ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: «ТРАМВАЙ ИСТОРИЙ»: ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ ПО ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ГОРОДУ»

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: «ТРАМВАЙ ИСТОРИЙ»: ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ ПО ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ГОРОДУ»

Орба В.В. 1
1МАОУ ГИМНАЗИЯ № 18
Долгополова И.П. 1
1МАОУ гимназия № 18
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Туризм на сегодняшний день является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.

В конце XX в. туризм становится массовым явлением, а туристский бизнес переживает настоящий бум. Поскольку туризм выгодная сфера инвестирования, с начала реформ в России этим бизнесом стали заниматься люди, очень далекие от предпринимательской деятельности, так как сфера туризма привлекала и привлекает многих предпринимателей своей кажущейся легкостью.Во второй половине 1990-х гг. на рынке туристских услуг резко обострилась конкуренция. Оказалось, что российские фирмы не в состоянии успешно конкурировать с иностранными ни по уровню сервиса, ни по стоимости услуг. Кроме того, иностранные предприниматели (в отличие от отечественных) предоставляют своим клиентам более достоверную информацию о своих возможностях.

В настоящее время развитие туризма в России сдерживается комплексом факторов: низким профессионализмом, высоким налогообложением, экономической нестабильностью и т.д. Однако по прогнозам специалистов наша страна в состоянии войти в число регионов наиболее популярных среди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированные кадры, научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке, организовать более эффективную помощь государства.

Туристский бизнес предполагает сложную систему отношений между поставщиками и потребителями соответствующих услуг, между турфирмами и их конкурентами, а также между партнерами по бизнесу. Деятельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разработку туристского продукта; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение инвестиций; взаимодействие с другими компаниями;взаимоотношения с государственными органами.

Актуальность данной темы заключается в рассмотрении спецификиразвития туристического бизнеса в индустриальных городах России и выявлении в Нижнем Тагиле объектов, привлекательных для городского туризма.

Объект исследования: туристический бизнес в России

Предмет исследования:направления и экономическая целесообразность экологического туризма в индустриальном городе

Цель исследования: Изучение особенностей туризма в индустриальном городе и разработка туристического продукта для Нижнего Тагила.

Задачи:

  1. Дать характеристику современным направлениям туристического бизнеса в России

  2. Выявить особенности туризма в индустриальном городе

  3. Проанализировать возможности развития направлений туризма в Нижнем Тагиле

  4. Расчет стоимости туристического маршрута «Трамвай истории»

  5. Провести социологический опрос среди детей и их родителей

в гимназии № 18 на тему: «Возможности городского туризма в Нижем Тагиле»

Гипотеза: Становление и развитие индустриального туристического бизнеса в Нижнем Тагиле и его влияние на культуру тагильчан.

При выполнении методической работы применялись следующие методы:

  • Методы анализа, синтеза, сравнения, метод графического отображения данных.

  • Метод социологического опроса.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные результаты в качестве дополнительного материала при изучении предмета «Основы экономической культуры» в 5 – 9классах, и создании туристического продукта «Трамвай истории».

Глава 1. Теоретические аспекты развития туризма в России

  1.  
    1. История Туризма

Возникновение туризма1 на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма.

Началом организованного туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы. Молодые дворяне могли совершить поездку в один из немецких, итальянских и французских университетов, после чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом. Это объявление – одно из первых проявлений организованной туристской деятельности в XVIII веке.

Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры», зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II .

К концу XVII в. относится появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России.

Отличительными чертами первого этапа развития туризма в России являлись:

а) примитивизм средств передвижения;

б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество;

в) элитарность путешествия.

Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением.

____________________________________

1.Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах.

Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России.

Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.

Этапы развития туризма в России XIX-XX вв.

Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:

Просветительский (до 1890 г.) Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции.

Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы.

Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству;

в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.

Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.

1.2 Международный туризм

Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли. В экономике отдельной страны он выполняет ряд важных функций: является источником валютных поступлений и средством для обеспечения занятости населения; вносит вклад в платежный баланс; способствует диверсификации экономики, оказывая стимулирующие воздействия на отрасли, обслуживающие сферу туризма; повышает привлекательность страны как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества; создает стимулы для притока в национальную экономику иностранного капитала.

Особенность международного туризма имеет экономический характер и раскрывается через влияние, которое он оказывает на платежный баланс страны. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны, тем самым активизируя ее платежный баланс, именно поэтому прием иностранных туристов получил название активного туризма. С другой стороны, выезд туристов за границу сопряжен с оттоком валюты из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода отражаются в пассиве платежного баланса страны—поставщика туристов, а сам туризм характеризуется как пассивный. Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму и не распространяется на туризм внутренний.

В международном туризме, как известно, выделяют две разновидности — выездной и въездной, которые различаются по направлению туристских потоков. Один и тот же турист может быть одновременно классифицирован как въездной и выездной в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение.

Среди основных направлений деятельности государств по развитию международного туризма в соответствии с Заключительным актом совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) выделяют поощрение развития туризма на индивидуальном, семейном, групповом, коллективном уровнях; содействие улучшению материальной базы туризма и сотрудничеству в этой области; реализацию собственных проектов по туризму, включая техническое сотрудничество; содействие обмену информацией; активизацию туризма во внесезонный период; обмен студентами и специалистами в области туризма с целью повышения их квалификации; содействие проведению конгрессов и симпозиумов по вопросам планирования и развития туризма, а также с целью обслуживания

детальных исследований по проблемам туризма.

