МОЙ ПРАДЕДУШКА-УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЙ ПРАДЕДУШКА-УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Богатырев Н.С. 1
1КГАОУ "Школа космонавтики"
Еременко Е.О. 1
1КГАОУ Школа космонавтики
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
прадед воевал.Он слёз не лил.Он защищал границу от врагов.Мой прадед воевал.Не ел, не пил.Он Родину распутал от оков.Горда героями Россия!Они живут сейчасИ сотни лет назад.Мы славим их!И в этом наша сила!Чтим имена, они у нас в сердцах!

Введение.

9 мая 1945-го..... Уже 72 года отделяет нас от этого великого события. В 72-ой раз всё человечество отметит великую дату – День Победы над фашизмом. Как сегодня молодое поколение может отдать дань погибшим за Родину героям? Конечно же, сохранить в сердцах и передать нашим потомкам частицу памяти о тех страшных событиях и людях, которые ковали долгожданную Победу.

В своей работе я хочу рассказать о моём прадедушке, Богатырёве Григории Михайловиче, участнике Великой Отечественной войны, которому в 2017 году исполнится 94 года. Тему для работы я выбрал не случайно. Время неумолимо бежит вперёд, память постепенно стирает страницы истории, которые описывают человеческие судьбы той страшной поры. О войне современные школьники узнают в основном из уроков истории, и это, как правило, сухие цифры, статистика, количество потерь, названия фронтов и так далее. Всё меньше и меньше остаётся среди нас живых свидетелей войны и их рассказы сегодня приобретают особую ценность. Мне очень повезло, мой прадед, как непосредственный участник войны, рассказал о своём боевом пути и мой долг сохранить эти воспоминания для моей семьи и будущих потомков.

Цели, которые я поставил перед собой:

  • изучить боевой путь моего прадеда

  • проследить, как события Великой Отечественной войны отразились на его дальнейшей судьбе

  • узнать больше о событиях 1941-1945 годов

Затем определил задачи:

  • собрать воспоминания своего прадедушки о его участии в Великой Отечественной войне

  • изучить информацию на государственных информационных порталах "Подвиг народа" и "Память народа"

  • выступить с презентацией "Мой прадедушка - участник Великой Отечественной войны"на классном часе, посвящённый 9 Мая

  • заинтересовать одноклассников изучением семейного архива и истории в целом о войне своим примером

Думаю, что при изучении истории своей семейной родословной и дети и родители сблизятся, ведь у них появится общий интерес. Отмечу тот факт, что сбором информации о моём прадеде никто из семьи не занимался, поэтому степень изученности биографии и боевого пути моего прадеда находится на низком уровне. И мой вклад в сохранение памяти о войне - это систематизация воспоминаний о моём герое.

В процессе работы я беседовал с моим прадедом, записывал воспоминания и изучал информацию на различных интернет - ресурсах. Большим подспорьем для меня стали такие сайты как "Бессмертный полк России" (Сайт: polkrf.ru), “Память народа" (Сайт: pamyat-naroda.ru), "Подвиг народа" (Сайт: podvignaroda.ru), в связи с тем, что во время войны произошла путаница, и имя моего прадеда в некоторых документах записано неверно (Георгий вместо Григорий). Данные сайты помогли мне полностью восстановить боевой путь прадеда.

Кроме того, восполняя пробелы в знаниях о событиях великой Отечественной Войны, я пользовался интернет - ресурсами:

1. www.russlav.ru Блокада Ленинграда

2. www.russlav.ru Сталинградская битва

3. http:// pro-tank.ru // Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники

4. https://ru.m.wikipedia.org //Статья Медаль “За отвагу”

Боевой путь прадеда

Вторая Мировая Война – одно из самых ужасных событий 20 века, унесшее миллионы человеческих жизней, и больше всего солдат погибло в СССР. 1 сентября 1939 года войска Германии вторгаются в Польшу и 1 сентября в Советском Союзе введена всеобщая воинская повинность. При этом призывной возраст снижен с 21 до 19 лет, а для некоторых категорий — до 18 лет. Закон немедленно вступил в силу, и в короткое время численный состав армии достиг 5 миллионов человек, что составило около 3 % населения. Ранним воскресным утром, 22 июня 1941 года, Германия при поддержке своих союзников — Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Словакии – внезапно и без предупреждения напала на Советский союз. Началась Великая Отечественная война. Эта трагедия не обошла стороной и мою семью.

