НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ – ЗАБОТА О СЕБЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ – ЗАБОТА О СЕБЕ

Шамраев Е.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»
Шамраева С.Н. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

У игр с напряженьем печальный итог – не любит шутить электрический ток!

Актуальность: Электрический ток очень прочно вошел в жизнь современного человека. Но данный помощник требует бережного обращения, иначе может случиться непредвиденная ситуация.

Цель: Показать условия, когда электрический ток становится безопасным.

Задачи: выяснить, что такое электрический ток, чем опасен электрический ток для детей, показать способы защиты от негативного действия тока.

В настоящее время невозможно прожить без электричества. Современная жизнь настолько электрифицирована, что ни дома, ни в школе, ни на даче мы не обходимся без электрических приборов. В связи с этим возрастает потенциальная опасность электротравматизма, а также возрастает опасность возникновения пожаров от несоблюдения правил пожарной безопасности. Особая категория населения, попадающая в группу риска – дети. Для исключения случаев электротравматизма среди детей и подростков необходимо формировать психологию их безопасного поведения вблизи энергообъектов и в быту, знаний об электричестве, умений обращения с электрическими приборами.

Среди детей разных возрастов, случаи электротравматизма распределяются неравномерно, в большей мере под воздействие электрического тока попадают дети младшего школьного возраста. Особое внимание необходимо уделить взаимодействию именно с данной возрастной категорией, однако учить элементарным правилам можно и нужно начинать с раннего детства.

Но для начала давайте ответим на вопрос: что же такое электрический ток?

Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц в проводнике. Движение происходит под воздействием электрического поля.

На протяжении всей своей истории, человек сталкивался с электрическими явлениями. Впервые на электрический заряд обратил внимание древнегреческий ученый Фалес Милетский за 600 лет до н. э. .Он обнаружил, что янтарь, потёртый о шерсть, приобретает свойства притягивать легкие предметы (пушинки, кусочки бумаги). А уже в 1826 г. Немецкий физик Георг Ом открыл свой основной закон электрической цепи - Закон Ома устанавливает, что сила постоянного электрического тока в проводнике прямо пропорциональна разности потенциалов(напряжению) U между двумя точками участка цепи и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка:

I=U/R.

Этот закон не сразу нашел признание в науке, а лишь после того, как Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби, К.Гаусс, Г.Кирхгоф и другие ученые положили его в основу своих исследований.

В 1881 году на Международном конгрессе электриков именем Ома была названа единица электрического сопротивления R=1 OМ. Сопротивление ограничивает силу тока и преобразует электрическую энергию во внутреннюю. Так что, сопротивление кожи при контакте является определяющим фактором, который ограничивает ток.

Из истории электробезопасности

Первые представления об опасности электрического тока, о том, что электрический разряд действует на человека, стало очевидным в последней четверти XVIII века. Одно из первых обстоятельных описаний этого действия принадлежит Марату, видному деятелю Великой французской буржуазной революции 1789—1794 гг. Англичанин Уориш, итальянцы Гальвани и Полетто и ряд других ученых установили, что на человека действует разряд, полученный не только от источника статического электричества, но и от электрохимического элемента. Однако никто из названных исследователей не указал на опасность этого действия на человека. Впервые установил эту опасность изобретатель первого в мире электрохимического высоковольтного источника напряжения В. В. Петров.

Создав в петербургской Медико-хирургической академии хорошо оборудованную для своего времени физическую лабораторию, В. В. Петров приступил к систематическому изучению действия электрического тока на организм животного и человека, а также к разработке мероприятий по защите человека от тока. Закономерно, что именно в этой академии был проведен ряд интересных исследований механизма взаимодействия электрического тока с человеком, имевших, правда, не только защитную, но и терапевтическую направленность. В 1863 г. француз Леруа-де-Меркюр привел описание производственной электротравмы на постоянном токе, а в 1882 г. австрийский ученый С. Еллинек описал первую электротравму на переменном токе.

С первых же номеров основанный в 1880 г. русский журнал «Электричество» начал систематическую публикацию на своих страницах сообщений о несчастных случаях, вызванных электрическим током. Такие же публикации стали появляться и в других русских технических журналах. Например, в журнале «Электротехник» только за период с 1898 по 1903 г. приведены данные более чем о 20 электротравмах, сопровождавшихся тяжелым исходом.

Уже в первые годы развития электротехники была достаточно четко выявлена меньшая опасность постоянного тока.

