СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ

Сычёв А.С. 1Иванова Н.Г. 1
1МОУ "Октябрьская СОШ №1"
Иванова Н.Г. 1
1МОУ "Октябрьская СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Одним из условий наличия и сохранения демократии является ориентация значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской политической культуры. Поэтому участие политических партий в выборах и привлечение населения к деятельности партий это один из важных вопросов развития демократического режима в современной России. Кроме того, победившие в выборах политические партии участвуют в формировании правительства России. Для рассмотрения данного вопроса необходимо углубиться в сферу политической власти России в поисках достоверной информации, поскольку от этого зависит наша судьба, ведь мы все являемся гражданами государства и, соответственно, участниками политического процесса, как напрямую, так и косвенно. В своей научно-исследовательской работе я бы хотел особое внимание уделить роле политических партий в современной России, их влиянию на граждан страны.

Таким образом, в своей работе я ставлю следующую цель:

Цель работы – выяснить влияние политических партий на выборы в России.

Перед собой в работе я ставлю следующие задачи:

  • рассмотреть вопрос формирования многопартийной системы на рубежах XIX и XX; XX и XXI веков;

  • выявить влияние политических партий на выборные процессы современной России;

  • проанализировать, как эти процессы происходят на территории Октябрьского муниципального района;

  • выявить уровень грамотности и заинтересованности по данной теме среди обучающихся моей школы;

Методы исследования:

  • экспериментальный (опрос и анкетирование);

  • индуктивный;

  • теоретический анализ;

  • изучение литературы;

  • статистический (обработка полученных результатов);

  • исторический;

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения политической грамотности населения в целях становления гражданского общества в России и оформления демократии как единственного и главного политического режима в стране; слабая освещенность данной темы в школьном курсе обществознания и общее повышенное внимание к вопросам политики в современных условиях.

Исходя из этого, я предлагаю следующую гипотезу – гражданесовременной России, участвуя в выборном процессе, делают правильный выбор, который приводит к поступательному развитию государства, выбирая политические партии, которые оказывают значительное влияние на выборные процессы в современной России.

Рассматривать вопрос многопартийности необходимо с самого начала, так сказать, с его истоков. Поэтому обратимся к зарождению многопартийности и её становления в России и проследим основные этапы развития от конца XIX века и до наших дней и влияния многопартийности на выборы в России.

Глава 1. Особенности формирования многопартийной системы в России и влияния её на выборные процессы.

§1. Формирование многопартийной системы в России на рубеже XIX–XX веков.

В то время как на Западе кипели политические страсти, российские самодержцы с помощью послушно исполнявшей их волю полицейско-бюрократической машины, наоборот, делали все, чтобы искусственно деполитизировать общественную жизнь страны, превратив политику, идеологию, искусство и даже историю в монопольную собственность императора и правительственных канцелярий.

Конечно, неверно было бы считать, что в России вообще не было никаких демократических традиций. Вспомним хотя бы о вечевых народных собраниях в Новгороде и Пскове, общинных демократических порядках в русской деревне, казачьем самоуправлении. На сословно-представительных Земских соборах XVI – XVII вв., где обсуждались важнейшие вопросы государственной жизни вплоть до избрания некоторых русских царей. Однако нельзя отрицать, что самодержавная система либо уничтожила, либо сильно деформировала эти остатки былой демократии, которую пришлось воссоздавать в XX в. практически заново.

В политическом отношении Россия в конце XIX – начале XX веков представляла собой монархию с неограниченным самодержавным царем. О свободе слова, собраний, печати не было и речи. Что же касается политических партии и организаций, то они могли возникать и существовать лишь нелегально, подвергаясь всяческим гонениям со стороны властей.

Учитывая все сказанное выше, нетрудно понять и некоторые особенности процесса формирования политических партий в России. Он шел с явным запозданием по сравнению с западноевропейскими странами и США, причем западные и отчасти южные национальные окраины Российской империи обгоняли в этом отношении ее центральные районы. Тон здесь задавали Финляндия и Польша. В 1890-х годах здесь возникли Социал-демократия Королевства Польского, Польская социалистическая партия, а затем и либеральная Национально-демократическая партия, В 1880–1890-х годах возникли армянские революционные партии “Гнчак” и “Дашнакцутюн”, Литовская социал-демократическая партия, Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (Бунд).

