Учиться, играя

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учиться, играя

Голиков Д.М. 1
1ЧОУ СО Частная интегрированная школа
Голикова Ю.А. 1
1ЧОУ СО Частная интегрированная школа
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Все взрослые говорят: «Обучение в школе – важный период в жизни людей». Дети чаще всего их слушают, но не понимают, почему это так. Если второклассникам задать вопрос: «Зачем нужно учиться», - мы от них услышим разные ответы…. Чтобы быть умными… Потому что так говорит мама или папа … Чтобы научиться чему-то новому … А если у второклассников спросить: «Что тебе больше нравится – играть или учиться?», - они выберут первый вариант.

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, игра — это занятие, служащее для развлечения и отдыха [2]. Я задумался: можно ли совместить игру и учёбу, можно ли играя, получать новые знания? Существуют различные игры – спортивные, настольные, компьютерные. А есть «умные», то есть интеллектуальные игры-викторины, которые помогут не только отдохнуть и развлечься, но и узнать что-то новое.

Гипотеза: игры могут стать увлекательным средством обучения для школьников.

Целью исследования является изучение возможностей использования игр для получения школьниками новых знаний в разных научных областях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю появления игр и их разновидности.

2. Проверить гипотезу – может ли игра повысить уровень знаний в какой-либо научной области (на примере викторины).

3. Разработать тест по теме «Космос» и провести его во 2 классе Частной интегрированной школы, проанализировать результаты тестирования.

4. Провести во 2 классе интеллектуальную игру- викторину по теме «Космос».

5. Повторно провести тест во 2 классе, проанализировать результаты тестирования, сделать выводы.

В ходе проведения исследования использовались различные методы: описательный, тестирование, математический, сравнительный.

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Когда появились первые игры?

Учёные считают, что первые игры появились еще в первобытном обществе. Психолог Д.Б. Эльконин описал, как это могло происходить. В доисторические времена наши далёкие предки главное внимание уделяли охоте. Естественно, что она не всегда проходила успешно. Причины неудачной охоты могли быть разные: плохая договоренность между собой, непредвиденные ситуации. Первобытные люди понимали, что нужно стараться и добиваться лучших результатов. Они играли в охоту. Так древние люди, можно сказать, тренировались и оттачивали свои действия [3].

Также в доисторические времена игры несли магический смысл. Люди верили в то, что природа наделена огромной силой, с которой они смогут договориться только путём проведения ритуалов. Так возникли ритуальные игры.

В Древней Греции и в Древнем Риме игра становится важнейшей частью проведения свободного времени у народа. В играх участники должны были продемонстрировать ловкость, смекалку, юмор и другие качества. Тогда появились разновидности игр:

1. театрализованные, в виде спектаклей или сцен сражений;

2. конкурсы музыкантов и поэтов;

3. спортивные игры или соревнования, например Олимпийские игры в Древней Греции, гонки колесниц или бои гладиаторов в Древнем Риме.

Во что играли в Средние века? Люди играли в шахматы, кости, с мячом, шарами… Можно сказать, что в любую историческую эпоху существовали игры как способы для развлечений и отдыха. Причём в разных странах могли быть популярными разные игры. Например, в Англии футбол и крикет, в России лапта.

Долгое время единственной формой существования игры была – детская игра. Однако в настоящее время игра большое значение приобретает не только для детей, а также для взрослых [4].

Как понять? То, что мы делаем, — это игра или нет?

Всё дело в том, что игра имеет несколько признаков:

1. Проходит по определенным заранее установленным правилам.

2. Связана с проверкой способностей человека – умственных, физических, эмоциональных.

3. Человек участвует в игре по собственному желанию.

4. Ситуации в игре придуманные, а участники и их эмоции – настоящие.

Таким образом, можно сделать вывод: люди играют с самых древних времен. В наше время игра является одним из основных вариантов отдыха и развлечения.

1.2. Какие бывают игры?

Существует много различных подходов к классификации игр [5, 6]. По одной из них, игры бывают трех разновидностей:

1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-ролевые, театрализованные) возникают по инициативе детей;

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который использует их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные.

В другой классификации выделяют:

1. Физические и психологические игры и тренинги (спортивные), лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры (дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные), компьютерные.

3. Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, игры-драматизации), деловые игры (ролевые, имитационные).

В какие игры можно играть в школе на уроках?

