ИСТОРИЯ РОПШИНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ РОПШИНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

Краснобаев А.Д. 1
1
Маркина Г.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Муниципальное образовательное учреждение

«Ропшинская школа»

Ломоносовского района Ленинградской области

1. Вступление. Из истории православного храма на Ропшинской земле

«Сельская церковь – это особый класс памятников архитектуры, с особой судьбой, с особым значением для народа. Сохранить это культурное и историческое наследие для будущего поколения – трудная, но решаемая задача нашего поколения»

(из отчета по проекту «Учет и обследование разрушающихся сельских церквей – памятников русской архитектуры и истории»)

С большим трепетом я приступаю к изучению православного храма в Ропше. Этой работой мы с моим руководителем завершаем исследование памятников всемирного наследия Ропшинского поселения, взятых под охрану ЮНЕСКО.Ее историю очень хорошо охарактеризовал священник ныне возобновляемой церкви Благовещенья Ропшинского прихода Петровцев Аркадий Михайлович: «Церковь эта служила домовым храмом двум российским государям, и история ее возникновения уникальна и символична. Сам Император Петр Великий, духовно утверждая одержанную над Швецией победу в Северной войне, велел на вновь отвоеванных русских землях некогда выстроенную здесь шведами кирху преобразовать в православную церковь и посвятить ее празднику Благовещения».

Актуальность темы исследования обуславливается, во-первых недостаточной освещённостью данной темы в отечественной историографии. Вопросом детального и систематического изучения истории ропшинской церкви с XVII–XXI вв., а также особенностей её архитектуры ещё никто не занимался.

Во-вторых, необходимостью проанализировать и систематизировать существующую информацию истории ропшинской церкви с XVII–XXI вв.

В-третьих, чтобы возродить память об истории церкви и ее значении для духовного становления человека.

Объектом исследования является история памятника всемирного наследия – ропшинского православного храма.

Предметом исследования является деятельностьРопшинского православного храма с XVII–XXI вв.

Цель работы – изучить и систематизировать историю ропшинской церкви с XVII–XXI вв., а также подкрепить имеющуюся информацию новыми архивными документами.

Задачи:

  • изучить архивные документы ЦГИА и школьного музея, связанные с темой исследовательской работы;

  • собрать данные о своеобразии архитектурной постройки церкви;

  • установить имена священнослужителей;

  • определить самые значимые периоды ее существования.

Методы исследования:

  •  
    • поисковый – создание накопительной базы;

    • статистический – отслеживание динамики изменений;

    • исторический анализ – соотнесение опыта прошлого с современностью;

    • интервьюирование – опрос респондентов;

    • анализ, сравнение, обобщение – сопоставление фактов, их систематизация, построение выводов;

    • компьютерная обработка материала.

Научная новизна работы состоит в том, что до сегодняшнего дня никто не обобщал имеющиеся документы об истории Ропшинской церкви.

Наше исследование, имеет практическую значимость. Собранный материал будет использоваться во внеклассной работе и поможет обучающимся больше узнать об истории ропшинских достопримечательностей. Помимо этого, данная работа войдет в историко-документальный сборник «Объекты культурного наследия Ропшинской волости».

Источниковедческой базой данного исследования являются:

- публикации газеты «Вести»;

- документы школьного музея, архивные документы ЦГИА; областной научной универсальной библиотеки;

- интернет ресурсы;

- краеведческая литература;

2. Первые сведения о Ропшинском храме

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»1. В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

Время – или мы должны признать, люди – сделали так много, чтобы разрушить исторические корни своей малой родины. Лишь небольшая часть из того, что было создано не одним поколением людей, дошла до нас. Много соборов, монастырей, дворцов, церквей, памятников, уникальных шедевров исчезло. К глубокому сожалению это относится и к судьбе ропшинской церкви.

Первым документом для изучения ее истории стала выдержка из сборника «Историко-статистических сведений Санкт – Петербургской епархии», хранящаяся в архиве школьного музея2. В ней говорится, что история ропшинского православного храма «глубокими корнями уходит в далекий XVII в., когда в июне 1612 г. весь Копорский уезд перешел под власть Швеции, и Россия, заключив Столбовский мир в 1617 г., согласилась с его потерей. Бывшие Водская и Ижорская земли составили теперь Ингерманландскую провинцию. Ропша перешла во владение генерала Гасфера, который выстроил здесь свою мызу. По всей вероятности, тогда же, в XVII в., на Княжьей Горке была возведена и каменная кирха, в петровское время превращенная в Благовещенскую церковь. Вторым памятником шведского времени является старое кладбище, расположенное в полукилометре на север от церкви, на высоком берегу Михайловского ручья3».

Как утверждает известный краевед Ю.А. Дужников: «в окрестностях Ропши существуют старинные курганы – свидетели тех далеких событий, местные жители называют их шведскими могилами. Археологические раскопки на Княжьей горке показали, что в них хоронили воинов с оружием, а также были обнаружены монеты – новгородские, петровские и шведские таги4».

Эта информация относилась к 60–70 гг. XX в. К, сожалению, в настоящее время подтвердить ее невозможно, мешает этому новострой, который совершил свое неправедное дело.

Полученные сведения противоречат другой информации. Она опубликована в исторической справке Центрального Государственного Исторического архива Санкт-Петербурга (далее ЦГИА СПб), где говорится, что церковь была заложена во времена Александра Невского и освещена в честь Дмитрия Солунского5. Первое письменное упоминание о приходской Дмитриевской церкви встречается в писцовой книге Новгородской земли за 1500 г.6 С середины XII в. и до середины XIV в. Великий Новгород более 50 раз отражал нашествия врагов. Значит, с большой долей достоверности можно утверждать, что ропшинская церковь существовала в XIII в., как церковь Дмитрия Солунского. Этот святой был покровителем воинов.

Есть предположение, что первая постройка церкви была деревянной.«Учитывая привычку местных язычников к древнему «священному месту» - капищу Волоса (Велеса), Дмитриевскую церковь (поначалу деревянную) построили вблизи него. Именно в таких местах возникали ранние православные церкви. Не исключено, что язычники прежде поклонялись большому источнику у Княжьей горки, который позже получил христианское название – Иордань7».

В 17 веке, когда наш край был захвачен шведами, на Княжьей Горке размещалась усадьба одного из крупных вассалов шведского короля – эстляндского дворянина генерала Гастфера. В то время Княжья горка и ее окрестности были уже довольно плотно застроены десятками крестьянских изб и хозяйственных сооружений. Над приземистыми крестьянскими постройками возвышалась расположенная на вершине Княжьей Горки церковь. Не в тот ли период вместо предыдущей деревянной церкви была сложена из плит известняка дошедшая до нас церковь? Если анализировать эти два источника, то получается, что генералом Гасфером церковь была не построена, а перестроена. Это, по моему мнению, более правильная версия.

Этот факт утверждается и в данных ЦГИА СПб, и получается, что в XVII в. православная церковь Дмитрия Солунского была существенно перестроена и стала кирхой прихода Ropsu8. Это самая старинная постройка Ропши.

