ДЕВИЧЬЯ КРАСА НЕ ТОЛЬКО КОСА. ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДЕВИЧЬЯ КРАСА НЕ ТОЛЬКО КОСА. ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ.

Попова А.С. 1
1ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы
Кирина Е.И. 1
1ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мой родной край-Среднее Поволжье. Земля, на которой мы живем, издревле влекла к себе людей. Прекрасные степи и луга были пригодны для занятий скотоводством, великолепный чернозем - земледелием. Одна за другой накатывали волны крупных переселений народов. Все, кто приходил сюда позднее, вливаясь в этот «котел» приносил свою культуру, в тоже время, впитывая новые традиции. Примечательно, что именно в городах с их безумным ритмом жизни сегодня пробуждается интерес к народному костюму, возникают студии, центры, школы ремесел, где через воссоздание костюма, его многочисленных деталей, сложных головных уборов идет работа по восстановлению забытой технике шитья, вышивки, ткачества. Фактически, создавая копии сохранившихся подлинных предметов народной одежды, умельцы возрождают мастерство и обретают любовь к рукотворному труду. Передавая свои умения и знания другим, как это было когда то у нашего народа в старину. В настоящее время люди стараются поддерживать истоки культуры, сохранять традиции. Возрождаются народные праздники – Велик День (Красная Горка), Иван Купала (начало лета), Троица», «Ураза Байрам», «Навруз».

Я в прошлом году побывала на празднике «Троица». Было очень интересно! Многие сельчане были в национальных костюмах. Девушки водили хороводы, пели песни. Парни мерялись силой и удалью. Мне было жаль, что у меня нет национального костюма. Я решила, что на следующий год обязательно с мамой изготовим национальный костюм для праздника.

Для того, чтобы найти единомышленников, я решила в классе провести опрос среди одноклассников и их родителей. (Приложение1). Было опрошено 24 ученика 4а класса и 26 родителей. Опрос показал, что 90% опрошенных посещают этнографические праздники. 58% взрослых и 80% детей хотели бы прийти на праздник в национальном костюме. С особенностями национального костюма знакомы далеко не все взрослые и почти никто из детей. Стало понятно, что нужной информации для изготовления национального костюма не хватает. Необходимо окунуться в историю. Мы решили начать с женских и девичьих головных уборов, т.к. про эту часть национального наряда у нас меньше всего информации.

Тема исследования: «Девичья краса не только коса. Женские головные уборы народов Среднего Поволжья».

Гипотеза: возможно, знания о национальных головных уборах заинтересуют современных девочек и побудят использовать элементы национального костюма в своей одежде.

Цель: выяснить особенности национальных женских и девичьих головных уборов народов Среднего Поволжья.

Задачи:

  • узнать назначения головных уборов;

  • узнать отличия женских и девичьих головных уборов народов Среднего Поволжья;

  • провести опрос среди родителей и одноклассников и выяснить, головные уборы, какой национальности их больше всего интересуют;

  • изучить традиции изготовления самых популярных девичьих головных уборов и изготовить их;

  • рассказать одноклассникам и родителям об особенностях изготовления национальных головных уборов для девочек и провести показ образцов;

  • сделать вывод по результатам исследования

Объект исследования: история женских головных уборов народов Среднего Поволжья.Предмет исследования: традиционный головной убор девочки и девушки.Проблема: современные дети не знакомы с традициями и культурой своей малой родины.

Методы исследования:

· анкетирование,

· беседа,

· сбор информации из разных источников (энциклопедия, словари, интернет)

· наблюдение, сравнение,

· анализ полученных результатов.

  1. Женские головные уборы народов Среднего Поволжья.

Посетив библиотеку, пообщавшись с сотрудниками местного краеведческого музея и изучив ресурсы интернет-сайтов, я узнала следующую информацию о женских головных уборах народов Среднего Поволжья в19-20веках.

1.1 Русские

На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой.

Отсюда различие головных уборов у замужней -это глухая шапочка, у девушки- головной убор выглядел в виде обруча или перевязки, оставляющий верх головы не закрытым. Перевязка делалась из полоски ткани-парчи, а на неё пришивались бусины, жемчуг, бисер. Иногда к ленте привязывали небольшой вышитый или парчовый треугольник, так называемый "косник" в виде треугольника. В южных уездах Самарской губернии в праздники девушки надевали на головы венки из полевых цветов, а сзади к ним прикрепляли ленты, которые свободно ниспадали по спине.

В женском головном уборе замужних женщин отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия. «Кика» произошло от слова «кичка» - утка; «кокошник» от слова «кокоть» - петух ,«сорока» - от названия птицы.

Среди праздничных женских головных уборов употреблялись разнообразные кокошники.

Первый раз кокошник одевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. Наиболее широко был распространен кокошник с закругленным верхом, имеющий вид полумесяца (Бугульминский, Бугурусланский уезды) В Поволжье данный вид головных уборов пришел из Владимиро-Суздальской Руси, для которой он был характерен. Бархатная заготовка кокошника натягивалась на твердую основу (на бересту, позже - на картон). Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом. Кокошники имели право надевать лишь молодые женщины и молодушки, только что вышедшие замуж. В одних случаях его носили до рождения первого ребенка, т.е. до тех пор, пока женщина не переходила в следующую возрастную группу - женщины-матери. Затем кокошник заменялся волосником.

