СУДЬБА ОДНОГО ПИСЬМА. СООТНОШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО, ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ПИСЬМАХ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К. М. СИМОНОВА.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СУДЬБА ОДНОГО ПИСЬМА. СООТНОШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО, ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ПИСЬМАХ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К. М. СИМОНОВА.

Погребенко Д.В. 1
1МБОУ СШ № 16 г. Павлово
Шиянова Н.Н. 1Шиянова н. 2Шиянова н. 3
1МБОУ СШ № 16 г.Павлово
2МБОУ СОШ №16 г. Павлово
3МБОУ СОШ № 16 г. Павлово
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рецензия

Тема исследовательской работы настраивает ученицу не только на знакомство с произведениями К. М. Симонова, но и на анализ документов, связанных с историей нашей страны. Автор достаточно грамотно и умело убеждает, что письма участников Великой Отечественной войны оставили значительный след в творчестве К. М. Симонова.

Ученица на примере Лазарева В. В. Доказала, что каждый человек-творец своей жизни и истории всей страны. Она проследила «точки соприкосновения» Симонова К. М. и Лазарева В. В., убедительно аргументировала, чем отличаются письма солдат воспоминаний командиров и как это отображено в художественных текстах К. М. Симонова.

Материалы, собранные в процессе работы, расположены логично, в строгом соответствии с предложенным планом.

Ученица неформально обосновывает выбор темы, обозначая проблему, определяя цель.

В основной части ученица останавливается на исследовании соотношения правдивых жизненных событий и художественного вымысла автора. Самым необычным ей показался собирательный образ Лопатина из повети «Мы не увидимся с тобой». Заслуживает внимания и та информация, которую Дарья собрала о награде Лазарева В. В. орденом «Красного знамени».

Проведенная работа убеждает в неравнодушном отношении автора к выбранной теме, стремлении подтвердить главенствующую роль солдата в Великой Отечественной войне. Заканчивая исследование, ученица лаконично формулирует результаты своей работы.

Предложенный список литературы позволяет судить о способности отбирать необходимый материал, систематизировать его, извлекая нужную информацию. Прослеживается склонность автора к исследовательской деятельности.

2

Оглавление

  1. Введение

  2. Основная часть

  1. Воспоминания К. М. Симонова о его переписке с очевидцами сражений.стр. 6-7

  2. Историческая правда в письмах и ее отражение в художественных произведениях стр.7

2.1 Беседа с бывшим начальником штаба Западного и третьего Белорусского фронтов генерал-полковником Покровским А. П. стр.7-8

2.2 Письмо Л. Г. Галимовой о Сталинградской битве.стр.9

2.3 Воплощение чувств многих людей в «сталинградской повести» «Дни и ночи».стр. 9-12

2.4 Захаров Николай Федорович, Лазарев Владимир Васильевич- очевидцы военных операций в Восточной Пруссии. стр. 12

2.5 Восточная Пруссия «глазами» К. М. Симонова в его романе «Последнее лето» и в повести «Мы не увидимся с тобой…» стр. 12-15

  1. Заключение

  2. Список использованной литературы

  3. Приложение

3

Введение

На одном из уроков литературы моя учительница Шиянова Наталья Николаевна рассказала о своем дедушке Лазареве Владимире Васильевиче, который после войны несколько лет переписывался с К. М. Симоновым. С ним он познакомился в ходе сражений под Сталинградом. Сохранилось только одно письмо, адресованное Лазареву В. В.. Остальные письма сберечь не удалось, так как семья чудом спаслась от пожара. Вот этот артефакт:

Из него видно, что переписка между этими людьми велась, что письма, которые получал Симонов К. М., важны для него и имеют практическое значение - создание последних глав романа о Восточной Пруссии.

В связи с этим, мне захотелось исследовать на основе документальных источников соотношения исторического, документального и художественного в письмах участников Великой Отечественной войны и в произведениях К. М. Симонова - цель данной работы.

4

5

Цель исследования определила следующие задачи:

  • Изучить боевые заслуги участника Сталинградской битвы, Владимира Васильевича Лазарева (1923- 1977), совершившего подвиг на территории Восточной Пруссии и воевавшего в составе Западного третьего Белорусского фронта.

