ПРОБЛЕМА КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОБЛЕМА КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

Ясинская А.С. 1
1 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г Калуги
Артёмова Ю.С. 1
1МБОУ «СОШ № 5» г. Калуги
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Один из важных предметов, изучаемых в школе, - обществознание. Меня всегда интересовало взаимодействие родителей и детей в разных ситуациях, в том числе, касающихся карманных денег. Я заинтересовалась вопросами - является ли их наличие или отсутствие проблемой для детей? Как они относятся к вопросам расходования карманных денег? Многим детям выдают деньги родители, как правило, для расходов на мелкие нужды (проезд, еду). Оказывается, родители тоже задаются вопросом: сколько же нужно давать денег детям? И вообще, стоит ли? Нужно ли давать деньги детям «просто так» или за какие-то достижения (например, в учебе)?

Многие исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к поискам самостоятельного заработка и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами. Одним из важнейших способов экономической социализации детей являются карманные деньги.

Рассматриваемая мною проблема актуальна, поскольку вопросы получения и расходования карманных денег касаются важных экономических отношенияй в которых участвуют практически все дети и их родители. И я считаю, что повышать уровень финансовой культуры детей необходимо как можно раньше. Поэтому в рамках моего исследования была определена целевая аудитория – учащиеся 6-х классов.

Моя гипотеза заключается в том, что детям необходимо иметь карманные деньги, расходование которых они могли бы планировать самостоятельно – как траты на каждодневные нужды (проезд, обед), так и накопления на личные «глобальные» цели – на приобретение достаточно крупных вещей или подарков. Я полагаю, что разумное и рациональное планирование и расходование бюджета шестиклассника возможно при регулярной выдаче родителями денег, а не только лишь в качестве поощрения за успехи и достижения.

Цель исследования – изучить размеры и источники получения детьми карманных денег, цели их расходования,и на основе полученных данных разработать рекомендации детям и родителям относительно этих вопросов.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

  • Выяснить: имеют ли учащиеся деньги на личные расходы.

  • Определить источники получения детьми денег, а также: за что они их получают, в каком размере, сколько раз в неделю, и на какие нужды тратят.

  • Определить, достаточно ли детям полученной суммы и нуждаются ли они в большей сумме, с какой целью.

  • Установить альтернативные варианты получения (заработка) денег.

Практическая значимость исследования заключается:

  • в выработке рекомендаций по разумному расходованию карманных денег школьниками, планированию карманного бюджета, повышению уровня финансовой грамотности;

  • составление рекомендаций и пожеланий для родителей по вопросам выдачи, в том числе, размеров карманных денег.

Методы исследования:

  • социологический опрос, в ходе которого в качестве инструмента использовался вопросник (анкета) и последующий анализ полученных результатов;

  • анализ литературы, средств массовой информации по данному вопросу;

  • сопоставительный, сравнительный методы.

Глава I.Деньги и их функции. Карманные деньги.

В современном мире деньги играют важную роль, и как бы ни говорили будто деньги – это не главное, прожить без них никак нельзя. Что же такое деньги? Деньги — специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг [1].

Деньги выполняют важные экономические функции. Они являются мерой стоимости - функция денег, заключающаяся в том, что деньги обеспечивают выражение стоимости товаров как одинаковых величин, качественно равных и количественно сравнимых. Деньги – это средство обращения, так как выполняют роль посредника в обращении товаров. Деньги являются средством платежа, так как используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.п. Деньги используются и для накопления [2].

Деньги для жизни необходимо постоянно зарабатывать, а заработанные правильно тратить. Я прочитала, что одна из причин бедности – неумение обращаться с деньгами. Чтобы такой проблемы не было, необходимо со школьной скамьи учиться планировать свои доходы и расходы. Мы пока школьники и вопросы, связанные с финансами, за нас решают родители. Но в будущем мы должны быть готовы к тому, что нам предстоит рационально подходить к вопросу о трате денег. Как правило, родители всегда дают ребенку деньги на проезд, на завтраки и обеды, на конкретные покупки. Ребёнок сам принимает решение, куда потратить карманные деньги и что ему лучше купить. Родители хорошо понимают, что количество денег, которое можно выдать ребёнку на карманные расходы, ограничено и будет обидно, если он потратит их зря. Поэтому его надо заранее постепенно приучать к разумному распределению своих денежных средств, воспитывая в нём самостоятельность. Когда ребёнок вырастет, то станет распоряжаться более крупными суммами, потерять которые будет гораздо обиднее.

Поэтому в контексте повышения уровня финансовой грамотности школьников провела исследование среди учащиеся 6-х классов.

Глава II.Проблема карманных денег с точки зрения школьников (анализ результатов социологического опроса).

