ВВЕДЕНСКИЙ ЦАРСКИЙ СКИТ (ЦАРСКАЯ ДАЧА) В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА НИЖЕГОРОДСКОЙ ЗЕМЛЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВВЕДЕНСКИЙ ЦАРСКИЙ СКИТ (ЦАРСКАЯ ДАЧА) В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА НИЖЕГОРОДСКОЙ ЗЕМЛЕ

Широкова Л.Ю. 1
1МАОУ "Первомайская СШ"
Устинова Н.В. 1
1МАОУ"Первомайская СШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наверное, мало в России тех людей, которые не знают про Серафимо–Дивеевский женский монастырь. Не каждый знает о существовании еще двух паломнических мест рядом с Серафимо-Дивеевским монастырем - Серафимо-Понетаевского монастыря и Введенского царского скита. Прошлым летом, в составе паломнической поездки от Николаевского прихода церкви в честь Благовещения Божьей Матери, я посетила Серафимо–Дивеевский женский монастырь и узнала о его истории, а также об истории Серафимо–Понетаевского монастыря. В ходе экскурсии было сказано о том, что недалеко от с. Дивеево находился Введенский царский скит, который располагался на территории современного городского округа город Первомайск. О нем мне захотелось узнать больше.

Тема истории Введенского царского скита, на мой взгляд, актуальна, ведь изучение и сохранение православной святыни является не только пополнением истории городского округа город Первомайск и Нижегородской области, но и России в целом.

Цель моей работы заключается в том, чтобы исследовать историю создания, показать жизнь монахинь Введенского царского скита и рассказать о современном состоянии этого исторического места.

Исходя из цели моей работы, были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть связь «Введенского царского скита» с Серафимо-Дивеевским и Серафимо–Понетаевским женским монастырем.

  2. Изучить историю создания «царской дачи» и изложить жизнь монахинь.

  3. Осветить биографии игумений, внесших вклад в становление Введенского царского скита.

  4. Дать характеристику современного состояния Введенского скита на территории городского округа город Первомайск.

Для раскрытия темы использованы источники и литература. По материалам руководителя мной изучен документ Нижегородского центрального архива Нижегородской области (ЦАНО) «Прибавление к церковным ведомостям с 1021г», в котором есть сведения об основании Введенского царского скита1.

В литературе об истории скита встречаются краткие сведения. На основе архивных материалов А. А. Инжутов изучил историю Серафимо-Понетаевского монастыря, и упомянул о существовании Введенского скита2. Он внес вклад в изучение биографии его игумений. В справочнике о православных русских обителях, впервые изданном в 1904г, есть краткое описание Серафимо-Понетаевского монастыря, но не сказано о его скитах, в том числе нет упоминания о Введенском ските3. О. В. Букова изучила биографию основательницы Серафимо-Понетаевского монастыря Гликерии Занятовой и отразила ее вклад в становление обители4. А. Ф. Тютчева повествует об известной схиигуменье Фамарь, гостившей во Введенском ските5. М. В. Бойкачев, Н. В. Панфилова в статье о художественном наследии Серафимо — Понетаевского женского монастыря кратко повествуют о хозяйственной деятельности скитов монастыря6. Материалы первомайских краеведов Н. И. Лысова7 и Н. Ф. Клюева8 позволяют определить географическое положение скита на карте Первомайского района Нижегородской области. Упоминания о ските есть на сайтахо Серафимо-Дивеевском и Серафимо-Понетаевском монастырях9-10. Таким образом, накоплен определенный материал по истории Введенского скита, но отдельных работ по данной теме нет.

Основным методом исследования является метод сбора исторического материала: был изучен выше упомянутый документ архива и литература, при этом был использован метод анализа. В ходе выполнения работы был применен метод описания. Используя данные методы, удалось глубже изучить историю скита.