  • Найти боевой путь в годы войны Лазарева В. В. и исследовать его.

  • Изучить воспоминания очевидцев Сталинградского сражения и военных операций в Восточной Пруссии.

  • Проследить, как это отразилось в произведениях К. М. Симонова, участника Великой Отечественной войны, военного журналиста, фотокорреспондента, публициста, известного поэта и писателя.

А также выполнить задачи, которые ставил перед собой Симонов К. М., работая над письмами солдат и офицеров:

  • Как вспоминают войну маршалы, генералы, как вспоминают ее солдаты.

  • В чем они сходятся, в чем расходятся, где точки соприкосновения, где различия.

Предметом моего исследования являются письма очевидцев, научная литература о творчестве К. М. Симонова, его художественных произведениях.

Объектомисследования стали Лазарев Владимир Васильевич, его участие в Великой Отечественной войне.

Актуальностья вижу в том, что в наше время господствует философия индивидуалиста, принципы невмешательства. На мой взгляд, мы часто рассуждаем так: «моя хата с краю», не ощущаем себя творцами истории. А моя работа, как мне кажется, заставляет задуматься о сопричастности к великим событиям, происходящим в нашей стране.

Методы исследования: изучение теоретических источников документов, писем, мемуаров участников Великой Отечественной войны, обобщение полученных знаний, сопоставительный, исследовательский, аналитический анализ, сбор информации.

Практическая значимость: каждый человек должен осознавать себя творцом истории. Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. То самое «я», которое становится в сто раз сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе.

Исследование проходило по следующему плану:

  1. Изучение воспоминаний К. М. Симонова о его переписке с очевидцами сражений, как историческая правда из этих писем отразилась в художественных произведениях.

  2. Беседа с бывшим начальником штаба Западного третьего Белорусского фронта генерал-полковником Покровским А. П.

  3. Изучение письма Л. Г. Галимовой.

  4. Наблюдение воплощения чувств людей в повести «Дни и ночи».

  5. Изучение писем Захарова Николая Федоровича и Лазарева Владимира Васильевича, очевидцев военных операций в Восточной Пруссии.

  6. Нахождение мнения Симонова в его романе «Последнее лето» и в повести «Мы не увидимся с тобой».

6

1Основная часть

«Записал Константин Симонов»

За 4 года войны Симонов, один из самых храбрых и легких на подъем фронтовых журналистов, повидал очень много. Едва ли среди тогдашних журналистов и писателей был кто-нибудь, кто больше исколесил фронтовых дорог, видел больше.

Симонов встречался в те годы с командующим фронтами и армиями, чьи имена стали достояниями истории, и безвестными рядовыми солдатами, беседовал с артиллеристами и разведчиками, среди них был и В. В. Лазарев, с которым он познакомился в ходе боев Сталинградской битвы.

Однако, как ни велик был запас впечатлений, накопленный писателем в те годы, он, работая над книгами о войне, которая стала главной темой его творчества, понял, что ограничиться лишь собственными воспоминаниями не может, и стал со свойственным ему упорством пополнить свои знания фронтовой жизни. «Конечно, я сейчас гораздо шире знаю войну, чем тогда, - писал он через двадцать лет после Победы.- То, что я тогда знал и помнил, я и сейчас, с десятками и сотнями людей, которые провели войну на других должностях, в другой шкуре, чем я. А сейчас я это делаю уже много лет подряд». И так эти встречи и беседы расширили его представления о войне, что в одном письме он даже шутил по этому поводу: «… Иногда в последние годы начинало казаться, что с этими своими представлениями о войне я становлюсь похожим на старый мешок, в который уже невозможно больше даже ничего впихнуть – так он под завязку набит».

