"ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА" В. И. ДАЛЯ– НЕЗАМЕНИМЫЙ ПОМОЩНИК В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ 15. 3.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА" В. И. ДАЛЯ– НЕЗАМЕНИМЫЙ ПОМОЩНИК В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ 15. 3.

Хоркунова А.Г. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Нурлат Республики Татарстан
Никифорова М.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1" города Нурлат Республики Татарстан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля–

незаменимый помощник в написании сочинения - рассуждения 15.3.

Выполнила:

Хоркунова Анастасия Григорьевна,

учащаяся 8 Б класса

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»

города Нурлат Республики Татарстан

Научный руководитель:

Никифорова Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»

города Нурлат Республики Татарстан

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…стр.3

Основная часть

Глава 1.Детство В.И.Даля……………………………………………...стр. 5

Глава 2.Писательская карьера…………………………………………стр. 5

Глава 3. «Толковый словарь живого великорусского языка» …..…..стр. 6

Глава 4. Работа со словарем В.И.Даля……………………………..…...стр.7

Заключение……....……………………………………………………….стр. 9

Список использованных источников и литературы…………………..стр.10

Приложения……………………………………………………………..стр.11

Введение.

В любой сфере деятельности, в любой социальной структуре всегда нужны образованные, грамотные люди и квалифицированные специалисты. Неважно, в какой сфере работает человек. Если человек не образован, то какой толк от него. Например, как можно доверить свое здоровье врачу, который не имеет медицинского образования? Или чему может научить своих учеников учитель, который сам ничего не знает?

Сейчас особенно нужны грамотные и образованные люди сфере экономики, политики, да и в любой другой сфере тоже.

Сама жизнь диктует условия и создает предпосылки для того, чтобы люди могли получить хорошее образование.

Везде и всюду требуются специалисты с высшим образованием.

Да и многие образовательные учреждения стараются улучшить качество своего образования, создаются новые школы с углубленным изучением отдельных предметов, дети в таких школах занимаются по программам, которые немного отличаются от школьных программ обычных школ. Кроме того, появляются различные гимназии, колледжи, чья задача - дать хорошее образование в рамках своей программы, потому что образование - это будущее нашего общества и всей страны в целом.

Чтобы получить образование, школьник дожен сдать основные государственные экзамены. Одно из заданий по русскому языку после 9 класса – написание сочинения.

Актуальность данной темы: При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача оказалась довольно сложной: кажется, что все понимают, а сформулировать и записать определение не получается.

Объект исследования: понятия «сострадание», «природа», «добро», «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

Предмет исследования: вступление сочинения 15.3 по русскому языку.

Цель исследования: проанализировать задание 15.3, постаратьсясформулировать тезис сочинения и прокомментировать значение данного слова.

Задачи исследования:

- Познакомиться с биографией Владимира Ивановича Даля, показать неразрывную связь его жизни и работы над словарем.

- Изучение КИМов ОГЭ по русскому языку;

- Изучение словарных статей «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля;

- Составление справочного материала для написания сочинения;

- Воспитание нравственных качеств.

Гипотеза: обращение к словарю В.И.Даля поможет при написании вступления сочинения 15.3 ОГЭ по русскому языку.

Методы исследования:

-Изучение и обобщение;

- Анализ и синтез.

Основная часть

Глава 1. Детство В.И.Даля.

Детство писателя прошло в посёлке Луганский завод, располагавшемся на территории Екатеринославского наместничества, в многодетной семье, где помимо него было три брата и две старшие сестры. Отец будущего писателя – Йохан Кристиан Даль, перебрался в Российскую империю, принял русское имя Иван Матвеевич и женился на Марии Христофоровне Фрейтаг.

Глава 2. Писательская карьера

Начиная с 1832 года, Владимир Иванович начинает сочинять свои первые произведения. Дебютным становится рассказ «Русские сказки», который практически сразу же выходит в публикацию и позволяет автору прославится в своём городе.

К 1841 году писательская карьера Владимира Ивановича резко идёт в гору. С сатирических и комедийных очерков он переходит на психологические и социальные рассказы, которые отличаются своей яркостью и невероятной глубиной. Так, в свет выходят несколько «Физиологических очерков», каждый из которых определяют ту или иную социальную группу.

В 1849 году Даль переезжает в Нижний Новгород, где его приглашают на работу управляющим удельной конторой, в подчинении которой находятся свыше 40 тысяч крестьян. Благодаря данной должности, Даль получает практически безграничные возможности в изучении этнографии, поэтому незадолго после вступления в новую должность он наконец издаёт законченный труд, посвященный русским народным пословицам. Вслед за ним выходит небольшой очерк под названием «Заметка о грамотности». После выхода его в публикацию Даля начинают критиковать Добролюбов и Чернышевский, ведь популярный писатель открыто выступает за обучение крестьян грамоте и письму, называя их «духовно пустыми людьми без нравственного и любого другого воспитания…». Разразившийся скандал вынуждает горе-писателя покинуть должность управляющего и переселиться в Москву.