Глава 1. Серафимо - Понетаевский женский монастырь и Введенский царский скит

Основание Введенского царского скита тесно связано с историей еще двух паломнических мест – Серафимо - Понетаевским женским монастырем, расположенном в Шатковском районе и с Дивеевским женским монастырем, расположенном в селе Дивеево Нижегородской области.

В 1861 году при выборе настоятельницы Серафимо-Дивеевского женского монастыря путем жребия была избрана Гликерия Васильевна Занятова, но в самом монастыре многие были недовольны таким выбором. В высшее духовное правление посыпались жалобы на местное епархиальное начальство, а именно о пристрастных действиях в деле избрания настоятельницы. В результате Святейший Синод не утвердил кандидатуру Гликерии Занятовой и предложил для восстановления порядка 6 марта 1862 года удалить ее из Дивеевской общины и еще двух сестер.Первым порывом сестер было пойти в Саровский монастырь к могилке Серафима Саровского, чтобы там над могилой своего бывшего руководителя и духовного наставника выплакать свое горе, просить его и Бога о благословении и помощи, прибежища и приюта. Здесь же Гликерия Занятова и вспомнила помещицу Елизавету Алексеевну Копьеву, проживавшую в селе Понетаевка. Елизавета Алексеевна неоднократно бывала в Дивеевской обители, видя в последнее время в монастыре неприязнь и вражду, не раз предлагала Гликерии Васильевне поселиться в ее имении. Елизавета Копьева знала отца Серафима, бывала и в Саровском монастыре, беседовала с батюшкой. Копьева приняла Дивеевских отшельниц с любовью и дала им приют. Вскоре сестры, любившие Гликерию и желавшие жить с ней, стали покидать Дивеевскую обитель и переселяться на жительство в Понетаевку. В короткое время в Понетаевке собралось более двадцати сестер.

Е. А. Копьева решила ходатайствовать об учреждении в своем Понетаевском имении женской общины с наименованием «Серафимовская». В Прошении, составленном в конце марта 1862 года, для устройства и обеспечения общины Копьева предоставляла «пахотную землю в 94 десятины, господский сад с усадьбой на пространстве 6 десятин, с каменным домом, находящимся в саду, где могли бы проживать до 50 сестер не стеснительно. Свой господский дом с строениями она также передавала во владение общины после смерти»11. Женская община была учреждена императором и утверждена Святым Синодом 11 ноября 1864 года. «При утверждении общины Александр II пожаловал 600 десятин земли, где позднее возник Введенский скит Серафимо-Понетаевского монастыря12.

Глава 2. Введенский скит Серафимо-Понетаевского монастыря

(Царская дача) на территории современного городского округа город Первомайск

2.1 История возникновения Введенского царского скита

Поселок Прибрежный (Лесозавод) городского округа город Первомайск находится в двадцати километрах от с. Дивеево. Здесь находится бывшее подворье Серафимо — Понетаевского монастыря – Введенский скит. В народе это место прозвали Царским скитом, Царской дачей. Земля, дарованная Серафимо — Понетаевскому монастырю ранее была дачей императора Александра II, и была дарована за исцеление его дочери – великой княжны Марии13.

С 1864 по 1914 гг. на ските было поставлено 12 келий-изб, каменный храм в честь иконы Введение во храм Божией Матери. Выстроена также колокольня с медными колоколами. Колокольня соединяла 2-х этажный храм с Крестильней. Скит был обнесен 5-ти метровой каменной стеной. Внутри стен по периметру были построены арки-ниши, в которых размещались иконы-картины (притчи) с жизнеописанием трудов и подвигов св. Серафима Саровского (приложением №1).

В скиту жили 48–50 насельниц. Это были послушницы, монахини и старицы14.

