ЗАГАДКИ ПЕРМСКОГО МОРЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗАГАДКИ ПЕРМСКОГО МОРЯ

Артемьевских С.И. 1, 0Долгов О.М. 1, 0Иванова А.В. 1, 0Воробьёв А.Д. 1, 0Корж С.М. 1, 0Автухова Д.А. 1, 0
Артемьевских Ольга Александровна 1, 0
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История нашей планеты насчитывает более четырех миллиардов лет! И не всегда Земля была такой, какой мы привыкли ее видеть. Как зарождалась жизнь на планете? Какие животные ее населяли, как они выглядели и в каком климате жили? Когда был Ледниковый период и как появился человек? На все эти вопросы отвечает наука "палеонтология". Такого урока нет в школе. А ведь уникальность и универсальность палеонтологии в образовании детей состоит в том, что она интегрирует в себе многие школьные естественнонаучные предметы: природоведение, географию, биологию, химию, ботанику.

Палеонтология - наука, которая реконструирует по найденным останкам внешний вид древних животных и растений. Но все ли об этом знают? Как можно познакомить ребят младшего школьного возраста с этой наукой? Дети в этом возрасте интересуются подобными знаниями, которые действительно очень увлекательны. Поэтому, необходимо погружать их в совершенно иную среду, кардинально отличающуюся от среды их образовательных учреждений, а новизна всегда вызывает познавательный интерес, мотивирует стремление к знаниям, активизирует творческую деятельность.

Участниками проекта стали -учащиеся 4А класса МБОУ СШ 2, которые уже четыре года занимаются по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир вокруг нас». В рамках работы над проектом ставилась основная цель - вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность. Наука палеонтология, с помощью своих форм и методов изучения объектов дает большой простор для проведения различных исследований. А как известно – все новое вызывает у детей познавательный интерес, мотивирует стремление к знаниям, подвигает к самообразованию, активизирует творческую деятельность. В этом творческом процессе особое значение придавалось педагогике сотрудничества, когда дети, родители и педагоги становились активными участниками и помощниками в работе над проектом.

Итогом работы над проектом стало создание мультфильма «Жизнь Пермского моря», разнообразных пособий и разработок для знакомства с палеонтологическим прошлым Красноуфимска (буклеты, раскраски, пазлы), которые помогут всем, заинтересованным в развитии науки палеонтологии, педагогам школ и учреждений дополнительного образования.

Оглавление

  1. Введение ……………………………………………………………………5-7

  2. Содержание………………………………………………………………..8-12

  3. Заключение……………………………………………………………….12-13

  4. Список ресурсов……………………………………………………………..14

  5. Приложения………………………………………………………………15-31

  6. Приложение № 1 Экскурсия «Документы прошлого» на станции детского туризма ………………………………………………………………………15

  7. Приложение №2 Экспедиция на Ключиковский карьер (Красноуфимский район) …………………………………………………………………….16-17

  8. Приложение №3 Мастер – класс в городском краеведческом музее «В гостях у Данилы - мастера» ………………………………………………..18

  9. Приложение №4 Мастер – класс в городском краеведческом музее «Окаменелые сокровища Пермского моря» ………………………………19

  10. Приложение №5 Встреча с палеонтологом – любителем Абросимовой О.В……………………………………………………………………………20

  11. Приложение №6 Интеллектуально – творческой игры «Многогранная геология» …………………………………………………………………….21

  12. Приложение №7 Анкета для детей «Что такое палеонтология?»……….22

  13. Приложение №8 Изучение периодических изданий по палеонтологии и истории Пермского периода…………………………………………….23-24

  14. Приложение №9 Готовим главных героев будущего мультфильма - жителей Пермского моря……………………………………………………25

  15. Приложение №10 Учимся работать в программах, позволяющих создавать мультфильмы……………………………………………………..26

  16. Приложение №11 Коллекция окаменелостей вымерших организмов Пермского моря, найденная нами в Ключиковском карьере, выставленная в экспозиции……………………………………………………………..27-28

  17. Приложение №12 Оформление пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря…………………………………………………………..29-30

Введение

Мир – сплошные тайны и загадки,

Он нам открывается внове,

В эти чудные, резные отпечатки

Я влюбился сразу и навек.

