ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ВТОРЫМ?

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ВТОРЫМ?

Гулько Э.А. 1
1МБОУДО "ДДТ "Дриада"
Гулько Е.В. 1
1МБОУДО ДДТ Дриада
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Легко ли быть вторым?», Гулько Эрнест Антонович, ЗАТО Александровск, г. Снежногорск, МБОУДО «ДДТ «Дриада», 5 класс

В поражении нет ничего позорного, если ты отдал борьбе всего себя.

Джим Палмер

План исследования

Учась в начальной школе, я часто наблюдал такую картину – проходят в классе какие-нибудь соревнования и большинство проигравших ребят испытывали массу отрицательных эмоций. Кто-то просто плакал в сторонке, а некоторые вели себя довольно агрессивно, обзывали победителей, обвиняли жюри в нечестности. Я стал задумываться – почему у детей такая реакция на проигрыш? Ведь любая игра в первую очередь должна приносить удовольствие. И как же быть с такой знаменитой фразой: «Главное не победа, главное - участие»?

Актуальность исследования:

Каждый ребёнок от природы наделён какими-нибудь способностями. Одни хорошо играют в футбол, другие рисуют, у третьих абсолютный слух. Но столкнувшись в одном коллективе с другими детьми, ребята начинают соперничать. Никто не хочет уступать. В результате – крик, слёзы, разочарование.

Наверно, вы не раз видели, с какой страстью дети в играх стремятся быть первыми? Как горько переживают о своих промахах и неудачах. Что значит выражение: «Нужно уметь проигрывать»? Не расстраиваться? Не замечать поражения? Неужели победа в соревновании это единственный показатель успеха? Ведь уважения достоин не только результат, но и сам процесс подготовки. Почему разные дети выдают разную реакцию на проигрыш? Может их просто никто не научил проигрывать? Да и надо ли учить детей проигрывать и достойно относиться к своему сопернику? Мы постараемся найти ответы на эти и другие вопросы.

Цель работы – изучить, какие эмоции испытывают младшие школьники при проигрыше в соревнованиях / играх / конкурсах.

В работе решаются следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме

  2. Рассмотреть реакции родителей на проигрыш детей в соревнованиях

  3. Провести анкетирование среди учеников 1 – 4 классов и их родителей

  4. Понаблюдать за реакцией детей во время игр и соревнований

  5. Провести опрос среди учителей начальных классов на предмет реакции школьников на проигрыш

  6. Разработать практические рекомендации «Как научить ребенка проигрывать достойно»

Гипотеза – мы предполагаем, что большинство младших школьников испытывают сильные негативные эмоции при проигрыше в соревнованиях и ведут себя не корректно по отношению к победителям.

Объект исследования – отношение младших школьников к поражению

Предмет исследования – реакция на проигрыш в соревнованиях учеников 1 – 4 классов ЗАТО Александровск, г. Снежногорск.

Методы исследования – анализ литературы, анкетирование, опрос, наблюдение.

Материалом для анализа служат книжные издания: Белкин А. С. «Основы возрастной педагогики», статьи из журналов «Домашний очаг», «Мама, это я!» и др. и интернет-ресурсы.

Практическая значимость. Данный материал может быть использован родителями, воспитателями и учителями начальных классов при подготовке к соревнованиям/играм/конкурсам.

Научная статья

Поражение без слёз.

С самого раннего детства родители учат своих детей читать и считать, приобщают к спорту, развивают творческие способности, Хотят, чтобы их дети выросли умными и порядочными людьми. Это нормальное желание любого родителя, но нагружая ребенка развивающими занятиями, они часто забывают о качествах, которые могут помочь ребенку быть счастливым и успешным в жизни.