У Царского скита была своя Богородичная канавка по подобию Дивеевской. Монахини Введенского скита хорошо помнили слова преподобного Серафима Саровского о святой канавке в с. Дивеево: «Канавка эта - тропа, по которой прошла Царица небесная, — говорил преподобный. Канавка эта - стопочки Божией Матери, она до небес высока! Как антихрист придет - везде пройдет, а канавки не перескочет!»15. Канавка в ските начиналась с Южных ворот, проходила вдоль леса и заканчивалась у Северных ворот.

Уникальной святыней скита являлась сосновая аллея. При постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо благородной крови (фамилии), то высаживалась ель. В сосновой аллее насчитывалось около 330 сосен. Сосны посажены с шагом 3м, попарно, а ели высаживались с шагом 1,5м, в середине между соснами. Началом и окончанием Богородичной аллеи являлся Введенский храм.

В конце сосновой аллеи располагалась 2-х этажная трапезная, 1-й этаж был каменный, 2-й этаж – деревянный. На 1-м этаже располагались 2-х метровые чаны, где производились разные засолы (грибы, капуста, огурцы, рыба)16. По рассказам старожилов, в 1960 г. трапезная сгорела.

Деятельность сестер была разнообразной. Безусловно, на первом месте была их духовная жизнь, служение Богу. Монахини очень чтили память о св. Серафиме Саровском.

В самом Понетаевском монастыре, наряду с хозяйственной, была очень развита художественная деятельность. В монастыре производилось многое, что было необходимо для жизни. Скиты, которых у монастыря было 12, также занимались хозяйственными вопросами. Как и в других подворьях, монахини Введенского скита разводили мясной и молочный скот, занимались сыроварением, овцеводством, садоводством и огородничеством, рыболовством, прядением льна и шерсти, ткачеством и вязанием, шитьем одежды и обуви17.

Покой монахинь охраняла казачья сотня, стоявшая на постое в селе Кошелиха, что в 9 км от Царского скита.

2.2 Знаменитые игуменьи в истории Введенского царского скита.

Введенский царский скит находился в ведении Серафимо-Понетаевского женского монастыря, поэтому всем его хозяйством заведовали его игуменьи. Первой игуменьей Серафимо-Понетаевского женского монастыря и, соответственно, Царской дачи стала игумения Евпраксия (в миру Гликерия Васильевна Занятова). Послушница Дивеевской общины Г. В. Занятова родилась в 1819г. в деревне М. Череватово Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина. Её мать, исцелённая от тяжёлой болезни, молитвами преподобного Серафима Саровского, дала обет посвятить на служение Богу младенца, рождённого ею после этого чудесного исцеления. Вскоре у неё родилась девочка, которую назвали Гликерией (Лукерьей). В 1832 г, когда Гликерии исполнилось 12 лет, батюшка Серафим благословил её на поступление в Дивеевскую Мельничную общину, где прожила двадцать девять лет. В 1870 г. она была возведена в сан игуменьи Серафимо-Понетаевского женского монастыря. Именно при ней происходило основное строительство зданий на территории Введенского скита. Построены кельи, заложен храм в честь иконы Введение во храм Божьей Матери, выстроена 5 – метровая каменная стена (приложение №2). 4 ноября 1893 года матушка Евпраксия скончалась.

В 1908г. Введенский скит посетила знаменитая на всю Россию схиигумения Фамарь (матушка Ювеналия). Схиигумения Фамарь, в миру- княжна Тамара Александровна Марджанова, родилась в конце 60-х годов XIX столетия. Она происходила из богатой грузинской семьи, получила очень хорошее воспитание и образование. После смерти матери она посвятила свою жизнь Богу, стала монахиней (приложение № 3). В 30 лет она - игуменья Бодбийской обители в Грузии – это первый удел Пресвятой Богородицы. В 1905 г. под давлением революционеров была вынуждена переехать в Москву. В 1908 году она приехала в Серафимо-Понетаевский монастырь, чтобы укрепиться духовно вблизи тех мест, где жил преподобный Серафим. «Она мечтала поселиться во Введенском скиту монастыря, чтобы быть поближе к батюшке»18. Игуменья Серафимо-Понетаевского монастыря Нектария с любовью приняла матушку Фамарь и предоставила ей на выбор один из скитских домиков. Несколько раз матушка ходила в Саровский монастырь к мощам преподобного Серафима, испрашивая его совета о своей дальнейшей жизни. Будучи в Сарове матушка Ювеналия получила откровение от Божией матери и преподобного Серафима на построение новой обители, и в 1912 г. в Подольском уезде была построена Серафимо-Знаменская пустынь19.

