АЭРОДРОМ БОРОВСКОЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АЭРОДРОМ БОРОВСКОЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Гительман В.А. 1Зуева А.Л. 1
1
Толбатова Н.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Наша малая родина – Смоленщина – полна примерами героического прошлого. Далёкого и не слишком. Мы изучаем историю земли Смоленской от кривичей и до наших дней. И нам захотелось узнать побольше о том месте, где мы живём. Из рассказов учителей и родителей мы узнали, что раньше рядом с нами было два аэродрома – Боровское и Шаталово. Об аэродроме Боровское мы и решили провести своё исследование.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что данный материал позволяет расширить знания об истории нашего края, героях Великой Отечественной войны – лётчиках аэродрома Боровское. Познакомить с этими данными других людей с помощью материалов, найденных в экспедиции на аэродром и выставленных затем в краеведческом музее районного центра.

Цельработы – узнать факты истории аэродрома Боровское: создание, роль аэродрома в жизни страны, использование аэродрома в годы Великой Отечественной войны, современное состояние аэродрома.

Задачиисследования:

  1. Изучение истории аэродрома Боровское.

  2. Посещение места, где раньше располагался аэродром.

  3. Сбор артефактов с места бывшего аэродрома.

  4. Участие в выставке починковского краеведческого музея «Аэродромы Боровское и Шаталово: документы, фотографии, артефакты».

  5. Воспитание интереса к изучению истории своего родного края, расширение знаний об истории своего района.

Методыисследования: работа в школьном музее, экспедиция на место аэродрома, изучение периодической печати, интернет-ресурсов.

  1. Основная часть
  1. История аэродрома Боровское

В 1928 году в Починковском районе Смоленской области недалеко от станции Энгельгардтовская на месте бывших полей крестьян-единоличников стали строить Шаталовский аэродром, а примерно через два года – аэродром Боровское. При них находились небольшие гарнизоны, водокачки, столовые, бункера, складские помещения, 2-х и 3-х этажные кирпичные дома для военнослужащих и их семей.

Аэродром Боровское был крупным трассовым аэроузлом, на котором садились пролетающие самолёты всех типов, от истребителей до тяжёлых бомбардировщиков. Лётное поле было значительных размеров, с грунтовым покрытием.

Боровской аэродром играл важную роль в обороне западных рубежей страны и стал базой для размещения 96, 207 и 219 авиационных полков дальних бомбардировщиков. На вооружении были самолёты ДБ–3Ф (дальние бомбардировщики третьей модификации с форсированным двигателем) и истребители И-16.

Как вспоминает одна из местных жительниц, Мария Никитична Афанасьева, аэродром был огромный. И военный городок при нём был большой, вполне современный, с многоэтажными кирпичными домами. В центре городка находилась школа, где учились дети авиаторов. Но особенно запомнился Марии Никитичне красивый Дом офицеров, куда они, предвоенные девчонки из окрестных деревень, бегали каждую субботу на танцы.

  1. Первые дни войны

В ночь с 24 на 25 июня 1941 года Смоленск подвергся первой крупной бомбёжке. Одновременно фашисты бомбили наши аэродромы.

Огромные потери в начале войны понесла наша авиация. 22 июня, в первый день войны, 96-й полк потерял десять самолётов. Основные потери наши бомбардировщики несли от атак немецких истребителей. Например, 207-й полк Николая Гастелло просуществовал всего около трёх месяцев. Из-за больших потерь он был расформирован.

Уверенные в полной безнаказанности, немецкие летчики снижались до 80-100 метров. Здесь боевое мастерство показал Николай Францевич Гастелло.

Из наградного листа Н. Гастелло: «24 июня с утра в ожидании боевого задания лётный и технический состав 207-го дальнебомбардировочного авиаполка был на аэродроме и по своим местам, ожидая приказания в полёт на врага… Зарвавшийся фашистский самолёт, имея на борту лётчика, награждённого Гитлером тремя крестами, в том числе «Железным крестом» за свои варварские действия, появился на высоте 80-100 м над аэродромом. Пройдя первый раз, он развернулся и выбрал место стоянки самолётов, открыл стрельбу из передних и носового пулеметов, сосредоточив огонь на самолёт, в котором находился в это время капитан Гастелло. Капитан Гастелло длинной и меткой очередью прямой наводкой вывел из строя правый мотор и смертельно ранил летчика. Коварный враг пытался уйти, но не смог. Участь его была решена. Сделав вынужденную посадку, он был взят в плен».

Немецкий подполковник был обескуражен тем, что на третий день войны его, аса, пролетевшего над всей Европой, сбил с земли советский лётчик.

