ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ-РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ-РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ

Чувилин В.А. 1
1МКОУ "Черницынская СОШ" Курской области, Октябрьского района.
Креджян Г.Н. 1
1МКОУ "Черницынская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Напоить и накормить земля может всех, но защитить себя земля не может.

Народная мудрость

С древнейших времён россияне славились традициями своих предков и горячей любовью к земле, поразительной стойкостью и упорством, ратными подвигами и доблестью в защите своего Отечества.

Вспомним слова бывшего царского офицера, ставшего командиром Красной армии и начальником погранзаставы, сказанные им комвзводу Алексею Трофимову:

«— ...Другие богатством гордились или знатностью. А мы — своей профессией.— А что это за профессия такая?— Родину защищать. Есть такая профессия, взводный».

Эта крылатая фраза из легендарного советского фильма «Офицеры» стала культовой для многих мальчишек, решивших посвятить свою жизнь военной службе.

Служба в армии всегда была почетной в России. Она связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто.

В словаре С. Ожегова «честь» - это «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы».[2]

По В. Далю, «честь» - это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».[1]

Армия была для молодого поколения школой мужества, гордостью и славой, надеждой на утверждение и испытание своих сил. Служить в армии было престижно. Офицер – это звучало гордо.

Что же происходит сегодня?

Современные исследования свидетельствует о том, что каждый третий призывник по стране освобождается от службы по состоянию здоровья, значительная часть молодого поколения (до 70%) имеет низкий интеллект и слабые умственные способности.

Есть ли среди выпускников нашей школы люди, выбравшие профессию военного офицера?

Ответить на этот вопрос я постараюсь в своей учебно-исследовательской работе.

Готовя информационное сообщение для школьного радио, я узнал, что 19 марта в нашей стране отмечается праздник – День моряка-подводника.

Оказывается,19 марта 1906 года Указом императора Николая II были созданы подводные силы Балтийского моря с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава. С 1996 года, в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом, этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

От директора школы, Петровой Ирины Николаевны, я узнал, что среди выпускников и нашей школы есть моряк-подводник. Меня очень заинтересовал данный факт. Я решил написать исследовательскую работу.

Объект исследования: Храмцов Константин Валерьевич.

Предмет исследования: профессия военного офицера.

Цели исследования:

  • расширять знания о профессиях в Российской армии;

  • формировать у обучающихся активное и ответственное отношение к службе в рядах Российской армии.

Задачи исследования:

  • изучить теоретический материал по данной теме;

  • ознакомиться с архивом семьи Храмцовых;

  • на примере жизни Храмцова К.В. способствовать формированию у обучающихся патриотического отношения к воинскому долгу и Родине;

  • развивать навыки самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности.

Методы исследования:

  • изучение научно-популярной литературы по данной теме;

  • поиск информации в сети Интернет;

  • интервью;

  • анкетный опрос;

  • анализ, сравнение, обобщение;

  • создание презентации.

Гипотеза

В настоящее время профессия военного является почетной и уважаемой, а служба в армии – это долг и обязанность каждого гражданина.

Актуальность

Данная работа способствует:

  • воспитанию патриотизма юных граждан, готовит их к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества;

  • формированию активной жизненной позиции молодого поколения, приобщению его к нравственным, духовным ценностям современного мира;

  • возрождению воинских традиций нашей страны.

Практическая ценность

Данную работу можно использовать на уроках мужества, на классных часах, на уроках истории, краеведения.

Глава 1. «Александр Невский" - атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения четвертого поколения проекта 955 «Борей».

Храмцов Константин Валерьевич - капитан 2 ранга, командир ракетной боевой части атомного подводного крейсера ракетного «Александр Невский».( Рис.1)

1.1. Почему у подлодки такое название?

"Александр Невский" - атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения четвертого поколения проекта 955 "Борей".( Рис.4)Борей (Βορέας), в греческой мифологии бог северного ветра, сын титанитов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари).( Рис.5) Его происхождение указывает на архаический характер божества и на его связь со стихийными силами природы. Изображается крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством. Борей был грозным и опасным. Взмах его могучих чёрных крыльев приводил в содрогание не только землю, но даже Подземное царство Аида. Место его обиталища - Фракия, где царят холод и мрак.

Скрыться от Борея невозможно, как и от новых субмарин.

