ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «КОЛОБОК» ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ СКАЗКА, КАК УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИКЛА ЛУНЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «КОЛОБОК» ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ СКАЗКА, КАК УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИКЛА ЛУНЫ


Кошевич Ольга Александровна 1Гудкова Ирина Олеговна 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

О, сколько мудрых мыслей в сказках скрыто!Не стоит сказками, друзья, пренебрегать.Советов жизненных не счесть. Но их услышав,Мы не спешим всерьёз всё принимать….(А. Морозов)

Во все века сказки сочинялись для того, чтобы в иносказательной форме научить человека понимать окружающий мир, явления природы, взаимоотношения между людьми.

К сожалению, многие сказки со временем утратили свой изначальный смысл. Это происходило потому, что каждый рассказчик понимал и передавал сюжет сказки по-своему. Из-за этого первично интересные и мудрые сказки, сейчас кажутся нам простыми поучительными историями.

В конце 19 и начале 20 века многие писатели специально переписывали их на новый лад, превращая мудрую историю в обычный приключенческий рассказ. После Октябрьской революции сказки и детские книжки в России вообще были запрещены. Но в устной форме сказки продолжали жить среди народа. Их снова и снова пересказывали люди своим потомкам.

Каждый из нас с детства слышал сказку «Колобок». Но мало кто знает, что эта многовековая сказка рассказывает о таком явлении природы, как цикличная смена фаз Луны.

Существуют древние книги, написанные на славянском языке. В них рассказано остроении нашей Солнечной Системы, Вселенной и всей нашей Галактики. Ужемного тысяч лет назад наши предки знали о 9 планетах, вращающихся вокругСолнца. У древних славян был свой, очень удобный в обращении календарь (БогаКоляды дар),была своя письменность, азбука. Все это говорит о том, что древниеславяне обладали знаниями, которые сейчас, из-за сложившихся обстоятельств,почти забыты.

Цель работы: раскрытие изначального смысла сказки " Колобок" и понимание связи смысла сказок и природных явлений, окружающих человека

Задачи работы:

  • изучить литературу по данной теме;

  • рассмотреть происхождение древнеславянских слов из сказки «Колобок»;

  • рассмотреть законы движения Луны вокруг Земли и провести наблюдения за Луной;

  • провести анкетирование, проанализировать полученные результаты, сделать соответствующие выводы;

  • подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что, не смотря на широкую популярность русских народных сказок и знания их поучительного смысла, изначальный смысл остается незамеченным.

Актуальность работы заключается в том, что русская народная сказка "Колобок" рассматривается не с привычной точки зрения (когда выделяется поучительный смысл сказки), а исследуется ее изначальный смысл, что делает изучение фольклорных произведений интересным для детей.

Гипотеза:

Изначально в старославянских сказках, прежде всего, отражались знания славян о строении Солнечной Системы, явлениях природы и описывались законыокружающего нас мира.

Объект исследования:русская народная сказка «Колобок»

Предмет исследования: изначальный смысл русской народной сказки "Колобок"

Методы исследования:

  • изучение источников информации о сказке "Колобок";

  • чтение и построчное размышление над русской народной сказкой "Колобок";

  • анкетирование учащихся по анкете, разработанной автором;

  • наблюдение за Луной.

Новизна работы заключается в том, что древнеславянская сказка "Колобок" может служить пособием для изучения фаз Луны

Практическая значимость: сказка "Колобок" в игровой форме объясняет детям, как изменяется Луна в течение месяца: как она убывает и растет.Произведение может быть использована для изучения созвездий нашей Вселенной.

Было проведено занятие ''Что мы знаем о Луне'' с учениками 1-ых- 4-ых классов МБОУ '' Гимназия № 24'' г. Калуги с использованием материалов научной-исследовательской работы автора ''Изначальный смысл сказки'' Колобок''. Древнеславянская сказка, какучебное пособие для изучения цикла Луны''.

II. Основная часть1. Теоретическая часть
  1.  
    1.  
      1. 1.1. Возникновение древнеславянской сказки '' Колобок'' и ее изначальный смысл
Чтобы понять древние сказки и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказки.

