ХРИСТИАНСТВО В ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ И КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ХРИСТИАНСТВО В ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ И КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Оспанова А.К. 1
1МАОУ "Доваторовская СОШ" Черняховский район, Калининградская область
Флегель Е.Р. 1
1МАОУ "Доваторовская СОШ" Черняховский район Калининградская область
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Я живу в Калининградской области уже 5 лет. К сожалению, не могу еще похвастаться тем, что на «отлично» знаю историю этого края. Но недавнее событие в моей жизни потрясло меня и заставило задуматься о многих вещах. А событие это – посещение Свято-Михайловского храма, который находится в г.Черняховск. Это прекрасно сохраненное здание Реформатской кирхи немецкой эпохи, а внутри… православный храм…

После посещения храма мне захотелось побольше узнать о его истории и я стала искать материалы на эту тему. Особо далеко идти мне не пришлось. Моя мама учитель истории – Флегель Елена Романовна, больше 30 лет проработала учителем истории. Она собрала уникальный архив газетных вырезок и статей по истории Калининградской области. Сколько открытий я сделала, листая аккуратно вырезанные газетные листочки!.. И я поняла, что наш край - это уникальное место, в котором сплелись такие разные, такие глубокие исторические, культурные линии. Мы четко чувствуем две истории: довоенную (немецкую) и послевоенную (советскую, российскую). Но мне кажется, есть одна общая тема, которая сближает эти разные исторические линии, примиряет их. Это – христианство.

В ходе изученного материала я решила изучить историю становления и развития христианства в Восточной Пруссии и Калининградской области и определила для себя следующие задачи:

  • Изучить материалы по истории возникновения христианства в Восточной Пруссии.

  • Изучить историю появления Православия в Восточной Пруссии.

  • Изучить историю возрождения христианства в Калининградской области, на примере г. Черняховска.

Я не ставила целью исследование всех существующих в Калининградской области конфессий, церковных строений и новых храмов, а сделала акцент на довоенную историю христианства в Восточной Пруссии и его возрождении в послевоенный период. Данная работа не может претендовать на полное раскрытие заявленной темы, так как она была бы слишком большая и выходила бы за рамки требований данного конкурса. Это попытка проанализировать исторические материалы и события, связанные с историей христианства нашего края, которые были изучены мною в ходе исследования.

  1. Основная часть

    1. Глава1. История христианства в Восточной Пруссии.

Для большинства людей, интересующихся историей Восточной Пруссии, является очевидным, что христианство пришло на эти земли вместе с рыцарями Тевтонского ордена (12-13 вв.). И это, отчасти так. Однако, в научной литературе описываются и более раннее присутствие христианских проповедников в Восточной Пруссии.

Христианские идеи могли придти в Пруссию еще в начале нашей эры. Слово Божье в северные страны принес святой апостол Андрей Первозванный. После чудесного Вознесения Иисуса Христа апостол Андрей отправился во многие земли. Пройдя к верховьям Днепра, апостол дошел до славянских поселений на территории нынешней Новгородской области, а оттуда проследовал к варягам. Поскольку Пруссия лежала на его пути, то посещение ее весьма вероятно. Но племена, обитающие в бассейне рек Преголя и Немана, в ту пору не были готовы к принятию христианства. Они еще находились в стадии перехода от бронзового века к веку железному, их разум пока был не в состоянии постичь идеи Божественных истин1.

Развитие торговли между Прибалтикой и Римом приносило сюда и знания о христианстве, а в последствии (Х в.) сделало возможным распространение Евангелия. Несмотря на то, что большинство народов вокруг уже приняли христианство, пруссы оставались язычниками.

Как следует из источников, первая мирная христианская миссия была предпринята чешским епископом Войтеком-Адальбертом (он был сторонником латинской теологической школы). Но его миссия закончилась трагически – в 997 году он погиб от рук язычников. Такая же участь ждала второго христианского проповедника, который пришел в Пруссию через Киевскую Русь, - святого Бруно в 1009 году2.

В 1054 г. христианская церковь разделилась на Западную (Католическую, Римскую) и Восточную (Православную, Греческую, Византийскую). В дальнейшем христианизация Пруссии была омрачена насильственными действиями немецкого Тевтонского ордена. Сегодня, нам кажется совершенно неприемлемым, когда проповедение Евангелия шло с применением насилия и войны по отношению к коренным жителям Пруссии.