В основе интенсивного развития международного туризма лежат следующие предпосылки:

♦ экономический и социальный прогресс, особенно в промышленно развитых странах, позволивший значительно повысить уровень заработной платы и пенсий, а также увеличить продолжительность отпусков населения этих стран;

♦ совершенствование средств транспорта, ускорение и удешевление в результате этого перевозок туристов;

♦ ослабление таможенных, валютных ограничений, пограничных формальностей, а также отмена их, в частности, между странами ЕС;

♦ создание мощной туристской индустрии;

♦ существенный рост бизнес-путешествий.

Основные туристские потоки сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и Канадой), Восточной Азии и Тихоокеанского региона (из Японии в Таиланд). (Приложение. Табл. 1.)

Принимая во внимание темпы и хорошую динамику экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Китай и другие новые индустриальные страны), степень концентрации демографического потенциала и динамику населения в крупнейших странах (Китай, Индия, Индонезия и др.), а также опережающие темпы развития международного туризма, следует ожидать, что в первой половине XXI в. будет увеличиваться значение этого региона в развитии туризма. Об этом свидетельствуют и прогнозные оценки ВТО.

По прогнозам Всемирной туристской организации, в 2020 г. количество прибытий туристов составит 1 млрд 136602 млн человек. При этом Европа удержит доминирующие позиции (44,8 % общего числа прибытий), Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (27,3 %), опередив Америку (17,7 %). (Приложение. Диаграмма 1)

Наряду с туристскими потоками важнейшими характеристиками международного туризма являются туристские доходы и расходы. Они представляют собой стоимостные оценки туризма, необходимые для изучения его влияния на национальную экономику, в частности, платежный баланс страны.

Основные расходы на международный туризм, по данным ВТО, несет население индустриально развитых стран, главным образом, США, Германии, Великобритании и Японии. На долю этих четыре страны приходится около трети всех мировых туристических расходов. Кроме них заметную роль в формировании международных туристских расходов, их величины и структуры играют Франция, Италия и Китай.

Особое значение для продвижения национального туристского продукта на внешнем туристском рынке имеют международные выставочно-ярмарочные мероприятия. Они предоставляют очень широкие возможности одновременного распространения и получения широкого спектра экономической, организационной, технической и коммерческой информации при относительно доступной ее стоимости. Организация собственного стенда позволяет туристской администрации реализовать в полном объеме свою собственную стратегию продвижения национального (регионального) туристского продукта и использовать для достижения этой цели все возможности, предоставляемые участникам выставки. Однако в любом случае национальная туристская администрация должна стремиться к укреплению кооперации и координации международной выставочной деятельности с региональными и местными органами управления туризмом, а также с предприятиями и организациями туристской индустрии.

  1.  
    1. Начальный период развития туризма в городе Нижний Тагил

Как социальное явление туризм является детищем промышленной революции. В конце XVII и начале XVIII веков в странах Западной Европы отдельные учителя стали использовать в работе пешеходные прогулки и поездки. Такие простейшие формы путешествий получили название экскурсий. Интерес к путешествиям тесно связан с краеведением. Эти традиции были подхвачены российской педагогикой. Надо полагать, что они были приняты и преподавателями нашего учебного заведения.

Выпускник 1958 г. НТГМТ Борис Павлович Шемякин

Начало развития туризма в НТГМК относится к периоду Горно-заводского училища, а точнее, к конкретной дате - 15 июня 1908 года, когда впервые за 200-летнюю историю учебного заведения была разрешена экскурсионная поездка по реке Чусовой. Ученики училища восемь месяцев вынашивали план осуществления этого путешествия и до конца не были уверены в том, что оно состоится.

Подробное описание туристических экскурсий и прогулок за период с 1908 по 1915 г.г., изложенное надзирателем училища Михаилом Абрамовичем Дмитриевым, бережно хранится в музее истории колледжа.

Из этого описания мы узнали о том, что для первой экскурсии ученики, дети бедных родителей, не располагающие средствами, устроили литературно-музыкальный вечер, за счет которого и были получены средства на поездку.

Экскурсия по Чусовой началась с проезда по железной дороге до станции Таватуй в особо выделенном для учеников вагоне по льготным билетам. Со станции Таватуй до Ново-Уткинского завода участники путешествия добирались на лошадях и пешком, где пересели на заранее приобретенные лодки.

Попутно осмотрели Уткинский завод Суксунского горного округа, построенный в 1729 году Акинфием Демидовым, где Дмитриев обратил внимание учеников на способ перевозки древесного угля на домну. В путешествии ученики делали зарисовки, отбирали образцы горных пород, замеряли высоту скал, фотографировались. Дмитриев попутно сообщает о встрече судна-барки, приготовленной для прогулки Горного Начальника Гороблагодатского округа генерала Левицкого, отмечая, что судно с полной обстановкой - мягкой мебелью и кухней. Заметим, инженер Левицкий первоначальное образование получил в Нижне-Тагильском горнозаводском училище. В этой поездке экскурсанты неоднократно встречались с выпускниками горнозаводского училища.

