ДЕЛО «МОЦАРТА И САЛЬЕРИ»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДЕЛО «МОЦАРТА И САЛЬЕРИ»

Шаповалов Д.В. 1
1
Цораева Ф. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

И в землю бьет молва как молот,

А он, один, из–под земли,

Лишь правды, но не доброты,

У каждого столетия молит!…

В майские дни,1997 года, в Милане, в главном зале Дворца Юстиции, проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухсотлетий давности.

Слушалось дело Сальери. Об отравлении им великого Моцарта…

Через двести лет - Антонио Сальери был оправдан...

Несмотря на данный факт, из поколения в поколение продолжают звучать обвинения в адрес ни в чем не повинного в смерти Вольфганга Моцарта Антонио Сальери.

Вот уже несколько столетий Человечество проводит в спорах о загадочной гибели великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, но до сих пор не найден его истинный убийца. Почему же загадка смерти тридцатипятилетнего Вольфганга Амадея Моцарта не дает покоя ученым, да и просто людям, вот уже на протяжении многих десятилетий?

Прошло два века. В смерти великого композитора по прежнему винят Антонио Сальери, несмотря на тот факт, что его оправдал суд, вынося вердикт его не виновности.

В знак протеста, во многих странах до сих пор не исполняется музыка Антонио Сальери, но ведь этот человек был выдающейся личностью своего времени, являясь не только блестящим музыкантом, но и превосходным учителем, взрастившим гениальных композиторов: Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, да и сам В. Моцарт был его учеником.

Моцарт - бог, и бог - Сальери, Повстречались как-то снова, На террасе белоснежной

Близ Небесного Дворца

Их Великого Отца –

Всемогущего Творца.

Моцарт говорил Сальери:

"Гений я, ты - тоже гений,

Дух высоких откровений 2

Нам подвластен. Неспроста

Не забудут никогда

Ни меня, и ни тебя.

Как-то гений и злодейство

Мы смешали по ошибке.

Но зато, какое действо

Пушкин после описал!

Я в восторге! Я рыдал!

Двадцать раз перечитал!

На него ты не в обиде,

Друг Сальери дорогой? -

Ты там был не в лучшем виде".

"Ну и ладно! - отвечал

Друг Сальери. - Я читал,

И, хоть право, я мечтал

О другом знамении славы,

Понравилась мне драма.

Хоть и с привкусом отравы...

Впрочем, что тут говорить?

Не в чем мне его винить -

Все мы созданы творить.

Эти все изображенья

Для душевного броженья

Святостью воображенья

Мы рождаем из теней

Дней былых, грядущих дней...

Правда? Дело ведь не в ней.

Дело все в законах мира -

Странных символах порой -

Им и служит наша лира.

Пусть меня он очернил,

Я его благословил -

Не меня, он зло чернил.

Гений ты, я - тоже гений.

Нам ничто закон мгновений!

Почитанье поколений

Пусть не мы, но идеал

Примет наш, а пьедестал 3

Памяти людской не стал

Были полны, и горел бы

В них божественный огонь!"

"Друг Сальери! - Моцарт молвил. -

Твой ответ - благая весть! -

Что нам клевета и лесть?!

Дар Творенья - наша честь!"

Имеем ли мы право сегодня обвинять Антонио в страшном и непоправимом перед всем Человечеством злодеянии, и есть ли у нас на это право и существенные доказательства? Ведь для того, чтобы судить человека, нужны не эмоции, а факты, доказывающие его причастность к преступлению. В смерти В. А. Моцарта, судя по сохранившимся архивным источникам, загадочным было все. Например, непонятная торопливость и бедность похорон. Не было официального объявления о смерти композитора, тело не заносили в собор Святого Стефана. Прощальный обряд провели у наружной стены собора... Немногочисленные сопровождающие, кстати, в числе которых был и Антонио Сальери, подозреваемый в отравлении Моцарта ядом, не дошли до кладбища.

Кто был тот "Черный" человек, посетивший В. Моцарта перед его гибелью?

