ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Ощепков С.В. 1
1МБОУ СОШ№ 6 г. Лысьвы
Ощепкова С.В. 1Шварева С.В. 1
1МБОУ "СОШ № 6", г. Лысьва
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мы живем в удивительное время: век научно - технического прогресса. Процесс технологизации начался еще в середине 19 века, но только сегодня он принял глобальные масштабы. Это вызвано борьбой производителя за высокое качество продукции, ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. От уровня технологического состояния страны сегодня зависят не только ее экономическое благополучие и образ жизни населения, но и положение в мире, возможности экономической и политической интеграции с другими странами.

Сторонники технократического понимания жизни считают, что техника становится главным фактором жизнедеятельности людей. По их мнению, отношение между людьми перестают регулироваться вне научными способами: чувствами, обычаями, верой, любовью и ненавистью, путем противопоставления добра и зла, греха и наказания, прекрасного и безобразного, торжествует принцип пользы и расчета. Богатство, успех, здоровье - вот единственные ценности жизни в условиях техногенной цивилизации.

Я задумался над вопросом, что же может противостоять такому знаково-техническому развитию современной жизни?

Гипотеза: Декоративно-прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности.

Так появилась тема моего исследования: «Деревянные изделия в современном интерьере".

Цель работы: изготовить резной кухонный набор, подходящий для современной кухни, и доказать или опровергнуть гипотезу.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. изучить декоративные ремесла;

  2. выбрать породы древесины, подходящие для декоративной работы;

  3. найти характеристики современных интерьеров кухонь;

  4. проанализировать выполненную работу;

  5. Сделать вывод

Актуальность своей работы вижу в том, что небольшое исследование технических характеристик материалов поможет правильно выбрать дизайн кухонного набора.

Объектом исследования являются характеристики материалов, конструктивные особенности кухонного набора и особенности интерьеров.

Предмет исследования – кухонный набор.

Методы исследования.

  • Аналитический метод исследования – это анализ собранной мною информации по данному вопросу.

  • Сравнительный метод исследования – это проведение исследования путем сравнения, характеристики.

  • Проектный метод – создание собственного продукта.

Моя работа относится к прикладным исследованиям, а также частично к теоретическим.

Теоретическая значимость заключается в том, что найденные мною технические характеристики и составленные сводная таблица могут помочь правильно использовать изделие, выполненое из древесины в разных интерьерах.

Практическая значимость измеряется в прикладной ценности полученных результатов, а также в самой идее – сделать самостоятельно кухонный набор

Декоративная обработка древесины – одно из древнейших ремесел

Декоративная обработка древесины — одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. Развиваясь на протяжении многих веков, передаваясь от поколения к поколению, искусство декоративных работ по дереву обогащалось опытом и национальными традициями.

Токарный станок был первой машиной для механической обработки древесины. Он вошел в обиход на 500 лет раньше двуручной пилы и на 1000 лет раньше рубанка (Приложение 1). На протяжении почти трех тысячелетий токарный станок был единственным устройством, обеспечивающим полную обработку древесины — от грубо обрубленной заготовки до готового изделия или его детали. При этом становилось доступным (с применением простейших измерительных инструментов и шаблонов) изготовление одинаковых деталей. Простота и законченность токарной технологии позволили производить массу самых разнообразных изделий, деталей архитектуры и мебели, предметов быта, украшений даже механизмов деревянных часов. (Приложение 2)

Декоративное искусство, как и другие виды искусств, не стоит на месте, оно развивается, меняя свою стилистику. За последнее столетие наблюдается постепенное упрощение профиля точеных деталей. Создание новых форм ведется через поиск изящных и легких силуэтов, исключающих дробные элементы и сохраняющих природную красоту материала.