Успех – понятие сложное и неоднозначное. Август Соломонович Белкин1говорит о том, что с психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. Успех – это всегда положительные эмоции, признание, победа. Но наша жизнь состоит из различных событий. В ней есть взлеты, но случаются и поражения. Умение признать: тот, кто выиграл, заслуживает этой победы, требует мужества и выдержки.Вы любите проигрывать? Наверное, никто не ответит на этот вопрос утвердительно. И если даже взрослый человек не всегда может справиться с негативными эмоциями при проигрыше, то чего уж говорить о ребенке! Но этому следует научить обязательно. Если ребенок не умеет принимать поражение, ему будет нелегко добиться успеха, при всех его лидерских качествах.

Любой взрослый человек понимает, что путь к успеху лежит через поражения. Вот классический пример: когда физик Томас Эдисон рассказывал о создании электрической лампочки, он говорил примерно так: «Мне пришлось сделать более 700 опытов, но я не считаю, что 700 раз ошибся. Я 700 раз с успехом доказал, что эти способы не работают».

Естественное желание ребенка – быть лучшим. Но кто прививает им это желание? Конечно, родители! Кто быстрее оделся, съел кашу, собрал машинки… Продолжать можно бесконечно. Для ребёнка – быть первым – это цель. Но как себя вести, если ты оказался не первым, этому многие родители научить забывают.

Случается так, что в желании дать своему ребенку как можно больше, оградить его от всевозможных неудач, родители перегибают палку. Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок был успешен. Но если победа становиться единственным, что имеет значение – это может негативно отразится на самооценке ребенка. Она может быть либо заниженной, когда ребенок чувствует, что не справляется с возложенной на него задачей, не оправдывает ожиданий родителей. Считает себя неумелым и слабым. Либо самооценка ребенка неадекватно завышена.Жизнь его превращается в гонку за лидерством, а в своих неудачах он начинает винить окружающих.

Неудача — это опыт, это урок. Без поражений не бывает побед. И ребенка нужно научить принимать эти поражения достойно.

Многими родителями неудачи ребёнка воспринимаются очень болезненно. Они готовы на любые ухищрения, только бы избавить детей от разочарований. Но это может принести больше вреда, чем пользы. Приведём примеры некоторых ошибок, которые допускают родители:

  • Заранее покупают приз для своего ребенка и, не сообщая ему достоверные результаты игры, объявляют его победителем.

  • Слишком часто говорят о том, что «наш ребёнок самый лучший». Это, конечно, бесспорно, но ребёнок может почувствовать слишком сильную ответственность и в случае, если он не соответствует ожиданиям родителей, то может очень болезненно воспринимать своё поражение.

  • Частая игра с маленьким ребёнком в поддавки. Если дома ребёнок постоянно является победителем игр, то детский коллектив становится для него жестоким разочарованием. Поддаваться ребенку можно, но делать это уместно только в начале освоения какой-либо игры, да и то исключительно в качестве мотивации. При этом выигрыш должен чередоваться с проигрышем. Не нужно приучать ребёнка к постоянному выигрышу! А проигрывая сами, показывайте ребенку пример достойного спортивного поведения.

Родителям необходимо научить своего ребенка не бояться ошибок. Отсутствие страха ошибиться тесно связано с умением проигрывать. Важно, чтобы ребенок осознал: не ошибается тот, кто ничего не делает. Всем свойственно ошибаться, без этого невозможно познать новое и добиться успеха.

Как говорил Уинстон Черчилль: «Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». Но как же быть, если после проигрыша слезы сами катятся из глаз? Как справиться с нахлынувшими эмоциями? Если ребенок не причиняет вреда себе, не оскорбляет других, то его эмоции вполне нормальны. Подавлять эмоции в случае проигрыша нельзя. Но научиться ими управлять – можно.

Наука побеждать.

Наука утверждает, что че­ловеку понадобилась не одна сотня лет, чтобы научиться преодолевать стрес­сы и депрессию, вызванные неудачами.