Имеет ли отношение к гибели Моцарта, его любимый ученик Зюсмайер, завершивший его «реквием» после смерти? И дал ли Моцарт ему на это право?

Почему жена композитора не принимала участия в его похоронах?

Объяснялось это плохой погодой, и эта ли была ее единственной причиной отсутствия на похоронах ее горячо любимого супруга?

Почему только спустя восемнадцать лет, супруга Моцарта Констанция, пожелала посетить могилу несчастного гения, но так и не нашла ее! Один из многочисленных фактов, который удалось выяснить точно: погода в день похорон Моцарта была вполне нормальной.

Даже памятник, на кладбище Святого Марка, установлен лишь на предполагаемом месте захоронения.

Так в общей яме для бедняков похоронен гений-музыкальная гордость Австрии! Внезапная смерть Моцарта потрясла всех его современников, как друзей, так и врагов, но это ничуть не приближает нас к разгадке его таинственной гибели.

Нет никаких доказательств подтверждающих факт убийства Моцарта от руки Антонио Сальери. Мы будем защищать его, точно так, как и Моцарта.

Два гения являются жертвами своего времени. Почему А.С. Пушкин, великий русский писатель, который не являлся современником Моцарта и Сальери оклеветал итальянского композитора в своих "Маленьких трагедиях? "

4

Так почему же великий поэт взял на себя тяжкую ношу, историческую ответственность, исказив правду и поверив в ложь, клевету и на все времена и века, обладая даром великого писателя заставил верить в легенду людей на все времена, подорвав авторитет известного по тем временам музыканта Антонио Сальери. Вереница исторических личностей, замешанных в этой истории, до сих пор заставляют нас задумываться о многом неизведанном, сокрытом тайной вечного спора…Сегодня мы будем не обвинять Антонио Сальери в убийстве великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, а защищать его, как жертву своего времени, попавшую под злые языки своих современников, оклеветавших его так жестоко на все последующие столетия. Отсутствуют улики, достоверные факты, реальные свидетели...

Так ли это, что Сальери отравил Моцарта? Для того чтобы обвинить человека, нужны факты, а есть ли они у нас? Сальери просит нас с Вами, защитить его и вынести наконец вердикт его «Невиновности перед всем Человечеством!» И мы, сегодня считаем нужным сделать попытку защитить Антонио Сальери, ставшего жертвой своих врагов - клеветников, опорочивших его имя...

Медицинский анамнез

В возрасте 10 лет Моцарт перенёс несколько тяжёлых эпизодов острой инфекции верхних дыхательных путей, сопровождавшихся выраженным повышением температуры тела, болями в горле и суставным синдромом. В 11 лет пациент перенёс натуральную оспу, в 16 лет — эпизод желтухи. В последующем пациент неоднократно отмечал рецидивирующие суставные и абдоминальные боли.

Пациент курил трубку (периодически), в отдельные периоды жизни злоупотреблял алкоголем.

1 глава.

Герои своего времени.

Вольфганг Амадей Моцарт.

1.1. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января, 1756 в городе Зальцбурге.

Умер 5 декабря,1791.

Его отец, Леопольд Моцарт, был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа Зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штраттенбаха.

Мать-Анна Мария Моцарт (урожденная Пертль), дочь комиссара-попечителя богадельни в Санкт-Гильгене.

Обоих считали красивейшей супружеской парой в Зальцбурге и сохранившиеся портреты подтверждают это. Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна, которую друзья и родственники звали Наннерль, и сын Вольфганг. Его рождение едва не стоило матери жизни. Лишь спустя некоторое время она смогла избавиться от слабости, внушавшей опасение за её жизнь.

5

На второй день после рождения, Вольфганг был крещён в Зальцбургском соборе Amadeo, что значит «возлюбленный Святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слов - имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг. Музыкальные способности обоих детей проявились в очень раннем возрасте. В семь лет Наннерль стала получать от отца уроки игры на клавесине. Эти уроки оказали огромное воздействие на маленького Вольфганга, которому было всего около трёх лет: он садился за инструмент и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Кроме того, он запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал и мог проиграть их на клавесине. Это производило большое впечатление на его отца, Леопольда. В 4 года, отец начал разучивать с ним на клавесине небольшие пьесы и менуэты. Почти сразу же, Вольфганг хорошо научился играть их. Вскоре у него возникло стремление к самостоятельному творчеству. Уже в пять лет, он сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге.