По пути следования подробно осматривались заводы, в том числе и Кыновский чугуноплавильный и железоделательный графа Строганова. Управляющий Г. Бельтюков лично сам показал завод, объясняя всю обработку железа сортового и листового. Ученики, видя простое обращение, не стеснялись задавать вопросы. На чугунолитейном заводе встретили выпускника училища Г. Костарева, занимающего должность заведующего доменным цехом. Г. Костарев показал и объяснил устройство доменной печи.

Прибыв к Чусовскому заводу, лодки были проданы за дальнейшей ненадобностью. Плавание на этом закончилось.

Осмотрели Чусовской завод. Ученики с интересом наблюдали доставку шихты в домну, прокатку сортового железа, мартеновскую и другие печи, центральные паровые котлы. В процессе экскурсии их пригласили к домне на выпуск чугуна. Чусовской завод в то время был наиболее технически оборудованным из всех заводов Урала.

Два дня осматривали достопримечательности Перми и Мотовилихинского завода, где наблюдали закалку пушек для шрапнелей, осмотрели пароходы Любимова и прокатились на пароходе по Каме. В Н. Тагил вернулись 2 июля, довольные поездкой. Это была самая дешевая экскурсия на лодках по реке: проехали около 1000 верст, израсходовав по 10 рублей на каждого.

Заметим, что описание первой экскурсии Михаил Абрамович Дмитриев распечатал брошюрой тиражом в 100 штук и раздал ученикам бесплатно.

Первая экскурсия стала славным почином в развитии туризма и за последующие 8 лет Дмитриев М.А. со своими питомцами совершил большое количество походов и поездок не только по ближайшим окрестностям до Екатеринбурга, но и в Пермь, Казань, Нижний Новгород, на Сормовский завод, в Акмолинскую область на кумыс.

Руководителем был всегда М.А. Дмитриев, иногда к нему присоединялись преподаватели училища, а однажды - член родительского комитета И.Пятунин. Михаил Абрамович всегда основательно готовился к поездкам, задаваясь целью наиболее полно ознакомить учеников с историей края, с геологическими особенностями местности, с новейшими технологиями посещаемых предприятий, предварительно получая соглашение руководящих лиц на осмотр. (Приложение. Фото 1)

Так, отправляясь в экскурсионную поездку на гору Благодать, Дмитриев подготовил исторические сведения о горе Благодать и заводах округа, а также о видимых с вершины горах по обширному сочинению знатока Уральского края Н.К. Чупина, которые он зачитал после осмотра завода при обзоре окрестностей именно с вершины горы. Ученики посетили музей, ознакомились с механическим устройством метеорологической станции, особенностями мартеновских печей Кушчинского завода. После поездки в Нижний Новгород М. А. Дмитриев получил письменную благодарность от Родительского Комитета: "…приносим Вам …сердечную и глубокую благодарность за Ваш полезно-научный труд…, благодаря Вашему умелому руководству ученики Горнозаводского училища имели возможность дополнить свой кругозор мировоззрения…".

Интересна история экскурсии в Акмолинскую область. Она была совершена не с научной целью, а для поправления здоровья самого надзирателя - М.А. Дмитриева и семи учеников. Михаил Абрамович простудился, обучая учеников ходьбе на лыжах, и серьезно подорвал здоровье. Доктор прописал лечение кумысом. Но даже и в этом случае, Дмитриев решил извлечь пользу своим ученикам. Среди 108 учеников нашлось серьезно больных - 7 человек, которым требовалась неотложная поездка на кумыс. Испросив разрешения у господина Инспектора училища, Михаил Абрамович организует экскурсию в город Кокчетав для лечения кумысом. Родительский комитет троим, самым бедным ученикам, оказал денежную помощь, выдав на поездку по 25 рублей. Даже в этой поездке М.А. Дмитриев с учениками продолжал познавать край, людей, перспективы развития местности. Познакомился с любителем-минералогом и приобрел коллекцию руд для Екатеринбургского музея. Поездка прошла удачно, ученики и их руководитель поправили здоровье.

Наравне с экскурсиями М.А. Дмитриевым организовывались и краткие прогулки по окрестностям: урочище "Ключики", лесопилка Уткина и Селиванова, винный склад, Лебяжинские магнитный и марганцевый рудники, месторождение красного мрамора, Выйский медеплавильный и Нижне-Тагильский железоделательный заводы, гранильная мастерская, Медведь-камень, гора Высокая (г. Магнит в XVII в.). На горе Высокой были прочитаны исторические сведения о магнитной горе и о горной промышленности на Урале, которые заранее подготовил Михаил Абрамович на основании Пермской летописи.

В 1915 году было совершено большое количество учебных экскурсий не только с учениками Горнозаводского училища, но и реального, а также с ученицами женской гимназии.

Дальнейшее развитие истории нашей страны приостановило на продолжительное время туристические поездки и прогулочные экскурсии. Можно предположить, что уже в конце 20х-начале 30х годов развитие туризма возобновилось. В фондах музея истории колледжа хранится невзрачный альбомный листок с восторженной записью состоявшегося в августе 1936 года речного похода по Чусовой и одной-единственной фотографией участников похода.