Одержав победу в Северной войне, император Петр I, строит деревянный дворец в Ропше. На схеме (Приложение№1), которая подробно была проанализирована в моей предыдущей работе9, на восток от нее хорошо видна церковная постройка. Церковь при Петре была усадебной, домовой. В справке ЦГИА СПб пишется: «Церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы в с. Ропша относится к числу церквей, о времени основания, которых нет точных сведений. Устроена в начале XVIII в. Каменная, с колокольней, однопрестольная. Отремонтирована в 1836 г.10

Церковь существует здесь со времен Петра Великого, как видно из следующей надписи на старинной Минее за апрель. «Сия книга Минея месяца апреля, Графа Гаврила Ивановича Головкина Копорской, Его Высоко-Графского Сиятельства вотчины села Ропши, Церкви Благовещения Пресв. Богородицы. Отданы сии книги в поминовение в Церковь Божью все двенадцать месяцев служебных Миней, Августа, двадцать первого дня 1733 г.».

Эти данные были получены из надписи на служебной минее - богослужебной книге, в которой собраны молитвословия и песнопения на каждый день месяца. Минея пожертвована в церковь графом Головкиным».11

В конце XIX в. в ропшинском приходе состояло 18 деревень: Фабричная слобода, Михайловская, Липицы, Малые и Большие горки, Кипень, Проковсино, Волосово, Хобино, Глядино, Ильино, Елагино, Малкуново, Исаево, Чудиново, Глухово, Волковицы, Переярово, всего 388 дворов, 1206 мужчин, 1273 женщины.

К 1917 г. численность прихожан Ропшинского прихода увеличилась на 170 человек. Ропшинская церковь просуществовала до 1939 г. Официальная дата закрытия церкви 23 июля 1939 г. Изучая судьбу церкви в послереволюционный период, мне удалось узнать местную историю об одном из происшествий в церкви. Ее мне рассказала наша учительница Плеханова Елена Николаевна, а ей передал ее дед Павлов Борис Петрович. Точного времени произошедшего Елена Николаевна не помнит. В одну из ночей в церковь пробрались воры. Их услышал церковный сторож и пошел выяснять, в чем дело. Когда он вошел в церковь, то потерял сознание: перед его глазами предстала следующая картина: два мертвеца сидели друг напротив друга и играли в карты. Вот такую злую шутку сыграли преступники, чтобы скрыть следы своего преступления.

Вновь церковь возобновила свою деятельность в 2010г. В 2017 году при кладбище открыта часовня по настоянию батюшки ропшинского прихода Петровцева Аркадия Михайловича.

3.Архитектура церкви

По утверждению многих источников, ропшинскую церковь называют единственным сохранившимся в России примером сочетания русского и шведского средневекового храмостроения. Изучая, сведения о культовых храмах лютеранского вероисповедания удалось выяснить, что такие есть на территории города Выборга и его района .Для сравнения можно также присмотреться к церкви Нигулисте в Таллине. Очень много схожего в архитектуре того и другого зданий. Что их отличает, так это то, что ропшинская церковь была более простой постройки и как об этом пишется, это были либо ранние и городского типа сооружения, либо более поздние. Ценность церкви Благовещения в Ропше, как памятника шведской архитектуры реставрации и приспособления заключается в том, что это пример произведения провинциального храма сельского лютеранского прихода. И это действительно просматривается в ее архитектуре.

Как видно на представленной схеме (Приложение №1): «здание церкви стоит на холме с историческим названием Княжья Горка. Такое местоположение определяет градостроительное значение церкви. Здание ориентировано по оси запад-восток. Основной материал кладки – серый известняк и кирпич. Техника кладки различная – некоторые имеют характер «накладки» неорганично перевязанной с основными стенами. Исключение составляет кирпичное оформление первого южного проема от колокольни и южной арки колокольни. В этих местах, предположительно, выкладка кирпичом арочного свода первоначальна. Колокольня утверждена на сводах, своды опираются на западные пилоны и толщину западной стены церковного здания. Арки усилены воздушными металлическими связями12».

Если далее внимательно рассматривать схему ропшинской церкви, выполненной коллежским асессором Стригутским И.Я., (Приложение №2) то можно с уверенностью утверждать, что это здание зального типа для протестантского сельского прихода. «Получив усложненное развитие в католических странах Западной Европы, базиликальные храмы преобразуются в храмы зального типа. В этом варианте возможен бесстолпный храм скромных размеров для сельского и городского малого прихода. Эта типология церковного здания унаследована от католичества протестантскими церквами 16 и следующих веков13»

В планировочном построении преобладает простая прямоугольная форма. К основному зданию примыкает квадратная башня. В фасадном решении отсутствует скульптурный декор. Внешняя отделка достаточно аскетичная.

При раскопках, производимых археологами в 1966 году, была обнаружена полуразрушенная статуя Девы Марии. (Приложение № 3). Что еще раз подтверждает принадлежность к лютеранскому храму.

Впоследствии, как уже указывалось, здание было приспособлено для православной службы: «… с возведением иконостаса, солеи и устройства алтаря с жертвенником и диаконником…14».

Стены здания прорезаны двенадцатью сквозными арками. На сохранившихся фотографиях в архивах школьного музея хорошо видны арки. По описаниям их высота составляет 3 метра, отчего здание просматривается насквозь и выглядит ажурным . В Петровский период окна – арки были выравнены кирпичной кладкой, что придало им правильную полуциркульную форму. В тот же период были сложены из кирпича карнизы. Мною были произведены в 2016 году замеры основных параметров церкви, которые приведены ниже в виде таблицы.

Основные параметры

Церковь Благовещенья

1) Высота главного входа

3 м

2) Ширина главного входа

2 м

3) Высота стен на входе (со стороны колокольни)

12 м

4) Высота стен

7 м

5) Ширина арочных проходов

2,5 м

6) Длина здания

11 м

7) Ширина здания

9,5 м

Император повелевает украсить стены геральдическими щитами с изображением гербов покоренных городов. Это хорошо видно на сохранившейся фотографии. (Приложение №4) На наружной стороне стен сохранились углубления, в которых когда-то находились декоративные геральдические щиты – гербы взятых русскими войсками городов – Выборга, Ревеля, Риги. Таллина. Они были выполнены рельефно из плит известняка и крепились в нишах с помощью кованых железных крюков. Эта деталь характерна для церквей петровского времени. В Петропавловском соборе вывешены шведские знамена, в Стрельнинской церкви – шведские литавры.

Восточная, алтарная часть Ропшинской церкви – пятигранная, она освещена двумя арками-окнами. Вход с запада оформлен небольшой звонницей, возвышающейся над кровлей. Звонница – колокольня была сложена из кирпича позже, во второй половине XVIII в.; она опирается на каменные столбы, образующие три входные арки. При Петре I церковь была без колокольни. В нашем музее хранится макет двухметровой колокольни сделанной из цельного ствола дуба. Можно предположить, что этот макет выполнен руками самого Петра. Но по всей вероятности проект императора претворить в жизнь не удалось. О чем пишет Ю.А. Дужников:«Церковь сперва была построена без куполов. В 1781 г., помещик князь Григорий Григорьевич Орлов надстроил деревянный купол, пристроил кирпичную колокольню, а потом усердием священника Георгия, устроен на хорах придел во имя св. Дмитрия Солунского15».

Вход в церковь был выстроен с западной части здания – через три большие арки в невысокой колокольне. На одной из граней алтарной стены с внешней стороны до наших дней сохранилась ниша с каменными полками. Она напоминает о древнем местном обычае: прихожане приходили в церковь со своими иконами и ставили их в нише. С этим старинным обычаем священники вели постоянную борьбу.

Уже в то время техническое состояние церкви вызывало беспокойство, что подтверждается прошением Ее Императорского Величества вотчинной канцелярии в Санкт-Петербургскую консисторию от февраля 1746 г.: «... Ропшинской мызе святая церковь внутренним строением весьма обветшала что подлежит вновь перестроить для того святой престол должно разобрать и сделать вновь...16». Разрешение о разборке престола в том же феврале было Консисторией выдано17.