Самыми первыми сочинениями Вольфганга стали Анданте До мажор и Аллегро До мажор для клавира, которые были сочинены между концом января и апрелем 1761 года. В январе 1762 года. Леопольд предпринял со своими детьми первую пробную концертную поездку в Мюнхен, оставив жену дома. Вольфгангу на момент поездки минуло только шесть лет. Об этом путешествии известно только, что оно длилось три недели и дети выступали перед курфюрстом Баварии Максимилианом III. Он проявил свои феноменальные способности в четырёхлетнем возрасте. Он является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую Западную музыкальную культуру. По свидетельству современников, композитор обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном, он принадлежит к наиболее значительным представителям "Венской классической школы".

Впервые, предположения об отравлении возникло вскоре после его смерти, 12 декабря 1791 года, пишет корреспондент берлинской газеты, Георг Сиверс: “Моцарт мёртв. Он возвратился из Праги, чувствуя себя больным и его состояние неуклонно ухудшалось. Полагали, что у него была водянка. Он умер в Вене в конце прошлой недели. Поскольку его тело опухло после смерти, некоторые даже полагали, что он был отравлен, а перед смертью ему казалось, что за ним следит «чёрный человек».

Обстоятельства неоднозначной жизни Моцарта, а также его ранней смерти были предметом многочисленных спекуляций и споров, которые стали основой многочисленных мифов.

6

Антонио Сальери

1.2. Антонио Сальери - итальянский композитор, дирижёр и педагог.

Происходил из богатой семьи торговцев, обучался дома игре на скрипке и арфе. Затем изучал композицию в Падуе и Венеции. По приглашению Флориана Леопольда Гассмана в 1766 приехал в Вену и благодаря урокам Гассмана, введшего его в музыкальный круг и познакомившего с либреттистом Пьетро Метастазио, композитором Глюком и другими, был принят на императорскую службу. В 1774 г, после смерти Гаcсмана, он получил должность придворного композитора, а в 1788 г. также и капельмейстера императорского оркестра.

Музыкальное наследие Сальери более 40 опер, из которых до сегодняшнего дня пользуются известностью «Данаиды» (фр. Les Danaïdes; 1784), «Тарар» (фр. Tarare; 1787, либретто Бомарше) и «Фальстаф» (фр. Falstaff; 1799). Специально для открытия театра «Ла Скала» им была написана опера «Признанная Европа» (итал. L'Europariconosciuta; 1786), на премьере которой пела Франческа Лебрен и которая по сей день идёт на этой сцене. Ранние оперы Сальери выдержаны в классической итальянской традиции, однако с 1780-х годов Сальери эволюционирует в сторону Глюка, благодаря чему его оперы пользуются большим успехом в завоёванном Глюком Париже. Сальери также принадлежит много оркестровой, камерной, духовной музыки, в том числе «Реквием», написанный в 1804 года, но впервые исполненный на его похоронах.

Сальери был выдающимся музыкальным педагогом. Его учениками были Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и другие видные композиторы начала XIX века.

Отношения Сальери со своими учениками были очень теплыми и эмоциональными (считается, что отъезд Листа из Вены стал поводом для неудачной попытки самоубийства Сальери в 1824 году). Давняя легенда соединяет имя Сальери с именем Моцарта, называя Сальери его предполагаемым убийцей. Имя Сальери во многом стало нарицательным для обозначения зависти неталантливого человека к талантливому. Эта репутация Сальери в значительной степени основана на его образе в художественных произведениях: В драме Пушкина «Моцарт и Сальери» (1831), поставленной по ней опере Римского-Корсакова (1898), пьесе Питера Шеффера, «Амадей» (1979) и основанному на ней одноимённому фильму Милоша Формана (1984). Взаимоотношения Моцарта и Сальери были неровными, и известно несколько резких высказываний о Сальери, принадлежащих самому Моцарту и его отцу. Однако высказывания эти, по большей части, относятся к началу 1780-х гг. и не отличаются от обычных отзывов темпераментного Моцарта о музыкантах-конкурентах. В то же время в последнем письме Моцарта жене (14 октября 1791 г.) композитор уделяет большое внимание посещению Сальери представления моцартовской «Волшебной флейты», описывая восторженную реакцию Сальери как нечто весьма важное для себя. Известно, что во второй половине 1780-х гг, Сальери дирижировал несколькими произведениями Моцарта, а после своего назначения капельмейстером придворной оперы в 1788 г. прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро». 7

