ВЛИЯНИЕ ВЕСА ШКОЛЬНОГО РАНЦА НА ОСАНКУ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ВЕСА ШКОЛЬНОГО РАНЦА НА ОСАНКУ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Щетникова Е.А. 1
1
Перевощикова Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Зимой по улице бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.

В. Берестов

Действительно, портфель наш верный спутник по дороге школьной жизни. Поэтому покупка портфеля на новый учебный год — это важное событие, особенно для будущих первоклассников

Школьные ранцы, напичканные учебниками, - первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника.

Американский педагог Банкрофт в своей книге «Осанка школьника» (1867) писал: «Осанку легко испортить переносом тяжелых книг. Придет время, и тестирование физического развития опередит по важности любые другие образовательные тесты...».

Обратите внимание, что изменилось за последние сто лет? Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний, связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы. А школьные ранцы не стали легче. Значит, эта тема не утратила своей актуальности и на сегодняшний день

Таким образом, наша работа посвящена изучению проблемы влияния ранца на здоровье школьника, в частности на осанку.

Цель: изучить соответствие школьного ранца требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и антропометрическим данным, учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ № 3.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме.

2. Изучить портфели учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ № 3.

3. Получить информацию об антропометрических данных учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ № 3.

4. Составить вопросы анкеты и провести анкетирование родителей учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ № 3.

5. Составить рекомендации по выбору правильного портфеля.

Объект исследования: школьный портфель учащихся начальной школы.

Предмет исследования: ученики 3 «Б» класса МОУ СОШ № 3 города Кыштыма.

Гипотеза: мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.

Основными методами исследования являются: социологический опрос, наблюдение и системный анализ.

  1. Актуальность проблемы.

Одной из основных структур человеческого организма является позвоночник. Он имеет очень сложное строение и выполняет множество важных функций, ведь именно благодаря наличию позвоночного столба мы можем передвигаться, держаться ровно, мы подвижны и активны. Очень важно, чтоб наш позвоночник был здоров, ведь любое его заболевание или травма приводит к ухудшению качества нашей жизни временно или даже пожизненно. От заболеваний позвоночника люди страдали во все времена. Эти заболевания распространены в такой степени, что почти каждый человек страдает от них когда-нибудь. Даже в такой благополучной стране, как Швеция, заболевания позвоночника составляют 10 - 15 % случаев нетрудоспособности. В России сколиоз, как и другие нарушения осанки, выходят на лидирующие позиции среди наиболее встречающихся патологий у детей.

По данным Федеральной службы государственной статистики в России на 2006 год насчитывалось 302 тысячи 200 детей до 14 лет с диагнозом «сколиоз». что касается нарушения осанки в общем, эта цифра гораздо больше – 1 млн. 420 тыс. 100 детей. Таким образом, на долю всех нарушений осанки у детей в России насчитывается около 1 млн. 722 тыс. 300 детей, что составляет 8,1 % всех российских детей в возрасте до 14 лет, это 1,2 % всего населения страны.

Проблема детской ортопедической заболеваемости актуальна во всем мире, поэтому направление реабилитации в детской травматологии и ортопедии признано Всемирной организацией здравоохранения одним из основных в научных исследованиях на период с 2000 по 2016 годы.

Ребенок вынужденно, из-за организации режима школьной жизни, в 2 раза снижает свою двигательную активность. Положение сидя является патобиомеханическим фактором, приводящим к нарушению осанки. В условиях школы или детского сада ребенок проводит в этом положении время, в 4 – 5 раз превышающее физиологическую норму. Структурные патологические изменения позвоночника приводят к деформации грудной клетки и таза, а также к морфологическим изменениям внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. Основным фактором этих причин является недостаток общей и специально развивающей двигательной активности ребенка – гипокинезия. Физиологическая потребность ребенка в движении при нормальном развитии – 17 22 тыс. движений в сутки. Большинство детей осуществляет реализацию этой потребности только на 60 – 70 процентов.

В связи с этим, такая проблема как сколиоз детей младшего школьного возраста приобретает все большую медико – социальную значимость. Возникает необходимость изучения, исследования новых методов, обобщение предыдущего опыта, сравнение их и выявление более эффективных методов коррекции сколиоза. Актуальность темы также определена необходимостью поиска новых путей решения проблем, связанных с организацией физического воспитания и восстановительного процесса в условиях специализированного учреждения. Появление нарушений осанки у школьников может быть обусловлено как типом школьной сумки, её тяжестью, так и тем, как школьник её носит. Постоянно сутулое положение тела при состоянии и плохая осанка могут усугубиться, особенно в случае, если школьная сумка слишком тяжелая и носится небрежно в одной руке или на одном плече.