В с. Аскулы (Самарская Лука) уже на второй день свадьбы после вуали "молоде", переодетой в другой наряд, надевали на две уложенные на голове венком косы "волосник" - черную сетку с бисером, к которой сзади были прикреплены черные ленты. В соседнем с. Жигули он назывался "бабушник" и представлял собой обруч на голове, на который натягивалась черная сетка с бисером, выложенным узором.

Вместе с тем, в это время в быт широко входят платки и шали. Платки повязывали поверх головного убора, позже носили самостоятельно.

1.2 Мордва

У девушек самым распространённым видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером. Налобная повязка могла быть и мягкой. Налобную ленту украшали гофрированными оборами, розетками из лент, нашивками пуговиц и блесток. Некоторые головные уборы девушки начинали носить сразу после просватанья: пря сюкс у саратовской мордвы и кокол паця. Кокол паця представлял собой косынку с треугольной лопастью на твердой высокой основе. Его носили до замужества. Одним из кульминационных моментов свадьбы была замена девичьей прически и головного убора на прическу и головной убор замужней женщины. Этот обряд у мордвы не был приурочен к определенному сроку. Так, у эрзи, проживавшей на севере Нижегородской и в Симбирской губернии, женский головной убор панго надевали невесте на одном из этапов свадебной церемонии. У большинства эрзянского населения молодая первый раз сороку или шлыган надевала на второй-третий день свадьбы. В с. Клявлино Клявлинского района Самарской области это делалось через неделю. Тип вышивки очелья и позатыленя различался: первое вышивали геометрическим узором в технике счетной глади или шитьем «в елочку», второе - рельефной вышивкой в виде эрзянской звездочки.

У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами. Также носили платки, на голову одевали два-три платка, выходило красиво.

1.3 Чуваши

Cтаринный праздничный костюм чувашки весьма сложен. В его завершенности большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, раковин и монет. Бисер у чувашей шел на изготовление девичьих головных уборов – тухьи и женских головных уборов – хушпу, сохранившихся до наших дней. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщовой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок, в котором древние предки чувашей отразили свои языческие представления о мире. Основные цвета бисера – красный и зеленый, белый и желтый. Бисерные подвески с мелкими монетками на концах, свисающие с остова хушпу или тухьи, обрамляли лицо.

  1.  
    1. Поволжские татары.

Женские головные уборы делятся на: уборы девичьи и замужних женщин. Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. В середине 19 — начале 20 вв. в качестве девичьего головного убора бытовали калфаки. Девичий калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Обычно делали из бархата, расшивали бисером. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок).

В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав волосники и различные покрывала, которые, кстати, составляли основную часть комплекса головного убора замужних женщин.

В татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие и зеленые цвета.

1.5 Башкиры

Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение.Башкирские девочки обычно, особенно летом, ходили с непокрытой головой,

Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (камчат бурек). Убором молодых женщин служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар). Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури.

  1. Соблюдение традиций при изготовлении головных уборов для девочек.

Проведенные исследования помогли мне узнать многое о женских головных уборах народов Среднего Поволжья. Полученную информацию я занесла в таблицу.

национальность

головной убор девочек и девушек

материал

головной убор замужних женщин

материал

цвет

узор

русские

Перевязка, накосник, венок, лента

Парча, атлас, картон, бусины, жемчуг, бисер, засушенные и живые цветы

Кика или кичка, кокошник, волосник, сорока, бабушник, ширипка, платок, шаль

Холст, войлок, барат, парча, береста, картон, канитель

Красный, белый, зеленый, желтый.

Зооморфный орнамент, геометрические узоры, растительный орнамент.

мордва

Налобная повязка, пря сюкс кокол паця

Луб, картон, бисер, блестки, пуговицы, бусы, перья-селезня, монетки

Панго, сорока-шлыган, полотенца, платки

Холст, бисер, позумент, медные цепочки

красный белый, черный, желтый

Геометрические узоры

чуваши

Тухья

Шерстяная или холщевая ткань, кожа, бисер, монеты, раковины каури.