Особые условия нараставшей военной угрозы молодому государству в 1920-1940-е гг. диктовали военно-патриотическую направленность туристическим походам. Так, на одном из заседаний Президиума Совета техникума в 1929 г. обсуждался вопрос об отпуске средств на военный поход. Грозные события 1940х годов изменили полностью характер туризма. Преподаватели и учащиеся техникума встали дружно на защиту своей любимой Родины. В техникуме создаётся военно-лыжный отряд физкультурников, целью которого являлась подготовка к боевым действиям на лыжах и лыжников-разведчиков. На одной из фотографий музейного фонда запечатлены участники военизированного лыжного похода Нижний Тагил-Серов. Переход в 300 км был совершен 26 января 1941 года за 37 часов 45 минут! (Приложение. Фото 2-3)

На фронтах и в тылу воевали и учились, самоотверженно работали, отдавая все силы. Великая Победа дала возможность вернуться к учебе, заниматься туризмом.[9]

Бережно листаю Альбом-отчет об экспедиции учащихся-геологов по Кольцевому маршруту "Тагил - Чусовая - Серебрянка - Кушва - Тагил" за 1947 год. Отчет составлен преподавателем техникума Мальковым Николаем Павловичем, руководителем экспедиции. Он пишет, что цель рекогносцировочного похода была в ознакомлении учащихся с геологическими условиями района и природой Урала, а так же с условиями работы геолога в поле. Поход этот оказался весьма полезным, как с точки зрения необходимости расширения кругозора учащихся, так и в области изучения родного края. По пути маршрута выполнили многое. (Приложение. Фото 4-5)

К этому отчету прилагается письмо Свердловской областной детской экскурсионной туристической станции студенту 4ого курса Журавлеву Александру, который, как участник похода, написал заметку о туристическом походе в газету "Тагильский рабочий", с просьбой получить краткое описание маршрута с тем, чтобы в будущем направлять по нему юных туристов. Автор письма, методист ДЭТС, Богомолова, выразила уверенность в получении полноценных материалов "…в интересах развития туризма среди советской молодежи…".

В 1949 году под руководством преподавателя Малькова Н.П. группа учащихся геологического отделения осуществили поход по маршруту "Н.Тагил- Черноисточинск - Большие Галашки - Билимбай - река Чусовая - пристань Усть-Утка - прииск Ашка - поселок Селивановский - Н.Тагил". Участники туристического похода за 22 дня прошли 430 км, причем, по воде в лодках - 195 км, пешком - 235 км. Проведено ночевок на свежем воздухе - 13, в помещениях - 10. Маршрут проходил по глухой, мало населенной местности Среднего Урала. В пути осмотрели старые старательские выработки, бывшие Демидовские пристани на Старо-Уткинском и Шайтанском заводах, где когда-то рекой отправлялся металл; Ашкинский прииск, беседовали с колхозниками. В колхозе "Рассвет" заработали на уборке гороха 18 трудодней с выполнением норм на 120%. Поход оставил много незабываемых и приятных впечатлений у учащихся. (Приложение. Фото 6-7)

Таким образом, учащиеся Нижнетагильского горно-металлургического техникума получали опыт общения с природой, связанный с изучением родного края, физической тренировкой и геологической практикой в поле. Каждый поход сопровождался подготовительным периодом, куда входило получение разрешения от местного комитета и дирекции техникума, разработка маршрута, составление сметы на возможные расходы, составление плана похода, обсуждение времени проведения похода и состава группы.

На 50е-60е годы пришелся пик развития туризма в техникуме. Об этом можно судить по документам, поступившим в музей в 2009 г. в связи с подготовкой к празднованию 300-летнего юбилея, от преподавателей и выпускников учебного заведения разных лет. Под редакцией Б.П. Шемякина, выпускника и профессора НГТПИ, в 2009 г. вышел журнал «АЛЬМА-МАТЕР» юношеского туризма в Нижнем Тагиле. 1709-2009. Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых на пороге 300-летия", в котором участники туристического движения НТГМТ поделились своими воспоминаниями.