Наиболее известным Владимир Иванович Даль становится после выхода в 1859 году «Толкового словаря живого великорусского языка», материал для которого он кропотливо и по крупицам собирал более 53 лет своей жизни. В словарь вошли не только общеупотребительные слова и выражения, которые на тот момент были обыденными, но и многие устаревшие диалекты, о которых население уже давно не помнило. Владимир Даль постарался не только донести смысл всех указанных им слов, но и постараться максимально четко и систематически правильно расположить их, чтобы человек, открывший словарь, быстро находил в нём желаемое. Титанический труд был оценен во всём мире, словарь разошелся миллионами экземпляров, а Даля до сих пор знают и взрослые, и дети.

Глава 3. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Это словарь, составленный Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века. Один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов.

В основе словаря лежит живой народный язык с его областными видоизменениями, он включает лексику письменной и устной речи XIX века, терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел.

Словарь не только даёт информацию о языке, но и о народном быте, поверьях, приметах и других этнографических сведениях.

За первые выпуски словаря Даль получил в 1861 году Константиновскую медаль, а в 1868 году он был избран почётным членом Академии наук и удостоен Ломоносовской премии.

Я пришла к выводу, что Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф и военный врач, который приобрел мировую известность благодаря составлению невероятного по объему «Толкового словаря живого великорусского языка», на создание которого Даль потратил целых 53 года своей жизни.

Глава 4. Работа со словарем В.И.Даля

Я учусь в 8 классе. На следующий год мне предстоит серьёзное испытание - сдача экзаменов, получение аттестата.

Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку на дополнительных занятиях мы в первую очередь изучили КИМы ФИПИ, сайта РЕШУ ОГЭ. Ознакомились с полным перечнем и содержанием заданий по русскому языку, которые приведены в кодификаторе элементов содержания и требований для проведения ОГЭ в 2016 году, анализировали задания, решали тесты.

Часть 3 дает возможность выбора одного из трех вариантов: или 15.1 - сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, 15.2 или 15.3 - сочинения на морально-этическую тему, направленные на содержательный анализ текста.

Структура написания:

1. Вступление - тезис.

2. Основная часть - доказательства (аргументы).

3. Заключение – вывод.

Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3, необходимо внимательно прочитать само задание, определить задачи: сформулировать и прокомментировать значение данного слова, затем написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное нами определение. [Приложение 1]

При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого нужно ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача оказалась довольно сложной: кажется, что все понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Чтобы решить эту проблему, я выписала лексическое значение понятий «сострадание», «добро», «природа» из толкового словаря В.И.Даля. [Приложение 2]

Следующим этапом моей работы был подбор синонимов к данным словам:

Сострадание - жалость, милосердие, участие, сердоболие, сердобольность, соболезнование, сожаление, сочувствие, гуманность.

Добро - благо, услуга, щедрость, щедроты, ласково, имущество, добре, договорились, идет, скарб, пожитки, ладно, хорошо, барахло, манатки, изволь, диви, вещи.

Природа - естество, натура, характер, мир, свойство, сущность, основные черты, душа.

Затем подбирала афоризмы, цитаты известных людей о данных понятиях. [Приложение 3]

После проделанной работы я смогла легко формулировать свое определение понятия и записывать его. Эта работа дала результаты: через некоторое время по первому критерию оценивания сочинения-рассуждения стало 2 балла.

Написать основную часть несложно, потому что мы регулярно на уроках анализировали тексты, выделяли основную мысль, приводили аргументы из жизненного опыта и художественной литературы.

И в заключении необходимо возвращаться к определению, чтобы обобщить вышесказанное.

Таким образом, словарь В.Даля является помощником в подготовке к ОГЭ при написании тезиса сочинения-рассуждения 15.3.

Заключение

На основе проведённого нами исследования, мы пришли к следующим выводам:

1) Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф и военный врач, который приобрел мировую известность благодаря составлению невероятного по объему «Толкового словаря живого великорусского языка», на создание которого Даль потратил целых 53 года своей жизни.

2) В КИМах по русскому языку ФИПИ, сайта РЕШУ ОГЭ в задании 15.3. встречаются понятия «сострадание», «природа», «добро».

3) Словарные статьи «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля помогут сформулировать тезис сочинения и прокомментировать значение данного слова.