Процесс христианизации Пруссии завершился к концу XV века. Было образовано государство Немецкого (Тевтонского) ордена, представляющего собой церковно-рыцарское образование. Орденское государство находилось под влиянием католического Рима и не допускало веротерпимости.

Серьезные изменения начнутся в период Реформации в Германии в XVI веке. Тевтонский орден ослабеет на столько, что будет распущен. А на месте Орденского государства возникнет новое лютеранское и последний магистр Ордена – Альбрехт Бранденбургский, станет первым курфюрстом светского государства. Новая Пруссия была веротерпимой и поэтому, кроме лютеран, здесь нашли свое место и другие ветви протестантизма: немецкие и французские реформаты, баптисты, меннониты. Со временем возродилась и Католическая церковь.

2.2 Глава 2. Православие в Восточной Пруссии.

Новые соседи православных княжеств Руси, в лице Тевтонского ордена, не торопились устанавливать с ними мирные контакты. Но и на прямые военные столкновения тоже не шли. Первые контакты начнут устанавливаться только в XV веке, но они не были продолжительными. Дипломатические отношения между Москвой и Кенигсбергом налаживаются в начале 16 века, но с поражением Пруссии в войне с Польшей, вновь прервутся.

Историки придают большое значение визиту в Кенигсберг Франциска Скорины в 1530 году, когда тот собирался поступить на службу к герцогу Альбрехту и открыть там свою типографию. Но этим планам не суждено было исполниться. К этому времени Франциск Скорина уже успел издать несколько книг под названием «Библия Русска» и это был первый западнорусский перевод Священного Писания.

Исторические источники указывают, что первая русская православная община в Кенигсберге появилась в 1655 году. В 1656 году в Риге состоялись мирные переговоры между Польшей, Россией и Пруссией, где так же обсуждался вопрос об отношении к верующим разных конфессий. Пруссия всегда подчеркивала свою религиозную веротерпимость, а так же указывала на полное равноправие тех, кто исповедует православие. В Пруссии становилось все больше русских рабочих, которые нанимались в немецкие лесничества. Были и русские изгнанники, искавшие в Пруссии свое убежище. В Кенигсберге существовало несколько домов, где православные могли проводить свои богослужения. Хотя, очень часто православными называли и униатов и людей литовской национальности (Черная Русь). Для этой категории людей в Пруссии были установлены льготы, которые действовали в течение всего XVII века. Все эти меры способствовали развитию торговли Пруссии с восточными соседями, в том числе и русскими купцами и монахами. 15 мая 1682 года Великий курфюрст издал постановление о предоставлении «греческим» монахам специального места для богослужения на причале кенигсбергских Альтштадта и Кнайпхофа3.

Важным этапом в развитии православной церкви в Пруссии явился визит русского царя Петра I в Кенигсберг в 1697 году. На встрече Петра I с прусским курфюрстом Фридрихом III, обсуждался вопрос о «русских священниках, которые проводят богослужения в торговых пригородах Кенигсберга для приезжающих товарищей по вере»4. Пруссия даже стала выделять средства из своего государственного бюджета на квартирование русских священников сроком на 9 недель. В 1712 году в Кенигсберге училось 33 русских студента. Все эти меры способствовали укреплению православной общины в Кенигсберге в начале XVIII века, а самое большое помещение в Кенигсбергском замке получило название «Московская зала» (1713 год).

В середине XVIII века в Пруссии на типографии магистра философии Базилиуса Коринуса Квасовского начнется печатание книг на русском языке. Квасовский поддерживал православную общину, а в его доме проводились даже богослужения. При этом, ничего не мешало Квасовскому заниматься прямой вербовкой рослых русских парней в прусскую армию. После его смерти, типография обанкротилась, и у православной общины начались трудные времена. Прусский король Фридрих Вильгельм I отказал тогда в материальной помощи общине.

Положение православной церкви сильно изменится во время Семилетней войны (1758-1762 гг.), когда Восточная Пруссия и Кенигсберг находились под управлением России. В Кенигсберге находился русский гарнизон и поэтому был поставлен вопрос об отдельном здании церкви. Для православного богослужения избрали Штайндаммскую кирху, служившую церковью для польской лютеранской общины. В августе 1760 года было принято решение, и русский архимандрит Ефрем (Иефрем) ассигновал 6600 талеров для перестройки внутреннего интерьера в духе православия. Со шпица церкви сняли традиционного лютеранского петуха и заменили его православным крестом. Из Петербурга прислали иконостас, ризницу и прочую церковную утварь5.