Но у разных детей могут быть разные реакции на одну и ту же ситуацию. Одни при проигрыше быстро успокаиваются и через несколько минут готовы снова ринуться в бой. Другим требуется довольно продолжительное время, чтобы отпустить ситуацию. Третьи извлекают из неудачи урок и стремятся к новым вершинам. Четвертые – опускают руки, и у них пропадает всякое желание вообще что-либо делать. Пятые – ведут себя агрессивно и т.д.

Не правы те родители, кото­рые утешаются фразой «само пройдет». Естественно, с воз­растом поведение ребенка из­менится - подросток уже не будет рыдать, проиграв в игре или на соревнованиях. Однако неумение проигрывать никуда не денутся, а это ведет к тому, что человек будет озлобляться и впадать в деп­рессию, срываться на окружа­ющих. Если проблема возника­ет, то её надо решать. Однако это дело не одного дня. Чтобы помочь ребенку, родители должны изменить свое отношение к нему.

Детские психологи утверждают: научить ребенка адекватно реагировать на проигрыш – значит научить его упорству и стойкости. И самое благоприятное для этого время – это начало «игрового» возраста, когда ребенок начинает принимать активное участие в играх с родителями, а затем с и другими детьми.

Проанализировав литературу по данному вопросу, мы выделили ряд важных, на наш взгляд, принципов, которые помогут детям найти в себе силы для преодоления трудностей:

  • Не требуйте от ребенка блестящих результатов. Помогите ему понять, что какие-то вещи у него получаются лучше, какие-то хуже. И если приложить усилия, то в следующий раз непременно всё получится.

  • Хвалите за то, что достойно похвалы.

  • Не сравнивайте детей. Каждый ребенок уникален. Ищите плюсы у своего ребенка, отмечайте их, восхищайтесь ими. Поддержите веру в себя: «Еще немного потренируешься – и у тебя все получится».

  • Не критикуйте ребенка. Совершать ошибки — нормально, это естественное, и неизбежное явление. Когда ребенок ошибся, он и сам расстроен. Не браните его, не стыдите за слезы или злость. Покажите, что вы его любите, несмотря на неудачу.

  • Не запрещайте ребенку сердиться и плакать. Эмоции должны иметь выход. И проявление негативных эмоций, таких как гнев, сожаление, обида, разочарование – это естественная и нормальная реакция. Но важно, чтобы ребёнок выражал свои чувства, не обижая при этом окружающих.

  • Проанализируйте вместе с ребенком причину неудачи. Обязательно стоит говорить о том, что случилось. Не убеждайте, что все прекрасно. Но и не делайте вид, будто ничего не произошло.

  • Откажитесь от ваших собственных амбиций. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, то, получается, что проблема в вас и решать ее нужно именно вам.

  • И самое главное, каждый день давайте понять детям, что вы любите их не зависимости от их достижений.

Всем известно, что лучший способ обучения – это игра. Играя с ребенком в настольные игры, вы можете показать ребенку как правильно вести себя в той или иной ситуации. Именно показать, а не объяснять. Ведь психология детей устроена так, что они невольно копируют родителей. Проиграли – удивитесь, проговорите вслух, какие ошибки вы совершили. Попросите отыграться со словами «теперь-то я знаю, как выиграть». И не забудьте поздравить победителя. Выработайте стратегию: «проигрыш – поиск причин – новая попытка». Хвалите ребенка за настойчивость и целеустремленность. Желание опустить руки в случае поражения — не самая лучшая черта характера. А стремление продолжить работу, несмотря на трудности, — качество, достойное уважения.

Но учить нужно не только проигрывать, но и вести себя достойно при выигрыше. Объясните ребенку, что нельзя «идти по головам» и добиваться победы любой ценой, жульничая и подставляя противника. Победа должна быть честной.

Описание исследования и его результаты.

Для того чтобы выяснить, какие эмоции испытывают младшие школьники при проигрыше в соревнованиях / играх / конкурсах мы решили провести анкетирование среди учеников 2 – 4 классов и опрос среди первоклассников, родителей и учителей начальных классов г. Снежногорск, ЗАТО Александровск, Мурманской области. В исследовании приняли участие 208 школьников, 168 родителей и 8 учителей начальных классов.

Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1). Анализ анкет учеников 1 – 4 классов показал следующее (Приложение 2):

Подавляющее большинство учеников 1 – 4 классов признаются, что любят участвовать и побеждать в играх/конкурсах/соревнованиях. И лишь 4% школьников говорят о том, что не любят соревнования и стараются не принимать в них участие. Стоит отметить, что такой ответ дали только ребята 4-х классов. 20% всех опрошенных школьников утверждают, что могут искренне порадоваться за победителя.

54% респондентов испытывают при проигрыше расстройство и разочарование. Больше всего таких ответов дали ученики 1-х и 2-х классов.

37% учеников признают, что расстраиваются так сильно, что могут даже заплакать. И чем младше были опрашиваемые, тем чаще звучал этот ответ.

Анализ анкет родителей показал следующее (Приложение 3):

При ответе на вопрос «Любит ли Ваш ребенок побеждать в играх/конкурсах/соревнованиях?» 93% родителей ответили утвердительно. 4% респондентов утверждают, что для их ребенка главное участие. И это немного настораживает, т.к. испытывать положительные или отрицательные эмоции от соревнований – это естественная реакция человека. 3% опрашиваемых говорят о том, что их дети не любят соревнования и стараются не принимать в них участие (опять же об этом говорят только родители учеников 4-х классов). Отсюда возникает вопрос «Почему?». Может потому, что ребята просто боятся совершать ошибки и выглядеть «неудачниками»?

4% всех опрашиваемых родителей утверждают, что их ребенок может порадоваться успехам победителя. 53% респондентов говорят, что в случае поражения их ребенок, конечно, расстроен, но быстро успокаивается.

22% родителей признают, что их дети сильно расстраиваются при проигрыше и даже могут заплакать. Особенно часто этот ответ звучал среди родителей первоклассников. И 7% респондентов говорят, что их ребенок очень сильно переживает, ведёт себя агрессивно, начинает винить в своей неудаче окружающих.

Всем родителям был задан вопрос: «Поддаётесь ли Вы ребёнку, играя с ним, например, в настольные игры». 14% опрошенных ответили, что часто поддаются своему ребенку и 77% время от времени делают это.

После того как были получены и обработаны результаты анкетирования, мы провели опрос среди учителей начальных классов на предмет реакции младших школьников на проигрыш. В опросе участвовало 8 педагогов из двух школ г. Снежногорск. Мы попросили описать реакцию учеников (из своего опыта работы), если они проигрывают в соревнованиях/играх/конкурсах. Со слов педагогов: «Всегда находится 2-3 человека в классе, которые при проигрыше ведут себя очень агрессивно, обзывают победителей, кричат о нечестности игры и могут пустить в «ход кулаки». Девочки часто плачут, если победа досталась не им. Все учителя единогласно говорят о том, что чаще всего ребята расстраиваются и переживают. Но приблизительно половина ребят быстро успокаивается. И действительно, наблюдая за реакцией школьников во время соревнований, я полностью согласен с мнением педагогов. Даже в нашем классе находились несколько детей, испытывавших злость по отношению к победителям.

По мнению учителей начальных классов, нужно обязательно учить детей достойно проигрывать и начинать это нужно делать с д/с, с 6-7 лет.

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что большинство школьников испытывают ряд негативных эмоций в случае проигрыша. Но, как мы уже говорили, эмоции должны иметь выход. Если ребенок расстраивается – это его нормальная реакция, нервная система ещё только формируются. Если не огорчаться при проигрыше, то для чего тогда радоваться выигрывая? А если радость победы не вызывает никаких эмоций, то для чего тогда вообще играть? Человеку не должно быть безразлично, выиграл он или проиграл. Безразличие – это ведёт к тому, что ребенок может вырасти равнодушным, безучастным к окружающему миру. Я считаю, что от поражений есть польза – они дают толчок к покорению чего-то нового, дают эмоциональную и моральную закалку. Важно чтобы ребенок, испытывая негативные эмоции, не приносил вреда себе и окружающим его людям.

