СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Тер Т.Д. 1
1МАОУ "Ягринская гимназия"
Ромицына А.Н. 1
1МАОУ Ягринская гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все популярнее становятся путешествия по зарубежным дорогам на автомобиле. Несмотря на то, что организация дорожного движения во всем мире базируется на одних и тех же принципах, свои особенности имеются в каждой стране. Чаще всего они касаются таких аспектов, как скоростной режим, правила парковки, обгон и опережение транспортных средств, правила проезда перекрестков, правила движения в населенных пунктах и др. Незнание этих особенностей может стать причиной возникновения серьезных неприятностей. Великобритания, как страна изучаемого языка, представляет для нас особый интерес. Поэтому изучение правил дорожного движения (ПДД) в Великобритании актуально.

Методы исследования:

  • Изучение литературы по теме исследования

  • Проведение сравнительного анализа

  • Обобщение результатов

Гипотеза: ПДД Великобритании России имеют сходства и различия

Объект исследования - правила дорожного движения Великобритании и России.

Предмет исследования - сходства и различия ПДД в Великобритании и России.

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях и нормативно-законодательные акты обеих стран.

Цель: провести сравнительный анализ правил дорожного движения Великобритании и России

Задачи:

  • Изучить литературу по теме

  • Сравнить ПДД Великобритании и России

  • Обобщить полученные результаты

3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1.1 История возникновения ПДД

Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным. Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре. Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней (одностороннее движение). В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины 11 сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать». В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» - автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Так, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или Фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Но автомобилей становилось всё больше и больше. Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов. Во время конференции ЮНЕСКО с 7 октября по 8 ноября 1968 года в Вене была разработана «Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах» — международный договор, который был заключён с целью повышения безопасности дорожного движения и был подписан 68 странами мира. Для этих государств документ устанавливает общие принципы, в соответствии с которыми должны разрабатываться автомобильные нормативные правовые документы. Последние изменения в конвенцию о дорожном движении были внесены в 2004 год [3, 4].

4

1.2 Организация дорожного движения на современном этапе

В настоящее время в каждом современном государстве существует дорожное движение. Очевидно, что дорожное движение в обязательном порядке должно быть организовано.

Официально принятый документ, который предназначен для организации и регулирования дорожного движения – Правила Дорожного Движения (сокращенно ПДД) [1, 53].

ПДД представляет собой свод всех норм, требований и правил, имеющих отношение к организации дорожного движения. Они обязательны для исполнения каждым участником движения – будь то пешеход или водитель транспортного средства. Нарушение ПДД считается грубым правонарушением, в наказание за которое человека могут оштрафовать, лишить прав или свободы [2, 3].

Однако дорожное движение регулируется не только нормативными документами, но и специальными техническими средствами. К ним относятся, знаки дорожного движения, дорожная разметка и светофоры. При отсутствии или неисправности светофора движение может регулироваться регулировщиком [6, 8]. Сигналы и жесты, которого должен знать каждый участник движения.

Поскольку не все водители строго соблюдают ПДД для обеспечения порядка на дорогах и контроля исполнения требований правил в каждом государстве имеются специальные службы. В России это подразделение называется Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения (ГИБДД).

Все участники дорожного движения: водители, пассажиры транспортных средств и пешеходы обязаны знать и соблюдать те пункты и положения ПДД, которые имеют к ним непосредственное отношение. Так, пешеход не обязан знать правила парковки либо маневрирования транспортных средств, но что касается сигналов светофора, обозначения пешеходных переходов и правил перехода проезжей части, то это обязан знать каждый пешеход. Участники дорожного движения должны, несомненно, соблюдать требования дорожных знаков, разметки, светофоров и иных технических средств организации дорожного движения, а также сигналов регулировщика [4,1].

Дорожный знак представляет собой табличку стандартных размеров треугольной, круглой, квадратной, прямоугольной либо шестигранной формы. Вид и оформление дорожного знака напрямую зависят от его назначения [3, 3].

Все дорожные знаки делятся на две категории – постоянные и временные.

