РАДУГА ЭТО СЧАСТЬЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РАДУГА ЭТО СЧАСТЬЕ

Алексеева А.А. 1
1МОУ"Сонковская СОШ Сонковского района Тверской области"
Сосновская г.в. 1
1"Сонковская СОШ Сонковского района Тверской области"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
из нас приходилось видеть радугу.

Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость и восторг.

Как образуется радуга? Какие существуют виды радуги? А можно ли наблюдать эту красоту дома?

Эти вопросы заинтересовали меня.

Постановка проблемы:

Если радуга явление природы, возможно, ли нам сотворить её самим.

Цель исследования:изучение природного явления «радуга».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • узнать, что такое радуга;

  • какие существуют виды радуг;

  • провести опрос учащихся 1-4 классах ;

  • попробовать получить радугу в домашних условиях.

Радуга — претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья дуга.

(По словарю В. Даля)

Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде,

образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

(Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.)

Радуга — это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде разноцветной дуги.

В тайну солнечного луча триста лет назад проник знаменитый английский ученый Ньютон. Он первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.

Чтобы лучше запомнить последовательность цветов в радуге люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» или другая, не менее известная, «Как Однажды Жан-Звонарь Головою Сшиб Фонарь», современный вариант: Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп.

Также мы можем проследить и психологическую взаимосвязь характера и цвета:

Например:

Красный цвет - энергичная активность.

Оранжевый цвет – оптимизм.

Желтый цвет – радость жизни.

Зеленый цвет – стремление к успеху.

Голубой цвет - цвет мира и согласия.

Синий цвет– организованность.

Фиолетовый цвет – мечтательность.

Двойная радуга этокогда свет отражается от поверхности внутри капли не один раз, а дважды. (Приложение №1, рис. 1. Двойная радуга).

Тройная радуга это когда три разноцветные дуги. (Приложение №1,рис. 2. Тройная радуга).

Перевернутая радуга это когдасолнечный свет, падает под определённым углом на ледяные кристаллы. И цвет в перевёрнутой радуге: сверху фиолетовый, а снизу – красный. (Приложение №2, рис. 3. Перевернутая радуга)

Лунная радуга или ночная радуга появляется ночью и порождается Луной. (Приложение №2, рис. 4. Лунная радуга).

Огненная радуга появляется, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака. (Приложение №3,рис. 5. Огненная радуга).

Зимняя радуга можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза.

(Приложение №3, рис. 6. Зимняя радуга).

В опросе принимали участие 102 учащихся с 1 по 4 класс.

85 учеников считают, что семь цветов.

101 ученик считает, что цвета радуги влияют на самочувствие человека.

39 учеников считают, что радуга появляется после дождя,

и 39 учеников считают, что когда идёт дождь и светит солнце.

64 ученика ответили правильно.

В моих наблюдениях:радужный спектр можно наблюдать на асфальте - капли бензина в луже;

дома, где призмой служила хрустальная люстра;

на обычном диске также можно увидеть радужный спектр.

Чтобы доказать, что радугу можно получить в домашних условиях, мы провели опыты:

Опыт №1.

Оборудование:мыльный раствор, полая трубка.

Мы надули мыльный пузырь. Повернули его так, чтобы на поверхность падали солнечные лучи. Шар «заиграл» всеми цветами радуги.

Опыт №2.

Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём, мы провели опыт, который описан в книге «Большая книга экспериментов для школьников».

Нам понадобился фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода.

Ход опыта:

  1. Наполнили лоток водой.

  2. Поставили зеркало с наклоном как показано на рисунке.

  3. Направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала.

  4. Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом.

В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, мы смогли получить радугу в «домашних» условиях.

ВЫВОД: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.

Реализация результатов исследовательской работы на практике.

Возникает вопрос: как мы можем использовать полученные в ходе работы знания и умения?

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении уроков по окружающему миру.

Опытным путём я доказала, что эффект радуги можно получить в домашних условиях.

Выяснили, что капли дождя и кристаллы льда могут разделить белый цвет на семь цветов, поэтому наблюдать радугу можно и осенью, и летом, и весной, и зимой.

  1. Орлова Л. И. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. Журнал «Начальная школа», №3, 2007г.

  2. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Энциклопедия для детей. – М.: «Педагогика – пресс», 1998.

  3. Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М.: «NOTABENE», 1999. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», №2 , 2006.

  4. «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год.

  5. Я познаю мир: Дет. Энцикл./М.: ООО «Издательство АСТ»,2002г. Белкин И. К. Что такое радуга? – «Квант»1984г.

  6. Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1994 г.

  7. Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 2008г.

  8. Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 2008г.

  9. Радуга цвета: Известное и непознанное Сычева М.А. 2005г. Изд. Баро-Пресс.

  10. "Волшебная радуга" Е. Пермяк 2008г. Изд.Эксмо

интрнет- ресурсы:

  1. сайты «Википедия», «Загадки природных явлений»

  2. http://allforchildren.ru/why/whatis32.php

  3. http://moikompas.ru/compas/cvetoterapia

  4. http://nnm.ru/blogs/horror1017/pro_radugu/

Приложение №1

Рис. 1. Двойная радуга.

Рис. 2. Тройная радуга.

Приложение №2

Рис. 3. Перевернутая радуга

Рис. 4. Лунная радуга.

Приложение №3

Рис. 5. Огненная радуга.

Рис. 6. Зимняя радуга.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Просмотров работы: 731