ГРАМОТНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГРАМОТНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Фефелова Дарья Юрьевна 1
1
Фефелова М.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В непростой, сложившейся ситуации не только в нашей стране, но и в мире в целом все мы, люди, хотим непросто жить, а хотим жить хорошо. И очень хотим, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. К сожалению, на данные период времени этой возможности нет не только у большинства людей, но и у многих государств. Поэтому многие серьезные умы на нашей планете всерьёз занимаются проблемой: а как же выжить и остаться в живых в сложившейся непростой ситуации.

Тема: грамотное потребительское поведение. Продукты питания.

Объект: потребители, продукты питания.

Предмет: поведение потребителей истоимость продуктов питания.

Цель: изучить поведение потребителей и цены на продукты питания на примере магазинов города Муравленко.

Гипотеза: если наше потребительское поведение будет грамотным, то мы сможем сэкономить.

Задачи:

  • провести социологический опрос с родителями и выяснить, какие магазины они считают приемлемыми по уровню цен;

  • изучить потребительскую корзину;

  • провести сбор информации в магазинах, занимающихся продажей продуктов питания;

  • провести эксперимент на своей семье.

Актуальность: практически все взрослые очень занятые люди и продукты питания чаще всего они покупают по дороге с работы домой или в магазине, находящемся в шаговой доступности. В своей исследовательской работе я хочу показать, что такое потребительское поведение не всегда разумно, а зачастую, наоборот только повышает расходы из семейного бюджета на продукты питания.

Практическая значимость: разумное потребительское поведение позволит родителям, не экономя на желудке, сэкономить деньги.

Исследовательская часть

Сначала мною был проведен социологический опрос для взрослых (приложение 1). В опросе приняло участие 28 человек. Проанализировав его, я пришла к выводу, что абсолютное большинство взрослых не знает, что такое грамотное потребительское поведение (приложение 2, таблица 1, диаграмма 1). У них нет свободного времени, и продукты питания они покупают, идя по дороге домой, или в магазине шаговой доступности. И лишь немногие взрослые сравнивают цены в магазинах и делают покупки оптом, обычно в выходные (приложение 2, таблица 2, диаграмма 2). И на третий вопрос «Есть ли в нашем городе продуктовый магазин с доступными ценами?» однозначного ответа не было. Но большинство говорило о том, что разные продукты питания они покупают в разных магазинах. Есть магазины, в которых дешевая молочная продукция, но дорогие овощи и фрукты, и, наоборот, в магазинах с доступными ценами на овощи и фрукты дорогая молочная продукция. А еще, в магазинах, находящихся по соседству, один и тот же продукт стоит по-разному.

НО! Всем взрослым хотелось бы знать, сколько стоят продукты питания в разных магазинах и экономить деньги, не экономя на желудке. Поэтому, мною была проведена исследовательская работа, состоящая из нескольких этапов.

Во-первых, я изучила потребительскую корзину, и выяснила по каким продуктам питания стоит проводить сравнительный анализ цен.

В потребительскую корзину входят:

  • хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия, мука, крупы, бобовые);

  • картофель;

  • овощи;

  • фрукты;

  • сахар и кондитерские изделия;

  • мясопродукты;

  • рыбопродукты;

  • молоко и молокопродукты;

  • яйца;

  • масло растительное, маргарин и другие жир;

  • прочие продукты (соль, чай, специи).

Второе, провела сравнительный анализ цен продуктов питания. В список магазинов вошли: Монетка, Магнит, Класс-Е, Овощи, Северянка, Наталка, Турал, Парус, Украинский (приложение 2, таблица 3).

Анализ проводился по одинаковым товарам, одного изготовителя, одной массы, примерно, в одно и то же время (разница 1-2 дня) во всех магазинах. Например, Молоко Летний день 3,2%; Мука Увелка, 2 кг и т.д.

Конкретные продукты, отсутствующие в том или ином магазине, не учитывались.

Третье, провела эксперимент в своей семье. Проводить эксперимент в своей семье оказалось самым трудным и долговременным. Моя семья состоит из четырех человек: папа, мама, я и младшая сестра.

На всю неделю было составлено меню с максимальным включением продуктов питания из потребительской корзины. Первую неделю мы с мамой покупали продукты по дороге домой. Собирали чеки и в конце недели был выполнен расчет. Он составил 6 664, 03 рублей.

Потом мы покупали продукты в магазинах, которые находятся рядом с домом. Меню было то же самое, и точно также собирались чеки. Итоговая сумма составила 6 701, 46 рублей.