Конечно, далеко не все из этих бесед было использовано- да и то не впрямую- Симоновым в его произведениях. Эти беседы и письма представляют собой самостоятельный и немалый исторический интерес. В писательском архиве накапливались многие сотни страниц писем с самыми разными участниками Великой Отечественной войны на самые разные темы. Симонов незадолго до смерти написал в «Халхингальской странице»: «У меня много записей. Вот эти два

7

ящика – послевоенные письма, послевоенные беседы. А это генеральские и офицерские беседы. С другой стороны, мне хочется продолжить работу над солдатскими беседами. А иногда появляется мысль: может быть, соединить маршалов и солдат в одной книге? Как вспоминают войну маршалы, генералы, как вспоминают ее солдаты. В чем они сходятся, в чем расходятся, где точки соприкосновения, где различия».

Кроме ведения переписок с очевидцами и генералами, К. М. Симонов вел беседы вживую, документируя всю информацию и все факты, извлеченные из беседы.

Беседа с бывшим начальником штаба Западного и Третьего Белорусского фронтов генерал-полковником Покровским Александром Петровичем.

( Беседа была 25 мая 1968 года . Записана 26 мая 1968 года)

К. М. Симонов пишет: «Я рассказал А. П.Покровскому о цели своей беседы с ним. О том, что работаю над заключительным романом, которому предшествовали «Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются», о том, что действия этого романа происходят во время Белорусской операции июня – августа 1944 года. Объяснил, по каким причинам я беру именно этот период. А также сказал, что по моим предположениям, та армия, которой будет командовать герой моей книги, Серпилин, окажется примерно в положении (условно говоря, конечно) тридцать третьей армии Третьего Белорусского фронта. Армия, которая сначала была в Третьем Белорусском фронте, потом, при разделении фронтов, перешла во Второй Белорусский, а потом, в разгар операции, 10 июля, была передана обратно в из Второго Белорусского в Третий и в дальнейшем была во втором эшелоне Третьего Белорусского фронта и закончила эту операцию на рубежах Восточной Пруссии.

Я предупредил, что беседа не носит характера документального, что я хочу просто иметь опорные материалы для того, чтобы в книге, не претендующей на документальность, тем не менее изобразить в той ее части, которая будет связан со

8

штабной работой, изобразить эту штабную работу поближе к реальности, к фактам войны и к ее действительному характеру, сложившемуся со времени войны.

2 В ответ на это А. П. Покровский сказал следующее: «Меня отозвали и назначили на Северо-Западный фронт начальником штаба в армии, который командовал пуркаев. А оттуда я был назначен начальником оперативного управления на Западный фронт. Здесь мне пришлось, на Западном фронте, впоследствии –на Третьем Белорусском, работать всю войну, до самого ее конца.

Сначала в роли начальника оперативного управления, потом некоторое время в должности начальника штаба тридцать третьей армии. А затем, после снятия Конева, я стал начальником штаба фронта и в этой должности оставался с зимы сорок третьего года конца войны…»

Мнение генералов и командиров внесло немаловажный вклад в написание художественных произведений, каждый из участников войны видел ее по-своему и одновременно с этим, они видели одинаковые ужас и боль. К. М. Симонов, учитывая это, проводил сравнение в своих произведениях, опираясь на то, что он узнал и услышал как от генералов, так и от простых рядовых солдат.

А. П. Покровский о Сталинградской битве.

«Говоря о Западном фронте, о ряде неудач, его постигших, и о его упорных, но часто неудачных наступательных операциях на протяжении длительного времени, нельзя забывать следующей стороны дела. Западный фронт работал в интересах Сталинграда, в интересах южных фронтов. Об этом нельзя забывать. Особенно в период наступления немцев на юге и в самый период Сталинградского сражения. И оборонительного, и наступательного. Говоря о Сталинграде, часто забывают даже о том, что сделали армии непосредственно не сражавшиеся в Сталинграде, а воевавшие на Воронежском, Юго-Западном фронте. А тем более забывают о действиях на других фронтах. Между тем действия Западного фронта притягивали

9

к себе больше количество немецких частей, не давали снимать немцам свои части, и все эти операции оказывали огромную помощь Сталинграду».

34

Лилия ГанеевнаГалимова, рядовой.