  1. Боровское во время немецкой оккупации Смоленской области

Во время оккупации Починковского района 1941-1943 г.г. немцы на аэродроме Боровское обустроили базу для своей авиации. Из двух аэродромов немцы создали крупную авиабазу.

Отсюда фашистские стервятники наносили бомбовые удары по нашим городам. Аэродром был сильно укреплён зенитной артиллерией, постоянно дежурившими истребителями.

Возле Васькова они построили ложный аэродром с электростанцией, прожекторами и муляжами самолётов. По этой причине довольно продолжительное время нашим авиаторам не удавалось выполнять боевые задачи – сброшенные бомбы не достигали цели.

И только через два с лишним года, 14 сентября 1943 г., в небе над Боровским неожиданно для немцев появились истребители 6-го истребительного полка.

Наши лётчики сыпали бомбы возмездия на скопления вражеских самолётов, зенитных батарей и строительные сооружения.

Гул от взрывов сотрясал поле в Боровском и слышался на десятки километров, всё вокруг горело сплошным огнём.

  1. 14 сентября 1943 года

С 6 по 15.09.1943 г. войска Западного фронта наступательных действий не вели. Они готовились к прорыву ещё одного сильно укреплённого промежуточного рубежа обороны противника на подступах к Смоленску.

Перед началом наступления командующий 1 ВА генерал М.М.Громов решил нанести удар по аэродрому Боровское. Этому удару предшествовала воздушная разведка. Не один день вели её наиболее опытные воздушные следопыты. Они установили, что каждую неделю, во вторник и пятницу, к 13:00 на аэродроме Боровское скапливалось наибольшее число вражеских самолетов. На основе этих данных во вторник 14.09.1943 г. был намечен удар.

Три полка бомбардировщиков вышли на цель и обрушили свой груз на стоянки вражеских самолётов и аэродромной техники. Они уничтожили десятки «юнкерсов» и «хейнкелей», склады горючего и боеприпасов, разрушили казармы.

Бомбёжка пришлась на обеденное время, когда все вражеские самолёты сидели на земле, заправлялись горючим, а экипажи обедали в столовой. В результате этого удара большинство самолётов на аэродроме было уничтожено, а в столовую угодила крупная авиабомба.

Люфтваффе лишились десятков экипажей. Вероятно, как раз в это время и появилось на окраине аэродрома большое немецкое кладбище.

  1. Николай Францевич Гастелло

Родился 6.05.1907 г. в Москве, в семье рабочего. Белорус. В 1914-18 гг. учился в Сокольническом городском мужском училище.

С 1923 г. работал учеником столяра в Москве, а затем — слесарем на Муромском паровозоремонтном заводе.

В РККА с 1932 г. С 1933 г. служил лётчиком, а затем командиром корабля в 21-й бомбардировочной авиабригаде в Ростове-на-Дону. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол.

24.05.41 г. капитан Н. Ф. Гастелло был назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка, дислоцирующейся на аэродроме Боровское.

На пятый день войны, 26 июня, был назначен очередной боевой вылет на бомбёжку танковых колонн врага, который рвался к столице Белоруссии – Минску. В паре с капитаном Гастелло летел экипаж старшего лейтенанта Воробьёва. По возвращении из полёта Никанор Воробьёв доложил, что бомбовый удар их парой был нанесён точно по цели. При уходе от цели самолёт Гастелло был подбит. Николай Францевич дал команду Воробьёву возвращаться на базу. Сам же резко развернул машину и пошёл на скопление немецких танков. Старший лейтенант Воробьёв на какое-то время потерял из виду самолёт Гастелло. Но потом возник огромный столб огня и дыма в центре скопления танков противника. Так погиб капитан Гастелло. Вместе с ним погибли члены экипажа: штурман А.А. Бурденюк, штурман-бомбардир Г.Н. Скоробогатый и стрелок-радист А.А. Калинин.

26.07.41 г. капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Герой Советского Союза посмертно.

В этот же день в том же районе выполнял боевое задание командир соседней эскадрильи этого же 207-го полка капитан Александр Спиридонович Маслов. И погиб при таких же обстоятельствах, направив подбитый самолёт на скопление вражеских войск. Погиб и экипаж бомбардировщика: штурман В.М. Балашов, воздушный стрелок-радист Б. Бейкебаев, воздушный стрелок-радист Г.В. Реутов.