Это были времена, когда по старинным преданиям наши предки жили на северном материке.

С давних времен известна поговорка:

«Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает - тем урок».

Как лучше всего сохранить и передать информацию (или «урок») потомкам?

Носители информации могут быть разными. Сказки, сказы, былины – один из видов передачи информации из поколения в поколение. Русские народные сказки - это наше наследие, наша культура. Сказки рассказывают и читают дедушки и бабушки своим внучатам, мамы и папы своим детям перед сном и на досуге.

Одной из первых сказок, которую родители рассказывают своим детям, является Колобок. Почему?

Сказка содержит яркие образы животных, легко и просто рассказывает о приключениях симпатичного для всех героя - Колобка.. Слушая сказки, дети учатся мыслить образно, что очень помогает им потом в жизни.Сказка проКолобка живет уже не одну тысячу лет. Из поколения в поколение рассказывают ее люди.

Существует английская народная сказка, в которой главного героя зовут Джонни-Пончик. Это аналог русского Колобка.А самым распространенным «коллегой» Колобка можно назвать Пряничного (Имбирного) человечка из США.Но в настоящее время рассказывается неполная и измененная версия старой русской народной сказки.

А какой же была полная версия сказки?

Главное отличие заключается в том, что в старой сказке убегает Колобок от зверей не целым. Каждый встреченный зверь откусывает от Колобка по куску. И до Лисы докатывается только его маленькая долька.

Вспомним сюжет сказки «Колобок» подробнее.История начинается, когда дед просит бабу испечь ему колобок. Баба помела-поскребла по сусекам, замесила тесто и испекла колобок.Дальше Колобок оживает и сбегает навстречу приключениям. По пути ему встречаются разные звери, которые пытаются съесть Колобка, но он ото всех убегает. И только хитрой лисе удается обмануть и съесть главного героя сказки.

Это современный вариант сказки, но более ста лет назад она звучала по-другому. Вот один из древних текстов знакомой нам сказки:

Попросил Дед испечь Колобок.Она по амбарам по Сварожьим помела,По сусекам по Чертожьим поскребла,Слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила.Пошёл Звёздный дождь, опрокинул Колобка,Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути:Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал,Медведь бок примял, Волк часть съел,Пока Лиса совсем не съела.

В этом тексте встречаются незнакомые нам слова и выражения. На сегодняшний день мы не употребляем их и не знаем их смысла.Раньше Сварожьимкругом называли круг зодиакальных созвездий. В нем было 16 созвездий, а сейчас их всего 12.И назывались они тоже по-другому. Это были созвездия в основном животных и птиц: Лебедя, Ворона, Вепря, Лисы– именабогов - покровителей этих созвездий.

Т

Теперь становится понятно, о чем рассказывается в приведенном нами отрывке сказки. Мы догадываемся, что наш Колобок – не просто булочка, а что-то созданное на небе, среди созвездий. После создания он начинает свое движение из одного созвездия в другое, при этом в каждом из них он оставляет «кусочек своего бока».

Зная, что именно так ведет себя спутник Земли – Луна, мы понимаем, что эта сказка о ней.

Луна движется вокруг Земли, и мы можем наблюдать четыре ее фазы:

  • полнолуние, когда Луна видна полностью;

  • убывание Луны, когда с каждым днем Луна становится меньше и превращается в серпик;

  • новолуние, когда Луна совсем не видна;

  • рост Луны, когда ее видимая часть постепенно увеличивается.

Каждой фазе Луны соответствует свое созвездие. Спутник нашей планеты за 29 дней проходит все 12 (16 по-старому) созвездий. В каждом из них Луна задерживается несколько дней, при переходе из одного в другое, меняется по размеру ее видимая часть.

При растущей Луне происходит прибавление к ней «кусочков». Это Баба «наскребла по сусекам» муки. Затем она добавляет в муку воду. Луна еще увеличивается. Когда тесто помещают в печь, оно поднимается – Луна продолжает расти. И вот Колобок испечён – наступает полнолуние. Дальше Колобок отправляется в путь по Сварожьему кругу. Он проходит созвездие Вепря, и Вепрь ему откусывает кусочек бока – Луна начинает убывать (начало 3 фазы Луны).

