ВОДА, БЕЗ ТЕБЯ НЕТ ЖИЗНИ!

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВОДА, БЕЗ ТЕБЯ НЕТ ЖИЗНИ!

Заводова К. 1
1
Анушенкова Л.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Краткая аннотация

Каждый год в стране исчезают сотни, а может, уже тысячи малых рек. Это натолкнуло на проблему - определить причины происходящего. Рассматривали вопрос на ситуации с местной рекой Зюзелга.

Изучили литературу, Интернет-ресурсы, провели опрос учащихся о значении нашей реки в их жизни, а главное, наблюдали за состоянием водоемов в своей местности в разные времена года и проводили различные измерения.

Предметом исследования проследить изменения состояния реки в связи антропогенным воздействием.

Выдвинули гипотезу, что если проблемы малых рек начать решать сегодня, то сможем продлить их жизнь.

Цель: влияние антропогенного изменения водных объектов на территории с. Долгодеревенское – Шигаево

Задачи:

  1. Провести маршрутную съемку долины реки Зюзелга в пределах изучаемого участка (д. Шигаево до впадения в реку Миасс).

  2. Сравнить ранее изученную долину реки Миасс с изучаемым объектом.

  1. Выявить «+» и «-» воздействия на водные объемы.

  2. Провести сравнительный анализ биоценозов двух долин (сосновые и смешанные леса).

  3. Сделать выводы и предложения по улучшению состоянию ресурсов с. Долгодеревенское.

Методы исследования:

1.Систематизация и обобщение.

2.Практическое изучение: закладывание пробных площадок, измерение длины экологической тропы, ее особенностей в разных точках наблюдения, сравнительный анализ двух экологических троп: долины реки Миасс и долины реки Зюзелга в пределах села Долгодеревенское..

Прогнозируемый результат:

Изменение отношений людей к местным водоемам.

Этапы исследования

Первый этап: изучение и подбор информации.

Второй этап: наблюдение и исследование.

Третий этап: заключительно - обобщающий. Подведение итогов.

По результатам исследовательской работы пришли к выводу, что река нуждается в заботе и уходе именно сегодня. Разработали рекомендации по ее сохранению.

Содержание

1.Введение

2.Основная часть:

а) Малые реки и их значение.

б). Влияние климата на реки.

в) Река Зюзелга - река жизни.

3.Заключение.

Малые реки — большие проблемы.

4.Список литературы.

5.Приложение (презентация)

В России разработана Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Этот документ определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водной сфере. Россия может и должна стать мировым лидером в сфере водопользования.

Свой вклад может внести каждый, от Президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоемы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях. Надо знать особенности воды в своем родном крае и понимать, что наши реки, озера и родники - это единая система. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше…. Вода – это жизнь!....»

из публичного доклада на заседании Всероссийского географического общества Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина

В чем же причина такого отношения к воде?

Каждый год в стране исчезают сотни, а может, уже и тысячи малых рек. В настоящее время состояние малых рек, в результате антропогенной нагрузки на них, оценивается как катастрофическое. Значительно сократился сток малых рек. Серьезной проблемой является заиление, и зарастание русел рек в результате смывов с полей и прибрежных склонов. Все это приводит к резкому ухудшению формирования стока, а в верховьях — уменьшению водности. Значительное потепление климата также усугубляет их состояние. Нередко бытует ошибочное мнение о малых реках, как бесполезных, не имеющих хозяйственного значения. Однако они выполняют многие функции: каждый участок следует рассматривать как регулятор гидрологического режима прилегающих территорий, поставщик кислорода.

Сегодня мы обеспокоены загрязнением малых рек, так как это ведет к изменению ландшафта, что отрицательно отражается на здоровье человека, зверей, пернатых, насекомых. Беднее получаются урожаи зерновых ,картофеля, овощей, лесных даров. Такова цепочка, идущая от речек и ручьев.

Возникает вопрос — жить или не жить малым рекам? Это зависит от нашего отношения к ним сегодня.

