ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ОТ ЛАРЦА С ИНТЕЛЛЕКТОМ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ЭФФЕКТИВНА ЛИ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ЙОДОДЕФИЦИТА?

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ОТ ЛАРЦА С ИНТЕЛЛЕКТОМ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ЭФФЕКТИВНА ЛИ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ЙОДОДЕФИЦИТА?

Шитикова А.В. 1Огородова Я.Д. 1
1
Гончарова Т.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF


Введение.

Из школьного курса биологии и химии каждый ученик средней школы знает о том, как важен химический элемент иод для человеческого организма. Он отвечает за нормальное функционирование нервной и эндокринной систем (особенно щитовидной железы), необходим для правильного развития детей, в том числе, умственного. Для нашей местности, как и для многих регионов России, характерен недостаток иода в почве и воде. Однако в продаже имеется много продуктов с высоким содержанием иода: морская рыба и другие морепродукты, чернослив, йогурт, морская капуста ламинария и др. Кроме того, многие продукты специально обогащают соединениями иода: хлеб, молоко, сухие бульоны и приправы; в продаже всегда есть иодированная соль. Поэтому, казалось бы, о проблеме йододефицита в нашем регионе не может быть и речи, тем более что еще в конце 90-х годов 20 века в Иркутской области была разработана и реализована региональная программа мероприятий по профилактике йододефицитных заболеваний [1].

В телевизионных программах часто можно увидеть рекламу медицинских препаратов для профилактики йододефицитных состояний («Йодомарин просто для здоровья, ума и роста…»). Мы встретились с двумя противоположными мнениями местного населения о подобных препаратах. Первое мнение: препараты, содержащие иод, в нашем регионе принимать необходимо, по крайней мере, детям и беременным женщинам. Второе мнение: иод в достаточном количестве мы получаем с пищей, а препараты иода приносят пользу только фармацевтическим компаниям, которые их производят. Однако, по неофициальным данным, полученным от медицинских работников, значительное количество жителей нашего Слюдянского района страдает эндемическим зобом – заболеванием щитовидной железы, связанным с йододефицитом. Еще больше людей, у которых отмечается увеличение щитовидной железы, не доходящее до степени заболевания, что также является симптомом недостатка иода.

Мы предположили, что меры, предпринимаемые для профилактики йододефицитных заболеваний в нашем регионе, по какой-то причине не являются достаточно эффективными. Возможно, в нашей местности имеются какие-либо факторы, препятствующие усвоению иода организмом, поэтому требуется введение в рацион соединений иода в повышенных дозах.

Для проверки данной гипотезы мы решили собрать более полную информацию о влиянии на организм и психику человека недостатка иода в разные возрастные периоды; о способах и результатах профилактики йододефицитных заболеваний в Иркутской области. Кроме того, мы решили провести самостоятельное исследованиеэффективности профилактики йододефицитных заболеваний для жителей именно нашей местности. Для исследования нами был выбран один из аспектов влияния йододефицита на организм человека: снижение уровня интеллектуального развития детей при недостаточном поступлении иода в периодевнутриутробного развития.

Для проведения исследования была выбрана группа испытуемых 2002-2005 г.г. рождения. В эти годы региональная программа мероприятий по профилактике йододефицитных заболеваний уже была в течение нескольких лет реализована. При этом в Слюдянском районе беременным женщинам медицинские препараты, содержащие иод, с профилактической целью в обязательном порядке не прописывались, но женщины могли их принимать по собственной инициативе.

Объект исследования: процесс развития мышления.

Предмет исследования: влияние йододефицита во внутриутробном периоде на процесс развития мышления у детей и подростков.

Цель исследования: оценить уровень влияния иодной профилактики медицинскими препаратами во внутриутробном периоде на процесс развития мышления учащихся МБОУ «СОШ № 7» р. п. Култук.

Актуальность исследования заключается в том, что с его помощью можно сделать вывод о достаточности либо недостаточности мероприятий программы профилактики йододефицитных заболеваний, разработанной в 1997 году и реализующейся по настоящее время, для предотвращения снижения уровня интеллектуального развития детей. Данная проблема имеет высокую социальную значимость, так как на фоне иодного дефицита происходит снижение умственного и профессионального потенциала населения в целом.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть имеющиеся в литературе данные:

- о физиологической функции иода в организме человека;

- о влиянии на организм и психику человека недостатка иода в разные возрастные периоды;

- о принятых мерах по профилактике йододефицитных заболеваний в Иркутской области и их эффективности;

- об особенностях развития мышления в детском и подростковом возрасте и методах диагностики уровня развития мышления.

