ЖИВИ, КАК ПИШЕШЬ, ПИШИ, КАК ЖИВЕШЬ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЖИВИ, КАК ПИШЕШЬ, ПИШИ, КАК ЖИВЕШЬ

Богачев П.П. 1
1МКОУ СОШ №5, 11 класс
Шкарбаненко е.г. 1
1МКОУ СОШ №5 с. Водораздел Андроповского района Ставропольского края
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Прелесть!

Прелесть и совершенство –

какая гармония!

Что за чудотворец этот Батюшков»

А.С. Пушкин

Имя Константина Николаевича Батюшкова не раз упоминалось на уроках литературы, музыки и мировой художественной культуры в разных контекстах. Мы обращались к творчеству К.Н. Батюшкова, одного из самых «загадочных» поэтов русской литературы, изучая эпоху и окружение А.С. Пушкина. Увлекшись его поэзией, я узнал, что судьба Батюшкова полна трагизма. Пережив Пушкина чуть ли не на два десятилетия, он тем не менее остался для современников и потомков его молодым предшественником, не успевшим проявить своего исключительного дарования Мелодичность, благозвучие, интонационная свобода, необычайная гармония всех элементов стиха Батюшкова, пластичность лирики, нетрадиционный образ автора — все это делало его прямым учителем молодого Пушкина. Можно даже сказать, что он был «Пушкиным до Пушкина».

На мой взгляд, судьба и творчество К.Н. Батюшкова незаслуженно мало представлены в школьных программах. Я утвердился в своем убеждении, когда на уроке мировой художественной культуры услышал несомненный музыкальный шедевр – романс «Память сердца» М.И. Глинки на стихотворение К.Н. Батюшкова «Мой гений». которое «по чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши воображения» Пушкин назвал «лучшей элегией Батюшкова». Именно оно с крылатой строкой «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной...» привлекло внимание великого русского композитора М.И. Глинки своим редким сочетанием легкого лирического чувства и динамизма его развития и вдохновило на создание выдающегося вокального произведения. Меня очень заинтересовала тема творческого содружества двух великих художников и история создания замечательного музыкального произведения.

Еще в юности Константин Николаевич Батюшков четко определил и себя как человека, как поэта, говоря: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь"», ибудущий поэтический характер:

«Так хижину свою поэт дворцом считает.

И счастлив — он мечтает!»

Будучи участником Отечественной войны 1812 года и получив ранение, Константин Батюшков, в отличие от многих поэтов того времени, оказался верен своему слову и в стихах отобразил войну такой, как он ее видел. Это была страшная картина пожаров, голода и смертей, и весь этот ужас Батюшков запечатлел на бумаге: «Все пусто… Кое-где на снеге труп чернеет».

Кардинально изменился и сам поэт. Не стало более жизнерадостных элегий, которые были свойственны ему ранее. Он писал как жил, и его творчество стало наполняться характерной для него теперь и в жизни вспыльчивостью, резкими переменами в настроениях и стремлениях. Он не мог найти себе места, был противоречивым и даже сам о себе написал: «В нем два человека». Стало проявляться тяжёлое нервное расстройство, приведшее к тяжелому душевному заболеванию.

Тем не менее, до конца жизни К.Н. Батюшков был окружен заботой и участием своих друзей- единомышленников, составляющих гордость российской словесности: на протяжении двадцати лет рука об руку с ним по жизни шли В.А.Жуковский и П.А. Вяземский, он дружил с А.С. Пушкиным, Н.М. Карамзиным, Е.А. Баратынским, Н.И. Гнедичем, А.Н.Радищевым, И.А. Крыловым и многими другими.

В жизни каждого человека случаются роковые встречи, и Константин Батюшков в этом не является исключением. Гостя в Петербурге у близкого друга семьи, президента Академии художеств, Алексея Николаевича Оленина, поэт знакомится с его приемной дочерью Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку. Однако Анна Фурман не питает к жениху ответных чувств. Понимая это, Батюшков разрывает помолвку, однако до конца своей жизни хранит в сердце образ девушки, пленившей его воображение. Анне Фурман поэт посвящает целый цикл стихов, в том числе и стихотворение «Мой гений», написанное через несколько месяцев после расторжения помолвки и наполненное печалью и тоской. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной», — этой фразой поэт подчеркивает, что он не в состоянии подчинить свою любовь логике и здравому смыслу. Понимая, что обратного пути нет, и взаимоотношения с Анной Фурман разорваны навсегда, поэт продолжает хранить ее образ в собственном сердце. «Я помню голос милых слов, я помню очи голубые», — отмечает автор, воссоздавая по крупицам портрет самого близкого и родного для него человека. Он искренне убежден, что эта необыкновенная девушка является его гением и ангелом-хранителем. Именно она вдохновляет поэта на творчество и заставляет облачать в стихи свои чувства.

Анна Федоровна Фурман

(1791-1850 )

 

Примечательно, что свои чувства к Анне Фурман Батюшков пронес через всю жизнь, и с каждым годом они становились лишь сильнее, доведя, в конце концов, впечатлительного поэта до умопомешательства. «Мой Гений», трогательная жалоба на незаживающую сердечную рану, с начальным четверостишием, часто народной молвой ошибочно приписываемым Пушкину:

О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью своей

Меня в стране пленяешь дальней.

Мы не знаем, связывали ли дружеские отношения К.Н. Батюшкова и молодого тогда композитора М.И. Глинку, однако известно, что оба художника посещали знаменитый салон А.Н.Оленина. Возможно, там могло состояться их знакомство. Тем не менее, в 1826 году Михаил Глинка представляет романс «Память сердца» на стихотворение «Мой гений», покоренный его музыкальностью, тонкостью, богатством красок и пластичностью образов, в котором «юный Глинка показал себя искусным и чутким к современной ему русской поэзии музыкантом" (Б.Асафьев).

Светский салон А.Н. Оленина

 

На мой взгляд, этот романс по праву стоит в одном ряду с жемчужинами камерно- вокальной музыки М. И. Глинки, наряду с такими шедеврами, как «Я помню чудное мгновенье», «Не искушай», «Ночной зефир» и многими другими. Композитору удалось воплотить в музыке лирическую проникновенность стиха и слова Батюшкова, его художественный мир, неповторимую «батюшковскую гармонию» в гармоническом единстве вокальной и фортепианной партий. Романс «Память сердца» и сегодня является одним из самых исполняемых произведений в репертуаре лучших певцов нашей страны. С особой проникновенностью его исполнял Сергей Яковлевич Лемешев.

Сергей Яковлевич Лемешев

(1902-1977 )

 

Поэт неповторимого дарования в одном стихотворении смело сплетает в единое целое мир романтической мечты («И образ милый, незабвенный,

повсюду странствует со мной») и земной реальности («Моей пастушки несравненной я помню весь наряд простой»), поэзию светлых чувств («Хранитель гений мой – любовью в утеху дан разлуке он») и «душевной скорби» («О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной»). Наверное поэтому, несмотря на трагическую личную судьбу, его имя стоит в ряду самых светлых имен русской классической поэзии: в стихах Батюшкова так много света. Значение творчества К.Н. Батюшкова для русской литературы очень высоко оценивали его друзья и единомышленники, А.С. Пушкин и многие критики современности и тех лет, определяя историко- литературное значение творчества К.Н. Батюшкова словами В.Г. Белинского «Без Батюшкова не было бы Пушкина». На мой взгляд, одной этой заслуги поэта достаточно, чтобы имя Батюшкова произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением.

Памятник К.Н. Батюшкову в Вологде

 

5

Просмотров работы: 266