  • игры-путешествия – это игры, которые проводятся в форме воображаемого путешествия по определенному маршруту, раскрывающему новые интересные факты;

  • игры-поручения – это игры, в основе которых лежит выполнение определенных действий по словесным поручениям учителя, по предоставленной инструкции;

  • игры-загадки – это игры, основной признак которых заключается в замысловатом описании, оформленном в виде вопроса или загадки, требующей её разгадки;

  • игры-беседы – это игры, в основе которых лежит игровое общение учителя с детьми и детей друг с другом;

  • игры-соревнования – это игры, смысл которых заключается в физическом или интеллектуальном соперничестве между учениками или командами [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что существует много разновидностей игр. В школе можно играть не только на переменах. Учитель на уроке может предложить игру детям. Но такая игра нужна для получения новых знаний или воспитания качеств ученика.

Глава II. Экспериментальная часть

2.1. Первый этап

На первом этапе экспериментальной части исследования был разработан тест по теме «Космос» [1]. В тест включено 10 вопросов с выбором одного правильного варианта ответа.

Первое тестирование проведено во 2 классе с целью выявления исходного уровня знаний детей о космосе и планетах Солнечной системы. В первом тестировании приняло участие 19 учеников.

Оценка знаний проводилась в балльной системе. За каждый правильный ответ в тестировании ставился один балл. Так как всего было задано 10 вопросов, то и максимальный балл, который можно было получить, составлял 10.

Результаты первого тестирования можно увидеть в таблице №1.

Таблица №1

Результаты первого тестирования по теме «Космос» среди учеников

2 класса Частной интегрированной школы

ФИО ученика

Количество баллов, полученных в ходе первого тестирования

1.

Ученик 1

7 баллов

2.

Ученик 2

7 баллов

3.

Ученик 3

6 баллов

4.

Ученик 4

5 баллов

5.

Ученик 5

5 баллов

6.

Ученик 6

5 баллов

7.

Ученик 7

5 баллов

8.

Ученик 8

5 баллов

9.

Ученик 9

5 баллов

10.

Ученик 10

5 баллов

11.

Ученик 11

5 баллов

12.

Ученик 12

4 балла

13.

Ученик 13

4 балла

14.

Ученик 14

4 балла

15.

Ученик 15

3 балла

16.

Ученик 16

3 балла

17.

Ученик 17

2 балла

18.

Ученик 18

1 балл

19.

Ученик 19

1 балл

Средний балл

4-5

Анализ таблицы №1 показывает, что минимальное количество правильных ответов в ходе первого тестировании составляло 1, а максимальное – 7.

Если сложить баллы всех учеников и разделить на их количество, можно узнать средний балл первого тестирования в классе. Он составил 4-5.

Таким образом, можно сделать вывод, что исходный уровень знаний учеников 2 класса по теме «Космос» был средним или ниже среднего.

2.1. Второй этап

На втором этапе экспериментальной части исследования была выбрана, а затем и проведена интеллектуальная игра-викторина «Своя игра. Планеты Солнечной системы».

Класс был поделен на три команды – три космических корабля, которые должны были отправится в далекое путешествие к планетам, звездам, галактикам. В команде был избран капитан. Команды дали название своему космическому кораблю. Игрокам объяснили правила.

В игре было 5 номинаций: «самое-самое», «планеты земной группы», «планеты-гиганты», «звёзды и галактики», «метеоры и метеориты». В каждой номинации было 5 разных по сложности вопросов. Сложность вопроса определялась количеством баллов, которое можно было получить за правильный ответ (от 1 балла до 5).

Команды должны были отвечать на вопросы. За правильный ответ ведущий давал определенное количество баллов. Помощник записывал результаты команд на доске.

После игры были подсчитаны результаты и определены места команд (1, 2 и 3). Все участники игры получили сладкие призы.

Важным моментом в проведении игра стало то, что часть вопросов викторины совпадало с вопросами предварительного тестирования. Ведущий не просто говорил, правильный ответ дан командой или нет, но и еще комментировал, объяснял научные факты так, как это делал бы учитель во время проведения урока.

2.3. Третий этап

На третьем этапе экспериментальной части исследования было проведено повторное тестирование. Вопросы в нем были такие же, как и в первом. Оцениваливались они также.

Целью второго тестирования была проверка эффективности игры как помощника в получении новых знаний. Сравнив результаты двух тестирований, можно узнать, повысился уровень знаний учеников в этой предметной области или нет.

В повторном тестировании приняло участие 17 учеников. Его результаты можно увидеть в таблице №2.

Анализ таблицы №2 показывает, что минимальное количество правильных ответов в ходе повторного тестировании составляло 4, а максимальное – 9.