4) Мною были подобраны синонимы, афоризмы, цитаты известных людей к словам: «сострадание», «природа», «добро».

5) Были составлены справочные материалы для написания сочинения-рассуждения 15.3.

Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована школьниками и учителями на уроках русского языка, дополнительных занятиях. Это необходимо для успешной сдачи ГИА, чтобы каждый учащийся в дальнейшем смог поступить в учебное заведение и приобрести выбранную профессию.

Список использованных источников и литературы

1)Иллюстрированный словарь живого русского языка: В 2 т. / [Сост. В.Берестов, Н.Александрова; Худож. оформл. Е.Поликашин]. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

2) Владимир Даль. Пословицы русского народа. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. — 445 с.

3) Толковый словарь живого великорусского языка /Владимир Иванович Даль: В 4 т. Издательство: М.: РИПОЛ классик, 2006.

4) http://www.fipi.ru/gia-9/daydzhest-gia-9 ФИПИ

5) https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=518 Текст Лиханова

6) https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=699 Текст А. Сент-Эк­зю­пе­ри

7) https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=680 Текст М. Лос­ку­то­ва

Приложение 1

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Она воз­ник­ла перед взгля­дом Алек­сея как-то ве­че­ром, в час бе­ше­но­го при­сту­па его боли, и мимо не про­шла, за­дер­жа­лась. (2)Это уж потом узнал Пря­хин, что ра­бо­та­ет тётя Груня не са­ни­тар­кой, не мед­сест­рой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены об­хо­дит гос­пи­таль­ные па­ла­ты, чтобы кому во­дич­ки по­дать, кому по­до­ткнуть хо­лод­ное су­кон­ное оде­яль­це, хотя никто её об этом не про­сил. (3)Толь­ко разве надо про­сить, когда война, когда люди нуж­да­ют­ся в со­стра­да­нии боль­ше, чем в хлебе? (4)И не­гра­мот­ная ста­ру­ха бро­ди­ла ве­че­ра­ми между коек, взби­вая по­душ­ки, кладя ком­прес­сы на жаром пы­шу­щие лбы и при­го­ва­ри­вая, при­го­ва­ри­вая какие-то сло­веч­ки, то ли уба­ю­ки­вая ими, то ли сказ­ку какую вол­шеб­ную рас­ска­зы­вая.

(5)Вот так же вошла она в Алек­се­ев взгляд, в его рас­ши­рен­ные болью зрач­ки, при­ло­жи­ла ла­до­шку к щеке, как-то удоб­но об­ло­ко­ти­лась, по­сто­я­ла ми­ну­точ­ку, вздох­ну­ла и на­кло­ни­лась к Пря­хи­ну, не­ожи­дан­но силь­но, но ак­ку­рат­но при­под­ня­ла одной рукой его го­ло­ву, а дру­гой взби­ла по­душ­ку.

(6)Когда за­кан­чи­ва­лось её де­жур­ство, уса­жи­ва­лась те­перь тётя Груня на та­бу­рет возле Алек­сея, сма­чи­ва­ла угол­ком по­ло­тен­ца ссох­ши­е­ся, запёкши­е­ся его губы, и об­ти­ра­ла лицо, и под­но­си­ла во­дич­ки, и всё время гла­ди­ла она его хо­лод­ную, не­жи­вую руку и при­го­ва­ри­ва­ла, при­го­ва­ри­ва­ла, не жалея слов, мяг­ких, как хо­ро­шая по­вяз­ка.

(7)И гла­ди­ла она и гла­ди­ла Алек­сея по хо­лод­ной руке и, ви­ди­мо, до­би­лась-таки сво­е­го. (8)Рука по­ро­зо­ве­ла, стала тёплой, и од­на­ж­ды Пря­хин по­смот­рел на тётю Груню осо­знан­но и за­пла­кал. (9)И она за­пла­ка­ла тоже. (10)Толь­ко её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что сво­е­го до­би­лась, что те­перь вы­жи­вет этот сол­дат, по­то­му что боль свою по­бе­дил, и ещё за­пла­ка­ла она от­то­го, что муж её и сын с фрон­та давно ве­сточ­ки не шлют и, может, вот так же, как этот бе­до­ла­га Алек­сей Пря­хин, в гос­пи­та­ле где-ни­будь ма­ют­ся, вот так же стра­дая и му­ча­ясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не хо­дить в па­ла­ты после де­жур­ства, как могла не при­го­ва­ри­вать своих лас­ко­вых слов, как могла не по­мочь Алек­сею?

(13)После вы­пис­ки тётя Груня при­ве­ла Алек­сея в свой домик, чи­стень­кий и уют­ный.