В наше время мастеру-любителю предоставлены широчайшие возможности, используя современную технику, пробовать свои силы в художественном творчестве. Изготавливая декоративные изделия, мастер сам выбирает стилистику и создает облик предмета, разрабатывает технологию его выполнения, объединяя профессии токаря и художника. (Приложение 3)

[2, с. 7]

В своей работе я то же использую художественные элементы ,кроме точения на станке выполняю плосковыемчатую резьбу и выжигание

Материал для токарных работ

Вообще говоря, точить можно и из металла, и из кости, и других материалов, но в данном случае я остановился только на тех условиях, которыми должно обладать дерево, для того, чтобы выточенные из него вещи удовлетворяли требованиям прочности и красоты.

Породы древесины, применяемые для декоративных работ

Береза

Древесина достаточно твердая, упругая, однородная по строению. Легко точится, тонкие детали хорошо держат форму. Особенно хороша для токарных работ надкорневая свилеватая часть. Особую ценность имеет древесина карельской березы и березовых капов и наплывов. Она обладает красивой текстурой, высокой твердостью и стойкостью к деформации и растрескиванию и является великолепным материалом для токарных и других декоративных работ. (Приложение 4) [1, с. 37]

Липа

Древесина плотная, но легкая и очень мягкая, белого и бледно-желтого цвета (на воздухе темнеет) со слабо заметными годичными кольцами. Очень острым инструментом точится легко и чисто. Легко шлифуется: лакируется и полируется удовлетворительно. (Приложение 5) [1,с 43]

1. Выбираем древесину, так как она лучше всего подходит для выполнения резьбы, которой будет украшен мой кухонный набор.

2. Для изготовления набора использую липу, кедр, сосну, березу, осину и некоторые другие породы.

3. Выбираю березу и липу.

Свой выбор я сделал не случайно. Данные породы деревьев произрастают в нашем крае.

4. Основание набора изготавливаем из липы (структура ее однородна, легко обрабатывается, режется). На основании будут висеть предметы набора и особой прочности оно не требует.

5. Скалку и картофелемялку изготавливаю из березы (структура этой породы однородна, она более твердая и прочная, хотя и режется труднее липы, но предметы набора будут использоваться в работе на кухне, поэтому и должны соответствовать характеру своего назначения).

ДЕРЕВЯННАЯ УТВАРЬ

Деревянная посуда Руси

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиевского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 - братина; 2 - чаша; 3, 4 - блюда; 5, 6 - кубки; 7 - стакан; 8 - чарка; 9 - ставчик; 10 - ставец.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелках с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш - 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие - даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла - в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия - массивные чаши и ковши - выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.

Рис. 2. Набор для кофе. Липа, масло, точение, резьба, роспись “Кудрина”. Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова, 1970-е гг., г. Семенов, объединение “Хохломская роспись”.

Таким образом, можно обобщённо сказать, что деревянная посуда изготавливалась народными мастерами ещё во II тысячелетии до нашей эры, а производство посуды развито было уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в. На мой взгляд, это обусловлено тем, что возрос спрос на них как в городе, так и в деревне.

Современная резьба по дереву не имеет строгой классификации, так как в одних и тех же изделиях могут сочетаться разные виды резьбы. Используется смешение стилей. Выбираем часто встречаемые: этно, кантри, пермский звериный стиль.

Для своего кухонного набора я использую резьбу смешенных стилей, для того чтобы он отлично смотрелся в различных интерьерах.

Характеристика современных стилей дизайна интерьеров

стиль

характеристика

примечание

1

классический стиль

отличается сдержанностью, ненавязчивостью, надежностью и функциональностью;

Несомненные достоинства классического варианта в том, что есть возможность:

рационально организовать пространство;

• продумать детали интерьера;

• выбрать мебель разного цвета;

• визуально расширить помещение;

органично подобрать посуду, аксессуары.

Самые популярные тона мебели для классики – бежевые, коричневые. Текстиль, обивка подбираются однотонные, неброские.

Приложение 6

2

Прованс

Обустроить элегантный и утонченный прованс можно с помощью:

светлой цветовой гаммы – белой, бежевой, лиловой, светло-фиолетовой, голубой, зеленой;

• белой деревянноймебели, специально состаренной;

• обилия цветов – в горшках, живых в вазах, даже засушенных;

• текстиля с нежным, цветочным орнаментом или рисунком;

• керамики, кованых деталей, изделий из лозы.