  1. Провести опрос матерей учащихся МБОУ «СОШ № 7» с целью установления фактов проведения иодной профилактики во время беременности.

  2. Проанализировать полученные у школьного психолога данные об особенностях развития мышления учащихся МБОУ «СОШ № 7».

  3. Определить наличие или отсутствие достоверной связи между проведением матерями во время беременности иодной профилактики и особенностями развития мышления подростков, используя методы математической статистики.

Методы исследования: анализ литературы, психодиагностические методы, социологический анкетный опрос, математико-статистический анализ данных.

Для проведения психодиагностики были использованы методика определения уровня самостоятельности мышления Кеттела-Ясюковой и тест структуры интеллекта Амтхауэра. Математико-статистический анализ данных был проведен с использованием критерия хи-квадрат Пирсона.

  1. Функции иода в организме человека. Последствия недостатка иода и профилактика йододефицитных состояний.

У животных и человека иод входит в состав так называемых тиреоидных гормонов, вырабатываемых щитовидной железой — тироксина и трииодтиронина, оказывающих многостороннее воздействие на рост, развитие и обмен веществ организма. Суточная потребность человека в иоде определяется возрастом, физиологическим состоянием и массой тела. Для человека среднего возраста нормальной комплекции суточная доза иода составляет 0,15 мг. Недостаток иода приводит к заболеваниям щитовидной железы. При меньшем недостатке иода у взрослых отмечается усталость, головная боль, подавленное настроение, нервозность и раздражительность; слабеет память и интеллект. Со временем появляется аритмия, повышается артериальное давление, падает уровень гемоглобина в крови [10].

Особенно опасен недостаток иода в периоде внутриутробного развития и детском возрасте. В районах с низким содержанием иода в воде и почве до 10% детей могут рождаться с серьезными умственными и физическими нарушениями: умственная отсталость, глухонемота, косоглазие, задержка роста, психомоторные нарушения, нарушения иммунитета, врожденные пороки развития. Даже умеренная и легкая степени иодного дефицита реально формируют высокий риск прогрессирующего снижения интеллекта в популяции. Показатели умственного развития населения (IQ-индекс), проживающего в регионах иодной недостаточности, достоверно на 15-20% ниже таковых в регионах без дефицита иода. На фоне иодной недостаточности могут происходить нарушения в формировании мозга ребенка, что имеет разный спектр проявлений — от снижения интеллекта легкой степени до тяжелых форм эндемического кретинизма. Снижение интеллекта с возрастом усугубляется, а дефекты моторных навыков частично компенсируются. Снижение функции памяти у детей с йододефицитными заболеваниями выявляется уже с 2-3 летнего возраста. [2].

Восточная Сибирь, включая Иркутскую область, относится к эндемическим территориям с дефицитом иода, на что обратили внимание врачи еще в XVIII веке.

Проблема йододефицитных состояний обострилась в Иркутской области в связи с тем, что в 1986 году Усольский солезавод прекратил иодирование соли. В результате у 40-50% жителей Прибайкалья в 90-е годы 20 века выявлялось увеличение щитовидной железы. Резко возросло количество йододефицитных заболеваний. В 1997 году вышло постановление главного государственного санитарного врача РФ Г. Г. Онищенко «О профилактике йоддефицитных состояний», была разработана и внедрена упомянутая выше программа мероприятий по профилактике йододефицитных заболеваний. Иодирование соли в 1998 году вновь возобновилось, хотя и в значительно меньших масштабах. Началось иодирование молочных продуктов и хлеба. [1]. До конца 1990-х годов при производстве йодированной соли использовался нестабильный иодид калия КI, и такой продукт хранился недолго. По принятому в 2000 г. ГОСТу начал использоваться значительно более стабильный иодат калия KIO3, а массовое содержание иода в соли увеличено почти вдвое. [12].

Однако, как выяснилось, проблема йододефицитных состояний ни в Иркутской области, ни в стране в целом до сих пор не решена. В России сохранение проблемы связано с отсутствием единой Государственной системы иодной профилактики [4]. В последнее время вновь зарегистрировано нарастание частоты случаев кретинизма (тяжелой умственной отсталости), связанного с внутриутробным дефицитом иода. Расчеты показывают, что около 1,5 млн. жителей России могут иметь умственную отсталость и связанную с этим инвалидизацию вследствие дефицита иода в питании. [6].

