ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ “МЯГКОЙ СИЛЫ” РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СРАВНЕНИИ А. Л. ОРДИН-НАЩОКИНА И С. В. ЛАВРОВА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ “МЯГКОЙ СИЛЫ” РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СРАВНЕНИИ А. Л. ОРДИН-НАЩОКИНА И С. В. ЛАВРОВА

Портнягин Н.Е. 1
1
Лаврусевич Ю.С. 1
1
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы о дипломатии не вызывает сомнений, так как дипломатия в России, в разные исторические периоды и в современном мире контрастна, многообразна, порой противоречива, с тонкой гранью искусства переговоров.

Слово "дипломат" происходит от древнегреческого слова "диплома" и означает официальные документы (в том числе, употребляя современную терминологию, такие понятия, как: удостоверение, инструкция, сегодняшние "верительные грамоты").1

Дубинин Ю. В. профессор МГИМО, чрезвычайный полномочный посол Российской Федерации, в своей книге, раскрывает вопрос искусства дипломатии « Из чего же состоит дипломатическое искусство? Прежде всего, из умения оценивать ситуации, в которых приходится действовать в тех или иных дипломатических акциях. Это главная исходная точка, начало начал дипломатического искусства, как и вообще политики»2

Как указывает Попов В.И. « В течение столетий происходил переход от вестника-дипломата, оратора- дипломата к дипломату-наблюдателю и информатору, к дипломату адвокату- защитнику. Конечно, это - переход, а не диаметральная противоположность, это постепенные изменения и обогащение методов, сочетание одних приемов дипломатии с другими, их приспособление к изменяющимся политическим, экономическим условиям, к международной обстановке".3

Исследуя труды ученых, исторические труды по дипломатии, на примере Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина и Сергея Викторовича Лаврова, можно абсолютно достоверно убедиться в переходных стадиях указанных советским дипломатом, ученым Поповым В.И. Проанализировать, насколько дипломатия нашего государства шагнула вперед, стала разнообразна, но не потеряла бесспорный, сохранившийся приоритетный принцип – действовать только в интересах Российского государства.

О первой совсем зыбкой дипломатии на Руси указывает, доктор исторических наук, Сахаров А.Н. «Первые, правда, чрезвычайно зыбкие, сведения о внешне­политических контактах древних славян на Востоке в VI в. доносят до нас арабские авторы.

Применительно к концу VIII — первой трети IX в. есть уже основания говорить о первых дипломатических соглаше­ниях древних руссов с греками. После типично грабительских “военно-демократических” походов на крымские и малоазиат­ские владения империи руссы вступали в мирные переговоры».4

Первое упоминание о дипломатических отношениях славян в русских источниках содержится в «Повести временных лет» и относится к легендарному Кию, основателю Киева. По данным летописи, он был принят византийским императором и получил от него «велику честь», что на языке византийской дипломатии может означать только одно: Кий заключил, как и многие «варварские» вожди, договор о союзнических обязательствах по отношению к Византии и, возвращаясь обратно домой, попытался осуществить этот договор, основав на Дунае небольшую крепость, но потерпел неудачу и был вытеснен оттуда местными жителями. Так, рядовой договор о военной помощи славян в обмен на золото и деньги стал первым сведением о зарождении русской дипломатии: восточно-славянский князь вел переговоры в константинопольском дворце и заключил с империей договор. Правда, многие ученые отрицают этот факт, подвергая сомнению существования личности Кия, которого считают просто легендой5.

Вместе с тем, Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин не вызывает сомнений в подлинности своего существования, а искусство его дипломатической деятельности интересно тем, что именно Ордин-Нашокин стоял у истоков организации многих важных и основополагающих веяний в Российском государстве, таких как почта, искусство военных переговоров.

Ключевский В.О. изучая деятельность дипломата, в своей книге, так описывает Ордин-Нащокина «Первое место в ряду государственных дельцов, захваченных таким настроением, бесспорно принадлежит самому блестящему из сотрудников царя Алексея, наиболее энергическому провозвестнику преобразовательных стремлений его времени, боярину Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину. Этот делец вдвойне любопытен для нас, потому что вел двойную подготовку реформы Петра Великого».6

В мире глобализации, кроме политической появилась гуманитарная, экономическая дипломатия, позволяющая решать важные вопросы для всего мира, чем и занимается Министерство Иностранных Дел Российской Федерации под руководством опытного дипломата Лаврова Сергея Викторовича.