Вопросами общего ремонта и его финансирования ведала вотчинная контора Елизаветы Петровны, правившей в это время императрицы и ремонт был проведен.

Во время правления императора Александра Первого вновь возникает вопрос об улучшении технического состояния церкви. Об этом свидетельствуют документы того времени, а именно «репорт Святейшего Правительствующего Синода члену высокопреосвященнейшему Амвросию Митрополиту Новгородскому, Санкт –Петербургскому, Эстляндскому, Финляндскому и Архимандриту Святотроицкая Александроневская Лавры и разных орденов кавалеров от Протоирея и Благоцинного Гавриила Березайского»18 а также ходатайство управляющему кабинета Г. Гурьеву о плачевном состоянии церкви. ( Приложение № 5) . Содержательно эти документы состоят из сметы на ремонт, которую сделали архитекторы Руско и Миллер, а также счетов подрядчиков за выполненные работы. «Архитектор Руско осматривал церковь в 1802 г. и составил смету ремонта в сумме 15 794 рублей. Эта смета не сохранилась, но сумма ремонта достаточно большая, предполагающая капитальные исправления здания. Вероятно, что ремонт церкви произведен по этой смете не был.»19

Сведений о других перестройках или ремонтных работах, производившихся в XX в., не установлено. В годы советской власти, когда велась борьба с религией, в 1939 году церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды. Во время оккупации немцы возобновили службу, это хорошо видно на представленной фотографии (Приложение №6). В послевоенный период здание церкви постепенно разрушается, несмотря на имеющийся статус объекта культурного наследия ЮНЕСКО. Только в 2010 году были возобновлены службы во временной постройке.

На сегодняшний день техническое состояние здания церкви Благовещения – руинированное. По сути, остался только конструктивный остов стен здания. Все перекрытия обрушены, карнизы и часть стен с большими утратами. (Приложение №7) Однако, то, что сохранилось, дает представление об архитектурной ценности постройки. Как памятник истории и культуры здание представляет собой необычное архитектурное сооружение, не перекликающееся ни с одним известным сооружением русской архитектурной школы XIII–XVIII вв., то есть, даже внешне оно относится к иной культуре.

В этой особенности заключается необычная архитектурная ценность сооружения не только для Ленинградской области, но и для России в целом.

4. Церковь – центр духовной жизни поселения

4.1 Церковные праздники

Церковь занимала важное место в жизни ропшинского поселения. Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения и в последний путь его провожали через церковь. В каждой избе был святой угол с иконами.

Богослужения, проводимые православной церковью, делились на три круга или цикла – суточный, недельный и годовой. Каждый день календарного года по традиции посвящается церковью воспоминанию того или иного священного события. О том, как это происходило в Ропше, я нашел сведения в копии историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии за 1885 г.:« Сельские праздники - суть следующая: в деревнях Михаиловской, Хабоне - Лунскому, в Волосове, Исаеве, Малкунове, Елагине - Покрову; в Глядине и Глухове - Николаю Чудотворцу (6-го декабря), в Волковицах- Введению во храм.

Крестные ходы бывают: 9 мая в деревню Глядино- в память перехода крестьян из помещиков в придворное ведомство; 29 июня- в Михайловскую и Липицы в память бывшего, в 1862 г., падежа скота.

В свадебных обычаях есть следующие особенности: На вечеринку, бывающую у жениха накануне венчания, жених созывает своих (подругов) товарищей и родных, которые приходят с хлебом и кусками мяса.

Родители, благословив жениха и хлебом-солью, сажают его, с подругами, за стол, на который ставится, украшенный живыми цветами, сладкий пирог и, накрытое платком порожнее блюдо, потом к столу вызываются родные, по порядку старшинства, поздравляют жениха питьем пива и вина и на порожнее блюдо кладут деньги. Потом ведут к невесте на «девичник». После троекратного пития вина (или пива) с невестою, отец берет ее за руку и вручает жениху, с просьбою учить и не обижать. После благословения невесты, на разостланной шубе, идет угощение, до рассвета: при угощении родные жениха садятся за передний стол, а родня невесты за задний. Перед сажанием жениха, в телегу (или сани) друзья, с образом и хлебом-солью в руках, трижды обходят лошадей, с обычными причитаниями. Въезд во двор невесты бывает с препятствиями и угощениями всякого встречного. При этом остатки пива или вина выливают из стаканов под ноги лошадям.

Когда жениха собирают к венцу, то опоясывают его по голому телу сеткой, втыкают в одежды его иголки (без ушка) и, иногда, читают молитвы перед иконами: «Сон Богородицы» - во-избежание порчи. Умерших поминают «каноном», т.е. кутьею, состоящей из риса и блинов; в 9-ый и 20-ый день разносят этот «канон», разрезанный на кусочки, по домам и все поминают умершего, съедая эти кусочки20».

Если анализировать сельские церковные праздники то можно отметить важную деталь - праздничные дни требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь только в будни была уместна умеренность в еде и простая удобная одежда. А в праздники было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. В нашем поселке не осталось ветеранов, помнящих подробно проведение праздников. Но как отмечали мои респонденты, главной характерной чертой дореволюционных праздников являлось многолюдье. В поселке устраивались ярмарки, по деревне ходили коробейники. Гулял весь ропшинский приход. По воспоминаниям местной жительницы Асташкиной Валентины Петровны детвору баловали в праздники «маковыми ирисками». По их названию «маковницей» называли продавщицу детских сладостей.

4.2 Ропшинское сельское училище

Открытая в 1852 г. церковно-приходская школа стала источником грамотности для крестьянских детей. В школе детям старались давать не только грамоту, но и учили нормам мировоззрения и поведения. Во время богослужения ученики вместе с учителем посещали храм и затем продолжали учебный процесс. В нашем музее хранится церковная книга на старославянском, по которой обучались ропшинские дети. (Приложение №8)

В документах архивного фонда Управления Петергофского удельного округа в деле о постройке в мызе Ропша сельского училища имеются следующие сведения:«В предписании Департамента уделов Министерства императорского двора управляющему Красносельской удельной конторой №19967 от 24 ноября 1851 г. в производстве работ по устройству Благовещенской церкви мызы Ропша училища для обучения крестьянских детей указано следующее: для оплаты работ по сломке и перевозке дома для училища из имения Глядино в мызу Ропша и его обустройства «высочайше» соизволено истратить 1113 рублей 10 копеек из доходов с имений ее величества».

В записке Красносельской конторы от 6 сентября 1852 г. значится, что «постройка в мызе Ропша сельского училища завершена. В донесеньях дьякона Ропшинской Благовещенской церкви Василия Ласкеева, назначенного учителем Ропшинского сельского училища, управляющему Красносельской удельной конторой от 16 и 23 октября 1852 г. указано, что занятия в училище начались 13 октября 1852 г., и к 23 октября в училище обучалось 15 мальчиков».По окончании обучения выпускникам давали особые свидетельства, подтверждающие, что они действительно окончили училище.21 Интересная информация о диаконе Василии Ласкееве, который с 1847 г. занимался обучением крестьянских детей безвозмездно, тогда как школа в Ропше еще была не открыта22.