Недавно я прочитал повесть Элинор Портер «Поллианна», о девочке, которая сумела победить все неприятности и невзгоды, благодаря одной игре, в которую она постоянно играла: в любой ситуации, даже самой печальной и несправедливой, нужно было найти то, чему можно порадоваться. Интересная игра! Почему бы не научить этой игре своих детей? Научите ребёнка находить плюсы в любой ситуации. И проблема с проигрышами исчезнет сама собой.

Заключение:

Проигрыш — это естественная часть нашей жизни. Научиться поигрывать вежливо, корректно — это искусство. Вы можете научить этому своего ребенка. И чем раньше вы это сделаете, тем будет лучше для него. Умение выигрывать и проигрывать достойно — это важный социальный навык, который пригодится ребенку в любой сфере его жизни. Чем раньше вы начнете работать над конструктивным отношением детей к неудачам, тем больше шансов, что вы преуспеете.

Наша гипотеза подтвердилась частично. На основании опроса педагогов и анкетирования родителей большинство младших школьников испытывают негативные эмоции при проигрыше в соревнованиях, но только 7% ребят ведут себя агрессивно по отношению к победителям.

Искусству проигрыша не учат ни в одной школе. Но мне кажется, что если родители научат этому умению своего ребенка, то ему в жизни будут не страшны никакие преграды и поражения. Поощряйте его за активность, за стремление к чему-то новому. Ребенок всегда должен знать, что всегда есть надежда, надежда на победу, сколько бы раз он не проигрывал. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. И если ваш ребенок еще не научился держать себя в руках в случае проигрыша, помогите ему изменить свое поведение. Научите его проигрывать дос­тойно – и это будет одним из самых ценных подарков, которые вы можете сделать своему ребенку.

Список источников:

  1. Белкин А. С.Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ А. С. Белкин – М.: Издательский центр «Академия»», 2000. – с. 192

  2. Научите ребёнка проигрывать // Домашний очаг. – 2010, №3. – С. 6-7.

  3. Ребенок – лидер: «Хочу всегда побеждать» // Мама, это я! – 2008, - №10. – С. 8-9.

  4. Белка Ю. Как научить ребёнка принимать поражения / Ю. Белка – Режим доступа: http://klub-drug.ru/deti/kak-nauchit-rebenka-proigryivat.html 11 июля 2014

  5. Козлов Н. И. Ребёнок не умеет проигрывать / Н. И. Козлов, С. Макарова – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/rebenok_ne_umeet_proigryvat

  6. Крамаревич О. 6 рекомендаций, как научить ребенка достойно проигрывать / О. Крамаревич – Режим доступа:http://ihappymama.ru/6-rekomendatsij-kak-nauchit-rebenka-dostojno-proigryvat/

  7. Липкина А. Учимся играть честно: как научить ребенка проигрывать / А. Липкина – Режим доступа:http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/32066/

  8. Сергеева Ж. Учим ребёнка проигрывать / Ж. Сергеева – Режим доступа:https://deti.mail.ru/child/uchim-rebenka-proigryvat/ 19.11.2013

  9. Три ценных умения, которым нужно научить своих детей– Режим доступа: http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/tri-tsennyih-umeniya-kotoryim-nuzhno-nauchit-svoih-detey.html

Приложение 1

Анкета для школьников

Здравствуйте. Я ученик 5 класса, пишу исследовательскую работу. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Этим Вы поможете мне в исследовании.

Укажите Ваш пол __________ Класс ____________

Выберете один из предложенных вариантов ответов

  1. Любите ли Вы побеждать в играх/конкурсах/соревнованиях?