Н.В. Зайцева, зав. музеем истории НТГМК

1.4 Места, в которых предпочитают отдыхать уральцы

Мы видим существенный, хоть и прогнозируемый рост по югу РФ: Крыму, Краснодарскому краю, а также возросший интерес к центральной России, к маршрутам "Самоцветного кольца", Москвы и Санкт-Петербурга", — отметил М.Мальцев, добавив, что представить точную статистику по этим направлениям невозможно, поскольку "большая часть поездок совершается личным автотранспортом".Как заявил на пресс-конференции член правления Уральской ассоциации туризма Максим Пузанков, в среднем, на юг России приходилось 23-25% всех продаж."Все порядочные и уважаемые люди страны туда слетали, отзывы довольно неплохие, особенно, что касается Сочи. Там, действительно, существенный прорыв произошел и в сервисе, и в отельной базе. Крым тоже старается не отставать: отремонтирован аэропорт, повышена пропускная способность, удалось в некоторой степени компенсировать отсутствие такого массового направления, как Турция", — добавил М. Пузанков. Лидером среди зарубежных направлений стал Кипр: там отдохнуло 32,5 тыс. жителей Урала (рост на 49% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года). На втором месте — Тунис, его местом отдыха выбрали 28,9 тыс. уральцев (рост в 29 раз), на третьем — Греция, ей предпочтение отдали 21,8 тыс. человек (рост на 65%). Также специалисты отмечают значительный, в 2,5 раза, рост туристического потока в Болгарию.Сокращение спроса отмечено на отдых в ОАЭ, Черногории, Италии и Испании. Средняя стоимость заграничного тура в 2016 году составила 44 тыс. рублей на человека с авиаперелетом при условии двухместного размещения.Пользуются спросом, например, промышленные объекты с экспозициями – Уралвагонзавод, колокольное производство в Каменске-Уральском. Сейчас все больше стали открывать для себя новые города Урала – такие как Талица, где родился разведчик Николай Кузнецов. Можно сказать, что это связано с ростом патриотических настроений», – рассказала Эльмира Туканова. Туроператоры вынуждены реагировать на увеличение спроса – делать больше предложений для школьных, студенческих групп, семей. Конечно, внутренний туризм сейчас более привлекателен, чем десять, а тем более двадцать лет назад. Однако есть и недочеты – не достаточно высокое качество услуг, проблемы с логистикой, подготовкой специалистов. Главным препятствием для российских туристов по-прежнему остается немалая стоимость даже самых, казалось бы, простеньких туров. Говоря о изюминке Среднего Урала, нечасто приходится слышать о «бажовской мифологии», которая сейчас, кажется, практически забыта. «В других городах и даже странах, чтобы привлечь туристов, придумывают собственные легенды и мифы, а мы не пользуемся собственным богатством», – сетуют уральцы. Между тем сказы Бажова – настоящая кладовая идей и ярких персонажей, от Огневушки - Поскакушки и Серебряного Копытца до Хозяйки Медной горы. А они сейчас забыты настолько глубоко, что даже в Екатеринбурге нет ни одного скульптурного изображения бажовских героев – как и хороших памятников самому писателю. Правда, Эльмира Туканова напомнила корреспонденту РИА «ФедералПресс», что проект туристического комплекса «Парк уральских сказов» уже одобрен. Выделена площадка, и даже подведены коммуникации, но пока частный инвестор не начинает работу в связи с ростом стоимости строительства. Компания-заказчик «ТурЭкспоСервис» от планов не отказывается и обещает построить парк к 2018 году, добавила она. Но что это будет – только парк развлечений с бажовскими героями вместо диснеевских или что-то другое, пока сказать сложно. Сайт «Парк уральских сказов» существует, но виртуальных посетителей встречает объявление «Страница в разработке. Пожалуйста, зайдите сюда позднее».

Определение мест отдыха в индустриальном городе в которых любят отдыхать учащиеся и их родители гимназии № 18.

Проведя социологический опрос о месте предпочтительного отдыха тагильчан было определено, что:

1.В отпуск опрошенные тагильчане ездят ежегодно – 100%

2.Семьи предпочитают отдыхать в выходные:

  • Дома – 59 %

  • Прогулка по природным зонам – 41 %

3.В путешествие предпочитают отправляться:

  • На машине – 25 %

  • На железнодорожном транспорте – 25 %

  • На самолете -50 %

4.Что бы вы предпочли.

  • Путевку за границу – 50 %

  • Путевку тура по России – 50 %

5.Затраты на отпуск.

  • Более 50 тыс. рублей – 100 %

6.Сумма затрат на экскурсию по индустриальному городу.

  • 300 – 500 рублей – 100 %

7.Комфортабельность экскурсий.

  • Экскурсия на трамвае – 50 %

  • Экскурсия на автобусе – 50 %

Подводя итог моим исследованиям можно сказать, что тагильчане любят путешествовать; но выходные проводят дома в кругу семьи; предпочитают отдых за пределами родного города и путешествовать любят с комфортом; за отпуск готовы потратить более 50 тыс.

Глава 2. Исследовательская часть

2.1 Разработка комплекса маркетинга для туристического маршрута

Ма́рке́тинг1 (от англ. marketing — в буквальном переводе с английского означает «действие на рынке», «рыночную деятельность»). В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.[2]

Оптимальность обслуживания - также важное потребительское свойство, имеющее непосредственное отношение к гостеприимству. Она подразумевает:

• соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) обслуживания;

• соответствие всех услуг тематике тура;

• адресную направленность тура на определенную целевую группу потребителей;

• заблаговременное согласование программ обслуживания;

• гибкость программ (возможность замены тех или иных услуг);

• рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемых услуг;

• отсутствие тенденциозности в обслуживании (ненавязчивость услуг).

Все эти принципы важно учитывать еще на этапе разработки туристского продукта, помня о том, что неправильно подготовленный продукт не только не пользуется спросом, но и способен оттолкнуть от предприятия потенциальных, последующих клиентов. В условиях серьезной конкуренции, имеющейся сегодня на туристском рынке - это немаловажный фактор.

Каждое туристское предприятие может с помощью достаточно простых средств заниматься анализом, который поможет ему лучше узнать свой собственный продукт. Руководитель и специалисты предприятия, полагают, что они лучше, чем кто либо другой, знают собственное туристское предложение. Однако необходимо посмотреть на туристский продукт состороны, определить его сильные и слабые стороны т.е позиционирование туристского продукта — этоконцепция привлечения клиентуры и более стороны, определить его сильные и слабые стороны привлечения клиентуры и более полного удовлетворения запросов.Позиционирование должно дать ответ на вопрос: "Какова ценность продукта для клиента?" Причем здесь имеется в виду не только чисто практическая выгода от приобретения данного продукта, но также и его психологическая ценность.

