ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ МОИХ СВЕРСТНИКОВ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ МОИХ СВЕРСТНИКОВ

Голубцов А.Р. 1
1
Волкова Е.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мне и моим одноклассникам приходится много заниматься в школе и дома. Могут возникнуть хронические заболевания опорно-двигательной системы и внутренних органов. Знаменитое выражение «движение – это жизнь» выражает суть детского развития: без движения невозможно полноценное формирование тела и мозга. Чтобы не уставать от умственных нагрузок необходимо сочетать учёбу с игрой.

Мои родители следят за моим здоровьем и поэтому советуют больше играть в подвижные игры на улице. У меня возникает проблема активного отдыха, так как ребят невозможно бывает вызвать на улицу: многие сидят за компьютерами, общаются с помощью телефонов. Любят есть фаст-фуды, пить газированные напитки, не соблюдают режим дня, что ведет к ухудшению здоровья детей.

Поэтому актуальностьпроблемы использования подвижных игр в жизни современных детей становится острой и необходимой.

Все сказанное помогло определить тему исследования:

«Подвижные игры в жизни моих сверстников».

Проблема исследования: выяснить влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Цель данного исследования: выявить и обосновать условия проведения подвижных игр.

Объектом исследования данной работы является здоровье младших школьников.

Предмет исследования - подвижная игра, как средство сбережения здоровья школьников.

Учитывая актуальность данной проблемы, нами была выдвинута гипотеза: если младшие школьники будут играть в подвижные игры, то процесс укрепления здоровья будет протекать более эффективно.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу о подвижных играх.

2. Рассмотреть особенности проведения подвижных игр.

3. Выявить опытно - экспериментальным путем эффективность влияния подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Обоснование выбора литературных источников.

Для решения этой проблемы была изучена литература, в которой представлены материалы о подвижных играх.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что определено влияние подвижных игр на укрепление здоровье младших школьников.

Участники исследования: 2 «А» класс, ЗСОШ (начальное звено), п. Зырянка.

Глава 1. Подвижные игры.

1.1.История происхождения подвижных игр.

Игра – чудо изобретенное человеком.Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далекое прошлое. Первоначально игра отражала только трудовые и бытовые действия. Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.

Многие игры, в которые сегодня играют дети, пришли к нам из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. По содержанию все игры лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствуют внимание, память, приучают выполнять правила, укрепляют их организм.

Игры всегда были популярны у разных народов. Их называли забавами, развлечениями. Народные культуры издавна богаты играми, в которых сочетается веселье, удаль, выдумка и искрометность. Игра - неотъемлемая часть народных праздников и гуляний.

В современной жизни для обозначения большой группы игр, цель которых – физическое развитие и оздоровление детей, используется термин «подвижные игры».

Подвижные игры требуют больших открытых пространств, обилия чистого воздуха и потому они наиболее отвечают идеалам оздоровления.

1.2.Значение подвижных игр в жизни детей.

Подвижные игры укрепляют здоровье детей, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений, а также умение петь и плясать, подражать пению птиц и повадкам животных.

Большое количество движений, которое выполняет ребенок в игре способствует развитию мышц, костей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. При активных движениях улучшается процесс дыхания и кровообращения, кровь быстрее насыщается и разносит кислород ко всем органам организма, в том числе к мозгу, тем самым улучшая мышление детей.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха и их без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Игры повышают активность, воспитывают волевые качества, дисциплину, честность, скромность, учат прощать обиды и уважать соперника. Кроме того, во время подвижных игр на природе добавляется закаливающее влияние естественных сил природы: солнца, воздуха и воды. А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

1.3.Группы подвижных игр.

Все игры детей принято делить на две большие группы:

- Игры с готовыми «жесткими» правилами (спортивные, подвижные,интеллектуальные);

- Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровыхдействий.

К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

Принято делить игры на элементарные и сложные.

