ВЛИЯНИЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ РАЗНОЖАНРОВОЙ МУЗЫКИ НА ЧАСТОТУ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ РАЗНОЖАНРОВОЙ МУЗЫКИ НА ЧАСТОТУ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Невзорова Е.С. 1
1МОБУ Гимназия №14 г. Белорецк
Баукина Л.В. 1
1МОБУ Гимназия №14 г. Белорецк
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Влияние прослушивания разножанровой музыки на

частоту сердечных сокращений подростков

Выполнила:

Невзорова Екатерина Сергеевна

учащаяся __11___ класса

МОБУ Гимназии №14 г. Белорецк

Руководитель:

Баукина Любовь Владимировна

учитель биологии МОБУ Гимназии №14,

кандидат энциклопедических наук

Оглавление.
Введение…………………………………………………………………… 1. Теоретические аспекты исследования………………………………… 1.1. Особенности подросткового возраста…………………………….. 1.2. Влияние музыки на психическое состояние………………………… 1.3. Воздействие музыки на физиологическое состояние………………. 2. Влияние прослушивания разножанровой музыки на частоту сердечных сокращений подростков…………………………………… 2.1. Материалы и методика исследования……………………………….. 2.2.Обработка результатов исследования………………………………… Заключение…………………………………………………………………. Список использованных источников и литературы……………….. Приложение 1. Уровень ЧСС в исследуемых группах …………….. Приложение 2 Взаимосвязь параметров ………………………….. Приложение 3 Пример заполненной карты исследования……….. 3 4 4 5 6 7 7 8 12 14 15 16 17
Введение

Приятная музыка благотворно действует не только на нервную систему, но и систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму становится легче бороться с болезнями. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.

Актуальность исследования состоит в поиске ответа на вопрос: как музыка разных жанров воздействует на показатели сердечно-сосудистой системы подростков?

Тема исследования: Влияние прослушивания разножанровой музыки на частоту сердечных сокращений подростков.

Мы поставили перед собой цель выяснить, как влияет музыка разных жанров на состояние сердечно-сосудистой системы подростков.

В связи с поставленной целью, мы выделили следующие задачи:

  1. Изучить особенности воздействия музыки на организм человека.

  2. Познакомиться с исследованиями, посвященными проблемам воздействия музыки на организм человека.

  3. Провести исследование влияния музыки разных жанров на частоту сердечных сокращений.

Методы исследования: изучение литературы, соцопрос, эксперимент, анализ полученных данных.

Объект исследования: состояние здоровья подростков.

Предмет исследования: изменение сердечных сокращений у подростков после прослушивания различных музыкальных композиций.

Гипотеза — разные музыкальные жанры неодинаково влияют на состояние подростков.

1. Теоретические аспекты исследования.
    1. Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психо­логическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Под­росток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной тка­ни, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерны­ми являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