Если сложить баллы всех учеников и разделить на их количество, можно узнать средний балл повторного тестирования в классе. Он составил 6-7.

Таблица №2

Результаты первого и повторного тестирования по теме «Космос» среди учеников 2 класса Частной интегрированной школы

ФИО ученика

Количество баллов, полученных в ходе первого тестирования

Количество баллов, полученных в ходе повторного тестирования

1.

Ученик 1

7 баллов

8 баллов

2.

Ученик 2

7 баллов

8 баллов

3.

Ученик 3

6 баллов

----------

4.

Ученик 4

5 баллов

8 баллов

5.

Ученик 5

5 баллов

6 баллов

6.

Ученик 6

5 баллов

6 баллов

7.

Ученик 7

5 баллов

------------

8.

Ученик 8

5 баллов

7 баллов

9.

Ученик 9

5 баллов

6 баллов

10.

Ученик 10

5 баллов

6 баллов

11.

Ученик 11

5 баллов

9 баллов

12.

Ученик 12

4 балла

7 баллов

13.

Ученик 13

4 балла

4 балла

14.

Ученик 14

4 балла

5 баллов

15.

Ученик 15

3 балла

6 баллов

16.

Ученик 16

3 балла

4 балла

17.

Ученик 17

2 балла

-----------

18.

Ученик 18

1 балл

6 баллов

19.

Ученик 19

1 балл

4 балла

20.

Ученик 20

----------

7 баллов

Средний балл

4-5

6-7

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень знаний учеников 2 класса по теме «Космос» после проведения игры -викторины повысился и стал средним или выше среднего.

Тест «Космос»

  1. Сколько планет в Солнечной системе?

А) 10 Б) 9 В) 8 Г) 7

  1. Верно ли утверждение, что Солнце – это звезда?

А) верно Б) неверно

  1. Какая планета Солнечной системы самая холодная?

А) Меркурий Б) Марс В) Уран Г) Сатурн

4) На какой планете уже 300 лет бушует ураган?

А) Земля Б) Юпитер В) Венера Г) Марс

5. Верно ли утверждение, что планеты излучают свет, как звёзды?

А) верно Б) неверно

6. Какая планета Солнечной системы самая маленькая?

А) Земля Б) Меркурий В) Марс Г) Венера

7. Какая планета Солнечной системы самая большая?

А) Уран Б) Сатурн В) Юпитер Г) Нептун

8. Какая планета Солнечной системы самая горячая?

А) Венера Б) Меркурий В) Марс Г) Юпитер

9. Из-за какого химического элемента Марс красного цвета?

А) Железо Б) Медь В) Кислород Г) Сера

10. На какой планете день длится дольше, чем год?

А) Юпитер Б) Меркурий В) Земля Г) Венера

Заключение

Человек играл еще с древних времен. Тогда для людей большое значение имела охота как способ добычи пропитания. Игра в охоту помогала оттачивать умения и навыки в нападении на добычу.

Позже игры менялись, их стало огромное множество. Они стали зрелищными, более интересными. Сейчас люди играют в основном, чтобы отдохнуть и развлечься.

Исходя из результатов моего исследования и обоих тестирований, можно сделать вывод, что игра также может быть использована и как средство для получения новых знаний на уроках в школе.

Средний балл повторного тестирования 6-7 показал, что уровень знаний учеников 2 класса по теме «Космос» после проведения игры -викторины повысился и стал средним или выше среднего.

Но такой средний – не максимальный - балл также свидетельствует о том, что только игра не может стать единственным способом получения новых знаний. Для того чтобы стать успешным учеником, нужно много читать, писать и запоминать, быть активным на уроках и не бояться делать ошибки, ведь их всегда можно исправить.

Список используемой литературы

1. Денн Б., О`Брайен Э. Космос / Пер. с англ. Е. Дорониной. – М.: РОСМЕН, 2014.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование, 2020.

Интернет-ресурсы

3.https://dytpsyholog.files.wordpress.com/2015/01/elkonin-psihologiya-igry.pdf

4. https://studfile.net/preview/3911258/

5.https://ped-kopilka.ru/pedagogika/vidy-igr-i-ih-klasifikacija-v-pedagogike.html

6.https://ped-kopilka.ru/blogs/vera-janchenko/-irga-i-e-psihologicheskie-mehanizmy-vozdeistvija-na-mladshih-shkolnikov.html

  1. https://urok.1sept.ru/articles/571906

Просмотров работы: 12