Наконец, в 1898 г. в Минске состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии. В нем приняли участие всего 9 делегатов от Союзов борьбы за освобождение рабочего класса Петербурга, Москвы, Киева, Екатеринослава, а также от Бунда и киевской “Рабочей газеты”. Однако у РСДРП еще не было в то время ни программы, ни устава, ни центральных органов. Марксистская рабочая партия находилась пока в процессе своего становления и организационного оформления, завершившегося в 1903 г. на II съезде РСДРП.

Таким образом, революционные партии закономерно стали возникать в России раньше либеральных и консервативных. В итоге не будет преувеличением сказать, что процесс партийного строительства в России был напрямую связан с ростом освободительного движения, вступившего в начале XX в. в новый и чрезвычайно важный этап своего развития.

Выразителями общественного недовольства самодержавным строем и организаторами народного протеста стали радикальные революционные партии: социал-демократы (в 1903 г. они раскололись на большевиков и меньшевиков), возникшая в 1901–1902 гг. неонародническая партия социалистов-революционеров (эсеров), еврейский Бунд, польские социалисты и социал-демократы, армянский “Дашнакцутюн” и др . Более радикальную окраску стало принимать и либеральное движение, внутри которого оформились на рубеже 1903 г. либерально-демократический Союз освобождения и более умеренный, но тоже эволюционировавший влево Союз земцев-конституционалистов. Новые партии возникли в начале века и в национальных районах империи: Революционная украинская партия (1900); Белорусская революционная партия (1902), переименованная год спустя в Белорусскую социалистическую громаду; Литовская демократическая партия (1902); Партия социалистов-федералистов Грузии (1904); Партия активного сопротивления Финляндии (1904) и др.

После революции 1905 года важные сдвиги произошли и в политической системе страны. Сохранив титул самодержца, царь вынужден был разделить свою власть с двумя законодательными органами – Государственной думой и реформированным Государственным советом (половина его членов теперь избиралась), которые обсуждали и принимали законы, контролировали большую часть бюджета, могли делать запросы министрам и т. д . Таким образом, Николай II перестал быть неограниченным монархом, хотя права его были по-прежнему поистине огромны. И хотя историки и правоведы до сих пор спорят о том, можно ли назвать государственный строй России после 1905 г. конституционной монархией, а Думу – настоящим парламентом или это был лишь лжеконституционный режим, значение происшедших перемен трудно переоценить.

Что касается партий революционно-социалистической ориентации, то они теперь могли хотя бы временно перейти на полулегальное положение и даже открыто выступать в 1906–1907 гг. с трибуны I и II Государственной думы. Либералов же и консерваторов к созданию партийных объединений подтолкнула именно революция. Первые хотели объединиться, чтобы противопоставить себя самодержавному режиму, с одной стороны, и отмежеваться от революционеров – с другой, вторые для того, чтобы защитить самодержавие и православие не только от революционеров и либералов, но и от колебаний самой власти, проявлявшей, по их мнению, излишнюю уступчивость по отношению к “смутьянам”.

В последние месяцы 1905-го и в 1906 г. процессы партийного строительства проходили в России очень бурно. В октябре 1905 г. родились Конституционно-демократическая партия (кадеты) и Партия правового порядка, в ноябре – Союз русского народа и Торгово-промышленная партия, в декабре – Партия демократических реформ, в феврале 1906 г. прошел I съезд Союза 17 октября (октябристов) и т. д.

Если учесть, что вновь создаваемые партии не должны были проходить официальной регистрации и создавались, по существу, явочным порядкам, удовлетворяя личные амбиции своих лидеров и тягу тех или иных социальных слоев и национальных групп к самоидентификации и самовыражению, то легко понять, почему процесс партийного строительства принял в России в 1905–1907 гг. такие необычные формы. По данным энциклопедии “Политические партии России” (1996), в период первой российской революции в стране действовало не менее 100 партий и 25 союзов, организаций и течений консервативной, либеральной и социалистической ориентации, что намного превосходило соответствующие показатели по другим странам.