« 23 августа 1942 года город Сталинград. Налет вражеской авиации. За два часа город разбит. Дым, копоть, духота, зарево пожарищ. Горит буквально все, даже кирпич. Самолеты врага отбивали даже выстрелами из винтовок. Ад, кромешный. Ад на земле! Погибло в этих боях сорок тысяч мирных жителей. Особенно жестокий бой был 14 сентября за вокзал, который в течение дня несколько раз переходил из рук в руки. Стоять насмерть! Таков приказ. Адский обстрел тракторного завода. Стою на обороне цехов. В затишье еру кусок угля, пишу: «Здесь стояла насмерть комсомолка Л. Галимова. Враг бомбит завод. Жертвы. Много жертв. Но никто не ушел. Однополчане сходу идут в бой…»

Одним из первых произведений, в которых говорилось о Сталинградской битве, стали «Дни и ночи» К. Симонова, написанные в 1943 году, за два с небольшим месяца . За повесть, созданную на основе дневниковых записей, Симонов был награжден Сталинской премией второй степени. Симонов еще раз возвратился к теме Сталинграда в романе «Солдатами не рождаются» (второй книге трилогии «Живые и мертвые»), где описывается заключительный этап Сталинградской битвы.

Сталинград в художественном тексте.

Константин Симонов, писавший по «горячим следам» событий, в одном из своих очерков запечатлел особый «звук Сталинграда, хруст непоправимо подломившейся

10

немецкой машины, который мы тогда услышали. Не этот ли звук, так и оставшийся до сих пор в наших ушах повелевает руке писать?» Его рука написала «сталинградскую повесть» «Дни и ночи» (1943-1944), где представлена своего рода хроника великой битвы: «Город горел. Он горел всю ночь, весь следующий день и всю следующую ночь. На третий день когда пожар начал стихать, в Сталинграде установился тот тягостный запах пепелища, который потом так и не покидал его все месяцы осады… На десятые сутки после начала пожара немцы подошли так близко, что их снаряды и мины стали все

чаще разрываться в центре города… На двадцать первые сутки наступила та минута, когда человеку, верящему только в военную теорию, могло показаться, что защищать город дальше бесполезно и даже невозможно. Севернее города немцы вышли на Волгу, южнее подходи к ней. Город, растянувшийся на 65 километров, ширину не имел более пяти, и почти по всей длине его немцы уже заняли западные окраины». Но не «военная теория», а люди были главным «секретом» нашей победы. Сталинградская битва- это не только смерть, кровь и страдания. Это еще и взлеты человеческого духа, и фронтовое братство, бескорыстие и самоотверженность в борьбе с «врагом, которому казалось, что до победы, как до Волги, рукой подать».

К. Симонов поставил в центр действия повести горстку людей, один батальон, считая, что на таком маленьком участке можно показать и «крайнее напряжение Сталинградской битвы и ее характер, и значение». Он отразил самый тяжелый период битвы - оборону и закончил повесть днем, когда наши войска перешли в наступление. Писатель, показывая боевые действия одного батальона, сумел раскрыть характерные особенности Сталинградской битвы в целом.

Глазами капитана Сабурова, батальон которого обороняет город в повести «Дни и ночи», Симонов показал не только разруху: «Сталинград сильно изменился. Сейчас трех домов, которые защищал батальон Сабурова, в сущности, уже не было: были только фундаменты, на которых кое-где сохранились остатки стен и нижние части оконных проемов. Слева и справа тянулись сплошные развалины».

11

Переживая вместе с героями Симонова за город, где до войны жило полмиллиона человек, а в дни боев не осталось ни одного целого дома (свыше 90% зданий было сожжено дотла), мы с удивлением обнаружили, что печаль и уныние не являются главным в произведении. Главное- ощущение солдатской «спайки», чувство долга в каждом и ощущение своей ответственности за исход битвы. Симонов изображает защитников Сталинграда: это член военного совета Матвеев, командир дивизии Проценко. Отличное знание военного дела, мудрость, требовательность, ответственность за дело и судьбы людей – вот главные качества, присущие этим командирам, Проценко – командир суворовских традиций: он учит Сабурова беречь людей: «Людей учить надо, день и ночь надо учить. Потому что, если ты его сегодня не научишь, то завтра его убьют…». В этих словах проявляется величайшая народная мудрость военачальника Проценко. Перед боем он сам проверяет глубину окопа, прицелы пулеметов.