В нашей работе рассматривается состояние здоровья подростка. Проанализируем, какие показатели здоровья целесообразно изучать в подростковом возрасте. Различия представления о критериях возрастной нормы определяют и подходы к периодизации возрастного развития. Одним из наиболее распространенных является подход, в основе которого лежит анализ оценки морфологических признаков (роста, смены зубов, увеличения массы тела и т.п.). Наиболее полная возрастная периодизация, основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена В. В. Бунаковымм [1], по мнению которого изменения размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражают преобразования метаболизма организма с возрастом. Возьмем за основу работу Бунакова В.В., выделим основные показатели здоровья подростков: а) физиологические показатели: давление, ЧСС, объем дыхания, росто-весовые характеристики и др., б) психологические показатели: нервная устойчивость, тип темперамента, утомляемость, раздражимость и другие.
    1. Влияние музыки на психическое состояние.
Каждый человек предпочитает разнообразную музыку. Под музыкальными предпочтениями понимается выбор человеком музыкального произведения [4]. Взаимосвязь эмоций и музыки Б. М. Теплов в своей работе описывает взаимосвязь эмоций и восприятие музыки [7]. В статье Пантелеева А.Ф. [4] есть ссылка на исследование Норта А., в котором выявлено, что любители классической музыки и джаза отличаются креативностью, фанаты поп-музыки трудолюбивы, а мрачные с виду поклонники тяжелого металла на самом деле добрые и мягкие. А также показано, что связь между чертами характера и музыкальными вкусами носит универсальный характер. А люди, предпочитающие одну и ту же музыку, удивительно похожи. Пантелеевым А.Ф. проведено исследование, в ходе которого выявлена взаимосвязь уровня интеллектуального развития и оценки сложного музыкального материала. Чем ниже интеллектуальный уровень индивида, тем выше оценка легкого (менее сложного) музыкального материала, и наоборот. Также в этом исследовании сделан вывод о том, что существует взаимосвязь музыкальных предпочтений и гармоничности личности [2, 8]. Музыка может быть музыкой, т.е. одной из самых высших форм искусства, когда она идёт в ногу с прогрессом и даже указывает ему правильный путь. Между тем прогресс обязательно направлен по пути добра, гуманизма, человеческих взаимоотношений, дружбы, взаимопонимания. Прогресс - это создание лучшего, благородного, доступного всем людям. Именно поэтому музыке придают большое значение в воспитании свойств человеческой души.
    1. Воздействие музыки на физиологическое состояние.
Нами найдено множество доказательств того, что музыка может действовать на здоровье человека. В статье Пантелеева А.Ф. [4] указано, что высокочастотные звуки активируют мозг и в случае длительного прослушивания оказывают негативное воздействие на весь организм. Этот эффект особенно часто наблюдается у людей, слушающих тяжелую музыку. С другой стороны, произведения Моцарта или Баха оказывают противоположное воздействие. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека [10]

Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор [2]. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Физиолог И.Р. Тарханов своими многочисленными исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект [5].

· Учёные пришли к выводу, что после 30-и минутного прослушивания музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 процентов, что является это своеобразным сеансом психотерапии. успокоиться помогут «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса. · «Лунная соната» Бетховена поможет снять раздражительность. · При бессоннице слушайте сюита «Пер Гюнт» Грига, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского. · После прослушивания рок — композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв.

·

  1. Влияние прослушивания разножанровой музыки на
частоту сердечных сокращений подростков.
    1. Материалы и методика исследования.
Исследование проведено на базе МОБУ Гимназии №14 г. Белорецка.

Исследование проводилось с сентября 2013 года по декабрь 2013 года – констатирующий эксперимент, с января по май 2014 года – формирующий эксперимент. Общая выборка составила 90 человек. Из них 45 человек были объединены в три экспериментальные группы. Обозначение данных групп и численный состав их представлен ниже:

ЭГ 1 – учащиеся 5-6 классов, 50 человек,

ЭГ 2 – учащиеся 7 -8 классов, 20 человек,

ЭГ 3 – учащиеся 9-11 классов, 20 человек,

При исследовании влияния прослушивания музыки разных жанров на состояние сердечно-сосудистой системы подростков мы учитывали множество факторов: предпочтения учащихся, темперамент, возраст, настроение в момент прослушивания.

Чтобы учащиеся находились в одинаковых условиях при исследовании им предложено прослушать одинаковые композиции разных музыкальных жанров: альтернативный рок -Three Days Grace – I hate everything about you, классическая музыка: Иоганн Себастьян Бах - Ария, поп-дэнс: Ola – I’m in love, инструментальная музыкаTyler Ward – Red, Даб-степ: Tree Star Moon – Fallin

При проведении эксперимента использованы 1) методика Айзенка по определению темперамента, 2) определение частоты сердечных сокращений.

Музыка воздействует неодинаково на людей разных возрастов. Поэтому исследования проведено в трех возрастных группах. Для достоверности в один день прослушана одна мелодия. В нашем исследовании учтен тот факт, что в разные дни у учащегося могло быть разное настроение.

    1. Обработка результатов исследования.

Рассмотрим полученные результаты исследования с выводами.