  1. Осанка.

Осанка – это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка обусловлена как наследственностью, так и влиянием различных внешних факторов. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего нарушения осанки встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. В строгом научном понимании осанка – это способ построения биомеханической схемы тела человека в вертикальном положении. Это построение определяется комплексом безусловных рефлексов – двигательным стереотипом. Двигательный стереотип «выстраивает» из сегментов тела ту или иную конструкцию тела, в той или иной степени пригодную для сохранения вертикального положения и движения. В вертикальном положении сегменты тела (голова, грудь, торс, таз, ноги) выстраиваются относительно друг друга относительно их скелета образуя устойчивую конструкцию, способную противостоять инерционным силам действующим на тело. Динамика позы для предотвращения падения называется скелетный баланс.

а) Характеристика правильной осанки.

Осанка может считается правильной, если срединная вертикальная ось тела проходит от центра свода черепа. Касаясь нижней челюсти по задней поверхности, она спускается по касательной к выпуклости шейного отдела. Незначительно срезая дугу поясничного лордоза, через центр таза проходит у переднего края коленного сустава, заканчиваясь в центральном отделе стопы. Все структуры, находящиеся по обе стороны от этой линии, должны быть симметричными.

На практике проверка правильности осанки базируется на определении таких признаков:

  1. Голова находится в прямом положении.

  2. Симметрия в расположении углов лопаток, надплечий и сосков.

  3. Одинаковая длина и расположение шейно-плечевых линий (условных линий, соединяющих ухо с плечевым суставом).

  4. Симметричность треугольников талии (щелей треугольной формы между туловищем и опущенными руками).

  5. Линия, проведенная через остистые отростки позвонков, имеет прямое направление.

  6. Равномерная выраженность изгибов позвоночника кпереди в шейном и поясничном отделе и кзади в грудном с крестцовым.

  7. Симметричность рельефа поясничной области и грудной клетки в строго вертикальном и положении легкого наклона туловища вперед.

  8. Строго горизонтальное расположение оси таза и симметричность его костных ориентиров.

  9. Одинаковая длина нижних конечностей и нормальные характеристики сводов стоп.

Характеристики нормальной осанки изменяются в зависимости от возраста. Эти отличия незначительные и позволяют выделить типичные виды осанки дошкольного, школьного и юношеского возраста. Последняя не отличается от таковой у взрослых. Если имеет место несоответствие полученных данных тем, которые типичны для нормальной осанки, говорят о ее нарушении. Как правило, возникают они в школьном возрасте из-за неправильных нагрузок и рабочей позы, а в случае несвоевременной коррекции сопровождают человека на протяжении всей жизни.

б) Причины нарушения осанки.

Причины нарушения осанки могут быть как врожденные, так и приобретенные.

Врожденные причины нарушения осанки встречаются не очень часто. В основном это нарушения внутриутробного развития, приводящие к недоразвитости позвонков, образованию различных дефектов и патологий позвонков. К врожденным причинам относятся деформации позвоночника и его частей, грудной клетки и рёбер, таза и тазобедренных суставов и ног.

Гораздо распространены приобретенные причины нарушения, которые обусловлены слабостью мышечного корсета или отдельных мышечных групп. Неправильное положение тела во время учебы способствует развитию мышц одной половины тела и слабости мышц другой, что приводит к неравномерному давлению на позвонки, к деформации позвонков и искривлению туловища в одну сторону.

Осанка нарушается при неправильном сидении за партой, за столом, если человек наклоняется низко, горбит спину или искривляется в одну или другую сторону, сидит, поджав под себя одну ногу, носит тяжёлый портфель в одной руке или ранец на одном плече. Спит на мягкой постели на одном боку или свернувшись калачиком. Одной из причин нарушения осанки являются травмы, переломы позвоночника, различные заболевания, такие как рахит, радикулит, полиомиелит, плеврит, туберкулёз.

На состояние осанки влияет и ухудшение слуха, зрения, близорукость, косоглазие. Человек с плохим зрением, чтобы лучше видеть вынужден наклонятся низко над столом, принимать неправильную позу при работе и при чтении.