Чем объяснить эти поражающие воображение цифры? Если раньше путь от скромного политического кружка или группы до оформления партии растягивался на многие годы, то в обстановке революции он занимал часто месяцы, а то и недели.

Все эти многочисленные оговорки не меняют, однако, того факта, что в начале XX в. и особенно в 1905–1907 гг. политическая жизнь России вступила в совершенно новую фазу, одной из главных примет которой была оживленная деятельность и бешеная конкуренция различных партий, союзов и организаций.

§2. Формирование многопартийной системы в России на рубеже XX–XXI веков.

С победой Великой Октябрьской революции 1917 года началось формирование однопартийной системы во главе, которой стояла партия большевиков (РСДРП(б), а позже КПСС). В апреле 1985 г. в советском обществе «сверху» было положено начало преобразованию социально-политической и экономической системы СССР. Расширяющаяся гласность как проявление политического плюрализма в форме множественности точек зрения, мнений, взглядов, явилась важной предпосылкой формирования многопартийности.

КПСС вынуждена была пойти на «внутреннюю перестройку», согласиться с рождением фракционности в КПСС. В условиях практически социальной неоднородности общества именно в КПСС - правящей партии - стали образовываться так называемые разные платформы. Не находя возможности реализации своих социальных интересов в рамках КПСС, фракционеры искали другие пути. Поэтому важной особенностью процесса формирования многопартийности в России было то, что в 80-е гг. XX века в КПСС в условиях «перестройки» возникла «демократическая оппозиция как продукт реформизма, к которому призывал М.С. Горбачёв.

В 1990 году в номинально единой КПСС уже были образованы разные Платформы, в том числе правая «Демократическая платформа в КПСС» (январь 1990 г.), левоцентристское «Движение коммунистической инициативы» (январь 1990 г.), центристская «Марксистская платформа в КПСС» (апрель 1990 г.), крайне левая «Большевистская платформа в КПСС» (июль 1991 г.). Появление вышеназванных Платформ непосредственно привело к формированию «многопартийности» в КПСС, тем самым ускорив раскол КПСС.По оценке экспертов, во второй половине 80-х гг. XX века на территории СССР существовала достаточно разветвленная сеть неформальных организаций: около 100 всесоюзных, более 200 республиканских и около 800 местных общественных организаций. Таким образом, во второй половине 80-х годов XX в. сложились политические, социально-экономические и социально-психологические предпосылки для быстрого и широкого формирования и развития политизированных групп, клубов, ассоциаций движений, на основе которых происходило образование партий самых различных политических и идеологических оттенков.

В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Кроме того, в новой редакции ст. 51 Конституции СССР была закреплена возможность образования и других политических партий в стране. Тем самым была заложена конституционная основа для формирования легальной многопартийности в СССР.

Новая волна партобразования началась после августовских событий 1991 года. Тогда все сферы российского общества были поражены глубоким кризисом, ослабла политическая система. О выборе путей развития развернулись жесточайшие дискуссии споры, противопоставлявшие разные альтернативы. Шаги перестройки 1985-1990 годов, развитие многоукладности в экономике, свободного товарного рынка способствовали поляризации социальных групп в обществе. И эти группы с неистовой целеустремленностью стали создавать свои политические партии. При этом надо заметить, что не все новые российские партии и движения имели достаточно прочную и постоянную социальную базу; во многих случаях они создавались под конкретных лидеров, не пользовались должным авторитетом в обществе и в большинстве своем не являлись массовыми.

§3. Влияние многопартийной системы на выборы в современной России.

В 1994-1999 гг. выделяется ряд политических партий и сил, занимавших более или менее стабильное положение на политической арене страны. Складывается многопартийная система, основанная на лидерстве четырех-пяти партий. Итоги выборов декабря 1993 г. свидетельствовали, что правом на существование обладают лишь те партии, которые имеют электоральную поддержку по идеологическим причинам (например, коммунисты и "яблочники"), или такие партии, как ЛДПР, которые, пусть даже из конъюнктурных соображений, в состоянии выразить интересы тех либо иных социальных групп в общенациональном масштабе.

Что касается непосредственно процесса партстроительства, то период подготовки к президентским выборам ознаменовался появлением ряда политических партий и движений, предназначение которых сводилось к роли "групп поддержки" того или иного претендента на пост главы государства. Само собой разумеется, что эти созданные "под конъюнктуру" организации почти не имели шансов на политическое выживание после окончания президентских выборов.