(14)В углу за за­на­вес­кой вроде от­дель­ной ком­нат­ки, и тётя Груня кив­ну­ла на неё:

— (15)Вон твоя ком­на­туш­ка.

— (16)Тётя Груня, как с тобой рас­счи­ты­вать­ся-то стану? — улыб­нул­ся Пря­хин. — (17)Каким зла­том-се­реб­ром?

— (18)И-и, милай, — от­ве­ти­ла тётя Груня сер­ди­то. — (19) Кабы люди за всё друг с друж­кой рас­счи­ты­вать­ся при­ня­лись, весь бы мир в ма­га­зин пре­вра­ти­ли. (20)Храни нас Бог от этого ма­га­зи­на! (21)Тогда уж добро из­ни­что­жит­ся! (22)Не ста­нет его.

— (23)По­че­му? — уди­вил­ся Алек­сей.

(24)Тётя Груня стро­го на него по­гля­де­ла.

— (25)По­то­му как добро без ко­ры­сти. (26)Аль не знал? (По А. Ли­ха­но­ву) *

* Ли­ха­нов Аль­берт Ана­то­лье­вич (род. в 1935 г.) — пи­са­тель, жур­на­лист. Осо­бое вни­ма­ние в своих про­из­ве­де­ни­ях пи­са­тель уде­ля­ет роли семьи и школы в вос­пи­та­нии ребёнка, в фор­ми­ро­ва­нии его ха­рак­те­ра.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Вот тут-то и по­явил­ся Лис.

— (2)Здрав­ствуй, — ска­зал он.

– (3)Здрав­ствуй, — веж­ли­во от­ве­тил Ма­лень­кий принц. — (4)Кто ты? (5)Какой ты кра­си­вый!

– (6)Я — Лис, — ска­зал Лис.

– (7)По­иг­рай со мной, — по­про­сил Ма­лень­кий принц. — (8)Мне так груст­но...

– (9)Не могу я с тобой иг­рать, — ска­зал Лис. — (10)Я не при­ручён.

– (11)А как это — при­ру­чить? — спро­сил Ма­лень­кий принц.

– (12)Это давно за­бы­тое по­ня­тие, — объ­яс­нил Лис. — (13)Ты для меня пока всего лишь ма­лень­кий маль­чик, точно такой же, как сто тысяч дру­гих маль­чи­ков. (14)Я для тебя всего толь­ко ли­си­ца, точно такая же, как сто тысяч дру­гих лисиц. (15)Но, если ты меня при­ру­чишь, мы ста­нем нужны друг другу. (16)Ты бу­дешь для меня един­ствен­ным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...

– (17)Я на­чи­наю по­ни­мать, — ска­зал Ма­лень­кий принц.

– (18)Скуч­ная у меня жизнь, но, если ты меня при­ру­чишь, моя жизнь из­ме­нит­ся, солн­цем оза­рит­ся, — про­дол­жал Лис. — (19)Твои шаги я стану раз­ли­чать среди тысяч дру­гих. (20)За­слы­шав люд­ские шаги, я все­гда убе­гаю и пря­чусь. (21)Но твоя по­ход­ка позовёт меня, точно му­зы­ка, и я выйду из сво­е­го убе­жи­ща.

(22)Лис за­мол­чал и долго смот­рел на Ма­лень­ко­го прин­ца. (23)Потом ска­зал:

– (24)По­жа­луй­ста, при­ру­чи меня!

– (25)Я бы рад, — от­ве­чал Ма­лень­кий принц, — но у меня так мало вре­ме­ни. (26)Мне ещё надо найти дру­зей и узнать раз­ные вещи.

– (27)Узнать можно толь­ко те вещи, ко­то­рые при­ру­чишь, — ска­зал Лис. — (28)У людей уже не хва­та­ет вре­ме­ни что-либо узна­вать. (29)Они по­ку­па­ют вещи го­то­вы­ми в ма­га­зи­нах. (30)Но таких ма­га­зи­нов, где тор­го­ва­ли бы дру­зья­ми, ко­неч­но, нет, и по­то­му люди боль­ше не имеют дру­зей. (31)Если хо­чешь, чтобы у тебя был друг, при­ру­чи меня!

– (32)А что для этого надо де­лать? — спро­сил Ма­лень­кий принц.

– (33)Надо за­па­стись тер­пе­ни­ем, — от­ве­тил Лис. — (34)Спервá сядь вон там, по­одаль. (35)Но с каж­дым днём са­дись не­множ­ко ближе...

(36)Так Ма­лень­кий принц при­ру­чил Лиса.

(37)И вот на­стал час про­ща­ния.

– (38)Я буду пла­кать о тебе, — вздох­нул Лис.

– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было боль­но, — ска­зал Ма­лень­кий принц. — (40)Ты сам по­же­лал, чтобы я тебя при­ру­чил...

– (41)Да, ко­неч­но, — ска­зал Лис.

(42)Он умолк. (43)Потом при­ба­вил:

– (44)Поди взгля­ни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы про­стить­ся со мной, я от­крою тебе один сек­рет. (45)Это будет мой тебе по­да­рок.

(46)Когда Ма­лень­кий принц воз­вра­тил­ся к Лису, тот ска­зал:

– (47)Вот мой сек­рет, он очень прост: зорко одно лишь серд­це. (48)Са­мо­го глав­но­го гла­за­ми не уви­дишь.

– (49)Са­мо­го глав­но­го гла­за­ми не уви­дишь, — по­вто­рил Ма­лень­кий принц, чтобы лучше за­пом­нить.

– (50)Твоя роза так до­ро­га тебе по­то­му, что ты от­да­вал ей всю душу.

– (51)По­то­му что я от­да­вал ей всю душу... — по­вто­рил Ма­лень­кий принц, чтобы лучше за­пом­нить.

– (52)Люди за­бы­ли эту ис­ти­ну, — ска­зал Лис, — но ты не за­бы­вай: ты на­все­гда в от­ве­те за всех, кого при­ру­чил. (По А. Сент-Эк­зю­пе­ри) *

* Ан­ту­ан де Сент-Эк­зю­пе­ри (1900—1944) — фран­цуз­ский пи­са­тель, поэт и про­фес­си­о­наль­ный лётчик.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Природа – это …», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Сей­час я по­ни­маю, что это был пёс-чудак. (2)Стран­ный, не­обыч­ный и, можно ска­зать, вы­да­ю­щий­ся. (3)Если бы он ро­дил­ся че­ло­ве­ком, то о нём обя­за­тель­но на­пи­са­ли бы книгу в серии «Жизнь за­ме­ча­тель­ных людей». (4)Но тогда, в дет­стве, его не­су­раз­ные вы­ход­ки, на­ив­ная ре­бяч­ли­вость, не­сов­ме­сти­мая с гроз­ным зва­ни­ем сто­ро­же­во­го пса, сен­ти­мен­таль­ность меня порою до­во­ди­ли до бе­шен­ства.

(5)Во-пер­вых, клич­ка. (6)Звали его Бо­ро­жай. (7)Най­ди­те на земле ещё одну со­ба­ку, ко­то­рая имеет такое не­ле­пое имя! (8)Во-вто­рых, мой пёс был трус­лив до не­при­ли­чия. (9)Сто­и­ло кому-то из ребят гроз­но за­ры­чать, как мой Бо­ро­жай по-бабьи взвиз­ги­вал, низко при­се­дал и, пет­ляя, дра­пал со всех ног под на­смеш­ли­вое улю­лю­ка­нье. (10)А я в этот мо­мент готов был про­ва­лить­ся сквозь землю. (11)Вон у То­ли­ка Кар­бы­ше­ва пёс так пёс! (12)3овут Гром, гля­нет — так дрожь до самых пяток про­би­ра­ет.

(13)В-тре­тьих... (14)Да что там, в-тре­тьих... (15)Всё у этого пса не поймёшь как. (16)Иг­ра­ет с цып­ля­та­ми... (17)Где это ви­да­но: со­ба­ка иг­ра­ет с цып­ля­та­ми?! (18)Они с вос­тор­жен­ным пис­ком бе­га­ют по двору, мух го­ня­ют, и этот здо­ро­вен­ный бал­бес с ними но­сит­ся на­пе­ре­гон­ки. (19)Тоже мне охот­ник! (20)Кошка котят при­нес­ла, так он от этих котят не от­хо­дит, как будто это его род­ные дети. (21)Ляжет перед ними, ще­ко­чет их жи­во­ти­ки своим мох­на­тым хво­стом, те при­кры­ва­ют глаз­ки, слад­ко жму­рят­ся, лапки под­ни­ма­ют и до­воль­но урчат. (22)А двор я охра­нять буду?