Привычки сутулиться или втягивать голову в плечи, ходить с низко опущенной головой так же приводит к нарушению осанки.

Очень важно следить за правильным положением тела, когда долго сидишь за партой, за столом, за компьютером, необходимо периодически вставать, делать разминку. Нарушения осанки у детей обусловлены малоподвижным образом жизни, слабым физическим развитием, неправильным режимом отдыха и труда, плохим питанием.

К причинами нарушения осанки относятся:

  1. неправильная рабочая поза при посадке за партой, рабочим столом.

  2. Большой вес школьного портфеля, сумки.

  3. Несоответствие школьной мебели росту ребенка.

  4. Низкая двигательная активность.

  5. Ношение сумок с ремнем через одно плечо.

  6. Неудобная обувь, одежда.

в) Шкала нарушения осанки Штаффеля.

В специальной литературе существуют различные классификации осанки, основой которых служит величина физиологических изгибов разных отделов позвоночного столба.

В настоящее время широко распространена и эффективно применяется в работе ортопедов, анатомов, врачей и педагогов классификация типов осанки для разных возрастных групп, созданная Штаффелем еще в 1889 году. Он предложил выделять пять форм спины:

  1. «Нормальная осанка» - свободное, непринужденное вертикальное положение тела, при котором линия общего центра тяжести проходит через ось тазобедренных суставов в середины площади опоры.

  2. «Круглая спина» - выпуклая спина назад и выдвинутый вперед таз, поясничный лордоз выражен слабо, плечи опущены и сдвинуты вперед, лопатки крыловидные, грудь впалая, голова опущена.

  1. «Плоская спина» - физиологические кривизны позвоночника слабо выражены, сглажены, грудная клетка средней выпуклости, живот втянут.

  2. «Плосковогнутая спина» - излишнее увеличение поясничного лордоза.

  3. «Кругловогнутая спина» - чрезмерное увеличение всех физиологических изгибов позвоночника, грудная клетка уплощена, талия укорочена.

  1. Зависимость веса ранца от возраста.

Для того чтобы правильно выбрать портфель для ребенка, нельзя не упомянуть о том, что ребенок ежедневно вынужден носить достаточно большой вес, который складывается из различных компонентов, таких как:

  1. Учебники. Уже в первом классе ребенок ежедневно вынужден носить достаточно большое количество учебников.

  2. Тетради и прочие канцелярские принадлежности, которые в сумме также имеют не такой уж и малый вес.

  3. Спортивную форму, предназначенную для посещения уроков физкультуры.

  4. Сменная обувь. В наше время практически все современные школы настаивают на ношении детьми сменной обуви.

Именно поэтому, рюкзак должен иметь как можно меньший вес. Максимально возможный вес школьного ранца для ребенка 7-8 лет составляет не более 700 грамм. Также очень важно знать, какая нагрузка считается максимально допустимой для детей различных возрастов.

Ученые проводили различные исследования о том, как влияет ношение тяжелого портфеля на здоровье и самочувствие ребенка.

И вот к какому выводу они пришли. Безопасным является вес:

  1. Для учеников младших классов, с первого по четвертый, эта цифра равна 2 – 2,5 кг.

  2. Для учеников средних классов, с пятого по восьмой, цифра не должна превышать 3,5 кг.

  3. для учеников старших классов вес не может превышать 5 кг.

Однако это весьма усредненные данные. Для того чтобы рассчитать вес с учетом физиологических особенностей конкретного работника. врачи ортопеды рекомендуют воспользоваться следующей формулой: вычитайте 10 % от веса ребенка и отнимите 200 грамм. Это и будет максимально допустимый вес для ребенка, который не причинит ему никакого вреда.

Требования к выбору школьного ранца для младших школьников.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:

  1. Вес ранца не должен превышать 700 г.

  2. Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую форму.

  3. Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму.

  4. Предпочтение следует отдавать разницам, спинка которых имеет специальные массажные профили.

  5. Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400–450мм. должна быть не менее 35 – 40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.

  6. Высота передней стенки ранца должна составлять 220 – 260 мм.

  7. Ширина ранца не должна превышать 60 – 100 мм.

  8. Длина ранца не должна превышать 300 – 360 мм.

  9. Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, яркими по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность.

  10. Безопасность ранца должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением, выданным уполномоченным органом и утвержденным в установленном порядке.

  11. Необходимо постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей.

  12. Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течении учебной недели каждой четверти.