______________________________

  1. Ма́рке́тинг — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации.

Дело в том, что положение любого продукта на рынке может быть реальным и оценочным. Реальным оно является в том случае, когда анализ доли рынка позволяет фирме установить фактическое положение услуги на рынке на предшествующих этапах деятельности. Оценочное положение является результатом представлений фирмы о позициях ее продукта на рынке. Оно может расходиться с мнением потребителей. Так, например, фирма предлагает на рынок услуги, которые, на ее взгляд, имеют высокое качество при относительно низких ценах. Но, по мнению клиентов, фирма занимает другую позицию на рынке, услуги среднего качества при нижних ценах. В такой ситуации у туристского предприятия могут возникнуть проблемы с клиентами. Следует учитывать, что позиция туристского продукта на одном сегменте рынка может отличаться от того, как его воспринимают потребители на другом.

При выборе своего сегмента на рынке туристических услуг анализируются следующие факторы:

Цели поездки: отдых, бизнес, обучение, шопинг.

Географические факторы: отдых на море, развлечения, интерес к культурным и архитектурным ценностям.

Возрастные группы: школьники, студенты, взрослые, семьи.

Экономические потребности и престиж: экономия времени и усилий при достижении комфорта, стремление принадлежать к определённой социальной группе.

Организация туров на отдых должна учитывать такие факторы, как место отдыха, престиж или, напротив, экономию средств, а также возраст туристов; при организации деловых поездок и шоп-туров особое значение имеет местоположение страны туризма, а для тур поездок с целью обучения к последнему добавляется и анализ возрастной структуры туристов.

Процесс создания любой туристической программы начинается с разработки общих целей, выработки предварительных прогнозов, основанных прежде всего на изучении спроса потребителей и предложения конкурентов.

Этапы разработки туристского продукта.

Разработкой нового продукта в индустрии туризма успешно занимаются те туристские компании, которые установили формальные процедуры для разработки, точнее - это крупные корпорации, имеющие системные программы разработки туристского продукта.

Разработка нового продукта происходит в несколько этапов. Сначала компании формулируют стратегию разработки туристского продукта, которая, в свою очередь, включает инновацию продукта, т.е. установление вида требуемого продукта, модификацию уже существующих продуктов, а также распределение ресурсов для создания продукта.

После определения стратегии начинается этап генерации идей. Многие фирмы для этого используют такие инструменты, как мозговая атака, матрицы поиска, морфологический анализ и др. Затем идеи превращаются в концепции, которые проходят обсуждение у потенциальных клиентов и утверждаются.

Следующий этап разработки продукта туристскими фирмами - это бизнес-анализ, когда прогнозируются первоначальные и повторные продажи, планируются цены и предполагаемая прибыль. Далее создается сам продукт, который проходит предварительное испытание на прочность. Этот этап дорогостоящий, требующий много времени и усилий.

Если не отвергается новый туристский продукт в стратегическом плане, в деятельности фирмы наступает этап коммерциализации нового туристского продукта, т.е. внедрение на рынок. Некоторые туристские компании привлекают венчурные предприятия, создают отделы нового продукта или держат в своем штате менеджеров по новым продуктам, которые оценивают и учитывают реакцию и ответные действия со стороны конкурентов.

Между генерацией идей и этапом воплощения их в жизнь и размещения туристского продукта на рынке часто проходит несколько лет. А это означает, что изменения в экономических, политических и других условиях могут преобразовать рынок и тем самым привлекательность разработанного продукта.

Важной частью планирования нового продукта, да и вообще создания стратегии маркетинга в индустрии туризма является создание торговой марки -юридически защищенного имени или символики, которая используется для определения предлагаемых предприятием услуг.

Свои торговые марки в индустрии туризма активно создают и гостиничные цепи, и авиакомпании, и туроператоры. Часто одни и те же крупные компании благодаря разным торговым маркам обслуживают разные сегменты рынка.[2]

2.2. Разработка тура по Нижнему Тагилу «Трамвай историй»

Основной задачей деятельности турагентства является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания. Этот продукт и является основным туристским продуктом турфирмы, выпускаемым на рынок.

Тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Есть более общее определение, которое гласит, что тур - это индивидуальная или групповая поездка по определенному маршруту в конкретно определенный срок. Тур является товарной формой туристского продукта, его натуральным воплощением.

Документом, дающим право на тур, является туристская путевка или ваучер.

Туристская путевка - это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг. В настоящее время используется туристская путевка формы ТУР-1, разработанная ГКФТ России совместно с Российской ассоциацией туристских агентств (РАТА) и Лигой защиты прав путешествующих. Форма путевки представляет собой бланк строгой отчетности и содержит оптимальный набор реквизитов, дающих клиенту наиболее полную информацию о предстоящем туре. Эта форма путевки является типовой, что позволяет тур предприятиям при тиражировании путевок дополнять их другими необходимыми данными.