В таблицах 1, 2,3 занесены сводные результаты повышения ЧСС после прослушивания музыкальных композиций. Более подробные результаты представлены в Приложении 1. Таблица 1. Показатели ЧСС при прослушивании. ЭГ -1.
  Рок-музыка Классическая музыка Поп-дэнс Музыка Даб-степ Инструментальная
Пульс понизился 20% 50% 20% - 10%
Пульс остался прежним - 10% - 30% 50%
Пуль повысился 80% 40% 80% 70% 40%
Таблица 2. Показатели ЧСС при прослушивании. ЭГ – 2.
  Рок-музыка Классическая музыка Поп-дэнс Музыка Даб-степ Инструментальная
Пульс понизился 10% 60% 20% 10% 40%
Пульс остался прежним - 10% - - -
Пуль повысился 90% 30% 80% 90% 60%
Таблица 3. Показатели ЧСС при прослушивании. ЭГ – 3
  Рок-музыка Классическая музыка Поп-дэнс Музыка Даб-степ Инструментальная
Пульс понизился 20% 40% 30% 10% 50%
Пульс остался прежним 10% - 20% - -
Пуль повысился 70% 60% 50% 90% 50%
Сводные результаты по таблицам представлены на рис 1. Рисунок 1. – Изменение ЧСС при прослушивании композиций Из таблицы и диаграмм можно сделать вывод, что рок, поп-музыка, даб-степ вызывают учащение пульса во всех группах учащихся. При прослушивании классической музыки пульс всех учащихся понизился. При прослушивании инструментальной музыки пульс учащихся осталсся прежним в большинстве групп учащихся. Повышение пульса говорит о возбуждении нервной системы. Понижение пульса свидетельствует о спокойном состоянии ученика. На диаграмме не прослеживается четкой взаимосвязи между возрастом и влиянием музыки на ЧСС. Но, анализируя таблицы 1,2,3 , можно отметить, что наиболее восприимчивыми к любой музыке являются учащиеся 7-8 классов. Например, больший процент испытуемых среди 7-8 классов реагируют повышением пульса на рок, инструментальную музыку и понижением пульса на классическую музыку. Большинство старших подростков реагируют на разную музыку не так явно. Это можно объяснить созревшей сердечно-сосудистой системой, установившейся гормональной системой. При анализе результатов мы выявили тесная взаимосвязь МУЗЫКА-НАСТРОЕНИЕ-ЧСС (Приложение 2). При анализе таблицы 4 можно сделать выводы:
  • В независимости от настроения рок-музыке, поп-музыка вызывает в большем проценте случае повышение пульса.
  • Классическая музыка вызывает нормализацию пульса, особенно при плохом настроении.
  • Построенная таблица не дает четкого представления о влиянии настроения при прослушивании музыки на ЧСС.
Таблица 4. – Зависимость ЧСС от настроения учащихся.
Настроение Пульс понизился (%) Пульс остался таким же (%) Пульс повысился (%)
1 2 3     1 2 3     1 2 3    
Отличное 39 63 21     - - -     61 37 79    
Хорошее 17 84 36     - - 3     83 16 64    
Нормальное 45 22 18     - - -     55 78 72    
Плохое - 48 11     - - -     - 52 89    
Ужасное - - -     - - -     - -      
Поэтому мы провели индивидуальную обработку результатов каждого ученика в отдельности (Приложение 3) В результате большой проделанной работы сделали вывод: Прослушивание музыки в отличном и хорошем настроении усиливает эффект воздействия музыки. Плохое настроение не дает оснований делать вывод о влиянии музыки на ЧСС. Целесообразнее проанализировать взаимосвязь влияния музыки на ЧСС у людей с разным темпераментом. По тесту Айзенка нами определено, что среди испытуемых 43% - холерики, 2% - флегматики, 1% - сангвиники, 54% - меланхолики (рис. 3) Рисунок 3. – Распределение по типам темперамента. У меланхоликов при прослушивании рок-музыки пульс понижается, у холериков – повышается. При прослушивании классической музыки у всех учащихся с разными типами темперамента пульс понижается. У меланхоликов при прослушивании даб-степа пульс понизился, у холериков – повысился (Табл.6, рис.4) Таблица 6. Изменение ЧСС при прослушивании композиций у разных типов испытуемых по темпераменту.
 