5

Необходимо учитывать, что в большинстве стран в ситуации, когда требования постоянных знаков противоречат требованиям временных, участники дорожного движения должны соблюдать требования временных знаков.

Важным средством организации движения является дорожная разметка. Она представляет собой линии определенной формы, конфигурации и исполнения, которые в большинстве случаев имеют белый цвет. Требования линий дорожной разметки обязаны строго соблюдать все участники дорожного движения. Если разметка противоречит требованиям дорожных знаков, то в России, как во многих странах, необходимо соблюдать требования знаков.

Светофор также относится к средствам организации дорожного движения. Его сигналы могут быть красного, желтого и зеленого цветов. Иногда допускается использование светофоров с сигналами бело-лунного цвета (в России такие светофоры применяются для регулирования движения трамваев), в некоторых странах используется также синий сигнал светофора. В настоящее время светофор считается наиболее удобным и эффективным средством регулирования движения на перекрестках.

Искусственная неровность на проезжей части, именуемая в народе "лежачий полицейский" вынуждает водителей транспортных средств замедлить движение перед нерегулируемым перекрестком, пешеходным переходом или в другом потенциально опасном месте [3, 4].

Движение автомобилей на проезжей части может быть организовано по левой или по правой стороне. В первом случае оно называется левосторонним, во втором – правосторонним.

В большинстве государств действует правостороннее движение. Оно характеризуется тем, что при нем наиболее сложными маневрами являются левый поворот и разворот, потому что они сопряжены с выездом на полосу встречного движения [5, 1].

Мы выяснили, что на современном этапе ПДД представляет собой свод норм, требований и правил, имеющих отношение к организации дорожного движения. Они обязательны для исполнения каждым участником движения. Дорожное движение регулируется не только нормативными документами, но и специальными техническими средствами или регулировщиком.

6

ГЛАВА 2. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ПДД ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ

В процессе исследования нами была проведена сравнительная характеристика ПДД Великобритании и России. (Приложение 1). Обобщив данные, мы выявили следующие сходства.

1) В Великобритании и России транспортные средства, которые движутся по главным дорогам, всегда имеют преимущество по отношению к транспортным средствам, находящимся на второстепенных дорогах. Если поперек проезжей части нанесена белая полоса дорожной разметки, то это означает, что необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.

2) В Великобритании водители транспортных средств обязаны уступать дорогу пешеходам, находящимся на пешеходных переходах (как и в России, переходы обозначаются «зеброй»). Невыполнение данного требования влечет наложение штрафа.

3) В обеих странах водители и пассажиры транспортных средств обязательно должны пользоваться ремнями безопасности. Это касается и пассажиров на заднем сиденье (при наличии ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства).

4) Разговаривать по мобильному телефону во время управления автомобилем, как и в России, разрешается только с использованием системы «свободные руки».

В ходе работы нами были выявлены и различия в правилах ПДД.

1) Главная особенность дорожного движения Великобритании заключается в том, что оно является левосторонним. Это создают большие неудобства для российского водителя. Из вышеуказанной причины следует возможность только правостороннего обгона.

2) Существенную помощь оказывает дорожная разметка, которая отличается высокой информативностью. Она подробна и понятна даже для водителей с небольшим стажем. В России же дорожная разметка не столь информативна.

3) На круговых перекрестках преимущество имеют транспортные средства, которые находятся справа, что является полной противоположностью российским ПДД, в частности известному правилу «помехи справа».

4) В некоторых государствах с правосторонним движением ПДД разрешают поворачивать направо даже на красный свет светофора при условии предоставления преимущества другим участникам дорожного движения. Существует ошибочное мнение, что в Великобритании можно аналогичным образом поворачивать на красный свет налево.

7

Но это не так, за подобное нарушение можно получить штраф.

5) В Великобритании нет специальной дорожной полиции. На место дорожно-транспортного происшествия прибывает наряд обычной полиции. Обязанность контролировать скоростной режим также возложена на полицейских. Остальными вопросами организации дорожного движения занимается инспекция дорожного движения, относящаяся к местному муниципалитету. В России контролирующий орган дорожного движения – ГИБДД.