  1. Велопробег на аэродром Боровское

11 сентября 2016 года мы с классным руководителем Толбатовой Н.В. и учителем истории, Игнащенковым В.Н., совершили увлекательный велопробег на место бывшего аэродрома Боровское. Перед походом юные экскурсоводы из 7А подготовили небольшие сообщения об истории гарнизонов Боровское и Шаталово, о первых днях Великой Отечественной войны, о героическом подвиге экипажей Николая Гастелло и Александра Маслова, взлетевших 26 июня 1941 года в свой последний полёт.

Стартовали в 11 часов утра. В сопровождении родителей благополучно доехали до места назначения. Не обошлось, правда, без незначительных технических поломок. Но замечательные веломеханики Влад Родненков, Лёша Сергеев и Осипенков Николай Владимирович умело и быстро с ними справились.

На территории бывшего аэродрома Владимир Николаевич провёл интересную экскурсию. Показал место, где могли располагаться госпиталь, столовая, гарнизонный Дом офицеров.

Осипенкова Соня, Харабарь Аня, Гительман Влада, Христолюбов Саша и Зуева Аня дополнили рассказ учителя интересными сведениями, о которых узнали заранее из Интернета.

Земля аэродрома Боровское хранит память о довоенной жизни гарнизона и о грозных военных временах. Ребята нашли на развалинах зданий осколки немецкой и советской посуды, керамическую плитку полов, фаянсовые электрические розетки и другие артефакты, которые передали затем в Починковский краеведческий музей, в котором открывалась выставка «Аэродромы Шаталово и Боровское. Документы. Фотографии. Артефакты».

После познавательной экскурсии можно весело отдохнуть, вкусно поесть на природе, поиграть в подвижные игры. Особенно интересно было играть в старинную русскую игру лапту, которой ребят научила Толбатова Наталья Владимировна. Даже домой уезжать не хотелось…

Знание истории своей малой родины – это те корни, которыми любой человек соединён со своей большой Родиной, Россией. Пока жива в нас память предков, жива и наша Родина.

  1. Выставка в починковском краеведческом музее «Аэродромы Шаталово и Боровское: документы, фотографии, артефакты» (статья корреспондента районной газеты «Сельская новь» Ирины Гуленцовой)

«В канун празднования 73-й годовщины освобождения Починка и Смоленска от фашистских захватчиков (23 сентября 2016 года) в Починковском районном краеведческом музее открылась выставка «Аэродромы Шаталово и Боровское: документы, фотографии, артефакты». (Приложение 1)

В прошлом году рядом с полем в Боровском по инициативе администрации района был установлен памятный знак с изображением самолета и надписью «Вы ушли в небо…» – в память о трагедии Великой Отечественной войны, мужестве боевых лётчиков и невинных жертвах со стороны мирных жителей. (Приложение 2) Непосредственно курировал реализацию этого проекта заместитель главы администрации района А.В. Загребаев, художественное решение мемориального знака предложила учитель изобразительного искусства Шаталовской средней школы Е.В. Куролесова.

Для педагогов и учащихся Шаталовской школы история аэродрома в Боровском имеет особое значение, поскольку неразрывно связана с историей Шаталовского военного аэродрома: оба важных стратегических объекта возводились почти одновременно – в 1928-1930 годах – для обеспечения обороны западных рубежей страны. Но история авиабазы «Боровское» оказалась гораздо более короткой и трагической.

На протяжении ряда лет шаталовские ученики и учителя ведут поисково-краеведческую работу, связанную с аэродромами, создана тематическая экспозиция в школьном музее. В первую очередь, эта деятельность нацелена на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, на приобщение к опалённой войной истории родного края. Есть и другая задача: привлечь внимание широкой общественности к проблеме заброшенного, фактически бесхозного состояния территории бывшего военного «авиагородка», что позволяет вольготно чувствовать себя там так называемым «чёрным копателям». В поисках военных трофеев, в частности, элементов боевой амуниции немецких солдат, за последние десятилетия вандалы перерыли там буквально всё, включая места захоронений советских пленных и немецких военнослужащих. В результате этих аморальных раскопок сегодня по всему полю разбросаны осколки посуды, оплавленного металла, фрагменты одежды мирных жителей, живших и работавших на территории авиабазы, и, как утверждают очевидцы, там можно наткнуться и на не захороненные человеческие кости…

Об этом говорили на открытии экспозиции в музее её авторы: Елена Владимировна Куролесова и её сестра Наталья Владимировна Куролесова (она работает искусствоведом в Санкт-Петербурге), учитель информатики Шаталовской школы Наталья Владимировна Толбатова.

