СКРИПКА – КОРОЛЕВА ОРКЕСТРА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СКРИПКА – КОРОЛЕВА ОРКЕСТРА

Хатыпова Я.И. 1
1МБОУ "СОШ № 179 с УИОП" г.Казани
Шакирова Г.Ф. 1
1МБОУ "СОШ № 179 с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Музыка – одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, успокоить малыша! Разве это не чудо?

А как иначе, если не чудом, назовем мы симфонию, в которой сто разных инструментов соединяют свои несхожие голоса в такое цельное и стройное звучание, словно это поет один стоголосый инструмент. Среди них хотела бы выделить скрипку. Это один из самых моих любимых инструментов. Поэтому очень люблю музыку и учусь в музыкальной школе по классу скрипка. Нежность, печаль, раздумье – вот что соединено в нотах скрипки.

Многие мои сверстники посещают музыкальную школу по классу фортепиано, берут уроки по флейте и кураю. Но я хочу доказать, что скрипка ничем не уступает таким музыкальным инструментам, как фортепиано и саксафон. Поэтому главной целью моего исследования является изучение влияния скрипки на развитие творческих способностей человека.

В ходе моего исследования были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю создания скрипки;

  • проанализировать влияние звуков скрипки на человека;

  • рассказать свой способ очистки смычка и скрипки;

  • убедить сверстников, что скрипка была и остается популярным музыкальным инструментом.

Объектом моего исследования стала скрипка и влияние игры на скрипке на концентрацию внимания и усидчивость, что немало важно в наш бурно развивающий темп жизни.

Практическая ценность моей работы состоит в том, что этим исследованием я хочу привлечь как можно больше моих сверстников к игре на скрипке.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

§1. Скрипка – королева оркестра

Скрипка - это четырехструнный смычковый инструмент, самый высокий по своему звучанию в своем семействе и важнейший в оркестре. В симфоническом оркестре скрипок больше, чем любых других инструментов. Скрипку называют «королевой оркестра». Она обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. И ни один другой музыкальный инструмент не может воспроизвести звуки скрипки. (см. Приложение на с. 13)

Скрипка состоит из: головки (ушки-колки), шейки, тела (верхняя дека и нижняя дека), пуговки, подбородника, подставки, подгрифника и струн (волшебные нити). А частями смычка являются трость, винт, конский волос и колодка.

1.1 История возникновения скрипки

Точная дата рождения скрипки неизвестна. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Самые известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания – более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно – скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния и на инструментах Страдивари играют крупнейшие современные музыканты. Страдивари изготовил около 1100 скрипок и около 150 из них дошли до наших дней.

1.2 Всемирно известные скрипачи

С полным основанием можно считать основоположником французской классической скрипичной школы Жан-Мари Леклера. В своем творчестве он отдал дань французским национальным традициям, обогатив их новыми средствами выразительности. Его игра отличалась нежностью и выразительностьютона. Особенно поражало слушателей виртуозное мастерство игры двойными нотами и аккордами.

Но одним из самых выдающихся скрипачей в истории музыки был Николо Паганини. Родился он в Генуе. Уже в восемь лет Паганини сочинил первую сонату, а в девять участвовал на концерте в Генуе. В тринадцать лет отец вывозил его в концертное путешествие по городам Северной Италии, где тот приобретал много поклонников. Гете и Берлиоз сравнивали Паганини с блестящим метеором, за необычными формами и быстротой движения которого с изумлением следила вся Европа. (см. Приложение на с. 13)

А вот Владимир Спиваков - всемирно известный российский скрипач современности. Критики ведущих музыкальных держав мира причисляют к особенностям исполнительской манеры Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность. Кроме того, Владимир Спиваков является дирижером, меценатом, видным общественным деятелем. (см. Приложение на с. 14)

Без Рустема Абязова сегодня трудно представить музыкальную жизнь нашей республики. Прекрасный музыкант, скрипач, создатель и художественный руководитель Казанского государственного камерного оркестра "La Primavera". Абязов и его коллектив являются неотъемлемой частью современной музыкальной культуры, во многом определяя ее имидж. (см. Приложение на с.14)

Самое главное, конечно, то, что у Рустема Абязова и его оркестра есть своя публика. Его концерты всегда проходят при полных залах. Благодаря оркестру "La Primaverа" число любителей классической музыки продолжает расти. В зале всегда много молодежи. Слушатели ходят на "свой" оркестр, зная, что он не обманет их ожиданий. Я тоже с удовольствием слушала концерты оркестра "La Primaverа", специально написанные для скрипки с оркестром на музыку Й. Гайдна, Ф. Крейслера и Ж-М. Леклера. Моя учительница по скрипке Семенова А. Э. является концертмейстером этого оркестра.