Существовало даже музыкальное сочинение, написанное Моцартом и Сальери совместно: песня для голоса и фортепьяно «На выздоровление Офелии» (итал.

Perlaricuperatasalutedi Ophelia, 1785) по случаю возвращения на сцену певицы Анны Сторас.

В целом, нет оснований полагать, что между Моцартом и Сальери существовала какая-либо особая вражда.

Происхождение легенды о Моцарте и Сальери имеет, по-видимому, национально-политический подтекст: на рубеже XVIII—XIX вв. музыкальным критикам и первым биографам Моцарта было важно подчеркнуть верность музыки Моцарта своей, австро-немецкой традиции, противопоставив её итальянскому влиянию. Олицетворять итальянский уклон в венской музыке был избран Сальери как наиболее авторитетный композитор итальянского происхождения — что вряд ли можно считать правомерным: Сальери жил в Вене с 16-летнего возраста и в музыкальном отношении был гораздо ближе к немцам, чем к итальянцам.

2 глава.

Подозреваемые в убийстве В. Моцарта.

2.1.Осень 1791 года выдалась для Моцарта продуктивной, но тяжелой. Музыкант был в долгах, напряженно работал над многочисленными заказами, чтобы расплатиться, все чаще жаловался на недомогания и не только в письмах кредиторам.

20 ноября, он слег и больше уже не вставал с постели. Сначала у композитора опухли руки, затем ноги, затем все тело. Его мучили приступы рвоты, появились жар и сыпь. Моцарта лечили видные венские врачи—Томас Франц Клоссет и Матиас фон Саллаба. Болезнь первоначально определили как острую просовидную лихорадку, впоследствии говорили о лихорадке ревматической: доктора не были уверены в диагнозе.

И в постели Моцарт продолжал работать над заказанным «Реквиемом», пел из него отрывки с дежурившими при нем музыкантами и женой Констанцей, давал указания ученику Францу Ксаверу Зюсмайру, на случай если сам не успеет закончить произведение. Рядом с кроватью композитора лежали часы — по ним он мысленно следил за действием оперы «Волшебная флейта», которую давали в Венском театре.

После некоторого улучшения Моцарту резко стало хуже, вечером 4 декабря.

Срочно вызвали Клоссета, он назначил ему ледяные компрессы. По словам свояченицы композитора Зофи Хайбель, бывшей при нем в последние дни, эти компрессы только усугубили состояние Моцарта и около часа ночи, 5 декабря композитор умер. Тело раздулось и быстро разлагалось. Старший сын композитора Карл Томас впоследствии вспоминал: «Вокруг стоял смрад, вызванный внутренним разложением, который после его смерти стал еще более сильным... » Домочадцы заподозрили отравление.

8

Моцарт умер 35 лет от роду, оставив жену с двумя маленькими детьми, скудными финансами и большими долгами.

С утра, в дом усопшего, пришел барон Готфрид Ван Свитен - меценат, знавший композитора более 20 лет. В биографии Моцарта, которую писал второй муж Констанцы - датский дипломат Георг Николаус Ниссен, - с ее слов рассказано, что Ван Свитен уговорил убитую горем вдову пожить у знакомых и взял организацию похорон на себя. Погребение назначили на следующий день, хотя по обычаю, гроб с телом должен был 48 часов стоять открытым в Приходской церкви, чтобы исключить "мнимую" смерть - летаргический сон.

Дальше история становится еще страннее.