Мы живём в удивительном краю: леса, большие и малые реки, озёра… Это дом, где никому не тесно. Насколько бережно мы, взрослые жители села Долгодеревенского, умеем относиться ко всему этому богатству, насколько правильно научим хранить его для наших детей, будет зависеть будущее удивительного природного уголка. От нас, жителей начала 21 века зависит то, как завершится это столетие, что достанется нашим внукам и правнукам.Именно этим думам был посвящён эколого-образовательный проект под названием «Экологический мониторинг речки Зюзелга», который реализовывается в селе Долгодеревенское Сосновского района в течение десятилетия, проекта конкурса утверждённого ЮНЕСКО: «Вода для жизни», 2005-2015 годы.

В этом проекте рассматривались вопросы охраны малых рек, как наиболее значимые с позиций экологического воспитания школьников и молодежи сельской местности. В качестве наиболее приемлемой формы природоохранной деятельности был выбран школьный экологический мониторинг. Бассейн речки Зюзелга в качестве объекта для проведения такого мониторинга был выбран не случайно. Малые реки являются своеобразными интегральными показателями правильного хозяйствования. Даже самые небольшие колебания антропогенной нагрузки сказываются на состоянии малых рек и могут быть замечены юными исследователями.

Объект исследования — речка Зюзелга Сосновского района, с. Долгодеревенское.

Предмет исследования — изменения состояния реки в связи с изменениями климата и деятельностью человека.

Гипотеза: если проблемы малых рек начать решать сегодня, то мы сможем продлить их жизнь.

Цель: влияние антропогенного изменения водных объектов на территории с. Долгодеревенское – Шигаево

Задачи:

  1. Провести маршрутную съемку долины реки Зюзелга в пределах изучаемого участка (д. Шигаево до впадения в реку Миасс).

  2. Сравнить ранее изученную долину реки Миасс с изучаемым объектом.

  1. Выявить «+» и «-» воздействия на водные объемы.

  2. Провести сравнительный анализ биоценозов двух долин (сосновые и смешанные леса).

  3. Сделать выводы и предложения по улучшению состоянию ресурсов с. Долгодеревенское.

Методы исследования:

1.Систематизация и обобщение материалов

2. наблюдение и исследование.

Прогнозируемый результат:

Изменение отношений людей к местным водоемам.

Этапы исследования

Первый этап - изучение и подбор информации.

Второй этап - наблюдательный и исследовательский.

Третий этап - заключительно - обобщающий. Подведение итогов.

В нашей стране сегодня протекает два с половиной миллиона малых рек! Малые - это реки длиной до 100 километров. Подавляющее большинство из них имеет длину до 25 километров. Несмотря на размеры, именно эти речки формируют средние и большие реки. На их долю приходятся 99% всех естественных водотоков России, а протяженность составляет 94% длины всех рек. Издревле русла малых рек играли огромную роль в освоении территорий, становились важным фактором в процессе расселения людей, а затем — экономическими основами развития поселений, транспортными магистралями.

Сейчас состояние малых рек, особенно на Урале, стало катастрофическим. Причин тому немало. Одна из них, пожалуй, важнейшая - хищническое распахивание земель в зоне водосбора малых рек, начавшееся в середине прошлого века. Вторая- бесконтрольное сброс отработанных в промышленном производстве вод.

Малые реки служили, когда-то транспортными магистралями. Наблюдается закономерность: чем гуще населена территория, тем скуднее ее водные ресурсы. Сегодня не по каждой из них можно проплыть хотя бы на лодке.

Наша речка Зюзелга имеет малый уклон в результате равнинного рельефа, малую скорость течения. Дополнительные сбросы отработанных веществ загрязняют русло, заиливают его. На берегах реки появляются заросли болотной растительности, что приводит к тому, что река вырабатывает новое русло, петляя вдоль зарослей тростниковой растительности.

На состояние рек влияет климат. Выдающийся русский географ А.И.Воейков сформулировал так: «реки - продукт климата». Рассмотрим эту закономерность.

Во-первых, от климата зависит густота сети рек, а именно, от количества выпавших и испарившихся осадков. Никому не является секретом, что в последнее время наблюдается глобальное потепление климата, связанного с распространением парникового эффекта. Десятки лет заводы и машины выбрасывали в атмосферу миллиарды тонн парниковых газов... Многие ученые опасаются, что увеличившаяся концентрация парниковых газов мешает части теплового излучения покидать Землю. Эти газы препятствуют выходу тепла из атмосферы Земли, подобно тому, как лобовое стекло препятствует выходу солнечной энергии, проникшей в машину. Климатологи считают, что на 60% в усилении парникового эффекта виноваты сами люди и их деятельность. Вот так, бесконтрольно вмешиваясь в природу, вырубая леса, загрязняя атмосферу, мы сами расплачиваемся за это.