Приложение7

3

кантри

оттенки должно быть природные, неядовитые.

Обязательно должны присутствовать деревянные и глиняные элементыпосуды, льняные занавески.

Мебель должна быть натуральной, массивной.

Приложение8

4

минимализм

Визитной карточкой дизайна кухни в стиле минимализм является красивые функциональность и прочность. Все это реально, если сделать все поверхности ровными, блестящими.

Подобный современный стиль в интерьере нравится всем возрастным группам россиян. Молодым людям нравится отсутствие многочисленных элементов в декоре, монохромная цветовая гамма. Правильные же геометрические формы, четкие линии, отсутствие непонятных деталей привлекают людей старшего возраста. важно все элементы мебели и бытовой техники (большой и малой) разместить так, чтобы у хозяйки все было под рукой. Создать идеальный треугольник с рабочей поверхностью, холодильником и плитой в пространстве минимализм будет несложно.

Приложение9

5

модерн

Особенности модерна:

• элементы мебели – объемные,горизонтальные;

• полки с дверцами – открывающимися кверху;

• гарнитурные блоки практически до потолка;

• бытовая техника – встроенная;

• освещение – встроенные светильники, точечный свет;

разнообразная цветовая гамма;

• минимум деталей;

• на окнах – рулонные шторы, жалюзи, занавески без оборок, рюшей.

Главный принцип модерна – функциональность, которая подчеркивается практичностью и максимальным удобством не только в том, что касается приготовления и приема пищи, но и в делах, не совсем привычных на кухне.

Приложение10

6

Хай- тек

Любителям стекла и металла понравится стиль хай-тек в интерьере кухни – ненавязчивый, прямолинейный, с идеальными пропорциями. Чтобы быть уверенными, что перед вами хай-тек, можно воспользоваться простой подсказкой: должен быть доминирующий цвет и еще один, контрастный ему.

качестве контраста обычно служат следующие цвета – стальной, красный, желтый, синий, зеленый, серый, черный. Предпочитают такой интерьер только люди, в характере которых есть склонность к авантюризму, нестандартному мышлению.

Приложение11

Все описанные выше стили интерьера кухни, фотодизайнов демонстрируют, что там, где не будет часто выполняться обновление, предпочтительней иметь классику, прованс, кантри. Все они между собой перекликаются, имеются общие черты и самое главное – подобное преображение можно постараться сделать без привлечения профессионалов.

Все современные стили объединяет функциональность и практичность, максимальное расширение пространства, освобождение от лишних деталей.

Я обратил внимание – главную роль на кухне играет не определенный стиль, а правильно выбранный цвет! На фотографиях в приложении не видно, на какой стороне она находится, а это очень важно для правильного выбора цветовой гаммы. Например, если комната находится в менее освещенной стороне, то нужно использовать только светлые оттенки.

Проведя небольшое аналитическое исследование и выделив характеристики, по которым кухонный набор может применяться и гармонично смотреться в любом из интерьеров кухонь, можно сказать что декоративно- прикладное творчество хорошо вписывается в современную жизнь

Заключение

В ходе работы над темой исследования мною было изучено 11 электронных источников и 5 печатных, в которых я нашел материал, характеризующий стили интерьеров и особенности материала для изготовления кухонного набора.

Фото стилей интерьера кухни показывает, каким разнообразным может быть ее дизайн. В зависимости от того, что вы хотите получить – заряд энергии или расслабление, можно добиться желаемого. Спокойные стили – классический, кантри, но и хай-тек, модерн, минимализм в определенном цвете может быть таким же – уютным, комфортным . Привнесение в интерьер кухни деревянной утвари делает её более уютной, что заставляет вспомнить о традициях собираться всей семьей на кухне за ароматной чашкой чая беседуя о красоте мира – это подтверждает верность моей гипотезы.