На сегодняшний день здание первого Ропшинского сельского училища не сохранилось. Оно сгорело, но его можно видеть на фотографии, хранящейся в нашем музее. (Приложение №9). Об истории школы нашим творческим объединением проведена большая исследовательская работа, вошедшая в историко-документальный альманах «Ропша – наша маленькая Русь». В сборнике мы подробно рассказываем о развитии школы и ее роли в жизни поселения.

Также активно авторитет священнослужителей использовался для разъяснения государственных программ и проектов. Так в течение долгого времени произносились проповеди о прививании оспы. Дело в том, что крестьяне видели в следе от прививки печать антихриста, разубеждать их в этом должны были священники. Одна из опубликованных проповедей так и называлась «О том, что оспопрививание не есть «печать антихристова», и нет греха прививать оспу». Факты оспопрививания на территории ропшинского поселения изложены в историко-документальном альманахе.23 «Ропша: 19 век - он как будто за тонкой стеной….»

4.3 Ропшинское «Благовещенское попечительство»

В энциклопедическом словаре Т.А.Брокгауза и И.А.Эфрона говорится: «по Высочайще утвержденному в 1864 г. положению о приходском попечительстве - они имеют цель заботиться о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и притча в хозяйственном отношении, об устройстве первоначального обучения детей и о благотворительности в пределах прихода…, средства притча образуются из добровольных пожертвований и от сборов в кружке, обносимые во время Богослужения в церкви и выставляемые снаружи, а также по сборным книгам вне прихода. Могут быть также назначаемы особые сборы со всех прихожан одновременно24».

Как это происходило в Ропшинском приходе?

«Приходское попечительство. Под именем «Ропшинского Благовещенского», существует с 1870 г. Представителем его, с основания, был коллежский ассесор Иван Яковлевич Стригутских»25.

О роли Ивана Яковлевича в истории ропшинской церкви могут свидетельствовать его чертежи не только церкви, но и Ропши в годы его жизни. (Приложение №10)

«По ходотайству Стригутского, на попечительство жертвуют многие высокопоставленные лица. Из собственных Государя императора сумм дается ежегодно 50 рублей Митрополиты-Петербургский Исидор, Московский Иннкентий, Сербский Михаил, архиепископ казанский Антоний и пр. дали, на благословение попечительству, иконы. Митрополит Московский пожертвовал свои сочинения. Беднейшим прихожанам даются в ссуду деньги на улучшение хозяйства и на разные нужды. На общество Красного креста крестьяне Ропшинской волости, по предложению г.Стригутского, пожелали жертвовать ежегодно, по копейке с души, в память исцеления Государя от постигшей его в 1873 г. болезни.

В 1883 г. в попечительстве было 47 лиц. Из них один председатель, 4 непременных члена, 5 почетных, 5 сотрудниц, а потом остальные члены. К 1 января 1883 г. в попечительстве было 750р. В билетах (это деньги крестьянина Кострова, хранящиеся в попечительстве) и 99р.20к. наличными. Собственных попечительских денег в билетах 500р. И наличными 154р.11к. В 1883 г. от членов поступило 552р.75к. Истрачено 1248р.85к. к первому января 1884г. остается в билетах 500р., наличными 307р.21к. В долгу на разных лицах состоит 261р.40к.26».

Анализируя архивные документы, предоставленные матушкой Ропшинского прихода, Петровцевой Екатериной Валерьевной удалось установить в хронологическом порядке имена священников, начиная с 1800 г.27(Приложение № 11)

«Из священников Павел Гаврилов испросил много вещей для здешней церкви из кабинета Его Величества, а Василий Сампсоньевский устроил, на 5 местных образов, серебряные ризы, в которых весу 1 пуд, 35 фунтов и 57 зол.

Причт содержался сперва, платою за требы. С переходом Ропши, в 1801 г., в ведение кабинета Его Величества, положено жалованье: священнику-300 р.асс., дьякону(на дьяческой вакансии)- 100 р.асс.,пономарю-72 р.асс., просвирне- 36 р.асс.

С 1814 г., по ходатайству священника Павла Гаврилова, священник стал получать 450 р.асс., дьячок- 150 р.асс., пономарь-122 р.асс. и просвирня-86 р.асс.

С 1817 г., по ходатайству священника Сампсониевского, священнику дано 500 р.асс. дьячку-200, пономарю- 150 р. И просвирнику-100 р.асс.

С 1843 г. причт, по 4-му классу, стал получать 340 руб. сер., а с мызы священник стал получать 90 р.сер.; дьячок- 35 р.; пономарь-30 р.и просвирня- 15 р.с.

С 1847 г. была сделана новая прибавка. Священник стал получать 185 р. 71,5 к.с., дьячок- 71 р. 43к.с., пономарь-57 р. 14,5 к.с., просвирня- 35 р. 71 к.с.

Сборы с прихожан продолжаются по- прежнему. Церковной земли, только усадебной, одна десятина и 87 квадр саж.»

Интересные сведения даются о составе причта при ропшинской церкви. Как известно, причт каждой церкви образовывался по положенному для нее штату, который составлялся духовной консисторией по просьбе прихода.Для содержания притча необходимым условием было наличие достаточных средств для его содержания. Право прихожанам избирать членов причта, было отменено, но за ними сохранялось право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви.

Кто в разные годы составлял притч ропшинской церкви, на какие средства он содержался? Ответ на этот вопрос я получил из Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии»28…Метрические книги ведутся с 1800 г., причт составляют: священник, диакон, дьячок и просвирня. В документе подробно описывается содержание притча и его роль в жизни ропшинского прихода (Приложение № 11)

В этом же документе говорится о том, что причт занимается садоводством и разведением огородных овощей, размещается в двух домах, построенных конторою, жители занимаются садоводством, земледелием, извозом и плитой ломкой.

4.4 Церковь и царственные особы

Ропша, бывшая когда-то в числе летних местопребываний царского семейства и расположенная вблизи лагерного расположения царских войск, не раз была осчастливлена посещениями лиц Царствующего Дома. Каждое такое посещение сопровождалось службой в ропшинской церкви. Высокопоставленные гости с особым удовольствием слушали хоровое пение учеников школы. Известно, что Христианская музыка родилась из молитвенного пения. Развитие церковно-певческого искусства на Руси происходило в непрерывном взаимодействии византийского начала с исконно русской певческой традицией - что породило уникальные явления церковной музыки - знаменный распев. Распев был подобен церковной иконе. Недостаток музыкальности певчих восполнялся духовным достоинством хорового пения, что и демонстрировали учащиеся школы.

Вот, некоторые из позднейших такого рода посещений:

«В 1865 г., 22 июля, вся царская семья слушала в Ропшинской церкви литургию, которую совершал протопресвитель В.Б. Божанов. на третий день после этого, 24-го июня, было освещение новых штандартов Павлоградского лейб-гусарского полка, удостоенное также посещения Государя Императора. После освещения новых штандартов, старые поставлены в Ропшинскую церковь, при входе по левую сторону дверей». (Александр II)

«8-го октября 1878 г. Ропшинский храм посетил Наследник, ныне благополучно царствующий Император, с Великим Князем Владимиром Александровичем. Обедню служил священник Петр Александровский, а пели ученики и ученицы Ропшинского училища, под руководством учителя Серова. Цесаревич, по-видимому, остался доволен певчими и пожаловал им 25р.» (Великий князь Александр Александрович)

«20 сентября 1881 г., посетил Ропшу Государь Император Александр Александрович, с супругою Марией Федоровной, с Наследником и с великим князем Георгием Александровичем. Служил священник Хорошкевич. Пели те же певчие, при том же учителе, и опять получили Высочайший подарок в 25р.»

