ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?» (ГЛ. «ПОП»)

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?» (ГЛ. «ПОП»)

Вершинин Н.В. 1
1
Гринчук Е.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

В настоящее время лингвисты и литературные критики обращают много внимания на роль эмоционально-оценочных лексем в структуре произведения искусства.

Художественный текст многофункционален. Язык художественного текста живет в соответствии с собственными законами, которые отличны от жизни естественного языка, «у этого есть специальные механизмы поколения художественных чувств».

Многие исследователи подчеркивали, что слово в художественном тексте, благодаря специализированным ситуациям функционирования, семантически реформируется, включает в себя добавочный смысл1.

При употреблении языка составляющие его элементы-языковые единицы-выступают как средства выражения определенного содержания и поэтому могут называться языковыми средствами.

Многие языковые средства имеют близкие значения, но различаются оттенками смысла или эмоционально-экспрессивной (фр. Emotion-волнение, возбуждение; лат.- exprressio –выразительность, сила проявления чувств, переживаний) окраской, содержащей в себе элемент оценки обозначаемого явления2.

Объект исследования - поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» (гл. «Поп»)

Предмет исследования – эмоционально-оценочная лексика, используемая в в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» (гл. Поп»)

Цель работы – выявление разнообразия употребительности эмоционально-оценочной лексики в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» (гл. Поп»

Задачи: 1) Изучить категории эмоционально- оценочной лексики. 2) Определить место эмоционально-оценочной лексики в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (гл. «Поп» )

Методы исследования: анализ литературы, анализ Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Актуальность исследования связана с тем, что в системе языковых средств выражения эмоциональной оценки одно из главных мест принадлежит эмоционально-оценочной лексике. Видимо, этим можно объяснить тот факт, что в последнее время вопросы формирования эмоционально оценочной лексики, ее функционального употребления все чаще и чаще попадают в поле зрения исследователей.

Значительный интерес, с нашей точки зрения, представляет использование эмоционально-оценочной лексики Н.А. Некрасовым в «Кому на Руси жить хорошо»

Глава 1

1.1. В значениях слов может содержаться элемент оценки обозначаемых предметов, явлений, действий, признаков. Во многих случаях оценка не выражена, и в смысле оценочности слова «нейтральны»: стол, дождь, идти, синий и т.п. Но многие слова имеют явно оценочный характер. Оценочность лежит в основе эмоционально — экспрессивной окраски слов. Оценка может быть прежде всего положительная или отрицательная. А внутри этих категорий существует множество оттенков, которые с трудом поддаются классификации. Поэтому укажу только наиболее общие и очевидные из них. Но прежде заметим, что как положительную, так и отрицательную оценки могут заключать в себе слова различных групп как книжной, так и разговорной лексики.

Итак, слова с положительной эмоционально-эксперессивной окраской: торжественные, возвышенные – вдохновение, воздвигать, дерзание, доблестный, незыблемый, предначертание, простирать, сокровенный, страждущий, судьбоносный, чаяние и т.п.

Возвышенно-поэтические –безмятежный, божественный (прекрасный), волшебный (прекрасный), лазурный, лучезарный, обольстительный, чары, чудной и т.п.

Одобрительные-благородный, выдающийся, башковитый, мозговитый, подходящий, стоящий и т.д.

с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской:

Неодобрительные - домысел, измыслить, критикан, пенкосниматель, препираться, пресловутый, умудриться, картежник; околесица, опровостоволоситься, показуха, хлыщ, шушукаться т. п.

Пренебрежительные - брехня, выскочка, деляга, деревенщина, заваль, фр и т.п.

Бранные - балда, безмозглый, прохвост, хрыч3

1.2. К частным текстовым функциям эмотивной лексики относятся: создание психологического портрета образа персонажей («описательно- характерологическая функция»); эмоциональная интерпретация мира, изображенного в тексте, и его оценка («интерпретационная и эмоционально-оценочная функции»); обнаружение внутреннего эмоционального мира образа автора («интенциональная функция»); - воздействие на читателя («эмоционально-регулятивная функция»). Значение эмоционально-оценочных лексем, реализующихся в произведении, в организации художественного текста определяется совокупностью обозначенных функций. Последовательное их выявление позволит нам определить роль эмоционально-оценочной лексики в идиостиле писателя в целом. При подобном описании невозможно избежать вопросов, связанных с особенностями мировосприятия писателя, его индивидуальной картины мира: художественный текст формируется образом автора и его точкой зрения на объект изображения.4