Едва осознав свою принадлежность к живой природе, любой ребёнок задаётся множеством вопросов о своём месте в ней. Один из первых вопросов таков: «А кто ещё жил, когда меня не было?» Что-то рассказывает нам мама, а дедушка вспоминает о том, какие животные и растения были во времена его детства. К сожалению, многих из них сейчас уже не встретишь. О том, что видел дедушкин прадедушка, можно прочитать в книгах, написанных 200 и 1000 лет назад. А где и как получить ответ на вопрос, каким был живой мир в древнейшие доисторические времена, мир, которого не видел человек. Время все меняет, меняются местами моря и суша, изменились или вымерли многочисленные животные. А как изменились организмы за столь длительное время? Мы хотели бы ответить на этот вопрос в своей работе, а поможет нам в этом наука палеонтология.

Актуальность: Давно человечество мечтает, хотя бы на мгновение, заглянуть в прошлое Земли, воочию увидеть обитателей планеты, живших миллионы лет назад. Наука палеонтология изучает мир вымерших животных и растений далеких геологических эпох. Палеонтология дает огромный материал для понимания современного растительного и животного мира нашей планеты. Палеонтология предоставляет детям уникальную возможность освоения неисчерпаемых информационных ресурсов, научных знаний, приобретения умений и навыков; развивает интеллект, пытливость, любознательность, целеустремленность, желание и умение познавать каменную летопись Земли. Палеонтологический материал важен для убеждения учащихся в познаваемости процесса эволюции природы. Пройдет время и новые достижения палеонтологии внесут поправки в наше представление о далеком прошлом Земли, но познавательная и научная ценность этих знаний очень важна для сегодняшних учеников.

Мир, в котором мы живем сегодня - результат длительной эволюции и, пользуясь богатствами, созданными природой за десятки и сотни миллионов лет, в том числе и давно исчезнувшими организмами, и должны пользоваться ими разумно, ведь они невосполнимы.

Участники проекта: обучающиеся по программе «Мир вокруг нас» родители, педагоги.

Цели проекта:

1.Исследование и изучение ископаемых останков различных животных и растений, сохранившихся в осадочных отложениях Пермского моря на территории Красноуфимска.

2.Создание школьной палеонтологической экспозиции и мультфильма о жизни Пермского моря.

Задачи:

  • Овладеть навыкам ведения исследовательской работы на заданную тему.

  • Изучить документальные источники и литературу о геологическом и палеонтологическом прошлом нашего города и района.

  • Собрать различные окаменелости для палеонтологической экспозиции.

  • Овладеть навыками создания мультфильмов и работы в соответствующих компьютерных программах.

  • Подготовить выставочную экспозицию «Документы прошлого».

  • Создать разнообразные пособия для изучения флоры и фауны Пермского моря

  • Представить итоги своей деятельности общественности.

Проблема: На сегодняшний день перед общественностью нашего города очень остро стоит тема сохранения объектов, связанных с геологическим и палеонтологическим прошлым нашего района, поэтому наш проект может помочь заявить об этой проблеме и решить некоторые задачи, связанные с ней.

Предмет исследования: Пермский период

Объект исследования: Карьеры Красноуфимска, документальные источники о геологическом и палеонтологическом прошлом нашего города и района

Методы исследования:

  • Изучение и анализ документальных и архивных источников, Интернет-ресурсов, научной литературы, периодических изданий по палеонтологии и истории Пермского периода;

  • Наблюдение;

  • Встречи с геологами и палеонтологами – любителями;

  • Анкетирование;

  • Экскурсии и обследование объектов изучения;

  • Моделирование.

Практические пути реализации проекта:

  • Создание палеонтологической экспозиции в классе

  • Показ презентации и мультфильма общественности.

  • Представление пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря.

Содержание.

Для создания данного проекта необходимо было понять, зачем нам он нужен. Во все времена в экспедициях, на карьерах, на раскопках, люди собирали окаменевшие останки животного и растительного мира. Сравнивая современных животных ученые отыскивают аналогичные признаки на окаменевших остатках и по крупицам собирают, воссоздают внешний вид вымершего животного. Как архитектор по остаткам фундамента и кладки стен восстанавливает здание, так и палеонтолог воссоздает живой мир далеких геологических эпох. Наша первая встреча с доисторическим миром случилась в первом классе. Мы побывали на экскурсии «Документы прошлого» на станции детского туризма и задумались, что история нашей планеты насчитывает более четырех миллиардов лет! (см. Приложение № 1). И не всегда Земля была такой, какой мы привыкли ее видеть. Как зарождалась жизнь на планете? Какие животные ее населяли, как они выглядели и в каком климате жили? Что было на месте нашего города много миллионов лет назад? Почему именно Пермский период имеет отношение к нашему городу? У нас оказалось очень много вопросов, на которые хотелось бы получить ответ. Поэтому в четвёртом классе у нас возникла идея создания проекта «Загадки Пермского моря», чтобы наши сверстники могли тоже многое узнать о Пермском периоде и науке палеонтологии.