В современном мире Российской дипломатией решаются не менее важные вопросы в мировой политике. Проходит достаточно долгий промежуток времени, и Ордин-Нащокин, как будь-то в прошлом, но МИД РФ решает глобальные проблемы и также, соблюдая интересы России, аналогично, ведёт и военные переговоры.

По мнению Попова В.И. «Со временем дипломатическая служба не только стала осуществлять внешнюю политику, но, и стала активно участвовать в ее выработке и, наконец, в ее задачу стало входить не только защита интересов государства, но его граждан, каждого отдельного человека, проживающего за рубежом своей страны». 7

В подтверждение позиции советского дипломата, доктора исторических наук В.И. Попова современной дипломатией решаются вопросы организации участков голосования для Российских граждан за рубежом, которые по разным причинам не смогли на момент голосования присутствовать в России.8

В настоящее время прилагаются активные усилия по обеспечению безопасности российских граждан, находящихся в Турции. В частности, Генеральным консульством Российской Федерации создавался кризисный штаб. В аэропорту г.Стамбула находился сотрудник Генконсульства. Готовый оказывать российским гражданам все необходимое содействие.

Итак, дипломатия - это наука и искусство. Некоторые западные дипломаты даже считают, что она в большей степени искусство, чем наука. Тем самым они отдают приоритет личным качествам дипломатов как участников переговоров, подчеркивая, что они являются высококвалифицированными исполнителями принятых решений, умными "собирателями информации", благодаря своим контактам с лицами, которые такой информацией располагают.

Среди дипломатов популярно сравнение лиц этой профессии с хирургами высокого класса. Каждый врач знает, как делается операция, но один сделает ее великолепно и спасет, казалось бы, безнадежного больного, а другой отправит на тот свет пациента, которого не слишком трудно было бы и вылечить. Другие считают, что внешняя политика подобна нотам в музыке, а дипломат - это исполнитель музыкальных партий. Один исполнитель играет так виртуозно и неповторимо, что вы заслушиваетесь, другой - испортит даже чудесную музыку, и вы уйдете с середины концерта. Дипломат - говорят они - это прежде всего искусник, умелец, виртуоз, а иначе он наломает столько дров, что ни один мастер не сможет исправить положение.9

Целью данного проекта является: анализ развития дипломатии в России в XVII веке и по настоящее время ( на примере А.Л. Ордин-Нащокина и С.В.Лаврова)

Исходя из цели проекта поставлены следующие задачи:

- рассмотреть и проанализировать дипломатию в эпоху Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина;

- рассмотреть и проанализировать деятельность министра иностранных дел Лаврова Сергея Викторовича;

- рассмотреть, проанализировать и сравнить дипломатическую деятельность Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина и Лаврова Сергея Викторовича.

Использованные методы в исследовательской работе: анализ, сравнение, обобщение.

Теоритической основой являлись труды ученых и историков: дипломата, профессора МГИМО, чрезвычайного полномочного посла Российской Федерации Ю.В. Дубинина; советского дипломата, доктора исторических наук В.И. Попова; историка, академика Императорской Санк-Петербурской академии наук Ключевского В.О; советского дипломата, государственного деятеля Зорина В.А., старшего научного сотрудника Псковского музея заповедника Постникова А.Б., советского и российского экономиста, преподавателя, заслуженного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова Маршева В. И.

I. Основные этапы становления дипломатии в Российском

государстве и на пути современности

§1.1. Дипломат Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин

в XVII веке

Изучая дипломатию России сложно не обратить внимание, на историческую личность Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина. Вникая в одиозную личность Афанасия Лаврентьевича, каждый заметит - это человек опередивший своё время в дипломатии. Смелость и уверенность Ордина-Нащокина, порой граничила с жестокостью и любовью к своему делу. Отличительной чертой от любого дипломата своего времени, является строгая неприемлемость уклада отечественного быта.

