ОЦЕНКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЦИОНА ПИТАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОЦЕНКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЦИОНА ПИТАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ

Иваненко А.А. 1
1
Коротаевская Н.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Иметь идеальную фигуру – мечта каждого. Однако в стремлении к модельному идеалу многие бросаются в крайности, доводя себя до истощения неразумным следованием диетам, злоупотребляя лекарствами и пищевыми добавками. Многие забывают, что каждый человек индивидуален и красив по-своему.[1]В период с 10 до 17 лет происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни. Развиваются все основные системы органов: опорно-двигательная (особенно скелет), сердечно-сосудистая и нервная, идет увеличение мышечной массы (с учётом половых особенностей), а также происходит радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.[1]На фоне этих изменений повышается нагрузка на психоэмоциональную сферу, возрастает учебная нагрузка, связанная с окончанием основной школы. Очень важно в этот период обеспечить организм всеми необходимыми ресурсами. Стоит напомнить, что в человеческом организме, как и в любом другом объекте природы, энергия никуда не исчезает бесследно и не появляется ниоткуда, т. е. выполнятся закон сохранения энергии. И, если человек не страдает некоторыми гормональными расстройствами, то от его питания (состава пищи и калорийности), питьевого режима и физических нагрузок зависит состояние организма школьника [2,3].

Люберецкий район один из районов ближнего Подмосковья с наиболее сложной экологической обстановкой [9]. Поэтому любые экологические исследования в Люберецком районе, способствующие снижению возможного экологического риска, актуальны. Школьники должны научиться оценивать состояние собственного здоровья и соотносить полученные результаты с абиотическими условиями и образом жизни, вносить коррективы в свой образ жизни с учетом полученных результатов [8].

Правильные режим и рацион питания при высоких нагрузках современных школьников может способствовать снижению экологического риска воздействия неблагоприятной окружающей среды. Цель: Спроектировать режим здорового питания для учащихся 8-9 классов на основе потребностей организма в питательных веществах, физической и умственной нагрузке, кулинарных предпочтениях.

Задачи:

1.Оценить режим и рацион питания подростков на примере ученика и ученицы 8 класса (возраст 14 лет) и учащихся 9 класса (15-16 лет), активно занимающихся спортом.

2. Провести оценку расходуемой энергии.

3. Сравнить суммы потребляемых и расходуемых калорий.

4. Оценить качество питьевой воды, употребляемой учащимися.

5. Оценить экологический риск нарушения режима и рациона питания и использования некачественной питьевой воды.

6.Обсудить полученные результаты на школьной научно-практической конференции.

1.Обзор литературы по изучаемой проблеме.

1.1 ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Каждый из нас знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма.

В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов [1].

Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание – важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития [2].

Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве.

Нерациональное питание является одной из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ.

Регулярное переедание, потребление избыточного количества углеводов и жиров – причина развития таких болезней обмена веществ, как ожирение и сахарный диабет[3].

Они вызывают поражение сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем, резко понижают трудоспособность и устойчивость к заболеваниям, сокращая продолжительность жизни в среднем на 8–10 лет [3,4].

Рациональное питание – важнейшее непременное условие профилактики не только болезней обмена веществ, но и многих других.

Пищевой фактор играет важную роль не только в профилактике, но и в лечении многих заболеваний. Специальным образом организованное питание, так называемое лечебное питание, – обязательное условие лечения многих заболеваний, в том числе обменных и желудочно-кишечных. Многие продукты питания оказывают бактерицидные действия, подавляя рост и развитие различных микроорганизмов. Так, яблочный сок задерживает развитие стафилококка, сок граната подавляет рост сальмонелл, сок клюквы активен в отношении различных кишечных, гнилостных и других микроорганизмов. Всем известны антимикробные свойства лука, чеснока и других продуктов. К сожалению, весь этот богатый лечебный арсенал не- часто используется на практике[1,4].

Рациональное питание предусматривает необходимость при составлении суточного рациона учитывать, с одной стороны, потребности организма в основных питательных веществах и энергии, с другой – содержание этих веществ и их энергетическую ценность. Необходимо строго соблюдать

санитарно-гигиенические правила приготовления пищи, тщательно мыть, подвергать термической обработке продукты питания. Все это делается для того, чтобы в организм человека не попали биологические загрязнители – болезнетворные и паразитические организма.

При нехватке питательных веществ может наблюдаться дефицит массы тела, задержка в развитии, соответственно, избыток энергоемких продуктов в рационе питания и малоподвижный образ жизни может привести к ожирению. Но не только баланс энергоемкости пищи и физических нагрузок определяет состояние организма. Очень важен состав пищи по содержанию жизненно важных веществ: белков, минеральных солей, витаминов и пр. [1] И, конечно, нельзя не сказать о соблюдении режима питания.