– Мы выросли на починковской земле, бабушки, матери рассказывали нам, сколько горя принесли война и оккупация, – обратилась к школьникам и гостям, пришедшим на открытие выставки, Е.В. Куролесова. – Поле в Боровском, где в результате бомбёжек в течение 1941-го – 1943-го годов погибли десятки советских военнослужащих и мирных жителей, а также много немецких солдат, до сих пор хранит в земле и извлекает на поверхность страшные свидетельства той трагедии. По сути, это музей под открытым небом. И наша выставка призывает знать, помнить об этом и уважать память о прошлом.

Н.В. Толбатова рассказала, что вместе с учениками сейчас работают над созданием сайта о Боровском. Большая часть фотографий, документов уже оцифрована. Совсем скоро старшеклассники Алексей Рябуха и Вячеслав Станкевич представят презентацию сайта на ежегодных районной и областной выставках инфокоммуникационных технологий.

Н.В. Куролесова с позиции искусствоведа прокомментировала ценность (разумеется, не материальную, а историческую, смысловую!) представленных на выставке артефактов. На витринах можно увидеть осколки старинного фарфора и простые алюминиевые ложки, детский ботиночек и фрагмент женского костяного гребешка, расплющенную детскую игрушку и куски оплавленного металла – в результате перед глазами словно разворачивается «лента времени», наглядно отражающая, как перед «молохом войны» беззащитна человеческая жизнь…

В экспозиции также подобраны десятки редких исторических фотографий, которые шаталовские краеведы нашли в архивах и в интернете, отредактировали с помощью компьютерных программ, и теперь по этим снимкам можно проследить всю историю Боровского – от мирных 30-х годов до «роковых-сороковых», вглядеться в лица героических военных летчиков, в том числе знаменитого экипажа Николая Гастелло, который в свой последний полёт отправился именно с аэродрома Боровское…

Научный сотрудник районного музея О.Ю. Мартынова поблагодарила шаталовских педагогов и учащихся за организацию выставки. Ещё раз отметим: подготовленную экспозицию коллектив Шаталовской средней школы передал в дар районному музею. Но из-за ограниченности музейных площадей в таком полном развёрнутом виде она будет выставляться лишь время от времени (в остальной период – храниться в запасниках). Так что тем, кто интересуется историей родного края, есть смысл поспешить ознакомиться с выставкой». Ирина Гуленцова

III. Заключение

В результате своего исследования мы узнали много нового об истории нашей малой родины: аэродромах Боровское и Шаталово. О возникновении аэродромов, их героической истории в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Узнали имена Героев Николая Францевича Гастелло и Александра Спиридоновича Маслова. Совершили велопробег на аэродром Боровское, где своими глазами увидели места героической истории нашей Родины. Приняли участие в открытии выставки в починковском краеведческом музее, познакомились с интересными людьми – искусствоведами из Санкт-Петербурга Куролесовой Натальей Владимировной и Былинкиной Ярославой Дмитриевной.

Мы передали найденные артефакты в починковский краеведческий музей, а своими фотографиями из велопробега поделились с десятиклассниками нашей школы, которые разрабатывают сайт в сети Интернет об аэродроме Боровское.

Считаем, наше исследование поможет и другим школьникам района (а через сайт и всей России) больше узнать о героическом прошлом нашей великой Родины.

http://aleksryabuha2016.wixsite.com/borovskoe - сайт о Боровском (в стадии разработки)

  1. Литература
  1. Материалы школьного музея;

  2. Материалы школьной газеты «Пульсар»;

  3. Открытые интернет-ресурсы:

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

    2. http://www.rabochy-put.ru/news/68150-v-pochinkovskom-rayone-otkryli-pamyatnyy-znak-.html

    3. http://forrestgampoff.livejournal.com/501146.html

    4. http://allaces.ru/p/episode.php?id=691

Приложения

Приложение 1

7А класс у памятника Н.Ф.Гастелло в г.Починок Смоленской области

Экспонаты выставки «Аэродромы Шаталово и Боровское: документы, фотографии, артефакты»

23 сентября 2016 г. Открытие выставки«Аэродромы Шаталово и Боровское: документы, фотографии, артефакты» в Починковском краеведческом музее

7А класс с искусствоведами из Санкт-Петербурга Куролесовой Натальей Владимировной и Былинкиной Ярославой Дмитриевной

Благодарственное письмо за подготовку выставки ученикам 7А класса вручила научный сотрудник Починковского краеведческого музея Мартынова О.Ю.

Назад

Приложение 2

Памятный знак на месте бывшего аэродрома Боровское «Вы ушли в небо…»

Назад

Просмотров работы: 1698