Он первый провозгласил, что "доброму не стыдно навыкать и со стороны, у чужих, даже у своих врагов". 10После него остался ряд бумаг, служебных донесений, записок или докладов царю по разным политическим вопросам. Это очень любопытные документы для характеристики как самого Ордина-Нащокина, так и преобразовательного движения его времени. Недаром даже враги признавали, что Афанасий умел "слагательно" писать. У него было и другое, еще более редкое, качество - тонкий, цепкий и ёмкий ум, умевший быстро схватывать данное положение и комбинировать по-своему условия минуты. Нащокин был одним из редких дипломатов, обладающих дипломатической совестливостью - качеством, с которым и тогда неохотно мирилась дипломатия. Он ничего не хотел делать без правды: "Лучше воистину принять злому животу моему конец и вовеки свободну быть, нежели противно правды делати".11

Родился он приблизительно в 1605 году в Пскове в семье небогатого помещика. Детство прошло в Опочке. Юноша получил хорошее по тем временам образование, знал математику, изучил немецкий и латинский языки. С 1622 года нес военную службу на псковской земле. В середине 1630-х годов обосновался в Пскове, завел дом, женился на дочери псковского дворянина Василия Колобова12. Участвовал в городской жизни, стал доверенным лицом местных воевод, сумел установить контакты с представителями царского двора.

На энергичного человека обратили внимание и с начала 1640-х годов стали привлекать к дипломатической деятельности. В 1642 году Ордин-Нащокин ездил на шведскую границу для осмотра и исправления ее, а также для принятия, на основании Столбовского договора, пограничных земель, вероломно захваченных шведами. Уже в ту пору об Ордине-Нащокине говорили, что он "знает немецкое дело и немецкие нравы".

Многими талантами обладал Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Он глубоко интересовался экономикой страны, способствовал развитию промышленности. Немало сделал по развитию внешней торговли. Создавал торговые компании, устраивал торговые дворы. Организовал металлообрабатывающую, кожевенную, бумажную и стеклодувную мануфактуры. При нем в России усилилась торговля шелком. Взгляды Ордина-Нащокина на торговлю нашли свое отражение в Новоторговом уставе, который он разработал в 1667 году. Устав всячески поощрял развитие торговли.

Но у самого Нащокина было много недоброжелателей. "Думным людям никому не надобен я, не надобны такие великие государственные дела... У таких дел пристойно быть из ближних бояр: и роды великие, и друзей много, во всем пространный смысл иметь и жить умеют; отдаю тебе, великому государю, мое крестное целование, за собою держать не смею по недостатку умишка моего".13

Последние восемь лет жизни Афанасий Лаврентьевич провел под Псковом, в Крыпецком монастыре.14 В 1672 году он постригся в монахи и получил монашеское имя Антоний.15.

Афанасий Лаврентьевич известен как виднейший государственный деятель 2-й половины неспокойного XVII века, незаурядный дипломат, специалист по военному делу, энергичный администратор, организатор почты, меценат, экономист - таким он вошел в историю России.

В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией.

Вместе с тем Ордин-Нащокин был нетерпим к произволу и анархии, допускаемым отдель­ными представителями боярской знати и час­тями русской армии. С гневом и горечью он писал в Москву о полоцких воеводах, грабивших литовскую шляхту и разорявших кре­стьян Друйской волости и обвинявших его самого в произволе и взяточничестве. В ответ на происки боярской знати Ордин-Нащокин настаивал на проверке своих дейст­вий, соглашаясь принять смертную казнь, если будут доказаны выдвинутые против него обви­нения. Объяснение Ордина-Нащокина, как вид­но, достигло цели. 11 марта 1656 года царь по ему 300 рублей денег и призвал «слу­жить и работать мужественно и дерзостно, не боясь никаго».

В 1658 г. его усилиями заключено было Валиесарское перемирие со Швецией, условия которого превзошли ожидания самого царя Алексея. В этих переговорах Нащокин показал много дипломатической сообразительности и уменья ладить с иноземцами. Он вытягал у поляков не только Смоленскую и Северскую землю и Восточную Малороссию, но и из Западной – Киев с округом. Заключение Андрусовского перемирия поставило Афанасия очень высоко в московском правительстве, составило ему громкую дипломатическую известность. Делая все эти дела, Нащокин быстро поднимался по чиновной лестнице. 16

Добившись в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей, получил чин боярина и стал во главе Посольского приказа, сменив на этом посту своего предшественника, Думного дьяка, печатника, Алмаза Иванова. Городовой дворянин по отечеству и происхождению, после заключения упомянутого перемирия он был пожалован в бояре и назначен главным управителем Посольского приказа с громким титулом «царской большой печати и государственных великих посольских дел сберегателя», то есть стал государственным канцлером. Московского государства, затем ему были вверены смоленский разряд, малороссийский приказ, чети Новгородская, Галицкая и Владимирская и некоторые другие отдельные управления».17