Наиболее благоприятный для нормального функционирования организма

режим питания – 4 – 5-разовый приём пищи с промежутками 3 – 4 часа.[1]

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в питательных веществах и энергии для школьников.

Таблица 1.

Вещества и энергия

14-17 лет

Юноши

Девушки

Энергия, ккал

3000

2600

Белки, г (в том числе животные)

98/59

90/54

Жиры, г

100

90

Углеводы, г

425

360

Режим питания школьника

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть дня подростки проводят в школе. В связи с этим следует уметь чередовать умственные нагрузки и отдых. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотню часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания, следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха. [1]

Для нормального развития организма школьника нужны следующие продукты: 1.Мясо, рыба, птица и бобовые — источники белка, который отвечает за мышечный каркас и все клетки внутренних органов. 2.Овощи, фрукты и корнеплоды — содержат клетчатку, основной задачей которой является очищение организма от шлаков и токсинов. Кроме того, данные продукты защищают клетки от разрушения, поскольку содержат в себе антиоксиданты. 3.Орехи, растительные масла— содержат полезные жиры, необходимые для укрепления волос и ногтей, а также для здоровья сосудов и суставов. 4.Молочные продукты — источники кальция. Недостаток этого элемента в подростковом возрасте развивает множество проблем в опорно-двигательном аппарате ребенка.5.Чистая питьевая вода. Для нормальной работы организма нужно выпивать в сутки количество воды из расчета 30 мг на 1 кг массы тела.[2]Также для нормального развития организма необходимы продукты, богатые кальцием ( твердые сыры, капуста, фасоль, разнообразные орехи и семечки, рис, чечевица, брокколи), железом ( рыба и морепродукты, постная говядина, горох, фасоль, бобы, гречка, белая капуста, картофель, сваренный в мундирах, шпинат). Если в рационе школьника будет присутствовать продукты из цельного зерна, то это будет только на пользу, т.к. они содержат большое количество питательных веществ (это такие продукты, как цельнозерновой хлеб, коричневый рис, овсянка)[3].На завтрак школьник должен получать 25% от суточной нормы потребляемых продуктов, на обед – 40%, полдник составляет всего 15%, а ужин – 20%.[4]

На завтрак стоит есть горячие мясные блюда и закуски. Например, овощной или фруктовый салатик, бутерброд с маслом и сыром. Запить можно горячим чаем, какао-напитком, киселем, настоем шиповника или компотом. Кофе подросткам, тем более с утра, противопоказан. В идеале это каша на молоке, тушеное мясо или рыба, или запеканка, или овощные тушеные блюда.[5]

В обед просто жизненно необходимо похлебать первое, супчик, куриный бульончик и так далее. Обязательно горячее второе. Мясо или рыба с гарниром из овощей или круп. Так же именно в обед полезно есть свежие фрукты. Не стоит злоупотреблять кашами, этого блюда достаточно одного раза в день. Но желательно в кашах использовать разные крупы. Обязательно в рационе должны присутствовать гречневая, овсяная и пшенная крупы.[5]

В подростковом питании обязательно должен присутствовать полдник. Во-первых, он заменит нежелательные перекусы, а во-вторых, принесет массу пользы растущему организму. Так, как он должен состоять из молочных и хлебобулочных изделий.[5] Ужин должен быть легким, чтобы не перегружать желудок на ночь. Это может быть запеканка, легкая кашка, омлет. А непосредственно перед сном очень хорошо выпить стакан нехолодного молока и лучше с медом [5].

2. Экспериментальная часть.

  1.  
    1. Краткое описание использованных методик.

Все исследования воды проводились с использованием комплекта-практикума экологического «КПЭ» научно-производственного объединения ЗАО «Крисмас +». Методические рекомендации и карты-инструкции к проведению лабораторного экологического практикума изложены в учебном пособии под редакцией к.х.н. А.Г. Муравьева [6,7]:

  1. Величина рН определялась с помощью индикаторной бумаги и рН метра.

2.Определение хлоридов.

Метод определения основан на реакции взаимодействия хлорид-ионов с ионами серебра с образованием нерастворимого осадка хлорида серебра. В качестве индикатора используется хромат калия, который реагирует с избытком нитрата серебра, при этом желтая окраска переходит в оранжево-желтую. Титрование выполняется в пределах рН 5,0-8,0.

3. Определение в воде нитрат-анионов.

Метод определения нитрат-анионов основан на предварительном восстановлении нитрат-анионов до нитрит-анионов с последующим образованием азокрасителя в присутствии сульфаниловой кислоты и a-нафтиламина. Концентрация нитрат-анионов в анализируемой пробе определяется методом визуального сравнения окраски пробы с контрольной пленочной шкалой образцов окраски.