Русский губернатор В. И. Суворов, сразу же после вступления на пост, активно содействовал устроению праздника Богоявления Господня на реке Преголе. Была быстро сделана украшенная Иордань. Праздник привлек большое число жителей Кенигсберга. Местные газеты писали об этом, как о большой сенсации.

Выказывая свою благодарность российским солдатам за воинские победы, императрица Елизавета повелела написать специальный походный иконостас, который установили в православном храме Кенигсберга. Затем он был пожалован Варшавскому кадетскому корпусу – первому военному учебному заведению России. Иконостас очень почитали русские воины, он сопровождал во всех походах великого русского полководца Александра Суворова. Во время поражения русских в войне 1812 года с Наполеоном солдаты просили привезти его на позиции для поднятия боевого духа. И иконостас привезли в войска, и после этого началось победное шествие российской армии. С ним русские солдаты брали Париж. После революции 1917 года этот уникальный иконостас исчез. Но в 1996 году его вернули в Россию русские эмигранты Свято-Владимирского братства, с просьбой установить его в Калининграде, в память о русских солдатах, погибших на этой территории во время всех прошедших войн6.

Из других православных церковных зданий в Восточной Пруссии упоминается церковь в Пиллау (Балтийске), построенная русскими возле входа в крепость по плану архимандрита. Однако в 1761 году эта церковь сгорела. Есть сведения, что одна из церквей Тильзита (Советска), названная потом "Литовской церковью", была построена на средства российской императрицы Елизаветы, отпустившей на ее сооружение 1383 талера. Русский губернатор М. П. Корф добавил 271 талер. Предположение, что церковь в Тильзите строилась как православная, подтверждается ее своеобразной архитектурой. После ухода русских и окончания строительства она использовалась как литовская евангелическая церковь.

После ухода русских из Кенигсберга православная община стала стремительно сокращаться. В период наполеоновских войн (1807-1813 гг.) история общины не изучалась.

Еще один интересный факт связан с массовым переездом в 1825 году из России в Пруссию старообрядцев – филипповцев в район Мазурских озер (сегодня Польша). Среди основателей деревни Войново был некий Сидор Борисов, выходец из Режицкого уезда Витебской губернии. В 1836 г. старцем Лаврентием Растропиным (1762 - 1851) здесь был основан известный Войновский монастырь, ставший крупным религиозным центром на Мазурском поозёрье. Долгие годы его возглавлял Павел Прусский, впоследствии перешедший в брачное поморское течение, затем - в единоверие. Сначала это было мужское обще жительство федосеевцев, поддерживаемое и финансируемое Московской Преображенской общиной, притесняемой царскими властями. В 1847 - 1867 гг. Свято-Троицкий Войновский монастырь - это важный центр духовной жизни федосеевцев Восточной Пруссии, имевший большое влияние и среди федосеевцев на польских землях и в западных губерниях Российской империи. В 1847 году там был построен женский монастырь, который был закрыт в 1945 году. А в п. Войново до сих пор действует православная церковь.7

Большой урон в начале ХХ века был нанесен православным общинам в период обострения военных конфликтов между Россией и Германией. В Пруссии погибло немало православных солдат России, которые и по сей день покоятся в этих землях (русские кладбища в Советске (Тильзите) и возле поселка Чистые Пруды (Толлмингкемен); кресты памяти сохранились в Краснознаменске, Майском, Кубановке, Заозерье, Добровольске, Маяковском). Множество захоронений и знаков памяти не были своевременно обнаружены и о многих из них мы ничего не знаем.

В период нацизма всем христианам в Германии пришлось тяжело. Известно, что в Кенигсберге в помещении Лебенихтской реальной гимназии служил православный священник Николай Арсеньев. Сколько всего было прихожан на этих богослужениях, пока, не известно.

С окончанием Второй мировой войны и передачей части Восточной Пруссии Советскому Союзу, ситуация христианства вообще, и православия в частности, сильно изменится.

2.3 Глава 3. Возрождение христианства в Калининградской области.

Особенность Калининградской области связана с уникальной историей региона, который до 1945 года был частью Германии, а затем, в 1946 году, по решению Потсдамского соглашения, вошёл в состав РСФСР. Эта особая специфика выражается так же в обилии нехарактерных для России, лютеранских храмов (кирх).