«Император Александр 1, императрицы Елизавета Петровна, Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна нередко посещали Ропшу, а Николай Павлович с августейшим семейством почти каждое лето во время маневров проживал в Ропше по несколько дней. Государь также удостаивал Ропшу своим посещением29».

О том, как церковь относилась к царствующим особам, свидетельствуют эти документы:

«Причт, староста и прихожане Ропшинской Благовещенской церкви, – говорил Николай Зотиков, – осчастливленные присутствием Ваших Императорских Величеств за Божественной литургией и Всемилостивейшим подарком – священными облачениями, в коих мы имеем счастье совершать торжественную литургию и вчера всенощное бдение, весьма рады выразить Вашим Императорским Величествам одушевляющие нас верноподданнические чувства сыновней любви, преданности и глубочайшей благодарности за столь щедрый подарок. Просим Ваши Императорские Величества принять от нас на память о сем посещении икону Благовещения Божией Матери, в честь коего освящен наш святой храм, и просфору, частицы из коей вынуты за здравие Ваших Императорских Величеств и Вашего Августейшего Семейства30».

Благотворительность была свойственна династии Романовых. Император и члены династии жертвовали значительные суммы на благотворительность. Формы этой благотворительности были различные, они заключались в посещении перед великими церковными праздниками богаделен, приютов, раздаче милостыни, создании. Анализируя архивные документы, я нашел подробное описание церковных ценностей, находившихся в храме, переданных из упраздненной церкви Его Величества:

  • «запрестольный образ «Снятие со креста» копия с картины Рубенса, образ пожертвован из кабинета Его Величества, в 1814 г;

  • икона Тихвинской Божьей Матери, пожертвован из кабинета Его Величества;

  • икона Казанской Божьей Матери, дар Императрицы Александры Федоровны;

  • Евангелие в лист, печатанный в Москве, в 1703 г., обложенное бархатом с серебряными украшениями, пожертвован из кабинета Его Величества31».

К сожалению, судьба церковных принадлежностей неизвестна.

По примеру августейших особ поступали и царские служащие. В нашем музее хранится памятная табличка, выполненная на латунной пластине со следующей записью:

«Эта икона образъ Спасителя нашего Iисуса Христа, въ серебряной позолоченой ризъ, съ таковою же висячею на цiъпочкiъ лампадкою, пожертвована въ Роппшинскую Православную Церковь въ память бывших Управляющих мызы Ропшею безъ перерыва почти полвека съ 1781-го по 1832 гг. Матвея Степанорвича, супруги его Сусанны Петровны их старшаго сына ихъ Степана Лалаевых и всего многочисленного ихъ семейства. Усердное приношение Ивана Матвеевича Лалаева род.8 апреля 1795 г.и скон.16 февраля 1887 г».

Икона не сохранилась, а табличка каким-то образом оказалась в нашем школьном музее и открыла имя одного из приближенных Царствующего Дома. История семьи Лалаева Матвея Степановича имела неожиданное продолжение. В наш музей обратился его родственник с запросом и предоставил очень интересные данные о роде Лалаевых (Приложение № 12 )

Матушкой Ропшинского прихода Петровцевой Екатериной Валерьевной была предоставлена копия документа, адресованного Гавриилу Ивановичу Головкину, в котором описывается наличие в церкви нескольких старопечатных церковных книг и трех старых георгиевских штандартов. ( Приложение № 13)

5.Вывод

В настоящее время новым священником Ропшинской Церкви Петровцевым А. М. приняты меры к спасению древнейшего храма Ленинградской земли, расположенного на территории Ропши.

Действительно, приходская жизнь в Ропше заметно оживилась, ведь новый настоятель принялся за великий труд - воссоздание духовной святыни этого края, древней церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Им сделаны первые шаги по консервации руин церкви. Открыта часовня при ропшинском кладбище.

В результате проведенной работы нам удалось собрать и проанализировать материал по истории церкви Благовещенья Ропшинской волости:

- показать, что церковь на селе всегда была очагом духовной культуры и свидетелем многих исторических событий, происходивших в ее залах.

-установить хронологическую последовательность архитектурных преобразований здания церкви;

-определить значительное влияние церкви на духовную жизнь ропшинского поселения.

- раскрыть роль попечительского совета ропшинского прихода и ропшинского притча.

- установить имена священнослужителей, начиная с 1807 года.

- выяснить отдельные факты из истории ропшинских захоронений.

На основе изученных материалов можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и закрытие, и возрождение церкви.

Таким образом, цель нашей работы выполнена. Завершена работа по изучению объектов культурного наследия ЮНЕСКО, находящихся на территории ропшинского поселения (Приложение № 14). Нами разработан цикл презентаций, раскрывающих историю культурных объектов Ропшинского поселения. Мне очень близки слова академика Д.С.Лихачева: «Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто и через двести лет».32 Очень хочется, чтобы исследования памятников культуры ропшинского поселения обратили внимание органов культуры, несущих за них ответственность, на их плачевное состояние и были приняты меры для сохранения культурного наследия нашего поселения.

Слова искренней благодарности мне хочется выразить матушке Ропшинского прихода Петровцевой Екатерине Валерьевне не только за предоставленные материалы, но и большую консультационную помощь. Практическую помощь в написании работы мне оказала руководитель Саблинского историко-краеведческого музея Слепнева Татьяна Николаевна и мой руководитель Маркина Галина Владимировна.

Исследовательские материалы по всем объектам культурного наследия ропшинского поселения вызвали интерес у Генерального директора издательства «Спецлитература» Богатырева Андрея Олеговича. Мы получили от него предложение об издании сборника под названием «РОПША – прошлое смотрит в настоящее». В этот сборник войдет научная работа по истории ропшинского дворца моего научного консультанта Мильчик Михаила Исаевича - ведущего научного сотрудника сектора деревянного зодчества, кандидата искусствоведения, члена Союза архитекторов России и мои работы. Уже создан макет, который будет представлен на Всероссийском конкурсе региональной и краеведческой литературы «Малая Родина». Его проводит Федеральное агенство по печати и массовым коммуникациям.

Для меня это большая ответственность и одновременно большая радость.

Такого события в моей жизни могло и не быть, если бы не поддержка двух удивительных членов секции «Культурное наследие» - Спивак Александра Александровича и Галины Викторовны Великовской. Мне очень помогли их советы. Спасибо.

Список литературы и источников

  1. Литература

  1. Антонов, В.В. Земля Невская Православная: православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Краткий церковно-исторический справочник / В.В. Антонов. – СПб.: Лики России, 2006. – 310 с.

  2. Дужников, Ю.А. Ропша / Ю.А. Дужников. – Л.: Лениздат, 1967. – 112 с.

  3. . Мильчик, М.И. Ропшинский дворец забытый памятник архитектуры 18 века / М.И. Мильчик. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 370 с.

  4. Моня, В.С. Ропша / В.С. Моня. СПб.: Вести, 2006. – 398 с.

  5. Мурашова, Н.В. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии / Н.В. Мурашова. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр, 1999. – 200 с.

  6. Панкратова, К.В.История ропшинской усадьбы / К.В. Панкратова // Пригороды Петербурга. – 2003. – № 6. С. 54-62.

  7. Пушкарёв, И.И. Краткое историческое описание Санкт-Петербургской губернии / И.И. Пушкарёв. СПб. – 1845. – 200 с.