Карманные деньги – что же обозначает данное понятие? Это сумма денег, регулярно выдаваемая на личные или хозяйственные расходы ребенку [3]. Это деньги на мелкие расходы (покупка письменных принадлежностей, сладостей, газет, игр, посещение кино, кафе, музея, театра и т.д.).

Материальное положение родителей многих российских школьников позволяет давать детям карманные деньги. И мне кажется, что это правильно, ведь никто не может научиться читать, не имея букваря или азбуки, так же и с деньгами, как можно научиться их тратить, не имея на руках «живых» денег, в такой ситуации трудно стать финансово грамотным.

А как шестиклассники относятся к этой проблеме? Я решили провести исследование на основе социологического опроса. Мною было опрошено 75 учеников из трёх шестых классов нашей школы. Для чистоты эксперимента проводилось анонимное анкетирование.

Я выяснила, что большинству детей дают карманные деньги. В анкете было десять вопросов (приложение № 1).

На первый вопрос «Дают ли вам карманные деньги?» большинство детей ответили «да», а именно 92%. При этом 8 % учеников указали, что не получают карманных денег.

Но за что же дают карманные деньги детям? На этот вопрос ученики ответили по-разному - 26 % учащихся ответили, что просто так, 15% - что им дают карманные деньги за хорошие оценки, 13 % ответили, что «по необходимости» и 9 % - «за хорошее выполнение домашних обязанностей». Таким образом, 24 % учеников получают деньги за что – то (успехи в учебе, помощь по дому).

«Сколько раз в неделю вам дают карманные деньги?». На этот вопрос 53 % учеников ответили, что «ежедневно», 33 % получают карманные деньги раз в неделю и 13 % - раз в месяц. Сколько же денег дают детям родители на карманные расходы? Ежедневно 22 % опрошенных получают до 50 рублей, 44 % учеников получают от 50 до 100 рублей, 19 % получают 100 - 200 рублей, а 15 % опрошенных ответили, что получают больше 200 рублей.

Большинству учеников, а это 88% опрошенных, хватает карманных денег. 12 % опрошенных хотели бы, чтобы им выдавали большую сумму.

Далее следовал вопрос «Куда вы тратите карманные деньги?». 22 % учеников тратят деньги на еду, от 9 % – 12% тратят их на проезд, 21% копят, а остальные шестиклассники – 5% тратят деньги на все вышеперечисленное.

И всё же 29 % хотят больше карманных денег. Они указывали, что хотят покупать себе новые вещи, тратить свои сбережения на праздники. Мне очень понравился ответ одной ученицы: «Если бы у меня были бы лишние карманные деньги, я бы пожертвовала их на благотворительность». Некоторые указывали и другие причины, но этот ответ был самым добрым.

Что меня не просто удивило, а даже поразило, так это то, что 51 % учеников сами зарабатывали себе карманные деньги. Они указали сумму. В основном - от 2000 до 5000 руб. Мы выяснили, что многие дети в таком раннем возрасте могут сами зарабатывать и, причём, не маленькие деньги. Однако 44% детей не пробовали сами зарабатывать деньги.

А на вопрос № 10 «За что, по вашему мнению, родители должны давать вам карманные деньги?», ученики отвечали так: «Родители должны давать нам деньги за хорошую успеваемость, за хорошее выполнение домашних обязанностей». Некоторые считают, что до совершеннолетия родители обязаны обеспечивать детей карманными деньгами.

Навыки расходования денежных средств у учеников есть, необходимо повышать уровень их финансовой грамотности. Школьникам необходимо планировать расходы и доходы.

Глава III. Рекомендации школьникам по разумному расходованию карманных денег.

Существует всеобщий закон, по которому подросткам "всегда всего мало". Обычно это звучит так: "Мам, мне нужно 100 рублей, мы с ребятами договорились пойти сегодня в Макдоналдс". Исследователи утверждают, что подростки округляют сумму в большую сторону, когда им нужны деньги, но при этом всегда забывают принести сдачу.

Маркетологи знают, что школьники обычно обладают даже большими суммами на карманные расходы, чем их родители. Не случайно индустрия рекламы так серьезно относится к продвижению на рынок "молодежных" товаров - газированных напитков, шоколадных батончиков и прочей необязательной ерунды. Так что переходный возраст у детей - это затратное время для родителей.

Мы, подростки, стремимся к независимости. Поэтому нам тем более важно научиться обращаться с деньгами.

Ребёнок растёт и вполне может самостоятельно совершать какие-то покупки. Многие родители считают, что они лучше знают, что нужно их детям и сами делают для них все покупки. Но все-таки это возможно только до определённого возраста. Не научившись в детском возрасте делать выбор, мы тем самым поставим себя под удар во взрослой жизни.