а. Да, очень

б. Мне всё равно, главное участие

в. Не люблю участвовать в соревнованиях (играх, конкурсах)

  1. Какие чувства Вы испытываете, когда проигрываете?

а. Радуюсь за победителя

б. Никаких, главное участие

в. Разочарование, расстройство

  1. Сильно ли Вы расстраиваетесь при проигрыше?

а. Вообще не расстраиваюсь

б. Расстраиваюсь, но быстро успокаиваюсь

в. Сильно. Могу даже заплакать

Спасибо за Ваши ответы!

______________________________________________________________________

Анкета для родителей

Здравствуйте. Я ученик 5 класса, пишу исследовательскую работу. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Этим Вы поможете мне в исследовании.

Укажите, пожалуйста, в каком классе учится Ваш ребенок ___________

  1. Любит ли Ваш ребенок побеждать в играх/конкурсах/соревнованиях?

а. Да, очень

б. Для него главное участие

в. Не любит соревнования и старается не принимать в них участие

  1. Как реагирует Ваш ребенок на проигрыш?

а. Нормально. Может порадоваться за победителя

б. Нейтрально. Для него главное участие

в. Немного разочарован, но быстро «отходит»

г. Сильно переживает, может заплакать

д. Сильно переживает, начитает обвинять в своей неудаче окружающих

  1. Играя со своим ребенком, поддаетесь ли вы ему?

а. Да, часто

б. Иногда

б. Нет

  1. Как Вы считаете, нужно ли учить ребенка адекватно реагировать на проигрыш (достойно проигрывать)?

а. Да, это поможет ему в жизни

б. Нет, сам научится, когда подрастёт

Спасибо за Ваши ответы!

Приложение 2

Анализ результатов анкетирования учеников 1 – 4 классов

Анализ результатов анкетирования по классам

(в количественном соотношении)

Общий анализ результатов анкетирования

(в процентном соотношении)

   
   
   

Приложение 3

Анализ результатов анкетирования родителей по классам

(в количественном соотношении)

Общий анализ результатов анкетирования родителей

(в процентном соотношении)

   
   
   

Памятка для родителей

Проигрывать достойно!

Психологи утверждают, что научить ребенка адекватно реагировать на проигрыш – значит научить его упорству и стойкости.

Вашему ребенку трудно справиться с эмоциями в случае поражения в играх/соревнованиях? Он начинает вести себя агрессивно? Обвиняет в своей неудаче окружающих? Испытывает злость по отношению к победителю? Или, однажды проиграв, наотрез отказывается от участия в следующих играх? Тогда эти рекомендации для вас:

  • Не требуйте от ребенка блестящих результатов.

  • Хвалите за то, что достойно похвалы.

  • Не сравнивайте детей. Ищите плюсы у своего ребенка, восхищайтесь ими.

  • Не критикуйте ребенка. Не браните его, не стыдите за слезы или злость.

  • Не запрещайте ребенку сердиться и плакать. Проявление негативных эмоций (гнев, сожаление, обида, разочарование) – это естественная реакция.

  • Проанализируйте вместе с ребенком причину неудачи.

  • Предоставляйте ребенку возможности проигрывать.

  • Откажитесь от ваших собственных амбиций.

  • Каждый день давайте понять детям, что вы любите их не зависимости от их достижений.

Практические упражнения:

  • В любой ситуации старайтесь найти то, чему можно порадоваться.

  • Вечером вместе с ребёнком находите три случая ежедневного везения и записываете в специальную тетрадку. Описание каждого случая заканчиваете фразой «Повезло мне!»

Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Научите своего ребенка проигрывать достойно – и это будет одним из самых ценных подарков, которые вы можете ему сделать.

1заслуженный деятель науки РФ, академик Академии педагогических и социальных наук и МАНПО, доктор педагогических наук, профессор. Режим доступа: http://www.koob.ru/belkin_avgust/

Просмотров работы: 691