1.3 Какие же произведения пишут для скрипки?

В иерархии музыкальных инструментов скрипка занимает главенствующую ступень. Она царица в мире настоящей музыки. Только скрипка может с помощью своего звучания передать все тонкости человеческой души и ее эмоции. Она может излучать детскую радость и зрелую грусть. Скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в ансамблевой игре. Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей. Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Мы можем услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента. Многие композиторы писали сольные произведения для скрипки в моменты, когда им было грустно или, наоборот, в моменты воодушевления. Ведь никакой другой инструмент не способен выразить в полной мере всю глубину переживаний. Поэтому исполнителям, прежде чем играть на концертах выдающиеся произведения для скрипки надо очень четко себе представлять внутренний мир композитора. Без этого скрипка попросту не будет звучать. Конечно, звуки будут извлекаться, но в исполнении не будет главного компонента – души композитора. Далее я хотела бы познакомить с произведениями, написанные специально для скрипки:

  1. П.И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром.

Композиция концерта гармонична и стройна. Слушатель сразу рисует в своем воображении сцены народного веселья. Скрипка изображает задор, удальство и жизненную силу.

  1. К. Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо.

Это виртуозное лирическое произведение для скрипки с оркестром. Здесь музыка экспрессивна и легка.

  1. Г. Венявский. Полонезы.

Романтичные и виртуозные произведения для скрипки Венявского очень популярны среди слушателей. Музыка рисует в воображении слушателей зарисовки праздничного веселья с торжественным шествием.

  1. Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром.

Первая и вторая часть концерта представлены лирическими темами, а финал праздничный и шутливый колорит.

  1. Ф. Крейслер. Вальсы «Радость любви» и «Муки любви»

«Радость любви» — светлая и мажорная музыка, а «Муки любви» — это очень лиричная музыка. В мелодии постоянно чередуется минор и мажор. Но даже радостные эпизоды представлены здесь с поэтичной грустью.

1.4 Как влияют звуки музыкального инструмента на человека?

Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется. Ниже я привела некоторые данные об особенностях влияния на человека отдельных музыкальных инструментов, взятые из мирового музыкотерапевтического опыта. Например:

СКРИПКА – лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

БАРАБАН— стимулирует иммунную систему;

ФОРТЕПИАНО — успокаивает;

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (кларнет, флейта, гобой, английский рожок, фагот) влияют на кровообращение, печень; нормализуют сердечно-сосудистую систему;

СТРУННЫЕ ( гитара, домбра) — полезны для сердца.

1.5 Какие способности развивает в человеке игра на скрипке?

Учёные доказали, что игра на скрипке активно развивает творческие способности, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию. В первую очередь это связано с тем, что при игре на скрипке очень активно работают пальцы левой руки. А, как известно, мелкая моторика напрямую влияет на развитие мозга. Также, всем известно, что левая рука влияет на правое полушарие мозга, а правая – на левое. Левое полушарие отвечает за логические способности, а правое – это творческое мышление и воображение. А это значит, что игра на скрипке очень сильно развивает работу мозга! Несомненно, занятия на скрипке делают детей умнее. Играя на скрипке какую-нибудь (даже самую простую) пьесу, человек может случайно решить сложную интеллектуальную задачу, на первый взгляд никак не относящуюся к скрипке и вообще к музыке. Дело в том, что игра на скрипке стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся «умы» любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте.

Например, самый известный физик — Альберт Эйнштейн — был страстным скрипачом. Сам ученый не раз повторял: лучший способ объяснять физику — делать это, пользуясь терминами из мира музыки.

Влияние скрипки на развитие интеллектуальных способностей трудно переоценить. К тому же занятия скрипкой требуют усидчивости и концентрации внимания. А это очень ценные качества, которые впоследствии помогут хорошо справляться со своими рабочими обязанностями и достигнуть успеха в жизни.

