому обязательно надо стремиться к тому, чтобы нашей сегодняшней молодежи были близки и понятны такие нравственные категории, как патриотизм, почитание духовных и культурных традиций предков, национальная гордость, уважение к другим народам.

При структурном анализе молодежи, сразу бросается в глаза неполнота охвата. В функциональном плане следует проанализировать деятельность разных объединений и субкультур молодежи, чтобы понять функциональный и дисфункциональный аспекты этой деятельности, их соотношение и результаты. Структурно-функциональный анализ подсказывает, что средства социализации в своей деятельности могут прийти к явному противоречию между ними. Так, программы телевидения зачастую вопиюще противоречат тому же патриотическому и гражданскому воспитанию.

Последние годы ясно показали, что большинство неискушенной российской молодежи весьма конформно и легко поддается пропагандистско-рекламной «промывке мозгов», если это делается с элементарным учетом психологических особенностей молодежной аудитории.

Вместе с тем, продолжить работу по законодательному обеспечению молодежной политики по развитию и совершенствованию практики законоприменения с учетом изменения обстановки и появления новых проблем, речь идет о долговременной работе, рассчитанной на значительную перспективу.

Безусловно, представляется необходимым для проведения более эффективной молодежной политики иметь специальную социологическую службу, проводящую постоянные мониторинговые зондажи общественного мнения (вроде финского «молодежного барометра») и поисковые оригинальные исследования по молодежной проблематике.

Исторический опыт показывает, что проведение реформ и строительство новой жизни могут быть эффективными и успешными лишь при активном участии молодежи в этом процессе и в ее интересах. Для этого необходимо на государственном уровне решить назревшие молодежные проблемы, создать стимулы для включенности молодых в общественные процессы и тем самым расширить социальную базу преобразований.

Анализ жизненных реалий, статистических и социологических данных, относящихся к молодежи, позволяет сделать следующие выводы:

1. Увеличения рождаемости не происходит по тем причинам, что в молодежной среде имеются объективные условия, препятствующие созданию семьи и рождению детей. К ним относятся сложное материальное положение, отсутствие у большей части молодежи своего жилья, слабая государственная забота о семье, постоянный пресс пропаганды эгоизма и гедонизма, реклама вредных привычек и безответственного поведения.

2. Здоровье большинства молодых людей является неудовлетворительным, растет число негодных к военной службе юношей, а также молодых инвалидов. При этом подавляющее большинство среди молодежи не занимается физической культурой и спортом.

3. Требуется развитие методической базы воспитательной работы, соответствующей современным условиям в деятельности начальной, средней и высшей школ; ощущается потребность в подготовке и переподготовке кадров, занятых воспитательной работой с молодежью.

4. Количество студентов, обучающихся в вузах, растет, но уменьшаются возможности учебы в них у молодежи из малообеспеченных семей. Проблемами являются низкая оплата преподавателей, их перегруженность и ухудшение материальной базы обучения.

5. Доля безработных среди молодежи выше, чем среди трудоспособного населения в целом. Молодые люди составляют свыше трети от всех безработных. Несмотря на реализацию закона о квотировании рабочих мест для молодежи и другие позитивные программы и мероприятия, осуществляемые и координируемые различными ведомствами, многие молодые люди остаются безработными по разным причинам, в том числе из-за неадекватно высокого уровня притязаний на престижную и высокооплачиваемую работу. Массовые же рабочие места остаются невостребованными. Отмена послевузовского распределения привела к перепроизводству и безработице молодых специалистов. Таким образом, решение проблемы безработицы среди молодежи возможно только вместе с решением более общих социальных проблем на уровне всей страны.

6. Если уровень жизни молодых (прежде всего не имеющих детей), в среднем более высок, чем у других возрастных групп населения, то проблема обеспечения жильем для них чрезвычайно остра, что закономерно сказывается на уровне рождаемости и числе разводов, а также порождает многочисленные конфликты и правонарушения.