В честь святого защитника Руси лодке дали имя Александр Невский, и точно также грозит он тем, кто с мячом к нам придёт.( Рис.6)

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Александр Невский — одно из тех имён, что известны каждому в нашем Отечестве. Князь, покрытый воинской славой, удостоившийся литературной повести о своих деяниях вскоре после смерти, канонизированный церковью; человек, чьё имя продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя: в 1725 г. был учреждён орден святого Александра Невского, а в 1942 г. — советский орден Александра Невского (единственный советский орден, названный именем деятеля эпохи русского средневековья).

Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. ( Рис.7) К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу.

1.2. История создания АРПК «Александр Невский», тактико-технические характеристики.

Подводная лодка заложена 19 марта 2004 года на судостроительном заводе "Севмаш" в Северодвинске. Спущена на воду 6 декабря 2010 года. 13 декабря 2010 года на борту побывал Председатель Правительства РФ Владимир Путин. ( Рис.8)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Классификация НАТО - BoreiНадводная скорость - 15 узловПодводная скорость - 29 узловРабочая глубина погружения - 400 метровПредельная глубина погружения - 480 метровАвтономность плавания - 90 сутокЭкипаж - 107 человек РАЗМЕРЫ

Надводное водоизмещение - 14720 тоннПодводное водоизмещение - 24000 тоннНаибольшая длина (по КВЛ) - 170 метровНаибольшая ширина корпуса - 13.5 метраСредняя осадка (по КВЛ) - 10 метровЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Атомная. 1 ядерный реактор, 1 паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом, 1 гребной вал, 1 водометный движитель. ВООРУЖЕНИЕ

Вооружение подлодки - 6 533 мм торпедных аппаратов, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты, 16 межконтинентальных баллистических ракет "Булава", переносные зенитно-ракетные комплексы.

Стоимость23,2 миллиарда рублей.

23 декабря 2013 года на подводном крейсере К-550 «Александр Невский» был поднят Андреевский флаг. ( Рис.10) Корабль был зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота. Экипаж подлодки заступил на боевое дежурство.

30 сентября 2015 в 17.00 по Камчатскому времени (08.00 мск) новейший атомный подводный ракетоносец "Александр Невский" совершив межфлотский переход с Северного флота на Тихоокеанский, прибыл в постоянный пункт дислокации Вилючинск на Камчатку.

Кстати, место, где среди льдов нашла свой причал субмарина, легендарное. Американцы прозвали эту бухту "осиное гнездо". Ведь уйти не "ужаленным", напав на базу наших подводников, точно никому не удастся.

Подводную лодку на пирсе встретил Главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, который принял доклад от командира АПЛ "Александр Невский" Василия Танковида о завершении арктического межфлотского перехода с Северного на Тихоокеанский. ( Рис.11,12)

Как и положено стратегическим подлодкам, "Бореи" несут службу незаметно. Атомные ракетоносцы являются оружием ответного удара, поэтому скрытность - не менее важное их оружие, чем межконтинентальные баллистические ракеты. Основным предназначением "Бореев" является выход при получении приказа в нужный район и запуск ракет, поэтому малозаметность для них - ключевая характеристика.

Основным методом обнаружения подлодок является гидроакустический - звук в воде распространяется вчетверо быстрее, чем в воздухе, и почти без потерь. Так что лучше всего спрятан тот корабль, который меньше шумит. По этому показателю "Бореи" превосходят основную стратегическую подлодку ВМС США типа "Огайо" - уровень шума 93 и 102 децибела соответственно.

Оборудование российского атомного подводного крейсера установлено на амортизаторах, внешний корпус покрыт резиновым шумопоглощающим слоем, надстройка обтекаемой формы. Имеются и активные системы снижения акустической заметности.

21Другое важное средство защиты подлодок - услышать противника раньше, чем он услышит тебя. Гидроакустический комплекс "Борея" позволяет обнаруживать вражеские корабли на расстоянии в полтора раза большем, чем аналогичные системы самых совершенных американских подлодок класса "Вирджиния", не говоря уже об "Огайо".

Ударным оружием подлодки являются 16 межконтинентальных баллистических ракет "Булава-30" с дальностью полета восемь тысяч километров. Каждая ракета оснащена комплексом преодоления противоракетной обороны, системой радиоэлектронной борьбы и несет 10 термоядерных боевых блоков индивидуального наведения. Для решения других задач крейсер оснащен торпедами, ракетоторпедами и крылатыми ракетами.

Управление субмариной полностью автоматизировано, а срок ее автономного плавания ограничен лишь запасом провизии. Теоретически "Борей" может не подниматься на поверхность десятилетиями: энергетические установки, системы регенерации воздуха, подачи и очистки воды рассчитаны на такие сроки.

