ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМПОРОНИМОВ ГОРОДА НИКОЛАЕВСКА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМПОРОНИМОВ ГОРОДА НИКОЛАЕВСКА

Хайдукова В.М. 1Козыренко Е.Ю. 1
1
Будковская Н.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследовательского проекта

Социальные и экономические изменения в России в настоящее время открывают новые пути развития экономических отношений, что влечет за собой появление самозанятых граждан, и как следствие, открытие ими в нашем городе большого количества торговых предприятий, которым необходимо давать названия. Принимая во внимание данную ситуацию, считаем необходимым исследовать современное состояние эмпоронимов г. Николаевска, закономерности функционирования в лингвистическом пространстве многонационального города Николаевск.

В качестве объекта исследования выступают эмпоронимы г. Николаевск.

Предметом исследования является их классификация и территориальные особенности номинирования торговых предприятий нашего города.

Цель состоит в исследовании видов эмпоронимов, выявлении самых популярных и непопулярных названий торговых предприятий Николаевска.

Цель работы определила задачи:

- представить определение эмпоронимов;

-изучить теоретический материал и провести практическое исследование по теме исследования;

-выявить функции эмпоронимов;

-классифицировать эмпоронимы.

В качестве материала исследования выступили эмпоронимы, существующие в г. Николаевск.

В работе были использованы следующие методы исследования: статистический метод, метод наблюдения и описательный метод.

Теоретическая значимость работы состоит в выявлении основных свойств эмпоронимов.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее результатов будущими предпринимателями города, желающими дать удачное название для своего торгового предприятия.

Цель и задачи исследования определили его структуру, которая включает введение, две главы, заключение и библиографию.

Для исследования были использованы результаты опроса учащихся и жителей Николаевска в количестве - 44.

Глава 1 . Современное состояние эмпоронимов г. Николаевска

1.1Определение эмпоронимов

Эмпороним (от греч. «торговля» + «имя») – название торгового предприятия. Эмпоронимы входят в раздел языкознания, который называется ономастика, и изучает собственные имена [1].

В статье «Как называют магазины» исследователь эмпоронимов Шмелева Т.В. показала перспективность ономасиологического подхода к городским онимам, состоящего в движении от объекта номинации к ее результату. И сейчас он представляется весьма актуальным, поскольку позволяет увидеть городскую среду через типологию составляющих ее объектов (учреждений, заведений), номинативные стратегии и тактики для каждого из них [4]. Это тем более важно, что современный Николаевск как среда постоянно изменяется, порождает новые заведения, формирует новые номинативные традиции.

1.2 Состояние эмпоронимов г. Николаевска

Исследователь языка города Б.Я.Шарифуллин считает, что изучение языкового портрета современного города, часть которого составляют названия магазинов (эмпоронимы), является актуальной проблемой как с точки зрения выделения особенностей отдельного города, так и с точки зрения лингвоэкологии [3].

Для проведения исследования 44 жителям Николаевска были заданы вопросы:

-Названия каких магазинов Николаевска вам кажутся удачными и оригинальными;

- Названия каких магазинов нашего города вам кажутся неудачными;

- Какой вид магазина вы бы хотели открыть и какое название вы бы ему дали?

Результаты исследования жителей города показали, что самыми популярными среди эмпоронимов Николаевска стали: «Магнит» -14 человек, «Радеж» -13 человек, «ZimаЛето» - 12 человек, «Розовая Пантера» -8 человек, «Смешные цены», «Московская ярмарка», «Fix Price» по 7 человек соответственно. (Приложение 1)

Самыми непопулярными названиями признаны эмпоронимы: «Анастасия» -15 человек, «Московская ярмарка» -10 человек, «Смешные цены» - 8 человек, «Розовая Пантера» - 4 человека, «Покупочка» и «Смешные цены» по 2 человека соответственно. (Приложение 1)

На вопрос о том, какой вид магазина вы бы хотели открыть и какое название вы бы ему дали наибольшее количество опрошенных (10 человек) ответили, что хотели бы открыть магазины одежды с названиями «Мечта женщины», «Forever2u» и т.д. Следующим типом магазинов по популярности стали магазины спортивных товаров (4 человека). Остальные виды магазинов («Садовый центр», магазин для геймеров «Game on», оружейный магазин «Gun», «Бысторопит», магазин мед.услуг и т.д.) были названы 1 раз. (Приложение 1)

Вывод по главе 1

Можно считать, что в нашем городе жителям нравятся названия сетевых магазинов; не нравятся магазины, названные в честь кого-либо; открыли бы участники опроса, в основном, магазины одежды. Создание эмпоронимов происходит в нашем городе без опоры на теоретические знания, без опроса потенциальных покупателей. Чаще всего сами владельцы дают названия своим торговым предприятиям (за исключением названий сетевых магазинов).