Как показало мое исследование, изготовленный мной деревянный кухонный набор ( приложение 12) вполне подходит ко многим стилям современного интерьера, кроме хай- тек его в своей таблице, я выделил цветом.

Данная работа подвела меня к глубокому выводу: занятие каким-либо народным ремеслом или промыслом способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей. Такой человек обретает силу духа, которая ведет его к правде и добру. Он ценит красоту и стремиться создать ее в окружающем мире. Такой человек просто не способен на низкие поступки и дела. Думаю, что прав Ф.М. Достоевский, провозгласивший, что «красота спасет мир».

Высокое декоративно – прикладное искусство – это музыка в дереве. Оно способно не только украсить нашу жизнь, но и возвысить нашу душу. С любовью изготовленное изделие из дерева излучает особый свет и тепло. Хочется любоваться, восхищаться этими вещами.

Для себя я определился, что в перспективе буду и дальше пробовать себя в резьбе по дереву. Думаю, что со мной согласятся многие: дарить подарки - это целое искусство. Подарок, сделанный своими руками, да ещё и из древесины, - самый ценный подарок для близких и родных людей. Во-первых, он сам по себе красив, а во-вторых, он раскрывает внутренний мир автора и позволяет человеческие отношения развивать и укреплять.

Кухонная утварь – благодатный источник духовности, и через знакомство с ней в качестве экспоната школьного Центра народного творчества многие мои одноклассники смогут приобщиться к истинным вечным ценностям.

В перспективе хочу выйти с инициативой на школьный Совет старшеклассников и предложить ребятам кружка «Умелые руки» изготовить подобные сувениры и подарить их воспитателям Детского сада и родителям.

В качестве заключения следует отметить, что настоящее мастерство никогда не умрёт. Декоративная обработка древесины – из этого числа. В последнее время наблюдается особый интерес к этому ремеслу. И это понятно. Дерево – не только простой природный материал, но и очень удобный конструкционный материал, с помощью которого можно окружить себя комфортом, красотой и уютом.

Список литературы

  1. Переплётов А.Н. , Лебедев П.М., Сековец Л.С. Столярное дело – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003 – 368 с.:6 ил.

  2. Глинкин М.С. Декоративные работы по дереву - М.: Лесн. пром-сть, 1987-208с.:ил.

  3. Стили интерьера от классики до авангарда. Планировка и оформление. Советы профессионалов; Серия: Ваш дом: планировка и оформление; Издательство: Ниола 21 век, 2005 г.

  4. Стили интерьера (2003), Алексеева И.Ф., Ниола 21-й век, 2004,

  5. Интерьер: дизайн и моделирование; Ларченко; Санкт-Петербург, 2001

  6. https://lorena-kuhni.ru

  7. https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/o/chto-takoe-chag?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct

  8. https://OKuhneVse.ru›ИнтерьерСтиль

  9. https://kitchenremont.ru›Дизайн›Стиликухни›Дизайн оформления

  10. https:// liveinternet.ru›users/tasha-i-ko/post251558631

  11. http://www.ramhouse.ru/pro-parket/metodi-obrabotki-drevesini

  12. http://artparquet.ru/uslugi/podbor-tsveta.html Дизайнерская обработка древесины
  13. http://www.artap.ru/cult/ntsi.htm Направления, течения и стили в искусстве.
  14. http://home-ideas.ru/2015/04/stili-intererov-opisanie-i-foto

  15. http://www.dom-masterov.net/stili-interiera/

  16. http://www.9linesmag.com/?p=10393 Современные стили и направления в дизайне интерьера...

приложение1

приложение2

Колокольница

Автор Михайлова. Богородская резьба 1898 год

Предметы быта.( текстура древесины лучше выявляется на кривых поверхностях. )

приложение3

Токаря – художники.

приложение4

Берёза.

приложение5

Липа.

приложение6

классическом стиле

приложение7

Прованс

приложение8

кантри

приложение9

минимализм

приложение10

модерн

приложение11

хай- тек

приложение12

Просмотров работы: 1923