1

2

3

4

5

холерики

86

6

74

56

85

флегматики

50

5

68

72

92

сангвиники

45

7

43

23

50

меланхолики

16

6

12

46

22

           
Рисунок 4. - Изменение ЧСС при прослушивании композиций у разных типов испытуемых по темпераменту Таким образом, мы доказали взаимосвязь НАСТРОЕНИЕ-ЖАНР МУЗЫКИ-ТЕМПЕРАМЕНТ-ЧСС. Отсюда сделаем вывод, что используя влияние жанров музыки, можно скорректировать психофизиологическое состояние отдельных учащихся индивидуально. Общими рекомендациями по результатам исследования является прослушивание классической и инструментальной музыки в конце рабочего дня, перед сном, в период нервных перегрузок, при волнении. Заключение По итогам исследования мы сделали следующие выводы:
  1. Доказали, что жанры музыки влияют на психофизиологическое состояние подростков.
  2. Учащиеся 7-8 классов наиболее восприимчивы к любой музыке. В этом возрасте следует обращать большее внимание на то, что слушает подросток для нормального психического состояния.
  3. Выявили взаимосвязь НАСТРОЕНИЕ-ЖАНР МУЗЫКИ-ТЕМПЕРАМЕНТ-ЧСС.
  4. Используя влияние жанров музыки, можно скорректировать психофизиологическое состояние отдельных учащихся индивидуально.
  5. Общими рекомендациями по результатам исследования является прослушивание классической и инструментальной музыки в конце рабочего дня, перед сном, в период нервных перегрузок, при волнении.
Наши рекомендации необходимы в первую очередь для психически неуравновешенных подростков. Зная о влиянии жанров музыки, можно скорректировать психофизиологическое состояние учащихся. Перспективой нашей работы является использование результатов исследования для коррекции психофизиологического состояния перед контрольными, в конце учебной недели, в загруженные для ученика дни. Список использованной литературы.
  1. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.

  2. Минакова А., Минаков С. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления. – М.: Эксмо,2010.

  3. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс.- СПб: Питер, 2009.

  4. Пантелеев А. Ф. Взаимосвязь музыкальных предпочтений и психологических особенностей слушателей музыки // Известия Саратовского университета. Т.12. Философия. Пихология. Педагогика. - М., 2012. - С. 67- 72.

  5. Петренко С.А. Психология здоровья. — М.: МОДЭК, 1996

  6. Псеунок А. А. Основы анатомии и физиологии детей и подростков (лекции) / А. А Псеунок. – Майкоп : изд-во АГУ, 2006. – 180 с.

  7. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Просвещение, 1965. – 335 с.
  8. Солье П. Слуховая терапия А.Томатиса. URL: http://www.yugzone.ru/articles/tomatis.htm ( дата обращения 14.11.2013).
  9. Степанов С.С. Мифы и тупики поп-психологии. — Дубна: Феникс,2006

  10. Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. // Фестиваль педагогических идей — [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: http://festival.1september.ru/articles/100399/
Приложение 1. Уровень ЧСС в исследуемых группах
  Рок-музыка Классическая музыка Поп-дэнс Музыка Даб-степ Инструментальная
Пульс до Пульс после Пульс до Пульс после Пульс до Пульс после Пульс до Пульс после Пульс до Пульс после
Младший подростковый возраст (5-6 класс) 70-80 уд - 24чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел
80-90 уд 4 чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел
90-100 Уд 2 чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел
Средний подростковый возраст (7-8 класс) 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел
80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел
90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел
Старший подростковый возраст (9-11 класс) 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел 70-80 уд -… чел 80-95 уд - …чел
80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел 80-90 уд-…чел 95-110 Уд - …чел
90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел 90-100 уд-…чел 110-120 уд-…чел
Приложение 2.Взаимосвязь параметров Приложение 3. Пример заполненной карты исследования.

Фамилия, имя__Шерстнева Мария_____________________________

Класс______________________________________

Возраст_____________11 лет______________________

Дата исследов.

Настроение

(нужное подчеркнуть)

Пульс до прослуш.

Назв.композиции

Пульс после прослуш.

18.09

Отличное, хорошее, нормальн.

Плохое, ужасное

48

I hate everything about you

83

23.09

Отличное, хорошее, нормальн.

Плохое, ужасное

74

И.С.Бах «Ария»

54

15.10

Отличное, хорошее, нормальн.

Плохое, ужасное

42

I am in love

62

28.10

Отличное, хорошее, нормальн.

Плохое, ужасное

80

Red

71

07.11

Отличное, хорошее, нормальн.

Плохое, ужасное

74

Fallen

95

17

Просмотров работы: 2137