   
   
   

Глава 2 Исследование эмпоронимов Николаевска

2.1 Функции эмпоронимов

Каждая языковая единица выполняет определённую функцию. Эмпоронимы являются не только названием, но и коммерческим символом. Собственник начинает своё дело с подбора интересного эмпоронима, он полагает, что название магазина обязательно повлияет на дальнейшую судьбу коммерческого предприятия.

Современные исследователи, например, Романова Т. П. в статье «Проблемы современной эргонимии», выделяет следующие функции названий торговых предприятий: номинативную, информативную, рекламную.Номинативная – функция идентификации объекта – главная функция любого собственного имени. Информативная и рекламная – специфические функции названий, предназначенных для сферы реализации товаров и услуг [2]. Также Романова Т. П. в своей статье говорит о слиянии рекламной и информативной функций, образуется рекламно-информативная функция, которая информирует об объекте продажи и одновременно дает предприятию высокую оценку. Поэтому соединение этих двух функций наиболее эффективно [2].

Итак, было установлено, что эмпоронимы выполняют 4 функции:

- номинативная;

- рекламная;

- информативная;

- рекламно-информативная.

Рассмотрим данные функции на примере эмпоронимов города Николаевск.

  1. Номинативная (назывная) - 18 названий. Сюда можно отнести эмпоронимы, не несущие в себе никакой информации, кроме названия объекта, т.е. просто выделяющие объект из ряда себе подобных. Например, «Анастасия», «Татьяна», «Корона».

  2. Вторая функция – рекламная (9 названий). Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны. Если выбрано яркое название, то эмпороним сыграет свою важную роль в привлечении потенциального покупателя, например, «Aik-бистро», «ZimаЛето». Однако не всегда потребитель может понять суть названия («МОПС», «Спектр»).

  3. Третья функция – информативная. Таких магазинов насчитывается 7 в опросе. В названии магазина обязательно указан вид товара или поясняется коммерческое направление: «Связной», «Меломан», «Элетромир», «Хакер». Разумная информация играет главную роль при продаже товара. Поэтому предприниматели, делающие выбор в пользу информативности перед рекламой, выигрывают, например, «Читай Город».

  4. Основной является рекламно-информативная функция, потому что эмпороним должен запоминаться. Но таких наименований совсем немного в нашем исследовании – 1 название, например, «Шашлычный дворик». Покупателю понятен продукт (шашлык) и реклама (небольшое, уютное место), но и его целесообразнее было бы назвать, например, «Вкусный шашлык», что было бы понятнее покупателю.

Опираясь на результаты классификации функций эмпоронимов нашего города, можно сделать вывод о том, что большинство (18) названий магазинов Николаевска выполняют назывную функцию, что не всегда удобно для покупателей: покупатель не может понять какой товар продаётся в этом магазине, не может понять аллюзии, связанные с названиями магазинов или их этимологию.

2.2 Классификация эмпоронимов с точки зрения лексического значения

Для проведения классификации было рассмотрено 38 наименования магазинов. (Приложение 1)

Анализ собранного материала позволил выделить 5 лексических групп:

  1. Предметная лексика является самой обширной группой (23), она включает названия предметов, продуктов. Такие эмпоронимы указывают на предмет продажи. Например, «Канцмир», «Покупочка», «Магнит». Данные названия дают покупателю представление о предмете продажи, поэтому распространены в нашем городе.

  2. Именные эмпоронимы. Структура таких эмпоронимов типична: имя собственника. Некоторые владельцы называют магазины в честь дорогих им людей. Эта группа составляет 6 эмпоронимов, например, «Анастасия», «Татьяна». В названиях магазинов часто используется «территориальный компонент»: «Николаевскмебель».

  3. Лексика со значением престижности или положительной оценочности – 5 названий. Для привлечения внимания потребителей используются, например, такие названия: «Московская ярмарка», «Царица», «Фаворит», «Ценопад» «Престиж».

  4. Иноязычная лексика (3) не пользуется в Николаевске популярностью т.к. эмпоронимы, написанные на иностранных языках, представляют сложность для произношения и понимания, например, «Fix Price», «Рахат», «Media Maкс».

  5. Сказочная тематика (2). Эти названия связаны с любимыми сказками или мультфильмами: «Розовая Пантера», «Фея».

Таким образом, самой обширной группой является предметная лексика эмпоронимов Николаевска.

2.3 Способы создания эмпоронимов

Способы создания являются основным аспектом речевой культуры города [4]. При образовании эмпоронимов у нас используются: сложение, переход нарицательного существительного в имя собственное, суффиксация, конструкции с прилагательными, заимствование, аббревиатура и составные наименования.