Данная форма путевки используется при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых аппаратов. Дата выписки путевки и дата ее реализации отражаются на счетах бухгалтерского учета. При передаче путевки отрывной талон остается в качестве документа, подтверждающего факт и дату реализации туристского продукта, и служит основанием для льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС). При расчетах наличными денежными средствами корешки путевок хранятся вместе с другими кассовыми документами. При безналичных расчетах предприятию необходимо обеспечить учет и хранение корешков выданных путевок.

Ваучер - это документ, на основании которого производится обслуживание иностранных туристов и взаиморасчет с фирмой.

В зависимости от вида заявки туриста и от способа организации продажи туры могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные туры предоставляют туристу больше независимости и самостоятельности, но они более дорогие, так как такие виды услуг, как внутри маршрутный транспорт, услуги гида, и некоторые другие турист оплачивает полностью, в отличие от групповых туров, где эта цена раскладывается на всех членов группы. Именно поэтому индивидуальные туры не слишком доступны массовому туристу.

Кроме того, организация индивидуальных поездок является очень трудоемким процессом, требующим использования компьютерной техники для осуществления бронирования, диспетчеризации, расчетов и других операций. С другой стороны, индивидуальный туризм с экономической точки зрения очень выгоден для туристских фирм, так как дает более высокие доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туров. Поэтому в стратегии фирмы должны быть найдены определенные места как для группового, так и для индивидуального туризма.

Групповые туры более дешевые, доступные массовому туристу, но в групповых поездках каждый их участник обязан подчиняться установленному для группы порядку путешествия. Создание привлекательного туристского продукта является первой и самой важной задачей турфирмы. Эта сфера деятельности туристских предприятий непосредственно связана с производственными процессами. Товарная политика предприятия требует принятия согласованных решений между производством и реализацией (коммерцией), а также решений, касающихся ассортимента туров, программ обслуживания и количества туристского продукта.

Технология разработки тура.

Технология разработки тура включает в себя следующие этапы:

1. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей и формирование тура):

- ПНВУ (преимущества, недостатки, возможности тура);

- сегментация рынка (мотивация, цели) – «название тура».

- география маршрута (перспективное планирование тура):

- выявление ресурсно-технического обеспечения тура (основные и

дополнительные объекты показа, транспорт, питание, размещение);

тип маршрута (линейный, радиальный, кольцевой).

2. Договорный этап (заключение договоров с партнерами). На этом этапе происходит определение партнёра или поставщика услуг. В договоре указывают: предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика, ответственность сторон, порядок расчётов, юридические адреса сторон, форс-мажор.

3.Программа туристско-экскурсионного, культурно-досугового обслуживания: дни обслуживания, перечень тем экскурсий и мероприятий, продолжительность экскурсий в астрономических часах, стоимость экскурсий):- карта-схема маршрута;

4. Справочные материалы по маршруту;

5.Различная информация для составления памятки для туристов, выезжающих за границу, памятка для менеджера;

6.Памятки о сроках подачи заявок (на авиабилеты, проживание, питание, скидки на группу);

7.Заявка бронирования тура (дата, № заказа, ответственное лицо, название тура, информация о туристах русский и латинский вариант, № заграничного и российского паспорта, транспорт, время, рейс, класс, возможные изменения, страна, город, дата прибытия и убытия, гостиница, название, класс, тип номеров, питание, экскурсии);

- маршрут – экскурсия, тип маршрута, транспорт, размещение, продолжительность, краткое описание;

- расчет стоимости путевок и выпуск к реализации (калькуляция). Стоимость путевки рассчитывается следующим образом (транспортные услуги, зарплата гида, экскурсовода и руководитель группы; отчисления во внебюджетные фонды;продвижение тура на рынок.

8. Создание необходимых условий для персонала:

- эргономичность рабочих мест;

- четкая формулировка правил;

- четкая система оценки качества работы каждого сотрудника;

- мотивация персонала;

- система повышения квалификации персонала.

9. Оптимизация организационной структуры управления предприятия, предоставляющего тур услуги.

Чем длиннее цепочка прохождения заказа, тем больше вероятность совершения ошибки. Оптимальной является такая организационная структура управления, где число элементов предельно мало.

10. Всесторонний, полный, объективный и непрерывный контроль за качеством сервиса, предполагающий.

Маршрут поможет туристу самостоятельно, без помощи экскурсовода, ознакомиться с самыми примечательными местами Нижнего Тагила. За максимально короткий срок (2-3 часа) «Малахитовая линия» даёт яркое эмоциональное представление о городе на различных уровнях: визуальном, аудиальном, тактильном. Прогулка по маршруту позволяет увидеть и оценить на архитектуру города разных времен, услышать звук открывающейся двери, потрогать шершавый камень старинного дома.Длина маршрута составляет 5,7 км.

Список объектов, включенных в туристический маршрут «Малахитовая линия» ( Приложение. Фото 8 )

Разработка туристического маршрута «Трамвай истории»

В современной жизни возрастает число людей, которые стали интересоваться туризмом. Не исключение и тагильчане они хотят знать историю родного края и города. В туристических агентствах имеется много различных маршрутов, как по городу Нижнему Тагилу, так и за его пределы.