6 декабря 1791 года, похороны композитора были очень подозрительными.

Хоронили Моцарта, по третьему, "низшему" разряду (за 8 гульденов, 56 крейцеров, плюс 3 крейцера за перевозку), «так Ван Свитен, - по словам Ниссена, - заботился о максимальной экономии для семьи». 6 декабря, тело композитора перенесли в часовню собора Святого Стефана, где под звон колоколов состоялся краткий заупокойный обряд. Затем на катафалке Моцарта отвезли в предместье Вены на кладбище "Святого Марка". Композитора похоронили в могиле для простолюдинов, из тех, что перекапывались и снова использовались каждые несколько лет, без всякого надгробного знака. Странно, что богач Ван Свитен не нашел средств, чтобы обеспечить почитаемому им композитору надгробие и достойные похороны.

Заболевшая Констанца Моцарт, осталась дома с детьми. За гробом шли, кроме барона, ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр и несколько музыкантов, в их числе и главный придворный капельмейстер, директор венской Итальянской оперы Антонио Сальери. Но до места погребения ни один из сопровождавших не добрался: у городских ворот Штубентор они разбрелись по домам. Через много лет в прессе появились сведения, что в тот день была метель, и все продрогли, но судя по записям в дневнике другого венца, графа Карла фон Цинцендорфа, на самом деле 6 декабря было безветренно и относительно тепло. До кладбища от городских ворот было три с половиной километра - меньше часа пешим ходом.

Когда 17 лет спустя Констанция наконец решила посетить могилу мужа, но с удивлением выяснила, что место погребения никак не отмечено, друзья не могут ничего рассказать, а могильщик, который закапывал умершего, сам давно скончался. Значит ли это, что кто-то постарался сделать невозможной потенциальную эксгумацию?

Многие ученые, в частности немецкие врачи и историки музыки Дитер Кернер, Иоганнес Дальхов и Гунтер Карл-Хайнц Дуда, анализируя симптомы и ход болезни Моцарта, говорят о хроническом отравлении соединениями ртути.

По их мнению, яд не раз поступал в организм музыканта небольшими дозами на протяжении месяцев. На это, как считают, указывает и тот факт, что Моцарт сохранял ясное сознание почти до самой смерти.

9

Слухи и клевета.

2.2. По сей день главным подозреваемым у сторонников версии преднамеренного убийства остается Антонио Сальери. Самый успешный из итальянских композиторов при австро-венгерском дворе, он быстро стал влиятельным и богатым.

Моцарт сетовал в письмах к отцу, что для императора «существует только Сальери». В то время в Вене нарастало соперничество между модной итальянской и более молодой немецкой оперой. Сальери (при его высоких должностях) считался лидером «понаехавших» с юга. Через много лет, когда здоровье уроженца Венецианской республики пошатнулось, появились слухи, что в больнице в бреду Сальери якобы признал себя виновным в смерти Моцарта. Эти сведения пересказывает в «Разговорных тетрадях», с помощью которых общался потерявший слух Людвиг Ван Бетховен, их общий знакомый, капельмейстер Антон Шиндлер. А также что он сознался в убийстве на исповеди некоему монаху.

Творчество Пушкина во многом мистично. Дерзну сказать: временами христологично. Христологическим характером во многом обладает и драма «Моцарт и Сальери». Понятно, что Пушкин оказался заложником черной легенды относительно Сальери: у того не было никаких причин для зависти Моцарту. Так как они не были даже современниками.

Реальный Сальери был талантливым признанным композитором, состоявшимся человеком, счастливым семьянином, капельдинером "Венской капеллы".

Отравление Моцарта ему приписали. Кто и зачем? Трудно сказать...

Отступничества ему могли не простить. Пустить слух о причастности Сальери, из слуха сделать молву, из сплетен – истину. Общественное мнение, оно оказалось столь могущественным, что довело Сальери до сумасшествия.

В одном из припадков композитор признался в убийстве Моцарта. С юридической точки зрения ясно, какова цена подобному признанию.

Итак, в прямом смысле пушкинский Сальери не историчен но, однако, его образ является глубоко историчным в другом смысле и плане.