В повести Симонова нет трусов, предателей, подлецов: война обнажила в людях главное, оттеснив наносное, несущественное. Писатель считает, что «люди на войне стали проще, чище и умнее, их перестали судить по многочисленным и неясным критериям, люди перед лицом смерти перестали думать, как они выглядят и какими они кажутся, - на это у них не оставалось ни времени, ни желания».

Даже если человек не воевал, не стрелял, не убивал врага, а только наблюдал за происходящим и видел войну своими глазами, это все равно наносит ему большую психологическую травму. Война меняет каждого, меняет его взгляды на жизнь, понимание, мировоззрение. Люди, бывшие очевидцами войны- другие люди, не те, что были до войны, и не те, что живут сейчас.

Воспоминания очевидцев. Восточная Пруссия

«С давних времен Восточная Пруссия являлась базой германской военщины, плацдармом для осуществления агрессивных походов против славянских народов. После прихода к власти фашизма, по всей территории Восточной Пруссии была создана мощная система, укрепленная железобетоном. В районе

12

Растонбурга в глубоких подземных убежищах расположилась ставка Гитлера. Оборонялись они очень сильно. Бои были тяжелыми, много потерь… Наши войска рассекли Восточную Пруссию на 3 части.18 февраля 1945года был смертельно ранен командующий 3-й Белорусским фронтом генерал армии Черняховский…»

56Захаров Николай Федорович,1923 г.р., рядовой 1944-1945г.

«Нас, связистов, бомбили каждую ночь. Как ночь, так начинается.Как-то пришли из убежища, легли спать, вдруг прорвался одиночный самолет и сбросил 500-килограмовую бомбу во двор казармы. Все затряслось, погас свет,посыпалась штукатурка, мы попадали с кроватей, распластались по полу. Конечно, если бы бомба взорвалась, мало, кто остался бы жив.

Наш 3-й Белорусский фронт свою задачу выполнил. Немцы усилили оборону, попытались оттеснить нас, мы навалились и снова вышли на оставленные рубежи. Потери были огромны.

За 16 дней наступления в Восточной Пруссии 3-й Белорусский фронт занял подавляющую часть территории и вплотную подошел к Кенигсбергу».

( «Партизанская база: Бои в Восточной Пруссии»)

Воспоминание солдата о Восточной Пруссии ( эмоции)

Отечественная война с декабрь 1942г.- январь 1943г. Сталинградская битва, с июля 1943г. Западный3-й Белорусский фронт.

В 1944 году, находясь на территории Восточной Пруссии, Владимир Васильевич Лазарев совершил подвиг и был награжден орденом «Красной

13

звезды». Он, будучи командиром топовычислительного отделения 261Гвардейского Пушечного артиллерийского полка,19.10.1944 года быстро и точно привязал боевой порядок дивизиона, чем обеспечил ведение огня по

контратакующему противнику в районе западнее Ваббельн, в результате чего контратака противника была отбита и наша пехота продвинулась вперед.

24.10.1944 года противник в районе Гросс Дегезен четыре раза предпринимал контратаку пехотой и танками, благодаря быстрой и точной подготовке данных, произведенной им, дивизион мог вести огонь и отбить контратаку противника. За время пребывания на фронтах Отечественной войны проявил себя дисциплинированным, исполнительным и хорошим вычислителем.

7 14

Художественное произведение Симонова

Восточная Пруссия роман « Последнее лето»

«Четвертые сутки наступления Серпилин встретил на новом командном пункте, в лесу, где еще три дня назад был один из наблюдательных пунктов немцев. Но и этот новый командный пункт сегодня предстояло менять, поспешая за продолжавшими наступать войсками. Вернулись сюда ночью и, мертвым сном проспав четыре часа, Серпилин получил донесение, что один из передовых отрядов захватил плацдарм.

Ночью командир корпуса и командир дивизии клялись и божились, что к утру сделают это. И вот зацепились, выполнили свое обещание.