И последним шагом в нашем эксперименте была покупка продуктов в магазинах с меньшей ценой. Мы сопоставили все продукты, выписали, где цены ниже всего, составили список продуктов, которые мы должны были купить в магазине. В нашем списке магазин Класс-Е встретился 1 раз, Карина и Северянка по 2 раза, магазин Овощи - 3 раза, Монетка - 4 раза, Магнит – 7 раз и 13 раз магазин Наталка (приложение 2, диаграмма 3). Здесь мы закупили все продукты в один день, на неделе мама покупала только хлеб. Сумма нашего эксперимента составила 5 296, 7 рублей.

В результате наш эксперимент показал (приложение 2, диаграмма 4) , что в результате грамотного потребительского поведения за неделю удалось сэкономить 1404, 76 рублей, что составляет 21% от суммы, которую мама тратила, покупая продукты возле дома. 1405 рублей в неделю, 6021 рубль в месяц, 72 245 рублей в год.

Выводы
  1. Проведя социологический опрос со взрослыми, я выяснила, что большинство взрослых не знают, что такое грамотное потребительское поведение и не пытаются экономить, но всем бы хотелось это делать.

  2. Изучила потребительскую корзину.

  3. Провела сбор информации в магазинах, занимающихся продажей продуктов питания, и пришла к выводу, что продукты питания необходимо покупать в разных магазинах ориентируясь на их цены. Магазином с самыми доступными ценами оказался магазин «Наталка».

  4. Провела эксперимент и выяснила, что совсем не обязательно покупать продукты по дороге домой или в магазинах, находящихся возле дома, а лучше потратить час времени и закупить продукты в магазинах с более низкими ценами, что снижает расходы семейного бюджета, не экономя на желудке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Социологический опрос для взрослых

  1. Знаете ли вы что такое грамотное потребительское поведение?

  2. Как вы покупаете продукты питания?

  3. Есть ли в нашем городе продуктовый магазин с доступными ценами?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  1. Знаете ли вы что такое грамотное потребительское поведение?

Таблица 1

Да

7

25%

Нет

21

75%

Диаграмма 1

  1. Как вы покупаете продукты питания?

Таблица 2

По дороге домой

12

43%

В магазине шаговой доступности

11

39%

Закупаются оптом

5

18%

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Таблица 3

Продукты

Монетка

Магнит

Класс-Е,

Овощи

Северянка

Наталка

Турал

Парус

Карина

Украинский

Хлеб (белый)

37

 

24

34

32

34

33

35

35

36

Макароны (Макфа)

71

49,9

60

42

53

35

45

44

42

50

Мука, 2 кг.

72

51,3

95

79

100

72

80

86

68

85

Гречка (Увелка) 800 г.

62

56,5

114

89

105

64

75

-

69

85

Рис (Увелка)

66

86,2

99

86.20

92

73

75

-

75

95

Пшено

-

 

73

58

76

40

-

-

58

65

Горох (Увелка)

34

 

82

51

88

43

-

-

-

-

Картофель 1кг

15

15.3

18

16

-

14

17

25

16

25

Морковка 1кг

28

 

26

35

-

26

35

28

30

30

Лук

20

19

37

28

-

22

30

28

28

35

Капуста

29

38.7

25

32

-

20

35

35

30

35

Огурцы

110

82.3

131

125

-

138

130

148

132

160

Помидоры

245

 

316

285

-

264

240

-

230

230

Яблоки

100

117

117

112

-

106

100

110

100

110

Бананы

-

84.3

170

98

-

110

100

96

140

100

Груши

150

142

198

159

-

140

150

-

116

165

Мандарины

145

99

184

179

-

168

160

128

170

170

Сахар

55

53.3

70

66

62

50

60

60

59

65

Мясо: свинина/говядина

300/120

 

381/-

-

-

-

-

-

-

-

Курица

110

116.3

159

175

175

138

150

150

145

-

Сосиски молочные

395

192

378

381

370

-

370

376

398

356

Колбаса зернистая

466

484.8

473

480

465

-

480

411

492

465

Крабовые палочки

50

41.4

59

53

60

43

45

50

43

66

Минтай

160

 

126

142

-

139

-

145

150

-

Красная рыба

-

 

660

600

-

-

-

598

640

-

Молоко летний день 3,2

55

60

-

56

63

48

54

54

46

65

Творог Простоквашино

92

82

115

109

125

79

105

98

113

-

Сметана обычный стакан

88

61

78

83

98

78

82

98

-

76

Масло сливочное

82

99.9

-

89

80

72

65

80

-

85

Яйца

69

48.4

87

55

76

44

60

56

53

-

Масло растительное 1 литр

133

114

101

121

100

101

110

98

105

115

Соль

14

10

-

18

15

12

15

18

13

25

Чай Липтон 50 пакетиков

130

133

-

113

150

-

170

136

-

165

7

Просмотров работы: 485