4.Определение в воде катионов аммония. Метод определения массовой концентрации катиона аммония основан на его реакции с реактивом Несслера с образованием в щелочной среде в желтый цвет соединения.

Оценка режима и рациона питания производилась путем анкетирования учащихся.

Обсуждение полученных результатов.

По литературным даннымсреднесуточные нормы физиологических потребностей в питательных веществах и энергии для школьников разные в зависимости от пола: для юношей 14-17 лет – 3000 ккал, а для девушек того же возраста – 2600 ккал (таблица 1). Кроме этого отличаются потребности и в белках, жирах и углеводах. Поэтому мы решили проанализировать и оценить режим и рацион питания для ученика и ученицы одного возраста: Иваненко Артема и Калугиной Анны и, если это будет необходимо, корректировать режим питания.

В таблице 2 представлены данные по режиму питания ученика 8 класса (возраст 14 лет). Данные свидетельствуют о том, что режим питания ученика не соответствует рекомендуемому режиму: очень ранний завтрак, так как между завтраком и перекусом в школе образуется большой перерыв (5 часов). Так как в школе у меня не бывает горячего завтрака, перекус следует устраивать раньше: не позже, чем в 10 часов. Изучив рекомендуемый режим питания, я сделал вывод об изменении времени перекуса в школе. Возможно, что следует добавить ещё один перекус на большой перемене в 12.00 для того, чтобы не было большого перерыва между приемами пищи до обеда

Сравнение режима питания ученика 8 «А» класса Иваненко Артёма и

рекомендованного режима питания.

Таблица 2.

Рекомендуемый режим питания[1]

Мой режим питания

7:30 – 8:00. Завтрак дома

6:00 – 6:20. Завтрак дома

10:00 – 11:00. Горячий завтрак в школе

11:05 – 11:15. Перекус в школе

12:00 – 13:00. Обед дома или в школе

14:00 (15:00) – 14:20 (15:20). Обед дома

19:00 – 19:30. Ужин дома

19:00 – 19:20. Ужин дома

В таблице 3 представлены данные по режиму питания ученицы 8 класса (возраст 14 лет) Калугиной Анны. Данные свидетельствуют о том, что режим питания ученицы не совсем соответствует рекомендуемому режиму:

1. Нет горячего завтрака в школе.

2. Большой промежуток времени между завтраком дома и перекусом в школе: рекомендуется 2,5-3 часа, а у Анны – 4 часа 15-20 минут.

3. Большой промежуток времени между перекусом в школе и обедом: 3-3,5 вместо рекомендуемых 2-х часов.

Возможно, что Анне следует в школе сделать не один, а два перекуса.

Сравнение режима питания ученицы 8 «А» класса Калугиной Анны и рекомендованного режима питания.

Таблица 3.

Рекомендуемый режим питания[1]

Мой режим питания

7:30 – 8:00. Завтрак дома

7:40 – 8:00. Завтрак дома

10:00 – 11:00. Горячий завтрак в школе

12:00 – 12:15. Перекус в школе

12:00 – 13:00. Обед дома или в школе

15:00 – 15:30. Обед дома

19:00 – 19:30. Ужин дома

19:30 – 20:00. Ужин дома

В таблице 4 представлены данные по режиму питания ученика 9 класса (возраст 15-16 лет) Копченова Андрея. Данные свидетельствуют о том, что режим питания школьника не соответствует рекомендуемому:

1. В режиме питания школьника образуется большой промежуток во времени (4 часа) между завтраком и перекусом в школе.

2. Между обедом и ужином дома образуется промежуток в 6 часов.

3. Слишком поздний ужин в 21:00

Возможно, Андрею следует сделать дополнительный перекус в школе в 10 часов, а также сделать полдник в 17:00, но с учетом тренировок.

Сравнение режима питания ученика 9 класса Копченова Андрея и рекомендованного режима питания.

Таблица 4.

Рекомендуемый режим питания[1]

Мой режим питания

7:30 – 8:00. Завтрак дома

8:00 – 8:15. Завтрак дома

10:00 – 11:00. Горячий завтрак в школе

12:00 – 12:15. Обед в школе

12:00 – 13:00. Обед дома или в школе

15:00 – 15:20.Обед дома

19:00 – 19:30. Ужин дома

21:00 – 21:15.Ужин дома

В таблице 5 представлены данные по режиму питания ученицы 9 класса (возраст 15-16 лет) Лукиных Ксении. Данные свидетельствуют о том, что режим питания школьницы практически соответствует рекомендуемому режиму питания. Исключение является только завтрак, так как образуется промежуток в 4,5 часов (рекомендуемый 3-4 часа). Возможно, школьнице стоит сделать перекус в 10 часов утра в школе.

Сравнение режима питания ученицы 9 класса Лукиных Ксении и рекомендованного режима питания.

Таблица 5.