Последние годы в нашей местности лето было жарким и засушливым, а зимы - менее снежными. Вследствие чего произошло уменьшение количества воды в наших водоемах. В летнюю межень из-за значительного испарения воды они также сильно мелеют.

Во-вторых, климат определяет тип питания. Большинство рек Челябинской области имеют смешанное питание: за счет таяние снега и подземными водами( уровень которых резко снизился).

В-третьих, от климата зависит режим рек. Реки Сосновского района замерзают в конце октября. Половодье начинается в конце марта, заканчивается в середине апреля. Половодье протекает по-разному. Если весна дружная и теплая, разливы водоемов наиболее значительны. Загромождение русла льдом не наблюдается.

Велика водоохранная и водорегулирующая роль леса. Лес влияет на формирование микроклимата: снижает скорость ветра, задерживает влагу, способствует подъему уровня грунтовых вод, спасает землю от водной и ветровой эрозии.

В то же время существует и обратная связь. Снижение уровня воды в реках, уменьшение весенних паводков, и, в связи с этим, спад грунтовых вод,- все это неблагоприятно сказывается на развитии леса.

В нашей местности протекает река Зюзелга, которая берет свое начало в Аргаяшском районе в болотистых местах деревни Кузяшева. Ее длина в пределах Сосновского района 65 км. Впадает в реку Миасс за деревней Шигаево (село Долгодеревенское), являясь ее левым крупным притоком. Река протекает через такие населенные пункты Сосновского района: Медиак, Бухарино, станцию и поселок Есаулку, Ужовку, Ключевка, районный центр Долгодеревенское до деревни Шигаево, получая в свои воды бытовой мусор, ядохимикаты стекающих из огородов жителей населенных пунктов. Большой вред наносят отходы птицефабрики «Равис», а также железной дороги станции Есаульская.

Анализ воды и грунта реки показал присутствие тяжелых металлов и огромное количество нитратов.

Родники, подпитывающие реку, забиты илом. Миасс впадает в реку Исеть, Исеть в реку Тобол, Тобол в реку Иртыш, Иртыш в реку Обь, Обь выносит свои воды в Северный Ледовитый океан с частицами нашей загрязненной воды. Глубина реки Зюзелга от 0,6-0,7 до 1-1,5м, скорость течения реки 0,15-0,2м/с.

Вдоль долины реки Зюзелга наблюдаются многочисленные выходы родников. Наиболее значимым и пригодным к употреблению является родник «Здоровье», который располагается между с. Долгодеревенское и д. Шигаево. Его прозрачная и мягкая вода активно использовалась жителями для питья.

В ходе нашей работы мы решили узнать, за какое время родник наполнит 5 литров воды, а именно за 1мин., 1 час, за 1 месяц и за 1 год. Решив эту задачу, мы получили следующие результаты: 5 литров воды набирается за 30 секунд, за минуту – 10 литров, за год 157680000 литров. В 2011 году!!! Дебит воды был больше!!!

Таковы результаты. Из них мы видим, что родниковой воды хватит всем!

Через реку построены три моста:1-основной, через который проходит асфальтовая дорога, 2-пешеходный, плиточный на границе двух населенных пунктов. Были годы, по воспоминаниям старожилов, когда вода весной шла через мост. Так как раньше зимы были более снежные. Весной дружно звенели ручьи. Сливаясь воедино, они образовывали бурные потоки. Величина снежного покрова, наличие большого количества воды в верхнем слое почвы обеспечивали высокий уровень паводка. Местные жители наблюдали, когда большие и маленькие льдины, кружась и перевертываясь, со скрежетом и гулом неслись вниз по течению. Река становилась словно живой, выходя из берегов, широко разливаясь по долине.

Милая речка! Твои берега заросли ветлой, помутнели и помелели воды. Население, чьи огороды выходят к пойме реки нарушают технологию вспашки земель (слишком близко подпахивают к руслу реки).