Выборы в Государственную думу Федерального собрания РФ третьего созыва состоялись 19 декабря 1999 года. Выборы проводились по смешанной системе. Явка — 61,85 %. 6 списков преодолели 5%-й барьер и создали фракции в Думе. На выборах было зарегистрировано 1185 иностранных наблюдателей от 58 стран и 105 международных организаций. Возглавлявшая представителей ОБСЕ Хелле Дайн сообщила, что выборы «прошли в обстановке состязательности и плюрализма» и «процесс голосования был хорошо организован технически».

1 декабря 2001 года на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство» (лидер — Сергей Шойгу), «Отечество» (Юрий Лужков) и «Вся Россия» (Минтимер Шаймиев) была сформирована Всероссийская политическая партия «Единство и Отечество — Единая Россия».

Выборы в Государственную думу Федерального Собрания России четвёртого созыва состоялись 7 декабря 2003 года. 5%-ый барьер при пропорциональных выборах половины депутатов преодолели 4 списка: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Родина». Было зарегистрировано 1200 наблюдателей от 49 стран и 105 международных организаций. Из них более 500 — от ПАСЕ и ОБСЕ. Наблюдатели ОБСЕ оценили выборы как «свободные, но несправедливые». Среди нареканий были отмечены «вопросы по соблюдению тайны голосования» и «перекос на государственном телевидении в пользу одной партии». Весной 2005 года был принят закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам. Затем Госдума приняла поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост. В подавляющем большинстве регионов это право принадлежало «Единой России». Подавляющее большинство губернаторов являются членами «Единой России». В апреле 2006 года Борис Грызлов сообщил, что членами партии являются уже 66 из 88 руководителей российских регионов.

Выборы депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ пятого созыва состоялись 2 декабря 2007. Это первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки; были запрещены независимые российские наблюдатели (оставлены только от партий). Наблюдателями от ОБСЕ и ПАСЕ, а также некоторыми оппозиционными российскими партиями и общественными деятелями выборы оценены как несвободные, несправедливые и прошедшие с многочисленными нарушениями; оппозиционные партии обвиняют власти в фальсификации их итогов. Согласно итогам этих выборов и тому, что партию «Единая Россия» политически возглавил президент В. В. Путин, в России упрочилась политическая система с доминирующей партией, при которой «Единая Россия» может единолично принимать любые решения в российском парламенте без учёта мнения других партий.

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва состоялись 4 декабря 2011 года. Впервые Государственная дума избиралась на пять лет. Выборы проходили по пропорциональной избирательной системе — все 450 депутатов избирались по партийным спискам по единому федеральному округу, а затем депутатские мандаты распределялись пропорционально проценту набранных партиями голосов. В качестве участников выборов были зарегистрированы все официально зарегистрированные в РФ политические партии. Это были последние выборы, на которых для полноценного представительства в Государственной Думе партиям было необходимо преодолеть семи процентный барьер. По результатам голосования все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Федерального собрания V созыва, сохранили своё представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия не смогла туда попасть.

Официальные результаты голосования вызвали различные оценки со стороны российских и зарубежных политиков, социологов, журналистов и наблюдателей. Многие из них отмечали, что в день голосования имели место значительные фальсификации — вброс бюллетеней, переписывание протоколов и т. д. Это вызвало недовольство оппозиционно настроенных политиков, которые вывели на демонстрации людей в крупных городах России.