(23)Но од­на­ж­ды слу­чи­лось такое, о чём до сих пор рас­ска­зы­ва­ют в наших ме­стах. (24)У со­се­дей за­го­рел­ся до­ща­тый сарай. (25)Коров они успе­ли вы­ве­сти, а телёнок в самой даль­ней клети был за­крыт — не под­берёшься. (26)Жар, дым, он, бед­ня­га, уже не мычит, а сто­нет, всем жалко, но ведь в огонь не по­ле­зешь. (27)А Бо­ро­жай но­сит­ся кру­гом, лает по-бе­ше­но­му, людей зовёт, потом раз — и си­га­нул в рас­пах­ну­тую дверь, от­ку­да лезли клубы чёрного дыма. (28)Тут уж му­жи­ки не вы­дер­жа­ли, встре­пе­ну­лись, схва­ти­лись за то­по­ры, зад­нюю стену ото­дра­ли и телёнка вы­та­щи­ли. (29)На­смерть пе­ре­пу­ган­но­го, уго­рев­ше­го, но жи­во­го. (30)А Бо­ро­жай мой в дыму, ви­дать, вы­хо­да не нашёл, за­бил­ся в даль­ний угол и за­дох­нул­ся. (31)Потом, когда огонь по­ту­ши­ли, его вы­та­щи­ли.

(32)Стран­ный был пёс! (33)Какая ещё со­ба­ка в огонь по­ле­зет?! (34)Потом быв­шие хо­зя­е­ва, у кого мой отец Бо­ро­жая брал щен­ком, мне ска­за­ли, что мы имя не­ча­ян­но ис­ка­зи­ли. (35)По-на­сто­я­ще­му его звали По­ра­жай. (36)От слова «по­ра­жать»! (37)А отец, на­вер­ное, не рас­слы­шал, вот и по­лу­чи­лась ду­рац­кая клич­ка. (38)После у нас жили дру­гие со­ба­ки. (39)Нор­маль­ные. (40)Они ле­ни­во си­де­ли на цепи, сви­ре­пым ры­ча­ни­ем про­го­ня­ли цып­лят, если те лезли в их миску. (По М. Лос­ку­то­ву) *

* Лос­ку­тов Ми­ха­ил Пет­ро­вич (1906—1940) — пи­са­тель и пуб­ли­цист, ра­бо­тал в жанре очер­ко­вой прозы, со­че­та­ю­щей до­ку­мен­таль­ность и ху­до­же­ствен­ность.

Приложение 2

Сострадание, жалость к другому, жаль по ком, соболезнованье; | сочувствие, симпатия. Сострадный, сочувственый, связанный с кем или с чем общим чувством. Все части живого тела сострадны, а в иных, как в коже и в печени, есть еще особенная, тесная сострадность ж. Сострадный нерв, симпатический, анатом. Сострадалец м. -лица ж. -льник, -ница или сострадатель, -ница, товарищ по страданиям, сомученик; | участник в печали, сочувствующий и скорбящий по чужому горю. -дальный, пострадавший обще с кем-либо; -дательный, состраждущий чувством, жалостливый, чувствительный, милосердый; -ность, свойство, качество это. Сострастие, сочувствие, сострадание, симпатия; противопол. противострастие, антипатия, отвращение. В сострастном сердце печаль друга отзывается, как своя.