1. Элементарные игры с правилами:

а) сюжетного характера («У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса»);

б) бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, прятки, ловишки, игры-эстафеты);

в) аттракционы со специально создающимися условиями (бег с картошкой в ложке, прыжки в мешках, пронести воздушный шарик без рук);

г) игры-забавы на развитие мелкой моторики пальцев (сорока, колечко).

2. Сложные игры с правилами:

а) спортивные (футбол, хоккей, баскетбол);

б) игры с элементами спорта (городки, кегли).

Вывод: подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях.

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния подвижных игр на здоровье младших школьников.

2.1. Организация и проведение игр.

При организации и выборе игр необходимо учитывать:1. Возраст играющих..

2. Место для проведения игр.

Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе.

3. Количество участников игры.

Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.4. Наличие инвентаря для игр.

Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, обручи и т.п.

Водящий объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его и он видел всех. Объяснение должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа.

Водящий может быть определен с помощью считалок. Считалки всегда бывают рифмованными. Они могут быть веселыми, шуточными. Обычно кто-нибудь из ребят начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.

Некоторые из считалок (которые я использую в игре) приведены вПриложение 1.Примеры подвижных игр даны в Приложении 2.

2.2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по выявлению влияния подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Целью экспериментального исследования состоит - экспериментально проверить влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Содержание эксперимента: эксперимент проводился во 2«А» классе, всего 26 человек, учитель ФК, Волкова Е.В., Зырянская средняя общеобразовательная школа п. Зырянка.

Наблюдение.

Цель: выявить, в какие игры играют мои одноклассники с друзьями в свободное время живущие в разных частях п. Зырянка.

Проведя наблюдение, выяснили, в какие игры чаще играют ребята, живущие в разных частях п.Зырянка. Так, одноклассники, живущие на ул.Советской, часто играют в «Салки», «Прятки», «Палочка-выручалочка». Ребята, живущие на ул.Леликова играют в «Чай-чай выручай», «Салки», «Снежки», «Прятки», «Догонялки», «Катание с горки». Дети, живущие на ул.Победы и ул.Ленина играют в «Догонялки», «Салки», «Выше ножки от земли», «Бабай», «Прятки», «Снежки», «Катание с горки», «Пятнашки», «Жмурки».

Из наблюдений видно, что все ребята любят подвижные игры, где надо быстро бегать, быстро принимать решение, ловко увертываться и быть выносливым. Это - «Догонялки», «Салки», «Прятки», «Снежки», «Катание с горки».

Опрос.

Цель: выяснить, в какие игры играют мои одноклассники в свободное время. Результаты опроса приведены в таблице 1 и показаны в диаграмме 1.

Таблица 1

Результаты опроса

«В какие игры играют мои одноклассники»

Фамилия, имя

Компьютерные игры

Подвижные игры

Компьютерные и подвижные игры

1

Авраам

   

*

2

Айсен

 

*

 

3

Максим

   

*

4

Артем

*

   

5

Даниил

 

*

 

6

Максим

 

*

 

7

Павел

*

   

8

Сергей

   

*

9

Иван

   

*

10

Александр

   

*

11

Савелий

   

*

12

Владимир

   

*

13

Арсений

*

   

14

Денис

*

   

15

Андрей

*

   

16

Мария

   

*

17

Лира

   

*

18

Аделина

 

*

 

19

Елизавета

 

*

 

20

Надежда

 

*

 

21

Ирина

   

*

22

Яна

 

*

 

23

София

   

*

24

Ирина

 

*

 

25

Карина

   

*

26

Нина

 

*

 

всего

 

5

9

12

Из опроса одноклассников, выяснили, что чаще всего в свободное время ребята играют в подвижные игры и компьютерные игры (12 человек); в подвижные игры (9 человек); играют в компьютерные игры (5 человек).

Диаграмма 1

В какие игры играют мои одноклассники

Анкетирование.

В результате анкетирования выяснили значение подвижных игр и отношение ребят к ним. В приложении 3 приводится образец использованной анкеты «Подвижные игры в жизни моих одноклассников». Результаты анкетирования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования

«Подвижные игры в жизни моих одноклассников»

№ вопроса

Вопрос

Ответы учащихся

Кол-во

1.