Сальери-жертва своего времени.

2.3.В трагедии много следов Великой Французской революции.

Как известно, Великая Французская революция послала на плаху многих гениальных ученых, писателей и поэтов. Среди них был и великий химик Лавуазье. Отправляя его на плаху, судьи объявили: «Революции не нужны химики».Казнен был и знаменитый французский поэт Андре Шенье, которому А. С. Пушкин посвятил свое проникновенное стихотворение. В этом революционном контексте по-иному прочитывается гибель Моцарта: его убивает представитель духовного третьего сословия, для которого непереносима

10

аристократия духа. Характерна эгалитаристская логика Сальери с его мнимой заботой об общем благе:

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство?

Нет; Оно падет опять, как он исчезнет…

А принадлежали ли вообще эти слова самому Антонио Сальери?

Или это снова вымысел и клевета?

Кому - то просто было выгодно чернить итальянского композитора Антонио Сальери в глазах современников, будущих поколений.

Некогда блестящий итальянский композитор и педагог, известный не только всей Австрии, но и в Европе, страдал психическим расстройством, доживая свои дни в госпитале.

Слухи о том, что он убил Моцарта были, видимо, известны ему. Ученик последнего, Мошелес, в октябре 1823 года посетил его. Рассказ об этом визите вдова Мошелеса включила в его биографию. Это была печальная встреча. Сальери выглядел призраком и говорил незаконченными фразами о своей быстро приближающейся смерти. В конце он сказал:"Хотя я смертельно болен, я хочу заверить Вас честным словом, что нет совершенно никаких оснований для этих абсурдных слухов. Вы знаете, о чём я... Я не убийца Вольфганга. Это - злобная клевета. Одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мошелес, что старый Сальери на краю смерти сам Вам

это сказал. Тем не менее, в России, не принято до сих пор исполнять музыку Сальери. Народ преклоняется перед гением Пушкина. Он обожал Моцарта и заклеймил позором Сальери.

К чести Пушкина необходимо сказать, что его заблуждение, было абсолютно искренним. Создавая «Моцарта и Сальери» Александр Сергеевич писал, что не великодушно клеветать на исторические характеры – это не похвально.

Десятки специалистов вынесли различные противоречащее друг другу, диагнозы болезни Моцарта. Американский ученый Джон Хиршманн пытался доказать, что гений умер от трихинеллеза, съев свиную отбивную…

Многие в смерти Моцарта обвиняли его супругу, ученика, друга переодевшегося во все черное, чтобы психологически повлиять на и без того больное воображение композитора…Загадок много. Нужны факты и доказательства.

3 глава.

Смерть от последствий черепно-мозговых травм.

3.1. Согласно сообщению Neue Zeitschrift für Musik могильщик, хоронивший Моцарта, отметил место его погребения и через десять лет, во время перекопки общей могилы, забрал его череп себе. 11

В 1842 году этот череп был подарен художнику-гравёру Якобу Гиртлю. Владение подобными реликвиями было обыкновенным делом для той эпохи. Брат Якоба, профессор анатомии Йозеф Гиртль, занялся изучением черепа и пришёл к выводу, что это действительно череп Моцарта. Часть костей в процессе исследования была отделена и впоследствии утеряна. В 1901 году выводы профессора Гиртля опровергли учёные Зальцбурга.

Только в начале 1990-х годов черепом, до того времени хранившимся в запасниках зальцбургского Моцартеума, заинтересовался палеонтолог Готфрид Тихи. Результаты изучения черепа с использованием уже современных методов криминалистики учёный опубликовал в The Economist. Как считает Тихи, череп мог принадлежать Моцарту: округлая форма мужского черепа типична для жителей Южной Германии. Его обладатель был физически слаб, обладал крупной головой (как и Моцарт), по состоянию зубов возраст умершего — 30—35 лет. Строение лицевых костей совпадало с изображениями композитора, созданными при его жизни.