В течение десятилетия (2005-2015 года) учащиеся нашей школы проводили исследовательские работы на наших малых реках. Вносили свой посильный вклад:

  1. 2005г – проведено визуальное исследование долины реки Зюзелга в пределах с. Долгодеревенского. Проведён мониторинг берегов реки с целью выявления загрязнений населения села.

  2. 2006г – изучение родников долины реки Зюзелга.

  3. 2007г – паспортизация родников и их отчистка от бытового загрязнения.

  4. 2008г – проведение сравнительного анализа воды родника из реки Зюзелга и водопроводной воды на наличие загрязнения.

  5. 2009г – создание экологической тропы вдоль левого берега реки Миасс в районе Каштакского Ботанического памятника природы (составление паспорта на тропу).

  6. 2010-2013г – работа на тропе, закладывание пробных площадок для определения растительного покрова, отчистка от бытового мусора, размещение плакатов по сохранению окружающей среды.

  7. 2014г – изучение лесного массива Каштакского памятника природы, анализ воды родника долины реки Миасс.

  8. 2015г – работа на экологической тропе долины реки Зюзелга.

  9. В течение 2010- 2015 годы учащиеся также участвовали в экологических экспедициях по изучению вод озер и водохранилищ на территории Челябинской области: озеро Воронино, озеро Увильды, Кыштымское водохранилище.

Но и сейчас река Зюзелга нуждается в заботе и уходе. Иначе может исчезнуть с карты Сосновского района, останется ручейком. Мы на уроках географии ходим на свою речку и знакомимся со составными частями реки: истоком, притоками, руслом, поймой и т.д на практике. В летнее время наш экологический отряд очищает от бытового мусора родники. А наши родители с детьми весной выходят на субботники по очистке берегов реки от бытового мусора.

Рекомендации по сохранению реки Зюзелга:

-провести акцию «Чистый берег». Очистить берега реки от мусора в течение всего летнего периода.

Привлечь администрацию, депутатов Долгодеревенского поселения, спонсоров местных жителей и обучающихся к проблемам нашей малой реки.

-Провести экологические беседы в классных коллективах о необходимости проведения акции.

-Установление в местах массового скопления отдыхающих в летнее время щитов с правилами, чтобы убирали за собой мусор, бережно относились к природе.

-Выпуск буклета «Малая река Зюзелга».

-Проведение конкурсов фотографий, отражающих природоохранную тематику.

Результами работы над данными проблемами стало:

Участие учащихся МОУ Долгодеревенская СОШ во Всероссийском конкурсе ССИТ посвященному десятилетию воды в России

Участие в конкурсе МАН 2015 г. 2 место

Участие в областном конкурсе ОЦДОТ « Летопись добрых дел», « Родники вы мои серебряные» - 1 и 2 место.

В областном конкурсе ЧГПУ « Край родной» 2013, 20156 - 1 и 2 место

Информирование полученными материалами СМИ «Сосновская нива», школьной газеты «Паутина науки».Конечно, школьный экологический мониторинг не в состоянии заменить или дублировать работу государственных служб. Он может лишь дополнить ее наиболее простой и доступной оперативной информацией об эколого-санитарном состоянии речки Зюзелга, воспитать у детей правильное нравственно-эстетическое восприятие окружающей среды, её художественное выражение в искусстве (рисунок, фотография, стихотворение) и соответствующее отношение к природе родного края.Подобные мероприятия как нельзя лучше развивают у школьников чувства ответственности и умения популяризировать среди своих сверстников и населения результаты собственных наблюдений и исследований по экологии, а также по общим вопросам охраны природы.Работа по проекту продолжается, не ограничиваясь проведенным мониторингом. Впереди – исследовательская работа вдоль правого берега реки Зюзелга в пределах села Долгодеревенское до впадения ее в реку Миасс, изучение ее состояния.

Любое озеро, река, болото, прилегающая к ним местность-это индикатор отношения людей к окружающей среде. Здесь, как в зеркале, видна вся наша жизнь, наша воспитанность, культура, отношение друг к другу, ко всему живому.

Источники:

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/26/gimn-vode-proekt-malym-rekam-bolshuyu-zabotu

http://umvs.kr.ua/ohrana-malyh-rek

Справочник: Определитель растений.

Приложение №1

Длина маршрута: 1017 местров

Просмотров работы: 376