Интерес к истории возник у меня еще в начальной школе. Очень часто говорят об исторических деятелях-мужчинах, об их вкладе в историю России. Какова же роль женщины в политике? У нас возникла проблема: изучить роль правительниц-женщин в истории страны. Для этого мы решили остановиться на сравнительном анализе властвования двух императриц: Екатерина II и Елизавета Петровна. Это для нас актуально.Цель работы: выполнить сравнительный анализ правления Екатерины II и Елизавета Петровны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Составить характеристику правления Екатерины II.
2. Составить характеристику правления Екатерины II.
3. Выполнить сравнительный анализ правления императриц.
Гипотеза исследования: правление императриц Екатерины II и Елизаветы Петровны имеет сходные черты. Объект – образы Екатерины II и Елизаветы Петровны, предмет – сходные и отличительные черты их правления. В ходе работы мы использовали такие приемы, как анализ, сравнение, обобщение. Для сравнительного анализа были выделены следующие характеристики: годы правления, личностные качества, заслуги, отрицательные стороны правления.
В ходе исследования были изучены книги: Аксеновой М.Д. «Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей», часть 2 и Павленко Н.И., Андреева И.Л., Кобрина В.Б. «История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов, а также материалы статьи Вандышевой О. «Женщины у «руля» России», опубликованной в газете «Комсомольская правда» 26 сентября 2007 года.
В результате выяснилось, что в научной литературе было рассказано о времени правления Екатерины II и Елизавета Петровны, однако никто не пытался сравнить этих двух женщин-правительниц, их заслуги перед государством. В этом заключается новизна нашего исследования.
По структуре работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Екатерина II
Екатерина Великая (1729–1796) - российская императрица (приложение №1). Екатерина сделала Россию великой державой. «При ней были присоединены Литва и Курляндия, Крым, установлено господство на Черном море» (№1, с.3). В стране были разрешены частные типографии; основана Академия Российской словесности; открыт первый книжный магазин; организована медицинская служба для населения. «При Екатерине II национальный престиж России заметно вырос, страна значительно продвинулась в культурном отношении» (№3, с.5)
Таким образом, правление Екатерины II называют «золотым веком». При ее правление Россия вышла на новый уровень культуры.
Глава 2. Елизавета Петровна
Елизавета Петровна (1709 – 1761) младшая дочь Петра I и Екатерины I (приложение №2). «В 1744—1747 годах проведена 2-ая перепись податного населения» (№2, с.12). Осуществлена реформа налогообложения. Впервые за сотни лет смертная казнь при Елизавете в России не применялась. «Тем не менее при Елизавете распространяется практика жестоких телесных наказаний» (№5, с.48). «С правлением Елизаветы Петровны связан приход в Россию эпохи Просвещения и реорганизация военно-учебных заведений» (№4, с.21). Таким образом, при правлении Елизаветы в России изменилась система налогообложения, было проведено несколько реформ.
Глава 3. Сравнительный анализ правителей России Екатерины II и Елизаветы
Критерии сравнения |
Екатерина II |
Елизавета Петровна |
|
С 1662 по 1696 год |
С 1741 по 1761 год |
|
- красивая, умная, веселая, добрая - чувство патриотизма |
- красивая, умная, веселая, добрая - чувство патриотизма |
|
- сделала Россию великой державой (присоединены Литва и Курляндия, Крым, установлено господство на Черном море) - разрешены частные типографии - основана Академия Российской словесности - открыт первый книжный магазин - организована медицинская служба для населения - страна значительно продвинулась в культурном отношении - никогда еще за всю свою историю Россия не достигала такого могущества и влияния на международные отношения |
- проведена 2-ая перепись податного населения - вышел указ о запрете быстро ездить - указ о запрете браниться прилюдно (наказание – штрафы) - реформа налогообложения, улучшившая финансовое положение страны - смертная казнь не применялась - приход в Россию эпохи Просвещения - реорганизация военно-учебных заведений. - указ о расширении сети начальных школ |
ные стороны правления |
- крепостное крестьянство становится совсем бесправным |
- распространяется практика жестоких телесных наказаний |
Заключение
В ходе исследования мы выделили следующие сходства правления Екатерины II и Елизаветы Петровны:
- обе императрицы обладали привлекательной внешностью, отличалась простым, живым и веселым нравом, добротой, проницательным умом и чувством патриотизма;
- вели активную внешнюю политику, что привело к множеству международных конфликтов и войн;
- осуществили множество положительных реформ в разных сферах жизни;
- крепостное крестьянство во время их правления становится совсем бесправным, распространяется практика жестоких телесных наказаний как в армии, так и крепостных крестьян.
Отличия заключались в следующем:
- разные годы правления: Екатерина II - 1662 по 1696 год, Елизавета Петровна - с 1741 по 1761 год;
- правление Екатерины II было более продуктивным, его даже называют «золотым веком». Это время наивысшего могущества страны, её расцвета.
Цель и задачи работы реализованы полностью. Гипотеза подтверждена частично: герои имеют не только сходные, но и отличительные черты. Практическая значимость исследования заключается в возможном использовании материалов в ходе изучения таких предметов, как история и обществознание, а также на элективных курсах, семинарских занятиях.
Список использованных источников
1. Вандышева О. «Женщины у «руля» России». Комсомольская правда. 26 сентября, 2007г.
2. Аксенова М.Д. «Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей». Ч.2. - М., 2001г.
3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б. «История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов. – М., 2001г.
Приложение №1
Екатерина II (1729-1796 гг.)
Приложение №2
Елизавета Петровна
12