Преемницей первой настоятельницы Серафимо-Понетаевского монастыря стала игуменья Нектария (в миру - Анастасия Никифоровна Симикова). Родилась она в 1833г. в с. Малое Череватово Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье унтер-офицера, в девять лет поступила в Серафимо-Дивеевскую обитель. В ней она получила образование и «Иконописное послушание», которое проходила в Петербурге, в Академии Художеств. Была прекрасной художницей. В 1862 году перешла в Понетаевскую обитель, а в1874 году пострижена в монахини.

Она обучала молодых сестер искусству иконописи. После смерти игуменьи Евпраксии, 9 января 1894 года возведена в сан. В 1901 году награждена золотым наперсным крестом, а в 1909 году за усердие в должности настоятельницы удостоена награждения золотым наперсным крестом с украшениями из кабинета его императорского Величества (приложение № 4).

На долю игуменьи Нектарии выпало большое испытание - закрытие Серафимо-Понетаевского женского монастыря и разорение Царской дачи.

В 1917 году волна погромов прокатилась по монастырским землям, но община продолжала существовать до 1927 года. В 1927 году монастырскую общину распустили. На территории монастыря разместили Детгородок, школу крестьянской молодежи, кошмовальную артель и Дом инвалидов.

«По выписке из постановления президиума Арзамасского исполкома от 12 августа 1927 года « О закрытии и ликвидации имущества Дивеевского и Понетаевского монастырей» известно, что все 12 келий розданы беднейшему населению для организации там изб»20.

После закрытия монастырей многие документы об их деятельности были утеряны или уничтожены. Часть документов хранится в Центральном архиве Нижегородской области. Художественные ценности хранятся в Нижегородском областном историческом музее и в Художественном музее Нижнего Новгорода21.

2. 3. Современное состояние « Царской дачи»

В настоящее время мало что осталось от Царского скита – сохранились лишь крестильня, в которой открыли храм, несколько келий. Сейчас монашеская аллея насчитывает всего около 200 сосен и около десятка елей. На другом конце аллеи располагается наблюдательная вышка лесничего,

забравшись на которую можно увидеть шикарную панораму окрестных лесов и протекающую рядом со скитом речушку Вичкинзу (приложение №5).Остались на своих местах святые камни преп. Серафима, 6 келий монашеских, 3 – в поселке Прибрежном – всего около 9 келий, Царский колодец, освященный в 1913-1914 годах по особому благословению царя Николая II.

Заключение

Введенский царский скит имеет самобытную историю. Этот памятник православной культуры необходимо сохранить.

Автор не ставил цель полного освещения истории скита. Были изучены вопросы основания скита, показана жизнь монахинь, изучены биографии игумений Серафимо-Понетаевского монастыря, руководивших Введенским скитом.

История Введенского скита неразрывно связана с историей Серафимо-Дивеевского и Серафимо-Понетаевского монастыря, переплетена с судьбой России. Монахини, населявшие скит, показали истинный пример служения Богу.

Примечания

  1. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 570. Оп. 558, Д. 284. Л. 14. Прибавление к церковным ведомостями с 1021 года. С. 85.

  2. Инжутов А.А. Серафимо-Понетаевская обитель. // ж. Нижегородская коллекция, 2016 г, № 3. С. 2

  3. Сойкин П. П. Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь в Арзамасском уезде// Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. С. 371-372.