«Гремевшая в Европе слава тринадцатилетнего перемирия, которого желали все христианские державы», говорит один современник-поляк, «воздвигает Нащокину благороднейший памятник в сердцах потомков». Московского государства. Затем ему были вверены смоленский разряд, малороссийский приказ, чети новгородская, галицкая и владимирская и некоторые другие отдельные управления».18

Уже будучи настоятелем монастыря, Ордин- Нащокин сохранял интерес к событиям государственной жизни и международной политике России. Он не прекращал размышлять о судьбе дипломатических договоренностей с Польшей по вопросу об Украине. Исследовательница позднего литературного творчества А.Л.Ордина-Нащокина Т.Н.Копреева, разыскала в архивах его обстоятельные записки с обзором внешнеполитических проблем и «программой действий, рассчитанной на сохранение союзных отношений с Польшей и установление мира с Турцией». В 1678 г. Нащокин составляет сразу две записки: «Ведомство желательным людем» автобиографического характера, и «Извещение истинное с началу войны о Киеве с Украйной и царства Московского с королевством Польским миру совершение быти крепко». Адресованные царю, эти послания возымели действие, и о почтенном старце вспомнили в Москве и пожелали привлечь его к участию в дипломатических переговорах. Последнее упоминание о знаменитом Николо-Любятовском строителе старце Антонии находим в «меновой записи на пустоши Дмитриевского и Любятова монастырей от 7 апреля 1679 г.».

В том же году, когда возникли проблемы по переговорам с поляками, и королевские послы ожидались в Москву – царский гонец с именной грамотой от Федора Алексеевича примчался в Псков, и инок Антоний, облаченный в боярское платье, был препровожден в столицу. Как сообщает А.В.Терещенко, «Причиной такого вызова его было прибытие в Москву (в 1679 г.) польских послов: Киприана Бростовскаго и Яна Гнинскаго с поручением, продлить перемирие по Андрусовскому договору еще на тринадцать лет, потому что польское королевство, ослабевшее от много летных войн, имело в нем крайнюю нужду».19

§1.2. Министр иностранных дел Лавров Сергей Викторович в ХХI веке

Лавров Сергей Викторович родился 21 марта 1950, в Москве, закончил МГИМО. С 9 марта 2004 года, указом президента Российской Федерации назначен на пост министра иностранных дел Российской Федерации. В мае 2004 года после вступления в должность избранного на следующий срок президента Российской Федерации вновь назначен на пост министра иностранных дел. Аналогично переназначен в мае 2008 года после вступления в должность президента Дмитрия Медведева. 21 мая 2012 года в очередной раз получил портфель министра иностранных дел после вступления в должность президента Владимира Путина. Председатель Комиссии России по делам ЮНЕСКО (с апреля 2004 года).20

С 11 января 2010 года — член правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

В 1977 году советский дипломат Зорин Валериан Александрович напишет « Истории развития человеческого общества вопросы внешней политики государств, ее важнейшего средства — дипломатии всегда занимали видное место. И это вполне понятно, ибо с этими вопросами нередко была связана судьба целых народов и государств, вступавших по воле господствовавших эксплуататорских классов в конфликты друг с другом и решающих спорные вопросы силой оружия. Гораздо более важное значение приобретают вопросы международных отношений, внешней политики и дипломатии в нашу эпоху, когда коренные проблемы взаимоотношений государств и народов находятся в центре мирового развития, когда решение этих проблем не может быть найдено без активного участия многомиллионных масс народов всех континентов, жизненные интересы которых затрагиваются любым из этих решений». 21

В 2004 году С.В. Лавров начал заниматься переговорами со странами НАТО о ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).22 Необходимость нового соглашения была вызвана вступлением в НАТО Латвии, Литвы, Эстонии и Словении, которые не подписывали прежний договор и не были связаны обязательством не размещать на своей территории дополнительные войска и вооружения. РФ ратифицировала адаптированный ДОВСЕ, а представители США от имени всех членов НАТО заявили, что не будут его подписывать до тех пор, пока Россия не выведет свои войска из Грузии и Молдавии.

