СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВИТЕЛЕЙ РОССИИ ЕКАТЕРИНЫ II И ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВИТЕЛЕЙ РОССИИ ЕКАТЕРИНЫ II И ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ

Шальнев И.С. 1
1
Ширинкина Е.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Интерес к истории возник у меня еще в начальной школе. Очень часто говорят об исторических деятелях-мужчинах, об их вкладе в историю России. Какова же роль женщины в политике? У нас возникла проблема: изучить роль правительниц-женщин в истории страны. Для этого мы решили остановиться на сравнительном анализе властвования двух императриц: Екатерина II и Елизавета Петровна. Это для нас актуально.Цель работы: выполнить сравнительный анализ правления Екатерины II и Елизавета Петровны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Составить характеристику правления Екатерины II.

2. Составить характеристику правления Екатерины II.

3. Выполнить сравнительный анализ правления императриц.

Гипотеза исследования: правление императриц Екатерины II и Елизаветы Петровны имеет сходные черты. Объект – образы Екатерины II и Елизаветы Петровны, предмет – сходные и отличительные черты их правления. В ходе работы мы использовали такие приемы, как анализ, сравнение, обобщение. Для сравнительного анализа были выделены следующие характеристики: годы правления, личностные качества, заслуги, отрицательные стороны правления.

В ходе исследования были изучены книги: Аксеновой М.Д. «Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей», часть 2 и Павленко Н.И., Андреева И.Л., Кобрина В.Б. «История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов, а также материалы статьи Вандышевой О. «Женщины у «руля» России», опубликованной в газете «Комсомольская правда» 26 сентября 2007 года.

В результате выяснилось, что в научной литературе было рассказано о времени правления Екатерины II и Елизавета Петровны, однако никто не пытался сравнить этих двух женщин-правительниц, их заслуги перед государством. В этом заключается новизна нашего исследования.

По структуре работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Екатерина II

Екатерина Великая (1729–1796) - российская императрица (приложение №1). Екатерина сделала Россию великой державой. «При ней были присоединены Литва и Курляндия, Крым, установлено господство на Черном море» (№1, с.3). В стране были разрешены частные типографии; основана Академия Российской словесности; открыт первый книжный магазин; организована медицинская служба для населения. «При Екатерине II национальный престиж России заметно вырос, страна значительно продвинулась в культурном отношении» (№3, с.5)

Таким образом, правление Екатерины II называют «золотым веком». При ее правление Россия вышла на новый уровень культуры.

Глава 2. Елизавета Петровна

Елизавета Петровна (1709 – 1761) младшая дочь Петра I и Екатерины I (приложение №2). «В 1744—1747 годах проведена 2-ая перепись податного населения» (№2, с.12). Осуществлена реформа налогообложения. Впервые за сотни лет смертная казнь при Елизавете в России не применялась. «Тем не менее при Елизавете распространяется практика жестоких телесных наказаний» (№5, с.48). «С правлением Елизаветы Петровны связан приход в Россию эпохи Просвещения и реорганизация военно-учебных заведений» (№4, с.21). Таким образом, при правлении Елизаветы в России изменилась система налогообложения, было проведено несколько реформ.

Глава 3. Сравнительный анализ правителей России Екатерины II и Елизаветы

Критерии сравнения

Екатерина II

Елизавета Петровна

  1. Годы правления

С 1662 по 1696 год

С 1741 по 1761 год

  1. Личностные качества

- красивая, умная, веселая, добрая

- чувство патриотизма

- красивая, умная, веселая, добрая

- чувство патриотизма

  1. Заслуги

- сделала Россию великой державой (присоединены Литва и Курляндия, Крым, установлено господство на Черном море)

- разрешены частные типографии

- основана Академия Российской словесности

- открыт первый книжный магазин

- организована медицинская служба для населения

- страна значительно продвинулась в культурном отношении

- никогда еще за всю свою историю Россия не достигала такого могущества и влияния на международные отношения

- проведена 2-ая перепись податного населения

- вышел указ о запрете быстро ездить

- указ о запрете браниться прилюдно (наказание – штрафы)

- реформа налогообложения, улучшившая финансовое положение страны

- смертная казнь не применялась

- приход в Россию эпохи Просвещения

- реорганизация военно-учебных заведений.

- указ о расширении сети начальных школ

  1. Отрицатель-

ные стороны

правления

- крепостное крестьянство становится совсем бесправным

- распространяется практика жестоких телесных наказаний

Заключение

В ходе исследования мы выделили следующие сходства правления Екатерины II и Елизаветы Петровны:

- обе императрицы обладали привлекательной внешностью, отличалась простым, живым и веселым нравом, добротой, проницательным умом и чувством патриотизма;

- вели активную внешнюю политику, что привело к множеству международных конфликтов и войн;

- осуществили множество положительных реформ в разных сферах жизни;

- крепостное крестьянство во время их правления становится совсем бесправным, распространяется практика жестоких телесных наказаний как в армии, так и крепостных крестьян.

Отличия заключались в следующем:

- разные годы правления: Екатерина II - 1662 по 1696 год, Елизавета Петровна - с 1741 по 1761 год;

- правление Екатерины II было более продуктивным, его даже называют «золотым веком». Это время наивысшего могущества страны, её расцвета.

Цель и задачи работы реализованы полностью. Гипотеза подтверждена частично: герои имеют не только сходные, но и отличительные черты. Практическая значимость исследования заключается в возможном использовании материалов в ходе изучения таких предметов, как история и обществознание, а также на элективных курсах, семинарских занятиях.

Список использованных источников

1. Вандышева О. «Женщины у «руля» России». Комсомольская правда. 26 сентября, 2007г.

2. Аксенова М.Д. «Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей». Ч.2. - М., 2001г.

3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б. «История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов. – М., 2001г.

 

Приложение №1

Екатерина II (1729-1796 гг.)

Приложение №2

Елизавета Петровна

12

Просмотров работы: 19052