Нет ничего лучше, как узнать от подчиненных, что выполнили обещанное.Если б всегда так, война была бы легким делом, только успевай глядеть на часы. Но, к сожалению, на войне далеко не все выходит по часам и у других и тебя самого! Те, кто первым прыгает через реку, всегда прыгает налегке. Теперь все и у немцев и у нас будет построено на выигрыше во времени. Подбросим быстро все, что требуется, сумеем поддержать огнем - удержатся, не сумеем - спихнут».

Художественные произведения Симонова

Восточная Пруссия

Повесть « Мы не увидимся с тобой…» лишь в начале 1978 года была впервые опубликована в журнале « Знамя». Как и ранее созданные Симоновым произведения, в том числе его замечательная трилогия « Живые и мертвые», повесть погружает нас в грозные дни Великой Отечественной войны. Действие повести, как и в романе « Последнее лето»,развивается весной и летом 1944 года во время памятной Белорусской операции, в итоге которой советские войска

вышли к государственной границе, подошли к Висле и Восточной Пруссии. Но повесть не рассказ об этой военной операции, хотя герои и участвуют в боях. В 8

15

центре ее образ писателя Лопатина, фронтового корреспондента газеты « Красная 9звезда». Рассказ о взаимоотношениях Лопатина на фронте и в тылу с близкими ему людьми, о его журналисткой деятельности, его размышления об увиденном и пережитом и составляют основу этого произведения.

«С подполковником Трофимовым он не встречался, так же как и с этим полковником-артиллеристом, так же как и тысячами других людей, составляющих ту армию, в которой он бывал. Сколько ни пробудь даже в одной и той же армии, все узнанное там- лишь крупица неузнанного.

- Интересно понять, где теперь, после Крыма, наша армия,- сказал полковник.

-Из одного письма усмотрел, что на Белорусских фронтах, воюют в Восточной Пруссии. Приезжай, пишут, поправляйся.

Полковник проковылял из палаты в коридор, а Лопатин подумал, что хорошо бы, когда начнется летнее наступление, угадать именно в их армию. Тех, кто остается жив, война чем дальше идет, тем чаще возвращает к прошлому. И не такая уж случайность, что здесь, в госпитале, оба твоих соседа из двух армий, в которых бывал раньше».

16

Выводы

  • Лазарев В. В., гвардии сержант, вел переписку с К. М. Симоновым на протяжении нескольких лет. Что он писал о боевых действиях, точно установить нельзя. Но можно с уверенностью утверждать, что на его воспоминаниях и на мемуарах сотен очевидцев таких же, как он, К. М. Симонов создал свои уникальные произведения.

  • И в каждом из них главным героем священной войны с фашизмом стал советский солдат. В грозный час смертельной опасности он не дрогнул, не пал духом, не склонил голову перед захватчиками. Выдающийся полководец Г. К. Жуков отдавал пальму первенства именно солдату и писал так: «Кровью и потом солдатам добыта Победа над сильным врагом. Он умел прямо смотреть в глаза смертельной опасности, проявил высшую воинскую доблесть и героизм. Нет границ величию его Подвига».

  • Первым, кто пытался собрать и издать солдатские мемуары, а на их основе создать художественные произведения, был К. М. Симонов.

  • По его мнению, именно простые солдаты - основа армии. Я согласно с этим, так как не бывает армий без солдат, а боя – без бойцов. Именно они составляют основную массу непосредственных участников боевых действий, исполнителей замыслов и решений командиров и начальников. Лицом к лицу встречались они с врагом, смерть ходила рядом, но им выпало жить. Они – носители и первоисточники самой подробной, детальной, объективной и достоверной информации, интеграция и анализ которой позволяли командирам и штабам получить наиболее полную, правдивую и обоснованную оценку хода и результатов боя.

  • Общим в воспоминаниях и солдат, и офицеров является героический подъем и страстное желание во что бы то ни стало освободить нашу Родину от захватчиков. А различие заключается в том, что маршалы и генералы опираются на расположение войск, их действия в ходе военных операций.