Неожиданностью стало обнаружение Тихи очень тонкой трещины длиной 7,2 см, проходящей от левого виска к темени. Она была результатом прижизненной травмы и к тому времени, когда Моцарт умер, успела почти зарасти, лишь в нижней части остались следы кровотечения. Известно, что композитор в

последний год жизни страдал от головокружений и головной боли, что, по мнению Тихи, было следствием черепно-мозговой травмы, полученной при ударе, либо падении. По гипотезе Тихи, Моцарт умер от гематомы и развившейся позднее инфекции.

Официальнаяверсия смерти Моцарта.

3.2. Споры о подлинной причине смерти Моцарта ведутся по сей день. В 60-е годы XX века врач из Швейцарии Карл Бэр заявил, что диагноз – острая сыпная лихорадка – не правильный. В соответствии с описанием болезни у музыканта был суставный ревматизм. Сопровождается он болезненными воспалительными процессами. Вот поэтому и наблюдалась опухоль на руках и ногах.

В 1984 году доктор Дэвис опубликовал более тщательный отчёт об истории болезни Вольфганга Амадея. Он выдвинул предположение, что ещё в раннем детстве музыкант заразился стрептококковой инфекцией. В последующие годы у него наблюдались приступы тонзиллита, он болел бронхитом, гепатитом и ветрянкой.

Дэвис заключил, что причиной трагедии стала стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. Но смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Что касается почечной недостаточности, то на неё указывает депрессия. А под её влиянием композитор мог утверждать, что его отравили и заказали "Реквием" для его же собственных похорон.

Заключение. Сравнивая посмертную маску Моцарта с его портретами, современные

12

токсикологи пришли к выводу: это отравление, причем, отравление ртутью. Об этом говорят и все симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта. Просто в XVIII веке очень мало знали о ртутных отравлениях.Естественно, возникает вопрос: кто?

Сегодня существует несколько версий.

Среди них: Франц Ксавер Зюсмайр, возлюбленный жены Моцарта, его ученик, масоны, черный человек, его ближайший друг....

Вывод.

Сальери был учителем Моцарта и при жизни был популярнее его, так что зависть вряд ли присутствовала в их отношениях. Баловень судьбы - Сальери, никогда не знал нужды, ему не приходилось пробивать себе дорогу. Знакомый композиторов Сигизмунд Нойкомм писал в то время, что каждый честный человек должен написать все, что знает об отношениях Моцарта и Сальери, и свидетельствовал, что их отношения отличались взаимным уважением. И таких свидетельств от разных композиторов было предостаточно в мировой прессе того времени. Из одного из писем Моцарта к жене видно, как он ценил восторженные отзывы Сальери об опере «Волшебная флейта». Сын Моцарта впоследствии был учеником Сальери. Что было бы невозможным, будь он уверен, что учитель отравил его отца. Уверяют, что, находясь в конце жизни в больнице для умалишенных, Сальери сам признался в том, что отравил Моцарта. Но эти слухи противоречат показаниям санитаров, снятым в присутствии лечащего врача, доктора Рерика. «Клянемся честью, что никогда не слышали от Сальери таких слов…» - свидетельствуют они.

В 1984 вышел на экраны фильм Милоша Формана «Амадей», собравший многомиллионную аудиторию, получивший 8 премий «Оскар». К сожалению, фильм, который, несомненно, войдет в историю кинематографа, еще более вольно трактует биографии Моцарта и Сальери. Создалась уникальная ситуация, когда искусство разрушило репутацию человека. Хочется надеяться, что не на века. И Антонио Сальери займет достойное место среди композиторов конца XVIII столетия.

13

Литература:

1. http://stuki-druki.com/images/stuki-druki.com.jpg

2. http://www.peoples.ru/

3. http://www.vokrugsveta.ru/

4. http://www.pravoslavie.ru/

5. http://lira-spb.ru/

6. http://www.factruz.ru/history_mistery/images/sky_2.jpg

7. http://www.antibiotic.ru/index.php

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2 %D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

9. «Сальери» Сергей Нечаев. ЖЗЛ – малая серия. 1953г.

10. «Сальери и Моцарт» Марио Корти. Издательство «Композитор» Санкт-

Петербург.

14

Просмотров работы: 1336