7. Досуг подавляющего большинства молодежи остается в основном пассивно-развлекательным (телевизор, магнитофон, компьютерные игры, пиво и т.п.). При этом особо следует подчеркнуть негативную роль СМИ, которые постоянно работают на понижение духовно-нравственного уровня детей, подростков и молодежи, насаждая насилие, аморализм, примитивное стяжательство и потребительство, девальвируя общечеловеческие ценности труда, познания и добра.

8. Несмотря на то, что преступность среди молодежи остается достаточно большой.

9. Экстремизм среди молодежи в последние годы достаточно высокий. Тем не менее, существует потенциал экстремизма и агрессии в лице группировок панков, скинхедов, футбольных фанатов.

10. Общественное сознание современной молодежи весьма противоречиво. Молодежь, как и все наше общество, отличается полиментальностью (наличием разных ценностно-нормативных ментальных общностей). Вместе с тем молодежь отличается по своему сознанию и от старших возрастных групп. Главными жизненными ценностями молодежи выступают семья (с очень большим отрывом), друзья и здоровье, то есть самый близкий социальный микромир, в котором молодые люди чувствуют себя защищено и уверенно. По сравнению с советскими временами у молодежи несколько возросло значение денег и снизилось значение интересной работы.

В свою очередь, анализ личностных свойств молодых (по их самооценкам) показывает, что к наиболее значимым позитивным качествам можно отнести предприимчивость и волю, а к значимым негативным – равнодушие и эгоизм. Молодые в среднем менее коллективны и трудолюбивы и более ориентированы на богатство, чем поколения их родителей и дедов.

11. Во всех указанных выше проблемах современной, вообще российской, молодежи, более того, всего современного российского общества – просматриваются фундаментальные факторы, причем не экономические, не материальные (кому не известно, что Россия – самая богатая страна мира), а человеческие факторы духовно-нравственного кризиса.

Поэтому важнейшим аспектом современной молодежной политики сегодня становится духовно-нравственное воспитание молодежи решении наиболее острых проблем, имеющих место в молодежной среде.

Список литературы

1. Алексин В.А., Плетнев Н.Я. Муниципальная молодежная политика и ее информационное обеспечение: Учеб. Пособие. – М.: Логос, 2003. – 184 с.

2. Аналитический обзор результатов исследования. Фонд «Общественное мнение» // http://classic.fom.ru/obzor/o1061_1.htm. Москва, 2003.

3. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. – С. 584.

6. Распоряжение правительство Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 18 декабря 2006 года №1760-р.

7. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003.

Электронные ресурсы:

1. Государственная молодежная политика// http://bibliofond.ru/view.aspx?id

2. Ермакова Н. В. Вовлечение молодежи в жизнь государства/Н. В. Ермакова// http://nsportal.ru/ap/library

3. Молодежная политика// http://kursak.net/ponyatie-i-sushhnost-molodezhnoj-politiki

4. Молодежь на рынке труда http://www.socioera.ru/soces-63-1.html

5. Муниципальная молодежная политика//http://text.tr200.biz/referat_menedjment

6. Проблемы молодежи – давайте решать!// http://adm-privolnoe.ru/problemy-molodezhi.

1

 Молодежная политика// http://kursak.net/ponyatie-i-sushhnost-molodezhnoj-politiki

2

 Молодежь Ставрополья. Реализация государственной молодежной политики в Ставропольском крае// http://pandia.ru/text/78/267/47167.php

3

 Муниципальная молодежная политика// http://text.tr200.biz/referat_menedjment

4

 Муниципальная молодежная политика// http://text.tr200.biz/referat_menedjment

5

 Муниципальная молодежная политика// http://text.tr200.biz/referat_menedjment

6

 Государственная молодежная политика// http://bibliofond.ru/view.aspx?id

7

 Муниципальная молодежная политика// http://text.tr200.biz/referat_menedjment

8

 Там же

9

 Муниципальная молодежная политика// http://text.tr200.biz/referat_menedjment

10

 Государственная молодежная политика// http://bibliofond.ru/view.aspx?id

Просмотров работы: 7788