17

Солдаты же в своих письмах передают чувства, эмоции, которые они пережили, а также детали их военного быта.

Таким образом, память о войне неподвластна времени, интерес к героическому подвигу армии и народа продолжает возрастать. Открываются новые страницы патриотизма, геройства, стойкости, силы духа, верности долгу, мужества, чести и доблести. В них – ключи к решению многих задач, стоящих перед современным обществом.

Народная мудрость гласит: чтобы понять и оценить настоящее и предвидеть будущее, надо знать и помнить прошлое. Память о войне направляет наши мысли на патриотические дела в интересах народа и государства.

Тезисы

  1. Тема исследовательской работы «Судьба одного письма (Соотношение исторического, документального и художественного в письмах участников Великой Отечественной войны и в произведениях К. М. Симонова)».Основанием для этой работы послужило письмо, написанное К. М. Симоновым Лазареву Владимиру Васильевичу, жителю нашего города, участнику войны. Об этом человеке на рассказывала на уроке литературы Шиянова Н.Н. Оказывается с известным писателем Лазарев В. В. познакомился в ходе сражений при Сталинграде, потом встретился с ним на фронтах войны в Восточной Пруссии, далее была Манчжурия. А потом годы переписки. Но, к сожалению, уцелело только одно письмо.

  2. Исследование на основе документальных источников:

Я старалась ответить на вопросы, которые задавал сам себе К. М. Симонов:

- Как вспоминают войну маршалы, генералы, как вспоминают ее солдаты.

- В чем они сходятся, в чем расходятся, где точки соприкосновения, где различия.

Результаты проведенной работы:

  1. Действительно, произведения К. М. Симонова: роман « Последнее лето», повести «Дни и ночи», « Мы не увидимся с тобой» - уникальные творения. В них писатель вложил как личный опят, так и чувства своих товарищей оп переписке.

  2. К. М. Симонов был одним из первых, кто пытался собрать и издать солдатские мемуары и на их основе создать художественные произведения.

  3. Лазарев Владимир Васильевич, гвардии сержант, вел переписку с Симоновым в течение нескольких лет. Что он писал о боевых действиях, точно установить нельзя. Но можно с уверенностью утверждать, что на его воспоминаниях и на мемуарах других адресатов, таких же, как он, К. М. Симонов создал свой роман «Последнее лето» и другие произведения. И в каждом из них главным героем священной войны с фашизмом стал советский солдат.

Таким образом, память о войне неподвластна времени, интерес к героическому подвигу армии и народа продолжает возрастать. Открываются новые страницы патриотизма, геройства, стойкости, силы духа, верности долгу, мужества, чести и доблести. В них – ключи к решению многих задач, стоящих перед современным обществом.

Народная мудрость гласит: чтобы понять и оценить настоящее и предвидеть будущее, надо знать и помнить прошлое. Память о войне направляет наши мысли на патриотические дела в интересах народа и государства.

Список литературы

  1. Симонов К. М. Живые и мертвые: роман в 3 кн. Кн. 2: Солдатами не рождаются. – М.: Худож. лит., 1989, 736с.

  2. Симонов К. М. Живые и мертвые: в 3 кн. Кн. 3: Последнее лето. –М.: Худож. лит., 1990, 590 с.

  3. Симонов К. М. Разные дни войны: дневник писателя. Т.1- М.: Известия, 1981, 526 с.

  4. Симонов К. М. Письма о войне, 1943-1979.-М.: Совет. Писатель, 1990, -720 с.

  5. Симонов К. М. Сто суток войны.- Смоленск. : Русич, 1999, 572 с.

1http://www.hrono.ru/

2http://www.volgveteran.ru/

3Симонов К. Дни и ночи (под Сталинградом). Правда, 1942, №286, 25 сентября, Красная Звезда, 1942, №225, 24 сентября

4http://www.biblioteka-volgograd.ru/

5http://moypolk.ru/

6http://www.zpu-journal.ru/

7http://militera.lib.ru/prose/index.html

8Симонов К. М. книга Мы не увидимся с тобой.

9http://litm.ru/

Просмотров работы: 396