Добро ср. веществственно, все доброе ср. имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах. | В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят. | Название буквы Д. | Нареч. хорошо, ладно. Приходи же. Добро, приду. | Ладно, кстати, впору. Аль ужь добро идти? пора. | Твер. ненужно, непочто. Мне туда ехать добро, не надо. | Угроза: ужо, воть я тебя. Добро, попадешься ты мне! | С частицей бы, если бы, когда б, пусть бы. Добро бы путный был, а то шатун. Сладить с кем добром, без ссоры, кары, мирно. С ним добром (по добру) не разделаешься. Убирайся по добру, по здорову. Добро пожаловать! Добро, собьем ведро: обручи под лавку, клепки в печь. так и не будет течь. С добром жить хорошо. В добре жить хорошо. Час в добре пробудешь, все горе забудешь. Кто живет в добре, тот ходит в серебре. Хоть в орде, да в добре (лишь бы в добре). Было добро, миновалося: будет добро, того ждать долго. Было добро, да давно; а будет вперед, да горе берет. Было добро, да давно; ждать добра, да долго. За хлебом все добро. На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим)! Много пить, добру не быть. На добро нет, а на вино везде дают. За добро не жди добра. Забудь ты мое добро. да не делай мне худа. Добра не смыслишь, так худа не делай. Добро добро покрывает. Кто добро творит, тому Бог отплатит. За добро Бог плательщик. Спи добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. Кинь добро назад, очутится напереди. Лихо помнится, а добро впк не забудется. Добра не висят худом. За добро добром и платят (приб. а за худо худом). Бедного обижать, себе добра не желать (или: гибели искать). Худо тому, кто добра не делает никому. Добрый человек в добре проживет век. Всяк в своем добре волен. В своем добре, да воли нет! На чужое добро и глаза разгораются. Твоим же добром. да тебе же челом. Где свое добро ни нашел, там его и взял. Зарылся в добре. Всяк хлопочет, себе добра хочет. Старость с добром не приходит. Много желать (затевать), добра не видать. Добро не лихо: бродит в мире тихо. От корма кони не рыщут, от добра добра не ищут. От добра худа (или добра) не ищут. Молодость рыщет, от добра добра ищет. Захочешь добра, посыпь (поспи) серебра. За худом пойдешь, не добро найдешь. В ком добра нет. в том и правды мало. Пришел в городок разбойник с ножом, с огнем: жильцов он не режет, изб не жжет, а добро берет? подрезка меду. Хоть лопни брюшко, да не останься добрецо! Добре, нареч. великорусск. очень, весьма, больно, сильно, крепко. Добре стар. Добре много. Добре ты умен. Матушка добре дюжа умирая, тамб. очень больна, хворает. | В Сиб. особ. с част. бы, хорошо бы, ладно бы, рад бы. Добре бы в рай. да грехи не пущают. Добро бы овец водить, да волки давят. | То же что добре нареч. малорос. кур. орл. калужск. тамб. хорошо, ладно | церк. добре, добро, хорошо, ладно, по добру, по правде, путем, порядком; | совсем, вовсе, до корня. Бредет Татьяна недобре пьяна. Добро пожаловать, а сам за шапку! Все ли по добру, по здорову? Добро, везде свой глаз. Не скажу я ни добра, ни худа. При солнце тепло, а при матери добро. Доброму везде (всегда, всюду) добро. Добро добро, а ноги кривы (а голова набекрень). Добрый, о вещи, добротный, доброкачественный, хороший, статный, видный, полномерный; о скоте, полный, дородный; о человеке, дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный; добро любящий, добро творящий, склонный к добру, ко благу: мягкосердый. жалостливый, притом иногда слабый умом и волей. Это доброе суконце. Лошадь добра. Добрая мера верхом. Это добрый кузнец. От добра древа добрый плод. Он добрый служака. Помяни меня добром, по добру, не лихом. В высшем знач. добр один Господь, благ, милосерд без меры; доброта эта приемлется каждым, по мере стремления его к добру. На это была добрая воля его, свободная воля, желание. Ждать добрый час, полный, с походцем. В добрый час! пожелание начинающему что. В добрый час молвить, в худой промолчать, оговорка от сглаза. Добрый человек, хвала двусмысленная: не видно, есть ли воля и ум. От добрых людей мир погибнет, от потворщиков. И надолба добрый человек. На свете не без добрых людей. Добрая слава дороже богатства. Доброе дело само себя хвалит. Хоть и не поп, да обычьем добр. Доброе дело и в воде не тает (не тонет). Доброму везде добро. Первый поклон Богу, второй хозяину с хозяйкой, третий всем добрым людям. Добрый привет и кошке, люб. На добром слове. кому не спасибо? Лихое лихому, а доброе доброму. Всем подноси, никого не обноси: доброму для добра, худому для худа. Для доброго довольно, а для худого и того жаль. Худой муж умрет, добрая жена по дворам пойдет. Не нашли Бог ворога, а добрые люди найдутся, ирония. Научат добрые люди решетом воду носить. На добрый привет добрый и ответ. Чтоб вам дал Господь, всякое доброе так лилось! как вылитое наземь вино. Доброе дело на век (на два века: на этот и на тот). Добра соль, а переложишь, рот воротит. Бывает добрая овца и от беспутного отца. За добра ума (до греха) убирайся. Пришли с добрым (за добрым) делом, сватать. Люб, так сват, а не люб, так добрый человек, говор. сват, высказав дело свое. Сват, не сват, а добрый человек, слова отца невесты, впускающего жениха с поездом. Для щей люди женятся, а от добрых жен постригаются. Немец хоть и добр человек, а все лучше повесить. Добрить кого, что, удобрять, утучнять, улучшать; одобрять, хорошо отзываться; задабривать, угождать, прислуживаться; нежить, холить, содержать в добре. Масло кашу добрит. Его добрят соседи, смирен, говорят. Теща зятька пирогами добрила. Добрить кому, желать и делать добро; потворствовать, кривить душой в чью поользу. -ся, возвр. и страдат. по смыслу речи. Добритель м. -ница ж. кто добрит что, кого или кому. Добреть, плотнеть, толстеть, тучнеть, жиреть. Жить да молодеть, добреть да богатеть! заздравный привет. | Становиться добрее, милостивие, укрощая и исправляя себя.