Неплохо, если подросток попробует сам зарабатывать и распоряжаться своими средствами. От того как мы сейчас научимся обращаться с деньгами, во многом зависит наше благосостояние в будущем.

Обобщив и переработав рекомендации психологов родителям, мы предлагаем детям правила, которым они должны научиться, живя с родителями [4]:

  1. Тратить деньги можно только после того, как они заработаны самостоятельно. Нельзя одалживать деньги в расчёте на то, что они скоро появятся.

  2. Деньги, выделенные родителями на карманные расходы, нужно тратить разумно.

  3. Уважай мнение родителей о том, сколько денег они могут тебе выделить из семейного бюджета. Не забывай, что их расходы на тебя включают не только карманные деньги, которые ты получаешь.

  4. Не следует требовать с родителей денег за работу по дому. Твой вклад в семейный быт безвозмезден.

  5. Попробуй поработать самостоятельно. Однако помни, что работа не должна мешать учёбе. Посоветуйся с родителями, пусть взрослые помогут тебе убедиться, что эта работа не принесёт вреда здоровью и будет достойно оплачиваться.

  6. Выданные родителями деньги на карманные расходы – твои. Родители не должны устанавливать жёсткие рамки, когда и как могут быть потрачены деньги. Однако, они могут дать дельные советы относительно финансовых трат. То же самое касается и самостоятельно заработанных денег.

  7. Очень полезно ежемесячно проверять, сколько денег за это время ты получил, сколько и на что потратил и сколько накопил. Можно завести блокнот, в котором делать записи о своих доходах и расходах.

  8. Многие дети предпочитают тратить свои деньги не сразу, а после того, как накопится определённая сумма. Однако, разумно не тратить все накопления «под чистую», а откладывать 40 – 50% «про запас».

  9. Готовься к тому, что после определённого возраста родители не будут выделять тебе суммы денег и тебе необходимо будет самостоятельно искать пути заработка, так как ты станешь уже сформировавшейся личностью.

Глава IV. Рекомендации родителям: давать или не давать карманные деньги детям?

Давать или не давать карманные деньги – до сих пор у многих родителей нет четкого ответа на данный вопрос.

Думаю, что каждый родитель переживает за своего ребёнка. Давая детям карманные деньги, родители думают: «На что же моя дочь (или сын) их потратит?». Ведь бывает, что дети совершают необдуманные, с точки зрения взрослых, траты, например, покупают «неполезные» вкусности. Это и останавливает взрослых. Но что же тогда, лишать карманных сбережений ребёнка совсем? Это ведь тоже неправильно: тогда у ребёнка совсем пропадёт чувство ответственности за свой личный капитал, подростки могут завидовать другим детям, имеющим карманные деньги.

Выдавая деньги, родители учат детей умению обращаться с деньгами, принимать решение о покупке, делать выбор, сберегать какие-то суммы, знать цену деньгам.

Однако, как я выяснила, многих родителей волнует вопрос, сколько денег выдавать ребенку, чтобы учесть его интересы, но в тоже время, не слишком баловать.

Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.

В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5 – 2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф [5].

Здравый смысл в определении размера карманных денег еще никому не помешал. Так, если сегодня мы будем ориентироваться на рекомендации американских специалистов и привязывать сумму, выраженную в нашей национальной валюте, к возрасту ребенка, то здравого смысла здесь будет мало, потому что 8 рублей, которые следовало бы выдать 8-летнему ребенку, конечно, слишком мало. На эти деньги ребенок не сможет себе купить ничего, кроме жевательной резинки, а накапливать неделями на игрушку, самая простая из которых стоит более 100 рублей, ребенок просто не сможет. Поэтому разумным можно считать выдачу более значительной суммы, например, 50 рублей в день (в эту сумму входит проезд и «булочка»), а если нужно больше – предложить заработать.

Чаще всего сумма зависит, прежде всего, от финансового положения семьи и возраста ребенка. Специалисты советуют начинать с малых сумм. Здесь можно оговорить, какие траты ребенок сможет самостоятельно оплачивать из своих средств. По мере его взросления можно увеличивать сумму, добавляя в нее расходы на проездной билет, школьные завтраки, канцелярские принадлежности. В плане финансовых навыков пользы от участия ребенка в оплате собственных расходов будет больше.

Большинство психологов подчеркивают, что карманные деньги не должны быть платой за хорошее поведение, хорошую учебу или помощь в домашнем хозяйстве. Карманные деньги должны быть одним из приемов воспитания правильному обращению с деньгами [6].

Я выработала критерии выдачи денег на карманные расходы детям. При этом рекомендую родителям - если вы склоняетесь к тому, чтобы давать деньги на карманные расходы, то определитесь со следующими вопросами:

1. Возраст, в котором начнете давать деньги. Психологи считают, что карманные деньги ребенку можно давать, начиная с поступления в школу.