§2. Популярна ли скрипка среди молодежи?

2.1 Результаты опроса

Чтобы узнать, насколько популярна скрипка, я вместе с братом и сестрой провела опрос среди моих сверстников и студентов 1 курса и магистров КНИТУ на тему: «На каком музыкальном инструменте хотелось бы мне играть?».

Результаты я привела в виде диаграммы:

По моим полученным данным, скрипка по популярности занимает 2-ое место среди предложенных музыкальных инструментов. 35% голосов из числа опрошенных набрала скрипка. Это значит, что скрипкой интересуются многие, им нравится слушать её музыку и они хотели бы научиться играть на ней.

§3. Рекомендации по очистке смычка и скрипки

Чтобы скрипка всегда «звучала» всеми красками ее тембра за ней надо ухаживать - содержать скрипку и смычок в чистоте. Ни для кого не секрет, что деревянный инструмент — это хрупкая вещь, требующая ежедневного ухода. Этому меня учили на самых первых уроках в музыкальной школе. Все знают, что нужно протирать скрипку после каждого занятия, но достаточно ли этого? Как показывает мой личный опыт недостаточно.

Я придумала свой способ очистки скрипки и смычка.

Я слышала, что этиловым спиртом очень хорошо можно очистить смычок и скрипку от засаленных пятен канифоля. Я давно не чистила свой инструмент, поэтому попросила маму дать мне немного этилового спирта. Вот ход моих действий.

Мне потребовались: бумажное полотенце, пилочка для удаления лишнего слоя канифоля и пыли на смычке, ватные диски. И, конечно, же этиловый спирт.

1. Для начала, острой пилочкой для ногтей, я соскребла излишки канифоля на трости смычка.

2. Раскрутила винтик, ослабила конский волос и протирала его бумажным полотенцем смоченным спиртом.

3. Мягко соскребла грязь и остатки канифоля пилочкой.

4. Аккуратно промокнула волос бумажным полотенцем, после чего дальше отделяла конский волос, пока он не высох.

5. Закрутила его и наканифолила.

6. Немного смочила полотенце спиртом и протерла скрипку, одновременно протирая ее сухой стороной полотенца.

7. Ватным диском, смоченным спиртом очистила струны скрипки.

Моя скрипка засверкала и засияла! Звук стал звонким и плотным! Отношение к своему инструменту - это показатель порядка в душе! (см. Приложение на с.15)

Заключение

Музыка входит в жизнь человека с самого раннего детства и не покидает до самых последних дней. По результатам моего исследования можно сделать следующие выводы:

  • Игра на скрипке развивает творческие способности, мышление, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию.

  • Игра на скрипке способствует концентрации внимания и усидчивости.

  • Скрипка была и остается популярным музыкальным инструментом.

Таким образом, я хочу научиться играть на скрипке. Потому что я восхищаюсь её изящной формой и тембром звучания. (см. Приложение на с.16) Когда мне грустно, я всегда могу взять скрипку и сыграть задорную мелодию. От этого становится весело. Потому что игра на скрипке развивает творческие способности, мышление, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию. А я хочу быть умной и способной. Потому что игра на скрипке способствует концентрации внимания и усидчивости. А это важные качества для любого успешного человека. В будущем я хочу стать успешным человеком. Поэтому я буду стараться и равняться на своих кумиров - Ванессу Мэй и Зарину.

Список литературы

1. Источник: http://music-education.ru/proizvedeniya-dlya-skripki/а.

2. Источник: http://music-education.ru/kak-ustroena-skripka-skolko-interesnye-fakty-o-skripke.

3. Л. Гуревич, Н. Зимина. Скрипичная азбука. Часть I. Партия скрипки.

4. А. И. Леман. Книга о скрипке № 8. С рисунками в тексте. СПб.,1914.

5. В. Мазель. Скрипач и его руки. Левая рука. Изд. «Композитор - Санкт-Петербург», 2008.

Приложения

Жан-Мари Леклер Николо Паганини

Владимир Спиваков

Рустем Абязов

Оркестр «La Primavera»

Шаг 1. Шаг 2.

Шаг 3. Шаг 4.

Просмотров работы: 7421