До настоящего времени профилактические мероприятия в стране не носят постоянного и систематического характера, не охватывают все население, а средства для профилактики нередко не соответствуют международным стандартам. В РФ иодированную соль в питании употребляет менее 30% населения в отличие от входящих в Таможенный союз ЕврАзЭС стран, где введено всеобщее иодирование соли (иодированная соль – это принятая в 113 странах мира модель ликвидации йодного дефицита). [6, 8].

В Иркутской области подавляющее большинство жителей потребляют всего около трети суточной нормы йода. От различных заболеваний щитовидной железы в области ежегодно лечатся порядка 60–65 тыс. взрослых и 6–7 тыс. детей. [7]. При этом в 43% предприятий торговли и общественного питания Приангарья продукты, обогащенные иодом, отсутствуют. [9].

Таким образом, проблема йододефицитных состояний в нашей местности связана вовсе не с проблемами усвоения иода организмом человека, а просто с острой нехваткой данного элемента в рационе жителей.

В период подготовки исследовательской работы мы узнали, что 6 октября 2016 г. стартовала Всероссийская акция по профилактике йододефицитных заболеваний: «Соль + Йод IQ сбережет». Ее организаторы: ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ, Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», Российская ассоциация эндокринологов. Сейчас у нас в стране обогащение соли иодом добровольное. Инициаторы акции выступают за принятие закона об обязательном иодировании соли. Также есть предложения обязать использовать в производстве хлебобулочных изделий только иодированную соль. [12].

  1. Характеристика процесса развития мышления в детском и подростковом возрасте.

Мышление – психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

В процессе индивидуального развития у ребёнка последовательно появляются три основных вида мышления:

Наглядно-действенное (практическое)мышление – вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности. При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Развивается с рождения и преобладает до трех лет.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, которое характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план). Доминирует от 3-х-летнего до окончания младшего школьного возраста.

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. Благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлечённую и обобщённую картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами. Формируется после 7 лет. [11].

Абстрактно-логическое мышление присуще только человеку. Выделяется несколько подвидов данного вида мышления, которые по-разному определяются разными авторами. В частности, можно выделить понятийное мышление (интуитивное и логическое) и абстрактное(теоретическое) [5].

Понятие – это форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления, выраженная словом. Умение мыслить – всегда есть умение оперировать понятиями. [11]. Понятийным называют такое мышление, при котором структурирование воспринимаемой информации осуществля­ется с использованием объективных категориальных обобще­ний, а не функциональных, ситуативных, эмоциональных, образ­ных и других субъективных классификаций. Категоризация - это частный вид классификации, требующий выделения основных, внутренних, сущностных характеристик предмета или явления для отнесения его к определенному виду в рамках определенно­го рода, в отличие от любого объединения объектов по какому-либо произвольному признаку.

В структуре понятийного мышления можно выделить три основные операции:

1. Выделение сущностного признака.

  1. Установление категориальной принадлежности.

  2. Осознание закономерных связей между явлениями.

Раньше всего начинает формироваться способность к выяв­лению сущностных признаков. Мышление, которое в основном использует только эту операцию, определяют как понятийное интуитивное мышление. Ребенком пока не осознается принцип, на основе которого он действу­ет. Он начинает чувствовать, как надо «правильно» объединять предметы, какие друг к другу не подходят, но не может объяснить, на основании чего объединяет предметы или исключает их из груп­пы.

Освоение операции катего­ризации – формирование понятийного логического мышления - позволяет перевести действия сравнения предметов и явлений на более высокий уровень. Ребенок переходит к опери­рованию объектами не как самостоятельными сущностями, а как представителями определенных родов или классов. Таким обра­зом, в процессе мышления он связывает не отдельные предме­ты, а структуры и системы, элементами которых данные предме­ты являются. И только в этом случае оказывается возможной си­стематизация внутреннего опыта, а само понятийное мышление становится полноценным.

Абстрактное(теоретическое) мышление представляет собой качественно новый, более высокий, в сравнении с понятийным, уровень раз­вития мышления. Его единицами являются уже не объекты и их свойства, а отношения, связи между ними. Становление полноценного абстрактного мышления возможно только при ус­ловии хорошо развитого понятийного, всех его компонентов. В 70-х годах XX века только 10-12% взрослого населения облада­ли развитым абстрактным мышлением. [5].

В подростковом возрасте в процессе обучения в школе происходит развитие абстрактно-логического мышления, прежде всего, понятийного. Данный процесс у разных учащихся происходит в разном темпе и с разным уровнем успешности. Недостатки и дисгармоничность развития интеллекта учащихся, в особенности, высших форм мышления, могут быть вызваны различными причинами, в том числе, йододефицитом.