В послевоенные годы атеистическая линия коммунистической партии была еще сильна. Однако, в 1967 году в области была зарегистрирована община евангельских христиан-баптистов, которая некоторое время оставалась единственной легальной религиозной организацией в регионе. Без регистрации в Калининграде действовали небольшие группы пятидесятников (с 1952 года) и адвентистов (с 1980 года). Ситуация стала меняться лишь в 80 годы с началом «перестройки» – после почти 40 лет молитв и ожидания приход Православной церкви был зарегистрирован. Это событие было связано с двумя процессами – новой конституцией СССР, давшей право на свободу вероисповедания и сменой руководства Обкома Партии в 1984 году. В 1991 году были зарегистрированы католический и лютеранский приходы, а также ново апостольская церковь.

Бурная религиозная жизнь в регионе началась с 1992 года, после распада СССР. 6 октября 1985 года православные освятили первый приход в помещении бывшей немецкой Юдиттен-кирхи — Свято-Никольский храм Русской православной церкви. Православная община первоначально входила в состав Смоленской и Вяземской епархии. В 1988 году было учреждено Калининградское благочиние. Рост православия в Калининграде привёл к переименованию епархии, которая в 1989 году стала называться «Смоленской и Калининградской епархией». 10 сентября 2006 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Калининграде был освящён новый православный Храм Христа Спасителя Русской православной церкви. 31 марта 2009 года была образована отдельная Калининградская епархия, выделенная из Смоленско-Калининградской епархии. Она насчитывает 168 храмов и 38 часовен. Часть православных церквей располагаются в зданиях бывших лютеранских храмов (например, Кирха Понарт)8.

Лютеранство на калининградской земле имеет длительную и богатую историю, однако, в связи с послевоенной депортацией немецкого населения в 1947—1949 годах, его традиция угасла и начала возрождаться лишь в 1991 году. К настоящему времени на территории области действует Калининградское пропство Союза Евангелическо-лютеранских церквей (ЕЛЦ), состоящее из четырёх церковных регионов, которые окормляют 4 пастора. Центральный храм располагается в Калининграде. Заметна община в городе Гусеве, где служил будущий архиепископ ЕЛЦ Дитрих Брауэр. Также имеется община в городах Черняховске, Славске, Гвардейске (Мюльхаузенская кирха), Правдинске и Мамоново9. Сегодня в г.Черняховске лютеране не имеют своего храма, так как главная и старинная (1605 года) Лютеркирха, после нескольких пожаров, была демонтирована в 1976 году.

В 1992 году в Черняховске возродилась католическая община, которая обратилась в администрацию с просьбой о передаче храма общине. В июле 1993 года просьба была удовлетворена, храм вернули Церкви, в нём начали служить священники из ордена францисканцев-конвентуалов (OFMConv). После возвращения храма были выполнены ремонт его кровли и косметический ремонт, при этом Министерство обороны РФ оказало содействие выделением автокрана. В 2000 году в храме был установлен орган, с тех пор кроме богослужений в церкви проходят органные концерты. 14 июля 2002 года община вошла в состав Российской Генеральной кустодии св. Франциска, 1 ноября 2005 года при церкви был основан францисканский монастырь св. Максимилиана Кольбе. Францисканцы черняховского монастыря кроме прихода св. Бруно окормляют также и католическую общину в Озёрске. В 2009 году община торжественно отмечала тысячелетие мученичества святого Бруно Кверфуртского10.

Особой гордостью черняховцев является Свято-Михайловский храм. Колокольня Свято-Михайловского храма – первое, что видят подъезжающие к Черняховску. Свято-Михайловский храм в Черняховске – бывшая протестантская реформаторская кирха, построенная в 1886-1890 годах по проекту кенигсбергского архитектора Фридриха Адлера в новороманском стиле. Первый камень был заложен в 1883 году в честь 300-летия получения городом городских прав (т.н. Магдебургское право) на площади, получившей наименование Маркграфенплац. Высота кирхи 60 метров.Кирха использовалась как гарнизонная, имела орган с 45 звучащими тонами, часы, а также 4 колокола общим весом 35 центнеров. Благодаря превосходной архитектурной планировке, в кирхе - прекрасная акустика. И все это было разрушено и поругано.После Великой Отечественной войны кирха сменила много хозяев. Был здесь и клуб, и склад и спортивный зал. В 1986 году это прекрасное здание было всеми заброшено. И наконец, пожар испепелил то немногое, что уцелело от первозданной красоты. Были уничтожены балконы, паркетный пол. В 1989 году в аварийном состоянии кирха была передана православной общине г.Черняховска. Начались работы по благоустройству храма. Десятки жителей Черняховска приходили в будущую церковь, чтобы безвозмездным трудом приблизить час ее открытия. Огромный объем проведенных работ, конечно, не мог быть сделан без пожертвований самых разных людей. Реставрационными работами руководил настоятель протоиерей Иосиф Ильницкий. Он благодарен всем людям, без чьей помощи ничего бы этого не было. В настоящее время работы по благоустройству продолжаются. При храме построен и действует Духовно-просветительский центр. С Божьей помощью и с помощью благотворителей храм постепенно становится настоящим украшением города и в каком-то роде его символом11.