Опасность поражения электрическим током при эксплуатации электротехнического оборудования возникла, собственно говоря, лишь в результате широкого применения переменного тока частотой 50 Гц. Однако обстоятельных данных о механизме действия электрического тока на человека в то время еще не было. Неизвестны были и достаточно простые и эффективные защитные мероприятия. Поэтому есть все основания считать, что электробезопасность как проблема возникла в последней четверти XIX века и именно к этому времени относятся первые попытки ее разумного разрешения.

Действие электрического тока на организм

Электрический ток, проходя через тело человека, оказывает тепловое, химическое и биологическое воздействия. Тепловое действие проявляется в виде ожогов участков кожи тела, перегрева различных органов, а также возникающих в результате перегрева разрывов кровеносных сосудов и нервных волокон. Химическое действие ведет к изменению физико-химического состава крови и других содержащихся в организме растворов, а значит, и к нарушению нормального функционирования организма. Биологическое действие электрического тока проявляется в опасном возбуждении живых клеток и тканей организма. В результате такого возбуждения они могут погибнуть.

Воздействие электрического тока индивидуально:

1. Порог ощущения электротока у женщин на 30 %, а у детей на 50% ниже, чем у мужчин.

2. Для одного человека электрический ток может быть уже неотпускающим (судорожное сокращение мышц кистей рук), а для другого только слабо ощутимым.

3. Люди с большей массой тела и лучшей физической подготовкой переносят воздействие электрического тока легче.

4. Больные (особенно с нервными расстройствами, кожными и сердечно-сосудистыми заболеваниями) переносят воздействие электрического тока тяжелее.

5. Повышенная чувствительность к электрическому току отмечается при утомлении и в состоянии опьянения.

6. Чем более сосредоточен и внимателен человек в момент воздействия электрического тока, тем меньше он пострадает.

Основным фактором, определяющим величину сопротивления тела человека, является кожа, ее роговой верхний слой, в котором нет кровеносных сосудов. Этот слой обладает очень большим сопротивлением, и его можно рассматривать как диэлектрик. Внутренние слои кожи, имеющие кровеносные сосуды, железы и нервные окончания, обладают сравнительно небольшим сопротивлением. Внутреннее сопротивление тела человека является величиной переменной, зависящей от состояния кожи (толщины, влажности) и окружающей среды (влажности, температуры и т. д.).

Поражение человека электротоком зависит от пути прохождения, вида тока (постоянный или переменный), силы и точки соприкосновения (сопротивления). Большое значение в исходе поражения имеет путь тока. Поражение будет более тяжелым, если на пути тока оказывается сердце, грудная клетка, головной и спинной мозг.

Электрический ток – невидимая опасность

Электричество приносит много пользы человеку. Но оно опасно, особенно для детей. Если взрослый человек уже обладает определенным жизненным опытом и знает элементарные правила безопасности, то дети, особенно маленькие, только познают этот мир. Они любознательны, активны, подвижны, а все, что их окружает, оценивают своими органами чувств.

Однако органы чувств человека не способны определить наличие напряжения, а дети не понимают его опасности. Все взрослые обязаны создать безопасные условия для их жизни, научить аккуратному обращению с электроприборами.

Но ограничение допуска к электрооборудованию — это не единственная мера. Главное внимание надо сосредоточить на обучении детей основам безопасности.

Дети должны понимать, что электроэнергия передается по проводам и представляет огромную опасность. Нельзя лазить по опорам ЛЭП, играть под ними, бросать на провода какие-либо предметы.

Дети любят коллективные игры с воздушными змеями, но проводить их можно только на открытых площадках вдали от линий электропередач. Потоком воздуха змей может быть заброшен на провода, а это уже серьезная предпосылка поражения электротоком.

Во дворах домов или возле них установлены трансформаторные подстанции, распределительные шкафы. Одна из любимых детских игр — прятки. Проникать за ограждение электрического оборудования нельзя. Это ребенок должен четко представлять.

К моменту, когда детям предоставляется свобода выхода во двор, у них должен быть выработан инстинкт:

  • не подходить к отдельно лежащим или оборванным проводам (возможно поражение);

  • не приближаться к ограждению электротехнического оборудования, даже если оно закрыто;

  • не играть вблизи опор ВЛЭП;

  • обо всех замеченных нарушениях незамедлительно сообщать взрослым.