Затем Луна-Колобок попадает в созвездие Ворона, который тоже «отклевывает» от него кусочек. Луна продолжает уменьшаться (3 фаза Луны).

Так от созвездия к созвездию, встретившись с Медведем и Волком, Колобок превратился в тонюсенький серпик. (4 фаза Луны). Таким он попадает в созвездие Лисы, где исчезает без следа (новолуние).

Сказка поведала нам о циклах и фазах Луны, о ее движении через созвездия зодиакального круга.

1.2. Значение слов «колобок» и «сусеки»

Теперь рассмотрим, почему же наш герой носит имя Колобок.Перелистаемзнаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка»В. И. Даля. Из него мы узнаем, что в ходу в те времена было старинное слово «коло», означающее «круг, окружность, обод, обруч; колесо».
  1.  
    1.  
      1. Было и слово «колобъ», в значении «башка, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой, круглый хлебец; конурка, толстая лепешка, круглый пирог с толокном». Колобок – уменьшительное от слова « колоб». «Скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста».
      2. В тверских говорах есть слова колобу́ха - «галушка, увалень», колоба́н - «толстая лепешка», околобе́ть - «сжаться». То есть, колобком называлась толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки.

Таким образом, имя главного героя сказки продиктовано его формой. Рассмотрим еще одно незнакомое нам слово – «сусеки».

СУСЕКИ - для хранения продуктов раньше часто использовали разного вида короба или«ящики» – так называемые сусеки, иногда короб делали из цельного пня.

СУСЕК (из словаря В. И. Даля) – засек, закром, сукром, отгороженный ларь в амбаре, житнице, для ссыпки зернового хлеба

2. Практическая часть
  1.  
    1.  
      1. 2.1. Наблюдение

В течение двух месяцев я проводила наблюдение за Луной. Узнавала по

лунному календарю, в каком созвездии находится Луна в каждом из дней. В какое время она заходит и восходит. Как происходит ее изменение по фазам.

Выяснила, что:

  • в сентябре 2015 года новолуние наступило 13 числа в 09:42 , в созвездии Скорпиона;

  • солнечное затмение было тоже 13 числа, в 09:55;

  • полнолуние наступило 28 сентября в 05:52, в созвездии Овна;

  • лунное затмение было в тот же день, в 05:42;

  • в октябре этого года новолуние наступило 13 числа в 03:07, в созвездии Весов;

  • полнолуние наступило 27 октября в 15:06, в созвездии Тельца.

Кроме наблюдений. Мне стало интересно: знают ли про этот вариант сказки мои одноклассники. Я провела анкетирование в своем и параллельном классе.

По его результатам, были построенные диаграммы, на которых видно, как ребятаотносятся к сказке.

  1.  
    1.  
      1. 2.2. Анкетирование и анализ полученных результатов

Диаграммы,построенные по результатам опроса учащихся 4-х классов(Всего было опрошено 63 человека)

1. Как вы считаете, какой смысл имеет сказка «Колобок»?

а) только поучительный

б) только познавательный

2. Интересна ли вам сказка «колобок» с познавательной точкизрения?

3.Предполагали ли вы, что сказка «Колобок» связана с представлениями древнихславян о цикличности смены фаз Луны?

4. Хотели бы вы узнать о других сказках древних славян, несущих научные знания?

Из приведенных диаграмм видно, что большинство учащихся 4-х классов нашей гимназии проявляют интерес к новой точке зрения на старую сказку и хотят узнать о других подобных сказках. И больше узнать о жизни и знаниях наших предков.

  1. III. Заключение

По результатам этой работы мы можем сделать следующие предположения выводы:

  • в старославянских сказках с высокой точностью и подробностью отражены явления природы и рассказано о законах окружающего нас мира;

  • сказка ''Колобок'' в игровой форме объясняет детям, как изменяется Луна в течение месяца: как она убывает и растет.

  • из сказки ребенок узнает о созвездиях нашего звездного неба: их расположение и названия. Ведь звери, откусывающие от Колобка кусочки - это названия созвездий, проходя через которые Луна меняет форму.