Мой прадед родился в селе Вершино - Рыбное Партизанского района Красноярского края в семье сельского мельника. Отец прадеда имел свою собственную усадьбу, мать вела хозяйство. Семья была многодетная, кроме прадеда было ещё 8 братьев и сестёр. Судьба семьи была трагична: ещё до войны главу семейства и брата посадили в тюрьму, усадьбу с мельницей изъяли, а мать с детьми хотели отправить в тайгу на тяжёлые работы. Когда прадеду было 5 лет, ответственность за семью взял на себя старший брат и перевёз всё семейство в Манский район. Через три года отца оправдали и семья воссоединилась. Брат так и не вернулся …

До войны прадед успел окончить семилетнюю школу. Когда началась война, моему прадеду исполнилось 18 лет, и 20 сентября 1941 года он был призван Партизанским военкоматом. Так начался его славный боевой путь .

В октябре 1941 года прадеда отправляют под Ленинград, который уже находился в блокаде с 8 сентября 1941 года.

Историческая справка – блокада Ленинграда.

Блокада города Ленинград во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им.

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко ‑ фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. До освобождения города оставался 871 день…(1)

1942 год… переломный момент – Сталинградская битва, в которой принял участие мой прадед (в этом году прадеда перебросили под Сталинград).

Историческая справка – Сталинград.

Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск. (2)

Из воспоминаний прадеда:

……Под Сталинградом шли целую неделю почти 300 километров, шли ночью, так как днём не давали идти немецкие самолёты. Вступили в бой в ночь с 16 на 17 декабря 1942 года. Утром 17 декабря получил осколочное ранение в руку и висок, что повлияло на мою память. Шинель разорвало, ствол ружья сломался напополам. Рядом со мной лежал мой боевой товарищ, которому осколок попал в голову, что и привело к гибели. С трудом поднялся, что бы добраться до укрытия, где я встретил зам.командира батальона. В укрытии находилась медсестра, которая помогала раненым бойцам. На следующее утро я отправился на место моего ранения, что бы найти полевую сумку с трофейным немецким мёдом. На месте я увидел своего товарища, который так и лежал, застывший с разорванным от снаряда лицом…….

……Затем нас отправили в город Калач. На построении нам зачитали фамилии солдат (в том числе и мою) для обучения по сокращённой программе на 3 месяца в танковой школе. Школа находилась недалеко от города Горький (название города не помню). После обучения нас отправили в город Нижний Тагил для получения танков. Этот завод в сутки выпускал по 30 танков Т-34……

Историческая справка – Т-34.

Танковый завод № 183 был эвакуирован в Нижний Тагил из Харькова, на "Уралвагонзавод" - крупнейший завод этого рода в мире. Он был построен в 1931 -33 гг. для выпуска четырёхосных грузовых вагонов грузоподъёмностью 50 тонн ежегодно. В начале 1942 г. начался серийный выпуск Т-34.

Т-34 – первый массовый советский средний танк. В 30-е годы в отечественном танкостроении было две крайности. С одной стороны - лёгкие танки. Они обладали скоростью, мобильностью и маневренностью, но с другой стороны имели слабую защиту от снарядов и невысокую огневую мощь установленного вооружения. Противоположную крайность представляли тяжёлые танки с крепкой бронёй и мощным вооружением, но при этом неповоротливые и малоскоростные. Т- 34 сочетал в себе манёвренность с высоким уровнем защиты и мощным вооружением на уровне тяжёлого танка. Так же Т-34 считается самым массовым танком Второй мировой войны.(3)

В 1943 году моего прадеда опять отправили под Ленинград…. Блокада города тем временем продолжалась.

Из воспоминаний прадеда:

……В 43 году нас перебросили под Ленинград. Получили задание прорвать блокаду и взять разъезд, который соединял Ленинград с Большой землёй. Наша авиация бомбила немецкие укрепления в течение 3 ночей, но безрезультатно, немцы стояли насмерть….

……В январе 44 года нас перебросили под Новгород, который был занят немцами. Началось наступление на город с артподготовки. Помню, что в посёлке под городом, занятом немцами, топили баню. Наш снаряд угодил в эту баню, все кто там находился (немцы) были убиты, мёртвые обезображенные тела валялись в хаотичном порядке. Мы зашли в город, где наш танк получил повреждение – разорвало гусеницу. Никто из нашего экипажа не пострадал, но танк потерял способность двигаться, из - за чего наш экипаж провёл целую неделю в городе. Через неделю к нам пришёл посыльный и отправил троих членов экипажа в штаб, а я остался в танке до следующих распоряжений. Расставаться с друзьями мне не хотелось, но я не мог не подчиниться приказу. Немного позже к нам поступили американские танки по ленд-лизу. Отличались они белой окраской снаружи и изнутри.

……В Новгороде я нашёл склад с припасами, но проблем с продовольствием у меня не было, так как еды было в избытке. Ночевать в танке было неудобно, поэтому я искал место для ночлега. Нашёл дом, в котором жила пожилая женщина. Она пустила меня в дом, в благодарность я отдал ей часть провизии, а так же десять новых одеял с танка. Ещё через неделю ко мне пришёл посыльный с сообщением сдать танк для ремонта и явиться в штаб. По дороге в штаб я встретил экипаж на танке ИС, ребята согласились подбросить меня до места назначения. В штабе мне предложили пройти обучение в танковом училище по сокращённой программе в течение 9 месяцев….