  13. Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1 – 2 классов – 2,2 кг, для учащихся 3 – 4 классов – 3,2 кг.

Исследовательская часть.

Первый этап моего исследования заключался в том, чтобы в научных целях выяснить, какие портфели предпочитают учащиеся нашей школы. Было опрошено 30 учащихся, на вопрос какой портфель вы предпочитаете учащиеся первого класса отвечали – ранец, мнения учащихся 2-4 классов школы разделились пополам: 50% - рюкзак, 50% - сумку.

Далее необходимо было узнать вес учеников 3 «Б» класса и вес их школьных портфелей.

а) Взвешивание учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ № 3 и их ранцев.

пп

Фамилия Имя ученика

Вес ученика, кг.

Вес портфеля, кг.

% от веса ученика

1

2

3

4

5

1

Щукин Саша

28,6

3,1

10,8

2

Лопаев Данил

28,0

2,8

10,0

3

Копылов Влад

37,3

2,4

6,4

4

Маликова Марина

21,0

2,6

12,3

5

Мосеев Егор

27,6

2,4

8,6

6

Шолудешев Данила

26,0

2,5

9,6

7

Шакурова Дарья

27,0

2,3

8,5

8

Хусаинов Рустам

24,0

2,8

11,6

9

Василенко Кристина

25,0

2,9

11,6

10

Гульцев Владимир

31,0

2,7

8,7

11

Лёзин Максим

24,0

4,1

17,0

б) Анализ результатов.

Результаты удивили , у пяти учеников 3 «Б» класса МОУ СОШ № 3 портфель весит больше нормы.

Я решила посмотреть, а что лежит в ранцах и портфелях учащихся: учебники 4 штуки, папка с тетрадями, 2 тетради на печатной основе, альбом, краски, книга для чтения. Основной вес ранцев и портфелей составляют не только учебники, но и лишние вещи (бутылочки с водой, еда, машинки, блокнотики, художественная литература, учебники, которых нет в расписании и многое другое).

Детям приходится ежедневно носить такие неподъемные сумки, которые не каждый взрослый сможет носить в течение учебного дня.

в) Анализ медицинских школьных карточек из кабинета врача.

пп

Фамилия Имя ученика

Диагноз

Группа здоровья

1

2

3

4

1

Саша

Плоскостопие

2

2

Данил

Здоров

2

3

Влад

Плоскостопие

2

4

Марина

Здорова

2

5

Егор

Здоров

2

6

Данила

Здоров

2

7

Дарья

Здорова

2

8

Рустам

Здоров

2

9

Кристина

Сколиоз. Плоскостопие

3

10

Владимир

Здоров

2

11

Максим

Сколиоз. Плоскостопие

3

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что тяжелые портфели, сумки и ранцы портят осанку школьников. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник может привести к тяжелым последствиям.

г) Анкетирование родителей.

АНКЕТА:

«Как выбрать портфель для ребенка».

1. При выборе рюкзака на что, в первую очередь, вы обращаете внимание?

А) на цену Б) на цвет В) на требования СанПина к школьным ранцам

2. Имеет ли для вас значение количество лямок у рюкзака?

А) да Б) нет

3. Знаете ли вы, сколько должен весить пустой рюкзак?

А) да Б) нет

4. Известен ли вам допустимый вес полного рюкзака для младшего школьника?

А) да Б) нет

5. Вы прислушиваетесь к мнению ребенка, выбирая ранец, или это целиком ваше решение?

А) да, прислушиваюсь Б) нет, ориентируюсь на бюджет

6. Знаете ли вы как определить, что ранец не подходит вашему ребенку по медицинским показателям?

А) не знаю Б) знаю

7. Знаете ли вы, что неправильный выбор ранца влияет на осанку школьника?

А) да Б) нет

8. Известны ли вам критерии выбора школьного ранца?

А) да Б) нет

д) Анализ анкетирования.

Обработав полученные результаты, я пришла к выводу, что родители не руководствуются при выборе портфеля его удобством и практичностью. При выборе рюкзака 7 человек (64%) обращают внимание на цвет, 3 человека (27%) обращают внимание на цену и только 1 человек (9%) руководствуется при выборе рюкзака требованиями СанПина. Количество лямок на рюкзаке для родителей вообще не имеет значение, также никто из родителей не знает сколько должен весить пустой рюкзак. Только три человека, что составляет 27%, знают, сколько должен весить портфель, при том 73 % (8 человек) вообще не интересует вес наполненного рюкзака. Никто из родителей не прислушивается к мнению ребенка. Как определить, что ранец не подходит вашему ребенку по медицинским показателям знает только 2 человека (18%), 9 родителей (82%) не задумывались над этим показателем. 55% (6 родителей) - знают, что не правильно купленный портфель влияет на осанку ребенка, а вот про критерии школьного ранца слышали только – 18% (2 человека).