  8. Пыляев, М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга / М.И. Пыляев. СПб.:Издание А.С. Суворина. – 1889. – 550 с.

  9. Петрова, О.В. Архитектурная графика первой половины 18 века. Из собрания Гатчинского дворца / О.В. Петрова. СПб.: Галерея. – 2009. – 288 с

  10. Православие. Полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», 2007. – 1315 с.

  11. Уланов, В.А. Ленинградская область: знаете ли вы? / В.А. Уланов. – СПб.: Паритет, 2007. – 320 с.

  1. Источники

Периодические издания:

1. Отечественные записки // Типография департамента внешней торговли. – 1821.

2. Иллюстрированная газета. – 1869.

3. Вести // Правительство Ленинградской области. – 2006.

Архивные:

  1. Архив школьного краеведческого музея МОУ «Ропшинская СОШ».

  2. Областная универсальная научная библиотека. Отдел картографии.

  3. Мильчик М.И. Семейный архив.

  4. Историко- статистические сведения о Санкт- Петербургской епархии. – СПб., 1885. – № 10.

  5. Петровцева Е.В. Семейный архив.

  6. Российский государственный исторический архив Санкт-Петербурга.

  7. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга.

Изобразительные источники:

  1. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Фотография церкви. 20 век. Экспозиция «Церковь Благовещения». Дело № 12.

  2. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Фотография церкви . 1944 год. Экспозиция «Церковь Благовещения». Дело № 12.

  3. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Рисунок Рошинского дворца, церкви Баловещенья и лютеранского храма 19 век. Экспозиция «Церковь Благовещения». Дело № 12.

  4. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. План ропшинской церкви. 1913 год. Экспозиция «Церковь Благовещения». Дело № 12.

  5. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Схематичный рисунок местного жителя Ропши Стригуцкого «Внутреннее убранство церкви в Ропше». 1913 год. Экспозиция «Церковь Благовещения» .Дело №12.

  6. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ.Схема фасада церкви в Ропше. Экспозиция «Церковь Благовещения». Дело № 12.

  1. Интернет ресурсы:

  1. https://spbarchives.ru/cgia.

  2. https://spbarchives.ru/web/group/information_resources/-/archivestore/guide_page/2-257?_archivestore_WAR_archivestoreportlet_query.

Словарь терминов

Алтарь – на православном христианском Востоке алтарём называют возвышенную восточную часть христианского храма, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом.

Балюстрада – перила из фигурных столбиков.

Волюта – архитектурный мотив в виде спиралевидного завитка с «глазками» в центре. Составная часть ордерных капиталей; архит. деталь карнизов, порталов, дверей, окон.

Диаконник – помещение для хранения церковной утвари, литургических книг и облачений. В правосл. храмах с 3-апсидным планом алтаря обычно занимает юж. Апсиду.

Жертвенник – это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самой земле, а над нею, ближе к небу. Отличие жертвенника в христианстве от других религий состоит в том, что на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии.

Крестные ходы – шествие духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др. святынями. Совершается в особо важных случаях.

Канон – 1) одна из форм православной гимнографии наряду с тропарем. Канон состоит из 2,3,4,8,9; песнь, каждая песня состоит из ирмоса и тропарей; 2) правило церковной жизни.

Кутья– кушанье из риса или другой крупы с медом и т.д. Кутья освещается в церкви и кушается на поминках в сочельник.

Консистория – в Русской православной церкви учреждение при епископе по управлению епархией.

Коллежский асессор– с 1717–1917 гг. гражданский чин, занявший с 1722 г. место VIII класса в Табели о рангах. До 1884 г. соответствовал чину майора, а после отмены майорского чина в армии соответствовал чину капитана. В придворных чинах ему соответствовал чин титулярного камергера. К чину применялся общий титул «Ваше высокоблагородие». Обладатели обычно служили в должности регистратора, секретаря или советника. Знаком различия служили две звезды на двухпросветных петлицах.

Минея – общее название нескольких церковнослужебных (то есть предназначенных для богослужения) и четьих (то есть предназначенных для домашнего или келейного чтения) книг.

Набедренник – принадлежность богослужебного облачения православного священника русской традиции.

Остов – часть несущих конструкций, твёрдый каркас здания, сооружения.

Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.

Приход – церковная община, объединенная вокруг одного храма.

Пилон – Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего.

Солея – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме.

Бесстолпный храм – храм в котором отсутствуют опорные колонны, своды и купол в таком храме держатся только за счет наружных стен.

Требы – богослужение православное, не входящее в число общественных служб, а совершаемое по потребности верующих. К требе относятся неуставные молебны, исповедь, венчание, соборование, причащение больных на дому и, в настоящее время, крещение.

Именной указатель

Александр I Павлович (1777–1825) – император с 1801 г.

Александра Федоровна (1798–1860) – урожденная прусская принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма 3, императрица с 1825 г., жена Николая I.

Дужников Юрий Ананьевич – писатель-краевед.

Елизавета Петровна (1709–1761) – дочь Петра 1, императрица с 1741 г.

Макер Константин Григорьевич - русский архитектор, окончил Академию художеств в 1834 г. В 1841 г. признан «назначенным» в академии по архитектуре. Архитектор Царкосельского дворцового правления с 1845 по 1848 гг.

Мильчик М.И.кандидат искусствоведения, профессор, член Союза архитекторов России.

Мурашова Н.В. – кандидат искусствоведения, автор многочисленных публикаций. Участник проектирования лесопарков и пригородов Ленинграда. Возглавляла проектную группу по восстановлению парковых ландшафтов в Ленинградской области.

Петр I Алексеевич (1672–1725) - русский царь с 1682 г., правил вместе с братом Иоанном, с 1696 г. правил единодержавно, с 1721 г. император

Петр III Федорович (1728–1762) - император с 1761 г., сын старшей дочери Петра 1 Анны Петровны, свергнут в результате дворцового переворота 1762 г., убит в Ропше.

Пушкарев Иван Ильич (1803–1848) – российский историк, краевед и статистик. Из дворянской семьи, родился в Симбирске. Воспитывался в местной гимназии и в 1823 г. поступил на службу в симбирский Совестный суд.

Пыляев Михаил Иванович (1842–1890) — русский писатель и журналист, собиравший занимательные истории и анекдоты о петербургской жизни XVIII и начала XIX вв.

Свиньин Павел Петрович (1787–1839) – писатель, историк, издатель.

Приложения

Приложение№ 1. Схема Ропшинской Петровской усадьбы. Дело № 12 школьного музея

Макет колокольни Благовещенской церкви выполненной предположительно Императором Петром I. Экспонат хранится в краеведческом зале школьного музея.

Приложение№2. Схема Ропщинской церкви, выполненная Стригутским И.Я.

Дело № 12 школьного музея

Рисунок Рошинского дворца и церкви Благовещенья и лютеранского храма в ропшинской волости. Дело № 12 школьного музея

Приложение№3. Фотография полуразрушенной статуи Девы Марии. Экспонат краеведческого зала школьного музея.

Приложение№4. Фотография Ропшинской церкви до разрушения . Дело №12

школьного музея.

Фотография церкви во время освобождения Ропши от фашистских захватчиков. Дело № 12 щкольного музея.По утверждению учительницы нашей школы Плехановой Елены Николаевны знамя водружается над домом священника, где в то время проживала их семья.