  1. Исследование влияния иодной профилактики во внутриутробном периоде на процесс развития мышления.

В определении уровня развития мышления по методикам Амтхауэра и Кеттела-Ясюковой [5] участвовали 176 учащихся 5 классов 2002-2005 г.г. рождения. Учащиеся 5 классов 2016-2017 учебного года проходили психологическую диагностику в октябре 2016 года. Предъявление инструкции испытуемым производилось психологом-профессионалом, а обработка бланков тестирования и его результатов - авторами данной исследовательской работы. В целях соблюдения профессиональной этики перед обработкой фамилии учащихся на тестовых бланках психологом были заменены шифром. Для учащихся более старшего возраста использовались данные диагностики, проведенной в 2014 и 2015 году. Таким образом, все участники исследования были обследованы в приблизительно одинаковом возрасте, что, по нашему мнению, повышает уровень достоверности полученных результатов.

Общий уровень развития мышления учащихся оценивался по следующим показателям:

  1. Уровень сформированности способности к выяв­лению сущностных признаков (уровень развития интуитивного понятийного мышления) (тест структуры интеллекта Амтхауэра).

  2. Уровень сформированности способности к категоризации (уровень развития логического понятийного мышления) (тест структуры интеллекта Амтхауэра).

  3. Уровень самостоятельности мышления (методика Кеттела-Ясюковойиз методического комплекса Л.А. Ясюковой).

По результатам диагностики подсчитывалась общая сумма баллов, которая сравнивалась с нормативными данными для данного возраста. Было выделено четыре уровня: высокий, хороший, средний и слабый.

Авторами исследовательской работы также был проведено анкетирование матерей испытуемых. Предложенные им анкеты включали вопрос: «Принимали ли Вы при беременности данным ребенком с целью профилактики недостатка иода препараты, содержащие иод («Йодомарин», «Антиструмин», «Йод-актив» или любые другие)?»

При интерпретации результатов исследования мы исходили из того, что избыток иода (если он, конечно, в разумных пределах) легко выводится из организма и на его функции не влияет. Поэтому если иода в организме беременной достаточно, то получение небольшой дополнительной дозы не может повлиять на процесс развития мышления ребенка. Если же иода недостаточно, то введение дополнительного количества должно благотворно сказаться на детском интеллекте.

Обратная связь была получена от 74 респондентов. 17 из них не помнят, принимали ли препараты иода во время беременности, поэтому их анкеты по основному вопросу не обрабатывались.

Первоначально предполагалось для снижения значимости фактора влияния на уровень развития мышления подростков уровня образования матери рассматривать отдельно результаты исследования для матерей с высшим, средним профессиональным, начальным профессиональным и средним общим (либо основным общим) образованием. Поэтому в анкете нужно было указать тип учебного заведения, которое окончила мать: основная или средняя школа, профессиональное училище, техникум или колледж, вуз. Однако, ввиду социальных особенностей микрорайона МБОУ «СОШ № 7», респондентов с высшим образованием оказалось всего четыре. По уровню образования респонденты распределились следующим образом.

Наличие иодной профилактики

Уровень образования

Итого

Высшее образование

Среднее профессио-нальное образование

Начальное профессио-нальное образование

Средняя либо основная школа

Принимали препараты иода

2 (10%)

5 (25%)

6 (30%)

7 (35%)

20

Не принимали препараты иода

2 (5,5%)

9 (24,3%)

11(29,7%)

15 (40,5%)

37

Затрудняются ответить

0

0

6 (35,3%)

11 (64,7%)

17

При помощи методов математической статистики (критерия Пирсона χ2) [3] мы выяснили, что существенная связь между уровнем образования и фактом проведения либо непроведения иодной профилактики медицинскими препаратами в данном исследовании отсутствует. Следовательно, респондентов можно не делить на группы по уровню образования.

Сопоставив данные анкетирования матерей и данные психологической диагностики, мы получили следующие результаты.

Наличие иодной профилактики

Общий уровень развития мышления

Итого

Высокий

Хороший

Средний

Слабый

Принимали препараты иода

7 (35%)

6 (30%)

7 (35%)

0

20

Не принимали препараты иода

2 (5,5%)

15 (40,5%)

15 (40,5%)

5 (13,5%)

37

В данной выборке среди подростков, матери которых принимали во время беременности препараты иода, значительно больше тех, у кого высокий уровень развития мышления, и отсутствуют испытуемые со слабым уровнем.

Значение критерия Пирсона χ2 по всем уровням развития мышления составило 10,399 (критическое значение при уровне значимости р

Просмотров работы: 170