Рекомендуемый режим питания[1]

Мой режим питания

7:30 – 8:00. Завтрак дома

7:30 – 7:50. Завтрак дома

10:00 – 11:00. Горячий завтрак в школе

12:00 – 12:15. Перекус в школе

12:00 – 13:00. Обед дома или в школе

14:30 – 14:50. Обед дома

19:00 – 19:30. Ужин дома

19:00 – 19:30. Ужин дома

В таблице 6 представлен режим питания ученицы 9 класса (возраст 15-16 лет) Лукиных Дарьи. Режим питания не соответствует рекомендуемому режиму питания: большой перерыв между завтраком дома и перекусом в школе.

Сравнение режима питания ученика 9 класса Лукиных Дарьи рекомендованного режима питания.

Таблица 6.

Рекомендуемый режим питания[1]

Мой режим питания

7:30 – 8:00. Завтрак дома

8:00 – 8:15. Завтрак дома

10:00 – 11:00. Горячий завтрак в школе

12:00 – 12:15. Перекус в школе

12:00 – 13:00. Обед дома или в школе

14:30 – 14:50. Обед дома

19:00 – 19:30. Ужин дома

19:00 – 19.30. Ужин дома

В таблицах 7 и 8 и на диаграммах 1 и 2 представлены рационы питания для учащихся 8 класса одного возраста: Иваненко Артема и Калугиной Анны. Сравнение нормы килокалорий для школьников (табл.1) и показаний, на основе их режимов питания свидетельствует о том, что калорийность потребляемой ими пищи ниже рекомендуемой: у Артема- 2412 ккал (рекомендуемая 3000 ккал), у Анны – 1936 ккал (рекомендуемая 2600 ккал).

В таблицах 9, 10, 11 и на диаграммах 1 и 2 представлены рационы питания для учащихся 9 класса одного возраста: Лукиных Ксении, Лукиных Дарьи и Копченова Андрея. Сравнение нормы килокалорий для школьников (табл.1) и показаний, на основе их режимов питания свидетельствует о том, что калорийность потребляемой ими пищи соответствует рекомендуемой у Ксении и Андрея, а у Дарьи ниже нормы.

Рассмотрим соотношение белков, жиров и углеводов в рационе питания Артема и Анны, а также Ксении, Дарьи и Андрея. Данные представлены в таблице №7, №8, №9, №10 и №11.

Как видно из таблицы №7,в рационе питания Иваненко Артема среднесуточное потребление белков соответствует норме, жиров выше нормы на 28 г, а среднесуточное потребление углеводов меньше почти в 2 раза нормы физиологических потребностей в питательных веществах для школьников 14-17 лет. Известно, что в организме глюкоза, прежде всего, является источником энергии. Углеводы необходимы человеку не только в виде сахара, но и виде крахмала (картофель, хлеб), клетчатки (овощи, фрукты).

Рацион питания Иваненко Артёма (выходной день)

Таблица 7.

Примерное меню

Содержание, г

Калорий- ность, ккал

Наличие витаминов, минеральных веществ

белки

жиры

углеводы

1-й приём пищи: каша геркулесовая с маслом, кофе, сырок глазированный «Б.Ю.Александров», творожок «Данисисимо»

24

28

82

779

В, А, РР, F, Е, калий, фосфор, кальций, железо, магний

2-й приём пищи: яйцо куриное варёное, салат овощной с растительным маслом

23,1

29,2

26,3

374

 

3-й приём пищи: борщ/суп овощной

5,3/4,1

14,3/10,2

36,2/20,2

285/183

А, В, Е, С

4-й приём пищи: курица жареная, вермишель отварная

23,7

29,7

34,9

492

В1, В12, В3, железо

5-й приём пищи: биточки говяжьи, картофель жареный, стакан молока

21,3

26,8

42,2

482

B2, B6, B7, B9, C, В1; В12, В3, железо, A, B1, , B5, E, K, калий, кальций, магний, натрий и фосфор

Всего

97.4

128/118

221,6/205,6

2412

 

Рекомендовано[1] :

98

100

425

3000

 

Суточное потребление воды

1,5 литра кипяченой воды из Анцифирского родника.

В рационе Калугиной Анны (табл.8) потребление белков ниже нормы на 8,7 грамма. Белки входят в состав ядер, цитоплазмы и мембран клеток, они являются ферментами, входят в состав антител, участвуют в свертывании крови, входят в состав антител, участвуют в транспорте газов. Поэтому в рацион питания школьницы следует добавить продукты, содержащие белок, особенно продукты животного происхождения, так как в них содержится больше незаменимых аминокислот, чем в продуктах растительного происхождения. Среднесуточное потребление углеводов в рационе школьницы также меньше почти в 2 раза нормы физиологических потребностей в питательных веществах для школьников 14-17 лет. Кроме того, что углеводы являются источником энергии, они выполняют структурно-пластическую и защитную функцию в организме человека.