Приложение№5. Репорт Святейшего Правительствующего Синода члену высокопреосвященнейшему Амвросию Митрополиту Новгородскому, Санкт –Петербургскому, Эстляндскому, Финляндскому и Архимандриту Святотроицкая Александроневская Лавры и разных орденов кавалеров от Протоирея и Благоцинного Гавриила Березайского. Копия из архива РГИА.

Приложение№5. Ходатайство управляющему кабинета Г. Гурьеву о плачевном состоянии церкви. Копия из архива РГИА.

Приложение№6. Ропшинская церковь в деревне Ропша во время нмецкой оккупации. Фото из книги «Битва за Лениград. Мы погибли, чтобы жили вы».

Авторы Денис Жуков, Сергей Ларенков, Баир Иринчеев.

Внешний вид церкви говорит о том, что во время оккупации здесь был организовани костел и проводились службы для немецких солдат

Приложение№7. Фотографии церкви в момент руинирования и начавшейся реконструкции. Батюшка Ропшинского прихода Петровцев А. Фото автора. Дело школьного музея №12

Фотография священника Ропшиской церкви Петровцева А.М.

Приложение№8. Фотографии книг по божьему закону по которым учились ученики ропшинской школы в 19 веке. Экспозиция школьного музея «История школы»

Фотография книги ученика ропшинской школы Лихачева Степана Яковлевича, подаренная ему по случаю успешной учебы директором школы Серовым Г.К. Экспозиция школьного музея «История школы»

Приложение №9 Фотография первого здания ропшинской школы. Дело № 15 школьного музея

Документ из семейного архива Петровцевой Е.В., матушки ропшинского прихода.

Приложение №10. Рисунки коллежского ассесора Стригуцкого И.Я. Дело № 12 школьного музея

Приложение № 11. Список священнослужителей ропшинской церкви с 1807 г. Дело № 12 школьного музея. Копия Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии, выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.)

«Из прежних священников известны: Петр Николаев(1807), Андрей Аврамов, перешедший, в 1811 г. в Ораниенбаум, Павел Гаврилов(1716), Василий Федоров Сампсоньевский(1860), Александр Михайлов Звонков. По смерти его (Февраль 1866)временно служил здесь священник Царской Славянки Александр Кедров. Потом священствовали: Михаил Семенович Красноцветов, перешедший отсюда(1868) в Ольгинскую больницу; Петр Иоаннович Александровский, перешедший(1879) в Обуховскую женскую больницу. После Александровского поступил Михаил Ефимович Хорошкевич.

За хорошую службу Михаил Ефимович 14 сентября 1861 г. был награжден набедренником. Похоронен в Ропше.

Следующим был Альбинский Иоанн Иванович, утвержденный на эту должность 16 апреля 1904 г.

Его сменил Зотиков Николай Петрович . Он родился в 1867 г. в семье священника Петра Гавриловича Зотикова. Пройдя по стопам отца, закончил в мае 1889 г. Петербургскую духовную семинарию. В марте 1906 г. он был назначен священником в Ропшинскую Благовещенскую церковь.

Это было время трудной и напряженной работы. С марта 1906 г. по 1 октября 1917 г. он являлся заведующим Глуховской церковно-приходской школой Петергофского уезда, одновременно - законоучителем Ропшинского земского училища, I и II Кипенских земских школ, Волковицкой школы, Мало-Горской земской школы, а также председателем попечительства. С самого начала первой мировой войны Николай Зотиков возглавил «попечительский совет для оказания помощи семействам запасных и ратников ополчения, призванных на действительную военную службу». Труды Зотикова не остались незамеченными: в мае 1914 г. его наградили орденом св. Анны III Степени, а еще через два года он являлся законоучителем Ропшинского двухклассного училища, а с августа 1918 г. – председателем приходского совета Ропшинской Благовещенской церкви. В ней он продолжал служить и при новой, богоборческой , власти- по всей видимости, до самого закрытия храма в конце 1930-х гг. Сам он вскоре ушел из жизни».

Сведения о работе Ропшинского притча. Дело № 12 школьного музея. Копия Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии, выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.)

«Из священников Павел Гаврилов испросил много вещей для здешней церкви из кабинета Его Величества, а Василий Сампсоньевский устроил, на 5 местных образов, серебряные ризы, в которых весу 1 пуд, 35 фунтов и 57 зол.

Причт содержался сперва, платою за требы. С переходом Ропши, в 1801 г., в ведение кабинета Его Величества, положено жалованье: священнику-300 р.асс., дьякону(на дьяческой вакансии)- 100 р.асс.,пономарю-72 р.асс., просвирне- 36 р.асс.

С 1814 г., по ходатайству священника Павла Гаврилова, священник стал получать 450 р.асс., дьячок- 150 р.асс., пономарь-122 р.асс. и просвирня-86 р.асс.

С 1817 г., по ходатайству священника Сампсониевского, священнику дано 500 р.асс. дьячку-200, пономарю- 150 р. И просвирнику-100 р.асс.

С 1843 г. причт, по 4-му классу, стал получать 340 руб. сер., а с мызы священник стал получать 90 р.сер.; дьячок- 35 р.; пономарь-30 р.и просвирня- 15 р.с.

С 1847 г. была сделана новая прибавка. Священник стал получать 185 р. 71,5 к.с., дьячок- 71 р. 43к.с., пономарь-57 р. 14,5 к.с., просвирня- 35 р. 71 к.с.

Сборы с прихожан продолжаются по- прежнему. Церковной земли, только усадебной, одна десятина и 87 квадр саж.»

Приложение №11. Краткие сведения об исчезнувших захоронениях в годы Великой Отечественной войны. Дело № 12 школьного музея

О чем рассказали исчезнувшие захоронения

Половцовы

«В многогранной истории нашего поселка скрывается много тайн и загадок. Может быть, эта надгробная плита откроет еще одну неизвестную страничку нашего исторического прошлого и станет значимой как для настоящего, так и для будущего?..».

Историю захоронения Валериана Андреевича Половцова, представителя знаменитого рода, прославившего отечественную историю раскрывает местная жительница Бойкова Светлана Васильевна. Это ей удалосьпод слоем мусора на надгробии разобрать надпись:

« Гв. Коп. Арт. ШБ. Капитанъ

И кавалеръ

Валериан Андреевич Половцевъ

Жил 30 летъ, умер 18 апр. 1842 г.

Упокой, Господи, душу его

В селении праведных

Работа Светланы Васильевны по родословной знаменитой семьи Половцовых уникальна. Меня же она привлекла вот по какой причине. Для этого нужно обратиться к дневнику Юлии Яковлевны Половцовой, матери указанного Валериана Андреевича Половцова:

«В день похорон, когда израненное материнское сердце мое обливалось кровью, получила я великое утешение от Господа вследствие неожиданного прибытия моего любимого сына Иоанна. Произошло замечательное совпадение. В ту минуту, когда началось отпевание тела, вошел в церковь мой возлюбленный Иоанн. Мне суждена была великая радость прижать к моему сердцу еще раз в этой жизни у тела его любимого брата этого горячо любимого, но всецело возращенного мною Господу сына…»

Так Юлия Яковлевна описывает встречу со своим сыном, ставшим высокопреосвященным Ювеналием, архиепископом Литовским и Виленским, побывавшим в Ропше. Ему посвятил книгу « Страна православия в Литве» его племянник Анатолий Викторович. Вот как он пишет о дяде:

« В 1822 г. у Юлии Яковлевны родился восьмой ребенок, которого она желала назвать Иоанном, но, уступая воле мужа, назвала Петром, - она, думая, что это ее последний ребенок, не решалась отлучить его от груди в течение двух лет. «Теперь думалось мне, навсегда миновало для меня счастливое время, - писала она в своей автобиографии, - но Господь судил иначе, через четыре года он даровал мне, к великой радости, еще сына, Иоанна ( будущего архиепископа Ювеналия). …Будучи очень нездоровой и совсем ослабев, я получила утешение свыше – указание, что у меня будет еще Иоанн. Я горячо молилась и, открыв Священное Писание на словах: « Возьми ребенка, вскорми его, я тебя вознагражу» - успокоилась и посвятила своего будущего сынка Иоанна Господу в вечное достояние».