Заключение.

В результате выполнения работы мною получены следующие результаты:

  1. Установлены предпочтения в выборе портфелей младших школьников нашей школы. Обучающиеся первого класса предпочтение отдают ранцу, мнения обучающихся 2-4 классов разделились пополам: 50% за рюкзак, 50% за сумку.

  2. Анкетирование родителей третьеклассников показало, что они не руководствуются при выборе портфеля его удобством и практичностью. При выборе рюкзака 64% от общего количества родителей обращают внимание на внешний вид (цвет) портфеля, 27% обращают внимание на стоимость портфеля и только 1 человек (9%) руководствуется при выборе рюкзака требованиями СанПина.

  3. Экспериментальная часть исследования показала, что у пяти учеников вес портфеля превышает установленные возрастные нормы.

  4. Выявлены причины превышения установленных норм. Дополнительный вес ранцев и портфелей третьеклассников составляют лишние вещи, такие как: бутылочки с водой, еда, машинки, блокнотики, художественная литература, учебники по предметам, которых нет в расписании и др.

  5. Анализ медицинских школьных карточек обучающихся показал, что 82% детей имеют вторую группу здоровья и 18% - третью группу здоровья. Два человека в классе уже имеют нарушения осанки.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что тяжелые портфели, сумки и ранцы негативно влияют на осанку школьников. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник может привести к тяжелым последствиям.

Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.

Изучая мнения и советы медиков, я узнала для себя много нового и интересного. Я узнала, что такое осанка, как она важна для здоровья человека. В ходе работы я поняла, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать другом или врагом для нашей спины.

Учитывая полученные результаты, нами были разработаны рекомендации для родителей при выборе школьного ранца и ученикам для сохранения осанки.

а) Рекомендации ученикам для сохранения осанки.

Ученикам, с целью предупреждения заболеваний позвоночника рекомендую посетить врача-ортопеда и обратить внимание на следующие моменты которые очень важны для сохранения осанки:

  1. Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.

  2. Избегать неправильных поз.

  3. Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.

  4. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

  5. Спать на жесткой кровати и небольшой подушке.

  6. При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.

  7. Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.

  8. Не следует носить портфель в одной руке.

  9. В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.

б) Рекомендации родителям при выборе школьного ранца.

При выборе ранца для первоклассника или ученика начальной школы после внешнего вида, необходимо обратить внимание на такие моменты, как:

  1.  
    1. Спинка должна иметь сеточку, которая предотвращает излишнее потоотделение.

  2. Дно ранца также должно быть твердым.

  3. Вес портфеля. Примерьте портфель — чем меньше его вес, тем лучше. Не забывайте, что школьнику нужно носить с собой несколько учебников с твердыми обложками, наборы ручек, карандашей, тетради, сменную обувь и, возможно, воду, перекус, мобильный телефон. К сожалению, ортопедические ранцы тяжелее обычных. Согласно нормам, вес портфеля для учеников начальной школы должен быть не более полутора-двух килограмм.

  4. Лямки и ручка. У любого рюкзака или ранца должны быть плотные широкие лямки из приятного наощупь материала, чтобы они не врезались в плечи ребенка от тяжести и были приятны в ежедневном использовании. Ручки должны регулироваться по длине. Наиболее оптимальная ширина — 4-5 см. Обязательно скажите ребенку, что рюкзак можно носить только на двух лямках, на спине, а не таща в руке.

  5. Размер. При примерке портфеля посмотрите, чтобы он не давил на поясницу и шею ребенка.

  6. Наличие секций, кармашков и проч. Ближе к спине должно быть отделение для учеников, снаружи — для тетрадей. Для младшего школьника лучше выбрать портфель, в котором будут отделения для тетрадей, пенала, ручек, воды, мобильного телефона, чтобы он четко знал, что в каком отделении лежит и мог быстро это находить.