Оставаясь один дома, он не должен:

  • заниматься ремонтом и снимать защитные крышки с бытовых устройств, заменять предохранители, электрические лампы;

  • прикасаться к работающим приборам мокрыми руками, а тем более протирать их или мыть водой;

  • оставлять включенными электроприборы;

  • при обнаружении запаха горелой изоляции или искрения необходимо сразу сообщить взрослым, позвонить в МЧС - 112.

Находясь на улице в компании сверстников, дети совершают «героические» поступки, демонстрируя свою ловкость, смелость, меткость и другие качества. Они могут пытаться разбить изоляторы на ВЛ, залезть на высоту по опоре ЛЭП, забыв под влиянием озорников обо всех уроках безопасности или открыть замки шкафов с электротехническим оборудованием.

Все эти случаи взрослые просто обязаны обговорить с детьми, и не один раз.

Даже в школе под контролем учителя во время занятий на уроках труда или на лабораторных работах по физике или химии существует опасность получения электротравм. Чтобы их избежать, ребенок должен внимательно выполнять все указания преподавателя, не заниматься самостоятельными экспериментами и озорничать.

Основными мерами предохранения детей от поражения электрическим током являются:

  • поддержание в технически исправном состоянии электрооборудования;

  • своевременное проведение ремонта отказавших в работе электроприборов;

  • постоянное обучение ребенка мерам безопасного поведения, включая обращение с электрическими устройствами;

  • периодический контроль за поведением детей со стороны родителей и педагогов.

Заключение

Электричество и электробезопасность – технические области науки, сложные для изучения и понимания детьми. Как убедить в необходимости соблюдения правил электробезопасности, которые в большинстве запрещающие, а не разрешающие?

ПАМЯТКА

10 «НЕ» в быту и на улице

  1. НЕ тяни вилку из розетки за провод

  2. НЕ беритесь за провода электрических приборов мокрыми руками

  3. НЕ пользуйся неисправными электроприборами

  4. НЕ прикасайся к провисшим, оборванным и лежащим на земле проводам

  5. НЕ лезь и даже не подходи к трансформаторной будке

  6. НЕ бросай ничего на провода и в электроустановки

  7. НЕ подходи к дереву, если заметил на нем оборванный провод

  8. НЕ влезай на опоры

  1. НЕ играй под воздушными линиями электропередач

  2. НЕ лазь на крыши домов и строений, рядом с которыми проходят электрические провода.

Методы обучения должны быть доступными, должны развивать у детей интерес, отражать особенности изучаемого материала.

Я предлагаю свою работу, как способ пропаганды электробезопасности.

Что такое сила тока, надо твердо с детства знать,Провода рукой не трогать, гвоздь в розетку не вставлять!Осторожным быть ты должен и не лазать по столбам,Ведь на них, вполне возможно, ток идет по проводам!Если ты увидишь провод или кабель у земли,Никогда его не трогай, в МЧС скорей звони!Телевизор и компьютер, как уходишь выключай,Свет на кухне или в ванной погасить не забывай!Сам утюг чинить не вздумай, есть на то специалист,Что и как включить подумай, не спеши, не суетись!Электричество опасно, если правила не знать,Ведь электробезопасность надо строго выполнять!Электричество ребята - это свет, тепло, уют,Без него и мамы сладкий вам пирог не испекут!Всем запомнить надо строго эти правила и знать,Что такое сила тока, силу надо уважать!!!

Я презентовал свой проект для учащихся нашего класса и других начальных классов нашей школы. Я думаю, он поможет ребятам лучше запомнить правила электробезопасности.

Мы отвечаем за свою безопасность.Берегите себя, помните правила электробезопасности!

Список использованной литературы и интернет сайтов:

  1. Гулиа Н.В. Удивительная физика. Москва, Издательство НЦ ЭНАС, 2005г

  2. Манонлов В. Е. Основы электробезопасности. Изд. 3-е, перераб. и доп. Л., «Энергия», 1976 (Электронная электротехническая библиотека)

  3. Пёрышкин А.В. «Физика 8 класс». – М., Дрофа, 2010.

  4. Энциклопедический словарь юного физика. Москва, Педагогика, 1991г

  5. http://www.krugosvet.ru/ - онлайн энциклопедия;

  6. http://www.uznaete.ru/ - интересные вопросы и ответы.

  7. http://www.wikipedia.org

  8. www.glu-suh.ru/informacziya/pozharnaya-bezopasnost.html?start=3

Просмотров работы: 5241