Хушпу

Шерстяная или холщевая ткань, кожа, бисер, монеты

Красный, зеленый, белый, желтый

Геометрические узоры

Поволжские татары

Калфак

Бархат, бисер

Волосник покрывало

Хлопок, шерсть, бархат, бисер

Белый, красный, синий, зеленый

Растительные узоры

Башкиры

Такыя

Хлопок, холщовая ткань, монеты бисер

Тупый, камчат бурек, кушъяулык, кашмау, тастар

Хлопок, шерсть, раковины, монетки, бусинки

Красный, белый, желтый

Геометрические узоры, растительный орнамент

Опрос одноклассников показал, что большинство хотят иметь русский или мордовский головной убор. Мы, вместе с бабушкой, решили изготовить головные уборы русских девушек – накосник, перевязку (Приложение № 2). И венок из искусственных цветов, который носили мордовские, чувашские, русские девушки и он остается актуальным даже в наше время. Отличительной особенностью девичьих головных уборов, является открытый верх головы. Для изготовления девичьего украшения для косы – накосника, вначале был нарисован шаблон треугольной формы и продумана композиция рисунка. Затем перерисовали шаблон на картон и вырезали. Обтянули вырезанный картон красным атласом, получилась основа накосника. В верхней части сделали петлю, за нее накосник крепиться к косе. Для украшения использовали золотую тесьму, бусины. Нижнюю часть украсили кружевом. Красный атлас, нам так же потребовался для изготовления перевязки. Поскольку красный цвет –« цвет солнца и тепла» был любимым цветом всех народов Среднего Поволжья. Им мы обтянули, картонный шаблон. Лобную часть головного убора задекорировали косой сеткой-ромбами (знак лучезарного солнца) золотыми кружевами. По бокам от сетки пришили горизонтальные линии (символ земли) из золотой тесьмы. В качестве позумента использовали бусины. К готовой основе, с обеих сторон пришили красные ленты, с их помощью головной убор будет держаться на голове. Для изготовления венка нам понадобились: зеленая атласная лента (цвет изобилия, радости и спокойствия), мягкая подкладка для налобной части венка, обшитая зеленым атласом и искусственные цветы – закрепленные с помощью иголки и ниток.

Заключение

В ходе исследования я узнала, что в старину по головному убору женщин Среднего Поволжья можно было судить о возрасте хозяйки, её социальном статусе, определить место проживания, принадлежности к роду, о степени состоятельности семьи. Материалы, из которых изготавливали уборы, были растительного или животного происхождения. Головные уборы носили защитную и ритуальную функцию. Чаще всего в национальных головных уборах использовался красный цвет.

В современной жизни старинные головные уборы используются только в качестве элемента концертных костюмов. Я считаю это неправильным! Элементы национального костюма могут быть и в наряде современной девушки. Изготовленные мной головные уборы вызвали большой интерес у одноклассников и их родителей. Многие решили последовать нашему примеру и изготовить национальный головной убор для себя.

Я считаю, что соблюдение национальных обычаев и традиций подчеркнут нашу принадлежность к своей нации, а замечательные головные уборы станут прекрасным дополнение к прическам современных девочек.

Используемые источники

1.Ведерникова, Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края / Т. И. Ведерникова.— Самара: Самарский науч.- метод. центр народ. творчества, 1991.— 132 с.2.Галыгина, Г. В. История костюма по материалам фонда общества истории, археологии и этнографии / Г. В. Галыгина // Самарская область. Этнос и культура.— 2002.— N 3.— С.21–29. 3. Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья.— Чебоксары, 1960; Белицер В.Н. Народная одежда мордвы.— М., 1973; Мордовский народный костюм: Альбом. — Саранск, 1990.

4.Журнал «Этнос и культура» Самарская область; № 6;-с 14-17,2006 г.

5.Журнал «Этнос и культура» Самарская область; № 8;-с 12-19,2005 г.

6.Журнал «Этнос и культура» Самарская область; № 2;-с 4-18,2007 г.

7. Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян: Сборник / Д.К. Зеленин, 1926. – 60 С.

8. Каминская Н.М. История костюма. Учебное пособие для средн. спец. учеб заведений швейной промышленности / Н.М.Каминская. - М.: «Легкая индустрия», 1977. – 146 с.

9. Соснина И. Иллюстрированная Энциклопедия: Русский традиционный костюм / И.Соснина. – СПб.: «Искусство-СПБ», 2001. – 357 с.

10.Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки / С.М. Темерин. - М., 1960. – 127 с.

http://pckfun.ru/nacionalnyi-costum.php

https://sites.google.com/ http://pandia.ru/text/78/559/71171.php http://golovny-e-ubory-narodov-povolzh-ya.adder.zapto.org/

Приложение 1

Вопросы анкеты:

1.Посещаете ли Вы этнографические праздники?

2. Хотели ли Вы иметь национальный костюм для этнографического праздника?

3. Знаете ли Вы особенности национального костюма какого-либо народа Среднего Поволжья?

4. Какой национальный костюм Вы хотели бы иметь?

5. Какие национальные женские головные уборы Вы знаете?

6. Как вы думаете, отличаются ли национальные головные уборы для женщин и девочек?

Всего было опрошено 50 человек-26 родителей и 24 ученика 4А класса.

1.Посещаете ли Вы этнографические праздники?

2. Хотели ли Вы иметь национальный костюм для этнографического праздника?

3. Знаете ли Вы особенности национального костюма какого-либо народа Среднего Поволжья?

4. Какой национальный костюм Вы хотели бы иметь?

5. Какие национальные женские головные уборы Вы знаете?

6. Как вы думаете, отличаются ли национальные головные уборы для женщин и девочек?

Приложение №2

1.Девичья перевязка

2.Накосник.

3.венок

 

Просмотров работы: 1507