В 1944 году мой прадед совершил подвиг, за что был награждён самой желанной медалью для всех солдат – медалью “За отвагу”.

Историческая справка – Медаль за отвагу.

Медаль ‘За отвагу” была учреждена Указом Президиума ВС СССР от 17.10.1938 года. В Положении о медали говорится: “Медаль “За отвагу“ учреждена для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга. Медалью “За отвагу“ награждаются военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск и другие граждане СССР”. Медаль - высшая медаль в наградной системе СССР. Медаль “За отвагу” с момента своего появления стала особо уважаемой и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Это главное отличие медали “За отвагу” от некоторых других медалей и орденов, которые нередко вручались “за участие”. В основном медалью “За отвагу” награждали рядовой и сержантский состав, но также она вручалась и офицерам (преимущественно младшего звена).(4)

В 1944 году уже в составе 122 танковой бригады будучи в звании сержанта, занимал должность командира башней танка Т-34, находился на территории Латвийской ССР.

Из наградного листа: В боях по освобождению Красногордского района Калининской области, а затем Латвийской ССР в период с15 по 23 ноября 1944 года сержант Богатырёв проявил исключительное мужество и отвагу. Работая командиром башни, сержант Богатырёв действовал смело и решительно. По овладении деревни Зайцево 17.07.1944 года сержант Богатырёв открыв люк, корректировал огонь из танка, в результате его храброго действия было истреблено до 60 немцев и подбито самоходное орудие. Продвигаясь на деревню Дора(о)хи, сержант Богатырёв заметил группу немцев, пытавшихся скрыться в кустах и тем самым из засады нанести удар по нашим танка. Богатырёв показал цель командиру танка, сам быстро подготовил пушку к бою, в результате чего было уничтожено десять гитлеровцев.

Победу мой прадед встретил на территории Латвийской ССР.

Из воспоминаний прадеда:

Будучи в танковом училище в мае 1945 года нас всех подняли и отправили в столовую, где объявили об окончании войны. Реакция у сослуживцев была разная: кто плакал, кто радовался, но всех объединяло одно, это потеря близких и родных.2 моих брата погибло на войне…

..В 1945 году умер мой отец, у него не выдержало сердце…. После войны жилось не сладко, но не голодали, я работал в колхозе. В конце 60- х годов меня повысили, и я стал бригадиром на ферме.

Жизненный путь прадеда был весьма сложным, но одновременно и героичным. Он достойно прошел всю войну и вернулся домой живым. А это уже большое счастье. Он не прятался за спины других, наравне со всеми защищая свою Родину. И награда служит тому доказательством. Его жизнь – это отражение непростых событий ХХ века в истории России. Она ярко показывает жизнь большинства советских граждан. Я хочу сказать спасибо ему и миллионам других людей, которые, несмотря на тяжёлое время войны, боролись за наше счастливое будущее.

Заключение.

Несмотря на то, что после войны прошло уже 72 года, весь Мир до сих пор помнит о тех страшных событиях и солдатах, которые победили фашизм. В боях с немецко-фашистской ордой наши воины показали присущие со­ветским людям высокие морально-боевые каче­ства. Воинское мастерство советских солдат и офицеров, полководческое искусство марша­лов и генералов оказались выше, чем у немец­ко-фашистских солдат, офицеров и генералов, перед которыми преклонялись военные специа­листы многих стран. Наша страна сумела восстановить народное хозяйство и стать одной из сильнейших держав. Мы до сих пор мы чтим память тех, кто сражался за нашу свободу, страну, родных и близких! Благодаря нашим героям, мы имеем возможность свободно проживать в этом мире. Для того, чтобы события тех лет не повторились, нам всем необходимо помнить о подвигах наших дедов и прадедов и делать все, чтобы фашизм не возродился. Я горжусь тем, что мой прадед смог победить и выжить в этой страшной войне, и сделаю все, чтобы память о нем жила всегда в нашей семье.

В ходе работы я лучше узнал о своем прадеде как о человеке – гражданине, верой и правдой служившим своей Родине.

Я горжусь, что в нашей семье был такой герой войны, как мой прадедушка, мужественный, подтянутый, мудрый, скромный и добрый человек.

Пусть написанная мною работа о моем прадедушке станет нашим семейным наследием.

Фотографии

Прадед на фронте.

Прадед в молодости.

Из наградного документа

Наградной лист

Источники:

1. www.russlav.ru Блокада Ленинграда

2. www.russlav.ru Сталинградская битва

3. http:// pro-tank.ru // Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники

4. https://ru.m.wikipedia.org // Медаль “За отвагу”

Просмотров работы: 6056