При аварийной ситуации экипаж подлодки из 107 человек переходит в пятиэтажную спасательную камеру, где каждому приготовлена теплая одежда, вода и питание. В камере морякам предстоит дрейфовать до прибытия помощи, поэтому конструкторы позаботились, чтобы каждому хватило места.

28 ноября 2014 Стратегическая атомная подводная лодка "Александр Невский" успешно осуществила одиночный запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) "Булава". ( Рис.13,14) Стрельба была выполнена с подлодки из подводного положения. По подтвержденным данным объективного контроля, боевые блоки ракеты успешно прибыли на полигон Кура на Камчатке. Это первый пуск ракеты "Булава", выполненный с борта первой серийной подлодки класса "Борей". Предыдущий запуск "Булавы" был осуществлен 29 октября - тогда ракету по полигону Кура на Камчатке выпустила субмарина "Юрий Долгорукий". Впервые при запуске "Булавы" подводная лодка класса "Борей" имела на борту полный боекомплект - 16 ракет. До этого все запуски "Булавы" с подлодок выполнялись одной ракетой.

Ракеты способны из любой точки российских территориальных вод дотянуться до любой точки северного полушария. Остановить баллистические ракеты сегодня не может ни один из комплексов космической обороны.

Мне очень приятно осознавать тот факт, что запуск баллистических ракет "Булава» осуществляется под руководством нашего выпускника Храмцова Константина, командира ракетной боевой части. ( Рис.2)

Ракетная боевая часть решает задачи по:

- поддержанию постоянной боевой готовности к боевому применению ракетного комплекса для поражения административных и военно-промышленных центров, а также военных объектов, расположенных на заокеанской территории противника, с надежным преодолением перспективной многоэшеланированной системы ПРО вероятного противника;

-обеспечению применения ракет при плавании атомного подводного крейсера в море (в заданных широтах боевого применения) из подводного и надводного (в том числе среди льда) положений, на предварительно обследованном грунте, в диапазоне заданных стартовых глубин, в базе на боевом дежурстве, при нахождении РПК СН у пирса;

-залповой стрельбе из подводного и надводного положений любым количеством ракет.

1.3. Биография Храмцова К.В.

Родился 24апреля 1981года в п. Прямицыно Октябрьского района Курской области.

В 1998 году окончил Черницынскуюсреднюю общеобразовательную школу. Учился на «4» и «5», был способным, целеустремленным человеком, принимал активное участие в школьной жизни. ( Рис.15)

В 2003 году с красным дипломом окончил Высшее Военно-Морское училище радиоэлектроники имени А.С.Попова в г. Санкт-Петербург. ( Рис.17)

Назначен в 25 дивизию подводных лодок Краснознаменного Тихоокеанского Флота, полуостров Камчатка. Службу проходил на РПК СН 337 БДР проекта «Святой Георгий Победоносец», »Подольск», «Петропавловск-Камчатский», «Зеленоград» в должностях инженера вычислительной группы, инженера группы управления ракетной боевой части. (Рис.16)

1 сентября 2007 года был назначен командиром группы управления ракетой боевой части на АПКР « Александр Невский», в 2008 году назначен командиром ракетной боевой части АПКР «Александр Невский», где проходит службу по настоящее время.

«При ее создании применялись только последние достижения военно-технической мысли. Поэтому важно, чтобы столь грозное оружие находилось в надежных руках. Ваш экипаж, успешно выполнив задачи боевой службы в северных широтах, продемонстрировал высокий профессионализм, верность воинскому долгу и Андреевскому флагу", - сказал морякам министра обороны Сергей Шойгу.

Министр наградил двух подводников - командиров Сергея Богачева и Александра Москаленко орденами. Еще шестеро моряков - медалями.Среди них оказался и Константин Храмцов. ( Рис.19,20)

Я разговаривал с мамой Константина – Храмцовой Еленой Николаевной. На вопрос: «Что повлияло на выбор профессии сына?», она ответила: «Наверное, пример моего деда: Щербакова Николая Ивановича, капитана 2 ранга. Он также служил на флоте. Вопрос о выборе профессии у нас как таковой не стоял. Ещё в детстве Константин сказал, что будет работать в милиции или на флоте. Он очень целеустремлённый человек: поставил цель и достиг её». ( Рис.21,22)

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать офицером?

- Для этой профессии очень важны такие качества как целеустремленность, стойкость духа, умение бороться со всеми трудностями, необходимо быть находчивым, эрудированным, знать современную боевую технику и иметь хорошую физическую подготовку.