При этом, советский дипломат, доктор исторических наук В.И. Попов даёт свою оценку дипломатии, полностью диаметральной «Дипломатия - это по существу постоянное кредитование - сообщение другому дипломату определенной доверительной информации и получение от него аналогичных сведений»23.

В 2005 году С.В. Лавров также защищая интересы своей страны, судьбы своего народа, прилагает усилия и добивается соглашения о не размещении военных баз иностранных государств на территории Грузии, дипломат участвует в серии переговоров глав внешнеполитических ведомств России и Грузии по поводу вывода российских войск с территории Грузии. 30 мая 2005 года успешно было заключено соглашение, в соответствии с которым окончательный вывод российских войск должен был завершиться в течение 2008 года.24

В тоже время, Сергей Лавров, провел трудные переговоры с целью ратифицировать международный договор по ДОВСЕ25.

Российская дипломатия прилагала усилия по привлечению безвозмездного содействия для выполнения приоритетных программ в Глобальном партнерстве «Группы восьми» – уничтожения химического оружия и комплексной утилизации атомных подводных лодок. На эти цели получено около 181 млн. долл.

12 февраля 2008 года Министр иностранных дел С.В. Лавров от имени России и Китая официально внес на рассмотрение Конференции по разоружению в Женеве проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.

Продолжалось продвижение российской инициативы по мерам транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности. Соответствующий проект резолюции 63-й сессии ГА ООН, традиционно внесенный совместно сКНР, получил широкую поддержку, возросло число его соавторов.

Приоритетом также являлось повышение роли Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в осуществлении им контрольных функций и в развитии многостороннего сотрудничества в сфере атомной энергетики.

Российские представители активно участвовали в работе по укреплению режима Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). В Женеве Министр иностранных дел С.В.Лавров официально представил документ «Основные элементы международно-правовой договоренности о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (наземного базирования), открытой для широкого международного присоединения». Особое внимание оказывалось Договору по открытому небу (ДОН), имеющего большое значение для обеспечения военной безопасности России и укрепления доверия и транспарентности в отношениях между государствами, являющимися сторонами ДОН. С.В. Лавровым в рамках ближневосточного урегулирования велась плотная работа в ООН, а также с США, ЕС и ведущими странами региона по нормализации ситуации в зоне арабо-израильского конфликта, поддержке переговорного процесса между палестинцами и израильтянами, инициированию его на других треках26.

§ 1.3.Деятельность Ордин-Нащокина и Сергея Лаврова по установлению благополучия в Российском государстве

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, предлагал расширить экономические и культурные связи со странами Западной Европы и Востока, заключить союз с Польшей для совместной борьбы со Швецией за обладание побережьем Балтийского моря.

На деятельность по развитию торговли Ордина-Нащокина Ключевский Василий Осипович особо обратит внимание и напишет следующее «Из-за немецкого рубежа в Псков и из Пскова за рубеж провозили товары беспошлинно. Маломочные торговцы, не имея оборотного капитала, тайно брали у немцев деньги на подряд, скупали подешевле русские товары и как свои продавали, точнее, передавали их своим доверителям, довольствуясь ничтожным комиссионным заработком, «из малого прокормления». Этим они донельзя сбивали цены русских товаров, сильно подрывали настоящих капиталистов, должали неоплатно иноземцам, разорялись. Нащокин вскоре по приезде предложил псковскому посадскому обществу ряд мер, которые земские старосты Пскова, собравшись с лучшими людьми в земской избе (городской управе) «для общего всенародного совету», должны были обсудить со всяким усердием. Здесь при участии воеводы выработаны были «статьи о градском устроении», своего рода положение об общественном управлении города Пскова с пригородами в 17 статьях». 27

Важнейшие статьи положения касаются преобразования посадского общественного управления и суда и упорядочения внешней торговли, одного из самых деятельных нервов экономической жизни Псковского края. Посадское общество города Пскова выбирает из своей среды на три года 15 человек, из коих пятеро, по очереди, в продолжение года, ведут городские дела в земской избе. В ведении этих «земских выборных людей» сосредоточиваются городское хозяйственное управление, надзор за питейной продажей, таможенным сбором и торговыми сношениями псковичей с иноземцами; они же и судят посадских людей в торговых и других делах; только важнейшие уголовные преступления – измена, разбой и душегубство – остаются подсудны воеводам. Так псковский воевода добровольно поступался значительной долей своей власти в пользу городского самоуправления. В особо важных городских делах очередная треть выборных совещается с остальными и даже призывает на совет лучших людей из посадского общества.