Рацион питания Калугиной Анны

Таблица 8.

Примерное меню

Содержание, г

Калорий- ность, ккал

Наличие витаминов, минеральных веществ

белки

жиры

углеводы

1-й приём пищи:2 йогурта, яблоко, молоко, чай

18.1

18.1

42.9

403

А, Bg, D3, Е, Н, С, кальций, железо, магний

2-й приём пищи: яблоко

0,3

0,2

14

52

C, Кальций,Железо, Магний

3-й приём пищи: Картофельное пюре, сосиска, молоко

31,5

47,3

57,5

710

 

4-й приём пищи: яблоко

0,3

0,2

14

52

C, Кальций, Железо, Магний

5-й приём пищи: Макароны, котлеты, молоко

31,1

27,1

43,1

719

 

Всего

81,3

92.9

171,5

1936

 

Рекомендовано[1]:

90

90

360

2600

 

Суточное потребление воды

1 литр воды: «Малаховская» в бутылке и кипяченная водопроводная вода.

Таким образом, представленные рационы питания подростков 14 лет (мальчик и девочка) не соответствуют рекомендуемым нормам по калорийности и по содержанию углеводов, а также по белкам у Анны.

Отмечено, что в рационе обоих подростков присутствуют витамины и минеральные вещества. Однако трудно оценить в достаточном количестве или нет.

Нами был проанализирован рацион питания учащихся 9-го класса, активно занимающихся спортом.

В рационе питания Лукиных Ксении (табл.9) среднесуточное потребление белков соответствует норме, жиров выше нормы на 57 г,

а среднесуточное потребление углеводов меньше на 130 г нормы физиологических потребностей в питательных веществах для школьников 14-17 лет. Известно, что в организме глюкоза, прежде всего, является источником энергии. Углеводы необходимы человеку не только в виде сахара, но и виде крахмала (картофель, хлеб), клетчатки (овощи, фрукты).

Рацион питания Лукиных Ксении

Таблица 9.

Примерное меню

Содержание, г

Калорий- ность, ккал

Наличие витаминов, минеральных веществ

белки

жиры

углеводы

1-й приём пищи: каша (на молоке), чай (чёрный), пирожное бисквитное, круассан

25,45

33,59

102,15

845

 

2-й приём пищи: суп фасолевый, грецкий орех, кешью, кедр

31,13

78,8

39,84

1049

Витамины группы B, C, PP, A, D, фосфор, железо

3-й приём пищи: запеканка, чай (чёрный), печенье с изюмом

34

36

88,4

846

 

Всего

90,38

147,29

230,39

2690

 

Рекомендовано[1] :

90

90

360

2600

 

Суточное потребление воды

1 литр воды: «Малаховская» в бутылке и кипяченная водопроводная вода.

В рационе питания Лукиных Дарьи (табл.10) среднесуточное потребление белков ниже нормы на 20 грамм, жиров выше нормы на 24 г, а среднесуточное потребление углеводов меньше на 130 г нормы физиологических потребностей в питательных веществах для школьников 14-17 лет. Количество килокалорий, которые употребляет Дарья в течение дня, ниже рекомендуемой нормы на 727 ккал.

Рацион питания Лукиных Дарьи

Таблица 10.

Примерное меню

Содержание, г

Калорий- ность, ккал

Наличие витаминов, минеральных веществ

белки

жиры

углеводы

1-й приём пищи: каша овсяная на молоке, чай чёрный без сахара, торт «Панчо», пирожное бисквитное

15,6

28,2

72,9

591

B1, B2, PP, E, кальций, железо, цинк, фосфор, магний

2-й приём пищи: салат витаминный, рыба под маринадом, рис отваренный

31,74

15,82

55,28

501,42

Витамины группы B, E, А, С

3-й приём пищи: орехи, печенье сдобное, чай чёрный без сахара

16

45,9

47,6

691

Витамины группы B, E, А, С

4-й приём пищи: чипсы, мандарины(3 шт.), вода

6,8

24,4

55,9

467

A, C, E, витамины группы B, железо, , кальций, фосфор

Всего

70,14

114,32

231,68

1873

 

Рекомендовано[1] :

90

90

360

2600

 

Суточное потребление воды

1,5 литр воды: «Малаховская» в бутылке и кипяченная водопроводная вода.

В рационе питания Андрея (табл. 11) среднесуточное потребление белков соответствует рекомендуемой и даже превышает на 10,7 г, жиров выше нормы в 2,4 раза, среднесуточное потребление углеводов меньше нормы на 132, 2 грамма. Калорийность пищи выше рекомендуемой на 207,9 ккал. Андрей много занимается спортом и тратит большое количество энергии.