24 декабря 2011 года прошли масштабные акции по всей стране. Московский митинг состоялся на проспекте Академика Сахарова и собрал, по разным подсчётам, от 29 тысяч до 120 тысяч человек. Координация участников осуществлялась через социальные сети и блоги, прежде всего, Facebook. Теперь уже не только в лозунгах, но и в резолюциях митингов появилась антипутинская составляющая. 4 февраля 2012 года прошли новые акции протеста — митинги и шествия. Эти выступления привели к значительным изменениям избирательного законодательства России, внесена 21 поправка в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Три партии участвовали во всех шести выборах в Государственную Думу — КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». Две партии были представлены в нижней палате Парламента всех шести созывов — КПРФ и ЛДПР. Три партии становились победителями Выборов в ГД РФ при голосовании по партийным спискам — ЛДПР (1993), КПРФ (1995, 1999) и «Единая Россия» (2003, 2007, 2011). Четыре партии имели относительное первое место по количеству мандатов в ГД РФ — ЛДПР, «Демократический Выбор России» (1993 — по 64), КПРФ (1995—139, 1999—113) и «Единая Россия» (2003—304, 2007—315, 2011—238). Рекорд по количеству партий-участниц выборов в ГД РФ состоялся в 1995 году — 43. Антирекорд в 2011 году — 7.

Глава 2. Влияние многопартийной системы на выборы в Октябрьском муниципальном районе

Одной из составляющей моего исследования является анализ политической картины в Октябрьском муниципальном районе Челябинской области. Наш район вместе с Россией пережил все политические потрясения XX и начала XXI веков. До выборов 2003 года Октябрьский муниципальный район входил в так называемый «красный пояс» голосуя за коммунистов. Далее события развивались, так же как и в целом в России. По партийным спискам и мажоритарной системе (в 2003 г.) большее кол-во голосов набирала «Единая Россия» и её представители. Стоит так же рассмотреть выборные процессы, которые происходили совсем недавно не связанные с выборами в Государственную Думу, но влияющие на выборные процессы в целом. Выборы в Законодательное собрание Челябинской области состоялись в 2015 году, перед которыми Администрацией Октябрьского муниципального района были проведены опросы среди населения (см. Приложения 1-3). Если говорить непосредственно о результатах выборов в Законодательное Собрание Челябинской области в сентябре 2015 г., то они представлены в Приложении 4

В ходе исследования по данной теме в МОУ Октябрьской СОШ №1 было проведено анкетирование среди обучающихся 9-11 классов (см. Приложение 5-7). Если говорить в целом, то стоит отметить, что уровень политической грамотности обучающихся старшего звена довольно высок, однако следует его повышать для лучшего ориентирования в непростой политической сфере.

Заключение.

Предложенная гипотеза, гражданесовременной России, участвуя в выборном процессе, делают правильный выбор, который приводит к поступательному развитию государства, выбирая политические партии, которые оказывают значительное влияние на выборные процессы в современной России, полностью подтвердилась нашим исследованием. Выбор жителей Октябрьского муниципального района в Государственную думу соответствовал в целом выбору жителей страны. Результаты анкетирования старшеклассников также подтверждают тезис о том, что сегодня граждане делают осознанный выбор: 64% опрошенных и их семей постоянно принимают участие в выборах представительных органов, а также показательно знание участников политических баталий: все-таки старшеклассники действительно ориентируются в политическом пространстве, поскольку практически все главные политические партии современной России им известны.

Список используемой литературы

Политические партии России: история и современность. – М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. – 631 с.

  1. Станкевич З. А. Историко-правовые аспекты распада Союза ССР. Дисс. докт. истор. наук. М., 2002.

  2. Барсенков А. С. Реформы Горбачева и судьба союзного государства, 1985 – 1995 гг. Дисс. канд. истор. наук. М., 2001.

  3. Буянов А. В. Съезд народных депутатов СССР в системе государственной власти Советского Союза (1989 – 1991 гг.). Дисс. канд. истор. наук. М., 2009.

  4. Соснило А. И. Становление многопартийной системы в Российской Федерации: конец XX – начало XXI вв. Дисс. канд. истор. наук. СПб., 2008.

  5. Короева И. Д. КПСС и трансформация общественно-политической системы СССР (1985 – 1991 гг.). Дисс. канд. истор. наук. М., 2004.

  6. Ялышев Р. А. Проблема нового союзного договора и его роли в распаде СССР. Дисс. канд. истор. наук. М., 2011.

  7. Лукашевич Д. А Распад СССР: историко-правовое исследование. Дисс. канд. истор. наук. М., 2013.

  8. Скуратов Ю. И., Шафир М. А. Президентская власть в СССР. М., 1991.

  9. Валова В. Г. От застоя к развалу. М., 1991.

  10. Г. Сорман Выйти из социализма. М., 1991.