6) Свои особенности в Великобритании имеют и правила парковки транспортных средств. Если вдоль края проезжей части нанесена двойная сплошная линия дорожной разметки — значит, парковка в данном месте запрещена круглосуточно. Такое же значение имеет одинарная желтая линия разметки. Если при парковке необходимо соблюдать какие-то особые правила, то на это укажут соответствующие дорожные знаки. В центральной части Лондона (как и многих других английских городов) парковка транспортных средств весьма ограничена. Бесплатные парковки расположены в основном далеко от центра города, и оставлять на них автомобиль разрешается не более чем на два часа. Во многих местах можно увидеть дорожный знак с надписью Residentsparking. Он означает, что в данном месте парковка разрешена только для граждан, постоянно проживающих поблизости. За нарушение правил парковки автомобиль могут забрать на эвакуаторе, поставить блокиратор на колеса или даже проколоть колесо (такими полномочиями наделены работники инспекции дорожного движения). Водителю или владельцу автомобиля необходимо будет заплатить штраф.

7) Вдоль всех трасс в Великобритании установлены специальные телефонные аппараты, по которым можно вызвать помощь или полицию в случае необходимости. В России этого нет.

8) Автомобилисты в Великобритании должны использовать ближний свет между заходом и восходом солнца в ночное время на всех дорогах без освещения улиц и дорог. Фары у автомобилей с левым расположением руля должны быть заклеены клейкой лентой, чтобы не ослеплять встречных водителей. В России ближний свет должен быть включен в любое время суток.

9) В Великобритании дорожных знаков меньше, чем в России. (Приложение 2) Например, отсутствует знак «Главная дорога», а знак «Уступите дорогу» встречается очень редко, вместо него обычно используется соответствующая дорожная разметка (в виде треугольника). Система дорог отличается продуманностью и удобством. Для предотвращения пробок существует множество дорожных развязок, как регулируемых,

8

так и нерегулируемых, в том числе разноуровневых. Места, где возможно возникновение пробок, обозначаются соответствующими дорожными знаками. В населенных пунктах имеется большое количество светофоров. Чаще на регулируемых пешеходных переходах пешеход должен нажать кнопку переключения сигнала светофора.

10) В Великобритании расстояние меряется футами и милями, в России – километрами. Также различается и маркировка топлива.

Таким образом, наша гипотеза о том, что ПДД в Великобритании и России имеют различия, подтвердилась.

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация дорожного движения во всем мире базируется на одних и тех же принципах, свои специфические особенности имеются в каждой стране. Чаще всего они касаются таких аспектов, как скоростной режим, правила парковки, обгон и опережение транспортных средств, правила проезда перекрестков, правила движения в населенных пунктах и др.

Мы выяснили, что ПДД представляет собой свод норм, требований и правил, имеющих отношение к организации дорожного движения. Они обязательны для исполнения каждым участником движения. Нарушение ПДД везде считается грубым правонарушением. Дорожное движение регулируется не только нормативными документами, но и специальными техническими средствами или регулировщиком.

Чтобы отправится в путешествие по Великобритании на автомобиле, необходимо будет изучить все особенности, которые характерны для дорог данной страны. В первую очередь, основное отличие дорожного движения в Великобритании заключается в том, что движение там левостороннее. Также необходимо отметить и то, что вся имеющаяся дорожная разметка, которая характерна для Великобритании, является очень информативной. Необходимо помнить, что обгон транспортного средства в Великобритании осуществляют с правой стороны. Особое внимание следует уделить перекресткам и круговому движению. Учитывая тонкости национальных дорожных законов и соблюдая наиболее актуальные отличия ПДД Великобритании, туристам будет проще сориентироваться при осуществлении дорожных маневров.

Таким образом, гипотеза о том, что ПДД Великобритании и России имеют сходства и различия, подтвердилась.

Поставленные задачи решены, цель работы достигнута.