Играете ли вы в подвижные игры?

Да

Нет

26

-

2.

Как часто вы в них играете?

Редко

2 - 3 раза в неделю

Каждый день

7

13

6

3.

Сколько по времени играете?

Меньше 1 часа

Больше 1 часа

11

15

4.

Как много с тобой ребят играет?

Меньше 5 человек

Больше 5 человек

8

18

5.

Кто (что) знакомит вас с правилами игры?

Учитель

Друзья

Книги, журналы

Родители

14

12

3

3

6.

Нравится ли вам играть в подвижные игры?

Да

Нет

26

-

7.

Стараетесь ли вы соблюдать правила игры?

Да

Нет

26

-

8.

Чему учит подвижная игра?

Общаться с друзьями

Смекалке

Ловкости, сноровке, силе

12

6

13

Анализ анкет показал, что все мои одноклассники играют и любят играть в подвижные игры, 6 ребят играют в них каждый день, 13 человек 2 - 3 раза в неделю, 7 человек редко играют в подвижные игры. Играют в них больше одного часа - 15 человек, 11 – меньше одного часа. С правилами игры знакомят ребят друзья (12 человек), учитель (14 человек), родители (3 человека) или правила игр ребята узнают на страницах книг или журналов (3человека). Все ребята стараются соблюдать правила во время игры. Подвижная игра учит ловкости, сноровке, силе - 13 человек, смекалке – 6 человек, общению с друзьями – 12 человек.

Анализ документации (медицинских справок о болезни учащихся).

Цель: выяснить влияние подвижных игр на укрепление здоровья учащихся.

Анализ медицинских справок «Влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников» приводится в таблице 3 и в диаграмме 2.

Таблица 3

Анализ медицинских справок

«Влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников»

Занятия ребят в свободное время

Компьютер

Подвижные игры

Подвижные игры и компьютер

В какие игры играют ребята в свободное время

5 человек

9 человек

12 человек

Пропуски занятий по болезни (ОРЗ)

5 человек

4 человека

9 человек

Анализ медицинских справок (с сентября 2016г по март 2017г), полученных у медсестры и классного руководителя в школе, пропусков занятий по болезни учащимися выявил, что реже болеют ребята, которые предпочитают в свободное время играть в подвижные игры на свежем воздухе.

Диаграмма 2

Влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников

Вывод: основываясь на результатах проведения опытно-экспериментальной работы по изучению влияния подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников можно утверждать, что использование их, не только обосновано, но и необходимо с целью укрепления здоровья младших школьников.

Заключение

В ходе исследования мы выяснили влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников. Были реализованы следующие задачи:

1.Провели анализ литературы по данной тематике.2.Рассмотрели историю возникновения игр подвижного характера.3.Проанализировали значение игр подвижного характера в развитии детей.4.Выяснили влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Анализ результатов исследовательской работы показал, что подвижные игры влияют на укрепление здоровья младших школьников. Результаты указывают на то, что применение подвижных игр не только обосновано, но и необходимо с целью оздоровления младших школьников. Гипотеза подтвердилась.

Я посещаю в школе внеаудиторные занятия «Подвижные игры». На занятиях узнаю правила новых игры и учусь проводить их самостоятельно. Планирую летом разучить несколько подвижных игр с ребятами, живущими в моем дворе. Советую всем ребятам ежедневно играть в подвижные игры, а чтобы игра прошла интересно, прислушайтесь к моим советам:

- Желающие играть, должны сообща договориться, в какую игру они будут играть;

- Ведущего выбирают с общего согласия всех участников игры;

- Если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам о причине ухода;

- Все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарища, проявлять требовательность к нарушителям правил игры.

Список использованной литературы

  1. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина-2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, Владос, 1995.-224с.:илл.

  2. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) - М.:Эксмо, 2007. – 336с.

  3. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников.-СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000. – 288с.; ил.

  4. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе/Т.И. Осокина , Е.А. Тимофеева, Л.С.Фурмина.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1983.-224с., ил.