Рацион питания Андрея Копченова

Таблица 11.

Примерное меню

Содержание, г

Калорий- ность, ккал

Наличие витаминов, минеральных веществ

белки

жиры

углеводы

1-й приём пищи: овсяные хлопья, мюсли, яйца варёные, чай, бутерброды с колбасой

33,7

151,9

92,7

1209,6

D, Железо, Е, витамины группы B

2-й приём пищи: суп куриный, щи, компот

6,4

5,4

22,22

161,3

 

3-й приём пищи: макароны, свинина, курица, яблоко, хлеб ржаной, банан

43,8

38,8

135,7

1410

 

4-й приём пищи: йогурт с лесными ягодами, мандарины

4,2

29,2

21,4

133

A, C, E, витамины группы B, железо, , кальций, фосфор

5-й приём пищи: картошка, курица, квашеная капуста

20,6

14,5

20,8

286

В1, В12, В3, железо

Всего

108,7

239,8

292,82

3207,9

 

Рекомендовано[1]:

98

100

425

3000

 

Суточное потребление воды

2,5 литра воды: фильтрованная кипяченная из-под крана, вода «Малаховская» в бутылке.

Таким образом, представленные рационы питания подростков 15–16 лет (мальчик и 2 девочки) не соответствуют рекомендуемым нормам по содержанию углеводов (ниже нормы), по жирам (выше нормы) а также по калорийности и содержанию белков у Дарьи. Отмечено, что в рационе всех подростков присутствуют витамины и минеральные вещества. Однако трудно оценить в достаточном количестве или нет.

В таблицах 12 и 13 представлена оценка расходуемой энергии учеников 8 класса Артема и Анны.

Оценка расходуемой энергии Иваненко Артёма

Таблица 12.

Вид деятельности

Энергия,ккалч

Кол-во часов

Сумма ккал

Сон

1,4

8,5

11,9

Одевание, раздевание

3,0

1

3

Приём пищи

1,4

2

2,8

Чтение, письмо и другая умственная работа

1,5

6,5

9,75

Тяжёлая физическая работа, занятия спортом

5,5

2

11

Лёгкая физическая, домашняя работа

2,0

1

2

Сидение у телевизора/компьютера

1,4

2

2,8

Прогулка, ходьба

1,5

1

1,5

Всего

   

44.75

У Артема расход энергии выше, чем у Анны на 8,75 ккал. У Артема 2 часа уходит на ежедневное занятие спортом, а Аня спортом не занимается. Однако у Ани больше уходит времени на домашний труд. За компьютером и у телевизора Аня проводит времени больше, чем Артем на 1 час и на 1 час больше, чем Артем, гуляет.

Оценка расходуемой энергии Калугиной Анны

Вид деятельности

Энергия,ккалч

Кол-во часов

Сумма ккал

Сон

1,4

8

11,2

Одевание, раздевание

3,0

1

3

Приём пищи

1,4

1,5

2,1

Чтение, письмо и другая умственная работа

1,5

7

10,5

Лёгкая физическая, домашняя работа

2,0

2

2

Сидение у телевизора/компьютера

1,4

3

4,2

Прогулка, ходьба

1,5

2

3

Всего

   

36

Таблица 13.

В таблицах 14,15 и 16 представлена оценка расходуемой энергии учащихся 9 класса Ксении, Дарьи и Андрея.

Оценка расходуемой энергии Лукиных Ксении

Таблица14

Вид деятельности

Энергия,ккалч

Кол-во часов

Сумма ккал

Сон

1,4

8

11,2

Одевание, раздевание

3,0

0,5

1,5

Приём пищи

1,4

1,5

2,1

Чтение, письмо и другая умственная работа

1,5

9

13,5

Тяжёлая физическая работа, занятия спортом

5,5

1,5

8,25

Лёгкая физическая, домашняя работа

2,0

0,5

1

Сидение у телевизора/компьютера

1,4

0,5

0,7

Прогулка, ходьба

1,5

1

1,5

Всего

   

39,75

Все из этих подростков занимаются спортом, поэтому расход энергии у них больше, чем у тех, кто им не занимается. При этом у Дарьи расход энергии больше всех, потому что у нее очень много времени уходит на учёбу – 11 часов. У Андрея расход энергии больше, чем у Ксении, потому что он больше гуляет и время занятий спортом у него больше

( Ксения занимается спортом 1,5 часов, Андрей – 2 часа).

Оценка расходуемой энергии Лукиных Дарьи.