Мы узнаем о божествах, которым поклонялись наши предки, а так же о том, что сказка, знакомая и любимая всеми с детства, имеет совсем иной

смысл. Такая или аналогичная сказка есть почти у всех народов Земли. Такое

широкое распространение сказки говорит о том, что живет она на Земле уже не одно столетие.

У англичан есть народная сказка, в которой главного героя зовут Джонни-Пончик. Это аналог русского Колобка.

А самым распространенным «коллегой» Колобка можно назвать Пряничного (Имбирного) человечка из США.

  1. IV. Список используемой литературы

1. Русская народная сказка «Колобок».

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка , 1978-1980г.

3. Современный толковый словарь русского языка /Гл. ред. С.А.Кузнецов 2002 г.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т.3 1987 г.

5. Зараев А. Большой астрологический календарь. 2015 г

6. Кононович Э. В., Мороз В. И. Общий курс астрономии: учебное пособие/ под ред. В. В. Иванова/.

7. Прокопенко И. Тайны древних цивилизаций

  1. V. Приложения
Приложение 1 В Европе и Америке дети читают сказку про пряничного или имбирного человечка,который подобно Колобку был испечен дедом и бабкой, а потом удрал от них. Также, как Колобок, он встречал на своем пути различных зверей и людей. И так жехвастался всем вокруг, что его невозможно поймать. Одинаков и финал сказок – пряничного человечка съедает хитрая лиса.

Пряничный человечек (английская сказка)

(сокращенно)

В маленьком домике на краю леса жили старик со старухой, у которых не было детей.

Однажды старуха пекла пряники и один из них решила сделать в форме мальчика. Она сунула пряник в печь, а когда открыла печку, готовый пряничный человечек выпрыгнул из неё и побежал.

Старуха позвала старика, но они не смогли догнать человечка. Он побежал дальше и встретил молотильщиков, которые тоже не смогли его поймать.

Далее он встретил жнецов в поле, затем корову и свинью. При встрече он заговаривал с каждым, перечисляя тех, кто не смог его поймать, и добавляя:«…И ты меня не поймаешь!»

Затем человечку встретилась лиса. Когда хитрая лиса, учуяв манящий запах, подбежала к Пряничному Человечку, он только самодовольно рассмеялся и опять затянул: «Не догнали баба с дедом, ни конь, ни корова. И ты, лиса, не поймаешь Удальца такого!».А рыжая хитрюга ему в ответ: «Да и не думала я бегать за тобой. За мной самой гонятся злые охотники. Они тебя съедят, если поймают. Давай спрячемся на другом берегу реки!» Пряничный Человечек согласился, и парочка устремилась к речке. На берегу лиса предложила Человечку: «Цепляйся за хвост, я переправлю тебя через реку!» Уселся тот на хвост плутовки, и они поплыли. Оглянулась лиса и говорит: "Какой ты тяжелый! У меня даже хвост устал. Перебирайся ко мне на спину!"

Человечек вскарабкался плутовке на спину. «Ой, да ты же сейчас в воду свалишься! Залезай скорее мне на плечи, чтобы не промочить ножки», предложила лиса. И беспечный Пряничный Человечек послушно забрался ей на плечи.

На середине реки лиса неожиданно заголосила: «Ой-ой, я, кажется, тону! Прыгай скорее мне на нос!» И глупышка запрыгнул ей на нос. Как только они вскарабкались на берег, лиса вскинула голову, подбросила Пряничного Человечка высоко в воздух, и он угодил ей прямо в зубастую пасть. Ням - ням, и нет Удальца-хвастунишки!

Приложение 2
  1. Презентация работы

«ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «КОЛОБОК»

Древнеславянская сказка, как учебное пособие для изучения цикла Луны».

Во все века сказки сочинялись не только для развлечения, но и чтобы в иносказательной форме научить человека понимать окружающий мир, явления природы, взаимоотношения между людьми.

К сожалению, многие сказки со временем утратили свой изначальный смысл. Это происходило потому, что каждый рассказчик понимал и передавал сюжет сказки по-своему. Из-за этого первично интересные и мудрые сказки, сейчас кажутся нам простыми поучительными историями.