Природа ж. естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю. Вся. природа красуется весною. Природа проснулась с зарею. Я люблю природу, вольный воздух, леса, горы и пр. | Все земное, плотское, телесное, гнетущее, вещественное, противопол. духовность. Природа в человеке манит и блазнит его, а Дух призывает и высит. Воскресая, человек покидает природу свою. | Все природные или естественные произведенья на земле, три царства (или, с человеком, четыре), в первобытном виде своем, противопол. искусство, дело рук человеческих. Слепое подражанье природе не есть дело достойное искусства. Никакое искусство не достигнет природы, в отделке произведений. Тропическая природа, совместность тамошних произведений, климат, суточные и годовые перемены и пр. | Врожденные свойства, прирожденные качества, естественное состоянье, стремленье или наклонности. Человек, по природе, самотник. Все животные семейства кошек, по природе своей, кровожадны. Изучить природу растений, животных, их жизнь и быт, свойства, потребности и пр. Привычка вторая природа. Относя природу к личности, говорят: он от природы зол, добр, глуп, горбат, слеп, хром и пр., т. е. таков родился. В сем значенье природа, как свойство, качество, принадлежность или сущность, переносится и на отвлеченные и духовные предметы: Природа ума человеческого кичлива. Вся природа духовного не подлежит чувствами. Женская природа скажется. Гони природу в дверь, она влетит в окно! Это не в природе вещей, не естественно. | Что придается человеку или животному родом, при рождении, обстоятельствами или обычаями. Он, по природе, англичанин, но вырос в России. Курдючные, по природе, овцы, скоро перерождаются вне степей. Он природный дворянин, не жалованный, потомственный. Великие князья природные андреевские кавалеры. Природный, к природе относящ. Природный ум, слух; природные дарованья, недостатки. Природная печать, стар. родовая, семейная. Природный дурень. Прирождать, природить что, даровать кому или чему от природы, природою. Прирожденный, природный, от рожденья. Мы слуги ваши прирожденные. Прирожденный дурачок. | Прибавить урожаем. Овес природил сам-пят. -ся, быть прирождаему. Побудка (инстинкт) прирождается всякому животному. Есть рабы прирожденные. | Овес природился сам-пят. Прирожденье ср. природа, действ. и сост. по глаг. на ть и на ся. Природь ж. арх. дальняя родня, которой нет иного названья. Природнять, природнить кого, принять в родство, признать родней. -ся к кому, присваиваться, напрашиваться, навязываться в родство. Он природнился как-то к ним, надеясь поживиться. | Прирожать, природить кого, рожать как бы в прибавку к чему; дать лишку приплодом или урожаем. Посеешь зерно, а пять и десять земля природит. За труд и пот земля прирожает. От первой жены было двое, да еще двоих вторая природила. -ся, родиться сверх чего, прибывая, прибавляясь, приплодиться, нарастать приплодом. Прирожанье ср. длит. прирож(д) енье окончат. природ м. действие или сост. по глаг., приплод, прибыль, нарост, от вновь народившихся или от урожаю.

Приложение 3 Цитаты о сострадании

Тот, кто не имеет сострадания, жесток. Бернард Мандевиль

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Федор Михайлович Достоевский

Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Франсуа де Ларошфуко

Сострадание — это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода. Жан-Жак Руссо

Сострадание — основа всей морали. Артур Шопенгауэр

Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье. Марк Туллий Цицерон

Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли и есть добродетель, друзья мои? Люк де Клапье Вовенарг

Афоризмы о добре

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Николаевич Толстой

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Николаевич Толстой

Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу. Древний Египет, неизвестный автор

Нет худа без добра. Гай Плиний Секунд (старший)

Добро по указу — не добро. Иван Сергеевич Тургенев

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. Мишель де Монтень

Старайся всякому делать добро, а не себе одному. Григорий Богослов

Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром. Конфуций (Кун-Цзы)

Цитаты известных людей о природе

Природа нравится, влечет к себе и воодушевляет только потому, что она естественна. Вильгельм Гумбольдт

Природа — вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остается сама собой. Ралф Уолдо Эмерсон

Природа обыскивает нас при выходе, как при входе. Нельзя вынести больше, чем принес. Луций Анней Сенека (младший)

Пойми живой язык природы — И скажешь ты: прекрасен мир! Иван Саввич Никитин

Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять! Эразм Роттердамский

Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод… Леонардо да Винчи

В природе всё так тесно связано между собой, что нельзя познать одного, не изучив другого. Нельзя познать части, не познав целого. А целое бесконечно. Паскаль

В природе нет ничего бесполезного. Мишель Монтень

Всё, что против природы, то и против разума, а что против разума, то нелепо, а потому должно быть отвергнуто. Спиноза

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. А. И. Герцен

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. Ф. Достоевский

Охранять природу — значит охранять Родину. М. Пришвин

Природа - творец всех творцов. Гете

Просмотров работы: 3048