При Ордин-Нащокине, впервые, на Руси, вводится понятие ссуда, для маломочных купцов. Ордин-Нащокин полагал, что русские люди, не могут действовать дружно, и противостоять перед иностранными крупными торговыми иноземцами. Поэтому в земской избе выдавались ссуды для купцов.

В годы царствования Алексея Михайловича развитию внешней торговли препятствовала система привилегий, которыми пользовались иноземные торговцы, русские купцы страдали от конкуренции иностранных торговцев, особенно с Запада. Засилье иноземного торгового капитала на внутреннем рынке России вызывало у русских купцов острое недовольство, поэтому, на всем протяжении XVII столетия, русские купцы продолжали просить царя упразднить эти привилегии, изгнать купцов-иноземцев (англичан, голландцев, гамбуржцев и др.) с внутреннего рынка. Внутри страны, русские купцы имели основания жаловаться на притеснения со стороны предъявителей администрации. Кроме этого, и в самом купеческом классе не было единства. Розничные торговцы, принадлежащие к тягловым городским общинам (посадам), возражали против преимуществ состоятельных оптовых купцов (гостей).

В докладной записке царю они жаловались, что иноземцы в торгах своих обижают русских торговцев, привозят худые и поддельные товары и что торговые русские люди разоряются в государевых заповедях и промыслах, которые страшно стесняют русскую торговлю, и просили, чтобы торги были свободными и производились согласно составленным московским купечеством уставным статьям, которые при докладе и были представлены государю.

Впервые это требование прозвучало в челобитной 1627 г. и затем было повторено в 1635 и 1637 гг. На Земском соборе 1648-1649 гг. русские торговые люди вновь потребовали высылки иностранных купцов. Настойчивые домогательства увенчались успехом: для защиты интересов русских купцов решено было принять Новоторговый устав, принятый 22 апреля 1667 года и завершивший первую таможенную реформу в Российском государстве. Он считается первым таможенным тарифом на Руси.

Во внешней торговле правительство с помощью Устава стремилась достичь активного торгового баланса. Поэтому главными целями Новоторгового Устава были увеличение импорта из заграницы золота и серебра, стимулирование товарооборота для сбора больших таможенных пошлин и помощь русским купцам в конкуренции с иностранцами.

Устав подробно излагал правила торговли русскими и иностранными купцами. Лейтмотивом Устава является то, что торговлю следует считать делом государственной важности, правительство должно поощрять купцов и предоставлять им свободу в ведении дела. Главное значение Новоторгового Устава состояло в том, что он вместо множества мелких торговых пошлин (явочной, езжей, мостовой, полозовой и др.) устанавливал единую пошлину в размере 5% с цены продаваемого товара. Кроме того, повышал размер пошлины с иностранных купцов.

Торговый устав, таким образом, способствовал развитию внутреннего обмена. В нем торговля рассматривается как важнейшая статья дохода Российского государства, торговая политика должна придерживаться идеи превышения вывоза товаров над ввозом, что будет способствовать накоплению национального капитала.

МИД России « периода Лаврова» вернул и укрепил России на позициях международного игрока. В Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» 28. Россия стала членом ВТО. ВТО-всемирная торговая организация.

Согласно вышеуказанного соглашения, стороны признают, что их отношения в области торговли и экономическая политика должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремлении к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможностей для этого путями, совместимыми с их соответствующими потребностями и интересами на различных уровнях экономического развития29

В тоже время Российское государство подошло к новому этапу дипломатии - дипломат адвокат, защитник. Деятельность дипломата Лаврова Сергея Викторовича в современном мире заключается в инициативе создания правовой базы для эффективной борьбы с терроризмом, в том числе ядерным.

При помощи Сергея Лаврова в 2016 году была разработана и утверждена президентом РФ « Концепция внешней политики Российской Федерации»нее включена такая цель, как « укрепление торгово-экономических позиций России в системе международных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических торговых за рубежом, недопущение дискриминации (этонегативноеотношение, предвзятость, несправедливость и лишениеопределенных прав к товару) российских товаров, услуг, инвестиций (вложение капитала-денежных средств в развитие какой либо деятельности».