Однако посвященного Богу ребенка, отличительной особенностью натуры которого была ясно выраженная религиозность, все же отдали в кадетский корпус, а затем в Михайловское артиллерийское училище. Он кончил его в 1847 г. и был «первым по успехам в науках».

Но в том же 1847 г. юный Иоанн поступил послушником в Оптину пустынь, ставшую для него впоследствии родной. В мае 1855 г. он был пострижен в монашество с именем Ювеналий. Вскоре уже иеромонах тихой уединенной Введенской Оптиной пустыни Ювеналий оказывается в знойных песках Палестины – 22 октября 1857 г. он получает назначение на должность члена Российской духовной миссии в Иерусалиме, где служит три с половиной года.

В этом чине Ювеналий оставался до 1871 г. А уже с 1884 г. он – наместник древнейшей православной обители – Киево-Печерской лавры.

В 1892 г. Ювеналий возведен в сан архиепископа и назначен в Вильно. 12 апреля 1904 г. « на 78-м году жизни высокопреосвященный Ювеналий, архиепископ Литовский и Виленский, стоявший в течение шести лет на ответственном посту стража и хранителя целостности Православия на западной окраине нашего Отечества, скончался, где и похоронен в Виленском монастыре Свято – Духовский».

Из книги« Страна православия в Литве» племянника Анатолия Викторовича Половцова следует, что вся семья его дяди нашла успокоение на ропшинском клабище.

.Майков Валериан Николаевич

Вторым, не менее значимым из исчезнувших захоронений была могила литературного критика Майкова Валериана Николаевича. Обстоятельства его гибели таковы: летом 1847 г. Валериан Николаевич приехал погостить к Николаю Николаевичу Оржицкому, человеку весьма известному в политической жизни России.

Он был внебрачным сыном Петра Кирилловича Разумовского и его троюродной сестры Александры Васильевны Разумовской.

Вот у такого человека гостил Валериан Николаевич. К тому времени ему было 24 года. Несмотря на молодой возраст, это был состоявшийся в литературных кругах критик и публицист. Выпускник юридического факультета Петербургского университета, он принимает самое деятельное участие в составлении первого выпуска « Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Весной 1846 г. Майкова приглашают к заведованию отделом критики и библиографии в журнале « Отечественные записки». А лето 1847 г. Валериан Николаевич начинает сотрудничать и с журналом « Современник».

Трагедия произошла на одном из ропшинских прудов. После купания в жаркую погоду у Майкова случился инсульт. Смерть оборвала эту богатую возможностями литературную судьбу. Его похороны состоялись в Ропше. Из Петербурга на похороны приехал не только брат Аполлон Майков, но и друзья семьи Майковых, именитые писатели Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, И.И. Панаев, а также писатель Т-А. Дюма, гостивший в то время у Некрасова.

Писатели были дружны с семьей Майковых. Отец братьев Валериана и Аполлона Николай Аполлонович Майков был известный живописец, академик Императорской академии художеств. Дом Майковых « кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства» , «музыка шла своим чередом, литература своим; раз в неделю, вечером, в небольшой, но изящно убранной гостиной Майковых можно было всегда встретить тогдашних корифеев литературы». Не были исключением и названные выше писатели.

К, сожалению, могила известного критика утрачена.

Это произошло в годы войны, во время немецкой оккупацииРопши, когда гражданское кладбище немцы уничтожили и на нем устроили захоронение немецких солдат.(приложение) И не исключено, что уже тогда и надгробия семьи Половцовых пострадали и оказались сдвинутыми от места захоронения. Удивительно, но в книге «Битва за Ленинград»Мы погиблт, чтобы жили Вы» авторы Денис Жуков, Сергей Ларенков. Баир Иринчеев на стор. 67 оказалась фотография немецкоготкладбища в деревне ропша. По католическому кресту и парадному входу в часовню можно предположить, что в годы оккупации здание церкви использовалось немцами для католических служб. Это опровергает ранее выдвинутую версию о том, что здание немцами использоавалось для хозяйственных нужд.

Приложение №12. Копия прошения дворянина Матвея Лалаева в государственную коллегию иностранных дел.

Приложение №12. Копия из дворянской родословной книги Санкт – Петербургской губернии, начатая в 1795 году и являющаяся свидетельством российского дворянства Матвея Степановича Лалаева.

Приложение №13. Копия документа, адресованного канцлеру Гавриилу Ивановичу Головкину, в котором описывается наличие в церкви нескольких старопечатных церковных книг и трех старых георгиевских штандартов. Предоставлена Матушкой Ропшинского прихода Петровцевой Екатериной Валерьевной.

Приложение №14. Объекты культурного наследия федерального значения, расположенные на территории Ропшинского поселения. Материал предоставлен членом общественного Совета Ленинградской области, Строевым Н.Я. Хранится в деле № 20 школьного музея

На карте объектов культурного наследия ЮНЕСКО обозначен дворцово-парковый ансамбль Ропша под серийным номером 546-009. Хранится в деле № 20 школьного музея

1 Ф.З от 26.09.1997 № 125 Ф.З.

2 Архив школьного музея. Д. 2. Л. 13.

3 Архив школьного музея. Д. 2. Л. 14.

4 Дужников Ю.А. Ропша. Л., 1973. С. 15.

5 ЦГИА Санкт-Петербурга. Фонд 832

6 Дужников Ю.А. Ропша. Л., 1973. С.16

7 Там же., с. 17.

8 https://spbarchives.ru/cgia

9 Ропша – наша маленькая Русь. Историко–документальный альманах. СПб., 2014. С. 307.

10https://spbarchives.ru/web/group/information_resources/-/archivestore/guide_page/2-257?_archivestore_WAR_archivestoreportlet_query

11 Ю.А. Дужников. Указ. соч., с. 20.

12https://spbarchives.ru/web/group/information_resources/-/archivestore/guide_page/2-257?_archivestore_WAR_archivestoreportlet_query

13Там же

14 Там же

15 Ю.А. Дужников. Указ. соч., с. 16.

16 РГИА СПб. Ф. 815.Оп. 15. Д. 419.

17 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д 853.

18 РГИА СПб. Ф. 815.Оп. 15. Д. 419.

19 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2951.

20 Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб., 1885., С. 25

21 ЦГИА СПб. Ф.1205. Оп.11. Д.1617.

22 Там же.

23 Историко- документальный альманах Ропша: «19 век-он как будто за тонкой стеной….»

Стр 32-36

24 Ф.А Брокгаузъ и И.А. Ефронъ. Энциклопедический словарь 48 том. С. 548.

25 Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб., 1885., С. 26

26 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб., 1885., С. 27

27 Там же С. 28

28Там же., с.27

29 ЦГИА СПб. Ф.19. Оп. 0. Д.1074.

30 Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб., 1885., С. 27

31 Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб., 1885., С. 28

32 Д.С.Лихачев.Письма о добром с.23540

Просмотров работы: 857