Нужно отметить, что за своё служение настоятель Свято-Михайловского храма, благочинный восточного округа Калининградской епархии протоиерей Иосиф Ильницкий был удостоен звания «Почетный гражданин Черняховска».12

Свято-Михайловский храм – яркий пример единения христиан. И это не единственный пример. В Светлогорске среди достопримечательностей значатся и лютеранская кирха. Ныне там находится православный приход Серафима Саровского, а рядом с ним — старинные немецкие надгробия. Бывшая кирха, а ныне храм преподобного Серафима Саровского в Светлогорске возвышается на небольшом холме среди сосен и притягивает взгляды прохожих своей необычной готической архитектурой. Снаружи ощущение пасторали усиливается еще больше — чистый уютный дворик с выложенными плиткой дорожками и высокими соснами вокруг храма, окруженный оградой с ажурными элементами. Прогуливаясь по небольшой террасе, виднеется старинное надгробие со следами надписи на немецком языке. Оказывается, что захоронения под ним нет, а памятный камень когда-то привезли сюда неизвестные люди. «Видимо, для сохранности», — пояснил иерей Александр. Также он отметил, что внизу на склоне у кирхи-храма также есть надгробия. «Лежит под ними кто-то или нет, неизвестно, но мы за ними присматриваем», — отметил он13.

Нужно отметить, что четырнадцать памятников истории официально перешли во владение Калининградской епархии. Закон о безвозмездной передаче был подписан в октябре 2010 года. С тех пор ведется постепенное восстановление. Среди самых известных: кирха Арнау, замки Инстербург в Черняховске и Лабиау в Полесске. Рыцарский комплекс Вальдау в Гурьевском районе и замок Бранденбург в посёлке Ушаково. Масштабы воссоздания архитектурных объектов весьма велики. При этом техника реставрации сильно отличается от привычной русским строителям. Проектно-сметная документация на восстановление замка — кропотливый труд. Прусское наследство, быть может, и тяжелый крест, но РПЦ сдаваться не намерена. Церковь заинтересована в сохранении кирх, замков и часовен в удручающем состоянии. Здесь нет противоречия. Чертеж должен в точности копировать нынешнее состояние замка. Иначе его сочтут ложным. Эксперты говорят, что на реконструкцию одного объекта может уйти несколько десятков лет.14

Подобное единение разных направлений веры, а также прошлого и будущего наблюдать весьма отрадно. Впрочем, оно тут везде — в православном кресте на шпиле изящной остроконечной башни, которая венчает храм вместо традиционного купола, и в изображении богоматери, выполненном на одной из стен когда-то лютеранской кирхи. Это удачный пример судьбы религиозного здания, переданного епархии. Жаль только, что подобных примеров в области — по сравнению с количеством разрушающихся объектов — не так много.

21 октября 2016 года Священный синод Русской православной церкви постановил образовать в административных границах Гвардейского, Гусевского, Озерского и Советского городских округов, а так же Краснознаменского, Неманского, Нестеровского, Полесского, Правдинского, Славского и Черняховского районов Калининградской области — Черняховскую епархию, выделив её из состава Калининградской епархии.

Решением Священного Синода от 21 октября 2016 года избран епископ Черняховский и Славский – Владыка Николай.

Заключение

Историю бывшей Восточной Пруссии пытаются сохранить уже не один год. Со временем изменилось отношение к тому наследию, которое мы получили после войны. В Калининградской области, которую мы с гордостью называем «Область рожденная победой», уже родилось и выросло несколько поколений советских, а теперь и российских граждан. И для них Калининградская область – Родина, где существует огромное количество уникальных объектов: и старые кирхи, черепичные крыши – это тоже часть их жизни. В последнее время возрос интерес к нашему региону и со стороны «большой России». Поток туристов едет к нам со всех уголков огромной России, ведь для них Калининград – остается удивительной европейской экзотикой.