  7. Качество изделия. Рюкзак для ребенка — это не просто сумка для переноса учебников, это и в какой-то форме игрушка: рюкзаками можно кидаться, катать их по полу, держа в руках, раскручиваться на скользком полу и т.д. Поэтому отдельное внимание нужно уделить качеству швов, прочности материала и другим характеристикам. При современном качестве вещей рюкзак может «не дожить» до конца учебного года.

  8. Отражающие вставки. Практически все современные рюкзаки для детей имеют отражающие вставки, светоотражатели или изготовлены из флуоресцентного материала, чтобы ребенка с рюкзаком было хорошо видно водителям в темное время суток.

  9. Дизайн. Первое, на что стоит обратить внимание, а затем уже смотреть другие характеристики. Сам рюкзак должен нравиться вашему ребенку, чтобы он с удовольствием собирал его и брал в школу. Доверьтесь в этом вопросе своему ребенку и ненастойчиво порекомендуйте тот, что понравился вам. Не стоит покупать для девочки ранец с машинкой, а для мальчика — с куклами. Это будет смешно в глазах других детей, даже если этот рюкзак подходит по другим параметрам.

И помните, что нет смысла покупать самый легкий портфель низкого качества, чтобы переносить в нем тяжелые вещи.

в) Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

1. Стоя прямо, руки необходимо свести за спиной в «замок». Затем следует делать пружинистые движения, поднимая руки как можно выше и одновременно прогибая спину. Повторить 10 раз.

2. Встав на четвереньки, с опорой на колени и прямые руки, следует делать взмахи попеременно: сначала правой рукой и левой ногой, а затем левой рукой и правой ногой. Повторить 8 раз.

3. Лежа на спине нужно вытянуть руки вдоль тела и согнуть ноги в коленях, чтобы опираться на полную стопу. Следует поднимать корпус тела, прижимаясь грудью к бедрам, после чего возвращаться в исходное положение. Повторить 5 раз.

4. Сидя на полу и согнув ноги в коленях, следует поставить стопы на пол, а руки расположить сзади, упираясь в пол ладонями. Пользуясь руками как рычагом, следует прогибаться вверх, приподнимая таз и одновременно запрокидывая голову. Замерев в такой позе на 5 секунд, можно вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

5. Лежа на животе и вытянув руки в стороны, следует плавно приподнимать верхнюю часть тела максимально высоко. Зафиксировав такое положение на 4-5 секунд, можно вернуться к исходному. Повторить упражнение 8 раз.

6. Стоя лицом к стене следует прислониться к ней ладонями. После этого, не отрывая рук, нужно постараться максимально прогнуться назад, удерживая при этом равновесие. Замерев в этой позе на 4 секунды, стоит вернуться к исходному положению. Повторить 5 раз.

7. Повернувшись спиной к стене, стоит прижаться к плоскости всем туловищем, максимально плотно, стоя при этом ровно. В течение 10 секунд следует сохранять положение, а затем можно расслабиться. Повторить 8 раз.

8. Встав спиной к углу стены или к гимнастическому шесту, нужно прижаться к нему затылком и ягодицами. В этом положении следует совершать приседания, делать которые нужно поочередно, по 5 раз, а затем наклоны вправо и влево (по 5 раз), возвращаясь после каждого наклона в исходное положение.

9. Находясь лицом к полу, нужно опираться на прямые руки, а также на носочки. Живот при этом должен быть втянут, а спина оставаться прямой. В таком положении следует задержаться на 30–40 секунд. Повторить 5 раз.

10. Встав на ноги и выпрямившись, на голову необходимо положить книгу. Медленно передвигаясь по комнате необходимо сохранять правильную осанку, чтобы книга не упала. Начинать упражнение необходимо с 2 минут, постепенно доводя его до 20 минут и более.

Список литературы и использованных источников.

  1. М.В.Антропова «Здоровье младшего школьника», М. «Вентана- Граф» 2007г.

  2. А. Бобырь. «Берегите спину» Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете. – Выпуск №2

  3. А. Лопанин. «Тяжелая ноша» Новости медицин - журнал. Выпуск № 4 2009г.

  4. Н.Б.Корасталев «От А до Я», М. «Медицина» 2016г.

  5. «Сколиоз и нарушения осанки» http://www.medatlant.ru

  6. «Как сохранить осанку школьника?» http://www.detstvo.ru

  7. «Осанка хорошая или плохая?» http://www.7ya.ru

  8. «Комплекс упражнений для осанки» http://www.ja-zdorov.ru

  9. «Нарушения осанки» http://www.krasotaimedicina.ru

Просмотров работы: 5451