§ 1.4. Новый этап дипломатии России – дипломатия адвоката, защитника

В своей исследовательской работе, мне бы хотелось затронуть современную дипломатию с незнакомой для эпохи Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина стороны.

Как следует из вышеуказанного, дипломатия в России развивалась от потребностей самого государства. Учитывая, что в разные эпохи дипломатия стремилась только на благо Российского государства, интересы дипломатии затрагивали все более обширные сферы на международной арене, а именно политической, экономической, экологической, гуманитарной. Дипломатия идет в сторону защиты климата планеты в целом, защиты интересов беженцев, защиты прав граждан Российской Федерации.

В современном мире МИД РФ занимается множественными вопросами: урегулирование региональных и международных конфликтов, нормотворческая деятельность (к примеру приказы МИД РФ о пересечении границы, приказы о выдаче паспорта гражданам российской Федерации за пределами РФ), МИД РФ наравне с другими структурами занимается работой по противодействию коррупции в Российской Федерации и рассматривает обращение граждан, участвует в переговорах глобальных вопросов по международной торговле, деятельность МИД РФ входит задача по созданию консульств за границей, в которые могли бы обращаться граждане Российской Федерации при тяжелых жизненных обстоятельствах за границей, МИД РФ ведет активную деятельность в экологической, гуманитарной дипломатии, участвуют в вопросах прав и защиты интересов граждан.

Наши дипломаты под руководством Сергея Лаврова активно освещают позицию нашего государства. Ратифицировав в 2004 году Киотский протокол30, Российская Федерация внесла решающий вклад в запуск этого важного инструмента международного сотрудничества по охране глобального климата. В 2012 году на 18 сессии ООН дипломаты озвучили позицию России и подготовили соглашение по экологической глобальной проблеме – по изменению климата. Учитывая возрастающий вклад авиа- и морских перевозок в глобальные антропогенные выбросы парниковых газов, Российская Федерация полагает, что создание международных рамок по снижению антропогенного воздействия на климат авиационного и морского транспорта является прерогативой соответствующих международных организаций - Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Международной морской организации.

Значительное внимание уделено различным аспектам формирования полицентричного миропорядка, работе в таких перспективных международных форматах как ШОС, БРИКС, РИК, «Группа двадцати», развитию ЕАЭС и укреплению его внешних связей, в том числе с АСЕАН, в интересах создания широкого евразийского экономического пространства, углублению разноплановой интеграции в рамках СНГ. Усилены положения о необходимости активизации антитеррористической борьбы и создания в этих целях широкого международного фронта на прочной правовой основе. При этом Концепция подтверждает незыблемость фундаментальных основ внешней политики России, ее самостоятельность, независимость, прагматизм, многовекторность, готовность развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными странами и группами государс

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя дипломатию при Афанасии Лаврентьевиче Ордин-Нащокине и Лаврове Сергее Викторовиче, сравнивая, анализируя, мы пришли к выводу, что дипломатия России значительно развивается от потребности самого государства. Дипломатия нашего государства развивалась от дипломата- вестника, и пройдя все этапы становления дошла до уровня дипломата-защитника. В эпоху Ордин-Нащокина ключевым фактором являлась безопасность государства от внешних угроз. В настоящее время, также, особое внимание уделено ответам России на вызовы международной безопасности. Дипломатия, в эпоху Афанасия Лаврентьевича, в вопросах экономической деятельности, защищала интересы торговли на внутреннем рынке от засилья иностранцев. Для Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина и Министра иностранных дел Сергея Лаврова главным вопросом являлось и является установлением мирного благополучия в Российской Федерации, оба дипломата на страже границ нашего государства не смотря на различные временные промежутки истории России, имеют общую оценку сохранения мира на территории России и соседних государств.

При этом в современном мире, дипломатия, защищает интересы нашей экономики на международной арене. Новое время, диктует свои правила, российская дипломатия ведет переговоры в глобальном масштабе: в гуманитарной отрасли, экономической, экологической, космической, ядерной, в сфере технологий. Отсутствующие отрасли во времена Ордин-Нащокина, породили новые темы для дипломатических переговоров и порождают ряд моментов, но одновременно и трудностей в дипломатической практике. Появился персональный, прямой, регулярный дипломатический диалог руководителей государств путем визитов, участия в многосторонних переговорах, обмена письмами (посланиями), телефонными разговорами, направлениями специальных посланников для передачи писем и обсуждений.