Мы побеседовали с родителями и нашим педагогом и решили данный проект представить в виде коллективного учебно - исследовательского проекта с выходом на создание мультипликационного фильма, который мог бы стать подспорьем и дополнением к темам занятий по изучению нашего родного края. В создании нашего проекта нам согласились помогать родители и педагог дополнительного образования, который с 1 класса работает с нами по программе «Мир вокруг нас».

Составленный совместно с нашим педагогом план работы помог нам организовать совместную деятельность с родителями и одноклассниками.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап

2. Моделирующий

3. Деятельностный

4. Оформление результатов проекта

5.Общественная презентация результата.

На подготовительном этапе мы поставили перед собой проблемные вопросы, выбрали и сформулировали тему своего проекта, создали инициативно-творческую группу из детей, педагогов, родителей, разработали программу действий на период проекта. Отправной точкой создания нашего проекта стало посещение ещё в сентябре, Ключиковского карьера, где мы нашли свои первые экспонаты (см. Приложение №2). Так появилась идея создания палеонтологической экспозиции в школе и создание мультфильма с героями Пермского моря. В нашем проекте мы хотели рассказать другим детям и взрослым о событиях, которые происходили много миллионов лет назад на территории Красноуфимского района.

На втором этапе мы разрабатывали проект, определяли цели и задачи проекта, проанализировали проделанную работу на первом этапе, разработали программу наших дальнейших действий и распределили объём предстоящих работ. На данном этапе работы мы попросили каждого ученика из класса поработать дома со своими родителями и постараться ответить на вопрос: «Что мы знаем о палеонтологическом прошлом нашего края? И знаем ли что – нибудь, не привлекая дополнительные источники?».

После сбора информации у нас прошло занятие «Пермское море – что мы о нем знаем?», где каждый наш одноклассник рассказал о том, что ему известно о Пермском периоде. Мы посетили несколько познавательных занятий и мастер – классов в нашем городском краеведческом музее: «В гостях у Данилы - мастера» (см. Приложение №3), «Окаменелые сокровища Пермского моря» (см. Приложение №4), пообщались с палеонтологом – любителем нашего города Абросимовой О.В. (см. Приложение №5). Знакомились с профессией геолога и палеонтолога в рамках интеллектуально – творческой игры «Многогранная геология» (см.Приложение №6). Провели анкетирование в-четвертых классах и сами приняли участие в нем (см. Приложение №7). В результате анкетирования мы выявили следующее:

- о существовании науки палеонтологии, знают все учащиеся нашего класса, а вот в других классах только 46 %;

- всего 12 % учащихся других классов бывали на палеонтологическом занятии или экскурсии (в анкетах ребята указали Красноуфимский краеведческий музей и музей природы г. Екатеринбурга), в нашем классе – 100%.

- однако, все учащиеся (100 %), не занимающиеся по программе «Мир вокруг нас», ответили, что они хотели быузнавать опалеонтологическом прошлом нашего края, и заинтересовались этой наукой, если бы были понятные и красочные пособия.

Третий этап – деятельностный. На этом этапе мы занялись сбором серьёзной информации для подготовки сюжета для мультфильма и пособий. Мы, совместно с нашим педагогом изучали и анализировали документальные и архивные источники, Интернет-ресурсы, периодические издания по палеонтологии и истории Пермского периода, собирая материалы о палеонтологическом прошлом нашего города (см. Приложение №8). Вместе с этиммы готовили главных героев будущего мультфильма - лепили из пластилина жителей Пермского моря (см. Приложение №9), готовили декорации будущего моря, учились работать в программах «Киностудия Windows live», «Звукозапись», позволяющих создавать мультипликационные шедевры (см. Приложение №10).

На этом этапе мысоздавали нашупалеонтологическую экспозицию, которая полностью состоит из собранных нами, во время экспедиции на Ключиковском карьере, окаменелостей и отпечатков флоры и фауны, которые жили, когда – то, в Пермском море, шумевшем много миллионов лет назад и на просторах Красноуфимского района. Коллекция фоссилий (так в палеонтологии называют окаменелости вымерших организмов) выставлена в нашей школе. (см. Приложение №11), которая вызвала большой интерес у учащихся, учителей и родителей.