Современная эмпоронимия в Николаевске использует разные способы одиночных наименований:

  1. Сложение (6). Сложение слов помогает указать на назначения предприятия «Ценопад», «Канцмир», «Сангистиль», «Элекромир», «Теплострой», «Тепломаг».

  2. Суффиксация (4). В названиях магазинов часто встречаются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Городок», «Пятёрочка», «Покупочка», «Метелица». Ласкательные имена располагают покупателя неофициальным стилем.

  3. Переход нарицательного слова в имя собственное (2). Например, «Магнит», «Пятерочка».

  4. Аббревиатура была обнаружена один раз: «МОПС».

  5. Заимствование (1): «Альфа».

Составные наименования также были найдены:

  1. Чаще это атрибутные конструкции: прилагательное + существительное. Например, «Московская ярмарка», «Сангистиль», «Смешные цены».

  2. Или существительное + существительное: «ZimаЛето», «СityБум» (с графогибридизацией – комбинацией латинской и кириллической графики).

Вывод по главе 2

Таким образом, можно сделать вывод: среди одиночных наименований преобладает способ образования – сложение, среди составных наименований - прилагательное + существительное.

Заключение

В работе предпринята попытка исследовать эмпоронимы Николаевска и было установлено, что наиболее популярной функцией эмпоронимов нашего города является номинативная (назывная), несмотря на то, что целесообразнее предпринимателям использовать рекламно-информативную функцию. Таким образом, анализ материала позволил сделать следующие выводы:

-названия магазинов представляют часть лингвистического портрета провинциального города, со сложившимися традициями названия торговых предприятий, в большинстве случаев, не следующих актуальным маркетинговым законам;

-в Николаевске самой обширной из 5 лексических групп эмпоронимов является предметная лексика. Чаще всего в Николаевске предприниматели используют среди одиночных наименований способ образования – сложение, среди составных наименований ­- прилагательное + существительное.

Николаевская эмпоронимия очень интересна и достойна лингвистического анализа. Каждая из представленных групп является своеобразной характеристикой языкового облика нашего города.

Библиография

1. Википедия

2. Романова Т.П. Проблемы современной эргонимии.//Филология, 1998, №1.

3. Шарифуллин Б. Я. Языковая политика в городе. – М.: Юрисконсульт, 2000.

4. Шмелева Т. В. Язык города. Наименования магазинов. – Красноярск: Красноярский университет, 1989.

Приложения

Приложение 1

Результаты опроса

Вопрос № 1

Названия каких магазинов Николаевска вам кажутся удачными и оригинальными?

«Магнит» - 14 человек,

«Радеж» - 13 человек,

«ZimaЛето» - 12 человек,

«Розовая Пантера» - 8 человек,

«Московская ярмарка» - 7 человек,

«Смешные цены» - 7 человек,

«Fix Price» - 7 человек,

«Рахат» - 5 человек,

«Татьяна» - 4 человека,

«Городок» - 3 человека,

«Пиранья» - 3 человека,

«Покупочка» - 3 человека,

«Анастасия» - 2 человека,

«Евросеть» - 2 человека,

«Каприз» - 2 человека,

«Корона» - 2 человека,

«Радуга» - 2 человека,

«Ценопад» - 2 человека.

Вопрос № 2

Названия каких магазинов нашего города вам кажутся неудачными?

«Анастасия» - 15 человек,

«Московская ярмарка» - 10 человек,

«Смешные цены» - 8 человек,

«Розовая Пантера» - 4 человека,

«Соблазн» - 2 человека,

«Покупочка»-2 человека,

«Низкие цены» - 2 человека,

«Спектр» - 1 человек,

«СityБум» - 1 человек,

«На связи» - 1 человек,

«МеdiaMaкс» - 1 человек,

«Радеж» - 1 человек,

«Метелица» - 1 человек,

«ZimаЛето» - 1 человек.

Вопрос № 3

Какой вид магазина вы бы хотели открыть и какое название вы бы ему дали?

Магазины одежды (10 человек) с названиями:

«Мечта женщины»,

«Forever2u», «Черная кошка», «Оригинальная одежда»; «Спортмагазин» - 4 человека, «Садовый центр», «Магазин медуслуг», «Товары для геймеров», «Все для дома», «Все, что хотите», «Все для Вашей семьи», «Предметы для танцев», «Магазин подарков», «Охотник и рыболов», «Косметика для Вас», оружейный магазин «Gun», магазин часов «Тик-Так», магазин-кафе «Быстропит», ТЦ «Зеленый берег».

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Просмотров работы: 665