Если же говорить о дипломатии в целом, то в ней в связи с усложнением мира, быстрым его изменением, развитием средств коммуникации и т.д. все более важной становится аналитическая работа. Поэтому и при подготовке дипломатических кадров этому направлению придется уделять особо пристальное внимание.

В заключение следует подчеркнуть, что значение дипломатии несомненно, возрастает. Это обусловлено прежде всего тем, что силовые решения международных проблем, несмотря на их продолжающееся использование, становятся все более опасными. Кроме того, перестройка международных отношений, связанная с процессами глобализации, выходом на мировую арену негосударственных участников, ставит перед дипломатией задачи активного вовлечения в создание нового облика мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дубинин В.Ю. Искусство дипломатии. Российский совет по международным делам, аналитика [электронный ресурс] - http://russiancouncil.ru/ (Дата обращения: 18.01.2017 г.).

  2. Зорин В.А. Основы дипломатической службы [электронный ресурс] - http://fanread.ru/ (Дата обращения: 13.02.2017 г.).

  3. Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство. Курс лекций. – М.: Международные отношения, 2016, 575 с.

  4. Постников А.Б. Иноческое житие и благотворительная деятельность Ордин-Нащокина/ А.Б. Постников // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал - 2010, с 78-127

  5. Ключевский В.О. А.Л.Ордин-Нащокин // (Переиздание) – М. Книга по требованию, 2011, 22с.

  6. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси.- М.: Академический Проект, 2016.;— 351 с.

  7. Международное соглашение, дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года

  8. Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994

  9. Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) от 19 ноября 1990

  10. http://www.mid.ru/ru/home [электронный ресурс]

  11. https://ru.wikipedia.org [электронный ресурс]

1 Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство: Курс лекций, 2016 год

2 Дубинин В.Ю. Искусство дипломатии // Российский совет по международным делам, аналитика, 2013 год

3 Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство: Курс лекций, 2016 год

4 Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси // Академический проект, 2016 год

5 https://ru.wikipedia.org [электронный ресурс]

6 Ключевский В.О. А.Л.Ордин-Нащокин // (Переиздание) Книга по требованию, 2011 год

7 Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство: Курс лекций, 2016 год

8 Организационно-правовые аспекты голосования российских граждан за рубежом // Методическое пособие Москва 2012

9 Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство: Курс лекций, 2016 год

10 Ключевский В.О. А.Л.Ордин-Нащокин // (Переиздание) Книга по требованию, 2011 год

11 Тот же источник

12 https://ru.wikipedia.org [электронный ресурс]

13 Ключевский В.О. А.Л.Ордин-Нащокин // (Переиздание) Книга по требованию, 2011 год

14 Постников А.Б. Иноческое житие и благотворительная деятельность Ордин-Нащокина//Псков,2010

15 Постников А.Б. Иноческое житие и благотворительная деятельность Ордин-Нащокина//Псков,2010

16 Ключевский В.О. А.Л.Ордин-Нащокин // (Переиздание) – М. Книга по требованию, 2011 год

17 Ключевский В.О. А.Л.Ордин-Нащокин // (Переиздание) – М. Книга по требованию, 2011 год

18 Ключевский В.О. А.Л.Ордин-Нащокин // (Переиздание) – М. Книга по требованию, 2011 год

19 Тот же источник

20 https://ru.wikipedia.org [электронный ресурс]

21 Зорин В.А. Основы дипломатической службы// http://fanread.ru/[электронный ресурс]

22 Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) от 19 ноября 1990

23 Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство: Курс лекций, 2016 год

24 http://art-of-diplomacy.ru/books/item/f00/s00/z0000003/index.shtml [электронный ресурс]

25 10 марта 2015 года Российская Федерация приняла решение приостановить своё участие в заседаниях Совместной консультативной группы с 11 марта 2015 года. Таким образом, объявленное Россией в 2007 году решение приостановить действие ДОВСЕ становится полным.

26 Обзор внешнеполитической деятельности / http://www.mid.ru/ru/home [электронный ресурс]

27 Ключевский В.О. А.Л.Ордин-Нащокин // (Переиздание) – М. Книга по требованию, 2011 год

28 Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994

29 Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994

30 Международное соглашение, дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года

2

Просмотров работы: 389