  11. Златопольский Д. Л. Возрождение федеративного государства: проблемы государственн. суверенитета // Вестник Московского университета. Серия «Право» 1995. № 2. С. 3 – 15.

  12. Чистяков О. И. Договор об образовании СССР и современность // Вестник Московского университета. Серия «Право». 1995. № 2. С. 16 – 25.

  13. Михайлов В. А. Субъективные основы национального движения. Саратов, 1993.

  14. Вдовин А. И., Корецкий В. А. Распад СССР и проблемы национально-политического Развития СССР // Российское государство и общество. XX век. 1999. № 2. С. 46 – 66.

  15. Исаков В. Б. Расчлененка: кто и как развалил СССР. Хроника. Документы. М., 1998.

  16. Дрожжин В. А. Был ли Советский Союз империей? Правовые аспекты распада СССР // Московский журнал международного права. 1996. № 4. С. 22 – 27.

  17. Чешко С. В. Распад Советского Союза: этнополитический анализ. М., 1996.

  18. Барсенков А. С. Реформы Горбачева и судьба союзного государства. 1985-1991. М., 2001.

  19. Кремнев П. П. Образование и прекращение СССР как субъекта международного права // Вестник Московского университета. 2000. № 3. С. 44 – 61.

  20. Пихоя Р. Г. Советский союз. История власти. 1945 – 1991. Новосибирск, 2000.

  21. Фроянов И. Я. Погружение в бездну. Россия на исходе века. М., 2009.

  22. Кара-Мурза С. Г. Крах СССР. М., 2013.

  23. Медведев Р. А. Советский Союз. Последние годы жизни. Конец Советской империи. М., 2010.

  24. Кьеза Дж. Переход к демократии. М., 1993.

  25. Кьеза Дж. Переход к демократии. М., 1993 С. 89.

  26. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 – 1994: Пер. с ит. Л. Я. Хаустовой М., 1996 . С. 226.

  27. Коэн С. «Вопрос вопросов»: Почему не стало Советского Союза? СПб., 2007.

Сайт избирательной комиссии Челябинской области: http://www.iksrf74.uu.ru/

Приложение 1

Информированность о выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области в сентябре 2015 года(% от числа ответивших)

 

Значения

% от числа ответивших

1

Да, знаю точно

40,7

2

Что-то слышал

20,3

3

Нет, впервые слышу

39,0

 

Итого:

100,0

Приложение 2

Намерение принять участие в выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области в сентябре 2015 года(% от числа ответивших)

 

Значения

% от числа ответивших

1

совершенное точно буду участвовать

54,0

2

скорее всего буду участвовать

24,0

3

скорее всего не буду участвовать

1,0

4

совершенное точно не буду участвовать

8,0

5

ещё не решил

9,0

6

затрудняюсь ответить

4,0

 

Итого:

100,0

Приложение 3

Электоральный рейтинг и анти рейтинг политических партий(% от числа ответивших)

Значения

Рейтинг

Анти-рейтинг

Партия «Справедливая Россия»

3,0

1,0

ЛДПР

4,7

10,2

Партия «Патриоты России»

0,0

1,7

КПРФ

5,7

2,7

Партия «Яблоко»

1,3

6,1

Партия «Единая Россия»

62,7

1,4

Партия «Правое Дело»

0,3

3,1

Партия «Гражданская платформа»

0,0

4,1

«Партия Прогресса»

0,0

3,8

Затрудняюсь ответить

20,0

80,5

Не участвовал бы в выборах

2,3

 

Приложение 4

Выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области шестого созыва 13.09015. Октябрьская ТИК

В списки избирателей включено: 18734

В выборах приняло участие: 58,51%

В голосовании приняли участие: 58,49%

Число избирательных комиссий: 51

Наименование политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов

Число голосов избирателей, поданных за каждый список

Абсолютное значение

В проценте от числа избирателей, принявших участие в голосовании

1. ЧРО Партии «Единая Россия»

6997

63,86

2. ЧРО Партии «Справедливая Россиия»

1487

13,57

3. ЧОО политической партии КПРФ

1068

9,75

4. ЧРО ЛДПР

1050

9,58

5. ЧРО «Яблоко»

92

0,84

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Просмотров работы: 2406