Каждый из нас с детства слышал сказку «Колобок». Но мало кто знает, что эта сказка существует много веков, а рассказывается в ней о таком явлении природы, как цикличная смена фаз Луны.

Вспомним сюжет сказки «Колобок». История начинается с того, что дед просит бабу испечь ему колобок. Баба помела-поскребла по сусекам, замесила тесто и испекла колобок. Дальше Колобок, которого сажают на окошко остыть, оживает и сбегает навстречу приключениям.

По пути ему встречаются разные звери, которые пытаются съесть Колобка, но он ото всех убегает. И только хитрой лисе удается обмануть и съесть главного героя сказки.

Это современный вариант сказки, но более ста лет назад она звучала совсем по-другому. Вот один из древних текстов знакомой нам сказки:

Попросил Дед Бабкуиспечь Колобок.Она по амбарам по Сварожьим помела,По сусекам по Чертожьим поскребла,Слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила.Пошёл Звёздный дождь, опрокинул Колобка,Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути:Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал,Медведь бок примял, Волк часть съел,Пока Лиса совсем не съела.

Мы догадываемся, что наш Колобок – не просто булочка, а что-то созданное на небе, среди созвездий. После создания он начинает свое движение из одного созвездия в другое, при этом в каждом из них он оставляет «кусочек своего бока».

Зная, что именно так ведет себя спутник Земли – Луна, мы понимаем,

что эта сказка о ней.Луна движется вокруг Земли, и мы можем наблюдать четыре ее фазы.

Спутник нашей планеты за 29 дней проходит все 12 (16 по-старому) созвездий. В каждом из них Луна задерживается несколько дней, при переходе

из одного в другое, меняется по размеру ее видимая часть. При растущей Луне происходит прибавление к ней «кусочков». Это Баба «наскребла по сусекам» муки. Затем она добавляет в муку другие ингредиенты - Луна еще увеличивается.Когда тесто помещают в печь, оно поднимается – Луна продолжает расти. И вот Колобок испечён – наступает полнолуние.

Дальше Колобок отправляется в путь по Сварожьему кругу. Он попадает в разные созвездия, проходя через которые начинает убывать. Так от созвездия к созвездию, встретившись с Медведем и Волком, Колобок превратился в тонюсенький серпик.

Таким он оказывается в созвездие Лисы, где исчезает без следа (новолуние).В течение двух месяцев я проводила наблюдение за Луной. Узнавала по лунному календарю, в каком созвездии находится Луна в каждом из дней. В какое время она заходит и восходит. Как происходит ее изменение по фазам.

Кроме наблюдений. Мне стало интересно: знают ли про этот вариант сказки мои одноклассники. Я провела анкетирование в своем и параллельном классе.

По его результатам, были построенные диаграммы, на которых видно, как ребята относятся к сказке.Из приведенных диаграмм видно, что большинство учащихся 4-х классов нашей гимназии проявляют интерес к новой точке зрения на старую сказку и хотят узнать о других подобных сказках. И больше узнать о жизни и знаниях наших предков.

Кроме того, подсчитав голоса, я сделала вывод, что почти 90% анкетированных учащихся не знают и не предполагают, что сказка «Колобок» рассказывает нам о смене фаз Луны.

По результатам этой работы мы можем сделать следующие предположения выводы:

В старославянских сказках с высокой точностью и подробностью отражены явления природы и рассказано о законах окружающего нас мира. Сказка Колобок в игровой форме объясняет детям, как изменяется Луна в течение месяца. Как она убывает и растет.

Из сказки ребенок узнает о созвездиях нашего звездного неба.Их расположение и названия. Ведь звери, откусывающие от Колобка кусочки - это названия созвездий, проходя через которые Луна меняет форму.Узнавали о божествах, которым поклонялись наши предки.

Мы узнаем, что сказка, знакомая и любимая всеми с детства, имеет изначально другой смысл.

Такая или аналогичная сказка есть почти у всех народов Земли. Это говорит о том, что сказка «Колобок» является учебным пособием для изучения циклов Луны.

Спасибо за внимание!

Просмотров работы: 223