Но откуда бы ни приехали к нам гости, среди этой удивительной истории, они повсюду ощущают присутствие христианского духа. И это проявляется в единстве христианского многообразия.

Изучив материалы темы, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Калининградская область имеет многовековую христианскую историю.

  2. Восточная Пруссия была полихристианской территорией, где одновременно сосуществовали разные лини христианства.

  3. Православие, хоть и малочисленное, также нашло свое место в немецкой истории этого края.

  4. Большая часть церковных сооружений немецкой эпохи сегодня либо разрушена, либо находится в руинированном состоянии. Но даже в таком виде, они вызывают интерес у историков, краеведов, туристов.

  5. Есть положительный опыт восстановления немецких кирх и костелов. Часть из них выполняют чисто музейные функции, а часть являются действующими храмами (как лютеранскими, католическими, так и православными).

  6. Россия – светское государство, но для более успешной восстановительной работы требуется прямое участие государства. Материальные затраты остаются непосильными как для прихожан, так и для общественных организаций, заинтересованных в восстановлении исторических объектов культуры края. Поэтому необходимо прямое партнерство государства, религиозных организаций, общественности и бизнеса.

  7. Восстановление храмов ведет за собой возрождение и развитие целого ряда направлений культуры: церковное пение и иконопись, литература.

  8. Активно развивается и социальное христианское служение: сотрудничество с больницами, организация служб сестер милосердия, сотрудничество с исправительными учреждениями, армией, катехизаторские курсы и воскресные школы, детские и молодежные лагеря, христианские СМИ, просветительские христианские программы («Благовестие»), появились приходские СМИ, радиопередачи, фестивали, церковного пения, конференции, семинары, лектории.

Но не зря говорят, что «вера без дел мертва». Совсем недавно весь мир наблюдал за первой в истории встречей Патриарха Русской православной Церкви с Папой Римским, которая состоялась в Гаване. Лидер католической церкви Франциск сказал Кириллу: «Мы братья», на что тот ответил: «У меня впечатление, что мы встречаемся в правильном месте и в правильное время».15 Это был хороший пример того, как христиане разных конфессий ищут общие пути решения сложных планетарных проблем.

Список литературы и источников:

https://mospat.ru/ru/

http://www.klgd.ru/city/history/gubin/pravosl.php#6

http://www.klgd.ru

www.kaliningrad.kp.ru

Польская газета «Меч духовный»: "Что имеем – не храним…" (о судьбе Войновского монастыря). - Сайт «Старовер-Поморец».

И. Д. Гуров, консультант комитета по информации, печати и связям с общественностью администрации Калининградской области. «Балтийский альманах». Конфессии в Калининграде. Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград» // klgd.ru

https://ru.wikipedia.org/wiki/Черняховск

https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Святого_Бруно_(Черняховск)

vostokblag.prihod.ru/

https://www.angrapa.ru/

https://www.newkaliningrad.ru/news/community/

http://kaliningrad.rusplt.ru/index/Kaliningradskaja-eparhija

http://www.kaliningrad.kp.ru/daily/26493.7/3361828/

1 http://www.klgd.ru/city/history/gubin/pravosl.php#6

2http://www.klgd.ru/city/history/gubin/pravosl.php#6

2

3 http://www.klgd.ru/city/history/gubin/pravosl.php#6

4 http://www.klgd.ru/city/history/gubin/pravosl.php#6

5 http://www.klgd.ru

6 www.kaliningrad.kp.ru

7 Польская газета «Меч духовный»: "Что имеем – не храним…" (о судьбе Войновского монастыря). - Сайт «Старовер-Поморец».

8 И. Д. Гуров, консультант комитета по информации, печати и связям с общественностью администрации Калининградской области. «Балтийский альманах». Конфессии в Калининграде. Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград» // klgd.ru

9 https://ru.wikipedia.org/wiki/Черняховск

10 https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Святого_Бруно_(Черняховск)

11 vostokblag.prihod.ru/

12 https://www.angrapa.ru/

13 https://www.newkaliningrad.ru/news/community/

14 http://kaliningrad.rusplt.ru/index/Kaliningradskaja-eparhija

15 http://www.kaliningrad.kp.ru/daily/26493.7/3361828/

Просмотров работы: 1226