В подборе книг, электронных материалов, поиску в Интернет-ресурсах по теме нашего проекта нам помогали наши родители и педагог. Руководителем нашего проекта в расписании было определено время для консультаций и занятий для завершения работы над проектом.

Четвертый этап – оформление результатов. Следующим шагом для нас было оформление результатов проектной деятельности: оформление пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря – паззлов «Трилобит», раскраскидля детей «Обитатели Пермского моря», развивающей игры для учащихся младших классов «Узнай кто я?» (см. Приложение №12), создание мультфильма «Загадки Пермского моря» (см. Приложение №13), составление фотоотчета, обсуждение формы представления полученных результатов, координирование всей работы. Совместное обсуждение результатов проекта.

Заключительным этапом нашей работы стала общественная презентация результата работы над проектом.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

  • Экскурсия в городской краеведческий музей «Окаменелые сокровища Пермского моря».

  • Экспедиция в Ключиковский карьер

  • Мастер - класс «В гостях у Данилы - мастера»

  • Мастер – класс «Как организовать полевые исследования»

  • Интеллектуально – творческая игра «Многогранная геология».

Заключение

Около 285 миллионов лет назад, в эпоху Пермского периода на территории нашего города и района плескалось море - его не встретить на современных географических картах. Пермское море простиралось на просторах Русской равнины от Уральских гор вплоть до пределов Кавказа. Неглубокое, теплое, Пермское море было домом и прародителем жизни. Водоросли, кораллы и полипы образовывали коралловые рифы, привлекавшие брахиоподов, наутилоидеев и двустворчатых моллюсков, дно населяли трилобиты, брюхоногие моллюски, морские ежи, в толще воды встречались многочисленные рыбы и головоногие моллюски. Берега Пермского моря были богаты растительностью – хвощи, папоротники, хвойные и распространенные в то время гинкговые деревья.

Но время шло, климат становился суше. Море мелело. Через миллионы лет его не стало. Но оно не ушло бесследно. Пермское море оставило после себя множество богатств: полезные ископаемые, которыми пользуется человек, окаменевшие отпечатки флоры и фауны, которые помогают представить нам тех, кто, когда – то населял это теплое Пермское море, а изучение вымерших организмов даёт возможность ученым узнать и изучить современный мир природы и неразрывную связь мира настоящего миром прошлого.

Наш проект — это маленький вклад в дело изучения Пермского моря, поэтому всю информацию о проекте и его результатах мы разместим на школьном сайте.

Практическая значимость:

  • Материалы нашего исследования могут быть интересны и полезны для других учеников нашего города. Это позволит им расширить кругозор знаний по палеонтологии, повысит мотивацию к обучению, даст возможность привлечь к интересным научным открытиям учащихся.

  • Материалы нашего исследования могут успешно использоваться на уроках биологии при изучении вопросов эволюции органического мира с 6-11 классы. Они позволят лучше и доступнее изучить родство современных форм жизни с вымершими, представят доказательства эволюции; в школьном курсе «Окружающий мир», «География»; для проведение классных часов.

  • Созданная выставочная экспозиция«Документы прошлого» поспособствует дальнейшему проведениюэкскурсионной работы по экспозиции с детьми младшего школьного звена.

  • Организованная научно-исследовательская работа обучающихся, и в дальнейшем будет направленная на изучение геологического прошлого родного края.

  • На сегодняшний день тема сохранения объектов, связанных с геологическим и палеонтологическим прошлым нашего района очень актуальна, поэтому наш проект может помочь реализовать задачи, связанные с этой проблемой.

  • Исследование имеет большое значение для профессиональной ориентации наших школьников, оно способствует выработке у учащихся различных умений, навыков.

Список ресурсов

Верещагин Н.К. Записки палеонтолога. По следам предков. Л.: Наука, 1981.

Короновский Н. В. Историческая геология: учебник для студ. вузов / Н. В. Короновский, В. Е. Хаин, Н. А. Ясаманов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ Академия, 2006.

Маруашвили Л.И. Палеогеографический словарь. -М. Мысль, 1985.

Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. -м.: Недра, 1979.

Розанов А.Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. - М.: Наука, 1986.