10

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая российская энциклопедия.- М.: Большая российская энциклопедия, 2005. – 766с.

  2. ГладкийА. Особенности ПДД разных стран мира. Шпаргалка для тех, кто путешествует за рулем – 2013. – С.3

  3. Интернет-источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/ Правила дорожного движения

  4. Интернет-источник-http://www.orangesmile.com/prokat-avto/great-britain/poezdka_na_mashine.htm

  5. Интернет-источник - http://avtopremial.ru/osobennosti-pravil-dorozhnogo-dvizheniya-v-velikobritanii

  6. Интернет-источник - General Road Rules and traffic signs in the UK /https://www.justlanded.com/english/United-Kingdom/Articles/Travel-Leisure/General-Road-Rules //

11

Приложение 1

Сходства и различия в ПДД Великобритании и России

Великобритания

Россия

Сходства

Транспортные средства, которые движутся по главным дорогам, всегда имеют преимущество по отношению к транспортным средствам, находящимся на второстепенных дорогах.

Водители транспортных средств обязаны уступать дорогу пешеходам, находящимся на пешеходных переходах

Водители и пассажиры транспортных средств обязательно должны пользоваться ремнями безопасности.

Водителю за рулем запрещено курить, разговаривать по мобильному телефону без специальной гарнитуры, находиться в состоянии алкогольного опьянения.

Различия

Левостороннее движение

Правостороннее движение

Правосторонний обгон

Левосторонний обгон

При движении по кругу следует отдавать предпочтение автомобилям, находящимся справа

При участии в движении по кругу следует отдавать предпочтение автомобилям, находящимся слева

Нельзя поворачивать на красный свет налево

Разрешается поворачивать направо даже на красный свет светофора при условии предоставления преимущества другим участникам дорожного движения

Отсутствует так называемая ГИБДД

Контролирующий орган дорожного движения – ГИБДД.

При наличии двойной сплошной полосы вдоль дороги запрещено парковаться. Если полоса одиночная желтого цвета, то стоит ориентироваться по указателям для уточнения времени разрешения парковки.

Парковка автомобиля в России разрешена с правой стороны дороги или на обочине в любом месте, где нет запрещающих или ограничивающих знаков.

Вдоль всех трасс установлены специальные телефонные аппараты, по которым можно вызвать помощь или полицию в случае необходимости.

нет

Ближний свет используется между заходом и восходом солнца в ночное время на всех дорогах без освещения улиц и дорог. Фары у автомобилей с левым расположением руля должны быть заклеены клейкой лентой, чтобы не ослеплять встречных водителей.

Ближний свет фар должен быть включен всегда на движущемся автомобиле (днем и ночью, в населенных пунктах и на трассе).

Для предотвращения пробок в Великобритании существует множество дорожных развязок, как регулируемых, так и нерегулируемых.

Развязок мало

Дорожных знаков немного

Много дорожных знаков

Расстояние меряется футами и милями

Расстояние меряется километрами

Маркировка топлива

Маркировка топлива

12

Приложение 2

Различия в дорожных знаках Великобритании и России

Страны

Знаки

Великобритания

Россия

Уступите дорогу

   

Главная дорога

Неиспользуется

 

Конец главной дороги

Неиспользуется

 

Пересечение равнозначных

дорог

Неиспользуется

 

Дорожные работы

   

Движение транспортных средств,

кроме мотоциклов, запрещено

 

Неиспользуется

Движение механических

транспортных

средств запрещено

   

Движение пешеходов запрещено

   

Движение тракторов запрещено

Не

используется

 

Правый поворот

 

Неиспользуется

13

Круговое движение

   

Ограничение минимальной

скорости

   

Пешеходная дорожка

Не

используется

 

Выезд на дорогу

с односторонним движением

Не

используется

 

Пешеходный переход

   

Автомагистраль

   

Дорога для автомобилей

   

Предварительный указатель

направлений

Не

используется

 

Указатель расстояний до

населенных пунктов

Не

используется

 

Общие ограничения

максимальной скорости

Не

используется

 

14

Просмотров работы: 4847