2. Сумма, которая будет выдаваться. Определите сумму карманных денег, с учетом финансового благополучия семьи, необходимых трат и, обязательно, возраста ребенка. Решение лучше принимать на семейном совете, в присутствии ребенка.

3. Частота выдачи карманных денег. Чем младше ребенок, тем чаще надо выдавать деньги. Для школьников младшего возраста — раз в неделю. Для подростков — раз в месяц. Это позволит ребенку научиться планировать бюджет.

4. Контроль за расходами. Убедитесь, что карманные деньги тратятся не на алкоголь, сигареты и др.

5. Будут ли деньги средством воздействия. Учеба и работа должны быть обязанностью ребенка — не следует поощрять или наказывать при помощи карманных денег.

Итак, сумма карманных денег НЕ должна зависеть от:

  1. Полученных в школе отметок.

  2. Качества выполнения обязанностей по дому.

  3. Поведения ребенка.

  4. Настроения родителей.

  5. Количества внимания к ребенку.

Рекомендации для родителей по обучению финансовой грамотности школьников:

  1. Не переплачивайте. Не выдавайте деньги сверх оговоренной суммы.

  2. Постепенное увеличение. Увеличивайте сумму постепенно, объясняя, почему ее увеличиваете.

  3. Целевое финансирование. Если ребенок произвел нецелевую трату денег, вычтите эту сумму из следующей выдачи.

  4. Дробите сумму. Если ваш ребенок транжирит деньги сразу после получения и разговоры не помогают, то выдавайте деньги по частям.

Немецкий писатель Авербах Бертольд когда – то сказал: «Нажить много денег – храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство» [7].

Заключение

Подведя итоги исследования, я убедилась в правильности своего предположения: детям необходимо иметь карманные деньги, расходование которых они могли бы планировать самостоятельно. Регулярность получения определенных (согласованных между детьми и родителями) денежных сумм и максимальная самостоятельность их расходования является важным этапом взросления и социализации ребенка, залогом последующей финансовой грамотности и здравомыслия. Навыкам чтения, письма, игре на фортепиано необходимо учиться с раннего возраста. А так же навыки и умения разумной траты денег необходимо осваивать в детстве (чтобы избежать глупых ошибок во взрослом возрасте).

Мое исследование заинтересовало учителей, работающих в шестых классах нашей школы. Конечно же, я выступила и перед своими одноклассниками. Мой классный руководитель предлагает познакомить с результатами этой работы и родителей.

Обобщив полученные результаты исследования и изучив литературу по теме, мы разработали рекомендации детям и родителям.

Список использованной литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki

  2. Портной М.П. Деньги: их виды и функции. – М.: Анкил, 1998. С.36

  3. http://finlit.online/osnovyi-biznesa/karmannyie-dengi-8631.html

  4. http://www.platesh.ru/nauchit-rebionk/

  5. «Ворон и Ёж» №6(33), 19.04.2008

  6. Штайн, И. Что делать, чтобы ваш ребенок не вырос глупым, циничным, хамоватым бездельником / Ирма Штайн. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. С. 25

  7. http://enc-dic.com/aphorism/Averbah-bertold-1296.html

Приложение № 1.

Результаты социологическо опроса школьников

на тему «Карманные деньги»:

Вопросы анкеты в рамках социологического опроса

Количество ответов

%

1. Дают ли вам карманные деньги?

а) Да

69

92 %

б) Нет

6

8 %

2. Если дают, то за что?

а) Просто так

34

26 %

б) За успехи в учёбе

20

15 %

в) За хорошее выполнение домашних обязанностей

11

8 %

г) По необходимости

17

13 %

3. Сколько раз в неделю вам дают карманные деньги?

А) Ежедневно

40

53 %

Б) Раз в неделю

25

33 %

В) Раз в месяц

10

13 %

Г) Свой вариант

   

4. Какую сумму?

а) 0-50

17

23 %

б) 50-100

33

44 %

в) 100-200

14

19 %

г) Больше 200

11

15 %

5. Достаточно ли вам этой суммы?

А) Да

66

88 %

Б) Нет

9

12 %

6. Куда вы тратите деньги?

А) На еду

29

22 %

Б) На проезд

12

9 %

В) Коплю

28

21 %

Г) Все перечисленное

6

5 %

Д) Свой вариант

   

7. Хотели бы вы иметь больше карманных денег? Если да, то зачем?

А) Да

22

29 %

Б) Нет

53

71 %

В) (если да, то зачем):

   

8. Пробовали сами заработать деньги? Удалось ли это сделать?

А) Нет

33

44 %

Б) Получилось

38

51 %

В) Не получилось

4

5 %

Г) Свой вариант

   
Просмотров работы: 3571