Уильямс Л. Науки о Земле без тайн: путеводитель / пер. и ред. Ю.В.Миронова, Е.Г.Петровой. - М.: Эксмо, 2009.

Фракей Э.Янтарь/Пер. с англ.-м.: Мир, 1990.

Я познаю мир. Палеонтология: детская энциклопедия. - М.: АСТ, 2004.

Статьи из периодических изданий

Иванцов А. Трилобиты - обитатели палеозоя: [Класс вымерших членистоногих] / А. Иванцов // Наука и жизнь. - 2000. - N2.

Мащенко Е. Новые страницы каменной летописи / Е. Мащенко // Наука и жизнь. - 2006. - N5.

Палеонтологические сайты

http://www.ammonit.ru/

http://paleont.narod.ru/

http://www.paleo.ru/

http://www.sgm.ru/

http://paleoportal.by.ru/1.php

http://geo.web.ru

http://user.cityline.ru/~hronos/istgeo/index.htm

http://okamenelosti.narod.ru/ index.html

http://www.maleus.ru/

Приложение № 1

Экскурсия «Документы прошлого» на станции детского туризма

Фото 1. Знакомство с первыми палеонтологическими экземплярами

Фото 2. Экскурсия по экспозиции

Приложение №2

Экспедиция на Ключиковский карьер (Красноуфимский район)

Фото 1. Начало поисковой работы

Фото 2. Первые находки

Фото 3. Первые находки

Фото 4. Подведение итогов экспедиции

Приложение №3

Мастер – класс в городском краеведческом музее «В гостях у Данилы - мастера»

Фото 1. Мастер – класс проводит палеонтолог – любитель из Сараны

Фото 2. Знакомство с камнерезным мастерством

Приложение №4

Мастер – класс в городском краеведческом музее «Окаменелые сокровища Пермского моря»

Фото 1. Городской краеведческий музей

Фото 2. Знакомство с палеонтологической экспозицией музея

Приложение №5

Встреча с палеонтологом – любителем Абросимовой О.В

Фото 1. Лекция «Что нужно знать о полевых работах»

Фото 2. Знакомство с коллекцией палеонтолога – любителя

Приложение №6

Интеллектуально – творческой игры «Многогранная геология»

Фото 1. Этап «Определение экспоната в экспозиции по фотографии»

Фото 2. Этап «Разгадываем кроссворд»

Приложение №7

Анкета для детей «Что такое палеонтология?»

1. Продолжите фразу «Палеонтология – это наука _____________________

__________________________________________________________________

2. Бывал(а) ли ты хоть раз на экскурсии или занятии по палеонтологии?

  • да

  • нет

3. Если да, то где? _____________________________________________________

4. Интересуют ли вас знания о палеонтологическом прошлом своего края?

  • да;

  • нет.

5. Где вы знакомились с информацией о палеонтологии?

  • в школе;

  • на занятиях в кружке;

  • читаю в книгах;

  • узнаю от родителей;

  • в СМИ;

  • в Интернете.

6. Я бы заинтересовался (лась) палеонтологией, если бы:

  • информация была более понятной;

  • я знал (а), где найти информацию;

  • были понятные и красочные пособия.

Приложение №8

Изучение периодических изданий по палеонтологии и истории Пермского периода

Фото 1, 2. Подобранная вместе с педагогами и родителями литература по палеонтологии

Фото 3,4. Изучение литературных источников

Приложение №9

Готовим главных героев будущего мультфильма - жителей Пермского моря

Фото 1, 2. Пластилиновые герои должны быть максимально похожи на тех, кто обитал в Пермском море. Надо постараться!

Приложение №10

Учимся работать в программах, позволяющих создавать мультфильмы

Фото 1. Работаем в компьютерной программе «Киностудия Windowslive»

Фото 2. Создаем мультипликационный шедевр

Приложение №11

Коллекция окаменелостей вымерших организмов Пермского моря, найденная нами в Ключиковском карьере, выставленная в экспозиции

Фото 1. Хвостовая часть трилобита

Фото 2. Головоногие моллюски - аммонит

Фото 3. Кораллы древнего Пермского моря

Фото 4. Криноидеи или морские лилии

Приложение №12

Оформление пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря

Фото 1, 2, 3Раскраска для детей «Обитатели Пермского моря»

Фото 4, 5. Паззлы «Трилобит»

Фото 6,7 Развивающая игра для учащихся младших классов

«Узнай кто я?»

Просмотров работы: 220