Глава 2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» занимает центральное место в творчестве Некрасов. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены все волновавшие его проблемы; использованы высшие его художественные достижения. Некрасов не только создал жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем.5

Во-первых, автор широко использует слова, яркая эмоциональная окраска которых не зависит от контекста, а обусловлена объективированной оценкой обозначаемых явлений, отражающий результат общественного мнения. Существительные: купчина, попович, прилагательные: светлейший, вельможный, православные

Во вторых, Некрасов часто употребляет лексику, называющую человеческие эмоции, состояния (положительные и отрицательные). Здесь наиболее частотны существительные: рыдание, печаль, упреки, ругань, счастье, смех

Прилагательные: обиженный, богомольные

Глаголы: не прогневить бы, повздорили, поспорили,

Третью группу образуют слова с эмоционально-оценочными суффиксами: дороженька, березками, солдатики, заботушка, сторонушка, ребятушки, рученьки, скотинка, домишки.

Мастерски используя вышеназванные пласты эмоционально-оценочной лексики (в сочетании с другими языковыми средствами), Н. Некрасов прежде всего дает выразительные социальные характеристики представителей самодержавно-крепостнического строя. Так. помещики - «владельцы именитые», «хоть часто крутонравные, однако доброхотные»

Картины рабства, жестокого подневольного труда простого народа изображаются поэтом при помощи слов: впроголодь, нужда, беда, бедные, хворые, рабыни, грош, нищие, нуждается, мозолистой и др., например,:

Страшна семья крестьянская

В тот час, как ей приходится

Кормильца потерять!

Для создания образов крестьян, сохранивших в себе чувство самоуважения, нравственные принципы, автор использует лексику, содержащую положительные эмоциональные оценки: степенные, дело важное, без смеха, без хитрости, по разуму, по совести. Образ Луки автор рисует с помощью лексики, имеющей отрицательную окраску «упрям, речист и глуп»

С большой любовью и состраданием говорит автор о женщинах –крестьянках:

Да женщины-печальницы,

Кормилицы, поилицы,

Рабыни, богомолицы,

И труженицы вечные,

Господь, прибавь им сил!

Глава «Поп» посвящена рассказу бедного сельского священника о жалкой, убогой его жизни. Рассказ попа не только и не сколько о нем самом, сколько обо всем поповском сословии. Для характеристики попа Н.А. Некрасов использует такие эмоционально-оценочные слова терпение, правда-истина, дороги трудные, безвинную, степенную, воздаяние, утешение, обиженный, потупился, задумался.

Заключение

Как показывают наблюдения, эмоционально-оценочная лексика занимает очень важное место в смысловой и эмоциональной ткани «Кому на Руси жить хорошо?» В основном она определяет социально-философскую направленность произведения, его общую тональность и стилистическую окрашенность. Использование эмоционально – оценочной лексики здесь подчинено основной идее произведения- осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ. Таким образом, проведенный анализ показал, что Н.А. Некрасов в основном использует лексику, имеющую эмоциональные оттенки любви, сострадания, сочувствия, одобрения, сожаления, т.е. в целом выражающие положительное отношение автора к предмету речи.

Источники

1.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов М.: Просвещение, 1995.-336 с.

  1. Монахова О.П. Малхазова М.В. Русская литература XIX века Часть 2 М.: «Марк», 1994 г.-92

  2. http://studbooks.net/590179/literatura/obraznost_komponent_konnotatsii_funktsii_emotsionalno_otsenochnoy_leksiki_hudozhestvennom_tekste

1 http://studbooks.net/590179/literatura/obraznost_komponent_konnotatsii_funktsii_emotsionalno_otsenochnoy_leksiki_hudozhestvennom_tekste

2 Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов М.: Просвещение, 1995.-336 с.

3 Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов М.: Просвещение, 1995.-336 с.

4http://studbooks.net/590179/literatura/obraznost_komponent_konnotatsii_funktsii_emotsionalno_otsenochnoy_leksiki_hudozhestvennom_tekste

5 Монахова О.П. Малхазова М.В. Русская литература XIX века Часть 2 М.: «Марк», 1994 г.-92

Просмотров работы: 1850