Таблица15

Вид деятельности

Энергия,ккалч

Кол-во часов

Сумма ккал

Сон

1,4

8

11,2

Одевание, раздевание

3,0

0,5

1,5

Приём пищи

1,4

2

3,4

Чтение, письмо и другая умственная работа

1,5

11

16,5

Тяжёлая физическая работа, занятия спортом

5,5

1,5

8,25

Лёгкая физическая, домашняя работа

2,0

0,5

1

Сидение у телевизора/компьютера

1,4

0,5

0,7

Прогулка, ходьба

1,5

1

1,5

Всего

   

44,05

Оценка расходуемой энергии Копченова Андрея

Таблица 16

Вид деятельности

Энергия,ккалч

Кол-во часов

Сумма ккал

Сон

1,4

8

11,2

Одевание, раздевание

3,0

0,5

1,5

Приём пищи

1,4

1,5

2,1

Чтение, письмо и другая умственная работа

1,5

7

10,5

Тяжёлая физическая работа, занятия спортом

5,5

2

11

Лёгкая физическая, домашняя работа

2,0

0,5

1

Сидение у телевизора/компьютера

1,4

1

1,4

Прогулка, ходьба

1,5

2

3

Всего

   

41,7

Известно, что на здоровье человека оказывает влияние не только правильный режим и рацион питания, но и употребление достаточного количества воды.

Данные по количеству выпиваемой воды представлены в таблицах №7-11: от 1 литра у Анны и Ксении до 2,5 литра у Андрея. Рекомендовано для Анны и Ксении пить в течение дня не менее 1,5 литра чистой питьевой воды.

Артем пьёт в течение дня кипяченую воду из Анцифирского родника.

Ксения, Дарья, Андрей и Анна покупают в школе и пьют воду «Малаховскую». Поэтому мы поставили перед собой задачу проверить качество питьевой воды, употребляемой школьниками. Данные представлены в таблицах № 17-20.

Во всех образцах воды катионы аммония отсутствовали (таблица 17).

Определение аммония в воде.

Таблица 17

Источник воды

Содержание аммония NH4+, мг/л

ПДК, мг/л

Вода из водопровода

0

2,6 мг/л

Вода «Малаховская»

0

Родниковая вода из Анциферовского родника кипяченая

0

Родниковая вода из Анциферовского родника

0

В таблице №18 представлены данные по содержанию в питьевой воде хлоридов. Содержание хлоридов в водоемах – источниках водоснабжения допускается до 350 мг/л. Много хлоридов попадает в водоемы со сбросами хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. Этот показатель очень важен при оценке санитарного состояния источника питьевой воды.

Определение хлоридов в воде.

Таблица 18

Источник воды

Содержание хлоридов, мг/л

ПДК, мг/л

Вода из водопровода

46,2

350

Вода «Малаховская»

88,8

Родниковая вода из Анциферовского родника кипяченая

14,2

Родниковая вода из Анциферовского родника

14,2

В исследуемых пробах воды содержание хлоридов варьировало от 14,2 до 88,8 и не превышало предельно допустимые концентрации.

Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (рН около 7). Кислотность воды обычно характеризует значение водородного показателя (рН), который для природных вод обычно имеет значения от 6.5 до 8,5. На величину рН влияет содержание карбонатов, гидроксидов, солей, подверженных гидролизу. Данные наших исследований представлены в таблице №19. Из таблицы видно, что показатели рН в исследуемых пробах воды практически соответствуют ПДК.

Определение pH в воде

Таблица 19.

Источник воды

Определение pH-метром

Определение универсальной индикаторной бумагой

ПДК

Вода из водопровода

7,2

7,5

6,5-8,5

Вода «Малаховская»

7,4

7,0

Родниковая вода из Анциферовского родника кипяченая

7,0

7,0

Родниковая вода из Анциферовского родника

7,0

7,0

Питьевая вода анализировалась на содержание нитратов. Существует несколько механизмов токсического воздействия нитратов на организм человека. Сами по себе нитраты относительно малотоксичны (относительно других распространенных токсикантов), в биологической среде в результате биохимических реакций они превращаются в нитриты, или соли азотистой кислоты (HNO2). Нитриты далее в желудочно-кишечном тракте человека (в кислой среде) взаимодействуют с соединениями, имеющими вторичные аминогруппы, и превращаются в N-нитрозоамины, которые являются канцерогенными соединениями, т.е. способствуют образованию злокачественных опухолей.

Данные по содержанию нитратов в воде представлены в таблице 20.

Определение нитратов

Таблица 20

Источник воды

Концентрация нитрат-ионов в мг/л

ПДК в мг/л

Вода из водопровода

1

45

Вода «Малаховская»

1

Родниковая вода из Анциферовского родника кипяченая

1

Родниковая вода из Анциферовского родника

1

Во всех изучаемых образцах воды нитраты практически отсутствовали.

Таким образом, результаты химического анализа воды показали, что по всем исследуемым показателям питьевая вода соответствовала норме.

Выводы.