Мне очень понравилась беседа с Храмовой Е.Н. Я договорился о будущей встрече, когда приедет её сын домой, чтобы взять у него интервью и пригласить в школу.

Глава 2.Практическая часть

2.1. Социологическое исследование

Среди обучающихся 7-9 классов был произведён социологический опрос. Было опрошено 93 человека. Своё независимое мнение высказывали как юноши, так и девушки.

Чтобы узнать об отношении школьников к службе в армии и к профессии военного, я предложил ответить на несколько вопросов:

- Кем бы вы хотели стать?

- Считаете ли вы профессию военного почётной?

А) Да Б) Нет

- Нужна ли нашей стране сильная армия?

А) Да Б) Нет В) Не знаю Г) Нашей стране армия не нужна

- Какая армия, на Ваш взгляд, была бы более эффективной в России?

А) Только из призывников Б) Только из профессионалов

В) Из профессионалов и призывников Г)Мне всё равно

- Пойдете ли вы служить в армию?

А) Да, это мой долг Б)Я выберу альтернативную службу В) Нет Г) Свой вариант

- Служба в армии это…

На вопрос «Кем бы вы хотели стать?», были даны следующие ответы:

Врачом – 13

Учителем – 7

Строителем – 10

Парикмахером – 5

Военным – 11

Полицейским – 10

Актером – 4

Другие специальности –33

На вопрос «Считаете ли вы профессию военного почётной?» большинство ответило положительно– 61 человек, нет– 32.

На вопрос «Нужна ли нашей стране сильная армия?», получены ответы: да – 85 человек, нет – 8 человек, не знаю и нашей стране армия не нужна – 0.

На вопрос «Какая армия, на Ваш взгляд, была бы более эффективной в России?», были даны следующие ответы:

только из призывников - 11

только из профессионалов –20

из профессионалов и призывников –50

мне всё равно – 11

На вопрос «Пойдете ли вы служить в армию?», большинство опрошенных дали положительный результат:

да, это мой долг – 63 человек;

я выберу альтернативную службу–12 человек;

отрицательно ответило – 18.

На вопрос «Служба в армии это…» получены следующие ответы:

  • Долг перед Родиной;

  • Место, где окончательно формируется чувство патриотизма;

  • Становление мужчины как личности;

  • Служба необходима для будущей карьеры;

  • Хорошая школа жизни;

  • Потерянное время;

  • Не нужна никому.

2.2.Результаты социологического опроса

Мною были опрошены учащиеся нашей школы (6,8,9 классов). Всего в опросе участвовало 93 человека. В результате выяснилось:

  • Большинство опрошенных считают, что служба в армии – это гражданский долг перед Родиной и семьёй;

  • Нашей стране нужна эффективная армия, состоящая из профессионалов и призывников;

  • Армия - основный социальный институт, который формирует патриотизм;

  • 10% опрошенных хотели бы стать военными, чтобы защищать Родину;

  • Большинство считает профессию военного почётной и уважаемой;

  • 14 человек ответили: « служба в армии не нужна никому» и «армия – это потеря времени».

Заключение

По результатам исследования я пришёл к выводам, что

профессия военного на сегодняшний момент является почётной и уважаемой, и большинство опрошенных считают службу в армии своим гражданским долгом и обязанность перед Родиной.

Тем самым я подтвердил свою гипотезу.

Я согласен с мнением большинства опрошенных. Это прописано и в Конституции РФ.

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.[5]

Меня радует тот факт, что каждый человек, в случае беды, считает своим долгом встать на защиту нашей Родины. Но я придерживаюсь мнения, что в большинстве своём армия должна быть профессиональной.

После завершения сбора материала для научно-исследовательской работы обучающиеся предложили создать в школьном музее экспозицию: « Есть такая профессия – Родину защищать», посвящённую выпускникам нашей школы.

«Русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбою… На этом держится вся доблесть русского солдата». Адмирал С.О. Макаров

Список использованных источников

1.Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах.- М.: Дрофа,2011.

2.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2006.

3.Фотографии и копии документов из семейного архива Храмцовой Елены Николаевны.

4.Материалы периодических изданий.

5. Конституция Российской Федерации. – СПб,: Виктория плюс,2016.

Электронные источники:

Российская газета

РИА Ноости

Интернет-сайт:

www.flot.com

www.tvzvezda

www.topwar.ru

Электронный словарь Wikipedia [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.wikipedia.org

Приложение 1

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис.8

Рис.9

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис.13

Рис.14

Рис.15

Рис.16

Рис.17

Рис.18

Рис.19

Рис.20

Рис.21

Рис.22

Просмотров работы: 2091