  5. Патрикеев И.А. Русские народные игры – М.: Яуза, 1998.-240с.

  6. Материалы сети интернет.

Приложение 1

Считалки

До-ре-ми-фа-соль-ля-си.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си!Едет кошка на такси, А котята прицепилисьИ бесплатно прокатились!

Катилась апельсина.

Катилась апельсина До города Берлина, Уроки не учила И двойку получила.

Мышкина считалка.

– Раз, два, Три, четыре. Сосчитаем дыры в сыре. Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр. Если в нём Одна дыра, Значит, вкусным Был Вчера.

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, Кто живет у нас в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я — Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять — Всех начну считать опять.

Синий кит.

Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь — стой и жди,А не веришь — выходи

Приложение 2

Примеры подвижных игр

Игры с элементарными правилами сюжетного характера:

1.Русская народная игра «Гуси-лебеди».

-Кто знает, кто такие гуси-лебеди?

-Кто такой волк?

Содержание игры: участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка:

-Гуси-гуси!

-Га-га-га.

-Есть хотите?

-Да-да-да.

_Гуси-лебеди! Домой!

-Серый волк под горой!

-Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

-Ну, беги же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почт все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком. Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, беги же домой!».

2.Русская народная игра «У медведя во бору».

-Кто знает, что такое бор? Бор – густой сосновый лес.

Содержание игры: медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами, напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться и неохотно выходит из берлоги. Но вот неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры: медведь выходит из берлоги только после произношения последних слов зачина. Дети могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

3. Игра «Хитрая лиса».

Содержание игры: на одной стороне площадки проводится линия – «дом лисы». Играющие располагаются по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Ведущий предлагает играющим закрыть глаза и, обходя круг за спинами детей, дотрагивается до одного из играющих, который и становится «хитрой лисой». Затем предлагается открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь? Играющие три раза спрашивают хором: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руки вверх и говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. После того как лиса поймает двух – трех человек, ведущий говорит: «В круг!». Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется. Правила игры: играющие не могут разбегаться из круга раньше слов лисы: «Я здесь».

Игры с элементарными правилами бесюжетного характера:

1.Игра «Ловишки с приседаниями».

Содержание игры: Выбирают водящего – ловишку. По сигналу «Раз, два, три – беги!» игроки разбегаются по залу, а ловишка старается их поймать (коснуться рукой). Правила игры: нельзя ловить того, кто успел присесть и дотронуться рукой до земли. Когда будет поймано определенное число детей, выбирают нового ловишку, и игра продолжается.

2.Игра «Салки».

Содержание игры: водящий должен осалить, запятнать игроков (догнать, дотронуться или попасть мячом). Вариантов может быть великое множество: с выбыванием, перевоплощением, с выручением, могут быть командные и индивидуальные игры. Вариант игры с выручением. Осаленный игрок становится ноги врозь, руки в стороны. Чтобы его выручить, нужно пролезть у него между ног.

3.Игра «Блуждающий мяч».

Содержание игры: все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если ему это удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется. Правила игры: передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

Приложение 3

Анкета «Подвижные игры в жизни моих одноклассников»

№ вопроса

Вопрос

Ответы учащихся

Кол-во

1.

Играете ли вы в подвижные игры?

Да

Нет

 

2.

Как часто вы в них играете?

Редко

2 - 3 раза в неделю

Каждый день

 

3.

Сколько по времени играете?

Меньше 1 часа

Больше 1 часа

 

4.

Как много с тобой ребят играет?

Меньше 5 человек

Больше 5 человек

 

5.

Кто (что) знакомит вас с правилами игры?

Учитель

Друзья

Книги, журналы

Родители

 

6.

Нравится ли вам играть в подвижные игры?

Да

Нет

 

7.

Стараетесь ли вы соблюдать правила игры?

Да

Нет

 

8.

Чему учит подвижная игра?

Общаться с друзьями

Смекалке

Ловкости, сноровке, силе

 
Просмотров работы: 5834