1. Данные по режиму питания учащихся 8-го и 9-го классов свидетельствуют о том, что режим питания учеников не соответствует рекомендуемому режиму: нет горячего завтрака в школе; большой промежуток времени завтраком дома и перекусом в школе; большой промежуток времени между перекусом в школе и обедом: 3-3,5 вместо рекомендуемых 2-х часов.

2. Сравнение нормы килокалорий для школьников и показаний, на основе их режимов питания свидетельствует о том, что калорийность потребляемой пищи у учащихся 8 класса ниже рекомендуемой: у Артема- 2412 ккал (рекомендуемая 3000 ккал), у Анны – 1936 ккал (рекомендуемая 2600 ккал).

3.Калорийность потребляемой пищи у учащихся 9 класса ниже рекомендуемой только у Дарьи- 1873ккал (рекомендуемая 2600). У Андрея и Ксении калорийность потребляемой пищи соответствует рекомендуемой. При этом Дарья тратит энергии больше (44.05 ккал), чем Андрей (41.7) и Ксения (39,75).

4.Среднесуточное потребление белков соответствует норме у всех школьников, кроме Калугиной Анны(8 кл.) и Лукиных Дарьи(9 кл.).5.Среднесуточное потребление жиров у большинства школьников превышает норму.6.Среднесуточное потребление углеводов в рационе школьников меньше почти в 2 раза.

7.Представленные рационы питания подростков 14-16 лет (мальчики и девочки) не соответствуют рекомендуемым нормам по калорийности у 8-миклассников. У 9-тиклассников рацион питания по калорийности не соответствует по калорийности только у Дарьи.

8. У юношей 8 и 9 классов расход энергии выше, чем у девочек. У Артема и Андрея 2 часа уходит на ежедневное занятие спортом, а Аня тратит энергии меньше всех – 36 ккал (Дарья-44.05; Ксения -39,75) Калугина Анна спортом не занимается и имеет ограничения в занятиях физкультурой.

9. Не все школьники пьют достаточное количество воды в течение дня.

Для нормальной работы организма нужно выпивать в сутки количество воды из расчета 30 г на 1 кг массы тела.[2]

10. Качество употребляемой учащимися воды соответствует нормативам.

11. Экологический риск в нарушении режима и рациона питания и недостаточного количества выпиваемой чистой воды существует. Только здоровый человек может противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды.

Рекомендации.

1.Изучив рекомендуемый режим питания, я сделал вывод об изменении времени перекуса в школе. Возможно, что следует добавить ещё один перекус в 10.00 (или горячий завтрак) и на большой перемене в 12.00 для того, чтобы не было большого перерыва между приемами пищи до обеда.

2. Так как у нас в школе все перемены по 10 минут и только одна большая перемена 15 минут после 4 урока, у школьников не хватает времени для горячего завтрака в школьной столовой. Поэтому следует обратиться к директору школы и обсудить вопрос о ещё одной перемене в 15 минут после 2 урока.

2. Учащимся необходимо добавить в рацион питания продукты, содержащие углеводы (каши, овощи, фрукты) и уменьшить количество продуктов, содержащих жиры.

3. Калугиной Анне и Лукиных Дарье добавить в рацион питания продукты животного происхождения, содержащие белки.

4. Иваненко Артему, Лукиных Дарье и Ксении желательно прибавить время на прогулку (хотя бы в выходной день).

5. Рекомендовано для Анны и Ксении пить в течение дня не менее 1,5 литра чистой питьевой воды.

Список использованной литературы

1. Александрова В.П., Болгова И.В. Культура здоровья человека. Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. Москва. ВАКО, 2015.

2. http://opitanii.net/story/pravilnoe-pitanie-dlya-podrostkov 2016 © opitanii.net;

3. http://www.jlady.ru/zhizn-podrostkov/pravilnoe-pitanie-dlya-podrostkov.html;4. http://www.poedim.ru/content/274-pitanie-v-podrostkovom-vozraste.5. http://podrostkidiety.com/stati/pitanie-podrostkov

6.Муравьев А.Г., Пугал А.Н., Лаврова В.Н. «Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций». Крисмас +, Санкт-Петербург, 2003.

7.Муравьев А.Г., Пугал А.Н., Лаврова В.Н. «Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций». Крисмас +, Санкт-Петербург, 2012.

8. Экология 7-8 классы. Практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. Автор-составитель Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009.

9.Экология Московской области. Информационный сборник,2010г.

Приложение

Диаграмма 1.

Сравнение нормы ккал для школьников и их показаний, на основе их режимов питания.

Диаграмма 2.

Сравнение нормы белков для школьников и их показаний, на основе их режимов питания.

Диаграмма 3

Сравнения нормы жиров для школьников и их показаний, на основе их режимов питания.

Диаграмма 4.

Сравнения нормы углеводов для школьников и их показаний, на основе их режимов питания.

 

42

 

Просмотров работы: 11359