Сегодня вошёл в моду промышленный туризм, в связи с этим мы разработали экскурсионный трамвайный маршрут «Трамвай истории». Данный маршрут мы предложили опробовать в туристических агентствах «Остров сокровищ» и «Каприз туризм» города Нижнего Тагила. Данный маршрут заинтересовал туристические агентства и маршрут «Трамвай истории» был опробован.

Базовая стоимость туристического продукта была рассчитана на использование трамвая, но мне стало интересно узнать стоимость маршрута с применением другого транспорта (автобус)

Автобус

Трамвай

Вместимость 40 - 50 человек

Вместимость 30 - 35 человек

Аренда 9000 рублей за 2 час

Аренда 2025 рублей за 1 час

Загрязняет окружающую среду

Не загрязняет окружающую среду

Может подъехать к месту назначения

Не может подъехать к месту назначения

После составления таблицы мы выяснила, что трамвай более экологичный и выгодный вид транспорта для проведения экскурсий по индустриальному городу. Полагаясь, на социологический опрос и составленную таблицу мы составили свой маршрута по индустриальному городу.

В который входит:

  • Экскурсия на Лисью гору и музей завод;

  • Экскурсия в музей Изо;

  • Проезд на трамвае.

 

Трамвай

за 2 час

Экскурсия на Лисью гору и экскурсовод

Экскурсия в музей Изо и экскурсовод

Налогообложение и оплата труда фирмы

Страховка

На группу из 30 человек

4050 рублей

750 рублей

750 рублей

1000 рублей

450 рублей

Итог: на человека 234 рубля

на группу из 30 человек 7000 рублей

В будущем мы надеемся, что этот туристический маршрут заинтересует граждан нашего города, чтобы наладить не только экономику в городе с помощью разработок новых маршрутов, но и напомнить тагильчанам о культурных ценностях нашего города. Данный туристический маршрут был опробован в 8 классах гимназии № 18 в осенние каникулы.

Заключение

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных банковских, страховых и др. компаний.

Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений.

Список источников информации

1.Быков А.Т., М.Г. Воронцова, М.В. Натаров, В.И. Никифоров, Г.В. Яковенко, А.В. Воловода, О.В. Рохмалева «Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление».

2. Ердавлетов С.Р. «Основы географии туризма».

3.«Туристическая энциклопедия».

4.http://xreferat.com/98/86-1-istoriya-razvitiya-turizma-v-rossii.html

5.http://tourlib.net/books_tourism/bogolubov0.htm

6.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1865

7.http://historyntagil.ru/culture/10_548.htm

8.http://www.yar.ru/news647.html

9.http://fpold.fedpress.ru/news/econom/rest/1425309960-v-gostyakh-khorosho-doma-luchshe-uraltsy-menyayut-zagranitsu-na-sosednie-goroda-s-istoriei

10.http://www.studfiles.ru/preview/1766300/page:2/

11.http://visit-tagil.ru/tours/3841/

12. https://www.gorodisha.ru/3.html

Приложение

Фото 1. Михаил Абрамович Дмитриев. Нач. XX в.

Фото 2. Участники лыжного похода НТГМТ. 19.03.1940 г.

Фото 3. Военизированный отряд лыжников. 1941 г.

Фото 4.Альбом кольцевого маршрута НТГМТ. 1947 г.

Фото 5. Альбом-отчет о лыжном походе НТГМТ. 1948 г.

Фото 6. На привале. Руководитель Н.П. Мальков справа. 1940-е гг.

Фото 7. На перевале Сундук В. Рогожников, Б. Шемякин, Ю.Мельников. Приполярный Урал. 1950-е гг.

Таблица 1. Где хотят отдыхать тагильчане. (закрытый вопрос, %)

Диаграмма 1.

Фото 8.

Фото 9.

Таблица 2. Где вы предпочли отдыхать, если бы у вас были возможность выбора и необходимые средства? (закрытый вопрос, %)

Схема 1.

Вопросы к социологическому опросу ( опрошены 123 человека )

  1. Как часто вы ездите в отпуск?

  • Ежегодно

  • 1-2 раза в год

  • Никогда не был в отпуске

  1. Как ваша семья предпочитает отдыхать в выходные?

  • Дома

  • Прогулка по архитектурным достопримечательностям города

  • Прогулка по природным зонам

  • Прогулка по культурным местам

  1. На каком виде транспорте вы предпочитаете путешествовать?

  • На машине

  • На железнодорожном транспорте

  • На самолете

  1. Что бы вы предпочли…

  • Путевку за границу

  • Путевку тура по России

  • Путевку тура по индустриальному городу

  1. Какую сумму вы готовы потратить на отпуск?

  • От 10-20 тыс. рублей

  • Около 20-40 тыс. рублей

  • Более 50 тыс. рублей

  1. Какую сумму вы готовы потратить на экскурсию по индустриальному городу?

  • 300 – 500 рублей

  • 500-1000 рублей

  • Более 2000 рублей

  1. Для вас более комфортабельно…

  • Экскурсия на трамвае

  • Экскурсия на автобусе

  • Экскурсия пешком

Диаграмма к вопросу №1

Диаграмма к вопросу №2

Диаграмма к вопросу № 3

Диаграмма к вопросу №4

Диаграмма к вопросу № 5

Диаграмма к вопросу № 6

Диаграмма к вопросу № 7

Просмотров работы: 983