  4. Букова О. В. Женские обители преподобного Серафима Саровского. —Нижний Новгород: « Книги». 2003 г. С. 9

  5. Тютчева А. Ф. Серафим Саровский в царской семье. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996 г. С. 205.

  6. М. В. Бойкачев, Н. В. Панфилова. Художественное наследие Серафимо - Понетаевского женского монастыря //ж. Нижегородская старина. Краеведческо-историческое издание. Выпуск 21-22. 2009г. С. 63.

  7. Лысов Н. И. К истокам. Н.Новгород: ООО «Поволжье», 2007г. С. 91.

  8. Клюев Н. Ф. Материалы Первомайского краевед. Наш край. 1990-1991 годы. С. 15.

  9. Святыня России. Паломнические поездки в Дивеево [Электронный ресурс] // Православное Дивеево. URL: http://diveevogid.ru (дата обращения: 3.10.2016г).

  10. Радость моя [Электронный ресурс] // Библиотека. URL: http://serafimov.narod.ru (дата обращения: 8.10.2016г).

  11. Инжутов А. А. Серафимо-Понетаевская обитель. // ж. Нижегородская коллекция, 2016 г, № 3. С. 2

  12. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558, Д. 284. Л. 14. Прибавление к церковным ведомостями с 1021 года. С. 85.

  13. Святыня России. Паломнические поездки в Дивеево [Электронный ресурс] // Православное Дивеево. URL: http://diveevogid.ru (дата обращения: 3.10.2016г).

  14. Там же.

  15. Букова О. В. Женские обители преподобного Серафима Саровского... С. 9

  16. Лысов Н. И. К истокам. .. С. 91.

  17. М. В. Бойкачев, Н. В. Панфилова. Художественное наследие Серафимо - Понетаевского женского монастыря... С. 63

  18. Тютчева А. Ф. Серафим Саровский в царской семье... С. 205.

  19. Там же.

  20. Инжутов А. А. «Серафимо-Понетаевская обитель... С. 5.

  21. М. В. Бойкачев, Н. В. Панфилова. Художественное наследие Серафимо - Понетаевского женского монастыря... С. 62

Источники и литература

  1. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 570. О. 558, Д. 284. Л. 14. « Прибавление к церковным ведомостями с 1021 года».

  2. Букова О. В. Женские обители преподобного Серафима Саровского - Нижний Новгород: « Книги». 2003 г. 592 с.

  3. Инжутов А.А. Серафимо-Понетаевская обитель. Нижний Новгород, Журнал Нижегородская коллекция. 2016г. №3.

  4. Клюев Н.Ф. Материалы Первомайского краеведа. Наш край. 1990-1991 годы.15 с.

  5. Лысов Н.И. К истокам. Н.Новгород: ООО «Поволжье», 2007г. 156с.

  6. Сойкин П. П. Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь в Арзамасском уезде// Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. – 712 С.

  7. Тютчева А. Ф. Серафим Саровский в царской семье, издательство Спасо-Преображенского Валамского монастыря, 1996 г. 240 с

  8. М. В. Бойкачев, Н. В. Панфилова. Художественное наследие Серафимо - Понетаевского женского монастыря //ж. Нижегородская старина. Краеведческо-историческое издание. Выпуск 21-22. 2009г.

  9. Святыня России. Паломнические поездки в Дивеево [Электронный ресурс] // Православное Дивеево. URL: http://diveevogid.ru (дата обращения: 3.10.2016г).

Приложения

Приложение №1. Общий вид Введенского царского скита. 1891 год.

Приложение № 2. Каменный Храм Царской дачи в честь иконы Введение в храм Божией Матери

Приложение №3. СхиигуменияФамарь, в миру - княжна Тамара Александровна Марджанова.

Приложение № 4.Игуменья Нектария, в миру - Анастасия Никифоровна Симикова.

Приложение № 5. Современное состояние скита.

Вывеска аллеи Домик смотрителя

Просмотров работы: 1798